Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания icon

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания



НазваниеВлияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания
Дата конвертации19.08.2012
Размер374.18 Kb.
ТипРеферат
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания


[pic] РЕФЕРАТ по биологии на тему: “ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ” ученицы 9 «А» класса средней школы №22 Кулаковой Татьяны г. Воскресенск 2004 г. [pic] ПЛАН 1. Введение…………………………………………………………………………………….. 3 2. Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата………. 3 3. Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат 3.1 Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке…………………. 6 3.2 Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним…. 13 3.3 Возрастные и половые особенности двигательных способностей…………. 15 4. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и школьников 11-16 лет, не занимающихся спортивным плаванием………………….. 17 5. Заключение………………………………………………………………………………… 25 6. Литература…………………………………………………………………………………. 26 1 Введение За последние десятилетия ХХ века, в период научно-техническойреволюции, кардинально изменились условия и сам процесс труда.Автоматизация производства, развитие транспорта, улучшение условий жизнипривели к снижению двигательной активности большинства людей. В организмечеловека стали нарушаться нервно-рефлекторные связи, заложенные природой изакрепленные в процессе тяжелого труда. Возрос и темп жизни. Актуальнойпроблемой становится борьба с нервно-эмоциональным напряжением, сотрицательным влиянием монотонности в работе в сочетании с гиподинамией,возникающей из-за ограничения подвижности во многих видах деятельности. Детренированность двигательной системы и функциональных системорганизма человека, обеспечивающих мышечную работу энергетическими ипластическими ресурсами, создает предпосылки, при которых неожиданные психо- эмоциональные воздействия на человека и даже не очень большая физическаянагрузка, вызывают сильную стресс реакцию. Сами по себе стрессовыевоздействия умеренной силы имеют тренирующий характер и приводят кадаптации к ним функциональных систем организма. Социальные и медицинские мероприятия не дают ожидаемого эффекта вделе сохранения здоровья людей. Поэтому в современном обществе у людей всебольше возникает потребность в развитии своих физических способностей припомощи спортивных тренировок. Физические тренировки «становятсякатализатором жизненной активности, инструментом прорыва в областьинтеллектуального потенциала и долголетия, условием и неотъемлемой частьюгармоничной и полноценной жизни». 2 Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппаратаОпорно-двигательный аппарат состоит из костного скелета и мышц. Мышцычеловека делятся на три вида: гладкая мускулатура внутренних органов исосудов, характеризующаяся медленными сокращениями и большой выносливостью;поперечнополосатая мускулатура сердца, работа которой не зависит от воличеловека, и, наконец, основная мышечная масса – поперечнополосатаяскелетная мускулатура, находящаяся под волевым контролем и обеспечивающаянам функцию передвижения.
Мышцы нашего тела – добрые волшебники. Выполняя свою работу, ониодновременно совершенствуют и функции практически всех внутренних органов,в первую очередь это касается сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышца является активным элементом аппарата движения. Скелетная мышцаобразована поперечнополосатыми мышечными волокнами. Их поперечнаяисчерченность обусловлена наличием чередующихся двоякопреломляющихпроходящий свет дисков - анизотропных, более темных, и однопреломляющихсвет - изотропных, более светлых. Каждое мышечное волокно состоит изнедифференцированной цитоплазмы, или саркоплазмы, с многочисленными ядрами,которая содержит множество дифференцированных поперечно-полосатыхмиофибрилл. Периферия мышечного волокна окружена прозрачной оболочкой, илисарколеммой, содержащей фибриллы коллагеновой природы. Небольшие группымышечных волокон окружены соединительнотканной оболочкой - эндомизием,более крупные комплексы представлены пучками мышечных волокон, которыезаключены в рыхлую соединительную ткань - внутренний перимизий, вся мышца вцелом окружена наружным перимизием. Все соединительнотканные структуры мышцы, от сарколеммы до наружногоперимизия, являются продолжением друг друга и непрерывно связаны междусобой. Всю мышцу одевает соединительнотканный футляр - фасция. Убольшинства мышц различают брюшко и два конца, из которых один являетсяначалом мышцы и получает название головки, а другой, противоположный конец,называется хвостом мышцы. У концов мышцы соединительная ткань образуетсоединительнотканное сухожилие, которым мышца прикрепляется к кости.Сухожилия образованы пучками коллагеновых волокон, которые вытянуты вдоль ирасполагаются параллельно друг другу. Отдельные пучки различного порядка окружены соединительнотканнойоболочкой - эндотендинием, переходящей непосредственно в наружную оболочку,окружающую все сухожилие в целом, - перитендиний. Плоское сухожилиеполучает название сухожильного растяжения, или апоневроза. По направлениюмышечных пучков и их отношению к сухожилиям различают три основных типамышц: а) параллельный тип - мышечные пучки располагаются параллельнодлинной оси мышцы (например, портняжная мышца, б) перистый тип -параллельно идущие мышечные пучки располагаются под углом к длиннику мышцы.Различают мышцы одноперистые, мышечные пучки которых прикреплены по однусторону сухожилия (например, длинный сгибатель большого пальца кисти);двуперистые мышцы, где мышечные пучки прикрепляются по обеим сторонамсухожилия (например, длинный сгибатель большого пальца стопы);многоперистые мышцы, в которых мышечные пучки в виде многих перистых групппримыкают друг к другу (например, дельтовидная мышца); в) треугольный типмышц - мышечные пучки с различных направлений сходятся к одному общемуконцевому сухожилию (например, височная мышца). Некоторые мышцы имеют две или несколько головок. Мышца, имеющая двеголовки, получила название двуглавой, три головки - трехглавой, четыреголовки - четырехглавой. Встречаются мышцы, имеющие два брюшка, разделенных промежуточнымсухожилием. Такие мышцы получают название двубрюшных. Некоторые мышцы имеютна своем протяжении несколько сухожильных перемычек. К вспомогательным аппаратам мышц, способствующим их работе, относятфасции, синовиальные и фиброзные влагалища сухожилий, синовиальные сумки исесамовидные кости. Фасции образуют соединительнотканные футляры, которыеокружают отдельные мышцы или целые группы мышц. Фасции представляют собойразличной протяженности, толщины и слоистости соединительнотканные пластиныс множеством коллагеновых и эластических волокон, ориентация которыхобусловлена теми функциональными особенностями, которые несет мышца илигруппа мышц, связанных с данной фасцией. В ряде мест фасции, располагаясьмежду мышцами в виде межмышечных перегородок, срастаются с надкостницей,образуя костно-фиброзные влагалища, к стенкам которых прикрепляются мышцы.Фиброзные влагалища сухожилий находятся в наиболее подвижных местахконечностей в области кисти и стопы, способствуя скольжению сухожилий встрого определенных направлениях. Волокнистая соединительная ткань образует фиброзные и костно-фиброзныевлагалища и каналы, внутри которых залегают синовиальные влагалища. Каждоесиновиальное влагалище состоит из двух переходящих один в другой листков:наружного, париетального, сращенного с внутренней поверхностью фиброзноговлагалища, и внутреннего, висцерального, сращенного с наружной оболочкойсухожилия. В месте перехода одного листка в другой образуется дубликатура,или так называемая брыжейка сухожилия, мезотендиний, в которой проходят ксухожилию сосуды и нервы. Обращенные друг к другу листки синовиальноговлагалища гладки и смазаны синовией, что способствует скольжению исвободному движению сухожилия. Синовиальные сумки представляют собой полости, заполненные жидкостью,они располагаются в местах наибольшей подвижности сухожилия, мышцы, кожи,способствуя уменьшению трения. Сумки, залегающие под сухожилиями мышц, называются bursae synovialessubtendinea, а сумки, находящиеся в тех местах, где создается значительноетрение между выступающей костью и покрывающей ее кожей, bursae synovialessubcutaneae. Некоторые сумки, расположенные вблизи суставов, сообщаются сих полостью. Сесамовидные кости представляют собой небольшие плоскоокруглыеобразования, залегающие в толще некоторых сухожилий. Одна из поверхностейтакой кости покрыта хрящом и сочленяется с суставной поверхностью на кости.Сесамовидные кости располагаются вблизи прикрепления сухожилия к костям иувеличивают рычаг действия мышечной тяги, а также удерживают сухожилие отсоприкосновения с суставной поверхностью. К каждой мышце подходят один илинесколько нервов и сосуды, снабжающие ее кровью. Мышечное волокно характеризуется следующими основными физиологическимисвойствам: возбудимостью, сократимостью и растяжимостью. Эти свойства вразличном сочетании обеспечивают нервно-мышечные особенности организма инаделяют человека физическими качествами, которые в повседневной жизни испорте называют силой, быстротой, выносливостью и т. д. Они отличноразвиваются под воздействием физических упражнений. Мышечная система функционирует не изолированно. Все мышечные группыприкрепляются к костному аппарату скелета посредством сухожилий и связок. Установлена взаимосвязь мышц и внутренних органов, которая получиланазвание моторно-висцеральных рефлексов. Работающие мышцы посылают понервным волокнам информацию о собственных потребностях, состоянии идеятельности внутренним органам через вегетативные нервные центры и такимобразом влияют на их работу, регулируя и активизируя ее. Мышцы являются мощной биохимической лабораторией. Они содержат особоедыхательное вещество – миоглобин (сходный с гемоглобином крови), соединениекоторого с кислородом (оксимиоглобин) обеспечивает тканевое дыхание приэкстраординарной работе организма, например при внезапной нагрузке, когдасердечно-сосудистая система еще не перестроилась и не обеспечивает доставкунеобходимого кислорода. Большое значение миоглобина заключается в том, что,являясь первейшим кислородным резервом, он способствует нормальномупротеканию окислительных процессов при кратковременных нарушенияхкровообращения и статической работе. Количество миоглобина достаточновелико и достигает 25% от общего содержания гемоглобина. Происходящие в мышцах разнообразные биохимические процессы в конечномитоге отражаются на функции всех органов и систем. Так, в мышцах происходитактивное накопление аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ), которая служитаккумулятором энергии в организме, причем процесс накопления ее находится впрямой зависимости от деятельности мышц и поддается тренировке. Также установлено, что каждое мышечное волокно постоянно вибрируетдаже в состоянии покоя. Эта вибрация, обычно не ощущаемая, не прекращаетсяни на минуту и способствует лучшему кровотоку. Таким образом, каждаяскелетная мышца, а их в организме около 600, является своеобразным«микронасосом», нагнетающим кровь. Конечно, дополнительное участие такогоколичества периферических "сердец", как их образно называют, значительностимулирует кровообращение. Эта система вспомогательного кровообращения великолепно поддаетсятренировке с помощью физических упражнений и, будучи активно включенной вработу, многократно усиливает физическую и спортивную работоспособность. Неисключено, что мышечные «микронасосы» наряду с другими факторами играют непоследнюю роль в лечебном эффекте, который дают физические упражнения принекоторых формах сердечной недостаточности. Широко известно, что для стимуляции венозного кровотока у больныхварикозным расширением вен полезна дозированная ходьба. Она уменьшаетотеки, так как сокращающиеся мышцы ног как бы подгоняют, выжимают иподкачивают венозную кровь к сердцу. Кроме того, известна и прямая функциональная связь работающихскелетных мышц и сердца посредством гуморальной (т. е. через кровь)регуляции. Установлено, что на каждые 100 мл повышения потреблениякислорода мышцами при нагрузке, отмечается рост минутного объема сердца на800 мл. Не исключено, что ритмические сокращения мышц (при равномерной ходьбеи беге) передают свою информацию по моторно-висцеральным путям сердечноймышце и как бы диктуют ей физиологически правильный ритм. Наконец, без мышц невозможен был бы процесс познания, так как,согласно исследованиям И. М. Сеченова, все органы чувств так или иначесвязаны с деятельностью различных мышц. Кости являются твердой опорой мягких тканей тела и рычагами,перемещающимися силой сокращения мышц. Кости в целом теле образуют егоскелет. Кость покрыта снаружи надкостницей. В ней различают два слоя -наружный и внутренний. Наружный, фиброзный слой, богаче внутреннегокровеносными сосудами и нервами. В фиброзном слое имеется сетьлимфатических капилляров, лимфатические сосуды, и нервы кости, которыепроходят через питательные отверстия. Внутренний, костеобразующий(остеогенный) слой богат клетками (остеобластами), формирующими кость.Надкостницей не покрыты лишь суставные поверхности кости; их покрываетсуставной хрящ. По форме различают длинные кости, короткие и плоские. Рядкостей имеет внутри полость, наполненную воздухом; такие кости называютвоздухоносными, или пневматическими. Некоторые кости конечностей напоминают по строению трубку и называютсятрубчатыми. В длинных костях различают концы и среднюю часть - тело. Конец,который располагается ближе к туловищу, называют проксимальным концом, аконец этой же кости, занимающий в скелете более отдаленное от туловищаположение, называют дистальным концом. На поверхности костей имеютсяразличной величины и формы возвышения, углубления, площадки, отверстия:отростки, выступы, ости, гребни, бугры, бугорки, шероховатые линии и ряддругих образований. В связи с особенностями процесса развития костейдистальному, как и проксимальному, суставному концу кости дают названиеэпифиза, средней части кости – диафиза и каждому концу диафиза - метафиза(meta - позади, после). В течение всего периода детства и юности (до 18-25 лет) между эпифизоми метафизом сохраняется прослойка хряща (пластинка роста) - эпифизарныйхрящ; за счет размножения его клеток кость растет в длину. Послеокостенения участок кости, заместивший этот хрящ, сохраняет названиеметафиза. На распиле почти каждой кости можно различить компактноевещество, составляющее поверхностный слой кости, и губчатое вещество,образующее в кости более глубокий слой. В середине диафиза трубчатых костейимеется различной величины костномозговая полость, в которой, как и вячейках губчатого вещества, находится костный мозг. Губчатое веществокостей свода черепа, залегающее между двумя (наружной и внутренней)пластинками компактного вещества, получает название диплоэ (двойное). Кости делят на: кости туловища, кости головы, составляющие всовокупности череп, кости верхних конечностей и кости нижнихконечностей. Все виды соединений костей делят на две группы: непрерывные ипрерывные. Непрерывное соединение (фиброзное соединение) – это такой видсоединения, при котором кости как бы сращены между собой посредством тогоили иного вида соединительной ткани. В зависимости от рода ткани,соединяющей рядом лежащие кости, непрерывные соединения делят на:соединения посредством плотноволокнистой соединительной ткани - синдесмоз,или соединительнотканное соединение; соединения посредством хряща -хрящевое соединение, иначе синхондроз, или собственно хрящевое соединениекостей; соединение посредством костной ткани - синостоз. Прерывное соединение костей, сустав (синовиальное соединение) являетсяподвижным сочленением двух или нескольких костей с наличием между нимищелевидной суставной полости. 3 Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат 3.1 Изменение опорно-двигательного аппарата при тренировке Скелетная мускулатура – главный аппарат, при помощи которогосовершаются физические упражнения. Хорошо развитая мускулатура являетсянадежной опорой для скелета. Например, при патологических искривленияхпозвоночника, деформациях грудной клетки (а причиной тому бывает слабостьмышц спины и плечевого пояса) затрудняется работа легких и сердца,ухудшается кровоснабжение мозга и т. д. Тренированные мышцы спины укрепляютпозвоночный столб, разгружают его, беря часть нагрузки на себя,предотвращают "выпадение" межпозвоночных дисков, соскальзывание позвонков. Физические упражнения действуют на организм всесторонне. Так, подвлиянием физических упражнений происходят значительные изменения в мышцах.Если мышцы обречены на длительный покой, они начинают слабеть, становятсядряблыми, уменьшаются в объеме. Систематические же занятия физическимиупражнениями способствуют их укреплению. При этом рост мышц происходит неза счет увеличения их длины, а за счет утолщения мышечных волокон. Силамышц зависит не только от их объема, но и от силы нервных импульсов,поступающих в мышцы из центральной нервной системы. У тренированного,постоянно занимающегося физическими упражнениями человека, эти импульсызаставляют сокращаться мышцы с большей силой, чем у нетренированного. Под влиянием физической нагрузки мышцы не только лучше растягиваются,но и становятся более твердыми. Твердость мышц объясняется, с однойстороны, разрастанием протоплазмы мышечных клеток и межклеточнойсоединительной ткани, а с другой стороны – состоянием тонуса мышц. Занятия физическими упражнениями способствуют лучшему питанию икровоснабжению мышц. Известно, что при физическом напряжении не толькорасширяется просвет бесчисленных мельчайших сосудов (капилляров),пронизывающих мышцы, но и увеличивается их количество. Так, в мышцах людей,занимающихся физической культурой и спортом, количество капилляровзначительно больше, чем у нетренированных, а следовательно, у нихкровообращение в тканях и головном мозге лучше. Еще И. М. Сеченов –известный русский физиолог – указывал на значение мышечных движений дляразвития деятельности мозга. Как говорилось выше, под воздействием физических нагрузок развиваютсятакие качества как сила, быстрота, выносливость. Лучше и быстрее других качеств растет сила. При этом мышечные волокнаувеличиваются в поперечнике, в них в большом количестве накапливаютсяэнергетические вещества и белки, мышечная масса растет. Регулярные физические упражнения с отягощением (занятия с гантелями,штангой, физический труд, связанный с подъемом тяжестей) достаточно быстроувеличивает динамическую силу. Причем сила хорошо развивается не только вмолодом возрасте, и пожилые люди имеют большую способность к ее развитию. Физические тренировки также способствуют развитию и укреплению костей,сухожилий и связок. Кости становятся более прочными и массивными, сухожилияи связки крепкими и эластичными. Толщина трубчатых костей возрастает засчет новых наслоений костной ткани, вырабатываемой надкостницей, продукциякоторой увеличивается с ростом физической нагрузки. В костях накапливаетсябольше солей кальция, фосфора, питательных веществ. А ведь чем болеепрочность скелета, тем надежнее защищены внутренние органы от внешнихповреждений. Увеличивающаяся способность мышц к растяжению и возросшая эластичностьсвязок совершенствуют движения, увеличивают их амплитуду, расширяютвозможности адаптации человека к различной физической работе. Физическая работа делится на два вида: динамическую и статическую.Динамическая работа выполняется тогда, когда в физическом смысле происходитпреодоление сопротивления на определенном расстоянии. В этом случае(например, при езде на велосипеде, подъеме на лестницу или в гору) работаможет быть выражена в физических единицах (1 Вт = 1 Дж/с = 1 Нм/с). Приположительной динамической работе мускулатура действует как «двигатель», апри отрицательной динамической работе она играет роль «тормоза» (например,при спуске с горы). Статическая работа производится при изометрическоммышечном сокращении. Так как при этом не преодолевается никакое расстояние,в физическом смысле это не работа; тем не менее, организм реагирует нанагрузку физиологически напряженней. Проделанная работа в этом случаеизмеряется как произведение силы и времени. Физическая активность вызывает немедленные реакции различных системорганов, включая мышечную, сердечно-сосудистую и дыхательную. Эти быстрыеадаптационные сдвиги отличаются от адаптации, развивающейся в течение болееили менее длительного срока, например в результате тренировок. Величинабыстрых реакций служит, как правило, непосредственной мерой напряжения. Немедленные реакции обусловлены изменением большого количествапараметров, в частности, изменением мышечного кровоснабжения. В покоекровоток в мышце составляет 20- 40 мл - мин - ' • кг - '. При экстремальныхфизических нагрузках эта величина существенно возрастает, достигаямаксимума, равного 1,3 л-мин - 1 •кг - 1 у нетренированных лиц и 1,8 л-мин- ' -кг - ' у лиц, тренированных на выносливость. Кровоток усиливается немгновенно с началом работы, а постепенно, в течение не менее 20-30 с; этоговремени достаточно, чтобы обеспечить кровоток, необходимый для выполнениялегкой работы. При тяжелой динамической работе, однако, потребность вкислороде не может быть полностью удовлетворена, поэтому возрастает доляэнергии, получаемой за счет анаэробного метаболизма. Обмен веществ в мышце. При легкой работе получение энергии происходитпо анаэробному пути только в течение короткого переходного периода посленачала работы; в дальнейшем метаболизм осуществляется полностью за счетаэробных реакций с использованием в качестве субстратов глюкозы, а такжежирных кислот и глицерола. В отличие от этого во время тяжелой работыполучение энергии частично обеспечивается анаэробными процессами. Сдвиг всторону анаэробного метаболизма (приводящего к образованию молочнойкислоты) происходит в основном из-за недостаточности артериальногокровотока в мышце, или артериальной гипоксии. Кроме этих «узких мест» впроцессах энергообеспечения и тех, что временно возникают сразу же посленачала работы, при экстремальных нагрузках образуются «узкие места»,связанные с активностью ферментов на различных этапах метаболизма. Принакоплении большого количества молочной кислоты наступает мышечноеутомление. После начала работы требуется некоторое время для увеличенияинтенсивности аэробных энергетических процессов в мышце. В этот периоддефицит энергии компенсируется за счет легкодоступных анаэробныхэнергетических резервов (АТФ и креатин-фосфата). Количество макроэргическихфосфатов невелико по сравнению с запасами гликогена, однако они незаменимыкак в течение указанного периода, так и для обеспечения энергией прикратковременных перегрузках во время выполнения работы. Во время динамической работы происходят существенные адаптационныесдвиги в работе сердечно-сосудистой системы. Сердечный выброс и кровоток вработающей мышце возрастают, так что кровоснабжение более полноудовлетворяет повышенную потребность в кислороде, а образующееся в мышцетепло отводится в те участки организма, где происходит теплоотдача. Во время легкой работы с постоянной нагрузкой частота сокращенийсердца возрастает в течение первых 5-10 мин и достигает постоянного уровня;это стационарное состояние сохраняется до завершения работы даже в течениенескольких часов. Во время тяжелой работы, выполняемой с постояннымусилием, такое стабильное состояние не достигается; частота сокращенийсердца увеличивается по мере утомления до максимума, величина которогонеодинакова у отдельных лиц (подъем, обусловленный утомлением). Даже послезавершения работы частота сердечных сокращений изменяется в зависимости отимевшего место напряжения. После легкой работы она возвращается кпервоначальному уровню в течение 3-5 мин; после тяжелой работы периодвосстановления значительно дольше – при чрезвычайно тяжелых нагрузках ондостигает нескольких часов. Другим критерием может служить общее числопульсовых ударов свыше начальной частоты пульса в течение периодавосстановления; этот показатель служит мерой мышечного утомления и,следовательно, отражает нагрузку, потребовавшуюся для выполненияпредшествующей работы. Ударный объем сердца в начале работы возрастает лишь на 20- 30%, апосле этого сохраняется на постоянном уровне. Он немного падает лишь вслучае максимального напряжения, когда частота сокращений сердца стольвелика, что при каждом сокращении сердце не успевает целиком заполнитьсякровью. Как у здорового спортсмена с хорошо тренированным сердцем, так и учеловека, не занимающегося спортом, сердечный выброс и частота сокращенийсердца при работе изменяются приблизительно пропорционально друг другу, чтообусловлено этим относительным постоянством ударного объема. При динамической работе кровяное артериальное давление изменяется какфункция выполняемой работы. Систолическое давление увеличивается почтипропорционально выполняемой нагрузке, достигая приблизительно 220 мм рт.ст. при нагрузке 200 Вт. Диастолическое давление изменяется лишьнезначительно, чаще в сторону снижения. В системе кровообращения,функционирующей под низким давлением (например, в правом предсердии)давление крови во время работы увеличивается мало; отчетливое его повышениев этом участке является патологией (например, при сердечнойнедостаточности). Потребление организмом кислорода возрастает пропорционально величине иэффективности затрачиваемых усилий. При легкой работе достигаетсястационарное состояние, когда потребление кислорода и его утилизацияэквивалентны, но это происходит лишь по прошествии 3-5 мин, в течениекоторых кровоток и обмен веществ в мышце приспосабливаются к новымтребованиям. До тех пор пока не будет достигнуто стационарного состояния,мышца зависит от небольшого кислородного резерва, который обеспечивается02, связанным с миоглобином, и от способности извлекать больше кислорода изкрови. При тяжелой мышечной работе, даже если она выполняется с постояннымусилием, стационарное состояние не наступает; как и частота сокращенийсердца, потребление кислорода постоянно повышается, достигая максимума. С началом работы потребность в энергии увеличивается мгновенно, однакодля приспособления кровотока и аэробного обмена требуется некоторое время;таким образом, возникает кислородный долг. При легкой работе величинакислородного долга остается постоянной после достижения стационарногосостояния, однако при тяжелой работе она нарастает до самого окончанияработы. По окончании работы, особенно в первые несколько минут, скоростьпотребления кислорода остается выше уровня покоя происходит «выплата»кислородного долга. Однако этот термин не точен, так как увеличениепотребления кислорода после завершения работы не отражает непосредственнопроцессы восполнения запасов 02 в мышце, а происходит и за счет влияниядругих факторов, таких, как увеличение температуры тела и дыхательнаяработа, изменение мышечного тонуса и пополнение запасов кислорода ворганизме. Таким образом, долг, который будет возвращен, по величинебольше, чем возникший во время самой работы. После легкой работы величинакислородного долга достигает 4 л, а после тяжелой может доходить до 20 л. Во время легкой динамической работы минутный объем дыхания, как исердечный выброс, увеличивается пропорционально потреблению кислорода. Этоувеличение возникает в результате нарастания дыхательного объема и частотыдыхания. Во время и после динамической работы кровь претерпевает существенныеизменения. По ним лишь изредка можно действительно оценить степеньфизического напряжения, но особое значение их состоит в том, что они служатисточниками ошибок при лабораторной диагностике. Во время легкой физической работы у здорового человека выявляются лишьнезначительные изменения в парциальном давлении СО2 и О2 в артериальнойкрови. Тяжелая работа вызывает более существенные изменения. Наибольшиеотклонения от уровня покоя составляют 8% для артериального давления О2, и10% - для давления СО2. Насыщение кислородом смешанной венозной кровипадает с ростом напряжения; соответственно этому артериовенозная разница покислороду увеличивается от значения, приблизительно равного 0,05 (уровеньпокоя), до 0,14 у нетренированных и 0,17 у тренированных лиц. Этоувеличение обусловлено повышенным извлечением кислорода из крови вработающей мышце. При физической работе показатель гематокрита увеличивается как врезультате снижения объема плазмы (в связи с усиленной капиллярнойфильтрацией), так и за счет поступления эритроцитов из мест их образования(при этом увеличивается доля незрелых форм). Отмечено также нарастаниечисла лейкоцитов (рабочий лейкоцитоз). Отмечено, что число лейкоцитов вкрови бегунов на длинные дистанции увеличивается пропорциональнодлительности бега на 5000-15000 клеток/мкл в зависимости отработоспособности (меньше у лиц с высокой работоспособностью). Увеличениепроисходит преимущественно за счет возрастания количества нейтрофильныхгранулоцитов, так что при этом численное соотношение клеток разных типовменяется. Кроме того, пропорционально интенсивности работы увеличиваетсячисло тромбоцитов. Легкая физическая работа не влияет на кислотно-щелочное равновесие,так как все избыточное количество образующейся углекислоты выделяется черезлегкие. Во время тяжелой работы развивается метаболический ацидоз, степенькоторого пропорциональна скорости образования лактата; частично онкомпенсируется за счет дыхания (снижение артериального рСО2). Уровень глюкозы в артериальной крови у здорового человека малоизменяется во время работы. Только при тяжелой и длительной работепроисходит падение концентрации глюкозы в артериальной крови, что указываетна приближающееся истощение. Вместе с тем концентрация лактата в кровиварьирует в широких пределах в зависимости от степени напряжения идлительности работы – соответственно скорости образования лактата в мышце,функционирующей в анаэробных условиях, и скорости его элиминации. Лактатразрушается или подвергается превращениям в неработающих скелетных мышцах,жировой ткани, печени, почках и миокарде. В условиях покоя концентрациялактата в артериальной крови составляет приблизительно 1 ммоль/л; притяжелой работе длительностью около получаса или при крайне тяжелыхкратковременных нагрузках с минутными интервалами могут быть достигнутамаксимального уровня, превышающая 15 моль/л. При тяжелой длительной работеконцентрация лактата сначала увеличивается, а затем падает. Если рацион богат углеводами, концентрации свободных жирных кислот иглицерола мало изменяются под влиянием работы, так как секреция инсулина,обусловленная потреблением углеводов, тормозит липолиз. Однако при обычномрационе тяжелая длительная работа сопровождается увеличением концентрацийсвободных жирных кислот и глицерола в крови в 4 или более раз. Терморегуляция. Потоотделение обычно считается признаком тяжелойработы. Начало заметного потоотделения, однако, зависит не только оттяжести работы, но и от условий окружающей среды. Секреция пота начинаетсятогда, когда происходит превышение нейтральной температуры по причине либоусиленной теплопродукции во время мышечной работы, либо недостаточнойтеплоотдачи вследствие высокой температуры или влажности окружающей среды,несоответствующей одежды, отсутствия движения воздуха (конвекции) или,наконец, по причине нагревания тела избыточным тепловым излучением(например, в литейном цехе). Во время и после физической работы концентрация многих гормонов вкрови изменяется. В большинстве случаев этот эффект неспецифический, либонедостаточно понятный. Выделяется повышенное количество адреналина,норадреналина. Через 2 мин после начала работы происходит усиление секрецииаденогипофизом АКТГ, который стимулирует выделение кротикостероидов изкоркового вещества надпочечников. Концентрация инсулина несколько снижаетсяво время работы, уровень же глюкагона может, как повышаться, так иснижаться. Вообще, систематические занятия физкультурой приводят к адаптациичеловеческого организма к выполняемой физической работе. В основе адаптациилежат изменения мышечных тканей и различных органов в результатетренировок. Все эти изменения определяют тренировочные эффекты. Онипроявляются в улучшении разнообразных функций организма и повышениифизической подготовленности. При анализе факторов, определяющих физические тренировочные эффектыупражнений можно выделить такие аспекты:функциональные эффекты тренировкипороговые, «критические» нагрузки для возникновения тренировочных эффектов.обратимость тренировочных эффектовспецифичность тренировочных эффектовтренируемость, определяющая величину тренировочного эффектаПоследние два аспекта наиболее важны в спортивной тренировке. Систематическое выполнение определенного рода физических упражненийвызывает следующие основные положительные функциональные эффекты:Усиление максимальных функциональных возможностей всего организма, еговедущих системПовышение экономичности, эффективности деятельности всего организма, еговедущих системПервый эффект определяется ростом максимальных показателей при выполнениипредельных тестов. Они отражают текущие максимальные возможности организма,существенные для данного вида упражнений. Например, об эффекте тренировкивыносливости говорит повышение максимальных возможностей в усвоениикислорода, максимального потребления кислорода и продолжительности мышечнойработы на выносливость. Второй эффект проявляется в уменьшении функциональных сдвигов вдеятельности других органов и систем организма при выполнении определеннойработы. Так, при выполнении одинаковой нагрузки у тренированного инетренированного наблюдаются более низкие показатели для последнего. Длятренированного же человека будет наблюдаться более низкие функциональныеизменения в частоте сердечных сокращений, дыхания или потребления энергии. В основе этих положительных эффектов лежат:Структурно-функциональные изменения ведущих органов жизнедеятельности привыполнении определенной работы.Совершенствование центральной - нервной, эндокринной и автономной клеточнойрегуляции функций в процессе выполнения физических упражнений. Одним из основных вопросов при занятии физической подготовкойявляется выбор соответствующих, оптимальных нагрузок. Они могутопределяться следующими факторами:Реабилитациями после всевозможных перенесенных заболеваний, в том числе ихронических.Восстановительно - оздоровительная деятельность для снятия психологическогои физического напряжения после работы.поддержание существующей тренированности на существующем уровне.Повышение физической подготовки. Развитие функциональных возможностейорганизма. Как правило, не возникает серьезных проблем с выбором нагрузок вовтором и третьем случаях. Сложнее обстоит дело с выбором нагрузок в первомслучае, что и составляет основное содержание лечебной физической культуры. В последнем случае повышение функциональных возможностей отдельныхорганов и всего организма, т.е. достижение тренировочного эффекта,достигается в том случае, если систематические тренирующие нагрузкидостаточно значительны, достигают или превышают в процессе тренировкинекоторую пороговую нагрузку. Такая пороговая тренирующая нагрузка должнапревышать повседневную нагрузку.Принципом пороговых нагрузок называют принципом прогрессивной сверхнагрузки. Основным правилом в выборе пороговых нагрузок заключается в том, чтоони должны соответствовать текущим функциональным возможностям данногочеловека. Так, одна и та же нагрузка может быть эффективной длямалотренированного человека и совсем неэффективной для нетренированногочеловека.Следовательно, принцип индивидуализации в значительной мере опирается напринцип пороговых нагрузок. Из него следует, что при определениитренировочных нагрузок как тренер - преподаватель, так и сам тренирующийсядолжны иметь достаточное представление о функциональных возможностях своегоорганизма. Принцип постепенности в повышении нагрузок также есть следствиефизиологического принципа пороговых нагрузок, которые должны постепенновозрастать с ростом тренированности. В зависимости от целей тренировки иличных способностей человека физические нагрузки должны иметь разнуюстепень. Неодинаковые пороговые нагрузки применяются для повышения илиподдержания уровня существующих функциональных возможностей. Основными параметрами физической нагрузки являются ее интенсивность,длительность и частота, которые вместе определяют объем тренировочнойнагрузки. Каждый из этих параметров играет самостоятельную роль вопределении тренировочной эффективности, однако не менее важны ихвзаимосвязь и взаимное влияние. Важнейший фактор, влияющий на тренировочную эффективность -интенсивность нагрузки. При учете этого параметра и начального уровняфункциональной подготовленности влияние длительности и частоты тренировок внекоторых пределах может не играть существенной роли. Кроме того, значениекаждого из параметров нагрузки значительно зависит от выбора показателей,по которым судят о тренировочной эффективности. Так, например, если прирост максимального потребления кислорода взначительной степени зависит от интенсивности тренировочных нагрузок, тоснижение частоты сердечных сокращений при тестовых субмаксимальныхнагрузках более зависит от частоты и общей длительности тренировочныхзанятий. Оптимальные пороговые нагрузки зависят также от вида тренировки(силовая, скоростно-силовая, выносливость, игровая, техническая и т.д.) иот ее характера (непрерывная, циклическая или повторно-интервальная). Так,например, повышение мышечной силы достигается за счет тренировки с большиминагрузками (вес, сопротивление) при относительно малом их повторении накаждой тренировке. Примером прогрессивно нарастающей нагрузки при этомявляется метод повторного максимума, который является максимальнойнагрузкой, которую человек может повторить определенное количество раз. Приоптимальном количестве повторений от 3 до 9 по мере роста тренированностивес увеличивается так, чтобы это количество сохранялось при околопредельномнапряжении. Пороговой нагрузкой в данном случае можно рассматриватьвеличину веса (сопротивление), превышающую 70% произвольной максимальнойсилы тренируемых мышечных групп. В отличие от этого выносливость повышаетсяв результате тренировок с большим числом повторений при относительно малыхнагрузках. При тренировке выносливости для определения пороговой нагрузкинеобходимо учитывать интенсивность, частоту и длительность нагрузки, ееобщий объем. Подвижностью в суставах называется способность выполнять движения смаксимально возможной амплитудой. Подвижность позвоночника и суммарнаяподвижность в основных суставах обозначается термином "гибкость". Высокийуровень развития подвижности в суставах облегчает приобретение исовершенствование новых двигательных навыков, предохраняет от травм опорно-двигательного аппарата, способствует снижению напряжения мышц привыполнении движений, облегчает реализацию силовых, скоростных икоординационных способностей. Подвижность в суставах и гибкость подразделяются на активную ипассивную. Активная подвижность в суставах — это та подвижность, которуюспортсмен демонстрирует самостоятельно за счет активной работы собственныхмышц. Пассивная подвижность в суставах определяется максимальной амплитудойдвижений, которую демонстрирует спортсмен с помощью внешних сил (партнераили отягощения). Пассивная подвижность в суставах больше активной, онаопределяет "запас подвижности" для увеличения амплитуды активных движений.Поэтому в тренировке пловцов нужно применять средства и методы развитияобоих видов подвижности в суставах. Подвижность в суставах и гибкостьлимитируются анатомо-физиологическими особенностями опорно-двигательногоаппарата, к которым относятся: . форма, размеры и степень соответствия суставных поверхностей; . массивность костей и мышц; . эластичность связочного аппарата, сухожилий и вязкость мышц; . силовые способности мышц, производящих движения в суставе в заданном направлении. Активная подвижность в суставах в основном определяется силой мышц-синергистов и эластичностью мышц-антагонистов, сухожилий и связок.Пассивная подвижность в суставах зависит от соответствия суставныхповерхностей и эластичности связок и мышц, окружающих сустав. Развитие подвижности в суставах и гибкости проводится с помощьюпассивных, активно-пассивных и активных упражнений. В пассивных упражненияхмаксимальная амплитуда движения достигается за счет усилия, прилагаемогопартнером. В активно-пассивных движениях увеличение амплитуды достигаетсяза счет собственного веса тела (шпагат, подтягивание в висах на перекладинеи кольцах и т.п.). К активным упражнениям, направленным на развитиеподвижности в суставах, относятся махи, медленные движения с максимальнойамплитудой, статические напряжения с сохранением позы. Для эффективного развития подвижности в суставах и для избежаниятравматизма упражнения на гибкость должны выполняться после хорошегоразогревания, обычно после разминки или в конце основной частитренировочных занятий на суше или между отдельными подходами в силовыхтренировках. В последнем случае растяжение мышц и сухожилий после силовыхупражнений снижает тоническое напряжение мышц и тем самым способствуетповышению скорости восстановления после нагрузок. Подбор упражнений для развития подвижности в суставах и гибкостиобусловлен специфическими требованиями избранного вида спорта. У пловцовуровень подвижности в различных суставах обусловлен специализацией в одномили нескольких способах плавания. Так, для брассистов характерны высокаяподвижность в коленном, тазобедренном суставах, большая амплитуда тыльногосгибания в голеностопе, малая амплитуда подошвенного сгибания и низкаяподвижность плечевых суставов. Для пловцов-дельфинистов свойственны высокаяподвижность в плечевых, тазобедренных, коленных суставах, хорошая гибкостьв грудном и поясничном отделах позвоночного столба. Наибольшей подвижностьюв плечевых суставах, как и амплитудой подошвенного сгибания в голеностопеотличаются пловцы, специализирующиеся в плавании на спине. Среди кролистов-спринтеров одинаково часто можно встретить пловцов с высокой и низкойподвижностью в плечевых, коленных и голеностопных суставах. «Кролисты»,специализирующиеся в плавании на средние и длинные дистанции, как правило,опережают по уровню гибкости кролистов-спринтеров, но уступают дельфинистами спинистам. В соответствии со специфической топографией подвижности всуставах пловцы разных специализаций используют свои специфическиекомплексы упражнений, направленных на развитие подвижности в суставах.Увеличение подвижности в суставах у пловцов благоприятно отражается натехническом совершенствовании и создает предпосылки для роста спортивныхрезультатов. Комплексы упражнений на развитие подвижности в суставах игибкости рекомендуется начинать с активных и активно-пассивных упражнений.Применение пассивных упражнений для развития гибкости требует специальногообучения спортсменов и постоянного контроля со стороны тренера, так каквысока степень риска получения тяжелых травм суставов и мышц. Послепассивных упражнений целесообразно выполнять активные упражнения наразвитие подвижности в тех же суставах. 3.2 Методы оценки опорно-двигательного аппарата и самоконтроль за ним Физические упражнения укрепляют здоровье и заметно улучшают физическоеразвитие человека лишь в том случае, если занятия проходят с необходимойнагрузкой. Установить необходимый уровень нагрузки помогает самоконтроль впроцессе занятий, который основан на наблюдениях человека за общимсостоянием здоровья и т. д., а в нашем случае обратим особое внимание наопорно-двигательный аппарат. Есть несколько показателей, по которым можно определить состояниеопорно-двигательной системы: тонус мышц, устойчивость тела, гибкость,мышечная сила, быстрота, ловкость и др. Для того, что бы оценить состояние системы на момент начала тренировокможно использовать несколько методов. Во-первых, стоит определить состояние тонуса мышц, что определяетсяпутем простого ощупывания. Так, у людей, не занимающихся спортом, мышцымягкие и дряблые, тонус резко понижен. Также следует провести исследование статической устойчивости. Проба наустойчивость тела производится так: физкультурник становится в основнуюстойку – стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцыразведены (усложнённый вариант – стопы находятся на одной линии, носок кпятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. Утренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшенияфункционального состояния нервно-мышечной системы. Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника.Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшаюткровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижностипозвоночника и профилактике остеохондроза. Гибкость зависит от состояниясуставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающейсреды и времени дня. При занятиях спортивным плаванием большое значениеимеет подвижность в различных суставах. Измерение подвижности в голеностопных, коленных и тазобедренныхсуставах обычно проводится с помощью гониометра, позволяющего оценитьподвижность в градусах. Подвижность в плечевых суставах определяется привыкруте прямых рук за спину, держащих гимнастическую палку, при этомизмеряется расстояние между шириной плеч и шириной хвата. Для измерениягибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейсяпланкой. Подвижность позвоночника определяется при наклоне вперед безсгибания ног в коленных суставах, при этом измеряется расстояние междукончиками пальцев выпрямленных рук и опорной поверхностью. О силовой выносливости можно судить при выполнении подтягиваний,отжиманий в упоре и т. п. О скоростной силе мышц ног дает представлениепрыжок в длину с места, а также прыжок вверх с места. Быстроту двигательной реакции в определенной мере можно оценить спомощью простых тестов. Например, можно взять в левую руку монету и, разжавпальцы, уронить, стараясь поймать ее другой рукой, расположенной нижепервой на 30-40 см. Для определения ловкости можно использовать, например, метание мяча вкорзину или другие упражнения. Существует несколько физиологических методов для определенияинтенсивности нагрузки. Прямой метод заключается в измерении скоростипотребления кислорода (л/мин) - абсолютный или относительный (% отмаксимального потребления кислорода). Все остальные методы - косвенные,основанные на существовании связи между интенсивностью нагрузки инекоторыми физиологическими показателями. Одним из наиболее удобныхпоказателей служит частота сердечных сокращений. В основе определенияинтенсивности тренировочной нагрузки по частоте сердечных сокращений лежитсвязь между ними, чем больше нагрузка, тем больше частота сердечныхсокращений. Для определений интенсивности нагрузки у разных людейиспользуется не абсолютные, а относительные показатели частоты сердечныхсокращений (относительная в процентах частота сердечных сокращений илиотносительный в процентах рабочий прирост). Относительная рабочая частота сердечных сокращений (% ЧССмакс) - этовыраженное в процентах отношение частоты сердечных сокращений во времянагрузки и максимальной частоты сердечных сокращений для данного человека.Приближенно ЧССмакс можно рассчитать по формуле: ЧССмакс (уд/мин) = 220 - возраст человека (лет).Следует иметь в виду, что могут быть довольно значительные различия ЧССмаксдля разных людей одного возраста. В ряде случаев у людей c низким уровнемфизической подготовки ЧССмакс (уд/мин) = 180 - возраст человека (лет) уд/мин. При определении интенсивности тренировочных нагрузок по частотесердечных сокращений используется два показателя: пороговая и пиковаячастота сердечных сокращений. Пороговая частота сердечных сокращений - этонаименьшая интенсивность, ниже которой тренировочного эффекта не возникает.Пиковая частота сердечных сокращений - это наибольшая интенсивность,которая не должна быть превышена в результате тренировки. Примерныепоказатели частоты сердечных сокращений у здоровых людей, занимающихсяспортом, могут быть: Пороговая - 75% Пиковая - 95%от максимальной частоты сердечных сокращений. Чем ниже уровень физическойподготовленности человека, тем ниже должна быть интенсивность тренировочнойнагрузки. По мере роста тренированности нагрузка должна постепенно расти,вплоть до 80-85% максимального потребления кислорода (до 95% частотысердечных сокращений). Зоны работы по частоте сердечных сокращений уд/мин.1. до 120 - подготовительная, разминочная, основной обмен.1. до 120-140 - восстановительно - поддерживающая.2. до 140-160 - развивающая выносливость, аэробная.3. до 160-180 - развивающая скоростную выносливость4. более 180 - развитие скорости. 3.3 Возрастные и половые особенности двигательных способностей Ещё в начале XX столетия учёные обратили внимание, что в процессе ростаи развития организма наблюдаются особые периоды, когда повышаетсячувствительность к воздействиям внешней среды. Считают, что существуетестественная периодизация развития, состоящая из взаимосвязанных, ноотличающихся друг от друга этапов. Этапы, на которых происходят значительные изменения, называюткритическими периодами. , потому, что они играют большую роль в развитииорганизма. Например, недостаточность в питании детей 8-9 и 12-13 летприводит к значительному отставанию их физического развития, посколькузадерживается рост тканей трубчатых костей. Наиболее тяжело сказываетсянедостаточное питание в период полового созревания. Все знают, что ребёнка нужно научить ходить в раннем дошкольномвозрасте. Если этого не произойдёт, то в последующие годы становлениевертикального положения тела идёт очень медленною. Дети выросшие до 11-13лет вне человеческого общества, ходят очень плохо и быстрее передвигаютсяна четвереньках. Известно также, что научить детей кататься на коньках и велосипеделегче всего в возрасте 6-8 лет (вероятно, потому, что в эти годы активноразвиваются органы равновесия), при этом навык сохраняется на долгие годы.А вот быстрее всего научить детей плавать можно лишь в возрасте 9-11 лет, ане в дошкольном, как часто говорят и пишут. Детей младшего школьного возраста, особенно в период с 8 до 12 лет,можно обучить почти всем движениям, даже сложной координации, если при этомне требуется значительного проявления силы, выносливости и так называемойскоростной силы. Например, прыжкам порой трудно научить не потому, чтодетям не доступна координация движений в полёте, а потому, что они ещё немогут оттолкнуться ногами или руками (при опорных прыжках) с достаточнойсилой. Поэтому чрезвычайно важно знать, в какие возрастные периоды происходитактивное развитие двигательных качеств. Проведено много исследований поизучению возрастных особенностей развития силы, быстроты, выносливости идругих двигательных возможностей детей. В лаборатории физическоговоспитания НИИ физиологии детей и подростков АПН России накопленымногочисленные данные, анализ которых показал, что: - развитие различных двигательных качеств происходит разновременно (гетерохронно); - величины годовых приростов различны в разные возрастные периоды инеодинаковы для мальчиков и девочек, а также отличаются относительнымивеличинами, если сравнивать приросты разных двигательных способностей; - у большинства детей младшего и среднего школьного возрастапоказатели разных двигательных качеств различны по своему уровню, даже еслирассматривать отдельные показатели быстроты и силы (например, если мальчикбыстро пробегает короткую дистанцию, то это ещё не значит, что он сможетбыстро реагировать на внезапный сигнал в игровой обстановке; уровеньсиловой выносливости у одного и того же ребёнка в большинстве случаев несовпадает с уровнем статической и динамической выносливости и т.д.); - специальная тренировка одними и теми же методами при одинаковой пообъёму и интенсивности физической нагрузке, разрешающей сопоставить данныедетей разного возраста, пола и физического развития, даёт различныйпедагогический эффект и более высокий в период взлёта того или иногодвигательного качества. Несомненно, что эффект от уроков физической культуры, занятий вспортивных секциях и самостоятельных занятий учащихся по заданиям учителя итренера повысится, если знать, какие же возрастные периоды являютсякритическими в развитии двигательных способностей. С 8-9 лет происходит бурное развитие движений в беге и плавании, причёмскорость передвижения в плавании имеет второй этап интенсивного прироста с14 до 16 лет. Максимальные величины темпа бега и частоты вращения педалейна велостанке достигается мальчиками к 10, а девочками к 11 годам и вдальнейшем почти не изменяются. Сила мышц и скоростно-силовые качества наиболее интенсивно нарастают врезультате на начальных этапах пубертатного периода. Сила мышц спины и ногдевочек интенсивно возрастает с 9-10 лет и почти прекращается посленаступления менструации. У мальчиков четко выделяется два периода приростасилы мышц: с 9 до 11-12 лет и с 14 до 17 лет; прирост мышц рукзаканчивается к 15 годам. Статическая выносливость мышц рук у мальчиков и девочек имеет одинкритический период — с 8 до 10 лет. Статическая выносливость мышц спины удевочек активно увеличивается в 11-12 и 13-14 лет с задержкой в первый годменструального цикла; у мальчиков — только в предпубертатный период, с 8 до11 лет. Прыжковая выносливость у девочек резко возрастает с 9 до 10 лет, умальчиков с 8 до 11 лет (на 200% при расчете на 1 кг веса тела). Силовая выносливость основных групп мышц к 11 годам у девочек достигаетвеличин, свойственных девочкам 15-16 лет, а выносливость к мышечнымнагрузкам умеренной интенсивности практически уже не отличается от девочек14-15 лет (в основном за счёт интенсивного прироста с 9 до 11 лет). Выносливость мальчиков к работе умеренной интенсивности увеличивается с8 лет на 100-105%, 9 лет — 54-62%, 10 лет — на 40-50%. В период полового созревания выносливость к физическим нагрузкам, какправило, не увеличивается. И если даже удаётся повысить посредствомтренировки, то достигнутый эффект держится недолго. Более чётко этовыявляется, если сгруппировать данные не по «паспортному», а побиологическому возрасту, а также учесть пропорциональность основныхантропометрических параметров (длина и вес тела, окружность груднойклетки). Выносливость стабилизируется к моменту появления вторичных половыхпризнаков и далее снижается до тех пор, пока не установится «гормональноеравновесие". В целом, можно считать, что самые существенные изменения в двигательныхспособностях происходят в младшем школьном возрасте, а у девочек —преимущественно в период с 8 до 11 лет. Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всехкоординационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание следуетуделять всестороннему развитию таких координационных способностей, какточность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных исиловых параметров движений; равновесие согласование движений, ритм,ориентирование в пространстве, а также скоростных способностей (реакция ичастота движений), скоростно-силовых и выносливости к умеренным нагрузкам. Подростковый возраст — переломный период в развитии двигательныхфункций ребёнка. К 11-12 годам дети в основном овладевают базовымидвигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазание и т.д. У нихскладываются весьма благоприятные предпосылки для углубленной работы надразвитием двигательных способностей. В этом возрасте продолжается овладение детьми базовыми двигательнымидействиями, включая технику основных видов спорта (лёгкая атлетика,гимнастика, спортивные игры, единоборства, передвижение на лыжах,плавание). Обучение сложной технике видов спорта основывается наприобретенных двигательных умениях и навыках. Техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование детей в возрасте 10-11 летнаиболее тесно переплетается с развитием координационных способностей. Вданный период жизни детей развитие их координационных способностейнеобходимо органично сочетать с воспитанием скоростных, скоростно-силовыхспособностей, а также выносливости и гибкости. В подростковом возрастесообщение знаний целесообразно сочетать с освоением и совершенствованиемконкретных двигательных действий, развитием двигательных способностей,формированием умений самостоятельно тренироваться и осуществлятьфизкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. 4. Оценка физического развития и двигательной подготовленности пловцов и школьников 11-16 лет, не занимающихся спортивным плаванием Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов совпадает с возрастнымпериодом наиболее интенсивных процессов роста и развития детей и подростков- пубертатом. Рациональное построение многолетней тренировки невозможно беззнания возрастных закономерностей физического развития и двигательныхкачеств, лимитирующих спортивные достижения в плавании. Поэтому данные огетерохронности и возрасте максимальных годовых приростов показателейфизического развития и двигательной подготовленности являютсяосновополагающими для развития программ педагогического воздействия,направленных на интенсификацию роста этих показателей. Задачи исследования: 1. Установить различия в возрастном развитии юных пловцов и школьников,занимающихся физкультурой в объеме школьной программы. 2. Уточнить возрастные зоны наибольших темпов прироста некоторыхморфофункциональных показателей с целью наиболее эффективногопедагогического воздействия на процессы роста. Для решения поставленных задач использовались следующие методыисследования: соматометрический, динамометрический, тестирования,вариационно-статистический.Изучались основные признаки физического развития: длина тела, вес тела,обхват грудной клетки, а также функциональные и силовые показатели упловцов и школьников обоего пола 11-16 лет. Результаты исследования. По тотальным размерам пловцы обоего пола превосходят своих сверстников,не занимающихся спортом. Следует отметить, что в возрасте 11-13 лет большаяразница показателей длины, массы тела и периметра груди наблюдается удевочек, в то время как с 14 лет более ярко выражены различия у мальчиков.Это связано с более поздним вступлением мальчиков в пубертатный период посравнению с девочками (рис.1- рис.3) [pic] Рис.1 Анализ динамики абсолютных и относительных приростов показал, что ввозрастном диапазоне 11-16 лет кривая роста длины тела у школьников носитдвухпиковый характер: 12-13 лет - 8,03 см, 14-15 лет - 7,56 см; у пловцовже - однопиковый с максимальным приростом в 13-14 лет - 9,10 см (рис.4). Удевочек обеих групп кривая роста имеет один пик, который приходится ушкольниц на 11-12 лет и составляет 6,98 см, у пловчих сдвинут на один год(12-13 лет) и равен 6,36 см. (рис.7) Очевидно, что пловцы обоего полавступают в пубертат в среднем на 1 год позже, чем школьники. Вместе c тем у девочек обеих групп скачок роста происходит на годраньше, чем у их сверстников-мальчиков, что обусловлено особенностями ихбиологического развития.Кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки у мальчиков-школьников также, как и длина тела, имеют два пика в возрастные периоды 12-13 и 15-16лет, причем максимальные приросты этих показателей наблюдаются в 15-16 лет.У пловцов кривые роста массы тела и обхвата грудной клетки носятоднопиковый характер. Максимальная прибавка массы тела у них происходит ввозрасте 13-14 лет, а обхвата грудной клетки в 14-15 лет (рис.5, рис.6). У девочек-пловчих при однопиковом характере кривых роста массы тела иобхвата грудной клетки максимальные приросты совпадают по времени сошкольницами и приходятся на возраст 12-13 лет (рис. 8, рис.9). [pic] Рис. 2 [pic] Рис. 3 Обхват грудной клетки в возрастном диапазоне 11-16 лет больше упловцов, чем у школьников, причем от года к году эта разница увеличивается,что более четко выражено у мальчиков (рис. 6). Так, если в 11 лет онасоставляет лишь 3,33 см, то к 15 годам ее величина достигает уже 9,54 см,что обусловлено влиянием систематических занятий плаванием. [pic]Рис. 4 [pic] Рис. 5 Известно, что в спортивном плавании развитие дыхательного аппарата ибиоэнергетических показателей определяет достижение высоких спортивныхрезультатов. У юных




Похожие:

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconРеферат по физической культуре Тема: Влияние физической тренировки на опорно-двигательный аппарат Содержание
С юношеских лет и до глубокой старости человек в состоянии выполнять упражнения, укрепляющие его организм, оказывающие самое разнообразное...
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconРеферат на тему: «Виды физических нагрузок, их интенсивность»

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconМ’язи як частина опорно-рухової системи. Опорно-рухова система
Опорно-рухова система – комплекс кісток, хрящів, суглобів, зв’язок і м’язів, який дає опору тілу і забезпечує пересування в просторі,...
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconОздоровительное значение плавания
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного)...
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconИзучение влияние массы школьного портфеля на развитие заболеваний опорно-двигательной системы учащихся

Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания icon2. Анализ методов определения безопасной глубины и режимов плавания судна
Минимально допустимая глубина, рассчитанная по формулам 20, 21 для безопасного плавания судна сравнивается с глубиной, указанной...
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconРеферат по физвоспитанию Тема: Техника плавания брассом студент Мокрецов Александр Михайлович
Плавание состоит из четырех разделов, которые получили название спортивного, игрового, прикладного и фигурного (художественного)...
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания icon«Теория и проектирование зданий и сооружений» (направление 270800 – Строительство)
Две группы предельных состояний. Классификация нагрузок и воздействий. Сочетания нагрузок. Нормативные и расчетные нагрузки
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания icon«Теория и проектирование зданий и сооружений» (направление 270800 – Строительство)
Две группы предельных состояний. Классификация нагрузок и воздействий. Сочетания нагрузок. Нормативные и расчетные нагрузки
Влияние физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат на примере плавания iconЛекция №3 Расчет часовых и годовых тепловых нагрузок
Расчетная тепловая нагрузка микрорайона определяется как сумма отдельных видов нагрузок для всех теплопотребителей района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы