Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» icon

Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3»



НазваниеМетодическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3»
Дата конвертации20.08.2012
Размер102,16 Kb.
ТипМетодическая разработка
скачать >>>

Методическая разработка экологической недели в начальной школе


Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Бийск Алтайский край


Все мы дети природы, и с малых лет должны познавать её

и непременно учиться любить, оберегать,

разумно пользоваться ею.

Высшая культура человека – это гармония между

человеком и природой.


Традиционно в нашей школе в октябре месяце проводится экологическая неделя. В её проведении принимают участие все начальные классы. Посильную помощь оказывают родители, ученики старших классов.

Экологическая неделя оказывает большую помощь в более глубоком изучении природы. Создаются благоприятные условия для формирования у детей таких положительных качеств личности, как любознательность, наблюдательность, чувство прекрасного. Происходит развитие духовного мира детей, их интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: формировать экологическую культуру младших школьников.

Задачи:

  • углублять знания школьников о природе;

  • развивать и поддерживать у детей устойчивый интерес к окружающему миру;

  • агитировать к здоровому образу жизни;

  • создавать условия для развития навыков самовоспитания экологической культуры и ответственного отношения к окружающей среде;

  • формировать активную жизненную позицию в решении экологических проблем, выполнять посильную практическую природоохранительную работу;

  • воспитывать бережное отношение и любовь к природе, а так же чувства ответственности за свои действия в природе.

Основные формы работы: акции, коллективные творческие дела, экологические игры, конкурсы, выставки, рейды, соревнования, викторины, турниры, фестивали, экскурсии, экологические праздники. Традиционно проходят школьные туры олимпиад по экологии.

Неделя экологии проводится под девизом: «Зелёную планету нашу сумеем сделать ещё краше».

В основе сюжетно-ролевая игра «Экологическая экспедиция «Спасём землю!»». В течение недели дети путешествуют, осуществляя остановки на различных станциях:

«Стартовая»

«Здоровячки»

«Флора»

«Фауна»

«Экологическая»

«Игровая»


Содержание экологической недели


День первый «Станция Стартовая»

Линейка – открытие недели, на которой дети знакомятся с условиями игры и маршрутом путешествия: «Наша планета в опасности! Чтобы её спасти, нужна сильная и сплочённая команда, обладающая всеми необходимыми знаниями. Каждый класс – команда, у которой есть своё название, девиз и капитан. Командам предстоит совершить экологическую экспедицию с целью приобретения необходимых для спасения Земли знаний, умений и навыков. В игре каждый должен проявить себя как личность».


Фотовыставка «Я живу на Алтае» (для всех)

1 класс. Конкурс рисунков «Золотая осень Алтая»

2 класс. Выставка осенних букетов «Цветы приносят радость»

3 – 4 классы. Выпуск тематических газет «Лекарственные растения Алтая», «Знай, люби и береги», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и т. д.


День второй «Станция Здоровячки»

Выпуск листовок «Здоровье - жизнь» (для всех)

1 класс. Устный журнал «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

2 класс. Игра «Светофор здоровья»

3 класс. Театрализованное представление «Огонёк здоровья»

4 класс. КВН «Наше здоровье»


День третий «Станция Флора»

Выставка «Дары природы», на которой представлены поделки из природного материала (для всех)

1 класс. Конкурс аппликаций «Мир растений»

2 класс. Агитбригада «Лекарственные растения Алтайского края»

3 класс. Брейн – ринг «Знатоки природы»

4 класс. Творческий проект «Красная книга природы»


День четвёртый «Станция Фауна»

Фотовыставка «Эти забавные животные» (для всех)

1 класс. Викторина «В мире животных»

2 класс. Игра «Счастливый случай»

3 класс. Игра «Поле чудес»

4 класс. Игра «Зигзаг удачи»


День пятый «Станция Экологическая»

Музей асфальтовой живописи «Сохрани живую природу» (для всех)

1 класс. Конкурс экологических знаков

2 класс. Игра «Устами младенца»

3 класс. Игра «Экологическое ассорти»

4 класс. Игра «Крестики - нолики»


День шестой «Станция Игровая»

Конкурс стихов поэтов Алтая «Природа вокруг нас» (для всех)

1 класс. Праздник «В гостях у рыженькой осени»

2 класс. Игра – аукцион «Загадки лесной опушки»

3 класс. Игра «Звёздный час»

4 класс. Олимпиада


День седьмой

Подведение итогов экологической недели. Награждение активных участников и команды – победителей.


Экологическое ассорти


Цель: формирование активной жизненной позиции в решении экологических проблем; воспитание чувства доброты, ответственности, сплочённости.

Форма проведения: командная викторина.

Оборудование:

1. Плакат с названием мероприятия. Рисунки на темы: «Растения», «Звери», «Насекомые», «Птицы», «Рыбы», обозначенные определённым цветом.

2. Диск, состоящий из 6 секторов разного цвета

3. Кроссворд «Птицы».

4.Шесть конвертов разных цветов: зелёный (растения), красный (звери), жёлтый (насекомые), синий (рыбы), фиолетовый (птицы), чёрный (экологические ситуации). Два конверта с сюрпризом.

5. Карточки «Что такое Красная книга?»

6. Часы песочные.


Ход мероприятия.


Ведущий: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Оно называется «Экологическое ассорти». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов её оберегать.

Если команда отвечает сразу, получает 5 баллов. После первой подсказки – 3 балла, с помощью зала – 1 балл.

Какой вопрос вам достанется – будет зависеть от того, как вы бросите кубик. Цветовая грань кубика определяет ваш вопрос.


I Рыбы.

1 команда.

- У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, мелких и средних птиц, а ещё часы, монеты – видимо, хищница принимает их за рыбку с яркой чешуёй. Что это за рыба? (Акула)

Вопросы для зала: Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба – парусник может плыть со скоростью 100 км/ч)

2 команда.

- Это самая большая из пресноводных рыб, обитающих в России. У неё нет чешуи. Предпочитает жить на дне водоёма, где её часто не отличишь от бревна. У этой рыбы даже есть усы. (Сом)

Вопрос для зала: Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете, она складывает плавники вдоль тела.)

2. Конкурс художников «Где у рыбки глазки? Где у рыбки хвост?» (с завязанными глазами нарисовать рыбку.)

II Птицы.

1. Игра «Кто больше?».

Команды по очереди называют птиц, живущих в Алтайском крае.

- Где и почему живут лебеди на Алтае? (Лебединое озеро, в любое время года температура одинаковая +10)

- Какая птица Алтая занесена в Красную книгу? (Дрофа)


2. Кроссворд «Птицы».


По горизонтали:


2. Днём слепа бывает, а ночью





1







2













3






















4




















































5




6







7











































8





















прозревает.

(Сова).

4. Кто в беретке ярко – красной,

В чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

(Дятел).

7. Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей).

8. По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит.

(Гусь).


По вертикали:

1. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

(Цапля).

2. На вид неказист, зато голосист.

(Соловей).

3. Днём спит, ночью летает, прохожих пугает.

(Филин).

5. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день по пашне вскачь,

И зовётся птица…(грач).

6. Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу.

(Петух).


III. Звери.

1. Игра «Угадай, кто я?»

- Вы задаёте мне вопросы о животном, изображено на рисунке, на которые я отвечаю «да» или «нет». После того, как все вопросы будут заданы, вы должны угадать, кто здесь нарисован.

- Какое животное похоже на кошку, с кисточками на ушах? (Рысь)


2. Ответить на вопросы:

- Назовите редких зверей Алтая. (Снежный барс, красный волк, каменная курица, сибирский козерог, архар, северный олень)

- Из рогов, какого животного делают ценное лекарство? (Из рогов марала)


IV. Растения.

1. Ответить на вопросы:

- Почему полезно есть ягоды смородины, земляники, шиповника? (Они богаты витаминами)

- Какое дерево самое сладкое? (Липа)

- Какой цветок без листьев цветёт? (Мать-и-мачеха, листья появляются после цветения)

- Назовите вечнозелёный кустарник, растущий в горах Алтая. (Туя)


2. «Узнай растение Алтайского края по ветке».

Берёза, дуб, ель, сосна, малина, липа, рябина, смородина.


V. Экологические ситуации.


а) На экскурсии дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать её и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав.

(Сон-траву нельзя рвать. Она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена, посадить в не слишком затемнённом месте.)


б) Серёжа рассказал о том, что, когда они с папой гуляли в лесу, развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара. А банки и пакеты закопал.

- Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя?

(Кострище в лесу не зарастает 5 – 7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)


VI. Красная книга.

1. Карточки.

Что такое «Красная книга?» - выбери карточку с правильным ответом:

- книга в красной обложке;

- книга учёта животных;

- книга «боли».


2. Выступления команд о растениях и животных Алтайского края, занесённых в Красную книгу.


VII. Музыкальная страничка

- Песню «Не дразните собак»: 1 команде промяукать, 2 команде прогавкать.


VII. Гонка за лидером.

1. Дикое хищное животное с пушистым рыжим хвостом (лиса).

2. Птичий домик (гнездо).

3. Дерево – символ нашей Родины (берёза).

4. Ночная птица (сова).

5. Нос птицы (клюв).

6. Ребёнок кошки (котёнок).

7. Курица мужского рода (петух).

8. Кто спит под своими ушами (заяц).

9. Какую траву даже слепые знают (крапиву).

10. Зимнее логово медведя (берлога).

11. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. Что за птица (сорока).

12. Колобок, обросший иголками (ёжик).

13. Кто из обитателей болота стал женой Ивана – Царевича (лягушка).

14. Из какого дерева делают спички (осина).

15. Что снесла курица (яйцо).

16. В воде купался, сухим остался (гусь).

17. Какая рыба в праздники надевает шубу (селёдка).

18. Кто бежит задними ногами вперёд (заяц).

19. У кого уши на ногах (у кузнечика).

20. Что теряет лось каждую зиму (рога).

21. Что случается с пчелой после того, как ужалит (умирает).

22. Двоюродные братья зайцев (кролики).

23. Какая птица выводит птенцов зимой (клёст).

24. Какая рыба к старости становится горбатой (горбуша).

25. Кто может пить ногой (лягушка).

26. Чем больше колец, тем старше жилец (дерево).

27. Маленькая, лёгонькая, а за хвост не поднимешь (ящерица).

28. Кто спит вниз головой (летучая мышь).

29. У кого самый чуткий нос (у бабочки).

30. У каких птиц самки больше и сильнее самцов (у хищных).


Подведение итогов, награждение победителей.






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconСтихотворное эссе «Универсиада 2013: мой город и я» Автор: учитель начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа №69»
Автор: учитель начальных классов мбоу «Средняя общеобразовательная школа №69» Приволжского района г. Казани
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconА. В. Киселёва Методика работы над развитием техники чтения в начальной школе
Киселёва. А. В.– учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Воткинска ур
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconИспользование компьютерной программы «Семейный наставник» в начальной школе
Демченко Наталья Вениаминовна, учитель начальных классов, моу "Средняя общеобразовательная школа №7 им. И. А. Кобеляцкого п. Чульман",...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconИспользование компьютерной программы «Семейный наставник» в начальной школе
Демченко Наталья Вениаминовна, учитель начальных классов, моу "Средняя общеобразовательная школа №7 им. И. А. Кобеляцкого п. Чульман",...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconМетодическая разработка «Применение технологии уде во время словарной работы на уроках русского языка»
Место работы (полное наименование общеобразовательного учреждения в соответствии с Уставом), должность учитель начальных классов...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconМезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района «Школа России». Математика. Моро. 1 класс. Тема урок
Учитель: Мезенцева Елена Викторовна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconГригорьева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов моу журавлевская средняя общеобразовательная школа Каргапольского района «Школа России». Математика. Моро. 4 класс. Тема урок
...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconКурыжова Татьяна Александровна Учитель начальных классов Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23»
Праздничное мероприятие было реализовано в рамках проведения в школе месячника: «Мы – здоровое поколение»
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» icon«зов джунглей» Внеклассное мероприятие по Окружающему миру и зож в рамках предметной недели начальных классов на базе моу «Четырчинская средняя общеобразовательная школа» Подготовила и провела: Макарова Т. А. учитель начальных классов
Представление участников игры. У каждого на груди приколот рисунок того зверя, роль которого он исполняет; каждый загадывает о себе...
Методическая разработка экологической недели в начальной школе Автор: Остроухова Римма Александровна учитель начальных классов моу «Средняя общеобразовательная школа №3» iconПроект «Формирование учебной деятельности младших школьников»
Автор: учитель начальных классов Шибаева Марина Николаевна моу «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Чебоксары»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы