Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» icon

Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»



НазваниеГбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
страница1/5
л.н. Савина
Дата конвертации19.08.2012
Размер408.71 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>
  1   2   3   4   5

ГБОУ гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»


Дипломная работа

по психологии

Лидерство и креативность


Выполнила:

Павлова Анна,

10 «А» класс.

Руководитель:

К. психол.н. Савина О.О.


Москва 2012

Содержание

Введение 3

Глава I. Лидерство и креативность 7

1.1.Лидерство в малых группах 7

Основные функции лидера: 8

Классификация лидерства 9

Признаки лидерства 10

1.2.Теории происхождения лидерства 10

1.3.Исследования креативности в психологии творчества. 15

Основные компоненты творчества. 18

Этапы развития творчества. Особенности творческой деятельности подростков. 22

Глава 2. Эмпирическое исследование лидерства и креативности у подростков. 29

2.1. Постановка проблемы и программа исследования 29

2.2. Методы и методика исследования 30

Полученные результаты и их обсуждение. 34

Выводы к эмпирической части. 40

Литература: 42





Введение


Актуальность темы. Современный мир характеризуется трансформациями, кризисами, он нестабилен, резко изменяется. Поэтому общество нуждается в людях, которые, с одной стороны, могут соответствовать этим преобразованиям, а с другой стороны, умеют договариваться с другими, решать проблемы, добиваться поставленных целей, эффективно работать и в совместной деятельности добиваться значимых результатов. Немаловажную роль в осуществлении совместной деятельности играют способности влиять на других, организовывать командную работу, быть авторитетным. Эти способности обеспечивают лидерские проявления. Но от лидера сейчас требуется умение вести группу к чему-то новому, не повторять старое, привычное, а искать продуктивные решения в достаточно сложных обстоятельствах, находить возможности продвижения там, где раньше их не видели, быть конкурентноспособным.

Креативность - это способность к продуцированию нового, к постоянному изменению, проявлению собственной неповторимости. Креативность помогает человеку найти творческое решение в нестандартной ситуации, ярче выразить свою индивидуальность и не затеряться в толпе.

В современной психологии настал переломный момент в проблеме лидерства, раньше считалось, что эта черта человека является врожденной и проявляется в определенных условиях; теперь все больше учёных склоняются к тому что, лидерство не является врожденным, а вырабатывается у человека и проявляется в зависимости от обстоятельств и возможности применения навыков.


Практическое значение: В нашем мире все больше возникает потребность в лидерах и хороших руководителях, которые могут осуществлять в управлении креативные подходы и решения. Эти качества играют важную роль в успешности человека. Многие молодежные программы разрабатываются, учитывая эти факторы для более эффективной работы.

Работа будет иметь смысл и для психологической службы нашей гимназии.

Проблема: Несмотря на немалое число исследований, знания об особенностях проявления лидерских и креативных способностей, а также их соотношения, у подростков различных возрастных групп носят скорее фрагментарный, "мозаичный" характер, представления о развитии лидерства и креативности в онтогенезе недостаточно полны и систематизированы. Лидерство и креативность проявляется в условиях действия большого количества разнообразных факторов: психологических и социально-психологических особенностей группы, в которую включены подростки; деятельностных, поло-возрастных, культуральных, индивидуально-психологических и т.д. Взаимодействие этих факторов, возможно, определяет соотношение лидерских и креативных способностей подростка.

Речь идет не только о том, помогает или мешает креативность подростку в группе, но и можно ли выделить особую социальную креативность - умение творчески, нестандартно, быстро находить общий язык с другими людьми, добиваться авторитета, влияния, продвигать группу к принятию эффективных решений, организовывать для действий, оказывать поддержку и сплачивать.

Разработанность темы. О теориях происхождения лидерства писали Кричевский Р. Л. (1985) Рыжак М. М. (1985). О лидерстве в малых группах писали Журавлев А. Л. (2002), Парыгин Б. Д. (1971).

Проблемой природы отношений творчества и деятельности занимался Батищев, на отличие творчества и предметной деятельности указывал психолог Я. А. Пономарев (1976), Ян Вильчек является автором наиболее развернутой системы представлений о природе творчества, исследование причин практического творчества Альфред Адлер, Д.Б. Богоявленская изучала понятие креативной личности, Джордж Гилфорд (предложил модель «структуры интеллекта», которая часто используется при работе с одаренными детьми в США), Э. П. Торренс занимались проблемой независимости творчества от интеллекта .

Вопросы лидерства и креативности разрабатываются в психологии плодотворно, но обособлено друг от друга, поэтому существует сравнительно мало исследований, описывающих связи между лидерством и креативностью .

Цель исследования: выявить связь лидерских способностей и креативности у подростков 12-13 лет и описать ее характер.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

Теоретические:

  1. Дать характеристику понятиям лидерства и креативности

  2. Описать теории происхождения лидерства.

  3. проанализировать специфику лидерства и творческих способностей в подростковом возрасте.

Практические:

  1. разработка методики выявления лидерских и креативных способностей у подростков: подбор игровой процедуры, тестов креативности, критериев для экспертной оценки лидерских качеств у подростков.

  2. Проведение эмпирического исследования лидерства и креативности у учеников 7 классов.

  3. Обработка и анализ полученных данных с точки зрения связи лидерства и креативности у подростков.

Объект исследования: поведение и речевые высказывания учеников 7 класса.

Предмет исследования: проявления лидерских качеств и творческих

способностей учеников 7 класса.

Гипотеза исследования: существует связь между проявлением лидерских и творческих способностей у подростков: ученики, имеющие высокие лидерские качества, обладают высоким уровнем креативности.

Методы исследования: игра, нацеленная на выявление лидерских качеств, тестовый метод (тест на выявления творческих качеств Вильямса), экспертная оценка.

Методики исследования:

Для изучения лидерских качеств учеников 7 классов была проведена игра. Экспертная оценка лидерских проявлений у подростков в общении осуществлялась группой наблюдателей, состоящей из 5 студентов-психологов и преподавателей психологии.

Структура работы:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной в работе литературы и приложений. В первой главе определяется понятия лидерства и креативности. Во второй главе описаны и проанализированы результаты эмпирического исследования лидерских и креативных качеств подростков.

  1   2   3   4   5




Похожие:

Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconЗаявка на перевод гоу гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» в режим работы ресурсного центра
Государственное образовательное учреждение гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconОбразовательная программа государственного образовательного учреждения гимназия n 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Настоящая программа определяет основные направления и системообразующие принципы функционирования и развития государственного образовательного...
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconПортфолио ученика 5 класса гбоу города Москвы Гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Уважаемые пятиклассники!
Портфолио ученика 5 класса гбоу города Москвы Гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconГбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат Нейронные сети. Самообучающиеся системы
В своём реферате, я хочу изучить строение и принцип работы нейронных сетей, процесс их обучения
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconГбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Сравнение описания средневекового европейского общества в работах А. Я. Гуревича «Категории средневековой культуры» и Жака Ле Гоффа...
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconОтчет работы психологической службы гоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» за 2008-2009; 2009-2010; 2010-2011 уч годы Содержание
Отчет работы психологической службы гоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение гимназия №1505 «московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconПротокол от 2010 г. Положение о Попечительском Совете государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Попечительском Совете государственного бюджетного образовательного учреждения г. Москвы Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая...
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconГоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Занятия-консультации для подготовки к поступлению в гимназию. Идеология. Технология
Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconПротокол вступительного испытания по математике гоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Предметная комиссия Шипарева Г. А., Шалимова М. Н

Гбоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» iconПротокол вступительных испытаний по математике, русскому языку, развитию речи гоу гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы