Ранний Донателло icon

Ранний Донателло



НазваниеРанний Донателло
Дата конвертации20.08.2012
Размер140,93 Kb.
ТипРеферат
Ранний Донателло


Санкт-Петербургский Государственный Университет. Филологический факультет. Ранний Донателло. Степановой Е.Д. 1 курс 1 група. 2003г.Донателло - крупнейшая фигура итальянского ваяния раннего Возрождения. Сего именем, как с именем Мазаччо в живописи и Брунеллески в архитектуре,связан период расцвета реалистической скульптуры флорентийскогокватроченто. Донателло родился во Флоренции в 1386 году. Подлинное имяскульптора было Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Но больше он известен подуменьшительным именем Донателло, что можно перевести как “маленький Донат”,“Донаты к” - так он подписывал свои произведения. Донателло происходил избогатой семьи, отец его был растяжчиком шерсти по профессии. Однако отецего был изгнан из Флоренции, очевидно, потерял состояние и умер довольнорано. С юности скульптор зарабатывал на жизнь своим трудом. Первоеупоминание о Донателло в документах относится к 1401 году - в это время онработал как ювелир в Пистойе, городе вблизи Флоренции. В 1403 году имяДонателло значится среди имен учеников Лоренцо Гиберти, возглавлявшего в товремя самую большую бронзолитейную и ювелирную мастерскую во Флоренции.Гиберти как раз получил тогда ответственный и почетный заказ наизготовление бронзовых северных врат флорентийского баптистерия. 25 ноября1406 года имя Донателло появляется в документах, связанных состроительством собора Санта Мария дель Фьоре. Более удивительно другое -как стремительно и уверенно шел по неизведанному пути совсем юныйДонателло. Первым его произведением является мраморная статуя “Давида”,созданная в 1408 - 1409 годах для украшения интерьера собора. В последующихпроизведениях мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя болеепростыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. Статуясидящего “Иоанна евангелиста” была выполнена около 1409 - 1411 годов дляукрашения фасада собора Санта Мария дель Фьоре и ныне находится в музеесобора. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411 - 1413 годов“Святого Марка”. Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позеевангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу. Донателло нетолько правильно изобразил позу человека - он стоит, опершись на правуюногу, слегка расслабив левую. Так же глубоко скульптор понял изменения,которые произошли от этого во всей фигуре. Следующей работой мастера былазнаменитая статуя “Святого Георгия”, созданная для ниши цеха оружейников наОр Сан Микеле. Большинство исследователей относит исполнение статуи к 1415- 1416 годам. В 1428-1429 гг. Донателло исполнил для сиенского баптистерияряд бронзовых фигур, играющих на музыкальных инструментах детей. Около 1432г. Художник вместе со своим другом Брунеллески совершил путешествие в Рим,где изучал античные памятники. Непосредственное знакомство с античностьювызвало новый подъем творчества Донателло. Около 1434, после созданиятабернакля для старого собора св. Петра и выполнения ряда других заказов,Донателло вернулся из Рима во Флоренцию, где осуществил несколькохудожественных проектов, в которых преобладали классические тенденции. К1440 скульптор закончилработу над певческой трибуной Флорентийского собора и кафедрой собора вПрато. К 1430-м годам относятся также классически сдержанный рельефБлаговещение для церкви Санта Кроче (т.н. алтарь Кавальканти), Амур изБарджелло. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичии находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболееклассическому периоду творчества мастера. Эта статуя – первое со временантичности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Еще одно крупноепроизведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старойсакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443). В 1443 скульптор былприглашен в Падую, где пробыл десять лет. Вскоре по приезде он начал работунад конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни по прозвищуГаттамелата. Статуя Гаттамелаты (1447–1453) стала первым свободно стоящимконным монументом, созданным в Европе со времен античности. Однако главнымпроизведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурныйалтарь для церкви Сан Антонио (1446–1450). Первоначально бронзовые статуиМадонны и святых стояли под балдахином, который поддерживали колонны,поставленные на высокий постамент, украшенный рельефами. Форма этого алтаряоказала значительное влияние на облик живописных алтарных образов Мантеньи,Кривелли и Джованни Беллини. В состав его композиции входили статуи Мадонныс Младенцем, Св. Франциска, Распятие, помещенное теперь высоко над алтарем,и ряд других фигур, первоначальная расстановка которых была впоследствииизменена. При работе над этим ансамблем Донателло активно прибегал к помощисвоих многочисленных учеников. Многофигурные бронзовые рельефы со сценамичудес св. Антония построены с учетом законов перспективы; в невысокомрельефе мастеру удалось создать иллюзию глубины пространства. Впроизведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок.1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не доконца обработанной. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчествеТициана и Рембрандта. Действительно, статуи Св. Магдалины из Флорентийскогобаптистерия и Иоанна Крестителя из Сиенского собора представляют собойпроизведения искусства, выходящие за границы привычной нормы и достигающиевысочайшего уровня драматизма. В бронзовой скульптурной группе Юдифь иОлоферн (1456–1457, первоначально входила в состав композиции фонтана всаду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образкоторой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны, ирасслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, чтоизображенное здесь действие не кажется убедительным. Прекрасные образцыпозднего стиля Донателло – бронзовые рельефы двух кафедр для церкви СанЛоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками.Неистовые бурные сцены Страстей Христовых принадлежат к числу самыхглубоких и драматичных образов во всем христианском искусстве. Все созданные произведения мастером до 1432 года можно отнести к раннему периоду творчества Донателло. Первым достоверным его произведением является мраморная статуя “Давида”, созданная в 1408-1409 гг. для украшения интерьера собора. Давид показан юным воином, торжествующим свою победу над гигантом Голиафом. Современники Донателло связывали его Давида со своими победами над более сильными врагами. Образ получил патриотическое звучание. Статуя, несомненно, показывает стремление ее создателя к новому содержанию, но форма еще сохраняет архаические черты. Поза кажется неустойчивой, порождает впечатление некоторой неестественности. Не совсем убедительна и передача драпировок. Однако самый замысел статуи очень привлекателен. Донателло удается передать в ней ощущение легкости. Широко расставленные ноги, жестикуляция рук, одна из которых указывает на голову Голиафа, усиливают впечатление ажурности. Статуя полна жизни и изящества. Давид обращен к зрителю, он как бы позирует. Донателло пытается решить сложные проблемы, но ему не хватает знания, опыта и умения. В последующих работах мастер, ощущая свою неуверенность, ограничивает себя более простыми задачами, в первую очередь изучением человеческой фигуры. Статуя сидящего “Иоана евангелиста” была выполнена около 1409-1411 гг. для украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре и ныне находится в музее собора. Донателло создал ее в конкуренции с Николо Ламберти и Нанни ди Банко, которые работали над изображением двух других евангелистов. Главную трудность в работе всех скульпторов создавала слишком плоская форма мраморного блока, неудобная для изготовления круглой статуи. Донателло нашел, несомненно, самый удачный выход из положения. Он трактовал статую как высокий рельеф без фона, срезав заднюю часть спины. Евангелист – уверенный в себе, мудрый старец. Поза его очень проста, жесты сдержанны. С большой убедительностью переданы ниспадающие складки одежд. Обрисовывая контур статуи неразрывной линией, Донателло подчеркивает единство ее массы и тяжесть объема. В этой работе Донателло вполне справился с задачей правильного изображения сидящего человека. Примерно в то же самое время он начал работу над статуями для Ор Сан Микеле. В первом этаже этой церкви находились ниши, которые флорентийские цехи ремесленников должны были украсить фигурами своих покровителей. Хотя работы начались еще в конце XVI в., шли они не очень быстро, и ряд статуй выполняли уже скульпторы XV в. - Донателло и Нанни ди Банко. Для цеха льнопрядильщиков Донателло создал около 1411-1413 гг. “Св. Марка”. Идеальная по пропорциям статуя стоящего в спокойной позе евангелиста и поныне украшает предназначенную для нее нишу. Донателло не только правильно изобразил позу человека (он стоит, опершись на правую ногу, слегка расслабив левую) , но так же глубоко понял изменения, которые произошли от этого во всей фигуре. Слегка изогнулся торс Марка. Изменилось расположение складок, которые то собираются у пояса, то ложатся прямо на правой ноге, то беспорядочно теснятся у левой ноги. Тектоника человеческого тела прочувствована Донателло с предельной глубиной и ясностью. Лицо Марка по типу близко к лицу Иоанна. Но более определенно очерченный рот, выпуклый лоб, глубоко запавшие глаза делают лицо Марка гораздо более выразительным. Святой погружен в раздумье, но взгляд его обращен к зрителю. В этой скульптуре проявилась обычная для Донателло активность героя, противоположная отрешенности персонажей Нанни ди Банко. Все это позволяет признать статую “Св. Марка” истинным произведением Возрождения. Следующей работой мастера, очевидно, была знаменитая статуя “Св. Георгия”, созданная для ниши цеха оружейников на Ор Сан Микеле (ныне она заменена бронзовой копией, сама же находится в Национальном музее Флоренции). Большинство исследователей относит исполнение статуи к 1415-1416 гг. Как свидетельствует легенда, Георгий победил дракона, пожиравшего людей, и освободил принцессу, обреченную на гибель. Поэтому для граждан Флоренции это был, как и Давид, герой-патриот. Он будил в горожанах любовь к отчизне, воинскую доблесть, уверенность в торжестве справедливости. Донателло создал статую, отвечающую тому глубокому и многозначительному смыслу, который вкладывали в образ святого современники мастера Св. Георгий – юный воин в латах и со щитом. Он спокойно стоит, напряженно и внимательно вглядываясь в даль. Одной рукой он придерживает щит, другая прижата к телу. Донателло предстояло выразить в своей статуе уверенность, решимость, силу. Он нашел простое и вместе с тем емкое решение – св. Георгий твердо опирается на обе ноги, между которыми поставлен щит, придающий фигуре еще большую устойчивость. Кажется, никакая сила не сдвинет воина с места, не заставит его отступить. Донателло подчеркивает крепость закованного в латы тела. Все линии очень четки и определенны. Руки, ноги, корпус, отягченные доспехами, кажутся еще более сильными. Монолитная фигура воина производит впечатление несокрушимой мощи и уверенности в себе. Св. Георгий внешне спокоен, но за спокойствием чувствуется огромное напряжение воли. Левая нога чуть выдвинута, на нее перенесена большая тяжесть – и кажется, что фигура надвигается на зрителя. Пальцы правой руки как бы сами по себе сжимаются в кулак. То же напряжение ощущается и в лице. Брови нахмурены, глаза, кажется, прикованы к чему-то, находящемуся слева от него. Линии профиля определены и чеканны. Перед нами – человек высокой духовной силы, мужественный борец за справедливость, готовый в бою отстоять свои идеалы. Именно “Св. Георгием” начинается героическая линия в развитии итальянского искусства Возрождения, завершившаяся потрясающими творениями Микеланджело. Донателло создал яркий образ, утвердивший победу ренессансного направления во флорентийской скульптуре. Не менее значительным произведением, чем статуя “Св. Георгия”, явился и рельеф Донателло, украшающий ту же самую нишу Ор Сан Микеле (ныне – тоже в Национальном музее). На нем изображена «Битва св. Георгия с драконом”. Георгий показан в центре рельефа сидящем на вздыбленном коне. Он поражает копьем дракона. Справа стоит и смотрит на сражение, молитвенно сложив руки, юная и прекрасная принцесса. Чтобы в полной мере оценить новаторство Донателло, нужно вспомнить о рельефах предшествующего времени. Как правило, скульпторы предпочитали высокий рельеф. Фигуры, по сути дела, приставлялись к плоскому фону, выстраивались фризообразно по одной линии. Не могло быть и речи о реальной передаче пространства. Главным революционным преобразованием Донателло была реальная передача пространства и его глубины. Масштабы фигур точно соотносятся с другими планами и между собой. Потому, насколько выступают фигуры над фоном, ощущается их принадлежность к первому или второму плану, ну а предметы, расположенные в глубине, передаются с помощью гравировки. В рассматриваемой композиции св. Георгий и дракон изображены в довольно высоком рельефе. Фигура принцессы меньше, и она выполнена менее выпукло, потому что стоит в глубине. За ней располагаются деревья, моделированные очень слабо. А то, что находится еще дальше, - показано гравировкой. Слева композиция замкнута скалой, справа – уходящей в глубину аркадой. Тем самым усиливается иллюзия пространства. Отказавшись от высокого рельефа, Донателло неминуемо должен был потерять в статуарности, объемности, весомости отдельных фигур. Но мастер компенсирует эту потерю другими эффектами, близкими тем, которые достигаются в живописи. Во-первых, возрастает значение линии. Это объясняется тем, что трехмерное пространство приближается в таких рельефах к двухмерному. С какой бы точки зритель ни смотрел на произведение, он видит одни и те же контуры. Поэтому скульптор обращает особое внимание на линейный рисунок. Линии в “Битве св. Георгия” красивы и выразительны. Они выделяют главное и стушевываются на второстепенном. Контур фигуры святого достаточно четок, а линии, передающие далекий пейзаж, едва заметны. Другой живописный эффект рельефа Донателло состоит в том, что контуры фигур не отрываются от фона, а мягко и плавно сливаются с ним. Они существуют не изолированно от плоскости, а в едином пространстве. Можно сказать, что Донателло предвидит здесь открытие воздушной перспективы. Детали рельефа выразительны, несмотря на повреждения поверхности. Великолепно передано напряжение борьбы в фигуре Георгия, выявленное его энергичным движением и развивающимся плащом. Полна нежной лирики трогательная фигурка принцессы. Красиво прорисованы струящиеся складки, подчеркивающие очертания ее тела. Новый тип рельефа, созданный Донателло, получил в литературе название rilievo schiacciato, что может быть переведено как “сплющенный рельеф”. Он особенно эффектен при работе в мраморе. Но “Битва св. Георгия” явилась лишь первым опытом Донателло в этом жанре, тогда как совершенства он достиг лишь в ряде рельефов, созданных в 1420-1430 гг. По-видимому, не успев закончить работу над скульптурой, св. Георгия, Донателло получил новый, столь же ответственный заказ на изготовление статуй пророков для кампанилы собора. Работа над статуями продолжалась с перерывами свыше двадцати лет. Донателло не только сам выполнил четыре стати и две, очевидно, в соавторстве с другими ваятелями, но так же был руководителем работ и отвечал за их успешное выполнение. Первая из статуй, предназначенных для кампанилы, отождествляется с так называемым «Безбородым пророком” из левой ниши восточного фасада кампанилы. В отличие от “Св. Георгия” и “Св. Марка”, эта статуя дает гораздо большую конкретность образа. В поисках выразительности Донателло отказывается от своих ранних достижений. Его почти не интересует как стоит пророк, как ложатся складки. Одна нога едва видна, другая совсем скрыта под ворохом драпировок. Мастерство Донателло настолько возросло, что он справляется с техническими трудностями как бы мимоходом. Главное внимание скульптор обращает на лицо пророка. Оно очень своеобразно и представляет собой не столько обобщенный тип, как ранее, сколько лицо единственного человека, интересующее мастера именно в силу своей единичности. У пророка – высокий, изборожденный морщинами лоб, нос с горбинкой, печальные глаза. Брезгливой гримасой тронут его рот. Этот человек с грустью и сожалением глядит вниз на проходящих, предрекая им против своли что-то зловещее. Эта статуя ознаменовала новый этап в творчестве как самого Донателло, так и в скульптуре в целом. На смену обобщенным образам теперь приходят образы резко индивидуализированные. Второй статуей для кампанилы была, очевидно, фигура “Бородатого пророка” из правой ниши. Облик пророка менее индивидуален. Только конкретизируется, не столько внешность пророка, сколько его душевное состояние – глубокое раздумье, сосредоточенность ушедшего в себя человека. Этому состоянию соответствует поза пророка: правая рука поддерживает подбородок, левая обхватывает стан, положение левой руки вносит элемент отрешенности, сдержанного страдания. Следующей работой для кампанилы была группа “Авраам и Исаак”, выполненная в сотрудничестве с второстепенным мастером Нанни ди Бартоло. Нелегкие, порой мучительные поиски, сопровождавшие работу над предыдущими статуями, завершились созданием произведения, которое, кажется, рождено мгновенно, в момент высокого творческого вдохновения. Изображенный пророк Иеремия – весь в борьбе и кипении, он с трудом удерживается на месте, как бы наступая на зрителя. Столь же выразительно и лицо пророка. На его щеках щетина, нижняя губа упрямо выпячена вперед, брови нахмурены, жилистая шея напряжена. Все эти детали как нельзя лучше характеризуют упорное противостояние всему миру, которое чувствуется в фигуре пророка. Галерея пророков получает достойное завершение в статуе “Аввакума”, известного под прозвищем “Цукконе” (“Тыква”- так во Флоренции называли лысых), из второй слева ниши западного фасада. Она была выполнена в 1427-1435 гг., но уже в июле 1427 г., как свидетельствуют документы, была готова примерно на четверти. “Аввакум” обнаруживает большую близость к “Иеремии”. Столь же напряжен его внутренний мир. Так же свободны драпировки, наподобие древнеримской тоги прикрывающие тело пророка. Так же выразительно “говорит” его правая рука, прижатая к телу. Но если в “Иеремии” преобладал элемент внутреннего переживания, то “Аввакум” явно обращается к зрителю, возможно, даже произносит речь. В статуе “Цукконе” наиболее остро проявился характерный для художников Возрождения интерес к жизни в самых ее неожиданных формах. Донателло не просто скопировал облик необычайного человека, но наделил его такой же необычайной и исключительной внутренней жизнью. Найденное скульптором соответствие формы и содержания сделало эту статую одним из шедевров искусства Возрождения. Вероятно, и сам Донателло чувствовал, что фигура «Аввакума” ему удалась. Поэтому скульптор высек свое имя на цоколе статуи. По словам Джоржо Вазари, Донателло, работая над статуей, обращался к своему творению со словами: “Говори же, говори, чтоб ты лопнул”. Статуи пророков, выполненные Донателло для кампанилы, по- разному оценивались историками. Одни подчеркивали их зависимость от древнеримских бюстов, другие – их портретность. Эта серия статуй имела большое значение и для развития искусства пластики в целом. Вплоть до начала 1420-х гг. во флорентийской скульптуре сохранялись готические традиции. Им отдавал дань даже Лоренцо Гиберти, один из учителей Донателло. Конкретизация облика пророков означала отрицание готики с позиций ренессансного реализма. После появления серии статуй для кампанилы рецидивы готики в скульптуре Флоренции почти совсем исчезают. Далее Донателло выполнил бронзовую фигуру Иоанна XXIII для надгробия. Примерно в это же время Донателло создал ряд произведений для ансамбля купели баптистерия в Сиене. Композиция Донателло “Пир Ирода” так же, как и творения его конкурентов, отлита в бронзе и показывает дальнейшее развитие принципов, которые были намечены им в “Битве св. Георгия”. На рельефе изображена сцена, завершающая историю Иоанна Крестителя. Царю Ироду подносят на блюде голову Иоанна. Он в ужасе отшатывается. Все присутствующие по-своему выражают свои чувства – одни негодуют, другие грустят, третьи выглядят удовлетворенными. Материал – бронза, следовательно, фигуры выглядят более выпуклыми, исчезают мягкость и нежность, свойственные мрамору. Линии становятся более четкими, в них появляется упругость и чеканность. Здесь Донателло как бы показывает свою эрудицию в области перспективы и умение научного построения композиции. Общая конфигурация группы первого плана приближается к овалу, разомкнутому в середине. Архитектурная декорация развивается в глубину почти до бесконечности, и это демонстрирует замечательные возможности в передаче пространства с помощью перспективы. Еще одна характерная особенность рельефа – его углубленный психологизм. Скульптор стремится разработать психологический подтекст происходящего и показать реакцию каждого из присутствующих. Около 1427-1429 гг. для той же купели Донателло создал бронзовые фигуры добродетелей – “Веры” и “Надежды”, а так же трех танцующих и музицирующих ангелов. С этих произведений начинается история мелкой бронзовой пластике в Италии. Во второй половине 1420-х гг. Донателло создал также замечательный мраморный рельеф “Передача ключей апостолу Петру”. Сюжет диктовал как бы удлиненную форму рельефа и фризообразное расположение всех апостолов в ряд. Но мастер нашел возможность сделать композицию более разнообразной. Он объединил два сюжета – передачу ключей и вознесение Христа – в одном рельефе. Парящий Христос в воздухе разделяет апостолов на две группы, в каждой из которых Донателло добивается предельного богатства движений. Легкие трепетные линии пронизывают всю композицию, обволакивают фигуры и детали пейзажа. К числу наиболее ярких произведений Донателло относится “Мадонна Пацци”. Высочайшее качество исполнения снимает всякие сомнения в том, что именно Донателло был автором. Мадонна представлена как бы в раме окна. Благодаря умелому использованию перспективы линии увлекают взгляд зрителя в глубину и обращают его к главному – образу матери и ребенка. Если раньше рельефы Донателло содержали массу деталей и подробностей, то теперь наблюдение мастерски обобщено и преобразовано в образ высокой нравственной силы. Мадонна и младенец образуют слитный единый силуэт.Многогранное и целеустремленное искусство Донателло знаменует одну извершин реализма Раннего Возрождения. Проникнутые передовымигуманистическими идеями образы Донателло выделяются, вместе с тем, своимдемократизмом. Страстно преданный искусству, художник был тесно связан сремесленными кругами Флоренции. Во многих его произведениях отразилисьнародные чаяния и надежды. Этими чертами творчества Донателло определяетсято большое и своеобразное место, которое оно занимает в искусствеВозрождения. Последние годы своейжизни Д. провел во Флоренции, работая до глубокой старости; умер в 1466г. и погребен с большими почестями в црк. св. Лаврентия, украшенной егоработами. Библиография. 1. М. Либман “Донателло” М. 1960 г. 2. “Donatello” Hannelore Sachs, Berlin 1984. 3. Ср. Semper, "D., seine Zeit und Schulе" (Вена, 1875). 4. С.О. Андросов “Донателло”, М. 1986 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Ранний Донателло iconСравнительный анализ скульптуры Поликлета Дорифор и скульптуры Донателло Давид

Ранний Донателло iconМосковский Ранний Классицизм

Ранний Донателло iconКонсультация «Сенсорные игры в раннем возрасте детей»
На этапе раннего детства ознакомления со свойствами предметов играет огромную роль. Ученые называют ранний возраст «золотой порой»...
Ранний Донателло iconИ наименование занятия
Эмбриология наука о закономерностях развития животных организмов от момента оплодотворения до рождения (или вылупливания из яйца)....
Ранний Донателло iconМысленный эксперимент в механике
Но это совсем не значит, что в более ранний период развития науки мысленный эксперимент не существовал. Вспомнить хотя бы апории...
Ранний Донателло iconФедор Степанович Рокотов (1735-1808)
Ранний петербургский период отмечен исканиями, связанными с традициями середины XVIII в. В портретах заметны характерные черты. Большая...
Ранний Донателло iconГрябина Наталья Александровна структурные изменения периферических артерий – ранний предиктор атеросклеротического поражения коронарных артерий у бессимптомных реципиентов аллогенного трансплантата почки
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский государственный медико-стоматологический...
Ранний Донателло iconРазвитие и воспитание детей раннего возраста
Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Свое­временно начатое...
Ранний Донателло iconТироксин и трийодтиронин обозначаемые обычно как Т4
Ттг, на время возвращая уровень Т3 и Т4 к норме. Поэтому повышение ттг более ранний признак разрушения ткани щитовидной железы, чем...
Ранний Донателло iconКонспект по монографии Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии, его природа, замыслы и судьбы»
Почти весь ранний романтизм сводится к йенской школе (высший расцвет). Историю немецкой ро­мантики давно принято делить на два периода:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы