Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" icon

Тематический педсовет " Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий "



НазваниеТематический педсовет " Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий "
Дата конвертации20.08.2012
Размер110,88 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Тематический педсовет " Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий "




В настоящее время определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию. Большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя. Выполнить такие задачи в условиях традиционных технологий весьма проблематично. В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся на уроках.

  Как показывает практика и результаты исследования, в старших классах недостаточный уровень познавательной активности для развития собственной личности, самоизменения, которое требует современное общество. Это проявляется в снижении интереса к предмету. Недостаточный уровень познавательной активности проявляется в снижении успеваемости. Итак, мы видим несоответствие требованиям времени от современного человека и результатами, которые я имею.

   Поэтому возникает проблема: успешность личности во многом зависит от внутренней потребности к саморазвитию и самообразованию, но на протяжении ряда лет в старших классах (в которых работал автор работы) наблюдалось снижение познавательной активности, мотивации к изучению предмета, что не способствовало развитию внутренних резервов личности учащихся.

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Закон Российской Федерации «Об образовании» ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

  • школа является важнейшим фактором развития личности;

  • школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

  • систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современного образования мы сегодня будем говорить о педагогических технологиях (образовательных технологиях).

Причиной выбора является следующее:

  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьезным коррективам;

  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования цели по конкретному учебному предмету;

  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые адекватны концепции развития школы и основным направлениям педагогической стратегии, а также самостоятельной разработке и конструированию новых технологий обучения и воспитания необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».


«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

  • традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности, переводу отношений учителя и ученика на паритетное и многое другое;

  • Проблемное обучение (учебный диалог как специфический вид технологии, технология проблемного (эвристического) обучения)

  • Исследовательские технологии (метод проектов, эксперимент, моделирование)

  • ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая ИКТ – технологии)

  • Коммуникативные технологии

  • Интерактивные технологии (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу)

  • Технология деятельностного метода

  • Технология решения образовательных задач (ТРИЗ)

  • Технология портфолио

  • Развитие критического мышления

  • Модульное обучение

  • Дистанционное обучение

  • Игровые технологии

  • Тестовые технологии

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Технология выявления и поддержки одаренных детей

  • Технологии дополнительного образования

Я думаю, что вы со мною согласитесь, что чаще учителя в нашей школе пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания.

При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя.

В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение.

Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология.

То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия.

Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог продавливает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство.

Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками.

Наблюдения позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность и теплоту в межличностных отношениях.

Объяснительно-иллюстративные технологии предписывают учителю особую роль и место в учебном процессе. У него на уроке не просто активная, но сверхдоминирующая позиция: он командир, судья, начальник, он как бы стоит на пьедестале, но при этом обременен угнетающим чувством ответственности за все, что происходит в классе. Соответственно, ученик играет пассивную роль, которая сводится к соблюдению тишины и строгому выполнению предписаний учителя, при этом ученик ни за что не отвечает.

Обучающиеся на уроке практически ничего самостоятельно не делают, самостоятельно не думают, а просто сидят, слушают или выполняют элементарные задания, предписанные учителем.

Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Совершенствование образования в традиционной школе долгое время понималось, да и сейчас часто понимается как увеличение объема знаний, продиктованное желанием угнаться за темпами развития всего обилия наук (так в 1950-1960-х годах в учебном плане было 14 основных учебных дисциплин, сейчас их более 20).

Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. Согласно данным госкомэпиднадзора России у 15% учащихся возникают нервно-психическое отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения.

Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит.

При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы.

Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать.

Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов и лишь по отношению к меньшей части из них, и то, как исключение, требовались бы меры побуждения.

При подготовке к сегодняшнему педсовету по результатам анкетирования, собеседования, посещения уроков можно сделать следующие заключения:

100% педагогов владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения.

100% педагогов используют различные технологии полностью или приемы поэлементно.

Я думаю, что на сегодняшнем педсовете вы расскажете о тех педтехнологиях, которые вы используете в своей работе, эффективности и результативности их применения.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Традиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика ЧЕЛОВЕКА.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

Одной из наиболее эффективных технологий, применяемых в учебном процессе, является педагогическая технология, реализующаяся через систему учебных занятий.

Развитие личности в школе идет на учебном занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранная цель определяет отбор методов и форм организации учебно-познавательной деятельности учащихся…

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя». Что могут означать для нас эти слова?

По существу в них заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели. К сожалению, это правило мы часто игнорируем. Мы читаем длинные лекции, эмоционально рассказываем интересные вещи (на наш взгляд), можем давать детям задание прочитать огромный отрывок из учебника, пересказать его, можем показать фильм или играть целый урок. Но проходит некоторое время, и в памяти у детей остаются лишь отрывки тех знаний, которыми, как полагалось, они должны овладеть. Это происходит потому, что у ребят нет возможности, времени и достаточных навыков, чтобы поразмышлять над изучаемым материалом.

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе.

Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду!





МОУ СОШ №8 п. Комсомольский


Тематический педсовет " Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий "




Подготовила

Зам.дир по УВР Твердова С.Н


2011 год




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconТематический педсовет " Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий "
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" icon«Повышение качества знаний через применение современных педагогических технологий» Тема урока: «Берлин – столица фрг»
Учитель. Сегодня мы с вами продолжим работу над темой «Поездки с классом по Германии» и совершим путешествие в столицу Федеративной...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconПлан работы методического объединения учителей начальных классов на 2010-2011 учебный год Тема: Повышение качества знаний учащихся путем внедрения современных образовательных технологий Цель
Цель: Изучение эффективности использования учителями-предметниками современных образовательных технологий организации урока
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconОбразовательная программа мбоу " Старо-Иштерякская основная общеобразовательная школа"
«Повышение качества образования через развитие информационной культуры и активное использование современных технологий в процессе...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconПаспорт программы информатизации
Цель: Повышение качества обучения через внедрение современных образовательных технологий, основанных на информационно-коммуникационные...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconПрограмма проведения методического дня по теме «Использование современных интерактивных и новых информационных технологий в увп»
Создание условий для выявления и распространения передового педагогического опыта эффективного использования современных информационно-педагогических...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconПаспорт программы информатизации маоу «сош №5» мо «лмр» рт
Цель: Создание условий для повышения качества и эффективности образования через внедрение и активное использование информационно-коммуникационных...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" icon«Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности уроков, внеклассных занятий и познавательной активности учащихся»
Ерных технологий. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационных технологий. Сегодня появились...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconПрограмма развития информатизации на 2011 – 2014 годы. «Использование икт в образовательной деятельности»
Повышение качества образования через повышение информационной культуры и профессиональной икт-компетентности всех участников образовательного...
Тематический педсовет \" Повышение эффективности и качества урока через использование современных педагогических технологий \" iconКомплекс показателей (критериев) и индикаторов соко моу гимназии №18
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы