Буддизм. История возникновения icon

Буддизм. История возникновения



НазваниеБуддизм. История возникновения
Дата конвертации20.08.2012
Размер257.31 Kb.
ТипРеферат
Буддизм. История возникновения


Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Московский государственный открытый университет Факультет «Менеджмент и экономическая политика» Кафедра русского языка Реферат по «Культурологии» на тему: Буддизм. История возникновения. Исполнитель: студентка 1-го курса Цыплёнкова Ирина(9002391) заочное отделение Москва, 2000 Содержание:Где и когда возник буддизм. Легенды, связанные с Буддой…3 стр.Основное содержание вероучения. Догматы…………………… 6 стр.История развития. Разделение на Большую и Малуюколесницы……………………………………………………………10 стр.Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране…………13 стр.Буддизм в современной России…………………………………..14 стр.Список литературы………………………………………………….16 стр. [pic] "Тем, кто охвачен враждою и страстью, Нелегко постичь это ученье. Страсти предавшись, тьмою объятые, Они не поймут того, что тонко, Что глубоко и трудно для постиженья, Что против теченья их мысли". Винайя-питака. Настоящий реферат освещает тему Буддизма, и, отвечая на вопросы, с нейсвязанные, последовательно повествует о том, где и когда возник Буддизм,кто являлся его основателем, раскрывает основное содержание вероучения,показывает историю развития и распространения Буддизма, в том числе и внашей стране. Где и когда возник буддизм. Основатель буддизма. Легенды, связанные с Буддой. Буддизм - самая древняя из трех мировых религий. Он "старше"христианства на пять веков, а ислам "моложе" его на целых двенадцатьстолетий. В общественной жизни, культуре, искусстве многих азиатских странбуддизм сыграл роль не меньшую, чем христианство в странах Европы иАмерики. Спросите буддиста о том, как возникла религия, которой он следует, и выполучите ответ, что более двух с половиной тысяч лет назад ее возвестиллюдям Шакьямуни (отшельник из племени шакьев). В любой посвященной буддизмукниге вы найдете основанный на религиозной традиции рассказ о жизнистранствующего проповедника Сиддхартхи, прозванного Шакьямуни и назвавшегосебя Буддой (санскр. buddha), что означает "просветленный высшим знанием","осененный истиной". После бесконечного множества перерождений, накапливая в каждом из нихдобродетели, Будда явился на землю, для того чтобы выполнить спасительнуюмиссию - указать живым существам избавление от страданий. Он избрал длясвоего воплощения образ царевича Сиддхартхи из знатного рода Готама (отсюдаего родовое имя - Гаутама). Род этот входил в племя шакьев, жившее за 500 -600 лет до н. э. в долине Ганга, в среднем его течении. Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобнодругим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однаждыво сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родиламладенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку.Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовалисьприходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрекноворожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвалиСиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение". Мать Сиддхартхы умерла через несколько дней после его рождения. Раджа,безумно любивший ее, перенес все свое чувство на сына. Повелитель шакьевШуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Его рано стал тревожитьхарактер ребенка. Еще мальчиком Сиддхартха любил предаваться смутным грезами мечтам; отдыхая в тени деревьев, он погружался в глубокие созерцания,переживая моменты необыкновенных просветлений. Шуддходана окружил ребенкароскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящеесветское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарилаему сына. Он решил любым способом отвлечь сына от его мыслей и настроений.Но возможно ли спрятать жизнь от юноши, который с ранних лет задумываетсянад ее тайнами, можно ли скрыть от него ту печальную истину, что все вокругполно страдания? Легенда рассказывает, что однажды во время прогулки по городу вместе сосвоим возницей Чанной Гаутама встретил покрытого язвами больного,сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженногов раздумья аскета. Потрясённый, он стал расспрашивать слугу. Так он узнал онеизбежных страданиях для живых существ. Он был потрясен, узнав, что этообщий удел всех людей. В ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искатьпуть, ведущий к избавлению от страданий. "И вот, - рассказывал Будда, -покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующимблага истинного на несравненном пути высшего мира". В то время ему шелтридцатый год. Изучив философские системы и поняв, что они не могут разрешить мучившиеего проблемы, Гаутама захотел обратиться к йогам - практикам. В течениесеми лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял надтекстами священных книг жрецов и брахманов. Затем, покинув своихнаставников-йогов, Гаутама уединился в джунглях для того, чтобы самомубесстрашно ринуться по пути самоистязания. И вот, когда после многочасовойнеподвижности он пытался подняться, ноги, к ужасу наблюдавших эту сценудрузей, отказались его держать, и Гаутама замертво свалился на землю. Всерешили, что это конец, но подвижник был просто в глубоком обмороке отистощения. Отныне он решил отказаться от бесплодного самоистязания. Счастливыйслучай помог ему. Дочь одного пастуха, сжалившись над аскетом, принесла емурисовой похлебки. Гаутама принял ее подаяние и впервые за долгое времяутолил свой голод. Весь день он отдыхал в тени цветущих деревьев на берегуреки, а когда солнце склонилось к западу, устроил себе ложе среди корнейогромного баньяна и остался там на ночь. И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутамапутем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открылпуть к спасению. Это случилось на берегу речки Наиранджаны, в местечкеУрувилва, в сегодняшней Бодхгае (штат Бихар). И тут произошло самоезначительное событие в жизни Гаутамы. Годы раздумий и мук, искания исамоотречения, весь его внутренний опыт, чрезвычайно изощривший иутончивший душу, - все это как бы собралось воедино и дало плод. Явилосьдолгожданное "просветление". Внезапно Гаутама с необыкновенной ясностьюувидел всю свою жизнь и почувствовал всеобщую связь между людьми, междучеловечеством и незримым миром. Вся Вселенная как бы предстала перед еговзором. И всюду он видел быстротечность, текучесть, нигде не было покоя,все уносилось в неведомую даль, все в мире было сцеплено, одно происходилоот другого. Таинственный сверхчеловеческий порыв уничтожал и вновьвозрождал существа. Вот он - "строитель дома"! Это Тришна - жажда жизни,жажда бытия. Это она возмущает мировой покой. Сиддхарте казалось, что онкак бы присутствует при том, как Тришна вновь и вновь ведет к бытиюушедшему от него. Теперь он знает с кем надо бороться, чтобы обрестиизбавление от этого страшного мира, полного плача, боли, скорби. Отныне онстал Буддой - Просветленным...". Сидя под священным деревом бодхи онпознал "четыре благородные истины". Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветленного" отказатьсяот возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своимгрозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить егорадостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, ивскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси, первую проповедь,ставшую основой вероучения буддизма. Её слушали пять его будущих учеников идва оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новойрелигии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный всеумножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городами деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение. Умер Будда, согласно легенде, в 80 лет в Кушинагаре, который, какполагают, соответствует нынешней Касие, расположенной в восточной частиштата Уттар Прадеш. Он лег под деревом бодхи в "позу льва" (на правом боку,правая рука под головой, левая вытянута вдоль выпрямленных ног) и обратилсяк собравшимся около него монахам и мирянам со следующими словами: "Теперь,о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданноеобречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к спасению". Уход Будды изжизни буддисты называют "mahaparinirvana" - великим переходом в нирвану.Эта дата почитается так же, как и момент рождения Будды и момент"прозрения", поэтому ее называют "трижды святым днем". Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчностиБудды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни историческойличностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает егоединоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояниеизученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, -позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного намвероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течениемногих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (илиодин из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическаядеятельность которого имели большое значение при возникновении буддийскоговероучения, вполне мог существовать реально". Основное содержание вероучения. Догматы. Возникновение буддизма было связано с появлением ряда произведений,вошедших впоследствии в состав канонического свода буддизма - Типитаки; этослово обозначает на языке пали "три сосуда" (точнее три корзины). Типитакабыла кодифицирована около III в. Тексты Типитаки разделены на три части- питаки: Виная-питака, Суттапитака и Абхидхармапитака. Виная-питакапосвящена преимущественно правилам поведения монахов и порядкам вмонашеских общинах. Центральную и наибольшую часть Типитаки составляетСуттапитака. Она содержит огромное количество повествований об отдельныхэпизодах жизни Будды и его изречений по различным поводам. В третьей"корзине" – Абхидхармапитаке - заключаются главным образом проповеди ипоучения на этические и абстрактно-философские темы. Картина мира Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можнонасчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических инеканонических сочинениях хинаяны и махаяны. Всего существуют, попредставлениям этой космологии, 31 сфера бытия, расположенные друг наддругом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Ониделятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока. В кармалоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая областьбытия. Здесь полностью действует карма. Это полностью телесная материальнаясфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в болеевозвышенные стадии. Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания -рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, авоображение, но оно еще связано с телесным миром, с формами вещей. И, наконец, последний уровень – арупалока - отрешен от формы и оттелесного материального начала. То, как выглядит чувственный мир в буддизме, наглядно показывает картинарелигиозного содержания, называемая "сансариин-хурде", т.е. "колесосансары". На традиционном рисунке огромный страшный дух-мангус, слуга владыкисмерти, держит в зубах и когтях большой круг, символизирующий сансару. Вцентре круга - небольшое круглое поле, в котором сплелись тела змеи, петухаи свиньи. Это символы тех сил, которые вызывают неизбежные страдания:злобы, сладострастия и невежества. Вокруг центрального поля расположенопять секторов, соответствующих возможным в сансаре формам перерождения. Приэтом ад помещается всегда внизу, а миры людей и небожителей - в верхнейчасти круга. Правый верхний сектор занят миром людей. По нижнему краю этогосектора расположены фигуры, символизирующие человеческие страдания:рожающая женщина, старик, мертвец и больной. Слева вверху такой же величинысектор занимают находящиеся в вечной вражде друг с другом тенгрии и асуры.Они мечут друг в друга копья и стрелы. Справа и слева расположены секторыживотных и "биритов". Животные терзают друг друга, сильные пожирают слабых.Страдания биритов состоят в непрерывном голоде. Земной суд, земные пытки иказни нашли отражение в нижнем секторе круга. Посреди на престоле сидит самвладыка смерти и ада - Эрлик-хан (санскритское -Яма). "Сансариин-хурде" разъясняет и самый процесс непреложного законаперерождения в его буддийском понимании. 12 нидан охватывают 3 следующиедруг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытияраспадается, символически изображены на твердо установленных для каждого изних рисунках. Рисунки, символизирующие ниданы, расположены по широкомуободу, охватывающему снаружи основной круг колеса. Прошедшая жизнь представлена 2-мя ниданами. Первая изображается в видеслепой старухи, незнающей, куда она идет. Это - символ "омраченности"(авидья), констатация факта зависимости от страстей, стремления к жизни,наличие того заблуждения ума, которое делает неизбежным новое перерождение.Вторая нидана символизируется изображением горшечника за изготовлениемсосуда. Это - "содеянное" (сансара или карма). Настоящая (данная) жизньпередана 8-мью ниданами. 1-ая нидана - обезьяна, рвущая плоды с дерева, - символ "сознания"(виджняна), вернее лишь первого момента новой жизни, которая, согласнобуддийским представлениям, начинается с пробуждения сознания. 2-ая и 3-яя ниданы "настоящей жизни" протекают в период эмбриональногоразвития человека. Эмбрион переживаний не имеет. Постепенно складываются"шесть баз", служащих "органами чувств", точнее "актами ощущения" - зрение,слух, обоняние, осязание, вкус и "манас", под которым понимается "сознаниепредыдущего момента". Символы - человек в лодке и дом с заколоченнымиокнами. 4-ая нидана "соприкосновение" (спарша) символизируется обнимающимисямужчиной и женщиной. Считается, что еще в утробе матери ребенок начинаетвидеть и слышать, т.е. элементы чувства соприкасаются с сознанием. Ноприятных или неприятных эмоций не возникает. 5-ая нидана - "чувство" (ведана), т.е. сознательное переживаниеприятного, неприятного, безразличного, эмоциональная область сознания.Ведану символизирует изображение человека, в глаз которого попала стрела. "Чувство" вырастает в "вожделение" (тришна), которое появляется ввозрасте полового созревания и воплощено на "сансариин-хурдэ" в видечеловека с чашей вина. "Стремление" – 7-ая нидана, соответствующая всестороннему формированиювзрослого человека, когда у него складываются определенные жизненныеинтересы и привязанности. На рисунке - человек, рвущий с дерева плоды. "Бава", т.е. жизнь, - последняя нидана данного существования человека.Это расцвет его жизнедеятельности, упадок ее, старение и смерть. Символбавы - курица, высиживающая яйца. Будущая жизнь охватывается двумя ниданами - "рождением" (джати) и"старостью и смертью" (джара-марана). Первая символизируется изображениемрожающей женщины, вторая - фигурой слепого старика, еле держащегося наногах. Рождение - это появление нового сознания, а старость и смерть - всяжизнь, так как "старение" начинается с момента рождения, а новая жизньопять порождает стремления и желания, вызывающие новое перерождение. Учение о душе Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то, чтопринято считать личностью, состоит из: а) "чистого сознания" (читта или виджняна); б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта); в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа); г) сил, сплетающих, формирующих предыдущие категории в конкретныесочетания, конфигурации (санскара, чэтана). В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будтодуши нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность,временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его послесмерти, с тем, чтобы по закону переселения душ снова найти себе другуюматериальную темницу. Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется впроцессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване. Всоответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума, вконечном счете, является порождением "мировой души", непознаваемогосверхбытия. По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальныхвзглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихсяиндивидуальностей". Отношение к земной жизни Первая из четырех "благородных истин" формулируется так: "В чем состоитблагородная истина о страдании? Рождение - страдание; расстройство здоровья- страдание; смерть - страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье иотчаяние - страдание; союз с нелюбимым - страдание; разлука с любимым -страдание; неполучение страстно желаемого - страдание; короче говоря, пятькатегорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) -страдание". Немало страниц буддийской литературы посвящено бренности всего земного.Отдельные элементы сознания сменяют друг друга с огромной быстротой. Можнолишь проследить достаточно длинные "цепи моментов", которые в своейсовокупности и составляют "поток сознательной жизни" каждого индивидуума. Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознаниючеловека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нетникакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он несуществует), а порождает его своей творческой активностью. Сам мирстраданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение "неведения","заблудшего" сознания. Путь к спасению "Вторая благородная истина" гласит, что источником страданий являются"жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества". "Что же являетсяблагородной истиной о прекращении страдания? Это полное затухание ипрекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них,освобождение и отделение от них". В своем основном и главном значении палийское слово "ниббана" илисанскритское "нирвана" означает "затухание", "угасание", "успокоение".Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние"полного небытия", при котором "перерождения-страдания" кончаются. Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижениемсостояния полного небытия. Некоторые исследователи с этим не согласны: "Чтоже угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желаниесуществования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущенияи желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности". "Четвертая благородная истина" - практический путь, который ведет кподавлению желаний. Этот путь именуется обычно "срединным путем" или"благородным восьмеричным путем" спасения. Это: 1. Правильные взгляды, т.е. основанные на "благородных истинах". 2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. 3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая. 4. Правильное поведение, т.е. не причинение зла. 5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. 6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. 7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации. В Буддизме оно из важнейших мест занимает так называемое отрицаниеединства личности. Каждая личность представлена, как скопление “изменчивых”форм. Согласно высказываниям Будды личностью, состоит из пяти элементов:телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же великозначение учения о спасение души, обретение ею покоя, в первоначальномБуддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы(сканды), но чтобы в новом рождение оказалась воплотившейся та же личность,необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены впрежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход изсансары, окончательный и вечный покой - это важный элемент трактовкиспасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальноесознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируетсяв процессе личных перерождений и стремящиеся к успокоению в нирване. Приэтом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигаетсяпо средствам контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни,над усилием, вниманием, и полная сосредоточенность и решимостью. Сумма всех поступков и помыслов во всех предыдущих перерождениях, чтолишь приблизительно можно охарактеризовать словом “судьба”, а буквальноозначает закон возмездия - это сила, которая определяет конкретный видперерождения и называется кармой. Все поступки в жизни определяются кармой,но человек имеет определенную свободу выбора в поступках, помыслах,действиях, что делает возможным путь к спасению, выходу из кругапревращений в просветленное состояние. Социальная роль Буддизмаопределяется идеей равенства людей в страдание и в праве на спасение. Ещепри жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив вмонашескую общину (сангхая), что означает отказ от касты, семьи,собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета),пять из которых обязательны для каждого буддиста. Таким образом, в отличие от монахов, мирянам давался простой этическийкодекс Панча Шила (Пять заповедей), сводившийся к следующему: 1. Воздерживайся от убийства. 2. Воздерживайся от воровства. 3. Воздерживайся от блуда. 4. Воздерживайся ото лжи. 5. Воздерживайся от возбуждающих напитков. Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, егоучению и ордену. История развития. Разделение на большую и малую колесницы. Задолго до возникновения буддизма Индия имела оригинальные религиозныеучения, культуры и традиции. Сложные общественные отношения и высокаягородская культура, включавшая в себя и письменность, и развитые формыискусства, существовали здесь одновременно с такими древними очагамимировой культуры, как Месопотамия и древний Египет, в ряде отношенийпревосходя последние. Если уже в религии эпохи харрапской культуры(середина 3 тысячелетия до н.э.) обнаружены элементы, вошедшие в болеепоздние религиозные представления, то в 2 тысячелетии начали складыватьсяте важные религиозные традиции, которые к началу 1 тысячелетия получилилитературное оформление, именуемое в истории индийского мировоззрения иритуальной практики ведами. Ведизм, или ведийская религия, уже содержалчерты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе ибуддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живоесвязано между собой во времени постоянными переходами из одного телесногосостояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме,как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивыми оказались составпантеона богов, а также вера в ад и рай. В более поздних религиях былиразвиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений иживотных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии ужеотражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей,объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установленовысшим божеством - Брахмой. Социальная несправедливость оправдываласьучением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи,совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государствоинститутом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям квыполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступныелишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близостипоследних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообщезапрещены. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречийв индийской общине, сохранение значительных элементов племеннойраздробленности и исключительности. К середине 1-го тысячелетия до н.э. этичерты патриархальности приходят во всё более резко выраженное противоречиес такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлисьосновной причиной возникновения буддизма. В 6-5 вв. до н.э. делаются попытки укрупнить рабовладельческоехозяйство, использовать труд рабов более рационально. Законодательные меры,несколько ограничивающие произвол хозяина по отношению к рабу, показываютначало изживания существующей системы и отражают страх перед острымиклассовыми столкновениями. Высшей фазой развития рабовладения в Индии был период её объединенияимперией Маурья. "Именно в маурийскую эпоху возникли и оформились многиеосновные черты социальной структуры, сословно - кастовой организации,важнейшие институты древнеиндийского общества и государства. Получилразвитие ряд религиозно – философских течений, в том числе буддизм, которыйпостепенно из сектантского монашеского учения превратился в одну из трехмировых религий. "Появление буддизма на исторической арене, - пишет К. К. Жоль, -совпадает по времени со значительными изменениями в социально -политической и экономической жизни древнеиндийского общества. Весьмаактивно начинают о себе заявлять периферийные районы брахманской культуры,в которых все более выдвигаются на первое место кшатрии, притязающие наруководящую роль в жизни общества. Именно в этих районах на базе четырехцарств (Кошала, Маганда, Ватса и Аванта) намечаются и происходятсущественные сдвиги в области экономики, политики, вылившиеся в конечномитоге в образование одной из могущественных империй в древней Индии -империи Магадхи, основателями и руководителями которой явилисьпредставители династии Маурьев. Таким образом, на территории современногоюжного Бихара (Северная Индия) примерно в середине первого тысячелетия дон. э. концентрируются значительные социальные силы, нуждающиеся в новыхпринципах социального взаимодействия и в новой идеологии". Рейснер полагал, что возникновение буддизма явилось следствием...разложения феодальных отношений и установления господства торговогокапитала (!). Неисчерпаемые бедствия, обрушившиеся на трудящихся при переходе отранних неразвитых форм рабовладения к крупному, охватывающему ипронизывающему воздействием все более широкие сферы бытия, явились реальнойжизненной основой, мистифицированным отражением которой была так называемая"первая благородная истина" буддизма - утверждение тождества бытия истрадания. Всеобщность зла, порождаемая все более глубоким порабощениемтрудящихся, неуверенностью в завтрашнем дне у средних слоев, жестокаяборьба за власть у классовой верхушки общества воспринимались как основнойзакон бытия. Когда рабовладельческий способ производства стал тормозить дальнейшееразвитие производительных сил, когда перед обществом начала вставать задачасоздания личной заинтересованности работающего в результате его труда,одной из религиозных форм критики старого строя стало утверждения наличиядуши как некоей единой для всех людей внутренней основы бытия.Соответственно появляется идея человека - не члена определенной варны, ачеловека вообще, абстрактного человека. Взамен множества обрядов и запретовдля определенной варны выдвигается идея единого морального начала какфактора спасения для любого человека независимо от его национальной илисоциальной принадлежности. Последовательное выражение этой идее далбуддизм, что и явилось одной из причин превращения его в мировую религию. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др.религиозными и религиозно - философскими системами древней Индии. Анализэтих связей показывает, что появление буддизма было обусловлено иобъективными социальными процессами, подготовлено идейно. Буддизм не былпорожден "откровением" достигшего божественной мудрости существа, как этоутверждают буддисты, или личным творчеством проповедника, как обычносчитают западные буддологи. Но буддизм не явился и механическим наборомимевшихся идей. Он внес в них много нового, порожденного именнообщественными условиями эпохи его возникновения. Первоначально элементы нового религиозного учения, как утверждаетбуддийская традиция, передавались изустно монахами своим ученикам.Литературное оформление они начали получать сравнительно поздно - во 2-1вв. до н. э. Сохранился палийский свод буддийской канонической литературы,созданный около 80 г. до н. э. на Шри-Ланка и названный позднее "типитака"(санскр. - "трипитака") - "три корзины закона". В 3-1 вв. до н. э. и в первых веках н.э. происходит дальнейшее развитиебуддизма, в частности создается связное жизнеописание Будды, складываетсяканоническая литература. Монахи - теологи разрабатывают логические"обоснования" главных религиозных догм, нередко именуемые "философиейбуддизма". Теологические тонкости оставались достоянием сравнительнонебольшого круга монахов, имевших возможность отдавать все свое времясхоластическим спорам. Одновременно развивалась другая, морально -культовая сторона буддизма, т.е. "путь", который может привести каждого кпрекращению страданий. Этот "путь" и был собственно тем идейным оружием,которое способствовало в течение многих веков удержанию трудящихся масс вповиновении. Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к областииндивидуального культа. Имеется ввиду такая форма религиозного поведения,как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с цельюсосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшеераспространение в таких направлениях буддизма, как “чань” и “дзен”. Многиеисследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место иэто делает его в большей степени этическим, философским учением, а нерелигией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначныйхарактер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местнымкультам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Буддыобразовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагамираспространения религии. В 1 в. н. э. в Буддизме образовалось две ветви: Хинаяна (“малаяповозка”) и Махаяна (“большая повозка”). Это разделение было вызвано преждевсего различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частяхИндии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Буддучеловеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым толькочерез уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения нетолько для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан наактивную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную игосударственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легчеприспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множествотолков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честьнего сооружаются храмы, совершаются культовые действия. Важное различие между Хинаяной и Махаяной заключается в том, что Хинаянаполностью отвергает путь к спасению для не монахов, которые добровольноотвергли мирскую жизнь. В Махаяна важную роль культ бодистав - индивидов,уже способных войти в нирвану, но окрадывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим, необязательно монахам,заменив тем самым требование ухода от мир призывом к воздействию на него. Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементомявляется: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных срождением, просветлением и смертью Гаутамы, поклонение ступам - культовымсооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Буддыдобавила почитание бодистав, тем самым усложнилась обрядность: были введенымолитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения,возник пышный ритуал. Распространение буддизма. Буддизм в нашей стране. В VI - VII вв. н. э. начался упадок Буддизма в Индии, обусловленныйупадком рабовладельческого строя и ростом феодальной раздробленности, к XII- XIII вв. он теряет свои прежние позиции в стране своего возникновения,переместившись в другие районы Азии, где трансформировался с учетом местныхусловий. Одной из таких разновидностей Буддизма, утвердившийся в Тибете иМонголии, явился Ламаизм, сформировавшийся в XII-XV вв. на базе Махаяны.Название происходит от тибетского слова лама (высший, небесный) - монах вламаизм. Для ламаизма характерен культ хубилганов (перерожденцев) -воплощений Будды, живых богов, к которым причисляются главным образомвысшие ламы. Ламаизму присуще массовое распространение монашества, при этомсущественно упростился процесс общения с Богом: верующему достаточно былоприкрепить к шесту листок с молитвой, чтобы его колебал ветер, или вложитьего в специальный барабан. Если в классическом Буддизме не было образаверховного Бога - творца, то здесь он появляется в лице Адибузды,представляющегося первичны эвеном всех дальнейших воплощений Будды. Ламаизмне отказался от учения о нирване, но место нирваны в ламаизме занял рай.Если верующий будет выполнять все требования ламаистской морали, то послестраданий и лишений сансары его ждут успокоение и блаженная жизнь в раю.Для характеристики ламаистской картины мира имеет известное значениеверование в существование неведомого идеального государства (Шамбалы),которому предстоит сыграть когда-нибудь решающую роль в истории Вселенной иЗемли. За многие годы своего существования Буддизм распространился в азиатскомрегионе, где во многих государствах оказывает сильное влияние наобщественную и политическую жизнь. В Лаосе, Камбодже и Таиланде руководствоцерковью принадлежит главам государств. В странах, где сильно влияниеБуддизма, сохраняется множество монахов: достаточно сказать, что в Камбоджемонахом является каждый двадцатый мужчина. Буддийские монастыри выступают вкачестве крупных учебных заведений, которые являются центрами просвещения иискусства. В нашей стране Буддизм представлен в основном в качестве Ламаизма.Буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь.Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным ДуховнымУправление Буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управленияносит сан бандидо-хамболабы и достаточно долгое время находился вИволгинском дацане (монастыре), расположенным невдалеке от г. Улан - Уде. Буддизм в современной России. Буряты с древних времен были шаманистами. Во всех случаях жизни онивидели вмешательство духов. Верховным божеством считалось Вечно Синее Небо– Хухэ Мунхэ Тэнгри. Земля, по шаманистским понятиям, является серединныммиром. Чтобы стать шаманом, человек должен обладать прежде всегонаследственностью – утха, т. е. иметь предка шамана. Шаманисты не имелиспециально построенных храмов. Шаманские тайлаганы проводились на открытомвоздухе в особо почитаемых местах. Считалось, что человек можетвоздействовать на богов и духов путем жертвоприношений, соблюдениемопределенных правил и традиций. Некоторые традиции сохранились до нашихдней. На западном берегу Байкала буряты сохранили свою первоначальную веру,оставаясь шаманистами, а на восточном берегу под влиянием монголовобратились к буддизму. В XVIII–XIX веках все Забайкалье и часть Прибайкалья оказались подвлиянием буддийской религии. Вместе с буддизмом на территорию Бурятиипроникают достижения культур народов Тибета и Монголии. В 1723 году вЗабайкалье прибыли 100 монгольских и 50 тибетских лам. В 1741 годуимператрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятиипризнавалось существование ламаистской веры и утверждалось 11 дацанов и 150штатных лам. При дацанах открылись школы, печатались книги. В 1916 г. вБурятии насчитывалось 36 дацанов и свыше 16 тыс. лам. Проникновение буддизма в Бурятию, способствовало распространению срединарода тибетской медицины. Появились медицинские школы (манба-дацаны), гдеперепечатывались классические трактаты, а также создавались новые труды,обогащающие опыт бурятских эмчи-лам. В медицинских трактатах "Чжуд-ши" и "Вайдурья-онбо" описано 1300лекарственных средств растительного происхождения, 114 видов минералов иметаллов, 150 видов животного сырья. Тибетские лекарства отличаютсямногокомпонентностью (от 3 до 25 составляющих) и применяются в видеразличных лекарственных форм: порошков, отваров, сиропов, настоев, мазей. После Октябрьской революции 1917 года в стране началась борьба какпротив шаманистов, так и против буддистов. В 1931 году старомонгольскаяписьменность была заменена латинской, в 1939 г. – русской. С 1927 по 1938гг. все 47 дацанов и дуганов, существовавших ранее в Прибайкалье и вБурятии, были закрыты и разрушены. С 1938 по 1946 год не действовал ни одиндацан. В 1947 г. в 40 километрах к югу от Улан-Удэ был построен Иволгинскийдацан. Вскоре возобновил работу Агинский дацан. В течение последующих 44лет нужды верующих бурят обслуживали лишь эти два храма. И только в 1991году к двум действующим добавились еще 10. С 1991 г. ведется строительство новых дацанов во многих районах Бурятии.Во время путешествий можно посетить действующие дацаны в Тункинской долине,Баргузинской долине, в Иволгинске, в Гусиноозерске, в Орлике. Иволгинский дацан. В 40 километрах от Улан-Удэ находится Иволгинский дацан, построенный в1947 году. На протяжении длительного времени Иволгинский дацан былрезиденцией Центрального Духовного Управления буддистов России и его главыХамбо-ламы. Прежде чем войти в храм, необходимо обойти территорию дацана походу солнца, вращая при этом хурдэ – молитвенные барабаны. Каждый поворотбарабана равнозначен многократному повторению молитвы. Основное культовоездание, главный храм дацана, построен и освящен в 1972 г. Внутри храмацентральное положение занимает наиболее почитаемая и священная статуяБудды, в позе призывающей Землю в качестве свидетеля. В этот момент,предшествующий достижению нирваны, Будда обращается к богине Земли спросьбой засвидетельствовать его заслуги и помочь в борьбе с Марой(Сатаной). Вокруг статуи изображены 16 найданов (подвижников). Ниже статуиБудды находится портрет и трон Далай-ламы XIV, на котором никто больше неимеет права сидеть. Религиозные церемонии ведутся на тибетском языке. На территории дацана находится также малый храм, суборганы – ступы,которые возводятся в местах нахождения буддийских реликвий, оранжерея сосвященным деревом Ботхи, крупнейшая в России библиотека буддийских текстов.Большая часть старых книг на тибетском языке, на бурятский и русский языкиони не переведены. Ежегодно в дацане проводятся большие осенний и зимний хуралы. В феврале– марте празднуется Новый год по восточному календарю. Главный хурал лета –это праздник Майдари. На праздник Майдари-хурал (бодисатва Майтрейя) собирается значительноеколичество верующих. Церемония продолжается несколько дней, кульминациейстановится шествие вокруг храма со статуей Майдари под удары барабанов,звон бронзовых колокольчиков хонхо и медных тарелок, звуки длинных трубухэр-бурэ. Возглавляет процессию символическая колесница Майдари и егостатуя, которую несет на руках один из лам. Бодисатва Майтрейясимволизирует любовь, сострадание и особые надежды на будущее. Считаетсячто, Майтрейя как преемник, избранный самим Буддой, должен прийти на землюкак Бог грядущего. Гусиноозерский дацан (Тамчинский). Тамчинский дацан – третий по счету из основанных в Бурятии дацанов. В1741 г. он представлял собой большую юрту. В 1750 г. был построен первыйдеревянный храм, к 1848 г. в комплексе насчитывалось уже 17 храмов. В1858–1870 гг. был выстроен главный трехэтажный храм. Ежегодно проводилсятрадиционный Цам – грандиозное религиозное театрализованное представление,на которое съезжались тысячи верующих. С 1809 по 1937 год Тамчинский дацаноставался главным дацаном Бурят-Монголии (так называлась республика до1958 г.). Мирян обслуживало 900 лам, 500 из которых проживали постоянно вдацане. После закрытия дацана в конце 20-х – начале 30-х годов храмовыездания методично разрушались. С середины 30-х годов в зданиях бывших храмовразмещалась тюрьма для политических заключенных. В 1957 г. Тамчинский дацан постановлением правительства Бурятии былобъявлен историко-архитектурным памятником, и на его территории началисьреставрационные работы. В октябре 1990 г. два отреставрированных храмавновь были открыты для верующих. В декабре 1990 г. дацан освятили. Тотхрам, в котором идет служба, называется Чойра. Второй дуган - это бывшийглавный храм Цогчин. На территории дацана, перед входом в Цогчин, находится легендарныйархеологический памятник – олений камень ("Алтан-сэргэ" – золотаяконовязь), которому по определению археологов 3,5 тыс. лет. Оленный каменьполучил свое название от высеченных на нем изображений оленей.Первоначально "Алтан-сэргэ" был установлен на погребальном комплексесвятилища, а спустя сотни лет перевезен ламами и установлен у порталацентрального дацана Цогчин. По легенде каменная стела, стоящая у входа вглавное здание монастыря, служила коновязью для священных лошадейнебожителей, когда те приезжали на праздник Цам-хурал (Термен, 1912). В1931 г. "Алтан-сэргэ" с территории комплекса исчез, и только в 1989 г. вфундаменте одной из разрушенных построек случайно были найдены фрагментыоленьего камня. Из шести найденных обломков был восстановлен первоначальныйвид памятника. "Алтан-сэргэ" изготовлен из цельного 2,6-метрового куска камнячетырехгранной формы. На всех четырех гранях-плоскостях размещенывысокохудожественные многофигурные композиции. Среди насыщенного орнаментавыбиты летящие в галопе олени. [pic]Журнал “КАГЬЮ" (2.94)Журнал "Традиционная медицина", Москва, 1992ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "КАКИМ ВСЕ ЯВЛЯЕТСЯ НА САМОМ ДЕЛЕ ".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "МАХАМУДРА. БЕЗГРАНИЧНАЯ РАДОСТЬ И СВОБОДА".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ УМА"ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ШЕСТЬ ОСВОБОЖДАЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "108 ВОПРОСОВ БУДДИЙСКОМУ ЙОГИНУ".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ПРАКТИЧЕСКИЙ БУДДИЗМ. ПУТЬ КАГЬЮ".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ВЕРХОМ НА ТИГРЕ".ЛАМА ОЛЕ НИДАЛ. "ОТКРЫТИЕ АЛМАЗНОГО ПУТИ".КАЛУ РИНПОЧЕ. "ОСНОВАНИЕ БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИИ".Александр Берзин. ТИБЕТСКИЙ БУДДИЗМРадхе Берме "Парадоксы духовного плана" [pic]




Похожие:

Буддизм. История возникновения iconБуддизм. История развития План Что такое религия? Когда и где возник буддизм? Первоисточники Вопрос об исторической достоверности личности Будды Его биография и происхождение 6

Буддизм. История возникновения iconБуддизм. Распространение в мире. План вступление Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд Учение Будды Первые шаги будущей мировой религии Махаяна От расцвета до упадка Ваджраяна Национальные формы буддизма 10. История распространения буддизма в Тибете 11

Буддизм. История возникновения iconРеферат по "Культурологии" на тему: Буддизм. История возникновения. Содержание
Охватывают 3 следующие друг за другом жизни, причем этапы, на которые этот процесс бытия распадается, символически изображены на...
Буддизм. История возникновения iconИстория возникновения и эволюции инфографики
История возникновения и эволюции инфографики. По книге "Изобразительная статистика. Введение в инфографику", Владимир Лаптев, спб....
Буддизм. История возникновения iconРеферат по философии буддизм план
Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд
Буддизм. История возникновения iconБуддизм и его распространение в мире
За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию,...
Буддизм. История возникновения iconДзэн-буддизм
Дзэн – буддизм-это образ жизни и взгляд на жизнь, который нельзя свести к какой-либо формальной категории современной мысли. Это...
Буддизм. История возникновения iconБуддизм
Буддизм религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н э. Входит в Сань цзяо одну из трех главных религий...
Буддизм. История возникновения iconЗанятие «История возникновения родного города»
Цель: Познакомить с историей возникновения города, его названием. Научить узнавать город по открыткам. Воспитывать интерес к истории...
Буддизм. История возникновения iconПлан. История возникновения и практика применения подоходного налога. Законодательная база. Элементы подоходного налога. Литература. История возникновения и практика применения подоходного налога
Место его рождения — Великобритания. Она ввела этот налог в 1978 году как временную меру. Но с 1842 года подоходный налог окончательно...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы