Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок icon

Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок



НазваниеГ о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок
г.о. Тольятти<><><><>Разработка уроков для 10 класса по теме:<>
Дата конвертации20.08.2012
Размер100.9 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 54

г.о. Тольятти


Разработка уроков для 10 класса

по теме:

«Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина»

(опыт православного прочтения)


Учитель русского языка и

литературы МОУ СОШ № 54

Сивова Н.Н.

Урок № 1

Философские воззрения М.Е. Салтыкова – Щедрина и его отношение к Евангелию.


Цель урока: Ознакомить учащихся с мировосприятием Салтыкова - Щедрина; определить глубинную связь между «Сказками» и Ветхим и Новым Заветом, формировать правильное отношение к православной культуре, развивать речь, мышление.


Средства наглядности: картина Н.Н. Ге «Тайная вечеря»


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Сообщение учителя

- Сегодня мы поговорим о личности и творчестве русского писателя –сатирика Салтыкова – Щедрина, о его «Сказках» и о Библии. Такое сочетание кажется нетрадиционным и непривычным.

На первый взгляд, Библия не может иметь ничего общего с социальной сатирой Салтыкова – Щедрина, но это не так.

В 7 классе вы, ребята, изучали «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», в которой автор высмеивает духовное ничтожество административно-бюрократической верхушки общества.


Вопрос: так о чем писал Салтыков – Щедрин? Почему повседневная жизнь изображена так странно: генералам не сидится в Петербурге, и они оказываются на острове, где пища растет, ползает, летает?

Ответ: Выламывая героев из привычного окружения, сталкивая их в неестественной ситуации, Салтыков – щедрин творит над ними художественный суд, показывая неестественность самой русской действительности, породившей подобные отношения между людьми.

Учитель: Таким образом, писатель не просто наблюдает, а еще и размышляет над событиями, определяя текущее и вечное. Чтобы выразить вечное в текущем, Салтыков – Щедрин использовал библейские сюжеты и мотивы, способные образно, емко передавать важное общечеловеческое содержание.

Вопрос классу: Так что же такое Библия?

Ответ: Библия – это философские размышления о смысле и оправдании человеческой жизни.

Вопрос: Знал ли Салтыков – щедрин библейские тексты, если да, то как они повлияли на формирование его восприятия?

Ответ учащихся, заранее ознакомившихся с биографическим и творческими фактами, способными прояснить этот вопрос:

- Писатель с детства прекрасно знал и понимал Библию, в особенности Евангелие, сыгравшим уникальную роль в его самовоспитании.
В последнем романе «Пошехонская старина» автор так передает впечатление от соприкосновения с этой великой книгой (зачитывается отрывок)

«Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Роясь в учебниках, я отыскал «Чтение из четырех евангелистов», а так как книга эта была в числе учебных руководств, то я принялся и за нее наравне с другими учебниками. Для меня эти дни принесли полный жизненны переворот. Главное, что я подчерпнул из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести»

Вопрос учителя: Какой вывод можно сделать на основании зачитанного?

Ответ: Чтение Евангелия имело большое влияние на склад мировоззрения Салтыкова – Щедрина. Писатель понял, что самая великая ценность – человеческая личность. Отныне Салтыков – щедрин становится борцом против духовного рабства.

Слово учителя: Мировосприятие писателя определило активное использование Щедриным библейских образов в своем творчестве. Большое влияние на творчество сатирика оказали произведения других писателей и художников.

(Обращается внимание на картину Н.Н. Ге «Тайная вечерня»)

В 1863 году Ге привез их Флоренции в Петербург только что написанное полотно на евангельский сюжет – «Тайная вечерня». Оно имело огромный успех, вызвало много отзывов, рецензий, но самой дорогой автор картины считал рецензию Салтыкова – Щедрина, вошедшую в цикл его очерков «Наша общественная жизнь» (очерк 6. Ноябрь 1863 год)

Прежде чем процитировать слова Щедрина, обратим внимание на колорит и композицию картины. (Учащиеся воспроизводят сюжет картины, опираясь на Евангельский текст)

Ответ учащихся: Тайная вечерня – это поздний ужин, философская, духовная беседа Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Она станет для Христа последней. Преданного Иудой, его схватят и уведут стражники. Художник запечатлел драматический момент: Иисус Христос указал на предателя, Иуда удаляется от общего стола, он ждет за стражей. Все остальные ученики сгрудились в углу комнаты. Огромные зловещие тени предвещают беду.

Колорит картины темный, она выдержана в коричнево-фиолетовых тонах. Только два апостола, Петр и Иоанн, не испугались. Невидимый огонь освещает их лица. В центре сидит Иисус Христос. Он облокотился на стол, опустил глаза вниз. Христос переживает и осмысливает предательство Иуды и одновременно готовится к предстоящему подвигу. Четыре фигуры на картине: Иисус Христос – Иуда, Иоанн – Петр – образуют крест. Это символ искушения грехов человеческих, будущего воскресения. (Далее зачитывается отрывок из рецензии Салтыкова – Щедрина)

«Больше всего меня поразила фигура Иуды. От всей его темной фигуры веет холодом; уход его сопровождается скорбью, недоумением и негодованием со стороны прочих присутствующих, но он лично, очевидно, уже стал на ту точку, когда оставляемый человеком мир не шевелит ни одной струны в его сердце, когда все расчеты с этим миром считаются навсегда поконченными…»

Вопрос классу: Каким предстал перед нами иуда на картине Ге и в восприятии Салтыкова – Щедрина?

Ответ: Это не может быть корыстолюбец, а идейный противник Христа и его учения.


Подведение итогов.

Таким образом, Салтыков - Щедрин считал, что замысел художника сводился к тому, чтобы «представить в живом образе величайшее событие». В таких «живых образах» писатель стремился представить человеческую жизнь и в своих «Сказках».


Домашнее задание: Прочитать сказки «Дикий помещик», «Дурак». По учебнику ознакомиться с творческой историей сказок Салтыкова – Щедрина.


Урок № 2

Библейские образы и мотивы в «Сказках»


Цель: ознакомиться с творческой историей сказок, рассмотреть библейские образы и мотивы в сказках «Дикий помещик», «Дурак».


Ход урока

  1. Оргмомент

  2. Опрос учащихся по темам:

А) краткая творческая история «Сказок» (по материалам учебника)

Б) содержание сказок «Дикий помещик», «Дурак»


Слово учителя: Из истории «Сказок» следует, что они создавались за три года до смерти, писателю понадобился весь его огромный жизненный опыт.

Вопрос: Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьезный жанр»?

Ответ: используя жанр сказки Салтыков – щедрин сумел обобщить и передать в символической форме собственные мысли и чувства, оригинальный взгляд на положение человека в мире. К тому же, сказка как жанр устного народного творчества органически соединяется с библейскими и в особенности с евангельскими сюжетами. Библейские мотивы могут присутствовать в сказках прямо и скрыто.

Вопрос учителя: ребята, вы ознакомились дома с содержанием сказки «Дикий помещик», скажите, с какой ранее изученной сказкой Салтыкова – щедрина перекликается данная сюжетная ситуация?

Ответ: со сказкой «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Оба сюжета, гротексно - фантастические и имеют сходный смысл. Разница состоит в изображении главных сантирических персонажей: двух генералов и «дикого помещика». Образы генералов не разработаны психологически, суть их передана через внешние проявления. В сказке «Дикий помещик» автор поворачивает центральный образ разными гранями.

Вопрос учителя: Какие реминисценции из Библии приходят на помощь, чтобы постичь особенности натуры главного героя?

Ответ учащихся: Салтыков – щедрин использует 2 реминисценции, позволяющие глубже понять помещика его судьбу. Первым появляется образ Эдема. Ходит помещик по комнатам и мечтает, какие преобразования он произведет, улучшения в хозяйстве сделает, райский сад насадит. То же самое он видит в снах: «…снится, что он ходит по берегам Ефрата и Тигра…

- Ева, мой друг! – говорит он». – И просыпается.

Вопрос учителя: Какова роль этого эпизода?

Ответ учащихся: Сюжетного развития эпизод не получает, но он выполнил свою роль: вызвал в памяти читателя библейскую историю о поселении первых людей в раю и изгнании их на землю.


Учителем зачитывается отрывок. Бытие – Гл.2 – с.8-16

Бытие – Гл.3 – с. 14-20


Слово учителя: Главный персонаж, «дикий помещик», не теряя остроты социального обличия, приобретает и некое человеческое качество, наделяется чертами трагического героя. Он мечтает о рае только для себя, о возвращении во времена библейского одиночества.

Вопрос: какой второй библейский образ появляется в описании уже окончательно опустившегося помещика?

Учащиеся зачитывают из текста сказки: «…Весь он с головы до ног оброс волосами, словно древний Исав, а ногти его сделались как железные…»

Учитель читает отрывок Бытие – Гл. 25 – с. 24-25

«..И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первым вышел красный весь, как кожа, косматый и нарекли ему имя Исав…»

Далее читается отрывок из Бытия. – Гл. 25 - с. 26-34

О продаже «первородства» за кушанье.

Слово учителя: Библейскую философию человеческих отношений Салтыков – Щедрин вводит в свою сказку. Жизненной позицией «дикий помещик» на свой лад повторяет Исава, обнаруживает внутреннее родство с ним.


Теперь мы обратимся к сказке «Дурак»

Вопрос классу: Как вы думаете, какой евангельский мотив становится стержневым в сказке?

Ответ: В сказке «Дурак» стержневым становится мотив «всех любить надо», переданный Иисусом Христом людям в качестве основного нравственного закона.

Вопрос учителя: Счастлив ли Иванушка, живущий сызмальства по этому закону?

Ответ: Иванушка, живущий в соответствии с заповедями Христа, в человеческом обществе кажется дураком «блаженным»

Вопрос учителя: Какой вывод можно из этого сделать?

Ответ: Человечество не исполняет данного богу обещания, завета. Такое отступничество влечет пагубные последствия.


Домашнее задание: Прочитать сказку «Премудрый пескарь»


Урок 3

Символика Нового Завета и апокалипсиса в сказке

М.Е. Салтыкова – Щедрина «Премудрый пескарь»

Цели: раскрыть центральную философскую тему сказки; проанализировать тему апокалипсиса; сформировать правильное отношение к смыслу человеческой жизни, к заповедям Иисуса Христа, развивать речь, мышление.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Ход урока

Опрос учащихся

Воспроизведение сюжета сказки «Премудрый пескарь»

  1. Слово учителя

Бесеобытийный, но тем не менее яркий сюжет чаще всего трактуется как трагическое размышление о бесплодно прожитой жизни, как сказочно-гротексную сатиру на тех, кто живет в соответствии с философией «моя хата с краю», наконец, как сюжетно – развернутое прочтение писателем этой пословицы. Давайте вдумаемся в центральную философскую тему сказки.

Все события совершаются в двух пределах – рождения и смерти.

Умирая, старый пескарь дает завет молодому, а он обогащает, развивает, доводит его до логического конца собственными жизненными наблюдениями.

Вопрос классу: Какую трагическую тему вводит автор в финале сказки?

Ответ: Автор вводит тему апокалипсиса (откровения Иоанна Богослова)

Композиция и сюжетное развитие словно повторяют библейское пророчество о конце мира и страшном суде.

Слово учителя: давайте проанализируем рассказ старого пескаря. Зачитаем отрывок (чтение учащимися отрывка из сказки «как однажды он чуть-чуть на уху не угодил»)

Вопрос учителя: Какие картины страшного суда предстают перед нами?

Ответ: Горел костер, кипела вода, в которой смирялись «грешные», и только безгрешного малыша отпустили «домой», выбросив в реку.

Слово учителя: Но не столько конкретные образы, как сам тон повествования напоминает апокалипсис и заставляет читателя вспомнить о грядущем судном дне, которого никому не избежать.

Обратим внимание на второй эпизод – размышления пескаря перед смертью.

(работа с текстом. Учащиеся зачитывают отрывок из текста со слов «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась…»)

Слово учителя: Предлагаю вам проанализировать прочитанное.

Ответ учащихся: Вопросы, возникающие в сознании пескаря, отсылают к заповедям Иисуса Христа, чтобы убедиться, что ни одной из них жизнь героя не соответствовала. Самый страшный итог даже не в том, что существование оказалось бесполезным, а в том, что пескарю нечем оправдываться с высоты вечных нравственных ценностей, о которых в «дрожании» он нечаянно забыл.

Подведение итогов

Слово учителя: Сюжетом сказки писатель обращается к каждому обычному человеку. Тема жизни и смерти, благодаря ориентации на структуру и смысл библейской книги, в щедринском тексте развивается как тема оправданности человеческого бытия.

Символика Библии, а конкретнее Нового Завета и апокалипсиса, помогает сатирику глубоко раскрыть важные нравственно-философские проблемы.

Домашнее задание: Чтение сказки «Коняга», чтение библейского рассказа оКаине и Авеле (Бытие – Гл.4 – С. 3-8)

Урок 4

Два мира - библейский и современный – в сказке М.Е. Салтыкова – Щедрина «Коняга»


Цель: ознакомиться с сюжетно-композиционной структурой сказки «Коняга», показать ее связь с Библией, развивать речь, мышление


Ход урока


  1. Оргмомент

  2. Опрос учащихся

А) сюжетно - композиционная структура сказки «Коняга»

Б) анализ «потайного» трагического смысла сказочной миниатюры


  1. Слово учителя

Укрупнить в общем – то «бытовой» сюжет о тяжкой доле крестьянина в сказке «Коняга», придать ему вневременной сюжет снова помогла Библия

Вопрос: Какой библейский сюжет напоминает сказка Салтыкова - Щедрина?

Ответ: В сказке улавливается отблеск библейского сюжета о двух сыновьях одного отца, Адама, - Каине и Авеле.

(зачитывается или пересказывается отрывок из Библии Бытие – Гл. 4 – с.3-8 со слов «Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу)

Слово учителя: Библейский рассказ привносит в текст Щедрина мысль об изначальности человеческого греха – смертельной вражды между людьми, которая в сказке приобретает вид драматического разделения общества на «интеллектуальную» элиту и «невежественную» народную, крестьянскую массу, о роковых последствиях этого внутреннего рокового разлома. С помощью предания о каине и Авеле Салтыков - Щедрин давая читателю возможность почувствовать и ощутить непреодолимость основного противоречия русской жизни, приведшего к кровавой революции в начале 20 века. Опираясь на пророчество Библии, Салтыков – Щедрин прозрел и вероятное развитие русской истории. Его предостережение, как и предупреждение «Бесов» Достоевского, никто не услышал.


Домашнее задание: Чтение сказки «Христова ночь»

Написание сочинения.

Возможные темы:

«В чем смысл наказания Иуды бессмертием?» (по сказке «Христова ночь»)

«Христианская сущность сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина»




Похожие:

Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconРазработка урока развития речи в 5 классе
Автор: Жукович И. А., учитель русского языка и литературы моу средней школы №13 г о. Тольятти
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconСказки Салтыкова-Щедрина и русские народные сказки
Цель моей работы: раскрыть смысл сказок Салтыкова-Щедрина,рассказать про русские народные сказки и выявить что между ними общего
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconАналитическая справка о профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы моу сош №51 г. Комсомольска-на-Амуре Прокопенко Натальи Ивановны
Прокопенко Наталья Ивановна – учитель русского языка и литературы в моу сош №51. Имеет высшее педагогическое образование. Стаж педагогической...
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconАналитическая справка о профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы моу сош №51 г. Комсомольска-на-Амуре Прокопенко Натальи Ивановны
Прокопенко Наталья Ивановна – учитель русского языка и литературы в моу сош №51. Имеет высшее педагогическое образование. Стаж педагогической...
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconУрок русского языка по теме «Профессионализмы» для 6 класса (учитель русского языка и литературы гу «Губернаторская специальная общеобразовательная школа» Лебедева Я. А)
Оборудование: учебник, тетрадь для письменных работ, словари, презентация PowerPoint
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconПовторение по теме «Обособление определений и приложений» (к уроку русского языка в 8 классе)
Подготовила Долженко С. Н., учитель русского языка и литературы моу сош №37 г. Твери
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconУрок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов
Панченко Инна Владиленовна, учитель русского языка и литературы моу сош №44 г. Томска
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconУважаемые учащиеся 10 класса «А»! Я предлагаю вам подумать над следующими заданиями после прочтения Сказок и романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconТезисы М. В. Старцева, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 11 класса моу «сош №20», г. Шадринск Тема
Цель: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов в решении конфликтных ситуаций в школе
Г о. Тольятти Разработка уроков для 10 класса по теме: «Сказки М. Е. Салтыкова Щедрина» (опыт православного прочтения) Учитель русского языка и литературы моу сош №54 Сивова Н. Н. Урок iconРамазанова Акмарал Сабыровна, учитель русского языка и литературы моу «Восточная средняя общеобразовательная школа». урок литературы по региональному компоненту с использованием икт. Тема: урок
Автор: Рамазанова Акмарал Сабыровна, учитель русского языка и литературы моу «Восточная средняя общеобразовательная школа»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы