Микеланджело icon

Микеланджело



НазваниеМикеланджело
Дата конвертации19.08.2012
Размер130.11 Kb.
ТипРеферат
Микеланджело


Отрадно спать, отрадней камнем быть, О, этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить.Микеланджело.Введение. Микеланджело - один из величайших скульпторов Эпохи Возрождения. Онбыл первым скульптором, познавшим строение человеческого организма ивысекшим скульптуры из мрамора, показав всю красоту человеческого тела.Микеланджело сложная и многогранная натура. Многие его планы и идеи так иостались не реализованными не потому, что не хватало сил, а скорее оттого,что Микеланджело всегда ставил перед собой сверхзадачи. Он постоянностремился к воплощению в скульптурных и живописных образах содержания,которых почти невыразимо языком изобразительного искусства, и достигал приэтом порой невозможного. Творчество Микеланджело не знало границ и пределов, для него несуществовало определенных правил и канонов. Художник свой собственныйсложный и трагический мир и творил по его законам. Как никто другой он умелсопротивляться натиску жизни, трудности и неудачи лишь вливали новуюэнергию в его творчество.Микеланджело прожил долгую жизнь, а всего сделанного им могло бы сизбытком хватить на многие жизни. Роспись Сикстинской капеллы Медичи иСобор св. Петра в Риме- произведения, каждое из которых дает ему право набессмертие в истории искусства.Поэтому я выбрал эту тему. Начало творческого пути.Микеланджело является представителем Эпохи Возрождения(Renessans), котораяначинается со 2 половины 15 века в частности итальянского возрождения. Наиболее важная черта Эпохи Возрождения - стремление к культурномуантичному наследию. Центром мировоззрения был объявлен человек, егопереживания и его внутренний мир. Стал формироваться идеал гармоническойвсесторонне развитой личности, которой присуща жизнерадостность и оптимизм,представление о безграничных возможностях человека, его воли, разума.Вначале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, какскульптор. Уже первые работы свидетельствуют о его незаурядности иотмечены чертами нового, того, что не могли дать ему учителя: живописецДоменико Гирландайо и скульптор Бертольдо. Его первый рельеф « Мадонна улестницы » отличается от произведений предшественников пластической мощьюобразов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы.Мадонны 15 века миловидны и несколько сентиментальны. Мадонна Микеланджелотрагически задумчива, погружена в себя. Микеланджело изваял Марию, когдаона, держа у своей груди дитя и, зная все наперед, должна была предрешитьбудущее - будущее для себя, для младенца, для мира. Всю левую частьбарельефа занимают тяжелые лестничные ступени. Мария сидела в профиль наскамье, направо от лестницы: широкая каменная балюстрада словно быобрывалась где-то за правым бедром Марии, у ног ее ребенка.
Зритель,взглянув на задумчивое и напряженное лицо богоматери, не может непочувствовать, какие решающие минуты она переживает, держа у своей грудиИисуса и, словно бы взвешивая на ладони всю тяжесть креста, на котором еесыну суждено было быть распятым. Впоследствии Микеланджело создает ещенесколько скульптурных композиций на тему «Богородица с младенцем» и«Оплакивание Христа», в котором Христос был изображен уже не в начале, а вконце своего земного пути. Тяжесть капюшона Богородицы, заставляющий еесклонять свою голову вниз, к руке Христа, лежащей близ ее сердца,останавливала внимание зрителей на мертвом теле, распростертом на коленяхматери, Она держала сына, надежно подхватив его за плечи, потом уводитвзгляд к христову телу, к его лицу, глазам, мирно закрывшимся в глубокомсне, к прямому, не столь уж тонкому носу, к чистой и гладкой коже на щеках,к вьющейся бородке, к искаженному муками рту. Склонив голову, Богородицасмотрела на своего сына. Все те, кто увидит изваяния, почувствует, чтомертвое тело сына лежит на ее коленях невыносимой тяжестью и что гораздобольшая тяжесть легла на ее сердце.Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии,положить вполне взрослого мужчину на колени женщине - это было дерзостноновым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежниепредставления об «Оплакивании». Чуть позже Микеланджело еще дваждыобратится к образу Мадонны - это « Мадонна Тадеи » и «Мадонна Питти». В нихясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором.Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа,всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными,как бы не законченными. Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня,получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора.Уже этих ранних произведениях виден необычайно яркий талант Микеланджело-скульптора, умеющего чувствовать материал, ведь мрамор по-гречески означает«сияющий камень». Он считает, что немыслимо разрабатывать композициюскульптуры, не зная того мрамора, который составит ее плоть. Порой у негоуходило несколько месяцев на то, чтобы разыскать нужную глыбу, такую,каждый кристалл которой сиял и лучился. Микеланджело лил на нее воду, чтобыобнаружить малейшие трещины, колотил по краям молотком и слушал, как оназвучит, выискивал любой порок, любое пятнышко или полость. Он считал, чтотолько с восходом солнца, когда камень весь пронизан светом, его можноувидеть насквозь, проникая взглядом в самую толщу, в нем не должно бытьизъянов: ни трещин, ни полостей, ни затемнений; вся поверхность глыбыдолжна сиять как бриллиант. И только постигнув природу камня, узнав каждыйслой, мог приступать к высвобождению из него тех форм, которые он замыслил.Он мыслит, как скульптор, даже выполняя живописные работы. Картину «МадоннаДони» он создает в полном согласии со своими более ранними рельефами.Важнее колорита и красок для него мощная пластика фигур.С "Мадоны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи.Он впервые осознает, что живопись может не только повторить скульптуру, нои передать такие сложные положения тел, такую пластику, которые недоступныи самой скульптуре. Отсюда начинается путь к росписи гигантского потолкаСикстинской капеллы. После двух лет работы в школе Гирландайо произошел переломный момент вжизни Микеланджело. Лоренцо Великолепный попросил Гирландайо отдать 2 своихлучших учеников в Сады Медичи себе в ученики. Так Микеланджело начал свойпуть скульптора. Его мечта начала сбываться-теперь он станет скульптором!Однако учиться на скульптора ему предстояло долго. Сначала его училирисовать эскизы. Самое важное то, что художник рисует, как видит, фиксирует на бумагевнешнее впечатление. Скульптор же подходит к форме изнутри и, взяв ее,пропускает всю ее плоть и материальность через свое существо-принцип ученияБертольдо. Рисунок-это свеча, которую зажигают для того, чтобы скульптор неспотыкался в темноте; это- схема, с помощью которой легче разобраться ввидимом. Кое- что из подобного рода наставлений Микеланджело постигалразумом,но гораздо больше заставлял оценить советы учителя тяжкий опыт.Намеренно испытывая упорство и силу характера, на его пути ЛоренцоВеликолепный ставил на его пути немало препятствий. Но Микеланджелопреодолел все преграды и доказал, что он достоен дальнейшего обучения вСадах, создав свою первую скульптуру - Фавна. История создания этой скульптуры такова: юный Микеланджело былприглашен во дворец Медичи для того, чтобы посмотреть на доставленного туданакануне из Малой Азии Фавна. Дворец представлял собой одновременно жилойдом и государственное учреждение, убежище для художников и ученых,съезжавшихся во Флоренцию, художественную мастерскую и музей, театр ибиблиотеку; и все тут носило печать строгой, величавой простоты,свойственной вкусам Медичи. Здесь Микеланджело впервые увидел две великиестатуи Флоренции- Давида Донателло и Давида Веррокио. Впоследствии весь мирузнает еще одного Давида, совершенно не похожего на первых двух - ДавидаМикеланджело. Увидев Фавна, юноша был потрясен и принялся рисовать его.Поняв, что не в силах покинуть Сады, не получив ни разу в свои руки кусоккамня, вспомнил, что видел на задворках не такой уж большой кусок чудесногобелого мрамора, который прекрасно подходит к тому изваянию, которое емугрезилось: ФАВН, подобный древнему Фавну, что был в кабинете Лоренцо, - и,однако, совсем особый, его собственный, Фавн! Три ночи работалМикеланджело. Фавн был закончен - с полными чувственными губами, свызывающей улыбкой, зубы у него сияют белизной, а кончик языка нахальновытянут. –Ах, это Фавн из моего кабинета! - воскликнул Лоренцо. –Да, Ты лишил его бороды. -Мне показалось, что без бороды будет лучше. –А разве не должен копиист копировать? -Скульптор не копиист.–А ученик? Разве он не копиист? -Нет. Ученик должен создавать нечто новое, исходя из старого. –А откуда берется новое? – Оттуда же, откуда берется все искусство. Из души художника. –Твой Фавн слишком стар.-Он и должен быть старым. – Но почему ты оставил у него в целости зубы – все до единого? Всесчитают, что фавны наполовину козлы. А у козлов выпадают зубы? Лоренцорассмеялся.– Я этого не видал. Когда Лоренцо ушел Микеланджело принялся переделывать у Фавна рот. Наутро Лоренцо направился прямо к верстаку Микеланджело. –Твой Фавн, по-моему, постарел за одни сутки лет на двадцать.-Скульптор- властитель над временем: в его силах прибавить лет своему героюили же убавить. По-видимому, Лоренцо был доволен. Видишь, ты срезал у неговерхний зуб. И еще два зуба на нижней челюсти с другой стороны.- Для симметрии.-Другой бы выбил у него несколько зубов и на том кончил - Ты даже сделалгладкими десны в тех местах, где были зубы.- Тут все вытекало одно из другого.В этом был весь Микеланджело, именно так впоследствии он относился ккаждой своей работе. Итак, он был принят во дворец. Пятнадцатилетний юношабыл убежден, что рисовать и тем более создавать скульптуру нельзя,глядя начеловека только снаружи. Он был первым скульптором,который решил изучитьвнутреннее строение человеческого тела. Этобыло стожайше запрещено,поэтому ему даже пришлось приступить закон.Он тайно, по ночам, проникал в покойницкую, находившуюся при монастыре,вскрывал тела умерших, изучал анатомию для того, чтобы в своих рисунках и вмраморе показать людям все совершенство человеческого тела.Ярким примером тому может служить одна из первых его работ - статуя Давида,юного пастуха, победившего (согласно библейской истории) великана Голиафа.Для жителей Флоренции того времени Давид стал символом их республики,успешно победившей врагов и отстаивающей свою свободу. Микеланджело всейдушой впитал в себя эту флорентийскую жажду гражданской свободы. Видеальном образе готового сражаться и победить юного героя он воплотил своепредставление о республиканской свободе. Микеланджело изображает Давидаобнаженным, исходя из античных идеалов красоты человека, претворяя вмраморе античные представления о соответствии физической красоты, мощи исиле духа. Статуя Давида принесла Микеланджело славу.Он начинает получать многочисленные заказы: на скульптурную гробницу главыкатолической церкви римского папы Юлия 2, на большую фреску для залаБольшого совета во Флоренции, на статуи апостолов для флорентийскогособора. Работа над первым заказом заняла многие годы и, к сожалению, небыла доведена до конца. Остальные работы не были осуществлены целиком.Из статуй апостолов будет начата только одна-это статуя апостола Матфея,которая именно благодаря своей незаконченности может показать сам методработы скульптора. Микеланджело не отесывает первоначальный блок камня,перемещаясь вокруг него, как это делали другие скульпторы. Он идет вглубьнего от передней плоскости блока. Ему будто сразу ясен скрытый в толщекамня образ, и он освобождает его, борясь с неподатливым, грубым и твердымкамнем. Микеланджело понимает искусство скульптора не как отесывание глыбы,а как высекание из камня скрытой в нем фигуры, как освобождение из негообраза. А этот образ нелегко освободить. В скульптурных работахМикеланджело порой трудно определить, чтоосталось незаконченным из-за недостатка времени или из-за превратностейсудьбы, а что намеренно не доведено до конца. Эта незаконченность посравнению с работами современных ему скульпторов является особым свойствомтворчества мастера, так и не разгаданной до конца загадкой. Очень точноопределил ее смысл английский критик Уолтер Патер: Незаконченность-это иявляется у Микеланджело эквивалентом красок в скульптуре; в этом его манераодухотворять, преображать чистую форму, смягчать ее жесткую реальность иоживлять ее дыханием жизни. В действительности же это была законченность,силою которой ему удавалось сочетать высшую степень страсти с мягким,податливым чувством жизни. В 1508 году Микеланджело начинает в Риме росписьСикстинской капеллы в папской резиденции - в Ватикане. Папа Юлий 2 пожелал,чтобы Микеланджело расписал свод Сикстинской капеллы. Микеланджело непонравилось это предложение, но отказаться от него не смог. Вся архитектуракапеллы не очень то отвечала его новому видению и тому живописномуубранству, какое он задумал. Проявив величайшую изобретательность, ондолжен изменить вид потолка и воспользоваться его изъянами. Ему предстоялоизменить убранство помещения и одновременно само это помещение. Будучи отприроды скульптором Микеланджело решил, что напишет фигуры так, словно онивысечены из камня. Будет такое впечатление, что любая фигура вот-вотсдвинется и спустится с плафона на землю. Он расписал плафон дважды: впервый раз он остался недоволен результатом и ему пришлось начинать все сначала. Войдем же в капеллу, подобно великому множеству людей до нас и ещемногим миллионам после нас и посмотрим наверх в благовенном молчании,которое куда красноречивее всяких похвал. Среднюю часть потолкаМикеланджело заполнил сценами на библейские сюжеты: отделение света оттьмы, сотворение светил и растений, отделение тверди от воды, сотворениеАдама, сотворение Евы, грехопадение и изгнание из Рая, ЖертвоприношенияНоя, Всемирный потоп, Опьянение Ноя.Ценой женщин - и не одного, а многих людей не хватило бы, чтобы завершитьподобное произведение. А ведь Микеланджело работал совсем один. Наподготовленные части плафона он должен был наносить краску, прежде чемвысохнет штукатурка. Он даже не мог проверять ракурсы того, что набрал,снизу и рассчитывал их, находясь на лесах. Вот что писал о своем состоянииМикеланджело в этот период:От напряжения вылез зоб на шееМоей, как у ломбардских кошек от воды,А может быть, не только у ломбардских.Живот подполз вплотную к подбородку,Задралась к небу борода. ЗатылокПрилип к спине, а на лицо от кистиЗа каплей капля краски сверху льютсяИ в пеструю его палитру превращают.В живот воткнулись бедра, зад свисаетМежду ногами, глаз не видит.Натянута вся спереди, а сзадиСобралась в складки кожа. От сгибаньяЯ в лук тугой сирийский обратился Мутится, судит кривоРассудок мой. Еще бы! Можно ль верноПопасть по цели из ружья кривого? …Так защити жеПоруганную честь и труд мой сирый:Не место здесь мне. Кисть не мой удел.Наконец первая половина плафона закончена, и папа Юлий 2 вопреки желаниюМастера решил открыть ее для публики. Юлий 2 даже не отдал ему приказаприйти на богослужение в Секстину. Микеланджело узнал о состоявшейсяцеремонии случайно. Поздравить его пришел только Рафаэль.-Мессер Буанаротти, ваша капелла Буквально сразила меня, - сказал Рафаэль.Больше никто не пришел поздравить его, никто ни разу не подошел на улице.Роспись плафона Секстины ни чуть не взволновала римскую публику, все будтосвелось к поединку между Микеланджело, господом богом и Юлием. Лишь черезгод, в 1511 году Микеланджело получил возможность продолжать роспись. Онработал упорно, не отрываясь ни в воскресенья, ни в праздники. “Пока я некончил работу над плафоном, о каких либо удобствах и удовольствиях мне дажепротивно думать. Жить хорошо можно лишь тогда, когда ты счастлив, говорилМикеланджело. Он считал, что будет счастлив только тогда, когда возьметсяза мраморы. Мастер сам писал каждую фигуру и одеяние, каждое движение ижест, в котором сквозили: свое чувство, своя мысль. Каждый удар кисти былсделан им самим. Этот гигантский труд был исполнен за 3 ужасающих понапряжению года, хотя его хватило бы на целую жизнь. В день Всех Святых 1ноября 1512 года, плафон был открыт. На открытие Микеланджело не пошел, онспустился на террасу своего дома и застыл в раздумье перед мраморами,рубить и резать которые он так жаждал целых 7 лет. Он вернулся к рабочемустолу, взял перо и написал: И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, кто мрамор сам Таит в избытке и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.А 21 февраля 1513 года умер Юлий 2. В своем завещании он распорядился,чтобы Микеланджело завершил его гробницу. Был заключен договор. Обязывающийзавершить гробницу в течение 7 лет. Договор предусматривал изготовление 40фигур. Наконец-то теперь Микеланджело мог целиком отдаться своемуискусству. Вскоре после смерти Юлия 2 папой был избран Диссовани Медичи,принявший имя Льва 5.Добродушный по природе он был благорасположен к людям,а к Микеланджело в особенности. Возможно, в первые годы его правленияМикеланджело создал своих «Пленников”, которые находятся в Лувре. Статуи“Умирающий раб”(1513год,Париж,Лувр.), “Восставший раб”(1513год,Париж,Лувр), “Моисей” (ок. 1515г.Церковь Сан-Пьетро ин Вин Коли).Но уже 3 года спустя, из-за изменения политической ситуации этот договорбыл аннулирован и заключен новый, на этот раз ограничивающий масштабыпервоначальных проектов. За этим договором последовало еще 3 контракта(1525-1526,1532,1542) почти полностью изменивших замысел 1505 года. Работа надгробницей Юлия 2 превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.Фактически в одиночку Микеланджело создает свои фрески. Согласно сбиблейским преданием он представил на потолке капеллы раннюю историючеловечества, сотворение мира. Фресковый цикл начинается со сцен отделениясвета от тьмы, создания планет, земли и воды и заканчивается сценами изжизни Ноя-праведника, единственного из всего человечества спасшегося сосвоей семьей во время всемирного потопа. Эти сцены окружают изображенияпророков и сивилл-предсказателей будущего.Данте и Апокалипсис – вот источники «Страшного суда». Семь ангелов трубнымизвуками возвещают ссудный час, гробницы разверзаются, мертвые воскресают,Харон гонит в ад осужденных на вечные муки. Черти в радостном исступленииволокут голые тела гордецов, еретиков, предателей…мужчины и женщиныбросаются в бездонную пропасть, а в то время, как обретшие спасениетеснятся вокруг Христа. И он уже не посланец мира и не князь милосердия, аверховный судья, грозный и устрашающий. Он вздымает десницу, чтобы вынестиокончательный приговор. Окружают Христа группы святых. Сострадательная, словно испуганнаяпроисходящим Мадонна отворачивается, по-матерински близки людские горести.Над Христом слева ангелы опрокидывают крест, символ мученичества иунижения, а справа повергают колонну, символ переходящей земной власти. В 1546 году Павел 3 назначает Микеланджело главным архитектором храмасвятого Петра. Скрипя сердцем, Микеланджело принял должность, однако, сдвумя условиями: во-первых, ему предоставлялись полномочия поступать вовсем по собственному разумению, и, во-вторых, он отказывался от какого быто ни было денежного вознаграждения, принимая возложенную на негообязанность исключительно ради спасения своей души. Скульптура, живопись, архитектура. Три искусства, три музы. Поэзия быладля Микеланджело четвертой, быть может, самой спорной, до сих порвызывающей множество вопросов. В его поэзии не было легкости егосовременников. Он не довольствовался приближением к образцу, а старалсяперелить в стихи собственную мысль. В скульптуре он черпал сравнение иобразы, отсюда его необычность, отличие от других поэтов того времени.Основными темами лирики Микеланджело были любовь и смерть, человек и Бог.Постепенно он перешел от своей поэзии к горестному пессимизму, отсозерцания жизни к созерцанию смерти. Стихи были выпущены в свет его внучатым племянником в 1623 году.Заключение.18 декабря 1564 года великого Микеланджело не стало. Он хотел, чтобы егопохоронили на родине, во Флоренции, но папа предложил похоронить его всоборе святого Петра. В результате после отпевания в римской церкви Святыхапостолов, гроб с прахом великого скульптора был запрятан в тюк шерсти,предназначенный для отправки во Флоренцию. 11 марта тело «Божественного» Микеланджело пронесли в город. Люди,сделавшие это, верили в бессмертие, которое он заслужил в памяти людей, ихотели воздать его праху почести. Как в Древней Греции семь городов спорилииз-за чести называться родиной Гомера, так и в Италии 16 века Рим иФлоренция поспорили за право похоронить на своей земле «Божественного»Микеланджело. На его погребении во Флоренции выступали крупнейшие писателии ученые того времени. Чести украсить его гробницу добивались многиескульпторы и живописцы того времени. Так почтили флорентийцы своего великого земляка в те давние годы. Нодаже сейчас произведения Микеланджело по-прежнему живы и одаряют нас новымичувствами и мыслями. Они заставляют нас вновь и вновь вспоминать очеловеке, который их создал. План.1.Введение.2.Начало творческого пути3.Скульптура.а) в садах Медичи.б) изучение анатомиив) Давид.4.Сикстинская капелла.а) В садах Медичи.б) Страшный суд.5.Заказы Микеланджело.6.Заключение. Реферат Тема: творчество Микеланджело Работа ученика 11 «А» класса Школы № 1273 Гаврилова Константина. Москва, 2002




Похожие:

Микеланджело iconМикеланджело буонарроти 06. 03. 1475 Капрезе Микеланджело под Ареццо 18. 02. 1564 Рим Итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт
Третий римский период. Кризис флорентийско-римского Возрождения фреска «Страшный Суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы....
Микеланджело iconАрхитектура по образу человека на примере работ Микеланджело Буонарроти Состав проектной группы
Цель: изучить творчество Микеланджело как архитектора, и понять его архитектуру через скульптурные видения
Микеланджело iconМикеланджело Буонаротти
Леонардо Да Винчи, наиболее мощная фигура итальянского высокого возрождения. Как скульптор, архитектор, живописец и поэт, Микеланджело...
Микеланджело iconМикеланджело

Микеланджело iconМикеланджело

Микеланджело iconМикеланджело

Микеланджело iconМикеланджело Буонаротти

Микеланджело iconКонтрольная работа Назвать страну, где появилось искусство Возрождения
Какие характерные особенности эпохи Возрождения отразились в творчестве Микеланджело
Микеланджело icon«история изобразительного искусства»
Подготовка сообщений по темам: «Болонская Академия братьев Карраччи и методика преподавания в ней», «Микеланджело да Караваджо глава...
Микеланджело iconАльбрехт Дюрер
Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы