О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» icon

О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления»



НазваниеО. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления»
страница1/3
Дата конвертации20.08.2012
Размер413,41 Kb.
ТипПрограмма
скачать >>>
  1   2   3

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 41 городского округа Тольятти






Директор МОУ средней школы № 41




О.М. Давыдов



Программа элективного курса

«История потребления»

X-XI класс



Авторы-составители:

Сизенцов Олег Николаевич, учитель обществознания, экономики




Сизенцова Елена Владимировна, учитель обществознания, истории



Тольятти, 2009

Пояснительная записка

к программе элективного курса «История потребления»


1. Общие сведения о программе

1.1. Актуальность, необходимость программы


Программа элективного курса «История потребления» ориентирована на учащихся X-XI класса, изучающих обществознание, экономику на профильном уровне. Вместе с тем, содержание курса способно вызвать познавательный интерес у старшеклассников вне зависимости от профиля обучения.

Основа содержания курса – творческое наследием французского историка и экономиста Ф. Броделя. Речь идет, в первую очередь, о его книге «Структура повседневности: возможное и невозможное».

Общество, по словам Ф. Броделя, это медленная, незаметная, сложная история; это память, упрямо повторяющая уже найденные, знакомые решения. Очень важно, что в «Структуре повседневности: возможное и невозможное» в сферу интересов Ф. Броделя входит весь мир. Им учтены памятники, позволяющие судить о материальной культуре и обычаях Сибири и Египта, Китая и Африки, Европы и Америки. Земледелие и рыболовство, голод и изобилие, одежда и жилище, отопление и освещение, история болезней и эволюция структуры питания, праздники и будни - все это и многое другое структурировано Ф. Броделем вокруг человека в его быстротечности и повседневности. Интерпретация истории, предложенная Ф. Броделем, позволяет существенно расширить общую эрудицию старшеклассников, научить их искать объективные закономерности в привычном мире вещей, лучше понять логику развития и перспективы современного общества массового потребления.

Актуальность курса подтверждается тем, что любого человека окружают вещи, предметы (товары и услуги), являющиеся экономическими благами. Они привычны, повседневны. Но привычное, не означает известное. Большинство людей не имеет представления, не задумывается об истории потребления и тенденциях его развития. Курс позволяет уйти от потребительского (неосознанного) отношения к материальному миру современной цивилизации к его рациональному научному пониманию.

В курсе анализируются реальные процессы, факты (в их структурной

взаимосвязи), связанные с историей развития потребления в России, Европе, Азии, Африке, Америке. Их знание позволяет существенно улучшить уровень подготовленности старшеклассников по экономике, истории, обществознанию.

В соответствии с Основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу приоритетом образования для модернизации общества в первую очередь должно стать облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений. Последнее не представляется возможным без формирования культуры сознательного, цивилизованного потребителя, понимающего психологические и экономические основы своего поведения.


1.2. Цели и задачи программы


Основная цель курса состоит в том, чтобы сформировать у учащихся X и XI профильных классов представление об истории, основных тенденциях, перспективах развития и закономерностях потребления как основы экономики и повседневной жизни человека.


Задачи:

  • Формирование у уч-ся X и XI классов представления о материальной истории и тенденциях развития цивилизации в интерпретации Ф. Броделя;

  • Формирование у уч-ся X и XI классов экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин через изучение малоизвестных фактов истории потребления;

  • Дальнейшее развитие у уч-ся X и XI классов способности к личному самоопределению, самореализации, самообразованию через овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • Воспитание у уч-ся X и XI классов уважения к труду и его результатам – материальным объектам цивилизации;

  • Содействие расширению у старшеклассников опыта применения полученных знаний и умений.



1.3. Общая характеристика учебного процесса: методы и формы работы,

средства обучения


Курс «История потребления» рассчитан на учащихся 10 и 11 классов, изучающих предмет «Экономика» на базовом или профильном уровне.

Учебный процесс ориентирован на удовлетворение потребности старшеклассников в дополнительном экономическом, социальном образовании, личностно-ориентированном по форме и современном по содержанию. Базовыми принципами реализации курса являются принципы последовательности и преемственности.

На занятиях предусмотрено включение учащихся в практическую деятельность. Предполагается использование таких активных методов обучения, как проблемное изложение учебного материала, эвристическая беседа, эвристический семинар (диспут), работа учащихся в парах и малых группах. В рамках реализации курса используются урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум и др. Активизация методов обучения достигается путем широкого применения компьютерной техники, аудио- и видеоматериалов, Internet-ресурсов.


1.4. Характеристика временных и материальных ресурсов,

необходимых для освоения курса

Программа элективного курса «История потребления» представлена двумя вариантами. По первому варианту изучение программы курса рассчитано на два учебных года (X и XI класс), 68 часов, 1 час в неделю. При этом половина учебных часов отведена на практическую деятельность учащихся (поисковое чтение, работа с учебными текстами, диаграммами, схемами, таблицами, дискуссия, взаимная проверка и др.). Второй вариант предполагает возможность ускоренного прохождения программы курса за один учебный год, 34 часа, 1 час в неделю. Выбор варианта определяется старшеклассниками и их родителями (законными представителями).

Для успешной реализации программы необходимы следующие материальные ресурсы:

- инструкции по порядку работы с алгоритмами фокусного чтения;

- правила учебной дискуссии, диалога (диспута);

- правила взаимной проверки алгоритмов фокусного чтения;

- учебные тексты (таблицы, диаграммы и т.д.);

- бланки алгоритмов фокусного чтения;

- технологические карты накопительной рейтинговой оценки;

- сводная зачетная ведомость (бумажный, электронный носитель);

В целях повышения эффективности, наглядности изучения содержания программы курса требуется активное использование персонального компьютера, мультимедиа-проектора, экрана, сканера, копира (демонстрация презентаций, тиражирование информационных материалов). Оптимальным является проведение учебных занятий курса на базе школьного компьютерного класса, медиацентра, оснащенных интерактивной доской, локальной сетью, доступом в Internet.


2. Содержательная часть

Вариант I.

Два года обучения (X-XI класс)

2.1.1. Учебно-тематический план курса «История потребления», вариант I.



п/п

Наименование темы

Всего

часов

В том числе

теория

практика

X класс (34 часа)



Введение. О курсе «История потребления».

1

1

0



Фокусное чтение (ФЧ) и развитие мышления человека в рамках курса "История потребления".

2

1

1



Основные понятия теории потребления.

2

1

1



Фернан Бродель и его книга «Структура повседневности: возможное и невозможное».

1

1

0



Население мира: приливы и отливы. Материальный прогресс и демография. Климат и человечество.

2

1

1



Города, армии и флот как индикаторы развития материальной цивилизации.

2

1

1



Плотность населения и уровни цивилизации.

2

1

1



Голод: прошлое и настоящее.

5

2

3



История человечества - история болезней.

4

1

3



Старый биологический порядок и его завершение.

2

1

1



История хлеба.

4

2

2



Цивилизации риса, кукурузы, картофеля.

3

2

1



Аграрные (Продовольственные) революции XVIII - XXI в.в.

4

2

2

XI класс (34 часа)



Роскошь и массовое потребление (3 час).

3

2

1



Европа плотоядная. История потребления мяса в Европе (2 час)

2

1

1



Стол. Застолье. Сервировка. Этикет (2 час).

2

1

1



Повседневность: соль, молоко, сыр, жир, яйцо и рыба (2 час).

2

1

1



История овощей (3 час).

3

1

2



История потребления перца, других пряностей и приправ (3 час).

3

1

2



История сахара (2 час).

2

1

1



Вода, вино и другие напитки. История мирового алкоголизма (2 час).

2

1

1



История потребления шоколада и кофе

(2 час).

2

1

1



История чая (3 час).

3

2

1



Табак: история иррационального потребления (2 час).

2

1

1



Дом и мебель: роскошь и повседневность

(2 час).

2

1

1



Камин, печь, плита, комфорт и гигиена (2 час).

2

1

1



История костюма и моды (3 час).

3

1

2



Итоговое занятие: дверь в мир Броделя приоткрыта!

1

1

0

Итого:

68

34

34


2.1.2. Содержание элективного курса «История потребления»

(X-XI класс), вариант I.

X класс (34 час).

Введение. О курсе «История потребления» (1 час).

Цели и задачи курса. Содержание курса и подготовка к качественной сдачи ЕГЭ по обществознанию. Накопительная (кумулятивная) зачетная система по курсу.


Фокусное чтение (ФЧ) и развитие мышления человека в рамках курса "История потребления" (2 час).

Курс и развитие мышления человека. Логика человека. Память и восприятие. Чтение и его виды. Фокусное чтение. Изучающее чтение. Алгоритм чтения. Идентификация учебного текста, предвосхищение его содержания. Абзац. Фокусное суждение. Оценка фокусного суждения. Доминанта. Вывод.


Основные понятия теории потребления (2час).

Теория потребления, спроса и предложения. Быстрое потребление. Показное (престижное, имиджевое, демонстративное) потребление. Роджер Мэзон. Общество массового потребления. Потребитель. Нужда, потребность, запрос. Депривация. Товары. Товары спонтанного спроса. Вещизм. Шопинг. Консюмеризм и самоограничение. Потребление в богатых и бедных странах. Кризисы потребления. Потребительский бум в России: плюсы и минусы для экономики страны.


Фернан Бродель и его книга «Структура повседневности: возможное и невозможное» (1 час).

Фернан Бродель. Жизнь и творчество. Школа "Анналов". Материальная цивилизация. История повседневности и история экономики: элитарность и эгалитаризм.


Население мира: приливы и отливы. Материальный прогресс и демография. Климат и человечество (2 час).

Численность населения мира: противоречивая динамика. Демографический подъем. Демографическая перегрузка. Демографический спад и его значение. Флуктуации. Биологический крах индейских цивилизаций в эпоху Конкисты. Определение численности населения планеты в различные исторические эпохи. Климатические изменения, потребление, демография. Макропаразитизм человечества и его пределы (микропаразитизм). Прогноз ООН по численности человечества к 2025 г.


Города, армии и флот как индикаторы развития материальной цивилизации (2 час).

Война в истории человечества. Военная сила в эпоху старого биологического порядка. Военная техника и человеческие ресурсы. Война и потребление.


Плотность населения и уровни цивилизации (2 час).

Историческая демография. Ассиметрия плотности населения: причины, последствия. Цивилизация и дикость. "Маргинальные" народы. Человек и природа.


Голод: прошлое и настоящее (5 час).

Голод. Локальные и национальные голодовки. Голод в исторической ретроспективе (Западная Европа, Африка, Азия, Россия). Законы о бедных. Работные дома. Малый ледниковый период и голод (XVI-XVII в.в.). Смутное время. Сталинский голодомор. Цинга, пеллагра, бери-бери и голод. Голод и ООН. Статистические данные по проблеме голода в XX веке. Цели развития и Декларация тысячелетия ООН. Перспективы и направления борьбы с голодом до 2015 года.


История человечества - история болезней (4 час).

Медицина и болезни в истории человечества. Эпидемия, пандемия. Грипп, Чума, Туберкулез и др. Цикличная история болезней. Черная смерть (XIV в) и Великая Чума (XVII в) и их влияние на социально-экономическое развитие Европы. Инфекции и война миров: от эпохи Колумба до современности. Пир во время чумы.


Старый биологический порядок и его завершение (2 час).

Демография и потребление. XVIII век. Материальный прогресс. Продолжительность жизни (история и современность). Колонизация. Демографический взрыв. Статистические данные по динамике народонаселения. Проблема перенаселения. Антропогенная среда. Агрессивный город. Рурализация.


История хлеба (4 час).

Структура. Качество питания. Зависимость структуры питания от плотности населения. Неолитическая революция VII - VI тыс. до нашей эры. Роль земледелия для развития цивилизации. Соотношение мясной и растительной пищи в различные исторические эпохи. Пшеница и другие зерновые культуры. Севообороты. Низкие урожаи: компенсации и катастрофы. Повышение урожайности. Переход к интенсивной агрокультуре. Способ жатвы: коса или серп. Локальная и международная торговля хлебом. Значение экспорт, импорт хлеба в различные исторические эпохи (Россия, Польша и др). Режим питания. Хлеб и калории. Городское и сельское потребление хлеба. Цены на хлеб и уровень жизни. Качество хлеба и социальное неравенство. Закон Энгеля и потребление хлеба. Динамика цен на хлеб в различные исторические эпохи.


Цивилизации риса, кукурузы, картофеля (3 час).

Цивилизация риса. Рис и пшеница: сравнительный анализ. Значение риса для Азии (Дальнего Востока). Рис суходольный, рис поливной. Рисовые плантации. Особенности сельскохозяйственного цикла. Потребление риса. Великий демографический подъем Южного Китая (XIII в), роль риса. Симбиоз города и деревни. Демографические перегрузки в Индии. Кукуруза (маис), история происхождения и распространения. Маис, картофель и древние цивилизации Америки. Империя инков: общественный уклад, быт, традиции, потребление. Чинампа и Теотихуакан.


Аграрные (Продовольственные) революции XVIII - XX в.в. (4 час).

Доминирующие растения. Мотыжное и пахотное земледелие. Экстенсивное и интенсивное с/х воспроизводство в различные исторические эпохи. История распространения картофеля, сахарного тростника, томата, фасоли и др. Влияние доминирующих зерновых культур на демографический успех человечества. Проблема биотоплива (биоэтанола) на рубеже XX-XXI в.в. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (FAO). Прогнозы мирового баланса производства и потребления зерновых. Мировой и российский рынок зерна. Производство и потребление сои. Проблема генномодифицированных организмов (ГМО) и продуктов питания с генномодифицированными добавками (pro- и contra-). Мировая аграрная рецессия: негативный прогноз или реальность. Питание в будущем. Геополитика.

  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconРыбакова Людмила Александровна учитель русского языка и литературы высшей категории программа разработана на основе программы элективного курса: Смирнова Л. Г. Культура русской речи: программа
Программа разработана на основе программы элективного курса: Смирнова Л. Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. —...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconС. В. Колкунова, моу сош №49, г. Белгород Гидро- и аэростатика Программа элективного курса
Основная функция данного элективного курса – это поддержка профиля обучения. В данном курсе углублённо изучаются отдельные разделы...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма элективного курса предпрофильной подготовки учащихся
Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки, сувениры, декоративные панно. Для знакомства с этим видом дпи разработана...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма курса по выбору или элективного курса
Предметом конкурса является разработка программы курса по выбору или элективного курса предпрофильной подготовки и профильного обучения....
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма предпрофильного элективного курса «Увлекательная история»
Программа предназначена для учителей истории, осуществляющих предпрофильную подготовку в 9-х классах
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма элективного курса «Отечественная война 1812 года»
России. Но чем больше проходит времени отдаляющего нас от этого решающего для нашей страны события, тем меньше остаётся в школьном...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма элективного курса ( модуля) 34 часа Москва 2007 Глобальное потепление Программа элективного курса ( модуля). 34 часа. Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для преподавания курса «Глобальное потепление»
«Глобальное потепление», рассчитанного на школьников 8-10 классов, занимающихся в группах дополнительного образования. Программа...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма элективного курса (уравнении и неравенства)
Для того, чтобы познакомить учащихся с интересными, нестандартными задачами и расширить, углубить знания обучающихся считаю целесообразным...
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма курса "Экология жилища человека" Корабейникова Н. Г. Материал взят с сайта Пояснительная записка. Программа рассчитана на 34 часа 1 час в неделю. Программа элективного курса "Экология жилища человека" предназначена для учащихся
Программа элективного курса “Экология жилища человека” предназначена для учащихся 9 классов
О. М. Давыдов Программа элективного курса «История потребления» iconПрограмма элективного курса «Ржевская битва. История и современность»
Предпрофильный элективный курс: «Ржевская битва. История и современность» предназначен для обучающихся 9 классов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы