Социальное партнерство icon

Социальное партнерство



НазваниеСоциальное партнерство
Дата конвертации19.08.2012
Размер141 Kb.
ТипРеферат
Социальное партнерство


КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра государственного управления, истории и социологии РЕФЕРАТ по социальному менеджменту на тему: СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО . Г. Казань 2000 годСодержание:Введение 3История социального партнерства и его определение 4Становление социального партнерства в РФ 6Система социального партнерства в РТ 9Заключение 12Список используемой литературы 13Введение Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическуютрансформацию политико-экономического устройства, является согласие вобществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающихпротиворечий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога,цивилизованных переговоров. По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобырассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не какпассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а вкачестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточнореализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органовисполнительной власти регионов, местных объединений работодателей. Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения ит.п., позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», сутькоторого в делегировании государством части своих полномочий администрацияммуниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам. Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегральногостратегического достижения согласия в обществе. Цель моего реферата: показать значение социального партнерства вразвитии общества и рассмотреть особенности его становления в России иРеспублике Татарстан. Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи: - проследить историю развития социального партнерства; - рассмотреть подходы к определению социального партнерства; - выявить особенности становления социального партнерства в РФ; - определить характерные черты системы социального партнерства в РТ. С тех пор, как система социального партнерства в нашей стране сталапоследовательно и целенаправленно формироваться, проблемы его развитияшироко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и публикации. Я в своейработе в основном использовала также статьи представителей профсоюзов игосударственных органов.История социального партнерства и его определение Социальное партнерство – сравнительно молодо. Как эффективноесредство регулирования отношений между большими группами людей и слояминаселения на Западе используется лишь в последние десятилетия. Сам термин появился после первой мировой войны. Рождение теориисоциальных реформ – противовес теории классовой борьбы, претендовавшей ссередины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса.«Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию«гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и другихтеоретиков социал-демократического пути развития. Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобыизбежать забастовок и не снижать массу прибыли шел на договоренность срабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению«рабочей аристократии». Главная причина снижения радикализма – качественные изменения,произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм,возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитостьсферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем сталине стачки и забастовки, а переговорный процесс. На активизацию разработок теории и практики социального партнерстваоказала влияние победа Октябрьская революция. «Остальной мир», чтобыисключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию итактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречийпришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации.Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организациятруда. Но международная организация – это внешний фактор. Главный факторомвозникновения социального партнерства является внутренний, отражающийреальные изменения в сфере производства. На Западе этим фактором стала НТР. В результате общество получилоновые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. ОдновременноНТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой сталивысокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобреласоциально-психологическая составляющая отношений между участникамипроизводственного процесса. Появилась необходимость в гуманизацииотношений между ними, в социальном диалоге. Существует 3 подхода в понимании социального партнерства: 1. Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не наличие противоречий, а органическое единство всех участников производственного процесса является объективным экономическим законом»[1], - утверждают разработчики подхода Каменецкий и Патришев. Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахожденииоптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединениеинтересов в единое целое в принципе недостижимо. 2. Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как «способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп, разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия. Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, болеетого невозможно. 3. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство – это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс реализации интересов. Я считаю, что третий подход наиболее точно раскрывает понятиесоциального партнерства. «Социальное партнерство – специфический тип общественных отношений,присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуетсяследующими чертами: 1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с тождественными интересами и принципиально различные, противоположные социальные, экономические, политические интересы. 2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск, достижение социального консенсуса, при котором собственник может обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а наемный работник – достойное образование. 3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем достигается социальная стабильность общества, его прогресс, социально-экономическое развитие.»[2] Социальное партнерство – это метод цивилизованного решения социально-трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальнойстабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая вседеструктивное, потенциально взрывоопасное. Становление социального партнерства в РФ В России кризисные явления обострили социально-трудовые отношения,привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать взабастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерствуможно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие икомпонент развития рыночных отношений. Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствованиязарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься впроцессе развития социального партнерства. Последовательно и целенаправленно система социального партнерства вРоссии начала формироваться в 1992 году. Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализацииопределены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах исоглашениях», рядом других законодательных актов. Организационная структура социального партнерства в стране далека отцелостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия(РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призванаустанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих впроизводственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон:государства, наемных рабочих и работодателей»[3]. РТК наделена необходимымиполномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организацииколлективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждениювыполнения соглашений. Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие принципырегулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне изаключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскимиобъединениями работодателей, Правительством РФ.»[4] На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей ироссийские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые(межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты идр. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работниковотрасли. Важное место в системе социального партнерства отведено службе поурегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входятсоответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы поурегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органовисполнительной власти субъектов РФ. Особенности системы социального партнерства в РФ: - размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45 ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение находится в стадии формирования; - отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками, но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности, представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных договоренностей; - сужается материальная база социального партнерства. Следует активизировать усилия государственной власти, деловых кругов, благотворительных фондов и т.д; - рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения проявляется в формировании широких многофункциональных движений, сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с отстаиванием определенного пути развития; - преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с государством; - в России не было, да и не могло быть теоретической и социально- психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ. Говоря о современном состоянии социального партнерства, председательРоссийского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул:«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализациирешений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы»[5].Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместныхкомиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смелохарактеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своегозавершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанныхсоглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии(РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; онине имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений. Мнение же правительственной стороны о состоянии социальногопартнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений –отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране исоответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведениедиалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов.Что же касается государственных программ, которые могут (или должны)привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ниработодатели к их подготовке не допускаются. Система социального партнерства в РТ Правовой основой системы социального партнерства являютсямеждународные нормы, Конституции РТ и РФ, законы и нормативно-правовые актыРФ и РТ. Ст. 12 Конституции РТ гласит: « экономические отношения строятся насоциальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем ипроизводителем, работником и работодателем». В Конституции РТ правапрофсоюзов зафиксированы более детально, чем в Конституции РФ. В ст. 6 Конституции РТ профсоюзам гарантируется право участвовать вуправлении государственными делами через своих представителей в выборныхорганах. Профсоюзам удалось закрепить право законодательной инициативы вВерховном Совете по вопросам трудовых отношений и социальной защите (ст.94Конституции РТ). В результате были разработаны и приняты законы «Околлективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах». В 1991 году на республиканском уровне впервые заключено двухстороннеесоглашение (правительство – профсоюзы), в 1992-1994 гг. – трехстороннеесоглашение (правительство – профсоюзы – Ассоциация промышленныхпредприятий), в 1995 году к стороне работодателей присоединилась Торгово-промышленная палата республики. Ассоциация промышленных предприятий,Торгово-промышленная палата, Кабмин РТ, Федерация профсоюзов образовалиТрехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений. Федерация Профсоюзов РТ координирует действия 19 отраслевыхпрофсоюзов, 21 профкома, находящегося на профсоюзном обслуживанииреспубликанского совета профсоюзов, 138 городских и районных комитетовпрофсоюзов, около 10000 первичных профсоюзных организаций, объединяющих 1,5миллиона членов профсоюзов[6]. Представители сторон в комиссии проводят глубокой анализ ситуации,сложившейся в области труда. Последовательно по мере урегулированияразногласий, формируются проекты генерального, отраслевых и специальныхсоглашений, которые потом становятся основой для заключения коллективныхдоговоров. Генеральные соглашения заключаются каждый год между Ассоциациейпромышленных предприятий, Торгово-промышленной палатой, Кабмином РТ,Федерацией профсоюзов для определения единой социально-экономическойполитики. Все генеральные соглашения имеют разделы о рынке рабочей силы,оплате труда, расширении и увеличении гарантий социальной защиты населения,охране труда и экологии. На уровне региона активно заключается отраслевые соглашения междуреспубликанскими отраслевыми комитетами профсоюзами, отраслевыми органамихозяйственного управления РТ для решения социально-экономических вопросов сучетом специфики отрасли. В связи с переносом центра тяжести решения социальных проблем среспубликанского на территориальное управление (город, район) сталараспространяться практика заключения соглашений между главами администрациии координационными советами профкомов для решения социально-экономическихвопросов с учетом специфики территории. Также специальные соглашения между отраслевыми райкомами профсоюзов исоответствующими хозяйственными отделами для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики отрасли и местных условий. В результате многие социально значимые проблемы разрешаются за счетсредств местных бюджетов. Заключение коллективных договоров – способ социальной защитытрудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов (II место вРоссии)[7]. Между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации. В коллективный договор включаются такие вопросы: 1. Форма, система и размер оплаты труда. 2. Механизм регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен. 3. Занятость, переобучение. 4. Продолжительность рабочего времени, отпусков. 5. Улучшение условий и охраны труда. 6. Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование. 7. Экологическая безопасность и охрана здоровья. 8. Льготы. 9. Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования работников. 10. Отказ от забастовок по условиям договора. 11. Контроль за выполнением договора. Договора заключаются на срок от 1 до 3 лет. Необходимо отметить, что снизилась активность работников в участиизаключения коллективных договоров. Основная причина – невыполнение многихобязательств предыдущих коллективных договоров, особенно по своевременнойвыплате зарплаты. У работников одно требование – повысить уровень оплатытруда в связи с ростом цен. Остальные льготы трудящихся и обязательстваадминистрации на фоне невыполнения этого пункта выглядят ненужными. Еще одно направление взаимоотношений профсоюзов с государством, аточнее с представительной властью – это формирование социальногозаконодательства. В Швеции таких законов 19, в Татарстане – 8. Одним из первых стал Закон «О занятости населения». В результате в РТсохранился один из самых низких уровней безработицы в течение 1994-1998 гг.(1,34-2,12%). Следующий блок законов социальной направленности: «Оминимальной заработной плате», «О прожиточном минимуме», «О минимальномпотребительском бюджете». Путем повышения минимальной зарплаты до уровняпрожиточного минимума поддерживался жизненных уровень работников. В РТ социальному партнерству мешает отсутствие класса собственников-работодателей. Нет и классических наемных работников, так как большинствопока занято в государственных предприятиях. Развитие социального партнерства зависит от темпов разгосударствления- акционирования и приватизации. В РТ в соответствии с принятой программойприватизации около 1 тыс. подлежат разгосударствлению из числа 20 тыс. Зачастую у руководителей нового поколения следующая позиция: разработники – владельцы акций, то есть собственники, то с кем же они хотятзаключать договор? Профсоюзы не нужны. Но через 2-3 года акциисосредотачиваются у относительной небольшой прослойки рабочих. Развитие социального партнерства требует дальнейшего совершенствованиязаконодательства о социальном партнерстве. Речь идет в первую очередь озаконе «Об объединении работодателей». Важными представляются также законыо рынках труда, жилья, ценных бумагах, совершенствования оплаты труда. Заключение Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правовогогосударства без конфронтации. В России социальное партнерство, по существу, являет собойтрансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени:изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которыхрегулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами.Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинствеслучаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» малочто изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателейпрофкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основныммеханизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспективабольшей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей. Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали«предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными партнерамиодного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерствокорпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя сцелью «выбить» из региональной комиссии разного рода помощь, налоговыельготы и т.п. для «своего» предприятия. Это дополняется «региональнымлоббированием» интересов в РТК, через «своих» депутатов в Госдуме и«своего» представителя в Совете Федерации. Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находитадекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственникана предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовыхправ наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов,часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся. Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства,предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другимиобъединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитетпрофсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдаетсистема социального партнерства в целом, принципы которогоправительственная сторона декларирует, но мало что делает для ихосуществления. Список использованной литературы: 1. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань: Медицина, 2000 – 40 с. 2. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса // Человек и труд. – 1998. – Вып.1. – С.84-86. 3. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд. – 1999. - Вып.11. – С.68-73. 4. Гайнуллина Ф. И., Мирсияпов Т. А. Профсоюзы Татарстана: история, современность, перспективы. – Казань: Издательство КГУ, 1997 – 10 с. 5. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – 148 с. 6. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль», 1996 – 206 с. 7. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236 с.-----------------------[1] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань:Медицина, 2000 – С 4. 2 Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 193.[2] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 169.[3] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 51.[4] Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд.– 1999. - Вып.11. – С72.[5] Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных переменконца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – С. 39.[6] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань:Медицина, 2000 – С. 8.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социальное партнерство iconПрограмма дисциплины «Социальное партнерство» для направления 030900. 68 «Юриспруденция»
Программа дисциплины «Социальное партнерство» для направления 030900. 68 «Юриспруденция» подготовки магистра
Социальное партнерство iconСоциальное партнерство в сфере труда

Социальное партнерство iconРеформирование трудовых отношений и социальное партнерство

Социальное партнерство iconСоциальное партнерство как механизм совершенствования системы социально-трудовых отношений

Социальное партнерство iconСоциальное партнерство
Консультативная помощь при разработке, оформлении экспериментальных программ обучения и воспитания детей с нарушениями речи
Социальное партнерство iconСоциальное партнерство
...
Социальное партнерство iconСоциальное партнерство в сфере труда
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей
Социальное партнерство iconРеферат по социальному менеджменту на тему: социальное партнерство. Г. Казань 2000 год Содержание
Система социального партнерства в рт 9 Заключение 12 Список используемой литературы 13
Социальное партнерство iconКазанский (Приволжский) федеральный университет Кафедра конфликтологии философского факультета Центр медиации, урегулирования конфликтов и профилактики экстремизма при институте непрерывного образования кфу некоммерческое Партнерство «Лига медиаторов Поволжья» Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в Международном Казанском научном форуме «Методология исследования конфликтов» по теме «Социальное...
Социальное партнерство iconФакторы эффективного социального развития моногородов
Ключевые слова: стратегия социального развития, социальные инвестиции, моногород, социальное партнерство
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы