Становление и сущность психоаналитики icon

Становление и сущность психоаналитики



НазваниеСтановление и сущность психоаналитики
В.Н. Кострома
Дата конвертации19.08.2012
Размер381,65 Kb.
ТипРеферат
Становление и сущность психоаналитики


Костромской Государственный Технологический Университет Кафедра философии реферат тема: « Становление и сущность психоанализа». Выполнил: студент группы 00-ТМ-05 Смирнов Александр. Рецензент: Тарковский В.Н. Кострома 2002 Содержание Вступление 3 Психология от древности и до наших дней 4 Три основные тенденции в психиатрии 4 Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии. 8 Дофрейдисты 11 Эпоха Зигмунда Фрейда 14 Условия, благоприятствующие появления психоанализу 15 Биография Зигмунда Фрейда 16 Принцип психоанализа 17 Сознание и бессознательное 18 Толкование сновидений 19 Психологическое развитие человека 22 Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). 23 Пионеры психоанализа 25 Последователи 25 Отступники 27 ФИЛОСОФСКИЕ ГОРИЗОНТЫ 29 Перспективы 31 Приложение (психологические термины) 34 Используемая литература: 36 Вступление На протяжении всех веков человек пытался понять и объяснить окружающиймир и, естественно, самого себя. Познание человека достигалось разнымиметодами и направлениями. В древности, первобытный человек экстраполировалприроду, окружавшую его, на самого себя — это была эпоха мифов. В средниевека влияние церкви было доминирующее попытках познать тайны человеческогобытия. Большой скачок науки и техники в XIX в., а в особенности неврологии,все больше объяснял психосоматический подход к изучению индивида. Однако вовсе времена развитие психологии включало в себя три основные подхода:магический, органический и психологический, и только в зависимости от эпохипреобладал тот или иной подход. В наше время психология и психотерапия успешно сочетают все эти подходы.Однако доминирующим является психологический, основы которого были заложеныЗигмундом Фрейдом. Его заслугой является то, что он далеко вперед продвинулданный подход, а главное он определил метод познания человеческой личности.Который Фрейд назвал психоанализ. Параллельно с психологией развивается НЛП (нейролингвистическоепрограммирование), это еще один подход к познанию человека. Но данная темане входит в эту работу. Сейчас мы попробуем проследить развитие психологии от древних времен, ипосмотреть к чему привели научные изыскания в области психологии насегодняшний день. Психология от древности и до наших дней Глубочайшее прошлое человечества было не простым складомбессознательного, но таило в себе множество зародышей будущих состоянийсознания и психики, ментальных ситуаций, творческих идей. Именно тогдасформировалось понимание и зародилась практика психического воздействияодного человека на другого или человек на группу людей с целью определеннойориентации психической энергии, преодоления психического, эмоциональногокризиса. Это происходило в мире, для которого были свойственны острейшиепереживания психической идентичности с природными явлениями, гдепсихическая жизнь индивида определялись «мистическим участием» в духовномпространстве, общем всему существующему. Не случайно первобытный человекбез тени сомнений мог считать себя действительно деревом или животным,физически отождествляя себя с ним. Древневосточные цивилизации внеслиогромный вклад в познание человеческой души, ее болезней и методовисцеления. Средневековье было временем огромной психологической нестабильности,религиозной экзальтации. Жизнь человека нередко была сопряжена с огромнымэмоциональным напряжением, что нашло отражение в искусстве и литературе.Причинами психических заболеваний считались козни дьявола и нечистой силы,хотя и те состояния, в которых пребывали подвижники, почитавшиеся святыми,нередко можно было бы квалифицировать как резкие отклонения от психическойнормы. В наш век произошла научная революция: психиатрия стала совершеннолетней.Она перестала быть заброшенной падчерицей медицины и стала одной из самыхвыдающихся областей науки о человеке. Этот успех стал возможен только послеоткрытий Фрейда, коренным образом изменивших психиатрию и пронизавших всюмедицинскую науку, однако в нем воплотились и результаты изучениячеловеческой психики на протяжении сотен лет. Развитие психоанализа неслучайность и не подвиг отельной гениальной личности. Рождение психоанализаявилось одним из первых признаков идеологической революции в западнойцивилизации, когда любознательность человека, направленная на познаниевнешнего мира, уступила место качественному другому интересу. Сначала вфилософии и литературе, затем в социальных науках и, наконец, в психологиинового вида западный человек обратился к познанию своей собственнойличности, к извечному вопросу о предназначении и смысле своей собственнойжизни. Психоаналитический метод Фрейда вскоре был признан самым эффективными всесторонним выражением этих исканий. Три основные тенденции в психиатрии В психиатрии можно выделить три основополагающие тенденции:1. Магический подход — попытка рассматривать необъяснимые явления как магические.2. Органический подход — попытка объяснить болезни разума телесными причинами.3. Психологический подход — попытка обнаружить психологические причины психических нарушений. Прогресс медицины состоит в применении психологических и органическихтеорий и методов лечения в случаях, когда возможно их применение и припостепенном изъятии магического компонента как из психологического, так ииз соматического подхода. Со временем взаимоотношения между двумя основнымиметодами также должны быть уточнены. Как мы далее увидим, это приводит ксвоеобразной теории комплементарности — решению, которое сходно с тем, чтобыло предложено физиками-атомщиками. Магический подход Примитивный человек лечил свои незначительные травмы и болезни с помощьюинтуитивно найденных, грубых, эмпирических приемов: зализывал раны слюной,смягчал лихорадку погружением в холодную воду, натирал раны тиной,высасывал яд после укуса змеи... Первые попытки объяснить причину заболевания также опирались на интуицию.Доминировало простейшее объяснение — считать, что болезни возникают «самипо себе». Хотя издревле просматривался и причинно-следственный подход. Нокогда причины нездоровья нельзя было вывести напрямую, первобытный человекприписывал их злонамеренному влиянию других людей или высших существ иборолся с ними магией или волшебством, а позже — магически-религиознымиобрядами. По существу, эти методы лечения были попыткой повлиять назлодейство психологическим воздействием, что дает право считать психиатриюнаиболее древней специальностью по сравнению с другими сферами медицины. Примитивная медицина была главным образом психиатрией. Душевные ителесные страдания так же не различались, как не разделялись медицина,магия и религия. Кроме того, магия была направлена против некоторыхсмертельных или сверхчеловеческих явлений, которые могли вызвать болезнь.Соответственно своим представлениям примитивная медицина оказывалапациентам помощь в борьбе со сверхъестественными явлениями и злыми духамивсеми доступными древнему человеку средствами, такими, как мольбы, поклоны,заклинания, жертвоприношения, угрозы, исповедание, изгнание духов иумиротворение, что производилось при помощи магических ритуалов, колдовстваи даже телесных наказаний. Болезнь ощущалась как нечто привнесенное извневолшебником или богом, «выстрелившим» в тело человека стрелой или молнией.Концепция отделения души от тела включала примитивное понимание души,проявляющейся в сновидениях, призраках, галлюцинациях и т.п. До тех порпока тело и душа пребывали в единстве, человек был здоров, но, если душаили часть ее покидала его или кем-то похищалась, человек заболевал. Другой важный принцип магической медицины состоит в положении, согласнокоторому два разных и не связанных между собой тела могут производитьвоздействие друг на друга через скрытую внутреннюю связь. Сэр Джеймс Фрезер(1854—1941) назвал это комплементарной, или «симпатической», магией. Дваобъекта, согласно этой теории, имеют одинаковое воздействие благодарясвоему сходству, а также потому, что они сочувствуют друг другу. Из этогопринципа исходит так называемая гомеопатическая, подражательная имимикрическая, магия. Врачующий человек мог приостановить течение болезни идобиться выздоровления своего пациента, притворяясь умирающим,агонизирующим и затем медленно выздоравливающим, внушая тем самымумирающему человеку надежду на выздоровление. Воздействие дьявола, как основная причина болезней, присутствует во всехэтих теориях. Эффект достигается способностью колдуна психологически влиятьна поддающуюся внушению жертву. Неудивительно, что в примитивном обществезнахари оказывались наиболее могущественными, смелыми и часто самымиталантливыми личностями. Таким образом, эффект от магического воздействиязависел от внушаемости лица, которое подвергалось магическому воздействию. Примитивная медицина использовала психологические методы воздействия приболезнях, как телесных, так и психических. Эта анимистически-магическаямедицина, отражающая понимание примитивным человеком Вселенной, опираласьна интуитивное открытие психологических законов, лежащих в основе поведенияиндивидуума. Первобытный человек оценивал определенный порядок событий,свою реакцию на них и другие проявления своего «Я» как нечто обычное,самоочевидное, не требующее доказательства. Ему казалось естественным, чтоон впадает в ярость, когда нападает. Эти устойчивые реакции на определенныесобытия могут быть названы «эмоциональными силлогизмами». Они не требуютобъяснений или доказательств. Таким образом, для него было логичнымпытаться воздействовать на естественные явления теми же способами, какие онупотреблял для воздействия на себе подобных: заклинаниями, молитвами,угрозами, покорностью, подношениями и даже наказаниями. Как и большинство теорий, демонология содержит ядро правды. То, чточеловеческое поведение легко объясняется через психологию, может бытьпризнано любым, кто анализировал собственные действия. Очевидной ошибкой вмышлении примитивного человека было стремление приписать неодушевленнойприроде цели и мотивы поступков человека. Органический подход Наблюдая явления природы, человек отметил определенную последовательностьвременных явлений. Отступление мрака вместе с восходом солнца привело кпредположению, что солнце является причиной дневного света. Человек и саммог рассеять тьму, разжигая костер. Тем не менее он понимал, что этоявление, безусловно, отличается от восхода солнца. Оставалось предположить,что и за восходом солнца также стоят какие-то, но только более высокие,намерения. Экстраполируя собственный опыт на природные явления, человекзаключил, что солнце — или, точнее, бог солнца — имеет свои собственныедобрые основания для создания света. Иными словами, примитивный человекраспространял мотивационную причинность своих поступков на весь окружающиймир. Проблема существования или отсутствия целесообразности в природныхявлениях имела глубокое воздействие на развитие науки. Медицинапрогрессировала, так как постепенно освобождалась от анимистических теорийи заменяла их другим типом причинности. Новый подход был непсихологическим,а значит, был вполне применим к познанию неживой природы. С процессомразвития науки, в частности медицины, стали возникать теории объясненияявлений жизни посредством физики и химии. Человеческое тело рассматривалоськак сложная машина с физико-химическими связями, которая преобразуетхимическую энергию в механическую. Следовательно, как и все аппараты,человек должен иметь создателя. Должны ли их функции и эволюция объяснятьсяв естественно-научных терминах или основа их идеальна? И если идея лежит воснове конструкции живого организма, то чья это идея, чей замысел? Психологический подход Примитивный человек не нуждался в объяснении причины возникновения раны,полученной в бою или на охоте. Поэтому в каком-то смысле хирургия былапервым немагическим направлением в медицине. Но внутренние болезни, когдани место поражения, ни причину возникновения нарушений нельзя былонаблюдать непосредственно, объяснялись исключительно сверхъестественнымипричинами. Пытаясь постичь эти необъяснимые вещи, он стал обращаться к ужезнакомым знаниям, которые он извлекал из своих собственных ощущений,приобретенных на основе субъективного жизненного опыта. Мы знаем, чтопричиняет нам обиду, что – удовольствие и как наши намерения и чувствавлияют на наше поседение. И только когда поведение кого-то кажется намненормальным, мы действительно начинаем искать какое-то специальноеобъяснение подобному поведению. Примитивный человек объяснял ненормальное поведение присутствиемпосторонней силы, злого духа, который, должно быть, овладел страдальцем. посуществу, человек не ошибался, ассоциируя психические расстройства спсихологическими причинами; просто до поры до времени он не распознал, чтоэти силы находятся не снаружи, не вне человека и что они отнюдь немагического происхождения, а являются его собственными подсознательнымижеланиями, страхами и побуждениями. Сущность психических нарушенийзаключается именно в невозможности человек рассмотреть свое собственноелицо, распознать те чувства и ту мотивацию, которые само сознаниеотвергает. Неакцентируемые эмоции и побуждения, которые человек вытесняетиз своего сознания, тем не менее не исчезают бесследно и оказывают влияниена его поведение. При психической болезни они являются причинойиррациональных поступков, невротических и психических симптомов, а уздоровых людей формируют образы в сновидениях. Современному человекутребуется большая искренность и недюжинное мужество, чтобы признать, чтопод всей его цивилизованной внешности и при всех его высоких моральных ирелигиозных убеждениях в глубине души таятся все же неизменные неукротимыесексуальные и агрессивные импульсы, которые были свойственны его дикимпрародителям. Понимание и лечение психологических нарушений во многомзависят от понимания именно того факта, что подавляющее большинствоневрозов и психозов проявляется на фоне подавления подсознательныхстремлений. Поэтому неудивительно, что психологический подход в психиатрии,открытие себя как объекта, требующего особой техники самонаблюдения ивербального контакта, стали наивысшим достижением медицинской науки. Наукав первую очередь обратила свой интерес к тому, что наиболее удалено отчеловека, — к небу, — затем ее заинтересовало физическое тело, и толькопосле этого она разглядела человеческую личность. Философы и мудрецы, работавшие в направлении психологии. Платон (427-347 до н.э.) Многое в философии Платона восходит к Пифагору. Мир Платона построен изпсихологических сущностей-идей, но его психология почти полностьюумозрительна, спекулятивная. Его идеи были «абстракциями». Однако он далмного полезных психиатрии идей, более того, можно сказать Платон определилориентир дальнейшего развития психологии. Размышления Платона о теле и его отношениях с миром разума, желаний ичувств содержат удивительное интуитивное предвидение позднейших научныхвзглядов. Он понял, что жизнь является динамическим равновесием. Телопостоянно созидает новые вещества и освобождается от отходов; жизнь являетсобой процесс непрерывного ритма угасания и регенерации наподобиедыхательного ритма. По Платону, состояние тела отражает состояние души. Всетело в целом управляется рациональной душой. Основная идея заключалась втом, что в нижних частях тела психологические и физиологические процессыизначально хаотичны и неуправляемы и они получают свою организацию иуправление от высших функций разума. Здесь невозможно не вспомнитьфрейдовскую концепцию хаотического «ид», которое постепенно становится всеболее и более организованным под влиянием «эго». В своей «Республике» Платон предвосхитил теорию сновидений Фрейда. Во снедуша обращается к внешним и внутренним влияниям, но желания, которые обычноне определились в состоянии бодрствования, выражаются во сне. Важнейшееразличие между фрейдовской я платоновской теориями сновидений состоит втом, что платоновская теория была гениальным интуитивным постулатом, в товремя как Фрейд изобрел специальную методику, с помощью которой могут бытьреконструированы подавленные подсознательные чувства, выраженные всновидениях, с тем чтобы перенести их в сферу сознательного. Самый значительный вклад Платона в медицину состоит в том, что онрассматривал психологические феномены как общие реакции всего организма,как отражение его внутреннего состояния. Конфликт между дезорганизованныминижними (низменными) побуждениями и высшими организующими функциями разумаявляется основой платоновской психологии. Рационализм Платона дал новое направление в изучении психологических,этических и социальных феноменов — направление столь же революционное, каки тот рациональный метод изучения окружающего мира, который обосновалифилософы школы элеатов. Эта школа вытеснила мистическое демонологическоеобъяснение явлений природы, Платон проделал то же самое применительно кпсихологии. Хотя эти теории и не вошли непосредственно в современные нашизнания о мире и о себе, они много сделали для подготовки интеллектуальнойпочвы для методических последовательных исследований, которые началисьчерез две сотни лет. Аристотель (384—322 до н.э.) Блестящие и едва ли не самые исключительные изыскания Аристотеля изСтагира привели к значительному продвижению в философии и науке в целом.Его просто удивительная точность наблюдений и безошибочность классификацийповлияли на решение многих вопросов, как научных, так и ненаучных, включаяи психологию человека. Определенным вкладом Аристотеля можно считать описание им содержаниясознания. Он различал следующие феномены: ощущение, способность к волевомунапряжению и чувство. К чувствам он относил желание, гнев, страх, смелость,зависть, радость, ненависть и жалость. Описание этих аффективных состоянийстоль же точны, как современные, если не сравнивать их с описаниямиСпинозы, которые в некотором отношении более обстоятельны, чем усовременных авторов. Цицерон (106—43 до н.э.) Два наиболее значительных открытия в области психиатрии были сделаныфилософом Цицероном и врачом Сораном, последователем методической школы.Цицерон сочетая в себе достоинства римского прагматизма с выдающейсяясностью мысли и непревзойденной способностью проникать в самую сущностьпроблемы, высказался по некоторым медицинским вопросам в свойственной емубезупречно отточенной манере. Несмотря на то что — или скорее потому, что —он не был врачом, он обратил внимание на исключительное значениепсихического состояния и задался вопросом: «Почему для лечения и ухода зателом создано целое искусство... тогда как необходимость искусства,призванного заботиться о душе, всерьез не воспринималась... Эта проблемадаже не изучалась». Цицерон выдвинул смелую идею о том, что физическоездоровье может находиться под влиянием эмоциональных проявлений. Такимобразом, он по праву может быть назван первым психосоматологом. Он возражалпротив концепции Гиппократа, считавшего наличие черной желчи причиноймеланхолии, придавая куда большее значение психологическим причинам. «То,что мы называем волнением, они называют меланхолией, как будто причинасостоит только в черной желчи, а не в нарушении покоя, как это частонаблюдается при сильном гневе, страхе или горе». Он определил два основных параметра, необходимых для выявления сходства иразличий между болезнями телесными и психическими, «При сем разум и телоочень неодинаковы; хотя разум, так же как и тело, может быть пораженболезнью при видимости полного здоровья, болезнь тела не обязательноприводит в ошибкам в поведении, а болезнь разума — обязательно. Вследствиенарушений и изменений в мыслях происходит пренебрежение здравым смыслом,следовательно, подобные расстройства наблюдаются только у людей; звери,хотя и действуют так, как будто у них есть разум, не подвержены подобнымрасстройствам». Эта мысль является основополагающей в современной психотерапии, ибо,когда человек воспринимает и понимает психологические первоисточники своихпсихических нарушений, он становится способным изменить обстоятельства,которые привели его к затруднениям. В своей работе «Тускуланские беседы»Цицерон говорит: «Способы лечения тоски и других расстройств зависят отукоренившегося взгляда на них; мы предпочитаем их, так как они нам кажутсясамыми правильными. Философия берет на себя задачу уничтожить этот грех каккорень всех наших бед». В настоящее время мы на практике обращаемся запомощью не к философии, а к психотерапии. Соран Соран был самым просвещенным врачом своего времени в своих подходах кпониманию душевных болезней. Он отказался лечить их грубыми методами.«Помещение, в котором должен находиться больной, должно быть освещенным, —писал он, — причем окна должны быть расположены высоко, так как больные приэтой болезни, оставшись без надзора, под влиянием их сумасшествия частовыбрасываются из окон». Должен ли пациент находиться в теплой или холоднойкомнате, зависит от того, где он чувствует себя наиболее удобно. Со временСорана ограничения для возбужденных больных стали применяться в техслучаях, когда больные становились действительно опасны и могли причинитьущерб самим себе. Какие бы ограничения ни применялись, они должны бытьгуманными. Соран не сомневался в том, что психические болезни возникают из-занарушений в организме, но смягчал эту органическую точку зрениянедогматическими и практически целесообразными процедурами, назначениекоторых способно было облегчить душевные муки психически больных. Он высокоценил практические выводы при индивидуальном наблюдении пациента, а теориюполагал вторичной по отношению к практике. Один из Замечательных уроков,оставленных Сораном последующим поколениям психиатров, состоит в том, что,несмотря на описание психических болезней в терминах механистическогоорганического подхода, лечил он душевнобольных психологическими средствами. Святой Августин (354—430 н.э.) Аврелий Августин, известный как Св. Августин, родился в городе Тагаст(Нумидия, Северная Африка). Как священно служитель Августин занималнепримиримую позицию по отношению к еретикам, был нетерпим к тем кто считалосновой счастья саму человеческую природу. Августин считал человека стольслабым и порочным, что признавал его спасение только через посредствоБожьей Милости. Эта позиция, безусловно, сформировалась в результатесобственной внутренней борьбы с мирскими страстями, которые он преодолел,отказавшись от них полностью и посвятив себя исключительно Божественному.Августин был блестящим полемистом, но часто он достигал успеха за счеттого, что свои собственные внутренние конфликты и борьбу собственнойгреховностью он экстраполировал на других; выступая против своихоппонентов, он сражался с частью своего собственного существа. Зигмунд Фрейд выдвинул в качестве опорной точки психоаналитическогоучения положение о том, что никто не может вступить в борьбу с неведомым иневидимым врагом, что невротические нарушения могут быть преодолены толькопосредством знания и открытия в себе их подсознательной природы. Этотпринцип бескомпромиссной правдивости прежде всего перед самим собой былосновополагающим принципом и Святого Августина. Предвосхитив Фрейда,Августин резко и прямо критиковал тех, кто лицемерно пытался умалитьзначение скрытых мотиваций, которые не воспринимались сознанием. Он виделпуть к преодолению врожденных слабостей в абсолютной преданностиБожественному и полной зависимости от Бога как единственного источникацелительного милосердия. Однако главный вклад Августина в историю психоанализа — это егопсихологические методики, которыми он пользовался для построения концепции,ставших основой его религиозных теорий. Его «Исповедь» являетсянепревзойденным примером самоанализа. В этой работе он последовательноанализирует воспоминания раннего детства и обнажает свою душу без всякойутайки. Он даже пытается реконструировать те далекие воспоминания, которыеподверглись инфантильно амнезии. Он делает это путем наблюдения за детьми иотдельных воспоминаний их своего раннего детства. К таким познаниям Августин смог прийти после познания собственногоконфликта между удовольствием и порядком. Удовольствие осталось в нем состуденческих времен, когда он время от времени предавался распущеннымувеселениям, а порядок – сублимировался из веры в Божественное. В его «Исповеди» психология становится реальной и конкретной в отличии отабстрактных концепций Платона и Аристотеля, она приобретает полоть и кровь,Психология Святого Августина повествует о нам о чувствах, конфликтах имуках человека величайшей искренности и недюжинной силы. Именно поэтомуСвятой Августин может справедливо считаться предтечей психоанализа. Дофрейдисты В течении второй половины XIX в. психология развивалась по влияниемфилософии и литературы. Творческий дар и интуиция Стендаля, Флобера,Бальзака, Мопассана, Достоевского, Шоу и Ибсена повлияли на психиатров кудабольше, чем труды и наблюдения Гризингера или Крепелина. Кроме того,исследования Гербарта, Лотце, Фишера, Спенсора, Шопенгауэра и Ницшеспособствовали формированию того интеллектуального климата, в котором сталовозможным создание серьезных психологических работ. В конце XIX в.психология испытывала очень сильное влияние естественных наук, используя ихметоды исследований, что в свою очередь способствовало развитиюфизиологических аспектов психологической науки. Пинель (1745-1826) Свою систему классификации разработал во второй половине XVIII в.Филипп Пинель. теоретик, педагог и реформатор. Пинель родился в Сент-Андре1745 г. в семье врача. Он изучал медицину в Тулузе, писал диссертацию вуниверситете Монпелье, затем жил и практиковал в Париже, где и скончался в1826 г. Он работал главным врачом в клиниках Бисетр и Сальпетриер. Строгийи сдержанный, мягкий и чувствительный, однако эмоционально отстраненный, оннавсегда остался верен своей научной привязанности, проявившейся в ранниестуденческие годы. Наблюдения Пинеля над больными в клинике стали основой весьма практичной и на удивление простой классификации психических болезней. Пинель разделил психотические расстройства на меланхолии, мании без бреда, мании с бредом в слабоумие, то есть умственное отставание и идиотизм. Его описание душевных расстройств, основанное на внешних признаках и проявлениях, значительно выше аналогичных классификаций его предшественников. Он описал галлюцинаций, хотя этим термином и не пользовался, полет идей маниакальных больных, непредсказуемые смены настроения и утрату интереса к окружающему миру, столь характерные симптомы определенных форм психоза. Более того, его описание симптомов также представляло собой систему. Он разграничил расстройства внимания, памяти и способности к суждению, а кроме того, признал значение аффектов. В этой области он испытал сильное влияние новой науки — психологии, — разработанной Локком и последователями. Пинель считал, что в основе психического расстройства возможно, лежитповреждение центральной нервной системы, поскольку он следовал традиционнымвоззрениям физической причине психических заболеваний. Более того он считалпсихическое заболевание природным явлением. которое следует изучать всоответствии принципами естественных наук — сначала наблюдение, затемсистематическое изложение всех данных. Пинель был убежден, что психическоерасстройство не есть нечто привнесенное больному извне, но результатнаследственности и жизненных переживаний. Пинель считал, что не тольконаследственность, но и неправильное воспитание может привести к умственномунарушению, равно как и нестерпимые страсти, страх, тревога, печаль,ненависть, радость и восторг. Пинель отдавал должное тем медикам прошлого,которые следовали психологическому подходу. В особенности ценил Цельсия,Аретея и Целия Аврелиана за то, что Признавали значение взаимоотношенийврача и больного, а также за их способность завоевать доверие пациента. Густав Теодор Фехнер (1801 — 1887) Первым из психологов попытался решить фундаментальную проблему отношениймежду внешними физическими стимулами и ответными субъективными реакциями —оптическими, акустическими и тактильными. Работа Фехнера находилась в руслеранее сделанного Эрнстом Вебером (1795 — 1878). Психофизический законВебера — Фехнера устанавливает, что интенсивность субъективных ощущенийсоответствует логаритму корреспондированного физического стимула. Однакоглавное историческое значение Фехнера не в создании этого закона, а воткрытии экспериментального метода изучения психологического феномена, чтораньше казалось невероятным. Своими психофизическими экспериментами онфактически превратил психологию в настоящую науку, явившись ее основателем. В своих метафизических космологических предположениях Фехнер все ещепродукт романтической эры. В своей метафизике он более ясен и постоянен,чем его предшественники. Для него Вселенная есть космическое единство,разделение на органическое и неорганическое весьма условно. Гармония естьсущность жизни; и гармония пронизывает всю Вселенную, организованную поединым законам. Вместо того чтобы пытаться объяснять происхождениеорганической материи из неорганической, как это традиционно делалось, онутверждает, что неорганическая материя может рассматриваться как результатдезорганизации органических систем. Психологические процессы характеризуютвысшую форму организаций материи. Выделяя принцип организации как основноесвойство жизни, он тем самым предвосхитил принцип гомеостаза, выраженныйКлодом Бернаром. Экспериментальный подход Фехнера настолько вдохновил ряд физиологов и психологов, что развилось целое новое направление — физиологическая психология. Рудольф Герман Лотце (1817 — 1881) Вероятно наиболее влиятельный философ и психолог своего времени, разбилобщий процесс восприятия на три ступени: первая — физическое раздражениеоргана чувств, вторая — продвижение этого импульса к высшим отделамголовного мозга и наконец, третья — субъективное ощущение света, цвета,запаха, прикосновения, звука. Каким образом физиологический процесс вмозговых центрах трансформируется в эти объективные ощущения, оставалосьнеясным. Интересы Лотце в основном касались чисто психологических явлений —Побуждения, желания, волевого усилия, памяти, — и он очень жестко отделялих от физиологических и физических проявлений. Эпоха Зигмунда Фрейда На фоне ситуации, сложившейся в науке конца XIX в., особняком стояла однаиз наиболее важных и влиятельных фигур в истории психиатрии, а пожалуй, ивообще в истории западной цивилизации — Зигмунд Фрейд. Невозможнопереоценить вклад Фрейда в науку о природе человека. Еще в начале своейкарьеры он сделал вывод, что для лечения психического заболеваниянеобходимо понять его природу, а для того, чтобы разобраться в отдельномфеномене, необходимо наблюдать и исследовать его систематически. Этопривело к открытию жизненно важного принципа психоанализа как действенногометода исследования. В результате Фрейду удалось впервые объяснитьчеловеческое поведение в психологических понятиях и категориях ипродемонстрировать, что поведение это при определенных обстоятельствахможно изменить. Он как бы сблизил понятия лечения и исследования. Еговыводы и принципы вызвали к жизни первую всеобъемлющую теорию личности,основанную на наблюдении, а не на умозрительных предположениях. Борьба Фрейда за свою теорию и его практика психоанализа окончательноутвердили как факт то предположение, что психология — изучение личности —может иметь те же кумулятивные и оперативные характеристики, что и другиеестественные науки. Время, когда Фрейд начал свою научную деятельность,было эпохой естественных наук. Пожалуй, нигде столь сильно, как в медицине,не царствовал примат материалистических обоснований. Психология делалаотчаянные попытки спастись от того неуважительно-презрительного отношения,с которым относились к философии в целом. И сам Фрейд как человек своейэпохи не смог полностью освободиться от подобного подхода, и заявлял, чтокогда-нибудь психологию заменит химия. Однако он решил не дожидатьсяторжества этой утопии и, напротив, стал изучать центральные проблемыличности и ее расстройств и отклонений при помощи адекватной методики, аименно психологической. Осознание и реконструкция подсознательныхмотиваций, на чем основывается его методика лечения психическихзаболеваний, впервые дав возможность влиять на структуру человеческойличности. Прежде психопатическое поведение не могло быть с легкостью объяснено спомощью психологии здравого смысла, ибо поведение неврастеника илидушевнобольного отличается от психологического рисунка, который нашсознательный опыт воспринимает как норму. Почему, например, человекреагирует на повышение по службе состоянием депрессии или самоубийством,объяснять невозможно, исходя из законов психологической каузальности, окоторой нам известно лишь из субъективного опыта. Вот почему со временГиппократа человечество пыталось объяснить столь странное поведениефизическими или химическими причинами. Те же ограниченные представленияостаются в силе и при объяснении поведения психопатических преступников,мотивация действий которых кажется иррациональной. Противоречия в таких ошибочных рассуждениях можно заметить лишь в томслучае, если признать наличие «подсознательных» психических процессов. Условия, благоприятствующие появления психоанализу Мы уже увидели, что психиатры периода романтизма всего лишь за полвека дотого признали необходимость психологических методов для понимания и леченияпсихических болезней. В 1803 г. Рейль предложил признать психотерапию ипатопсихологию неотъемлемой частью медицины. Моро де Тур заявил, что сныпредставляют собой те же процессы, что и психотические симптомы, и что ихизучение может дать ключ к пониманию природы психозов. Карус постулировалвсепроникающее влияние подсознательных процессов на поведение человека —как нормальное, так и патологическое — и даже пошел дальше, объясняя всебиологические процессы психологическими причинами. А Гербарт дажепользовался понятием и термином «вытеснение». И тем не менее этот периодпсихологической ориентации был недолгим. Колоссальный прогресс в развитииестественных наук и, в частности, все углублявшееся знание о центральнойнервной системе, затмили интерес к психологии и все, что не укладывалось врамки материалистически-механистического мировоззрения, ставшего синонимомнаучного метода, пользовалось сомнительной репутацией и рассматривалось сподозрением. Фрейд нашел практическое применение психологическому методу.То, что Фехнеру удалось в ограниченной области — в изучении сенсорноговосприятия, — Фрейду удалось в области исследования личности, где онприменил методическое наблюдение и технику исследования, соответствующуюприроде изучаемого явления. Фрейд заменил общие философские рассужденияконкретным изучением конкретных индивидов. Он создал науку психобиографию,реконструируя не только историю симптомов болезни пациента, но и историюжизни пациента, а это помогало пролить свет на происхождение психическихсимптомов. Он практически применил то, что другие — Пинель, среди прочих,более чем за сто лет до него — сформулировали в нечетких общих положениях,а именно: что психическое заболевание есть результат жизненного опытаиндивида. Он настаивал, чтобы его выводы подтверждались или опровергались не путемдедуктивной полемики, а путем повторения его метода наблюдений и оценки еговыводов через фактические результаты. В своих теоретических размышленияхтем не менее он был все-таки философом. И не мог не быть им, ибо областьизучения личности еще не нашла тех точных инструментов исследования яконтроля, которые свойственны физике или биологии. Он, однако, яснопоказал, что в своей работе больше всего дорожит солидным базисомнаблюдений, а не философской надстройкой. В своих рассуждениях о строении«психического аппарата» он писал: «Эти идеи суть часть «теоретическойнадстройки» психоанализа, которая без сожаления и потерь может бытьотброшена или изменена, как только будет доказана ее несостоятельность. Нотак много еще предстоит описать из того, что лежит в непосредственнойблизости к современному опыту» Фрейд обладал не только чисто интеллектуальными достоинствами,необходимыми для преодоления трудного пути первооткрывателя. Он один, безпомощи собратьев и коллег, выстоял перед всеобщим неприятием, что требовалонедюжинной нравственной силы и глубокой убежденности в историческомпризвании. В любой науке результаты могут быть в той или иной степениподвергнуты сомнениям, в зависимости от степени его развития и характераметодов. Биография Зигмунда Фрейда Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в маленьком норавском городкеФрейбурге (ныне Пршибор в Чехословакии) в семье небогатого торговцашерстью. Когда Фрейду было четыре года, семья переехала в Вену, где онпрожил до 1938 года (почти 80 лет). Уже с ранних лет Зигмунд отличался острым умом, трудолюбием, любовью кчтению. Многочисленная даже по тем временам семья (8 человек) ютилась вмаленькой квартире, но старшему сыну родители старались создать все условиядля учебы:он жил в отдельной комнате, у него была керосиновая лампа, остальные членысемьи обходились свечами, В 17 лет Фрейд окончил гимназию с отличием и поступил на медицинскийфакультет Венского университета. Впрочем, выбора ему не давалиантисемитские законы Австро-Венгерской империи того времени. Это несомненноналожило отпечаток на характер Фрейда, сказалось на независимости егосуждений, на привычку находиться в оппозиции. В университете он приучился 8 лет, то есть на три года более обычного. Вэти же годы он работал в физиологической лаборатории Эрнста Брюкке (вкоторой в свое время стажировался И. М. Сеченов), провел самостоятельныеисследования по гистологии, опубликовал несколько статей по анатомии иневрологии и в 26-летнем возрасте получил степень доктора медицины. Спустя 50 лет Фрейд вспоминал: «Ни в то время, ни позже я не чувствовалособой склонности к профессии врача. Мной двигало, скорее, своего родалюбопытство, направленное более к человеческим заботам, чем к естественнымнаукам». В 1923 году Фрейд тяжело заболел (он страдал раком кожи лица). Боль почтане оставляла его, и, чтобы хоть как-то приостановить прогрессированиеболезни, он перенес 33 операции В то же время он много работал, издания егосочинений составляют 24 тома. В последние годы жизни Фрейда его учениепретерпевает существенные изменения и получает свое философское завершение.По мере того. как работы Фрейда становились все более известными,усиливалась и критика его учения. Дни великого ученого были уже сочтены, онмучился от постоянных болей, и по его просьбе лечащий врач сделал емууколы, положившие конец страданиям. Это произошло в Лондоне 21 сентября1939 года. Принцип психоанализа Вклад Фрейда в науку можно разделить на четыре этапа, где первые дванаслаиваются друг на друга по времени:1) его вклад в анатомию нервной системы и в неврологию — с 1883 по 1897 г.;2) изучение гипнотизма и истерии — с 1886 по 1895 г.;3) обнаружение и изучение подсознательных явлений и разработка метода психоанализа как лечебного фактора—с 1895 по 1920г.;4) систематическое изучение человеческой личности и структуры общества — с 1920 по 1939 г. Что касается существа и методов исследования, то ранние работы Фрейда в области анатомии и неврологии резко отличаются от последующих научных изысканий. И тем не менее будет ошибкой разделить развитие Фрейда как ученого, размежевав две сферы его интересов — неврологию и психологию. Их связывают долгие, трудные, изнурительные и по большей части безуспешные усилия в попытке объяснить отдельные психологические находки через понятия и термины физиологии мозга. Эти попытки Фрейда переложить новые открытия в области психологии на язык анатомии и физиологии отражают прежде всего влияние его учителей Брюкке и Мейнерта. от которых он воспринял стремление к непременному предметному обоснованию. Причины, побудившие Фрейда выбрать медицинскую карьеру, не совсем ясны.Эта профессия никогда его особенно не привлекала, да он так и не сталтрадиционным врачом. Как считает Эрнст Джонс, Фрейд выбрал медицину методомисключения. Пытливость в познании природы человека всегда была основным егокачеством, и он считал «триумфом своей жизни» то, что в конечном итоге емуудалось найти именно тот путь, к которому он инстинктивно стремился. Параллельно с учебой и научными достижениями в области неврологии Фрейзанимался психологией. В последствии он переходит на это направление иначинает заниматься проблемами психических заболеваний. Исходя из теорииБернгейма, что вкушение есть сущность гипноза, Фрейд попытался сначалаприменить внушение, побуждая своих пациентов, находясь в полном сознании,вспоминать травмирующие события жизни, связанные с симптомами их болезни.Фрейд вскоре понял, что, несмотря на всю полезность гипноза, он все жеимеет ограничения как лечебный метод. С одной стороны, не всякий человекподдается гипнозу. С другой — Фрейд убедился, что терапевтический эффектзачастую бывает преходящим: на месте исчезнувшего симптома появляетсядругой. Причина в том, что во время гипноза субъект временно теряет функциисвоего «Я», в особенности функции критического анализа, и полностью вверяетсебя гипнотизеру. Таким образом он может вспоминать травмирующие события,которые в обычных условиях его «Я» вытесняет из памяти; но подсознательныевоспоминания не становятся частью его сознательной личности, и припробуждении субъект обычно не помнит, что произошло во время гипноза.Следовательно, гипнотические воспоминания не устраняют причины забытия —сопротивления сознательной личности невыносимым, подавляемым мыслям. Отсюдаи выплеск под гипнозом подавленных эмоций — обозначаемый термином«отреагирование», — не приводящий к излечению, а дающий лишь временныйэффект облегчения от накопившегося напряжения. После недолгого периодабезуспешного экспериментирования с применением различных приемов в 1895 г.Фрейд открыл метод свободной ассоциации. Новая техника Фрейда состояла в том, что он предлагал своим пациентамотбросить сознательный контроль над своими мыслями и говорить первое, чтопридет в голову. Свободная ассоциация способствует невольному выходуподсознательного материала, который ищет этого выхода, но подавляетсярепрессивным противодействием. Когда пациент перестает направлять своиумственные процессы, спонтанными ассоциациями руководит скорее подавляемыйматериал, нежели сознательные мотивации; неконтролируемый поток мысли такимобразом выявляет взаимодействие двух противоборствующих тенденций —выразить или подавить подсознательное. Свободная ассоциация, как выяснилФрейд, через достаточно длительное время подводила пациента к забытымсобытиям, которые он не только вспоминал, но и вновь проживал эмоционально.Эмоциональное реагирование при свободной ассоциации, в сущности, подобнотому состоянию, которое пациент испытывает во время гипноза, но оно нестоль внезапно и бурно выражено; и поскольку реагирование идет порциями,при полном сознании, сознательное «Я» способно справиться с эмоциями,постепенно «прорубая путь» сквозь подсознательные конфликты. В 1896 годуФрейд впервые употребил термин «психоанализ», под которым подразумевалметод исследования психических процессов, являющийся в то же время и новымметодом; лечения неврозов. Сознание и бессознательное Фрейд полагал, что душевная жизнь — это последовательный непрерывныйпроцесс. Закон сохранения энергии применим к ней так же, как и ко всемдругим процессам. Каждая мысль, чувство или действие имеют свою причину,вызываются сознательным и бессознательным намерениями я определяютсяпредшествующим событием. Некоторые проявления душевной жизни «кажутся»возникшими беспричинно, спонтанно. Этого быть не может. В этих случаяхФрейд начинает искать и находит скрытые связи, которые соединяют односознательное проявление душевной жизни с другим. В душевной жизни Фрейд выделяет три уровня! сознание, пред сознание иподсознание (бессознательное). Все психические процессы связаны между собойпо горизонтали и вертикали. Если мысль или чувство кажутся не связанными спредшествующими мыслью и чувством, то эти связи нужно искать вбессознательном. «Определение нарушения наших психических функций илинеправильности в действиях, которые кажутся нам немотивированными.— писалФрейд,— оказываются вполне мотивированными, если их подвергнутьпсихоаналитическому исследованию», Бессознательное и предсознательноеотделено от сознательного особой психической инстанцией — «цензурой».Цензура выполняет две функции: 1) вытесняет в область бессознательногонеприемлемые я осуждаемые личностью собственные чувства, мысли и понятия;2) оказывает сопротивление активному бессознательному, которое стремитсяпроявиться в сознании. В К бессознательному относятся многие инстинкты,вообще в недоступные сознанию, а также мысли и чувства, подвергнутые«цензуре». Эти мысли и чувства не утеряны, но не допускаются квоспоминанию, а поэтому проявляются в сознании не прямо, а опосредованно,окольными путями — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях,«несчастных» случаях, неврозах. Происходит также сублимациябессознательного — замещение запретных влечений социально приемлемымидействиями. Бессознательное обладает большой жизнеспособностью инеподвластно времени. Мысли и желания, вытесненные в свое время вбессознательное и вновь допущенные в сознание даже через -несколькодесятилетий, не теряют своего эмоционального заряда и действуют на сознаниес прежней силой. То что мы привыкли называть сознанием, представляет собой, образноговоря, айсберг, большую часть которого занимает бессознательное. В этойнижней части айсберга и находятся основные запасы психической энергии,побуждения и инстинкты. Предсознание — та часть бессознательного, котораяможет стать сознанием. Оно расположено между бессознательным и сознанием.Предсознание подобно большому складу памяти, в котором сознание нуждаетсяпри выполнении своей повседневной работы. Психоаналитик всегда пытается понять непропорциональность катектированиялибидо, где его больше, где меньше, старается перераспределить егостремление освободить связанные энергии мы находим также у Роджерса иМаслоу, в буддизме и суфизме. Каждая из этих теорий строит свои заключениявналичии и поиске источника психической энергии, но все они согласуются сфрейдовскими представлениями о том, что обнаружение и канализацияпсихической энергии — одна из основных проблем в понимании личности. Толкование сновидений Подсознательный материал отнюдь не сразу проявляется при свободнойассоциации; скорее он направляет поток мыслей в определенное русло, котороенащупывается и осознается не всегда. Слушая свободное течение, по-видимому,случайных ассоциаций, Фрейд научился читать между строк и постепенно понялзначение символов, которыми пациенты выражали глубоко спрятанное. Он назвалперевод этого языка подсознательных процессов на язык повседневности«искусством толкования». Однако по-настоящему все это было осознано ипонято лишь после того, как Фрейд раскрыл значение сновидений. Он заинтересовался сновидениями, заметив, что многие из его пациентов впроцессе свободной ассоциации вдруг начинали рассказывать о своих снах.Тогда он стал задавать вопросы о том, какие мысли приходили им в связи стем или, иным элементом сновидения. И заметил, что часто эти ассоциациираскрывали тайный смысл сновидения. Затем он попытался, пользуясь внешнимсодержанием этих ассоциаций, реконструировать тайный смысл сновидения — еголатентное содержание — и таким путем обнаружил особый язык подсознательныхумственных процессов. Он опубликовал свои находки в работе «Толкованиесновидений» в 1900 г.; эта книга по праву может считаться самымсущественным его вкладом в науку. Сам Фрейд в 1931 году писал об угон своейработе: «Она содержит, даже с моей сегодняшней точки зрения. наиболееценные из открытий, которые мне посчастливилось сделать». В следующем годупоявилась еще одна книга «Психопатология обыденной жизни» (1901), потомсерия работ: «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Отрывок наодного анализа истерии» (1905), «Остроумие и его отношение кбессознательному» (1905). Ядром фрейдовской теории сновидений является мысль о том, что сны — этопопытка разрядить эмоциональное напряжение, мешающее ощущению полногопокоя, то есть сна. Эти напряжения накапливаются в течение дня из-занереализованных стремлений, желаний, и спящий освобождается от них, рисуя ввоображении картину удовлетворения своих стремлений. Наиболее яснымпримером этого процесса могут служить детские сны «исполнения желаний», гдевсе не реализованные за день желания и мечты представляются выполненными.Многие дети видят во сне сметь близких братьев и сестер. У взрослых процессудовлетворения стремлений через посредство сновидения значительно сложнее.Очень многие взрослые желания в отличие от детских бывают подавлены нестолько внешними препятствиями, сколько внутренними конфликтами. Весьмачасто эти внутренние конфликты являются результатом нереализованныхстремлений подросткового возраста из-за негативного отношения к нимродителей. Это так называемое «чуждое Я», или, иначе говоря, «Оно». В своихсновидениях взрослые выражают желания своего «чуждого Я» в искаженном виде.Деформации суть защита против внутренних конфликтов, которые неизбежновозникли бы, если бы склонности «Оно» проявились открыто, Таким образом,взрослые сновидения являются своего рода компромиссом: они удовлетворяютжелания «Око» в завуалированной форме, выраженной инфантильным языкомнеосознаваемых процессов, другими словами, в выражениях, уже недоступныхвзрослому. Таким путем внутренний конфликт бывает обойден, и сновидениевыполняет свою функцию охранителя сна, покоя. Изучение сновидений дало необходимый ключ к пониманию психопатологическихявлений, фрейдовская методика свободной ассоциации и толкования открылаширокую дорогу в подсознание и предложила путь к пониманиюпсихопатологических явлений, ибо эти явления, как и сновидения,представляют собой продукт неосознанных стремлений «Сверх-Я». Фрейд понял,что психопатологические симптомы и сновидения являются одинаково продуктамипримитивного мышления — Фрейд называл это «первичными процессами» — и чтоони не подвластны привычным ограничениям, налагаемым физическим бытием исоциальной средой. В природе подсознательного — игнорировать ограничениявремени и места; подсознание по природе своей не рационально, ноэмоционально; оно выражается не словами, а образными картинами. Изучениесновидений открыло Фрейду ряд психологических механизмов. Один из них —«сгущение», сведение различных мыслей, имеющих некий общий знаменатель, вединый символ. Например, человек может увидеть во сне лицо с бровями своегоотца, носом учителя, ртом брата, ушами жены, при этом с первого взглядакомбинированное лицо не будет похоже ни на одного из упомянутых людей. Еслииндивид с таким лицом во сне убит, смерть может показаться безобиднослучайной, однако подсознательно люди, которые представлены в этом общемлице, — это именно те, против кого у спящего есть недобрые чувства и ктотаким образом наказывается. Другой механизм можно представить как «смещение». Во сне пациент можетперенести ненависть или любовь с одного лица на другое, на то, к которомуон может питать эти чувства, не испытывая внутреннего конфликта. В такомсновидении спящий может перенести свое стремление к любовным отношениям сматерью на другую женщину, которая тем не менее будет представлять мать,скажем тем, что на ней будут туфли, как у матери. Под проницательнымнаучным взглядом Фрейда обнаружилось еще много различных характеристикнеосознаваемых процессов. Среди них можно упомянуть использованиеаллегорий, символов, аллюзий, «рагs рго tоtо» (часть вместо целого) и«выражение чего-либо путем противоположности». «Выражение черезпротивоположное»означает отрицание желаемого, которое по какой-либо причиненеприемлемо. Например, человек, испытывающий неосознанную вражду к брату,хочет обойти его, скажем, в поисках работы. Но внутреннее неприятие этоговраждебного желания приводит к тому. что во сне он уступает брату этуработу. Сущность всех этих сложных механизмов сновидений состоит в том,чтобы скрыть, замаскировать неприемлемое подсознательное желание. Знание неосознаваемых процессов привело к пониманию многих загадочныхпроявлений человеческого мышления. В первое десятилетие нашего века Фрейдуделял много внимания демонстрации «динамического подсознательного» в егоразличных появлениях — оговорках, остротах, забывании. В блестящей работе«Психопатология обыденной жизни» он показал, что случайные на первый взглядоговорки, внешне беспричинное забывание слов (или действий, намерений ит.д.) — все это есть результат подавленных стремлений. По мере того каксовершенствовалась его способность анализировать сновидения своихпациентов, Фрейд все более убеждался, что в возникновении неврозов оченьсущественную роль играют сексуальные импульсы. Он выяснил, что содержание«Чуждого Я» («Оно»), которое вытеснено в подсознание и впоследствиипроявляется в сновидениях, в невротических симптомах, имеет неизменносексуальную подоплеку. Фрейд исключительно глубоко и тщательно докапывалсядо сути явления, но, раз убедившись в результатах своих наблюдений, онбесстрашно и твердо отстаивал их. Его собственный самоанализ, толкованиесобственных сновидений дали Фрейду первый намек на эдипов комплекс —сексуальное влечение ребенка к родителю. Психологическое развитие человека В самом начале жизни, после рождения, половое влечение неотделимо отинстинкта самосохранения, но в отличие от последнего обладает способностьюк вытеснению и сложной трансформации. Основная потребность ребенка после рождения — это потребность в питании.Поэтому большая часть энергии (либидо) , катектирована в области рта. Во время кормления ребенка утешают лаской, покачиванием, уговорами. Всеэти «побочные» ритуалы помогают уменьшить напряжение, т. е. ассоциируютсяребенком с процессом кормления. Младенец испытывает явное удовольствие присосании не только груди, но и других предметов, имитирующих грудь (соска,пальцы, игрушки). Таким образом, ротпервая область организма, которойребенок может управлять в раздражение которой приносит максимумудовольствия. По Фрейду — это оральная стадия сексуального развития. По мере взросления «зоны удовольствия» распространяются на новые областитела, однако определенная часть энергии остается постоянно «привязанной» коральной зоне- У взрослых остается много оральных «привычек» и постоянныйинтерес к поддержанию оральных «удовольствий»: еда, сосание, жевание,курение, облизывание губ и т. д. Некоторые привычки, такие как грызениеногтей, курение, расцениваются как проявление неполной психическойзрелости, как фиксация на оральной стадии развития. Термином «фиксация»Фрейд обозначил задержку, застревание на одной из стадий сексуальногоразвития. В таких случаях человек иногда предпочитает удовлетворить своипотребности более приятными «детскими» способами, а не адекватныминормальному развитию. В возрасте от 2 до 4 лет ребенок особое внимание сосредотачивает на актахуринации и дефекации — это анальная стадия. Следующая стадия сексуального развития —фаллическая. По меньшей мере стрех лет ребенок впервые обращает внимание на наличие или отсутствие у негопениса. Фрейд считает. что желание девочки иметь нонис и понимание того,что его нет — критический период в развитии женщины. В тот период детствасексуальность достигает вершины и нередко связана с непосредственнымраздражением гениталий. Основным объектом либидо становится родительпротивоположного пола. Мальчик влюбляется в мать. одновременно ревнует илюбит отца (Эдипов комплекс); девочка — наоборот (комплекс Электры).Выходом из конфликта является отождествление себя с конкурирующимродителем. Так формируется основа морали — супер-Эго (супер-Я) ивозможность активного подавления сексуальных влечении. К 5—6 годам сексуальная потребность у ребенка ослабевает переключается наученье, спорт, различного рода увлечения. С этого времени наступает такназываемый латентный период (6—12 лет). В подростковом периоде а юношеском возрасте сексуальность оживает с новойсилой. Сначала она проявляется в эротических сновидениях, поллюциях,преходящем онанизме, а затем либндинозная энергия полностью переключаетсяна полового партнера. Наступает стадия половой зрелости — генитальная. При нормальном развитии личности сексуальные представления, связанные спрегенитальным периодом, полностью вытесняются в сферу бессознательного, асоответствующее им представление сублимируется. Однако нередки случаи, прикоторых вытеснение инфантильных сексуальных представлении совершается неполностью, и тогда «ущемленный комплекс» проявляется в виде ошибочныхдействий, оговорок, в сновидениях, а в более тяжелых случаях — в форменевротических расстройств. Оно, Я, Сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). В структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). Оно — это первоначальная, основная, центральная и вместе С тем наиболееархаичная часть личности. Оно, считает Фрейд,— «содержит все уникальное,все, что есть при рождении, что заложено в конструкции — кроме всегопрочего, следовательно, те инстинкты, которые возникают в соматическойорганизации и которые в Оно находят первое психическое выражение в форме,нам неизвестной». Оно служит источником энергии для всей личности, и вместес тем Оно — целиком бессознательно. Мысли или чувства, вытесненные изсознания в бессознательное Оно, по-прежнему способны влиять на психическуюжизнь человека, при этом со временем сила этого влияния не уменьшается. Ономожно сравнить со слепым и глухим диктатором, власть которогонеограниченна, но властвовать он может только через посредников. Оно развивается из Я и в отличие от последнего находится в постоянномконтакте с внешним миром. Я защищает Оно, как кора дерево, но при этомпитается энергией Оно. Посредством накапливания опыта (в памяти) Я набегаетопасных раздражителей, адаптируется к умеренным и, главное, осознавая мир,посредством активной деятельности способно перестраивать его себе напользу. Развиваясь, Я постепенно обретает контроль над требованиями Оно,решая: будет ли инстинктивная потребляемость реализована сиюминутно или ееудовлетворение будет отложено до более благоприятных обстоятельств. Такимобразом, Оно реагирует на потребности. Я—на возможности. Я находятся подпостоянным воздействием внешних (среда) и внутренних ;(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов сопровождается напряжением,чувством «неудовольствия», уменьшение — релаксацией, чувством«удовольствия.» «Я,— считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в стараетсяизбежать неудовольствия!. Супер-Я развивается из Я и является судьей и цензором его деятельности имыслей. Это хранилище выработанных обществом моральных установок и нормповедения. Фрейд указывает на три функция супер-Я: совесть, самонаблюдение,формироване идеалов. В качестве совести супер-Я судит, ограничивает, запрещает вли разрешаетсознательную деятельность. Самонаблюдение возникает из способности супер-Я(независимо от Оно и Я) оценивать деятельность. направленную наудовлетворение потребности, Формирование идеалов связано с развитием самогосупер-Я, Иногда неправильно отождествляют супер-Я с поведением одного изродителей. «Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в действительностиконструируется не по модели его родителей, а по модели супер-Я егородителей». Основная цель взаимодействия всех трех систем; Оно, И и супер-Я —поддерживать или (при нарушении) восстанавливать оптимальный уровеньдинамического развития душевной жизни, увеличивая удовольствие и сводя доминимума неудовольствие. От напряжения, испытываемого под воздействием различных сил (внутренних,внешних), Я оберегает себя с помощью таких защитных механизмов, каквытеснение, отрицание, рационализация, реактивные образования, изоляция,проекция и регрессия. Фрейд обобщил эти идеи, изложив их вместе со своей теориейпсихоаналитического лечения в первой серии лекций по «Введению впсихоанализ» (1916 — 1917). Очень важным моментом в психоаналитическомлечении является то, что Фрейд назвал «перенесением». Перенесение основанона том, что во время лечения пациент не только вспоминает события своегопрошлого, но, что более важно, переносит на врача те чувства, которые ониспытывал к людям из своего прошлого, много значившим для него, — чащевсего к родителям. Он ведет себя с врачом так, как он вел себя сродителями. Переживание и воспроизведение первоначальных невротическихреакций дают пациенту возможность коррегировать их. Вновь проживая прошлыесобытия, взрослый пациент имеет возможность преодолеть какие-тотравмирующие события или эмоции детства; его взрослый опыт помогает емуразрешить те эмоциональные трудности, которые в детстве оказались для негонепреодолимыми. Тем не менее главный тезис Фрейда был в том, что для того, чтобыизлечить, необходимо, чтобы состоялось воспоминание о прошлых событиях ипроникновение в смысл этих событий. Принципиальная цель психоанализасостоит в том. утверждает Фрейд, «чтобы усилить Я, сделать его болеенезависимым от супер-Я. расширить поле его восприятия и усовершенствоватьего организацию, чтобы оно могло освоить новую порцию Оно». Пионеры психоанализа Последователи Карл Абрахам (1877-1925) Абрахам родился в Бремене. Учился психиатрии в Германии и был принятзатем на работу в госпиталь в Бургельпли. До занятий медициной Абрахам увлекался философией и лингвистикой, что емувесьма пригодилось позднее в работе с психоанализом. Его интересы в этойобласти отличались большой широтой: деменция прэкокс, раннее младенческоесексуальное




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Становление и сущность психоаналитики iconДемократия: сущность, становление и развитие

Становление и сущность психоаналитики iconПолитические партии: сущность, становление, современное состояние

Становление и сущность психоаналитики iconСтановление и сущность мирового хозяйства
А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Р. Гильфердинг, В. Леонтьев, Дж. М. Кейнс, Ф. Визер, А. Маршалл, Дж. Б. Кларк,...
Становление и сущность психоаналитики iconТесты для учебного пособия по дисциплине мировая экономика глава Становление и сущность мирового хозяйства «Мировая экономика»
Специализация отдельной страны на производстве определенных видов товаров и услуг носит название
Становление и сущность психоаналитики icon1. в чем заключается сущность политологии
Конец 80-ых – публикация новых, ранее запрещенных, документов. С 1989 г политология начала преподаваться у нас. Становление рб как...
Становление и сущность психоаналитики iconКонцепции маркетинга и их сущность. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики Группа: 4 10 98буб студент: Заболотный АлександрЭдуардович адрес: г. Запорожье, ул. Мира, д. 10, кв
Концепции маркетинга и их сущность. Сущность и роль маркетинговой ценовой политики
Становление и сущность психоаналитики icon1 Экономическая сущность инвестиций, их классификация
Экономич сущность инвестиций можно рассматривать на уровне не только микро–, но и макроэкономики. В конечном итоге, эта сущность...
Становление и сущность психоаналитики iconПочему психоаналитики просят пациентов лечь?
Друзья великого физика любили шутить, что у него голова перевешивает туловище, поэтому он и лежит. А уинстон Черчилль свое политическое...
Становление и сущность психоаналитики iconПрограмма курса «Становление современной государственности»
Курс «Становление современной государственности» предназначен для студентов 3 курса факультета Политологии (отделение сравнительной...
Становление и сущность психоаналитики icon850-летию города Москвы посвящается
Москве появились сатирические стихотворения, написанные на тогдашнее общество, и именно эти стихи, или вернее вирши, раскрывали истинную...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы