Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места icon

Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места



НазваниеЭргономика в дизайне и эргономика рабочего места
Дата конвертации20.08.2012
Размер384.3 Kb.
ТипРеферат
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места


Реферат по эргономикеСтудентки Московского Государственного Педагогического Университета им.ШолоховаII курса ХГФ, отделение «Дизайн»очно-заочной формы обученияО.К.ВведениеНа заводах периода индустриальной цивилизации (который закончился, какизвестно, не так уж и давно) работник был частью монотонного,повторяющегося процесса. Любые изменения были, как правило, заранеепредсказуемы. Целью менеджмента была нейтрализация попыток сотрудниковдостичь дифференциации в процессе последовательного достижения результатовили демонстрации определенного качества работы. Работники выполняли четкопоставленные задания. Если кто-то уходил с работы, замена находилась оченьбыстро, и вновь прибывший получал точно такие же задания, как егопредшественник. Мнения не учитывались, проявление индивидуальности непоощрялось. Строгое соответствие сложившимся стереотипам ценилось оченьвысоко. К сожалению, такую картину мы наблюдаем и сегодня во многих(особенно не мультинациональных) компаниях, и не только в Украине.Измерение и анализ результатов работы и самой работы как процесса был оченьпрост: количество, качество и скорость работы оценивались в зависимости отобъема произведенной продукции, количества брака и времени производства.Аналогично очень просто анализировали и оценивали роль рабочего места. Еслиизменения в нем замедляли производство — они считались плохими, еслиувеличивали — хорошими.В современном офисе, где люди заняты интеллектуальным трудом, каждыйсотрудник играет гораздо более динамичную и влиятельную роль.Вклад индивидуальности в бизнес определяет ее ценность для компании. Цельменеджмента — стимулировать активность и профессионализм для улучшениябизнес-процессов и результатов бизнеса.Поскольку замена ценного сотрудника является сложной (а иногда инеразрешимой) проблемой в течение длительного времени, возникает новаязадача менеджмента — удерживание таких сотрудников.С другой стороны, анализ работы интеллектуального персонала долженосновываться больше на качественных показателях, чем на механических исухих измерениях, применявшихся при оценке рабочих заводов периодаиндустриальной цивилизации. Сегодня анализ деятельности сотрудника долженбыть привязан к общим результатам бизнеса, таким как прибыльность, долярынка и, несомненно, удовлетворенность клиента.Таким образом, оценка работы интеллектуального персонала является важным ив то же время проблемным компонентом анализа рабочего пространства. Люди,занятые интеллектуалным трудом (а это от 70% до 90 % персонала современныхофисов), в своей работе часто зависят от сотрудничества со своимиколлегами, без чего достижение позитивного результата невозможно. Онидолжны вместе анализировать проблемы и создавать оригинальные решения. Онитребуют гибкости и мобильности для выполнения широкого спектра различныхзадач. Удовлетворение всех этих нужд очень тесно связано с рабочей средой,организация которой имеет огромное влияние на качество и скорость работы.
Современный бизнес вышел на качественно новый уровень конкурентной борьбы.Поэтому все большее количество компаний анализируют, как организация идизайн рабочего пространства влияют на конечный результат, т.е. на прибыль.Подобный анализ строится на данных науки о функциональных возможностяхчеловека, выявляющей возможности оптимальных условий для труда, какфизического так и интеллектуального, изучающей проблемы возникающие всистеме «человек-орудие труда-предмет труда-производственная среда» иставящей своими задачами оптимизацию трудовой деятельности человека –эргономики. Официально термин «эргономика» (греч. Ergon – работа и nomus –закон) был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских ученыхположила начало оргнизации Эргономического Исследовательского Общества. ВСССР в 20-е годы предполагался термин «эргология», но в настоящее время вкачестве названия данной науки и спользутеся термин, предложенный в Англии.История развития эргономикиНаучное изучение трудовой деятельности связывают с именем американскогоинженера Ф. Тейлора и его учеников. В результате их исследований быласоздана и внедрена в производство концепция инженерного проектированияметодов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривалчеловека как часть машины или как приложение к ней.Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учетапсихологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованыпсихологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память,мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработанынекоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализацииопределенных трудовых процессов. Выполненные исследования составилиследующий важный этап в становлении эргономики и способствовали всебольшему приспособлению машины к человеку.В конце XIX и в начале XX веков в промышленно развитых странах мира (США,Англии, Германии, Японии и др.) организуются специальные лаборатории,кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов ипроизводственной среды на организм человека. В это время бурно развивалисьпсихология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наукнашли свое применение в промышленном производстве – как, например,концепция методов работы инженерного проектирования Ф.Тейлора на заводахФорда при организации конвейерного производства.Российские ученые сформулировали в 20–З0-е годы принципиально другой подходк организации труда – проектирование и создание технических средств итехнологических процессов, обеспечивающих человеку нормальные условияработы, охрану труда и здоровье работающих. Они предложили создать новуюнаучную дисциплину – эргологию (учение о работе человека) или эргонологию(учение о законах работы). Однако эта идея не была осуществлена, и СССР вобласти этих разработок был “успешно” отодвинут на вторые позиции в мировойэргономической науке.К 40-м годам нашего столетия во многих областях техники, физиологии,биологии, психологии и других наук были достигнуты выдающиеся успехи,использованные в годы второй мировой войны для создания оружия и сложнойвоенной техники, в которой производительность системы “человек-машина” былаограничена возможностями человека, а не машины. Этот новый подход к решениюпроблем потребовал привлечения к совместной работе специалистов различногопрофиля: инженеров, анатомов, физиологов и психологов.После Второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого опытаи применению его к решению индустриальных проблем. Важным шагом в этомнаправлении было образование в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества. Так возникло объединение ученых смежныхнаучных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем впроектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего впроцессе работы технические средства и системы. Для обозначения новойнаучной области был использован термин “эргономика” впервые предложенныйеще в 1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским,опубликовавшим работу “Очерки по эргономии, или науке о труде, основаннойна закономерностях науки о природе”.Название “эргономика” было выбрано в связи с тем, что новая область знанийне принадлежала полностью ни к одной из известных наук. новая научнаядисциплина возникла в результате двух одновременно действующих процессов:дифференциации и интеграции научных знаний. Дифференциация нашла отражениев выделении эргономики из науки о трудовой деятельности человека, аинтеграция – в использовании областей знаний, смежных с трудовойдеятельностью человека. Таким образом, эргономика развивается в тесномконтакте с другими науками. Эти междисциплинарные связи носят двустороннийхарактер, обогащая взаимодействующие науки.Прежде всего, необходимо заметить, что эргономика опирается на комплексбазовых дисциплин (но дисциплин чрезвычайно разнородных), которые неподдаются непосредственной стыковке друг с другом (рис. 1.).[pic]Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с группамиобщественных, естественных и технических наук. Взаимосвязь с общественнымидисциплинами проявляется в том, что в основе теоретических положенийэргономики лежит представление о труде как особой фундаментальной сферечеловеческой деятельности, понимание того, что она не сводится ксовокупности чисто механических операций, а представляет собой формуреализации и развития способностей индивида как личности. Сестественнонаучными дисциплинами эргономика связана учетом физиологических,биофизических, биомеханических, психологических закономерностей трудовойдеятельности. Взаимосвязь эргономики с техническими науками обусловленатем, что она возникла на базе современной техники и тех разнообразныхтребований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему сними человеку.Возникновение эргономики – это процесс взаимопроникновения нескольких наук,при котором и происходит междисциплинарный комплексный подход к изучениютрудовой деятельности.Однако первоначально эргономика развивалась медленно. Это было связано стем, что эргономические рекомендации предполагали внесение изменений в ужесуществующие технические системы (коррективный этап развития эргономики).Решение проблемы заключалось в том, чтобы выработать соответствующиерекомендации до создания системы (проективный этап развития эргономики).Научно-техническая революция способствовала развитию эргономики в США,Японии, ФРГ, Англии и других промышленно-развитых странах. Об этомсвидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных ежемесячныхжурналов, подготовка кадров в области эргономики.Современные исследования оценки социально-экономической эффективностивнедрения эргономики подтверждают, что “эргономические мероприятия дают от2 до 5% повышения производительности труда” (Цит. по [7, с. 12]). Во всеммире дизайн и эргономика считаются выгодной, прибыльной сферой приложениясредств. Крупнейшая авиастроительная компания “Боинг” в США тратит наэргономические исследования и профилактику заболеваний у своих рабочих втри раза больше средств, чем на закупку “летающего” металла алюминия,привлекая к решению возникающих проблем лучших специалистов по физиологиитруда и эргономике. На настоящем этапе практически все средние и крупныепромышленные предприятия экономически развитых стран имеют в своем штатеспециалистов по эргономике.В СССР эргономика как самостоятельная научная дисциплина начала развиватьсяв 50-е годы. В 1972 году в Москве была проведена Международная конференцияученых и специалистов стран - членов СЭВ по вопросам эргономики,способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований ипрактическому внедрению их результатов в сферу производства. В 1992 годуРоссия была принята в Международную эргономическую ассоциацию. В настоящеевремя координацией работ в области эргономики занимается Всероссийскийнаучно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ), созданныйв 1962 г. Институт базирует свои исследования и разработки на использованиикомпьютерных технологий и программ, рассматривая их как современнуютехническую основу создания высококачественной продукции.Основные направления деятельности ВНИИТЭ:фундаментальные и прикладные исследования в области теории и методикидизайна;освоение и внедрение современных технологий и достижений науки и техникидля создания промышленных изделий с высокими потребительскими свойствами;формирование государственной системы цвета;подготовка и повышение квалификации кадров в области дизайна;рекламно-выставочная пропаганда в области науки и новых технологий;обеспечение профессиональной информацией специалистов в области науки,промышленности и управления;редакционно-издательская и полиграфическая деятельность.ВНИИТЭ располагает квалифицированными кадрами специалистов, обеспечивающимипрофессиональный уровень исследований и разработок. В институте работает 80научных работников и дизайнеров, в том числе 8 докторов и 15 кандидатовнаук. Институт подготавливает кадры высшей квалификации по специальностям“Техническая эстетика” и “Эргономика”.Кроме ВНИИТЭ ведущей научно-исследовательской организацией в России вобласти эргономики является Государственное унитарное предприятие“Межотраслевой центр эргономических исследований и разработок” (Эргоцентр).Эргоцентр имеет статус головной организации Министерства экономики РФ поэргономике и базовой организации Министерства обороны РФ по военнойэргономике. Организация существует с 1978 года, в свою нынешнюю формупреобразована в 1991 году.Основными направлениями работ являются:организация эргономических исследований и разработок, научно-методическоеруководство внедрением их результатов в практику;проведение независимой эргономической экспертизы важнейших образцовспециальной техники и техники народнохозяйственного назначения;разработка нормативно-технических документов по эргономике.Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективныепотребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачамисследования и проектирования организации труда, повышения егоэффективности и качества.Структура эргономики, основные понятия эргономикиВ ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформиласькак наука. Эргономика, как и любая наука, характеризуется:объектом и предметом изучения;принципами, положенными в основу научных исследований;задачами, стоящими перед наукой;методами исследования и решения поставленных задач.В то же время стала привычной основная терминология, используемая вэргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных дисциплин:физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее успешного изученияи применения.Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативнымуправлением процессами, причем, главным образом, в механизированных иавтоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализавыделяют пять классов операторской деятельности.1. Оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации.2. Оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной энергии.3. Оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т.п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания.4. Оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики объектов или изображений и т.д.5. Оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора- руководителя – оперативное мышление.В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. Вэтом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия налюбом рабочем месте.С этих позиций операторами являются дежурный по станции, поезднойдиспетчер, маневровый диспетчер, дежурный по отделению, машинистлокомотива, начальник станции и другие оперативные работникижелезнодорожного транспорта.Машина – любое техническое устройство, предназначенное дляцеленаправленного изменения материи, энергии или информации. В эргономике вкачестве машин рассматриваются:1) производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т.п.);2) непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.);3) военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и т.п.).В литературе по эргономике наряду с терминами “машина” используются также“техника” и “автомат”. На железнодорожном транспорте оператор имеет дело соследующими машинами: локомотивы, дрезины, краны, устройства горочнойавтоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездныхдиспетчеров и т.д.Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины.Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха,шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и поясненияруководителей работ, различные правила, инструкции и т.д.Система – совокупность элементов, обладающих интерактивными свойствами. Вэргономике в качестве элементов системы рассматриваются оператор, машина исреда. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. Врезультате происходит изменение их взаимодействия. В эргономике чаще всегоречь идет о системе “человек–машина–среда” (СЧМ). Иногда применяют и другиеобозначения: система “оператор–машина–среда”, система “человек–машина”,система “человек–техника”, эргатические системы, эрготехнические,социотехнические и т.д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этихсистем является то, что они представляют собой физические,целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека какглавное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количестваоператоров и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: “одинчеловек–оператор–одна машина–среда” и “группа людей–операторов–группамашин–среда”. Первые СЧМ называют единичными, а вторые – массовыми.Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека, мешающееуспешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью,рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, чтобезошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределамифизических и психических возможностей человека.Объект, предмет и задачи эргономикиИспользуя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономикикак науки.Эргономика – это научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группулюдей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной сиспользованием машин или механизмов с целью повышения эффективностифункционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процессатруда.Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочнойдисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учетачеловеческих факторов при проектировании новой и модернизации старойтехники и технологии, а также существующих условий труда.Объектом исследования эргономики является система “человек – машина –среда” (СЧМ). Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующеецелое, в котором ведущая роль принадлежит человеку. Структурная схема СЧМприведена на рис.2.[pic]Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека,использующего машины.Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывнойсвязи. Сочетание способностей человека и возможностей машины существенноповышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладныхпроблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях –от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот– от требований машины и условий ее функционирования к человеку.Оптимальные решения находятся, как правило, на пересечении этихнаправлений. Тем самым эргономика решает задачи рациональной организациидеятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций междучеловеком и машиной.Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойстваСЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляютсобой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся вконкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.Знание человеческих факторов позволяет формулировать требования кпрофессиональному отбору и обучению персонала, техническим средствамподготовки, согласованию внешних средств трудовой деятельности и способовее осуществления. Увеличивается роль человеческих, факторов применительно кзадачам проектирования, создания и использования технически сложных изделийкультурно-бытового назначения (радиоаппаратура, магнитофоны, телевизионнаятехника и др.).Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такойцелостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективностьтрудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствияфизическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичностьформируется на базе таких свойств техники, как управляемость,обслуживаемость, освояемость и обитаемость.Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнениячеловеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимыхтехнологических операций над предметом труда.Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнениячеловеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности кфункционированию и поддержанию этого состояния во времени.Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстромуи качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия еёфункционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, прикоторых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошеездоровье и высокая работоспособность.Качественными показателями эргономичности являются:по управляемости: . среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса; . вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством; . производительность или норма времени на единицу труда;по обслуживаемости: . среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению; . среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;по освояемости: . среднее календарное время профессиональной подготовки человека- оператора; . уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач,стоящих перед эргономикой и решаемых ею.Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, длячего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов сцелью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочихмест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решениикомплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утратившихработоспособность.С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности иособенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создаетнаучную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению впроизводительный труд указанной части населения.Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности,надежности и стабильности работы, влияния психической напряженности,утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психическойорганизации оператора на эффективность его деятельности в СЧМ.Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научнойорганизации и безопасных условий труда. С этой целью должна производитьсяразработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценкикачества промышленной продукции.Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Этосвязано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активногоразвертывания исследований. Разработка методологических проблемспособствует построению теории эргономики и тем самым, обогащает практикуконкретных исследований.Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяетсформулировать общую цель или главную задачу эргономики. Главная цельэргономики формулируется как единство трех аспектов исследования ипроектирования: 1) повышение эффективности деятельности и соответственнофункционирования человеко-машинных систем; 2) охраны здоровья людей; 3)всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяетизбежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развитияпроизводства.Можно сформулировать и основные задачи эргономических разработок,реализуемые при решении любой эргономической задачи.1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам человека – оператора.2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека – оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т.д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.Разработка методологии эргономики осуществляется соответственно тремуровням методологического анализа, выделяемым в философии.В эргономике можно различить три типа методологических средств:1) методологические средства мировоззренческого характера;2) общенаучные методологические средства;3) специально-научные или конкретно-научные методологические средства.Методологические средства в процессе исследовательской практики органическислиты, включены в соответствующие эргономические представления,конкретизированы применительно к различным сферам практической итеоретической деятельности. В эргономике, учитывая характер еевозникновения, широко используются методологические средства смежныхдисциплин, особенно психологии.В эргономике используются следующие основные методологические принципы.Принцип единства сознания и деятельности. Он означает, что сознание идеятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуютединство. Сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.Именно в сознании образуются динамические модели и образы действительности,позволяющие ориентироваться человеку в окружающей среде и обеспечиватьуспешность достижения целей деятельности.Принцип гуманизации труда означает, что ведущая, творческая роль в процессетруда принадлежит человеку. При решении таких важнейших практическихвопросов, как повышение производительности, эффективности и качества трудаэргономика исходит, прежде всего, из требований, предъявляемых человеком ктехнике, из его возможностей и особенностей деятельности. Противоположнымему является принцип симпфликации (упрощения), при реализации которогостремятся к максимальному упрощению деятельности человека, выхолащиванию изнее всех творческих элементов, а сам человек низводится до придатка машины,оставаясь исполнителем лишь механических действий и движений.Принцип активного оператора. Согласно этому принципу при определении роличеловека в СЧМ очень важно, чтобы оператор осуществлял активные действия,имел свое личное отношение к выполняемым действиям, активно стремился кцели. Это связано с тем, что при пассивной позиции оператора его переход кактивным действиям требует значительной затраты сил, однако эффективностьего деятельности при этом может оказаться невысокой, что наблюдается,например, в работе машиниста. При активной же позиции оператораэффективность его деятельности достигает более высокого значения, а егопсихофизиологические затраты оказываются меньшими. Поэтому необходимо ужена стадии проектирования СЧМ определить характер будущей деятельности иуровень активности оператора.Принцип проектирования деятельности. Проект деятельности должен выступатькак основа решения всех остальных задач построения СЧМ. При разработке СЧМнаряду с техническими устройствами должна проектироваться деятельностьоператора, который будет пользоваться этими устройствами. В свою очередь,эти устройства должны разрабатываться на основе и с учетом проекта будущейдеятельности оператора. Таким образом, к техническим устройствам нужноподходить как к средствам сознательной деятельности человека-оператора.Принцип последовательности и непрерывности учета требований эргономики.Учет эргономических требований должен пронизывать все этапы существованияСЧМ: проектирования, производства и эксплуатации. Реализация данногопринципа на практике означает внедрение системы эргономического обеспеченияСЧМ на всех этапах ее существования.Принцип комплексности. Уже в самом определении эргономики как научнойдисциплины предусматривается реализация данного принципа. Он обеспечиваеткомплексное изучение человека (группы людей) в конкретных условиях его (их)деятельности, связанной с использованием машин. Это достигается развитиеммеждисциплинарных связей эргономики, взаимодействием её с другими науками очеловеке и технике.Основой для практической реализации рассмотренных принципов являетсяприменение системного подхода, который образует методологическую базуэргономики. Идеи системного подхода определяют многие исходные установки итеоретические положения эргономики: стремление к целостному рассмотрениючеловеко-машинных систем, системно-динамический взгляд на их структуру,включение деятельности человека в предмет научного рассмотрения, тенденцияк научному синтезу различных аспектов исследования, стремление выявитьвозможные последствия деятельности человека. Применение системного подходак СЧМ позволяет выявить различные характеристики связи человека и машины вконкретных условиях их взаимодействия. Сложность этого заключается в том,что человек-оператор, будучи сам сложной специфической системой,функционирует в более сложной системе, состоящей из ряда подсистем сосложными взаимосвязями между ними и своими внутренними противоречиями.Таким образом, системный подход позволяет по-новому ставить и решать многиезадачи эргономики.Методологическое значение имеет также ряд теоретических положений,разработанных либо непосредственно в эргономике, либо в смежных с нейдисциплинах и органично вошедших в ее состав: различие коррективной ипроективной эргономики; гипотеза иерархической организации деятельностиоператора; гипотеза оперативного образа и др.В эргономических исследованиях широко используются методы (и конкретныеметодики), сложившиеся в эргономике, а также в других, смежных с неюдисциплинах (в социологии, психологии, физиологии и гигиене труда,кибернетике, математике и др.).Психофизиологическая сущность и структура трудовой деятельностиС позиций эргономики трудовая деятельность рассматривается как процесспреобразования информации и энергии, происходящей в системе "человек -орудие труда - предмет труда - окружающая среда". Следовательно,эргономические исследования рекомендации должны основываться на выяснениизакономерностей психических и физиологический процессов, лежащих в основеопределенных видов трудовой деятельности, с предметом труда и окружающейфизико-химической и психологической средой.В последние годы много новых идей возникло с связи с рассмотрением трудовойдеятельности как процесса взаимодействия человека с машиной и болеесложными системами управления. Некоторые из этих идей конструктивны всмысле перехода от качественных к структурно-количественным представлениямв разработке теории деятельности . Значительный вклад в пониманиепсихофизиологического содержания трудовой деятельности внесли исследованияпо физиологии труда.Деятельность - это реализация личностных свойств человека. Эти свойстваимеют также определенную структуру, рассматриваемую в теориях личности.Окружающая среда и сама деятельность могут приводить к изменению состояниячеловека. Процесс длительности регулируется не только внутренними, но ивнешними факторами, к которым относятся взаимодействующий субъект (иликоллектив) и сам предмет труда. В качестве взаимодействующего компонентадеятельности может выступать и орудие труда, если оно относится к классуавтоматических устройств.В более формализованном виде трудовую деятельность можно представить какдинамическую структуру, осуществляющую преобразование информации и энергии.Работающий человек имеет трудовую цель, т.е. субъективную модель состоянияпредмета труда, в которое необходимо перевести этот предмет из исходногосостояния посредством трудовых - информационных и энергетическихвоздействий. Эти воздействия человек может осуществлять непосредственно напредмет труда или через промежуточное устройство - орудие труда. При этомчеловек воспринимает информацию через сигналы от предмета труда,промежуточного устройства и среды. Цель труда у человека формируется наоснове мотивов, потребностей, установок (своих или получаемых извне).Воспринимаемая и извлекаемая из памяти информация преобразуется по одномуиз тех типов переработка информации человеком: прямого замыкания (прямая,закрепленная ассоциативная связь, автоматизированное действие),репродуктивного мышления (принятие решения путем пошагового преобразованияинформации по известным правилам), Продуктивного (или творческого)мышления. С помощью этих преобразований формируется прогнозируемыйрезультат трудового воздействия и программа (план, стратегия) действий дляего достижения.Существенное влияние на характер протекания процессов, восприятия,мышления, воспроизведения сведений (энграмм) в памяти оказываютактивационные воздействия, обусловленные уровнем бодрствования,эмоциональным и волевым напряжениям, функцией внимания. В основеинформационных и энергетических преобразований, представляющих собой сутьтрудового воздействия на предмет труда, лежат физико-логические процессы. Вцелом вся описанная функциональная структура представляет собой систему"человек - орудие труда - среда".Предметом труда не обязательно может быть объект внешнего мира. Человекспособен осуществлять преобразования информации, имеющие смысл трудовоговоздействия, целиком в сфере субъективного отражения, создавая "духовныйпродукт". Деятельность, направленную на объекты внешнего мира, называютпредметной, или экстериозированной, а направленную на преобразование иформирование собственных энграмм (т.е. представлений, образов, понятий,планов) - интериозированной. В чистом виде эти типы деятельностипрактически не встречаются. Речь может идти только лишь о существенномпреобладании одного из них.Специфика взаимоотношений человека с предметом труда через промежуточноеустройство определяется главным образом тем, какие свои функции какпреобразователя информации и энергии человек передал этому устройству.Различают два типа систем "человек - орудие труда - среда": спромежуточными устройствами в виде простых орудий труда; в виде машин.При работе с простыми орудиями труда весь поток информации, необходимый дляуправления воздействием на предмет труда, преобразует человек и он, такимобразом, во всех отношениях и в любой момент осуществляет и контролируетпроцесс воздействия. Машина в интересующем нас аспекте являетсяпреобразователем информации, а не только энергии, т.е. она частично безучастия человека формирует командные сигналы и регулирует воздействие. Врезультате принципиальная особенность работы человека с машиной заключаетсяв неполном контроле с его стороны за протекающим процессом воздействия напредмет труда.Первый тип систем, которые можно называть системами "человек - инструмент",делится на четыре класса в зависимости от того, какую функцию человекареализует орудие труда.1. Эффективными орудиями (инструментами). Психофизиологическая особенность этого класса заключается в изменении характера воздействия на предмет труда по сравнению с естественными двигательными реакциями человека.2. С афферентными орудиями. С помощью таких орудий естественный образ предмета труда превращается в измененный образ, который можно рассматривать как простейшую информационную модель предмета. Эта модель гомофорфна объекту. Искусственного кода здесь нет, а есть изменение масштаба, ракурса, выпадение отдельных признаков и появление новых (например, при работе с микроскопом). В результате человек должен в процессе обучения выработать специальный (отличный от жизненного опыта) набор энграмм - эталонов, необходимых для восприятия.3. С орудиями памяти (например, чертеж, фотография, запись). В этом случае используется искусственный код. Перекодирование как специфический психический процесс становится важным компонентом деятельности человека.4. С орудиями преобразования информации (счеты, логарифмическая линейка). В результате использования таких орудий происходит изменение психологической структуры принятия решений. Ряд операций продуктивного мышления человек может превратить в простые операции прямого замыкания, высвобождая тем самым свой мозг для творческого мышления.Второй тип систем, или систем "человек - машина", делится на три класса:1. С простой машиной, в которой совершается преобразование информации по элементарной линейной программе (передача то человека части реакций прямого замыкания). Обратная информация от предмета труда поступает почти полностью к человеку, и он сам вносит коррективы в программу машины.2. С репродуктивно - преобразующей машиной (обычные ЭВМ). В этом классе характерным является существенное, почти полное отчуждение человека от предмета труда и его преобразования. Если человеку понадобится включиться в рабочий процесс, он должен будет по искусственному коду реконструировать как состояние предмета труда, так и процессы, которыми управляет машина.3. С продуктивно - преобразующей машиной (самоорганизующиеся кибернетические устройства). Взаимодействие человека с такой машиной уже носит характер информационного обмена между относительно замкнутыми системами информации.Человека, работающего с помощью машины, будем называть оператором. Ввидутого что именно этот тип деятельности является основным предметомэргономического исследования, рассмотрим его психофизиологическую сущностьболее подробно.Наиболее характерной чертой деятельности оператора является то, что онлишен возможности непосредственно наблюдать за управляемыми объектами ивынужден пользоваться информацией, которая поступает к нему по каналамсвязи. Деятельность человека, совершаемая не с реальными объектами, а с ихзаместителями или имитирующими их образами, называют деятельностью синформационными моделями реальных объектов.Информационная модель - совокупность информации о состоянии ифункционировании объекта управления и внешней среды. Она является дляоператора своеобразным имитатором, отражающим все существенно важные дляуправления свойства реальных объектов, т.е. тех источников информации, наоснове которого он формирует образ реальной обстановки, производит анализ иоценку сложившейся ситуации, планирует управляющие воздействия, принимаетрешения, обеспечивающие правильную работу системы и выполнение возложенныхна нее задач, а также наблюдает и оценивает результаты их реализации.Объем информации, включенной в модель, и правила ее организации должнысоответствовать задачам и способам управления. Физически информационнаямодель реализуется с помощью устройств отображения информации. Наиболеесущественной особенностью деятельности человека с информационной модельюявляется необходимость соотнесенья сведений, получаемых с помощью приборов,экранов, табло как между собой, так и с реальными управляемыми объектами.Именно на основании соотнесенья этих сведений строится вся деятельностьоператора. Рассмотрим основные этапы деятельности оператора при решенииопределенной технологической задачи или выполнении операции СЧМ.Первый этап - восприятие информации - процесс, включающий следующиекачественно различные операции: обнаружение объекта восприятия; выделение вобъекте отдельных признаков, отвечающих стоящей перед оператором задаче;ознакомление с выделенными признаками и опознавание объекта восприятия.Различия между операциями обнаружения и выделения информативных признаковопределяются тем, что явления, связанные с обнаружением объекта восприятия,протекают на уровне рецепторных полей воспринимающих систем, в то время какспособность к выделению информативного содержания формируется на основепрошлого опыта и требует специального обучения.В процессе ознакомления с выделенными признаками оператор устанавливаетсвязи между отдельными свойствами объекта восприятия, формирует собственныесистемы эталонов, на основании которых он может в последствии опознатьобъект или ситуацию. Процессам ознакомления и опознавания сопутствуютобычно укрупнение признаков, объединяющих их в структуры, которые затемвыступают как единые оперативные единицы восприятия.Оперативная единица восприятия - это семантически целостное образование,формирующееся в результате рецептивного обучения и создающее возможностьпрактически одномоментного, симультанного и целостного восприятия объектоввнешнего мира, независимо от числа содержащихся в них признаков.Формирование оперативных единиц восприятия обеспечивает не толькоцелостность и предметность восприятия, но и возможность в дальнейшеммысленного реконструирования ряда особенностей объекта, не нашедшихнепосредственно отражения в информации, предъявленной оператору, равно каки возможность выделения полезной информации в помехах.Второй этап - оценка информации, ее анализ и обобщение на основе заранеезаданных или сформированных критериях оценки. Оценка производится на основесопоставления воспринятой информационной модели со сложившейся у операторавнутренней образно-концептуальной моделью обстановки (системы управления).Концептуальная модель представляет собой продукт осмысливания операторомсложившейся ситуации с учетом стоящих перед ним задач. В отличии отинформационной модели она относится к внутренним психологическим способам -средствам деятельности оператора.Факторы деятельности, вызывающие утомлениеОсновным фактором, вызывающим утомление, является интегральнаяэкстенсивностная напряженность деятельности (нагрузка). Помимо абсолютнойвеличины нагрузки на степени развития утомления сказывается еще рядфакторов, среди которых необходимо выделить следующие: . статический или динамический характер нагрузки; . интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени; . постоянный и ритмический характер нагрузки.Статическая физическая нагрузка при прочих равных условиях ведет к большемуразвитию утомления, чем динамическая, причем субъективное ощущениеусталости в этом случае выражено особенно отчетливо.Время наступления утомления и его выраженность зависят от степениинтенсивности нагрузки следующим образом: при увеличении интенсивностинагрузки утомление наступает раньше, при уменьшении интенсивности нагрузки- время наступления утомления не изменяется (в последнем случаепроизводительность труда значительно снижается, что невыгодно). Существуетопределенная оптимальная интенсивность нагрузки, при которой утомлениеразвивается медленнее всего.Помимо величины нагрузки существует ряд дополнительных или способствующихразвитию утомления факторов. Сами по себе они не ведут к развитиюутомления, однако, сочетаясь с действием основного фактора, способствуютболее раннему и выраженному наступлению утомления. Эти факторы можноразбить на три больших группы:1) микроклимат2) использование техники3) нарушение режима труда и отдыха.К первой группе относятся: пониженное содержание кислорода во вдыхаемомвоздухе, повышенное содержание углекислого аза, высокая температура среды,повышенная влажность, изменение барометрического давления и т.п.Наибольшим разнообразие характеризуется вторая труппа. Среди причин,входящих в эту группу, следует назвать изменение состава воздуха -загрязненность его различными газами ( например, продуктами неполногосгорания топлива и др.); действие механических сил ведущих к вибрации,тряске, ускорениям, воздействие электромагнитных колебаний, шумов иультразвука, изменение освещенности, неудобство рабочей позы и многоедругое.Наконец к третьей группе относятся факторы, связанные в основном снарушением режима труда и отдыха: недостаточность времени длявосстановления сил после утомления, неправильное использование перерывовмежду работой, непродуманное планирование работы и отдыха.На развитие утомления сильно влияют эмоциональные факторы. Выраженность ивремя наступления утомления человека, его общего и специального физическогоразвития и т.п.Среди видов утомления следует специально указать на один специфический вид,возникающий при отсутствии деятельности. Оно довольно часто встречается всовременном производстве у специалистов, деятельность которых связана сприемом нерегулярно и неожиданно поступающей информации, т.е. работающих врежиме ожидания. Этот вид утомления занимает промежуточное место междуобщим и умственным утомлением. Чувство усталости у этих специалистовчастично обусловлено статической рабочей позой, хотя в основномопределяется развитием сенсорной напряженности.Сказанное позволяет считать, что описанные фазы определяются сочетаниемфизических и информационный характеристик работы. Но существует еще однаспецифическая форма изменения функционального состояния оператора, вменьшей степени связанная с физическими характеристиками. Это в основномреакция организма оператора на информационную структуру системы. Такаяформа измененного функционального состояния называется специфическойнапряженностью.Динамика работоспособности, динамика утомления являются неспецифическимипроявлениями организма, общей реакцией на интенсивность и экстенсивностьрабочей деятельности, в то время как состояние специфической напряженностизависит то структуры и содержания потока информации в СЧМ.В связи с этим основным критерием оценка специфической напряженности,вернее, оценки характера реакции организма на информационную структурурабочего класса процесса является критерий адекватности. Исследование былиусловно названы состоянием адекватной мобилизацией и состояниемдинамического рассогласования.Состояние адекватной мобилизации - это такое состояние оператора, котороеявляется оптимальным или близким к оптимальному для данных условий работычеловека, включенного в конкретную систему управления. Симптоматика ивыраженность этого состояния зависят прежде всего от объема информации, ееплотности и экстенсивности, от семантической значимости информации,характера кодирования, наличия шума, требуемых программ реализации принятойинформации и особенностей управляемой системы. Чем больше требуемоесостояние отличается от состояния оперативного покоя, тем больше выраженаактивная мобилизация.Характерной чертой адекватной мобилизации является ее линейность, т.е.наличие прямой зависимости от субъективной трудности выполняемой работы.Первым шагом диагностики, или прогнозирования этого состояния являетсяколичественный анализ информационной модели рабочего процесса длявыяснения, какой элемент этой деятельности в первую очередь определяетстепень адекватной мобилизации. В большинстве случаев оперативной точкойдля суждения служит положение найденных характеристик на шкале предельныхвозможностей человека.Выявление ведущего элемента деятельности решает вопрос о том, какоесвойство или свойства оператора определяют его выполнение, а состояниесоответствующих функций и будет в первую очередь характеризовать степеньадекватной мобилизации. Однако помимо этого изменяется и состояниесвязанных с ведущей функцией систем неспецифического обеспечения ирегулирующих нервных образований. Поскольку состояние этих систем неотвлекает оператор то выполнения основных обязанностей, а сами показателидовольно тесно коррелируют с уровнем работы основной системы, то о степенинапряженности судят именно по состоянию этих систем.Состояние адекватной мобилизации характеризуется минимальным числом ошибокв работе и выбором оптимального алгоритма деятельности.Может возникнуть вопрос: поскольку внешние признаки стадии адекватноймобилизации очень близки к той стадии работоспособности, которая былаописана как фаза компенсации, то не является ли такое разделениеискусственным? Конечно, эти состояния во многом сходны, однако двасущественных обстоятельства позволяют их разделить. Во-первых, это связьсостояния адекватной мобилизации только с информационной структуры работы:при увеличении трудности работы выраженность стадии увеличивается, приуменьшении ослабевает; фаза компенсации более устойчива и мало меняется привременных колебаниях интенсивности работы. Во-вторых, она не связана современем работы и может быть одинаково выражена как в начале, так и в концеее.В тех случаях, когда предъявляемые к организму требования находятся напределе его физиологических возможностей или превышают их, наблюдаетсяпереход состояния адекватной мобилизации в состояние динамическогорассогласования. Однако динамическое рассогласование может возникнуть принебольшой информационной нагрузка, когда имеются различного радаэмоциональные сдвиги, особенно связанные с малым навыком в работе.Состояние динамического рассогласования. При динамическом рассогласованиинарушается основная закономерность предыдущей стадии - уровень работы повосприятию информации не соответствует ожидаемому физиологическомусостоянию. О таком состоянии свидетельствуют большие сдвиги вегетативныхреакций, появление дополнительных реакций, в частности потоотделения,расширение сосудов кожи, нарушение мышечного баланса и др. Это состояниечрезвычайно важно для оценки работы специалиста, поскольку оносопровождается выраженными нарушениями работоспособности и появлениембольшого числа ошибок, лишними действиями, увеличением времени работы,вплоть до отказа от работы или ее прекращения.Обобщенный характер динамического рассогласования приводит к тому, чтоошибки и неправильные действия наблюдаются даже тогда, когда оператордолжен выполнять требуемые по ходу работы несложные для него действия, вином состоянии выполняемые безотказно. На этом основании основан один изприемов оценки рассогласования, когда оператору по ходу работы предлагаютвыполнять ряд тестов возрастающей сложности, обычно хорошо выполняемых. Чемпроще тест, при котором появилось затруднение или ошибка, тем глубжединамическое рассогласование.Динамическое рассогласование является более устойчивым, когда операторынаходились в состоянии адекватной мобилизации, ими производилось шестьцифр. В состоянии динамического рассогласования один из них мог запомнитьтолько четыре цифры, а другой - лишь две.Динамическое рассогласование является более устойчивым, чем адекватнаямобилизация; уменьшение интенсивности нагрузка не приводит к ликвидацииэтого состояния и появлению адекватной мобилизации. Должно пройти известноевремя, прежде чем признаки рассогласования исчезнут.Эргономика рабочего места при работе с компьютеромПо данным Министерства труда США, так называемые «повторяющиесятравмирующие воздействия при работе с компьютером» (ПТВРК) обходятсякорпорациям Америки ежегодно в 100 млрд. долл. Компенсации, выплачиваемыеих служащим, достигают астрономических цифр. Кроме того, некоторымпострадавшим от работы за ПК приходится расплачиваться жестокими болями втечение всей жизни. Чтобы снизить влияние таких нагрузок на организмчеловека, необходимы «эргономично спроектированные рабочие места иправильные навыки работы с компьютером».|[pic] ||Создается впечатление,||что такие столы вовсе ||не предназначены для ||живого человека, тем ||более такого, который ||вынужден долгие часы ||просиживать за ||работой. С комфортом ||располагаются на нем ||исключительно ПК и ||периферия |Российский мебельный рынок предлагает, к сожалению, не всегда качественныекомпьютерные столы польского и тайваньского производства. Обычнобольшинство покупателей ПК, особенно те, кто приобретает его впервые, дажепредставления не имеют, на что его нужно ставить. Скудость моделейкомпьютерных столов в отечественных мебельных магазинах просто удивляет —там представлены либо стандартные столы для офиса, на которых непредусмотрено место для компьютера и периферии, либо компьютерная стойка,«не предполагающая»... пользователя. Впрочем, о нем, как обычно, никто и неподумал — главное, чтобы компьютеру было удобно. Видимо, российскиепотребители, привыкшие к своим малогабаритным квартирам, — если судить поих повышенному спросу на подобные «шедевры», — действительно люди наредкость неприхотливые. Ноги можно и поджать, и подвинуться, и пригнуться,и подлезть, если надо. Ведь главным для них всегда была компактность.Так давайте все-таки разберемся, каким, как правило, бывает рабочее место,и каким оно должно быть, чтобы работать на нем было удобно и приятно. Чащевсего оно представляет собой заставленную различными периферийнымиустройствами, заваленную справочной литературой и прочими, не всегданужными мелочами некую конструкцию, именуемую почему-то «компьютернымстолом».Подобная «универсальная стойка для компьютерного оборудования» включает всебя небольшой стол, недорогую подставку для монитора, «скворечник» длясистемного блока и полочку для принтера. Поместить на нее еще что-нибудь,кроме ПК, практически невозможно. Защитники подобного мебельного шедеврамогут выдвинуть в его защиту такие аргументы, как невысокая цена и малыеразмеры. Первый довод обычно приводят продавцы, а второй — работодатели, новедь ни тем, ни другим не придется сидеть за ПК долгими часами.Конечно же, нельзя сравнивать по стоимости стол и здоровье — онинесоизмеримы. Впрочем, торговцев, стремящихся обеспечить высокий денежныйоборот, понять легко. Да и хозяевам выгоднее арендовать небольшиепомещения, и потому они, естественно, предпочитают мебель небольшихразмеров.|[pic] ||Создавая удобства для ||«Ее Величества ||Клавиатуры», можно ||впоследствии оказать ||медвежью услугу тем, ||кто с ней работает ||[pic] ||[pic] ||И опять мебельщики, ||выпускающие эти ||огромные «производные»||от стандартных ||письменных столов, ||думают о человеке во ||вторую очередь. О том,||чтобы пользователь ||смог разместиться за ||таким столом с ПК, и ||речи быть не может. ||Как всегда, на первом ||месте по-прежнему ||остаются ||неодушевленные ||предметы |Встречается и обратная ситуация, тоже, кстати, довольно распространенная.Для работы имеется большой стол, иногда даже Г-образный, с выдвижной доскойдля клавиатуры, что сейчас модно, и всяческими другими приспособлениями.Здесь однозначно приходится располагать монитор в углу стола. Значит, упользователя вскоре появится ярко выраженная левая или правая ориентация, ачто это влечет за собой с медицинской точки зрения, можно прочесть науказанном выше сайте или со временем узнать у терапевта. Небезопасно иразъезжать по комнате за дискетами и книгами на стуле с колесиками, еслион, конечно, есть. Возможно, это и развлекает, но сбивает с рабочего ритма,а порой может привести к травмам.Тема выдвижных полок для клавиатуры уже всем набила оскомину. Однако побольшому счету их применение вполне закономерно и порождено недостаткомполезной площади на стандартных прямоугольных офисных столах. Как показалиисследования, профессиональная болезнь машинисток (хроническое растяжениекисти) зачастую вызвана именно такими хитроумными приспособлениями.Оно и понятно: стандартная высота стола рассчитана на то, чтобы писать отруки, а расстояние от пола до клавиатуры, находящейся на выезжающейподставке, будет существенно ниже, что и приводит к напряжению сухожилий имышц кисти руки. Хоть компьютерщики и не машинистки, но печатают тожемного, и если они еще не успели заработать из-за использования клавиатурына подставке хронического растяжения, которое лечится только хирургическимпутем, то ежедневную усталость в кистях рук уж точно испытывают.Таким образом, даже поверхностное рассмотрение типичных условий труда иотдыха пользователей ПК показывает, что многие компьютерные столы бываюткрайне неудобны не из-за их недостаточно высокого качества, а потому, чтоони используются не по назначению. Но столы-то здесь, понятное дело, невиноваты.... Поэтому следует самим пользователям разумно организовыватьсвое рабочее место с учетом каждой конкретной задачи и того оборудования,которое будет применяться. Так, просторный деревянный стол больше подойдетруководителям, стандартный офисный — сотрудникам с компьютером типа ноутбукили вообще без ПК, а компьютерные стойки оптимальны для размещениясерверов, к которым крайне редко подходят системные администраторы.«А на чем же лучше всего сочетать длительные компьютерные и письменныеработы?» — возникает естественный вопрос. Ответ на него таков: в основномпригодность и функциональность любого стола определяет его рабочая зона. Тачасть столешницы, до которой работающий человек дотягивается рукой сприжатым к туловищу локтем, считается ближней зоной охвата, а то место,куда он может дотянуться, полностью выпрямив руку, — границей дальней зоны.Любому прямо сидящему за столом человеку бывает необходимо дотянуться докакой-либо его точки, что, видимо, реально сделать, увы, только в двухслучаях: вы либо выращены в военной лаборатории из пробирки, либостолешница будет определенным образом «окружать» вас. Кроме того, оченьважно правильно установить монитор, соблюдая следующие требования:|[pic] ||Удобная рабочая зона ||для пользователя — ||главный критерий того,||пригоден ли рабочий ||стол к несению своей ||«компьютерной службы» |дисплей должен стоять точно напротив пользователя, на уровне его глаз и нарасстоянии вытянутой руки.перед экраном должно хватать места для клавиатуры (в соответствии справилами грамотной посадки при слепом десятипальцевом методе печати), аесли нужно, то для бумаг и книг.Это значит, что монитор должен находиться в самой широкой части стола.Кроме того, не стоит упускать из виду критерий общей рабочей площади,доведенный до абсурда любителями «подставок для компьютеров». Истационарный ПК, и стол для него не автономны и конструктивно никогда небудут завершены. Рабочее место — это не стол с компьютером, и не следует обэтом забывать. Посмотрите на самый маленький из стандартных офисных столов,имеющий выдвигающуюся клавиатуру, и вам станет ясно: чтобы определитьплощадь, отводимую под рабочее место, нужно занимаемую этим столом площадьумножить на два!Если вы, несмотря ни на что, решили купить стол-коротышку, то учтите, чтовряд ли сможете поиграть собственными ногами в тетрис и уложить своиконечности в немногочисленные отведенные для этого места, да и все равно выне сможете просидеть так в течение долгого времени, уж поверьте.|[pic] | [pic] | [pic] ||Площадь, занимаемая столом, и площадь, отведенная под рабочее место,||имеют совершенно разную величину, и именно первая должна ||«стремиться» ко второй, а не наоборот, как это зачастую бывает || ||От правильного расположения монитора будет зависеть то, насколько ||часто вам придется посещать окулиста |Итак, обобщив все высказанные соображения, в качестве практическиидеального рабочего места можно представить себе некую угловую структуру спередним краем в форме лекала. Общая занимаемая ею площадь оптимальна, еслиее установить в углу, а «мертвое», недоступное пространство занятьмонитором. Его сглаженный полукруглый передний край образует дугу вокругпользователя, обеспечивая оптимальную зону доступа.Увы, поиск подобных угловых конструкций на отечественном рынке компьютерноймебели не увенчался успехом, хотя некоторые образцы к нему и приближались.Однако, основываясь на многолетнем опыте работы на рынке «компьютернойпериферии» и, следовательно, хорошо разбираясь в спросе заказчиков накомпьютерную мебель, мы решили прокомментировать некоторые предложения наих соответствие приведенным выше требованиям.Угловые столы компании «Би-СН»(www.bis-n.ru)|[pic] |[pic] |[pic] ||Модели столов компании|Модели столов компании|Модели столов ||«Би-СН»: КП 00.01, |«Би-СН»: КП 03.31, |компании ||КС03.31, ТС 02.01, ПБ |КС03.31, ТС 02.01, ПБ |«Би-СН»: КП ||02.01 |02.01 |05.22, КС 05.20,|| | |ТС 02.01, ПБ || | |02.02 |«Би-СН» выпускает наращиваемые столы моделей КП 05.22, КС 03.31, КС 05.20,ТС 02.01, ПБ 02.02. Размеры столешниц 1200x1100 мм (КС 03.31) и 1130x1130мм (КС 05.20) соответственно. Столы имеют «обязательную» выдвижную полкупод клавиатуру, из-за которой, увы, бессмысленны угловая форма ивозможность не вста




Похожие:

Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconЭргономические основы работы за компьютером
Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность...
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места icon"Эргономика". Контрольная работа

Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места icon1 эргономика и психология научных презентаций
Обеспечивающее подразделение кафедра Электроники и автоматики физических установок
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconРабочая программа модуля (дисциплины) Психология труда и эргономика направление ооп: 080400 «Управление персоналом»

Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconРабочая программа модуля (дисциплины) Современная научная картина мира направление ооп: «Социальная работа»
Кореквизиты: «Информатика», «Демография», «Основы безопасности труда», «Эргономика»
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconРабочая программа дисциплины психология
Кореквизиты философия, Конфликтология, Управление персоналом организации, Психофизиология профессиональной деятельности, Психология...
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconАннотация программы учебной дисциплины «Инженерная психология, эргономика»
«Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие», 170100 – «Боеприпасы и взрыватели», 151701 – «Проектирование технологических...
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconКурсовая работа по дисциплине «Дизайн и эргономика пользовательских интерфейсов»
Проект предназначен для ознакомления с основными характеристиками автомобиля, за основу взяты презентации автомобилей с сайтов мазды...
Эргономика в дизайне и эргономика рабочего места iconКурсовая работа по дисциплине «Дизайн и эргономика пользовательских интерфейсов»
В данном проекте разработан проект интерактивной презентации 2 экранизаций романов Дэна Брауна, фильмов «Код Да Винчи» и «Ангелы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы