Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся icon

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся



НазваниеОсобенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Дата конвертации19.08.2012
Размер69,82 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Милявская Елена Ивановна

МОУ «Беломестненская средняя

общеобразовательная школа

Белгородского района

Белгородской области»

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

В воспитании детей семья не может быть заменена никакими другими социальными институтами. Именно семья формирует систему ценностей, базовые структуры личности ребенка, его отношение к себе, к миру.

Семейное воспитание детей - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д.

У детей, которые воспитываются в семье, coxpаняются добрые отношения, и именно пример членов семьи, в которой они живут, оказывает на них существенное влияние.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никто, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст бла­гоприятные условия для развития ребенка.

В основе сотрудничества семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков в области воспитания. Необходимо, чтобы информация носила предупреждающий характер, была бы основана на практической целесообразности, демонстрировала опыт, конкретные факты. Это обусловливает отбор содержания, а также форм организации педагогического просвещения.

Современные условия обучения характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, стремлением развить лучшие его качества.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»1. Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

  1. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.

  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе.

Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по-разному: типографский вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи. В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, контактный номер телефона, по которому можно позвонить, если родители по какой - то причине не могут принять участие в собрании, а также программа собрания. Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.

Второй формой взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном время препровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Родители вправе ожидать от человека, профессионально связанного с воспитанием, не просто называния каких - либо трудностей учебного или личного характера у их ребенка, а обсуждения конкретных путей помощи ученику по их преодолению. В связи с этим главная задача родительского собрания видится в просвещении родителей, повышении их компетентности и активности в формировании личности ребенка, а также в создании в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия.

Огромное значение для родителей, дедушек и бабушек имеют благодарственные письма, которые в нашей школе вручают родителям на последнем родительском собрании в конце учебного года. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Индивидуальные консультации проводятся по инициативе родителей или по инициативе учителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию являются результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы общения ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация и др.

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше.

Чем больше сведений классный руководитель, социальный педагог или заместитель директора по воспитательной работе имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.

Каждая консультация заканчивается рекомендациями по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть письменными или устными.

Посещения ребенка на дому - это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы их беспокоили дома. Однако если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и радости учиться быть вместе.

Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.1

Родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, эмоционально пережить еще раз детские впечатления.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительский вечер это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашей школе стали вечера: "А мамины глаза всегда с волнением глядят за нами", посвященный Дню матери и семейный капустник "День, пахнущий мимозой".

Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.

Подытоживая сказанное, надо заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить первую медицинскую заповедь: "Прежде всего, не навреди".

Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным ориентациям. В зависимости от этого, строить свою работу с родителями. Если учитель сумел наладить доверительные отношения с родителями, вызвать у них желание помогать своему ребенку, поддерживать его в трудную минуту, можно сказать с уверенностью, что своих педагогических целей он достигнет.

Из вышесказанного следует, что объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своих учеников союзниками педагогических намерений.

Взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.

Литература

  1. Морозова Е. А. Влияние семьи на развитие личности ребенка//www.mytests.ru

  2. Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

  3. Игумен Евмений. Аномалии родительской любви. Иваново, 2005.

  4. Суоми И. П. «Основы воспитания в семье» Уч. Пособие. – Челябинск: Негосударственное образовательное учреждение «Челябинский гуманитарный институт», 2007// www.psychol-ok.ru

  5. Геринг О. К. Исследовательская работа по педагогике «Работа классного руководителя с родителями» //http://www.allbest.ru




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся icon«Работа с родителями как способ достижения нового образовательного результата»
Себе не только работу с детьми, но и тесное взаимодействие с родителями. Для всякого классного руководителя общение с родителями...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconЗаседание смо классных руководителей по теме "Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй"
Пильтина Ч. М. "Организация работы классного руководителя по оптимизации взаимодействия обучающихся и родителей". Учителя активно...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconДокументи
1. /Журнал классного руководителя - конкурс/1. Журнал классного руководителя.pdf
2....

Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconИнформационно-диагностическая деятельность классного руководителя с родителями по предпрофилю
Выявление образовательных запросов учащихся 8-х классов с учетом мнения родителей
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconОсновные направления деятельности классного руководителя в работе с учащимися и их родителями
Основная задача классного руководителя – (общая с задачами родителей) – создать условия для свободного развития физических и духовных...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconСодержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение...
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconИспользование икт-ресурсов для организации оптимального взаимодействия классного руководителя с учащимися и родителями (на примере 5 «А» класса гбоу сош №726)
Шаповалова-Спиридонова М. В., учитель английского языка, классный руководитель 5А класса
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconДокументы
1. /Теоретические и прикладные аспекты взаимодействия педагогов ОУ с родителями детей с ОВЗ/ПОЛОЖЕ~1.DOC
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconДневник классного руководителя
В основу должностных обязанностей классного руководителя положены следующие идеи
Особенности взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся iconФункциональные обязанности классного руководителя
Цель деятельности классного руководителя — создание условии для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы