Использование социальной психологии в pr деятельности icon

Использование социальной психологии в pr деятельности



НазваниеИспользование социальной психологии в pr деятельности
Дата конвертации20.08.2012
Размер94.1 Kb.
ТипРеферат
Использование социальной психологии в PR деятельности


Использование социальной психологии в PR-деятельности Public Relations стал неотъемлемой частью эффективного управления. PRкак подсистема менеджмента направлен на поддержание благоприятной внешнейсреды организации, а также на создание внутренней корпоративной атмосферы. Определение PR у всех на слуху, для тех же, кто не знаком с трактовкойтеримина социальная психология, приведу для примера определение, котороедал этой науке один из самых значительных ученых в этой области - ДэвидМайерс. Определение носит неформальный характер, поэтому легкозапоминается. Итак, «Социальная психология –это наука, изучающая, как людидумают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг кдругу». При этом важно различать предмет социальной психологии, содной стороны, и предмет социологии и психологии личности. Социология исоциальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведутсебя люди в группах. Однако каждая наука делает свой акцент в изученииповедения людей в группах. Социология изучает группы (от малых до оченьбольших - обществ). Социальная психология изучает - индивидов, людей,составляющих эти группы. Имеет смысл сделать замечание, что и PR и реклама основаны накоммуникации. А цель социальной психологии состоит в изучении межличностнойи межгрупповой коммуникации. Существует достаточно большое количествоопределений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем илииным ученым, коммуникация это:передача информации с целью получить ответ;координация значений между индивидом и аудиторией;обмен информацией об идеях или переживаниях;обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;достижение единства в перечне символов в умах людей - проще говоря,достижение взаимопонимания;чисто индивидуальное, внутренне переживаемое событие, разделяемое с кем-либо;передача информации от одного человека или группы другому человеку илидругой группе; Писатель Герман Мелвилл как-то сказал: «Наши жизни связаны тысячейнезримых нитей». Так вот цель социальной психологии – науки, изучающейсвязи между людьми, - сделать эти нити видимыми для всех. Бесспорно, специалисты, работающие в сфере PR и рекламы могут сделатьодно уточнение: не всегда эти нити видны обоим участникам коммуникации.Потребители продуктов из сферы PR и рекламы видят только поверхностноезначение коммуникативного послания. Задача специалистов в этом случаезаключается в том, чтобы как можно эффективнее использовать методы и приемысоциальной психологии для нахождения наиболее быстрого установленияконтакта с клиентом, потребителем или группой потребителей. Стоит заметить,что в любой ситуации нельзя забывать о профессиональной этике. Для ознакомления приведу несколько направлений, которые изучаетсоциальная психология, а потом более конкретно остановлюсь на ихиспользовании в PR и рекламе.
Итак, существуют такие направления, как самоопределение человеческого«Я» в социальном мире, проблема самопрезентации, интерпретация поведениядругих участников социальной коммуникации – это одна из важнейшихсоставляющих любой профессии, занимающейся установлением и изучениемкоммуникативных процессов; поведение индивидуума и вопрос социальноговлияния, изучение установок, характерных для поведения, а также гендерныестереотипы, социальное доминирование, проблема коллективного «Я»,психология групп, воздействие авторитета и проблема лидерства. В разделсоциальной психологии можно включить изучение влияния как неотъемлемойчасти коммуникативного процесса, изучение межличностных конфликтов и ещемногое-многое другое. Давайте остановимся на некоторых из перечисленных понятий и обозначимих место в системе PR - деятельности. Одним из важнейших ключевых понятий социальной психологии являетсяпонятие “социальная ситуация”. Ситуация может рассматриваться как нечто созданное самиминдивидом в процессе взаимодействия с другими людьми. С другой стороны, кней можно относиться как к существующей независимо от ее участника илиучастников. Подходом к классификации ситуаций является попытка использоватьтипичные для большинства людей характеристики их восприятия, такие как:. включенность - невключенность. простая - сложная. проявляется активность - проявляется пассивность. приятная - неприятная. интимная - публичная. чувство комфорта - чувство неловкости. известно как себя вести - неизвестно как себя вести. дружеская - враждебная. случайная - регулярная. организованная - спонтанная. сотрудничество - конкуренция. формальная - неформальная Всем нам известно, что для того, чтобы начать работать, необходимоопределить ситуацию и видеть перед собой четко поставленную цель. Цельлюбой PR-кампании сложно сформулировать без ясного представления целевойаудитории, с которой планируется вести работу. Причем речь может идти нетолько о проведении пресс-конференции или размещении статьи в журнале. Вданном случае мы можем говорить о проведении переговоров, наборе персонала,о конфликте с начальником и решении этого конфликта. Во всех этих ситуацияхне стоит забывать о репутации и простых истинах коммуникации и социальногоповедения. Для проведения любого исследования в рамках маркетинговой стратегииили корпоративной политики необходимо изучение социальной психологии.Психологические тесты, анкетирование, проведение интервью основывается напсихологических знаниях, способных дать четкий ответ о состоянии аудитории,о требованиях потребителей, о зарождении конфликтной ситуации вкорпоративной среде и т.д. В последнее время очень часто стал использоваться метод фокус-группдля проведения исследований в рамках дискуссионных программ. Фокус-группырассматривают как способ проверки и тестирования вариантов воздействияна аудиторию, и как способ нахождения новых путей такого воздействия.Участники являются представителями различных целевых аудиторий. Участникигрупп отвечают на вопросы ведущего или сами рассуждают на заданные темы. Вэтом методе изучения очень важна роль ведущего, который направляетдискуссию в нужное русло и помогает участникам найти контакт между собой. От исследовательской деятельности PR перейдем к созданию имиджа. PRориентируется прежде всего на действие, на создание вполне определенныхимиджей, впечатлений, мнений, а вслед за ними социальных установок иценностных ориентаций. Создание имиджа - или имиджелогия совмещает в себе большое количествометодов и концепций. Важную роль играет психологическое восприятиесоздаваемого имиджа на целевую аудиторию. Еще раз замечу, что социальнаяситуация для создания имиджа может быть взята из любой сферы жизни: отконструирования образа президента, лидера компании, до вашего собственноимиджа при поступления на работу (этого вопроса мы обязательно коснемся вконце доклада). С целью ознакомления рассмотрим вопрос о конструированииинтерпретаций. Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспринимает иинтерпретирует информацию. Люди будут признавать, что предубеждение влияетна социальную оценку, и все же не смогут до конца осознать, сколь великоэто влияние. «Мы реагируем не на действительность как таковую, а на своюинтерпретацию этой действительности». Также как социальное восприятие в большей степени полагается назрительный образ, даже простой стимул может восприниматься двумя людьми по-разному. Если о Владимире Путине говорят, что он «не вызывающий возраженийпрезидент», для кого-то из его горячих поклонников это будет звучать какоскорбление, а для тех, кто относится к нему с презрением, - как позитивноепредубеждение. Очень часто можно слышать высказывание «Я такой, поэтому я так вижу»(кстати, это выражение является афоризмом Ральфа-Ванд Эмерсона) . Поэтомутак важно учитывать и изучать возможные интерпретации, классифицировать ихи использовать в своих целях. Вопрос интерпретации необходимо использовать при работе над имиджемруководителя компании и создании корпоративной культуры. Изучениеиндивидуума в ситуации влияния группового сознания и проблема лидерстватоже включены в обширные исследования, проводимые социальными психологами. Сегодня в практике любого руководителя имеются трудности, определяемыене его субъективными качествами или конкретной ситуацией, а носящиепринципиальный характер. Эти трудности универсальны и характерны длясложившейся в современном мире парадигмы управления. Для изменения такогоположения недостаточно отдельных улучшений в области менеджмента, необходимпоиск новых подходов. Одной из важнейших проблем на сегодняшний день является отчуждениеруководителя от “производственного процесса”. У руководителя предприятия (всамом широком смысле, вплоть до государства) действия как руководителяработ не всегда адекватны ситуации, компетентны и своевременны. Причем отчуждение тем больше, чем более высокое положение занимаетруководитель. Хотя общепризнанно, что коммуникации имеют огромное значение дляуспеха организаций, опросы показали, что 73 % американских, 63% английских,и 85% японских руководителей считают коммуникации главным препятствием напути достижения эффективности их организациям. Согласно еще одному опросупримерно для 250000 работников из 2000 самых разных компаний, обменинформацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях. Задача специалиста, занимающего должность пресс-секретаря илируководящего PR-отделом, играть роль посредника между руководителем иперсоналом. При этом необходимо учитывать демографические,культурологические и иные характеристики работников. Никогда не стоит забывать, что в основе каждой организации лежитчеловеческий фактор. И задача социальной психологии - выделитьиндивидуальные характеристики личности из общегруппового поведения,подобрать наиболее подходящие методы для эффективной коммуникации. Сейчас хотелось бы остановиться на проблеме самопрезентации личностикак составляющей коммуникативного процесса. Человек изначально владеетопределенным набором приемов самопрезентации, позволяющих ему участвовать(с той или иной долей успеха) в общении с другими людьми. Для специалиста,работающего с общественным мнением, формирующего базовые понятия общества опродаваемом продукте или услуге, занимающегося вопросами корпоративнойполитики, безусловно, необходимо владеть усовершенствованными методикамикоммуникации. И,. конечно же, иметь достаточно полное представление осистеме общения и способах влияния. Приведу цитату из книги Дэвида Майерса «Социальная психология», онпишет: «Мы, люди, склонны не только воспринимать себя благоприятнымобразом, но и преподносить себя другим в желаемом свете». Самопрезентация – это акт самовыражения и поведения, направленный нато, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление,соответствующее чьим-либо идеалам». Шаг за шагом мы учимся управлятьвпечатлениями, которые производим. Предвижу чье-либо возмущение: многим из нас кажется, что мы ведем себятак, как хочется только нам и не пытаемся никому понравится. Я такой, какойесть. Но в этом мнении кроется ошибка. Уже подсознательно в человекезаложены принципы самопрезентации. Если можно так выразиться, это способысамосохранения, выживания в условиях эволюционной конкуренции. В работе над имиджем президента компании специалисты «навязывают» (вкавычках) ему чужое мнение. Поскольку, по мнению большинства, а именноучастников рынка, персонала, СМИ, президент данной компании долженвыглядеть именно так, а не иначе. Этот вывод могут подтвердитьисследования. Николло Макьявелли писал в своем известном произведении: «Государюнеобязательно обладать всеми желаемыми качествами…но крайне необходимопроизводить впечатление, что обладаешь ими». Что же касается социальной ситуации, когда профессиональнаядеятельность специалиста требует от него выработки определенного имиджа,здесь он решает сам, что, по его мнению, будет действовать болееэффективно. Ситуации бывают самые разные. Для примера возьмем первый шаг всоздании карьеры – поступление на работу. Так называемый, «self PR» здесьпросто необходим. Я уверена, что этот вопрос занимает многих, посколькуежегодная практика по специальности, возможность заработать деньги – этоактуальные для всех студентов вопросы. Дипломированные специалисты ищутпостоянную работу и сталкиваются лицом к лицу теми же профессионалами,которые вырабатывают корпоративную политику и следят за набором персонала. Психология влияния – влияния в более широком смысле этого слова –помогает в данном случае держать себя на высоте. Многочисленные издания, переполненные советами, как правильно вестипереговорный процесс, в том числе и при поступлении на работу, зачастуюизобилуют информацией, касающейся внешнего облика. Безусловно, правильноподобранный костюм вселяет уверенность и подсознательно подыгрывает всоздании социального облика. Не стоит забывать о коммуникативном процессе. Внешний антураж толькопомогает вам произвести нужное впечатление. Вы должны продать себя, ипускай это не покажется обидным. Этим понятием оперируют многиеспециалисты. Все определения , которые отмечались выше, играют важные роли вдостижении желаемого результата. Социальная психология помогает прощитатьте ходы, которые использует против вас человек, проводящий интервью.Естественно, в большинстве случаев он не имеет ничего против того, чтобывзять вас на работу, но его задача – получить самое лучшее и за разумнуюцену. Не к этому ли стремиться каждый потребитель? У каждого работодателя свои методы подбора персонала, и поэтомуникогда нельзя точно предугадать, по какому сценарию будет проходить вашеобщение. Возможны разные повороты событий, но их правильная трактовка(интерпритация) поможет вам сориентироваться и не сойти с нужного пути.Никогда не помешает проиграть ситуацию с друзьями. Может быть, именно ихмнение и замечания помогут вам в выборе правильного решения. Изучив анатомию диалога, межличностные реакции, научившись не толькослышать, но и слушать, овладев техникой правильной постановки вопросов,нейтрализации замечаний, вы не только без проблем получите желаемое место,но и в дальнейшей работе будете общаться с людьми на более высоком уровне. *** Все вышесказанное позволяет мне сделать следующее заключение: невсегда существует возможность обратиться к специалисту - психологу,необходимо иметь набор знаний, помогающий выбрать правильный ход в любойситуации. Использование социальной психологии в любой PR деятельности – отсамопрезентации до подготовки образа будущего президента, продвижениянового продукта или управления корпоративной политикой – готовит дляспециалиста иной, более высокий профессиональный статус. Екатерина Медведева 311 группа Использованная литература: . Девид Майерс «Социальная психология» . Хрестоматия «психология влияния». Составитель А. Морозов . Б. Л. Борисов «Технологии рекламы и PR» . А. Н. Чумиков «Связи с общественностью» . Т. Ю. Базаров «Управление персоналом» . Джун Лайнс «30 минут до собеседования» . Интернет - публикации




Похожие:

Использование социальной психологии в pr деятельности iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология»
Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания
Использование социальной психологии в pr деятельности iconУчебно-методический комплекс опд. В. 04 Основы социальной психологии
Цель дисциплины формирование у студентов системы теоретических и практических знаний по социальной психологии
Использование социальной психологии в pr деятельности iconТесты по социальной психологии. В чем значение традиций, ритуалов и обычаев в социальной жизни людей?
Известно, что социальная психология изучает психические явления (процессы, состояния, свойства), характеризующие индивида и группу...
Использование социальной психологии в pr деятельности iconВопросы к зачету по дисциплине «Социальная психология» 4 курс. 2 семестр
Социальная психология как наука (объект, предмет, задачи социальной психологии). Отрасли социальной психологии
Использование социальной психологии в pr деятельности iconВопросы к экзамену по дисциплине «Социальная психология»
Социальная психология как наука (объект, предмет, задачи социальной психологии). Отрасли социальной психологии
Использование социальной психологии в pr деятельности iconРеферат по предложенным темам (приложение 1); Выполнить темы самостоятельной работы (приложение 2); Подготовиться к тестированию (приложение 2)
Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Общая характеристика состояния теоретического знания в западной социальной психологии....
Использование социальной психологии в pr деятельности iconА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
К. Юнг), когнитивной психологии (Л. Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А. И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической...
Использование социальной психологии в pr деятельности iconА. Н. Исаева гоу-впо «Государственный университет – Высшая школа экономики»
К. Юнг), когнитивной психологии (Л. Фестингер), социальной психологии (К. Левин, Дж. Миллер, А. И. Шипилов), экзистенциально-гуманистической...
Использование социальной психологии в pr деятельности iconСубъективные показатели эффективности профессиональной деятельности педагогов
К субъективному опыту в психологии традиционно относят совокупность индивидуально-психологических особенностей человека и их использование...
Использование социальной психологии в pr деятельности iconАвто и гетеростереотипы русских и немецких студентов 19. 00. 05 Социальная психология
Работа выполнена на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы