Философские аспекты моделирования как метода познания icon

Философские аспекты моделирования как метода познания



НазваниеФилософские аспекты моделирования как метода познания
Дата конвертации20.08.2012
Размер198.4 Kb.
ТипРеферат
Философские аспекты моделирования как метода познания


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ РЕФЕРАТ ПО ТЕМЕ «Философские аспекты моделирования как метода познания окружающего мира»| |Выполнил | Казань 1998 Содержание Введение. 1 1. Философские аспекты моделирования как метода познания окружающегомира 1 1.1. Гносеологическая специфика модели и ее определение. 1 1.2. Классификация моделей и виды моделирования. 1 1.3. Основные функции моделей. 1 1.3.1. Моделирование как средство экспериментального исследования. 1 1.3.2. Моделирование и проблема истины. 1 2. Применение моделирования в различных отраслях человеческого знанияи деятельности 1 2.1. Моделирование в биологии 1 2.2. О кибернетическом моделировании и моделировании мыслительной деятельности человека. 1 2.2.1. Особенности кибернетического моделирования. 1 2.2.2. Моделирование мыслительной деятельности человека. 1 Список литературы 1Введение. Растущий интерес философии и методологии познания к теме моделированиябыл вызван тем значением, которое метод моделирования получил в современнойнауке, и в особенности в таких ее разделах, как физика, химия, биология,кибернетика, не говоря уже о многих технических науках. Однако моделирование как специфическое средство и форма научногопознания не является изобретением 19 или 20 века. Достаточно указать напредставления Демокрита и Эпикура об атомах, их форме, и способахсоединения, об атомных вихрях и ливнях, объяснения физических свойствразличных веществ с помощью представления о круглых и гладких иликрючковатых частицах, сцеп ленных между собой. Эти представления являютсяпрообразами современных моделей, отражающих ядерно-электронное строениеатома вещества. 20 век принес методу моделирования новые успехи, но одновременнопоставил его перед серьезными испытаниями. С одной стороны, кибернетикаобнаружила новые возможности и перспективы этого метода в раскрытии общихзакономерностей и структурных особенностей систем различной физическойприроды. С другой стороны, теория относительности и в особенности,квантовая механика, указали на неабсолютный, относительный характермеханических моделей, на трудности, связанные с моделированием. 1. Философские аспекты моделирования как метода познания окружающегомира 1.1. Гносеологическая специфика модели и ее определение. Слово "модель" произошло от латинского слова "modelium", означает:мера, способ и т.д. Его первоначальное значение было связано состроительным искусством, и почти во всех европейских языках оноупотреблялось для обозначения образа или вещи, сходной в каком-то отношениис другой вещью" (11,с7). По мнению многих авторов (4,6,11), модельиспользовалась первоначально как изоморфная теория (две теории называютсяизоморфными, если они обладают структурным подобием по отношению друг кдругу). С другой стороны, в таких науках о природе, как астрономия, механика,физика термин "модель" стал применяться для обозначения того, что онаописывает. В. А. Штофф отмечает, что "здесь со словом "модель" связаны дваблизких, но несколько различных понятия" (11,с8). Под моделью в широкомсмысле понимают мысленно или практически созданную структуру,воспроизводящую часть действительности в упрощенной и наглядной форме.Таковы, в частности представления Анаксимандра о Земле как плоскомцилиндре, вокруг которого вращаются наполненные огнем полые трубки сотверстиями. Модель в этом смысле выступает как некоторая идеализация,упрощение действительности, хотя сам характер и степень упрощения, вносимыемоделью, могут со временем меняться. В более узком смысле термин "модель"применяют тогда, когда хотят изобразить некоторую область явлений с помощьюдругой, более изученной, легче понимаемой. Так, физики 18 века пыталисьизобразить оптические и электрические явления посредством механических("планетарная модель атома" - строение атома изображалось как строениесолнечной системы). Таким образом, в этих двух случаях под модельюпонимается либо конкретный образ изучаемого объекта, в котором отображаютсяреальные или предполагаемые свойства, либо другой объект, реальносуществующий наряду с изучаемым и сходный с ним в отношении некоторыхопределенных свойств или структурных особенностей. В этом смысле модель -не теория, а то, что описывается данной теорией - своеобразный предметданной теории. Во многих дискуссиях, посвященных гносеологической роли иметодологическому значению моделирования, этот термин употреблялся каксиноним познания, теории, гипотезы и т.п. Например, часто модельупотребляется как синоним теории в случае, когда теория еще недостаточноразработана, в ней мало дедуктивных шагов, много неясностей. Иногда этоттермин употребляют в качестве синонима любой количественной теории,математического описания. Несостоятельность такого употребления сгносеологической точки зрения, по мнению В.А. IIIтоффа, в том, "что такоесловоупотребление не вызывает никаких новых гносеологических проблем,которые были бы специфичны для моделей" (11 с10).Существенным признаком,отличающим модель от теории (по словам И.Т. Фролова) (9 с122) является неуровень упрощения, не степень абстракции, и следовательно, не количествоэтих достигнутых абстракций и отвлечении, а способ выражения этихабстракций, упрощений и отвлечении, характерный для модели. В философской литературе, посвященной вопросам моделирования,предлагаются различные определения модели. А.А. Зиновьев и И.И. Pевзин даютследующее определение: "Пусть X есть некоторое множество суждений,описывающих соотношение элементов некоторых сложных объектов А и В. Пусть Yесть некоторое множество суждений, получаемых путем изучения А и отличныхот суждения Х. Пусть есть некоторое множество суждений, относящихся к В итакже отличных от Х. Если выводится из конъюнкции Х и Y по правилам логики,то А есть модель В, а В есть оригинал модели." (2 с15) Здесь модель - лишьсредство получения знаний, а не сами знания, следовательно, из рассмотрениявыпадают идеальные модели (мысленные), т.к. их значение в качествеэлементов знания реальных объектов отрицать нельзя. Определение И.Т.Фpолова: «Моделирование означает материальное или мысленное имитированиереально существующей системы путем специального конструирования аналогов(моделей), в которых воспроизводятся принципы организации ифункционирования этой системы".(9 с20) Здесь в основе мысль, что модель -средство познания, главный ее признак - отображение. На мой взгляд,наиболее полное определение понятия "модель» дает В.А. IIIтофф в своейкниге "Моделирование и философия": "Под моделью понимается такая мысленнопредставляемая или материально реализуемая система, которая отображая иливоспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ееизучение дает нам новую информацию об этом объекте".(11 с22). При дальнейшем рассмотрении моделей и процесса моделирования будемисходить из того, что общим свойством всех моделей является их способностьотображать действительность. В зависимости от того, какими средствами, прикаких условиях, по отношению к каким объектам познания это их общеесвойство реализуется, возникает большое разнообразие моделей, а вместе сним и проблема классификации моделей. 1.2. Классификация моделей и виды моделирования. В литературе, посвященной философским аспектам моделирования,представлены различные классификационные признаки, по которым выделеныразличные типы моделей. Например, в (11 с23) называются такие признаки,как: - Способ построения (форма модели); - Качественная специфика (содержание модели). По способу построения модели бывают материальные и идеальные.Остановимся на группе материальных моделей. Несмотря на то, что эти моделисозданы человеком, но они существуют объективно. Их назначениеспецифическое – отразить пространственные свойства, динамику изучаемыхпроцессов, зависимости и связи. Материальные модели соединены с объектамиотношением аналогии. Материальные модели неразрывно связаны с воображаемыми (даже, прежде,чем что-либо построить - сначала теоретическое представление, обоснование).Эти модели остаются мысленными даже в том случае, если они воплощены вкакой-либо материальной форме. Большинство этих моделей не претендует наматериальное воплощение. По форме они могут быть: - образные, построенные из чувственно наглядных элементов; - знаковые, в этих моделях элементы отношения и свойства моделируемых явлений выражены при помощи определенных знаков; - смешанные, сочетающие свойства и образных, и знаковых моделей. Достоинства данной классификации в том, что она дает хорошую основудля анализа двух основных функций модели: - практической (в качестве средства научного эксперимента) - теоретической (в качестве специфического образа действительности, в котором содержатся элементы логического и чувственного, абстрактного и конкретного, общего и единичного). Другая классификация есть у Б.А. Глинского в его книге "Моделированиекак метод научного исследования", где наряду с обычным делением моделей поспособу их реализации, они делятся и по характеру воспроизведения стороноригинала:|субстанциональные |структурные |функциональные |смешанные | Теперь перейдем к рассмотрению вопросов, связанных непосредственно ссамим моделированием. "Моделирование - метод исследования объектов познанияна их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметови явлений (органических и неорганических систем, инженерных устройств,разнообразных процессов - физических, химических, биологических,социальных) и конструируемых объектов для определения либо улучшения иххарактеристик, рационализации способов их построения, управления и т.п."(12 с421). Моделирование может быть: - предметным ( исследование основных геометрических, динамических, функциональных характеристик объекта на модели); - физическое (воспроизведение физических процессов); - предметно - математическое ( исследование физического процесса путем опытного изучения каких-либо явлений иной физической природы, но описываемых теми же математическими соотношениями, что и моделируемый процесс); - знаковое (расчетное моделирование, абстрактно - математическое). Прежде чем переходить к вопросам применения моделирования, рассмотримосновные функции моделей. 1.3. Основные функции моделей. 1.3.1. Моделирование как средство экспериментального исследования. Рассмотрение материальных моделей в качестве орудий экспериментальнойдеятельности вызывает потребность выяснить, чем отличаются те эксперименты,в которых используются модели, от тех, где они не применяются. Превращениеэксперимента в одну из основных форм практики, происходившее параллельно сразвитием науки, стало фактом с тех пор, как в производстве сделалосьвозможным широкое применение естествознания, что в свою очередь былорезультатом первой промышленной революции, открывшей эпоху машинногопроизводства. Специфика эксперимента как формы практической деятельности втом, что эксперимент выражает активное отношение человека кдействительности. В силу этого, в марксистской гносеологии проводитсячеткое различие между экспериментом и научным познанием. Хотя всякийэксперимент включает и наблюдение как необходимую стадию исследования.Однако в эксперименте помимо наблюдения содержится и такой существенный дляреволюционной практики признак как активное вмешательство в ход изучаемогопроцесса. "Под экспериментом понимается вид деятельности, предпринимаемой вцелях научного познания, открытия объективных закономерностей и состоящий ввоздействии на изучаемый объект (процесс) посредством специальныхинструментов и приборов."(11 с301) Существует особая форма эксперимента, для которой характерноиспользование действующих материальных моделей в качестве специальныхсредств экспериментального исследования. Такая форма называется модельнымэкспериментом. В отличие от обычного эксперимента, где средстваэксперимента так или иначе взаимодействуют с объектом исследования, здесьвзаимодействия нет, так как экспериментируют не с самим объектом, а с егозаместителем. При этом объект-заместитель и экспериментальная установкаобъединяются, сливаются в действующей модели в одно целое. Таким образом,обнаруживается двоякая роль, которую модель выполняет в эксперименте: онаодновременно является и объектом изучения и экспериментальным средством.Для модельного эксперимента, по мнению ряда авторов (11,19,2), характерныследующие основные операции: 1. переход от натурального объекта к модели - построение модели (моделирование в собственном смысле слова); 2. экспериментальное исследование модели; 3. переход от модели к натуральному объекту, состоящий в перенесении результатов, полученных при исследовании, на этот объект. Модель входит в эксперимент, не только замещая объект исследования,она может замещать и условия, в которых изучается некоторый объект обычногоэксперимента. Обычный эксперимент предполагает наличие теоретическогомомента лишь в начальный момент исследования - выдвижение гипотезы, ееоценку и т.д., а также на завершающей стадии - обсуждение и интерпретацияполученных данных, их обобщение. В модельном эксперименте необходимо такжеобосновать отношение подобия между моделью и натуральным объектом ивозможность экстраполировать на этот объект полученные данные. В.А.IIIтоффв своей книге "Моделирование и философия" говорит о том, что теоретическойосновой модельного эксперимента, главным образом в области физическогомоделирования, является теория подобия. Она дает правила моделирования дляслучаев, когда модель и натура обладают одинаковой (или почти одинаковой)физической природой (11 с31). Но в настоящее время практика моделированиявышла за пределы сравнительно ограниченного круга механических явлений.Возникающие математические модели, которые отличаются по своей физическойприроде от моделируемого объекта, позволили преодолеть ограниченныевозможности физического моделирования. При математическом моделированииосновой соотношения модель - натура является такое обобщение теорииподобия, которое учитывает качественную разнородность модели и объекта,принадлежность их разным формам движения материи. Такое обобщение принимаетформу более абстрактной теории изоморфизма систем 1.3.2. Моделирование и проблема истины. Интересен вопрос о том, какую роль играет само моделирование, впроцессе доказательства истинности и поисков истинного знания. Что жеследует понимать под истинностью модели? Если истинность вообще -"соотношение наших знаний объективной действительности"(11 с178), тоистинность модели означает соответствие модели объекту, а ложность модели -отсутствие такого соответствия. Такое определение является необходимым, нонедостаточным. Требуются дальнейшие уточнения, основанные на принятие вовнимание условий, на основе которых модель того или иного типавоспроизводит изучаемое явление. Например, условия сходства модели иобъекта в математическом моделировании, основанном на физических аналогиях,предполагающих при различии физических процессов в модели и объектетождество математической формы, в которой выражаются их общиезакономерности, являются более общими, более абстрактными. Таким образом,при построении тех или иных моделей всегда сознательно отвлекаются отнекоторых сторон, свойств и даже отношений, в силу чего, заведомодопускается несохранение сходства между моделью и оригиналом по рядупараметров. Так планетарная модель атома Резерфорда оказалась истинной врамках исследования электронной структуры атома, а модель Дж. Дж. Томпсонаоказалась ложной, так как ее структура не совпадала с электроннойструктурой. Истинность - свойство знания, а объекты материального мира неистинны, неложны, просто существуют. В модели реализованы двоякого родазнания: 1. знание самой модели (ее структуры, процессов, функций) как системы, созданной с целью воспроизведения некоторого объекта; 2. теоретические знания, посредством которых модель была построена. Имея в виду именно теоретические соображения и методы, лежащие воснове построения модели, можно ставить вопросы о том, на сколько верноданная модель отражает объект и насколько полно она его отражает. В такомслучае возникает мысль о сравнимости любого созданного человеком предмета саналогичными природными объектами и об истинности этого предмета. Но этоимеет смысл лишь в том случае, если подобные предметы создаются соспециальной целью изобразить, скопировать, воспроизвести определенные чертыестественного предмета. Таким образом, можно говорить о том, истинностьприсуща материальным моделям: - в силу связи их с определенными знаниями; - в силу наличия (или отсутствия) изоморфизма ее структуры со структурой моделируемого процесса или явления; - в силу отношения модели к моделируемому объекту, которое делает ее частью познавательного процесса и позволяет решать определенные познавательные задачи. "И в этом отношении материальная модель является гносеологическивторичной, выступает как элемент гносеологического отражения"(11 с180). Модель можно рассматривать не только как орудие проверки того,действительно ли существуют такие связи, отношения, структуры,закономерности, которые формулируются в данной теории и выполняются вмодели. Успешная работа модели есть практическое доказательство истинноститеории, то есть это часть экспериментального доказательства истинности этойтеории. Теперь, когда были рассмотрены основные теоретические аспекты моделейи моделирования, можно перейти к рассмотрению конкретных примеров широкогоприменения моделирования, как средства познания в различных областяхчеловеческой деятельности. 2. Применение моделирования в различных отраслях человеческого знанияи деятельности 2.1. Моделирование в биологии Метод моделирования в биологии является средством, позволяющимустанавливать все более глубокие и сложные взаимосвязи между биологическойтеорией и опытом. В последнее столетие экспериментальный метод в биологииначал наталкиваться на определенные границы, и выяснилось, что целый рядисследований невозможен без моделирования. Если остановиться на некоторыхпримерах ограничений области применения эксперимента, то они будут восновном следующими: (10 с15) - эксперименты могут проводиться лишь на ныне существующих объектах (невозможность распространения эксперимента в область прошлого); - вмешательство в биологические системы иногда имеет такой характер, что невозможно установить причины появившихся изменений (вследствие вмешательства или по другим причинам); - некоторые теоретически возможные эксперименты неосуществимы вследствие низкого уровня развития экспериментальной техники; - большую группу экспериментов, связанных с экспериментированием на человеке, следует отклонить по морально - этическим соображениям. Но моделирование находит широкое применение в области биологии нетолько из-за того, что может заменить эксперимент. Оно имеет большоесамостоятельное значение, которое выражается, по мнению ряда авторов(1,4,10), в целом ряде преимуществ: 1. С помощью метода моделирования на одном комплексе данных можно разработать целый ряд различных моделей, по-разному интерпретировать исследуемое явление, и выбрать наиболее плодотворную из них для теоретического истолкования; 2. В процессе построения модели можно сделать различные дополнения к исследуемой гипотезе и получить ее упрощение; 3. В случае сложных математических моделей можно применять ЭВМ; 4. открывается возможность проведения модельных экспериментов (синтез аминокислот по Миллеру) (10 с152). Все это ясно показывает, что моделирование выполняет в биологиисамостоятельные функции и становится все более необходимой ступенью впроцессе создания теории. Однако моделирование сохраняет свое эвристическоезначение только тогда, когда учитываются границы применения всякой модели.Особенно выразительно это показано P.С. Карпинской (7 с54) на моделиминимальной клетки. Эта модель возникла как результат познаниябиохимической универсальности жизни и имеет методологическое значение длямоделирования основных ее закономерностей. Минимальная клетка представляетсобой модель основной единицы жизни и охватывает лишь мембранную,репродукционную системы и систему снабжения энергией. Таким образом, задачасостоит в том, чтобы с ее помощью воспроизвести наиболее общие жизненныеструктуры. И хотя при этом остается неучтенным аспект развития, модельминимальной клетки имеет огромное значение для доказательства единстваорганического мира. Однако эта модель не выходит за границы биохимическогоподхода к жизни, который преимущественно "направлен на доказательство еестабильных, универсальных и неизменных характеристик" (10 с51). С другойстороны, модель минимальной клетки может быть использована и дляразграничения определенных качественных ступеней процесса развития. Она, –как и любая другая модель, имеет свою область применимости и позволяетраспознавать и реконструировать определенные закономерности. Тем самым этамодель выполняет существенные функции в процессе разработки теории. Для более глубокого понимания значения и сущности моделирования вбиологии следует остановиться на проблемах моделирования в историибиологической науки. Моделирование как научный метод в биологии быловпервые описано и сознательно использовано Отто Бючии и Стефаном Лед уком в1892 году (10 с146). С точки зрения истории науки интересно, что методымоделирования в биологии стали применяться сознательно лишь тогда, когдаблагодаря появлению эволюционной теории Дарвина и созданию генетики вразвитии биологической теории был сделан крупный скачок, и биологияпреступила к исследованию все более сложных биотических связей. Так,например, возникновение популяционной генетики тесно связано с модельюХарди и Вейнберга. Все изменения, происходящие в естественных популяциях,имеют очень сложную природу из-за взаимодействия многих факторов эволюции,так что только исследование более простых моделей может дать представлениео значении отдельных эволюционных факторов. Существенную роль моделированиеиграло и играет в развитии молекулярной биологии. Одним из известныхпримеров применения методов моделирования является разработка структурноймодели ДНК, которую создали на основе рентгеноструктурного анализа ихимических исследований Уотсон и Крик (1953г.). Эта модель особенновыразительно показывает взаимосвязь между экспериментальными методами иметодами моделирования при дальнейшем развитии биологической теории.Вопросы, связанные с дальнейшим применением моделирования в молекулярнойбиологии широко рассматриваются в работе немецкого исследователя Э. Томаса(12). 2.2. О кибернетическом моделировании и моделировании мыслительнойдеятельности человека. 2.2.1. Особенности кибернетического моделирования. В современном научном знании весьма широко распространена тенденцияпостроения кибернетических моделей объектов самых различных классов."Кибернетический этап в исследовании сложных систем ознаменовансущественным преобразованием "языка науки", характеризуется возможностьювыражения основных особенностей этих систем в терминах теории информации иуправления. Это сделало доступным их математический анализ." (2 с169)Кибернетическое моделирование используется и как общее эвристическоесредство, и как искусственный организм, и как система-заменитель, и вфункции демонстрационной. Использование кибернетической теории связи иуправления для построения моделей в соответствующих областях основываетсяна максимальной общности ее законов и принципов: для объектов живойприроды, социальных систем и технических систем.(3,5). Широкоеиспользование кибернетического моделирования позволяет рассматривать этот"логико-методологический" феномен как неотъемлемый элемент"интеллектуального климата" современной науки" (2 с170). В этой связиговорят об особом "кибернетическом стиле мышления", о "кибернетизации"научного знания. С кибернетическим моделированием связываются возможныенаправления роста процессов теоризации различных наук, повышение уровнятеоретических исследований. Рассмотрим некоторые примеры, характеризующиевключение кибернетических идей в другие понятийные системы. Анализ биологических систем с помощью кибернетического моделированияобычно связывают с необходимостью объяснения некоторых механизмов ихфункционирования (убедимся в этом ниже, рассматривая моделированиепсихической деятельности человека). В этом случае система кибернетическихпонятий и принципов оказывается источником гипотез относительно любыхсамоуправляемых систем, т.к. идеи связей и управления верны для этойобласти применения идей. Характеризуя процесс кибернетического моделирования (2 с200), обращаютвнимание на следующие обстоятельства. Модель, будучи аналогом исследуемогоявления, никогда не может достигнуть степени сложности последнего. Припостроении модели прибегают к известным упрощениям, цель которых –стремление отобразить не весь объект, а с максимальной полнотойохарактеризовать некоторый его "срез". Задача заключается в том, чтобыпутем введения ряда упрощающих допущений выделить важные для исследованиясвойства. Создавая кибернетические модели, выделяют информационно -управленческие свойства. Все иные стороны этого объекта остаются внерассмотрения. На чрезвычайную важность поисков путей исследования сложныхсистем методом наложения определенных упрощающих предположений указываетP.Эшби. "В прошлом, - отмечает он, - наблюдалось некоторое пренебрежение купрощениям... Однако мы, занимающиеся исследованием сложных систем, неможем себе позволить такого пренебрежения. Исследователи сложных системдолжны заниматься упрощенными формами, ибо всеобъемлющие исследованиябывают зачастую совершенно невозможны". Анализируя процесс приложения кибернетического моделирования вразличных областях знания, можно заметить расширение сферы применениякибернетических моделей: использование в науках о мозге, в социологии, вискусстве, в ряде технических наук. В частности, в современнойизмерительной технике нашли приложение информационные модели.(3 с172).Возникшая на их основе информационная теория измерения и измерительныхустройств – это новый подраздел современной прикладной метрологии. В задачах самых различных классов используется принцип обратной связи.В частности Дейч предложил модель мотивации поведения, основанную на этомпринципе. Эта модель позволила уточнить некоторые механизмы поведенияживотных. По мнению Дейча (10 с180), обучение животного в лабиринте состоитне в выработке ряда реакций, а в установлении последовательности рядасубцелей, поочередное достижение которых приводит к окончательной цели –кормушке. Здесь имеет место не обучение, а регуляция уже выученных реакций.Чтобы объяснить это, Дейч разработал гипотетическую схему, основанную намотивационной модели с обратной связью и использующей также принципы общихпричинных факторов, цепных реакций и тормозных связей. 2.2.2. Моделирование мыслительной деятельности человека. Для исследования мозга важны методы классической физиологии высшейнервной деятельности, морфофизиологии, электрофизиологии, биохимии и т.д.Однако возникла потребность в новых методах, раскрывающих деятельностьмозга с иной стороны – с точки зрения закономерностей процессов управленияи переработки информации. Попытки системного исследования мозга не новы. Еще Н.М.Сеченовпоставил задачу вскрыть сущность механизма деятельности мозга путемотыскания лежащих в основе этой деятельности принципов. Им был открыт одиниз них – принцип рефлексов. И.П.Павлов исследовал принципы управлениядинамикой высших нервных центров, анализа и синтеза, поступающих из внесигналов и показал, каковы особенности деятельности мозга при различныхсостояниях последнего. Как отмечает Н.Кочергин (6 с151), "для изучениямозга как сложной функциональной системы важное значение приобретает методмоделирования, позволяющий вскрыть структуру мозга, форму связей нейронов иразличных участков мозга между собой, принципы нейронной организации,закономерности переработки, передачи, хранения и кодирования информации вмозге и т.д." Использование ЭВМ в моделировании деятельности мозгапозволяет отражать процессы в их динамике, но у этого метода в данномприложении есть свои сильные и слабые стороны. Наряду с общими чертами,присущими мозгу и моделирующему его работу устройству, такими, как: - материальность; - закономерный характер всех процессов; - общность некоторых форм движения материи; - отражение; - принадлежность к классу самоорганизующихся динамических систем, в которых заложены: j) принцип обратной связи; k) структурно - функциональная аналогия; l) способность накапливать информацию (4 с67). Есть существенные отличия, такие как: 1. моделирующему устройству присущи лишь низшие формы движения – физическое, химическое, а мозгу кроме того – социальное, биологическое; 2. процесс отражения в мозге человека проявляется в субъективно- сознательном восприятии внешних воздействий. Мышление возникает в результате взаимодействия субъекта познания с объектом в условиях социальной среды; 3. В языке человека и машины. Язык человека носит понятийный характер. Свойства предметов и явлений обобщаются с помощью языка. Моделирующее устройство имеет дело с электрическими импульсами, которые соотнесены человеком с буквами, числами. Таким образом, машина "говорит" не на понятийном языке, а на системе правил, которая по своему характеру является формальной, не имеющей предметного содержания. Использование математических методов при анализе процессовотражательной деятельности мозга стало возможным благодаря некоторымдопущениям, сформулированным Маккаллоком и Питтсом. В их основе –абстрагирование от свойств естественного нейрона, от характера обменавеществ и т.д. – нейрон рассматривается с чисто функциональной стороны.Существующие модели, имитирующие деятельность мозга (Ферли, Кларка,Неймана, Комбертсона, Уолтера, Джоржа, Шеннона, Аттли, Берля и др.)отвлечены от качественной специфики естественных нейронов. Однако с точкизрения изучения функциональной стороны деятельности мозга это оказываетсянесущественным. В литературе (4,6,8) существует ряд подходов к изучению мозговойдеятельности: - теория автоматического регулирования (живые системы рассматриваются в качестве своеобразного идеального объекта); - информационный (пришел на смену энергетическому подходу). Его основные принципы: a) выделение информационных связей внутри системы; b) выделение сигнала из шума; c) вероятностный характер. Успехи, полученные при изучении деятельности мозга в информационномаспекте на основе моделирования, по мнению Н.М.Амосова, создали иллюзию,что проблема закономерностей функционирования мозга может быть решена лишьс помощью этого метода. Однако по его же мнению, любая модель связана супрощением, в частности: - не все функции и специфические свойства учитываются; - отвлечение от социального, нейродинамического характера. Таким образом, делается вывод о критическом отношении к данному методу(нельзя переоценивать его возможности, но вместе с тем, необходимо егоширокое применение в данной области с учетом разумных ограничений).Список литературыАмосов Н.М. "Моделирование мышления и психики" М.: Наука, 1965Батороев К.Б. "Кибернетика и метод аналогий" М.: Высшая школа, 1974 годБир С. "Кибернетика и управление производством" М.: Наука, 1965Веденов А.А. "Моделирование элементов мышления" М.: Наука, 1988Девдориани А.С., Грейсух В.С. "Поль кибернетических методов в изучениипреобразований природных комплексов" М.: ИзвестияКочергин А.Н. "Моделирование мышления" М.: Наука, 1969Михай Н.Г., Граневский В.В. "Методологические и мировоззренческие проблемыестественнонаучного знания" Кишинев: Шнитица, 1987"Проблемы методологии социального познания" Л.: ЛГУ, 1985Фролов И.Т. "Гносеологические проблемы моделирования" М.: Наука, 1961 годФролов И.Т. "Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии" М.:Мысль, 1981Штофф В.А. "Моделирование и философия" М.: Наука, 1966"Эксперимент. Модель. Теория". М.- Берлин: Наука, 1982




Похожие:

Философские аспекты моделирования как метода познания iconРеферат по теме «Философские аспекты моделирования как метода познания окружающего мира»
Применение моделирования в различных отраслях человеческого знания и деятельности 19
Философские аспекты моделирования как метода познания iconМетоды работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы
Челышева И. В. Методы работы с медиатекстом: философские аспекты проблемы // Медиафилософия / Под ред. В. В. Савчука. Спб.: Изд-во...
Философские аспекты моделирования как метода познания iconПроблема модели и метода в науке о языке
При таком понимании границы применения метода устанавливаются эмпирически, путем проб и ошибок; совершенствование метода в диахронии,...
Философские аспекты моделирования как метода познания iconПриложение №3 к приказу ректора №52/од от «10» 07 2007 г
...
Философские аспекты моделирования как метода познания icon2. Научное познание требует выработки особых языков науки
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах в форме обыденного познания, познания художественного,...
Философские аспекты моделирования как метода познания icon2. Научное познание требует выработки особых языков науки
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах в форме обыденного познания, познания художественного,...
Философские аспекты моделирования как метода познания iconРасчет площади сложной фигуры методом имитационного моделирования
Разработка программы, позволяющей с помощью метода имитационного моделирования рассчитать площадь сложной фигуры, ограниченной сверху...
Философские аспекты моделирования как метода познания iconШевелева М. С. Психика как объект познания
Именно поэтому рассуждения авторов об особенностях психики как объекта познания являются лаконичными и мало детализированными
Философские аспекты моделирования как метода познания iconС какой целью мы используем Интернет-ресурсы на уроке?
Зачем нужен Интернет на уроках географии? Он нужен как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу...
Философские аспекты моделирования как метода познания iconС какой целью мы используем Интернет-ресурсы на уроке?
Зачем нужен Интернет на уроках географии? Он нужен как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы