Правовой режим лесопользования icon

Правовой режим лесопользования



НазваниеПравовой режим лесопользования
Дата конвертации19.08.2012
Размер294.35 Kb.
ТипРеферат
Правовой режим лесопользования


Содержание: ВВЕДЕНИЕ Понятие государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования и его особенности V Ведение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра Лесной мониторинг Планирование использования и охраны лесов V Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для их рационального использования Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов Организация восстановления лесов и лесоразведение V Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов Право лесопользования и его виды Ответственность за нарушение лесного законодательстваСписок использованной литературы.ВВЕДЕНИЕ Все взаимосвязано со всем — гласит первый экологический [1] закон.Значит, и шага нельзя ступить, не задев, а порой и не нарушив чего-либо изокружающей среды. Каждый шаг человека по обычной лужайке — это десяткипогубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционныепути, а может быть, и снижающих свою естественную продуктивность. Уже в прошлом веке возникла тревога человека за судьбу планеты, а втекущем столетии дело дошло до кризиса мировой экологической системы из-завозрастания нагрузок на природную среду. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов и нарушенияэкологических связей в экосистемах стали глобальными проблемами. И есличеловечество будет продолжать идти по нынешнему пути развития, то егогибель, как считают ведущие экологи мира, через два-три поколениянеизбежна. Несмотря на принимаемые Российским государством меры по оздоровлениюокружающей среды, экологические отношения по-прежнему продолжаютразвиваться в неблагоприятном для природы и общества направлении: а) все так же преобладает ведомственный подход, в результате чего каждыйэкологопользователь эксплуатирует природные богатства, исходя из своихведомственных интересов; б) применяется так называемый ресурсовый подход к экологопользованию,вследствие чего вне правовой защиты остаются многие экологические связи иприродные объекты, не имеющие ресурсовой ценности. Что же касается контроля за состоянием и пользованием лесного фонда РФ,то он относится к федеральной государственной собственности. Вопросывладения, пользования и распоряжения лесным фондом находятся в совместномведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации. В преамбуле Лесного Кодекса РФ (Л К РФ), принятого Государственной Думойсказано, что лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и иныхвидов растительности, животных, микроорганизмов и других компонентовприроды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своемразвитии. Кодекс РФ значительно расширил полномочия Российской Федерации, субъектовФедерации, органов местного самоуправления в сфере регулирования лесныхотношений.
После принятия Кодекса все законодательные и иные нормативные правовыеакты субъектов РФ не могут противоречить ему и принимаемым в соответствии сним федеральным законам. По сравнению с прежним лесным законодательством в Лесной кодекс включенобольше новелл, например, о праве собственности и других правах на объектылесных отношений, распределении и использовании средств, получаемых привзимании платежей за пользование лесным фондом и др. Лес выполняет экологическую, экономическую и культурно-оздоровительнуюфункции. В настоящее время общая площадь лесов России составляет 1,826 млн. га, втом числе покрытых лесом земель— 771 млн. га (65%), а запасом древесины81,6 млрд. куб. м.В течение десятилетий в лесном хозяйстве России велись «условно сплошныерубки», которые привели к огромным потерям и ухудшению породности составалесов, к нарушению основополагающих принципов лесопользования — кпостоянному (ежегодному) перерубу расчетных лесосек в хвойных лесах ипренебрежению разработок мягколистных и лиственных лесов России. За последние двадцать лет переруб (ежегодный) расчетных лесосек ибессистемные выборочные рубки в наших хвойных лесах привели к значительномусокращению запасов хвойных лесов на 17 — 20%. Леса — это легкие планеты и они поглощают около 70% загрязняющих веществ,выбрасываемых в атмосферу. За последние два-три года положение в лесном хозяйстве России значительноухудшилось. Хотя по данным Федеральной службы лесного хозяйства РФ ежегодновырубаются леса на площади в 2 млн. гектаров, а значит сокращается экспортлеса за рубеж. Однако имеются сведения о том, что ежегодная рубка леса вРоссии осуществляется на площади 12 млн. гектаров. К этому следуетдобавить, что экспортом леса бесконтрольно занимаются около 300организаций, поэтому в действительности экспорт леса за рубеж неимоверновозрастает. Ни в одной стране мира в лесном фонде нет такого числа площадей, непокрытых лесами. Только на Дальнем Востоке их 78,2 млн. га. С учетом всех обстоятельств и разработана Государственная программавосстановления российских лесов, что позволит повысить их продуктивность истабилизировать экологическую обстановку в тех регионах, где процессобезлесения принимает характер экологического бедствия. Концепция развития лесного хозяйства России предусматривает планомерныйпереход к комплексному ведению лесного и охотничьего хозяйства. Бесплатное лесопользование в течение десятилетий нанесло непоправимыйущерб лесному хозяйству России. В Лесном Кодексе предусмотрено взиманиеплаты за пользование лесным фондом (лесной налог). Часть этих средствнаправляется на финансирование мероприятий по воспроизводству, охране изащите лесов, как это делается в большинстве стран мира. Зарубежный опыт ведения лесного хозяйства в условиях рыночных отношенийсвидетельствует о необходимости централизованного государственногоуправления лесами. Оно обеспечивает сохранение их экологического иресурсового потенциала, разумное сочетание федеральных, республиканских иместных интересов, независимо от форм собственности на природные ресурсы.ЛК РФ устанавливает и регламентирует такое управление. Лес — один из основных видов растительного покрова Земли, источникДревесины, разнообразных растительных продуктов, среда обитания животных.Ему принадлежит огромная роль в поддержании гидрологического режима рек, впредупреждении эрозии и дефляции почв в борьбе с суховеями. Леса играютрешающую роль в поглощении углекислоты из атмосферы, и следовательно, вустановлении климатического баланса на планете, в создании необходимыхусловий жизни на Земле. Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды (летучиевещества, обладающие бактерицидными свойствами), которые убиваютболезнетворных микробов. Лес выполняет различные климаторегулирующие, средозащитные,почвозащитные, водоохранные, санитарно-оздоровительные функции, имеетбольшое значение при проведении мелиоративных работ и рекультивации земель. «Лесные массивы и в тропиках, и в умеренном климате — это последнийважный стабилизирующий фактор на земной поверхности, защищающий нас отнаихудших последствий кризиса окружающей среды, связанных прежде всего сглобальным парниковым эффектом».Экономическое значение леса проявляется в том, что он является источникомдревесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетворенияпотребностей народного хозяйства и населения. Юридическое понятие леса связано с формированием лесного фонда РФ. Егосоставляют: лесные насаждения с землями, на которых они произрастают, атакже земли, предназначенные для выращивания лесов, земли, необходимые длянужд лесного хозяйства, и расположенные среди этих земель болота, гольцы,каменистые россыпи, пески и иные земли, не отнесенные к другим категориямземель. Различают лесные земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом(вырубки, гари, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, пески, дорогии другие)[2]. Не считаются лесами и не входят в лесной фонд небольшие совокупностидеревьев, которые не находятся в сомкнутом состоянии и не имеют такогогеографического, климатического и иного значения, как леса, а именно:защитные лесные насаждения и другая древесная и кустарниковаярастительность на землях сельскохозяйственного назначения; защитные лесныенасаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог, а такжеканалов; лесные насаждения и группы деревьев и кустарников на земляхпоселений (городов, поселков, сельских поселений); деревья и группыдеревьев и кустарников на приусадебных, дачных и садовых участках На даннуюрастительность не распространяется правовой режим, установленный для лесов. Лесной фонд находится в совместном ведении Российской Федерации исубъектов Российской Федерации. Владение, пользование и распоряжение леснымфондом осуществляются в интересах как народов, проживающих насоответствующих территориях, так и всех граждан Российской федерации. Границы лесного фонда не являются неизменными. Его территория можетрасширяться за счет отвода под лесопосадки новых земель, ранее входивших вдругие категории государственного земельного фонда. Возможно и сокращениетерритории лесного фонда в результате изъятия земель из его состава дляиных государственных и общественных надобностей. Деревья, произрастающие в лесах, признаются объектами права собственностии объектами самостоятельного регулирования лишь до тех пор, пока онипроизрастают на земле, пока сохраняется биологическая связь между деревьямии прочей древесной растительностью, с одной стороны, и землей — с другой.Срубленные деревья, не являются частью леса, а представляют собойсамостоятельные объекты права собственности — древесину. Древесина, а такжетехническое и лекарственное сырье, кормовые, пищевые и другие продуктылеса, добытые при пользовании лесным фондом, могут находиться в частной,государственной, муниципальной и иных формах собственности.Понятие государственного регулирования эколого-правового режималесопользования и его особенности Государственное регулирование эколого-правового режима лесопользования —это исполнительно-распорядительная деятельность органов по рациональномуиспользованию лесов, их охране и защите, воспроизводству и повышениюпродуктивности для удовлетворения различных потребностей народногохозяйства и населения, а также усилению полезных природных свойств лесов. Различается регулирование эколого-правового режима лесопользования состороны государства и внутрихозяйственное управление со сторонылесопользователей. Государственное регулирование является формой осуществления функций,вытекающих из содержания права государственной собственности на леса. Оноподразделяется на общее и специальное. Государственноерегулирование в области использования, воспроизводства, охраны и защитылесов осуществляется Правительством РФ, органами исполнительной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления, иными государственнымиорганами. Органами отраслевой (ведомственной) компетенции по регулированию эколого-правового режима лесопользования являются Федеральная служба лесногохозяйства[3] и ее территориальные органы К ним относятся органы управлениялесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, лесхозы, национальныепарки, лесоустроительные организации, базы авиационной охраны лесов Этиорганы обеспечивают реализацию государственной политики в областииспользования, воспроизводства, охраны и защиты лесов В системе органов лесного хозяйства имеется аппарат государственнойлесной охраны РФ, который осуществляет свою деятельность в соответствии сутвержденным для него Положением Он наделяется правами по предупреждению ипресечению нарушений лесного законодательства В Лесном Кодексе закреплена компетенция Российской Федерации и еесубъектов в сфере регулирования лесных отношений Определена такжекомпетенция органов местного самоуправления в этой сфере Основными функциями регулирования эколого-правового режималесопользования являются государственный учет лесного фонда, леснойкадастр, лесной мониторинг, государственная лесная охрана, лесоустройство,организация восстановления лесов и лесоразведения, государственный контрольза состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов,разрешение споров о лесопользованииВедение государственного учета лесов и государственного лесного кадастра Для организации рационального использования лесов, их воспроизводства,охраны и защиты, систематического контроля за количественными икачественными изменениями лесного фонда и обеспечения долговременнымисведениями о лесном фонде органов государственной власти РФ, субъектов РФ,органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, организаций,граждан проводится государственный учет лесов и ведется государственныйлесной кадастр по единой системе. В ходе составления сводного учета лесоводновременно учитываются и земли лесного фонда Лесным Кодексом РФ предусмотрено осуществление мероприятий по ведениюгосударственного учета лесов, отраслевого учета состояния и использованияземель лесного фонда и государственного лесного кадастра. Государственныйлесной кадастр должен содержать сведения об экономических, экологических ииных количественных и качественных характеристиках лесного фонда Данныегосударственного лесного кадастра используются при управлении и организацииведения лесного хозяйства, переводе лесных земель в нелесные, определенииплатежей за пользование лесными ресурсами, оценке хозяйственнойдеятельности лесопользователей и владельцев лесного фонда Государственный учет лесов должен обеспечивать периодическое уточнениеколичественного и качественного состояния лес лесов в целях контроля заизменениями, происходящими в структуре государственного лесного фонда. Этисведения ежегодно вносятся в учетную документацию предприятиями,учреждениями и организациями, на которые возложено ведение лесногохозяйства Документация государственного учета лесов по всему лесному фондуобновляется один раз в 5 лет и проводится соответствующими органами, введении которых находится лес Важным вопросом, непосредственно связанным с ведением учета лесов илесного кадастра, является экономическая оценка лесов, которая даетвозможность объективно сопоставить результаты хозяйственной деятельностиотдельных леспромхозов, устраняет уравнительный подход к ее результатам,позволяет сопоставить планирование добычи древесины и фактическую еезаготовку На это направлено установление платности за природные ресурсы, втом числе и за леса Большое значение имеет также государственная регистрация лесов иземлепользования (основная и текущая), на основании которой каждомупользователю выдается акт по установленной форме, определяющий их права иобязанностиЛесной мониторинг В ст. 43 Лесного Кодекса сказано, что мониторинг лесов представляет собойсистему наблюдений, оценки и прогноза состояния и динамики лесного фонда вцелях эффективного управления в области использования, воспроизводства,охраны и защиты лесов и повышения их природоохранных функций Структура,содержание и порядок осуществления лесного мониторинга устанавливаетсясовместно федеральным органом управления лесным хозяйством игосударственным органом охраны окружающей среды Российской Федерации.Планирование использования и охраны лесов Планирование использования лесов включает мероприятия в областирационального использования лесов, восстановления, лесоразведения,повышения продуктивности лесов, их охраны и зашиты Законодательством предусматриваются: мероприятия по ведению лесногохозяйства с расчетом на длительную перспективу; размер ежегодно выделяемоголесосечного фонда раздельно по группам лесов и хозяйствам, объемам полесовосстановлению. Разработка и составление годовых и перспективных планов использования иохраны лесов в соответствии с данными лесоустройства осуществляетсяфедеральным органом управления лесным хозяйством. Функция планирования осуществляется через программирование, разработкусовместно с субъектами РФ федеральных программ по рациональномуиспользованию лесного фонда России, повышению доходности, продуктивности,экономической, экологической и социальной значимости лесов, обеспечениювоспроизводства, охраны и защиты лесов; определение порядка ихфинансирования и организация выполнения; разработку основных направленийгосударственной политики в области использования, воспроизводства, охраны изащиты лесов и их реализацию; планирование расчетных лесосек, определение иутверждение расчетной лесосеки с участием органов исполнительной властисубъектов РФ и др.Лесоустройство — территориально-пространственная организация лесов для ихрационального использования Лесоустройство включает в себя систему мероприятий, направленных наобеспечение рационального ведения хозяйства и пользования лесным фондом,эффективного воспроизводства, охраны и защиты лесов, осуществление единойнаучно-технической политики в лесном хозяйстве. В лесоустройство входят следующие лесоустроительные действия: определениеи восстановление юридически установленных границ и внутрихозяйственнаяорганизация территории лесного фонда, находящегося во владении лесхозов,сельскохозяйственных организаций, военных лесхозов и военных лесничеств,государственных природных заповедников, национальных парков, учебныхлесхозов государственных высших учебных заведений; выполнение топографо-геодезических работ и специального картографирования лесов; инвентаризациялесного фонда с определением породного и возрастного состава насаждений спроизрастанием реликтов и особо защитных участков; выявление участковлесного фонда, нуждающихся в проведении рубок главного пользования, рубок илесоразведению, мелиорации, а также охране и защите лесов и другиххозяйственных мероприятий и определение порядка и способов их проведения;обоснование отнесения лесов к группам и категориям защитности и подготовкапредложений по переводу лесов из одной группы или категории защитности вдругую, перевод непокрытых лесом земель в покрытые и нелесные — в лесные;исчисление расчетных лесосек, рубок главного пользования, размеров рубокпромежуточного пользования; определение объемов мероприятий повосстановлению лесов и лесоразведению, охране лесов от пожаров, защите ихот вредителей и болезней, а также объемов других лесохозяйственных работ;определение размеров побочных лесных пользовании и заготовки второстепенныхлесных материалов, размеров пользования лесным фондом для нужд охотничьегохозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях;лесобиологические и другие обследования и изыскания; государственныйконтроль за использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;авторский надзор за осуществлением разработанных при лесоустройствепроектов, а также иные лесоустроительные действия. Лесоустройство на всей территории лесного фонда РФ проводитсягосударственными лесоустроительными организациями федерального органауправления лесным хозяйством.Ведение лесного хозяйства без проведения лесоустройства запрещается. Поматериалам лесоустройства для владельцев лесного фонда составляютсяпроекты, в которых дается комплексная оценка ведения лесного хозяйства ипользования лесным фондом за прошедший период, разрабатываются основныеположения организации и развития лесного хозяйства. Указанные проекты идругие материалы лесоустройства утверждаются в порядке, устанавливаемомфедеральным органом управления лесным хозяйством и являются обязательныминормативно-техническими документами для ведения лесного хозяйства,прогнозирования, перспективного и текущего планирования пользования леснымфондом и финансирования лесохозяйственных работ.Правовое регулирование распределения и перераспределения лесов Распоряжение лесным фондом представляет собой совокупностьраспорядительных действий соответствующих государственных органов,владельцев лесного фонда, в качестве которых определены лесхозы;сельскохозяйственные организации, образованные при реорганизациисоответствующих колхозов и совхозов; национальные парки федерального органауправления лесным хозяйством; государственные природные заповедники;военные лесхозы, военные лесничества и лесхозы государственных высшихучебных заведений. Основными видами распорядительных действий в отношении лесов являютсяследующим: закрепление лесов за лесхозами (производится Роском-лесом и егоорганами), за сельскохозяйственными предприятиями (в случае предоставленияземель, покрытых лесом в бессрочное пользование), за министерствами,предприятиями и организациями (производится в основном Правительством РФ),перераспределение лесов (т. е. передача из одноголесхоза в другой, передача участков лесного фонда от одних владельцев с ихсогласия в ведение государственных органов лесного хозяйства изъятиезакрепленных лесов), закрепление и изъятие лесосырьевых фаз Основными функциями владельцев лесного фонда являются представлениеучастков лесного фонда в долгосрочное пользование, аренду на основаниирешения органа местного самоуправления по согласованию с районным органомохраны окружающей среды, предоставление на основании совместного с районной(городской) администрацией решения участков лесного фонда в краткосрочноепользование, ежегодный отвод лесосек и выдача лесорубочных билетов(ордеров) и др. При осуществлении данных действий имеет значение принадлежность лесов ксоответствующим группам и категориям зашитности. В зависимости от этихфакторов устанавливается порядок ведения лесного хозяйства, использованиялесов и соответствующих земель, а также порядок изъятия этих земель длягосударственных или общественных нужд Среди оснований прекращения права лесопользования, специфичными дляпредприятий, организаций и учреждений являются истечение установленногосрока лесопользования, ликвидация предприятия, организации, учреждения,характерными для граждан — добровольный отказ от лесопользования Средиобщих оснований — изъятие государственного лесного фонда или иных земель,занятых лесами, для государственных или общественных нужд, а такжеосуществление лесных пользовании не в соответствии с целями илитребованиями, обозначенными в лесорубочном билете (ордене) или лесномбилете Убытки и потери лесохозяйственного производства, причиненныелесопользователям, подлежат возмещениюОрганизация восстановления лесов и лесоразведение На вырубках, гарях и иных бывших под лесом площадях осуществляетсявосстановление лесов, а на других землях, предназначенных для созданияновых лесов, проводится лесоразведение В целях повышения продуктивности и качества лесов осуществляется ихвоспроизводство и улучшение породного состава, создание и эффективноеиспользование постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетическойоснове, гидролесомелиорация, своевременное проведение ухода за лесом идругие лесоводческие мероприятия В целях рационального использования земель лесного фонда, обеспеченияоптимальной лесистости, и улучшения экологической обстановки проводитсявосстановление лесов на лесных землях, а на других землях, предназначенныхдля создания лесов, осуществляется лесоразведение Восстановление лесов, заготовка лесных семян и выращивание посадочногоматериала осуществляются как владельцами лесного фонда, так илесопользователями. Лесопользователи обязаны проводить лесовосстановительные работы навырубках способами, методами и за счет средств, указанных в разрешительныхдокументах, своевременно передавать владельцу лесного фонда участкисозданных лесных культур и другие облесенные площади Пользование участкамилесного фонда без обеспечения восстановления лесов в нормативные срокизапрещается Лесопользователи обязаны соблюдать требования по сохранению благоприятныхусловий для восстановления лесов Эти требования должны учитываться приразработке новой техники для заготовки и трелевки древесины и других лесныхресурсов Владельцы лесного фонда могут приостанавливать проводимыелесопользователями работы на предоставленных им в пользование участкахлесного фонда, если проведение указанных работ отрицательно влияет навоспроизводство лесов до устранения причин нарушения лесоводческихтребованийГосударственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов Государственный контроль за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и зашитой лесов возлагается на органы государственной властисубъектов РФ Федеральный орган управления лесным хозяйством и еготерриториальные органы, а также государственные органы охраны окружающейсреды в пределах их компетенции Порядок осуществления федеральным органомуправления лесным хозяйством и его территориальными органамигосударственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,охраной и защитой лесов устанавливается Правительством РФ Задачей государственного контроля (за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов) является обеспечение соблюдениявсеми юридическими лицами и гражданами установленного порядка пользованиялесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны изащиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норми правил, установленных лесным законодательством В системе Федеральной службы лесного хозяйства РФ в соответствии сПоложением о порядке осуществления государственными органами управлениялесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов в РФ, утвержденным ПравительствомРФ от 3 мая 1994 г [4] полномочиями по осуществлению государственногоконтроля наделены: руководитель государственного органа управления леснымхозяйством РФ (по должности он и главный государственный инспектор поконтролю) и его заместитель, который является (заместителем главногогосударственного инспектора по контролю); руководители, их заместители вструктурных подразделениях указанных органов РФ, являющиеся (по должностиодновременно старшие государственные инспекторы по контролю), а такжеаналогичные должностные лица в органах управления лесного хозяйства всубъектах Федерации;директора лесхозов (старший государственный инспектор), лесничие, ихпомощники, мастера леса, лесники, являющимися по должности одновременногосударственными инспекторами по контролю. Государственный контроль на территории специальных объектов, закрытыхадминистративно-территориальных образований осуществляется государственнымиорганами управления лесным хозяйством в соответствии с указаннымПоложением. В соответствии со ст. 14 указанного Положения государственные органыуправления лесным хозяйством обеспечивают государственный контроль засоблюдением: порядка и правил ведения государственного учета лесного фонда, лесногомониторинга, государственного лесного кадастра, технической документации,отчетности, характеризующей количественные и качественные изменения лесногофонда, использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов; требований законодательства по вопросам аренды участков лесного фонда, поцелевому использованию земель лесного фонда, повышению их плодородия,охране, своевременному проведению ре культивации нарушенных земель лесногофонда; по воспроизводству лесов и защитному лесоразведению; правил отпуска древесины на корню в лесах рубок главного и промежуточногопользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочныхлесных пользовании, правил отвода и таксации лесосек, приемки иосвидетельствования участков лесного фонда; порядка пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства,;1 внаучно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических испортивных целях; режима охраны лесов и порядка пользования лесным фондом на особоохраняемых природных территориях и объектах (в государственных природныхзаповедниках, природных заказниках, национальных природных парках,памятниках природы, курортных и лечебно-оздоровительных зонах); режима ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, порядкалесопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельностималочисленных народов и этнических групп, а также на территорияхподвергнувшихся радиационному загрязнению; порядка охраны лесов при строительстве, взрывных работах, добыче полезныхископаемых и торфа, прокладке кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций,буровых и других работах, не связанных с ведением лесного хозяйства иосуществлением лесных пользовании; правил пожарной безопасности в лесах; требований по учету площадей,пройденных пожарами на территории лесного фонда и определению причиненногоими ущерба лесному фонду, своевременному принятию мер по ликвидациипоследствий лесных пожаров; санитарных правил в лесах, требований по предупреждению возникновения ираспространения очагов вредителей и болезней леса, их учету; соответствия лесоустроительных и специальных технических проектов, атакже планируемых лесохозяйственных мероприятий задачам сохранения,приумножения и рационального использования лесов, усиления их водоохранных,средозащитных, санитарно-гигиенических и других полезных природных свойств; требований по охране лесного фонда от захламления и загрязненияпромышленными, коммунально-бытовыми выбросами, отходами, сточными водами, атакже от заболачивания, затопления и подтопления; требований нормативных актов по вопросам ведения лесного хозяйства,качества лесохозяйственных мероприятий; иных требований законодательства повопросам состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Для выполнения указанных функций инспектора по контролю за состоянием,использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов имеютопределенные права:запрашивать и безвозмездно получать от министерств и ведомств, предприятий,организаций и учреждений не зависимо от форм собственности и подчинения,граждан информацию, необходимую для выполнения указанных функций;посещать при предъявлении служебного удостоверения предприятия, учреждения,организации и другие объекты для проведения контроля за состоянием,использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а специальныеобъекты и закрытые административно-территориальные образования — вустановленном для их посещения порядке;проверять состояние и использование участков лесного фонда, находящихся вовладении и пользовании, а участков лесного фонда,находящихся на территории специальных объектов и закрытых административно-территориальных образований — в установленном для их посещения порядке; проверять документы на право пользования участками лесного фонда; принимать меры по пресечению пользовании лесным фондом, несоответствующих условиям разрешительных документов или осуществляемых безних, а также иных нарушений лесного законодательства, изъятию незаконнодобытой лесной продукции; давать предприятиям, организациям и учреждениям, иностранным юридическими физическим лицам, гражданам обязательные к исполнению указания(предписания) по вопросам устранения нарушений лесного законодательства иих последствий; приостанавливать или ограничивать право пользования лесным фондом впорядке, установленном законодательством; аннулировать разрешительные документы в случаях, установленныхзаконодательством; составлять протоколы обо всех видах нарушений лесного законодательства, вустановленном порядке рассматривать дела об административныхправонарушениях и налагать административные взыскания; предъявлять претензии предприятиям, организациям и учреждениям дляурегулирования споров и обращаться беспошлинно от имени государственныхорганов управления лесным хозяйством в суд и арбитражный суд по делам овозмещении ущерба, причиненного лесному фонду, о взыскании неустоек занарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню влесах, а также по вопросам отмены неправомерных а решений, связанных сизъятием и предоставлением участков лесного фонда в пользование; направлять в соответствующие органы материалы нарушениях лесногозаконодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц кответственности; обращаться в органы власти по вопросам их компетенции по устранениюнарушений лесного законодательства; привлекать в установленном порядке работников научно-исследовательских,проектно-изыскательских учреждений, лабораторий, других организаций иотдельных специалистов для проведения анализов, экспертизы, подготовки ивыдачи заключений, а также для участия в иных мероприятиях по осуществлениюгосударственного контроля. Ведомственный контроль осуществляет ведомственная охрана, котораясоздается в лесах сельскохозяйственных организаций, государственныхприродных заповедников, а также в лесах военных лесхозов и лесничестваучебных лесхозов государственных высших учебных заведений для охраны лесовот пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений, защиты леса отвредителей и болезней. Положение об этой охране утверждается специальнымфедеральным органом управления лесным хозяйством. В системе Федеральной службы лесного хозяйства РФ и его территориальныхорганов организуется Государственная лесная охрана РФ для обеспечения иосуществления мероприятий по ведению лесного хозяйства. Споры между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами повопросам, связанным с осуществлением лесных пользовании, включая арендуучастков лесного фонда и производство работ, разрешаются судом илиарбитражным судом.Право лесопользования и его виды Институт права лесопользования, являясь производным от правасобственности на леса, призван служить успешному выполнению задачирациональной и эффективной эксплуатации лесных богатств, а также их охраныи воспроизводства. Лесопользование имеет свою специфику в зависимости оттого, в лесах какой группы и категории защитности оно осуществляется. Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом не должнынаносить вреда окружающей среде, животному миру и здоровью человека.Ведение лесного хозяйства должно обеспечивать: сохранение и усилениесредообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраныздоровья человека; многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользованиелесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и гражданв древесине и другой лесной продукции;воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение ихпродуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов; рациональноеиспользование земель лесного фонда; повышение эффективности ведения лесногохозяйства на основе единой технической политики, использования достиженийнауки, техники и передового опыта; сохранение биологического разнообразияобъектов историко-культурного и природного наследия. В лесном фонде РФ в соответствии с народнохозяйственным и экологическимзначением лесов, их местоположением и выполняемыми функциями,устанавливается деление лесов на группы и категории защитности.следят за тем, чтобы предприятия, учреждения и организации, на которыевозложена охрана и защита лесов, и лесопользователи проводили мероприятияпо пожарной профилактике, противопожарному обустройству и по подготовкеэтих предприятий к пожароопасному сезону, обеспечивали проведение мер поборьбе с вредителями и болезнями леса. Осуществление мероприятий по охране и защите лесов возлагается в лесахгосударственного значения на лесохозяйственные предприятия органов лесногохозяйства, иные предприятия, организации и учреждения, на которые возложеновеление лесного хозяйства, а также на соответствующие министерства,государственные комитеты и ведомства и органы местного самоуправления (ихадминистрации). В лесах акционерных обществ указанные обязанности исполняютсами акционерные общества, а также иные организации, на которые возложеноведение лесного хозяйства в этих лесах, и соответствующиесельскохозяйственные органы. При этом должно быть обеспечено осуществление мероприятий но охране изащите лесов, по борьбе с лесными пожарами. В этих целях могут бытьпривлечены: население, противопожарная техника, транспортные средства,запрещены на период высокой пожарной опасности в необходимых случаяхпосещение населением лесов и въезд в них транспортных средств. Средимероприятий по охране лесов выделяются технологические, санитарные и др. Охрана и защита на землях сельскохозяйственных организаций полезащитныхлесных полос, защитных насаждений или озеленительных древесно-кустарниковыхнасаждений, не входящих в государственный фонд, обеспечиваютсяземлепользователями, соответствующими министерствами, государственнымикомитетами, ведомствами и местной администрацией. Охрану и защиту лесов осуществляют государственная лесная охранаРоссийской Федерации, лесная охрана министерств, государственных комитетови ведомств, в систему которых входят предприятия, ведущие лесное хозяйство;лесная охрана бывших колхозов и совхозов и других сельскохозяйственныхпредприятий. Одним из основных требований, предъявляемых к ведению лесного хозяйства,являются усиление полезных свойств лесов, их сбережение, охрана от пожаров,защита от вредителей. Все это должно осуществляться способами и методами,не наносящими вреда человеку и окружающей среде. При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатациюновых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, атакже внедрении новых технологических процессов, влияющихна состояние и воспроизводство лесов, должны предусматриваться иосуществляться мероприятия, обеспечивающие охрану лесов от отрицательноговоздействия на них сточных вод, химических веществ, промышленных икоммунально-бытовых выбросов, отходов и отбросов. Производство в лесах таких работ, как строительные и взрывные, добычаполезных ископаемых, прокладка кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций,буровые и другие работы, должно осуществляться способами, не вызывающимиухудшения противопожарного и санитарного состояния лесов и условий ихпроизводства.Ответственность за нарушение лесногозаконодательства Нарушение лесного законодательства можно подразделить на четыре группы: нарушение права государственной собственности на леса (купля-продажа,дарение, залог, самовольный обмен участков лесного фонда, а такжесамовольная переуступка права лесного пользования и другие сделки, в явнойили скрытой форме нарушающие право государственной собственности). Как граждане, так и юридические лица, в том числе иностранные, виновные всовершении указанных действий, а также других нарушениях лесногозаконодательства, несут уголовную, административную или инуюответственность в соответствии с законодательством РФ. Древесина и иная лесная продукция, заготовленные без соответствующихразрешительных документов, подлежат изъятию и передаче органам местногосамоуправления. В соответствии с ЛК РФ самовольно занятые участки лесного фондавозвращаются владельцам лесного фонда и лесопользователям без возмещениялицам, виновным в самовольном занятии участков, затрат, произведенных имиза время незаконного пользования участками, а также стоимости подлежащихсносу незаконно возведенных зданий, строений и сооружений. Если же снос осуществлен законным владельцем участка, соответствующиезатраты возмещаются законному владельцу лицами, самовольно занявшимиучастки лесного фонда. Физические и юридические лица, виновные в совершении указанных действий,несут административную ответственность в соответствии с законодательствомРФ и ее субъектов. ЛК РФ предусматривает обязанность предприятий, учреждений, организаций играждан возместить вред, причиненный лесному фонду в размерах и порядке,установленном соответствующими органами государственной власти субъектовРФ. Причем, размер возмещения определяется либо на день добровольной егоуплаты причинителем вреда либо на день вынесения решения судом о взысканииущерба; нарушения установленного порядка использования лесосечного фонда,заготовки и вывоза древесины и других требований, вытекающих из Правилотпуска леса на корню;противоправные действия, посягающие ни порядок ведения лесного хозяйства;уничтожение, повреждение ограничительных знаков в лесах;нарушение правил и инструкций по улучшению ведения лесного хозяйства ииспользованию спелой древесины; самовольный сбор дикорастущих плодов,орехов, грибов, ягод на участках, где это запрещено или допускается толькопо лесным билетам; лесонарушения, причиняющие вред лесу или создающие угрозу такогопричинения: уничтожение или повреждение лесных деревьев и кустарников,саженцев, лесных культур, загрязнение лесных массивов сточными водами,отходами, химическими, нефтяными и иными вредными веществами;уничтожение других элементов лесного комплекса (самовольное сенокошение ипастьба скота, уничтожение полезной для леса фауны). В соответствии с действующим законодательством за нарушение лесногозаконодательства должностные лица и граждане подвергаются штрафу,налагаемому в административном порядке за совершение следующих нарушенийзаконодательства об использовании и охране лесов: за самовольное занятие участков лесного фонда и самовольную переуступкуправа лесопользования, а также за совершение других сделок, в прямой искрытой форме нарушающих право государственной собственности на леса (ст.48 КоАП РСФСР); за незаконную порубку и повреждение деревьев и кустарников, уничтожение иповреждение лесных культур, сеянцев, либо саженцев в лесных питомниках и наплантациях, а также молодняка естественного происхождения и самосева наплощадях, предназначенных под лесовосстановление (ст. 63 КоАП РСФСР); за использование участков земель лесного фонда для раскорчевки,возведения построек, переработки древесины, устройства складов и т. п. безнадлежащего разрешения на использование этих участков (ст. 61 КоАП РСФСР);за нарушение установленного порядка использования лесосечного фонда,заготовки и вывозки древесины и заготовки живицы (ст. 62 КоАП РСФСР); за самовольное сенокошение и пастьбу скота в лесах и на земляхгосударственного лесного фона, не покрытых лесом, самовольный сбордикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и т. п. на участках, где этозапрещено или допускается только по лесным билетам (ст. 68 КоАП РСФСР); зауничтожение и повреждение ограничительных знаков в лесах (ст. 74 КоАПРСФСР); за уничтожение полезной фауны для леса (ст. 75 КоАП РСФСР)[5]; за повреждение леса сточными водами, химическими веществами,промышленными и коммунально-бытовыми выбросами, отходами и отбросами,повлекшее его усыхание или заболевание (ст. 71 КоАП РСФСР); за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, повлекшеевозникновение лесного пожара либо распространение его на значительнойплощади (ч. 2 ст. 76 КоАП РСФСР);за нарушение правил и инструкций по восстановлению, улучшению состояния иприродного состава лесов, повышению их продуктивности, а также поиспользованию ресурсов спелой древесины (ст. 66 КоАП РСФСР). Кроме того, Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотренаадминистративная ответственность за уничтожение или повреждение подроста влесах (ст. 64); осуществление лесных пользовании не в соответствии с целямиили требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) илилесном билете (ст. 65); повреждение сенокосов и пастбищных угодий на земляхлесного фонда (ст. 67); сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод и т. п. снарушением установленных сроков их сбора (ст. 69); ввод в эксплуатациюновых и реконструированных предприятий, цехов, агрегатов, транспортныхпутей, коммунальных и других объектов, не обеспеченных устройствами,предотвращающими вредное воздействие на состояние и воспроизводство лесов,засорение лесов бытовыми отходами и отбросами и уничтожение или повреждениеканав, дренажных систем и дорог на землях лесного фонда. Лица, виновные в незаконном уничтожении или повреждении полезащитныхлесных полос, либо защитных или озеленительных древесно-кустарниковыхнасаждений, входящих в лесной фонд, несут ответственность, установленнуюзаконодательством, как за уничтожение или повреждение лесов особоохраняемых территорий. В случае, если юридические лица или граждане проводят работы, которыеотрицательно влияют на состояние и воспроизводство лесов, такие работымогут быть приостановлены или запрещены органами исполнительной властисубъектов РФ по представлению органов управления лесным хозяйством субъектаРФ и государственных органов охраны окружающей среды до устранения причин,явившихся основанием для приостановления или запрещения работ. При проведении работ на землях лесного фонда они могут бытьприостановлены решением органа управления лесного хозяйства субъекта РФ иливладельцем лесною фонда. Ущерб, понесенный в результате указанного приостановления или запрещенияработ, юридическим лицам и гражданам не возмещается. Уголовное законодательство предусматривает следующие составы преступленийи области использования и охраны леса: незаконная порубка деревьев икустарников (ст. 260 УК РФ) и уничтожение или повреждение лесов (ст. 261 УКРФ). Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить ущербза вред, причиненный ими лесному фонду, в размерах и порядке, установленныхсоответствующими органами государственной власти республик в составе РФ идругих субъектов Федерации. В таком же порядке возмещают ущерб, причиненный незаконным уничтожениемили повреждением полезащитных лесных полос на землях сельскохозяйственныхпредприятий либо иных защитных и озеленительных древесно-кустарниковыхнасаждений, не входящих в лесной фонд. Действующим законодательством утверждено десять видов такс для взысканияущерба, причиненного лесонарушениями. При отсутствии утвержденных таксущерб взыскивается в соответствии с новым Лесным Кодексом РФ исходя изстоимости производственных затрат, необходимых для восстановлениянарушенного состояния лесной среды. Ущерб, причиненный лесным пожаром, возмещается исходя из стоимости потерьтоварной древесины, затрат по очистке территории и приведению ее всостояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве, расходов попроведению лесовосстановительных работ и выращиванию лесных культур, атакже стоимости средств тушения пожара. За невыполнение обязательных мероприятий по охране, восстановлению иулучшению лесов, за нарушение порядка использования и охраны лесадолжностные лица предприятий и организаций, иные виновные работники несутдисциплинарную ответственность в соответствии с нормами трудовогозаконодательства. Список использованной литературы:1. Антропогенные воздействия на лесные экосистемы степной зоны. Днепропетровск, 1990.2. Полянская Т.Н. Актуальные вопросы лесного законодательства. М., 1985.3. Таранков В.И. Экологическая роль леса. Воронеж, 1988.4. Экология лесов Севера. Сыктывкар, 1989,5. Экология горных лесов. Тбилиси, 1989.6. Экология и защита леса. Л., 1990.7. Экологическое право России – М.: "Юрист", 1996 г.8. Ерофеев Б.В. Экологическое право РФ. Учебник (второе издание) – М., 1998 г.9. Справочно-правовая система "Консультант - ПЛЮС"-----------------------[1] Термин «экология» (от греческих слов «йокос» — дом, жилище, родина и«логос» — наука) дословно означает «наука о местообитании» Он был введеннемецким биологом Э. Геккелем в 1866 г. для обозначения специальнойбиологической науки о взаимоотношении живых организмов (включая человека)между собой и средой обитания Однако постепенно смысл этого терминарасширился, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспектывзаимодействия общества с окружающей средой.[2] Гор Эл. Земля на чаше весов. М., 1993 С. 134.[3] СЗ РФ 1994 № 12 Ст 1390[4] СЗ РФ 1994 №4 Ст 358 [5] Закон РФ от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов,предусмотренных Кодексом РФСРФ об административных правонарушениях»//Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 34.Ст. 1070.




Похожие:

Правовой режим лесопользования iconЭколого-правовой режим лесопользования

Правовой режим лесопользования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экологические проблемы лесопользования (название) Специальность: 020801. 65«Экология»
Учебно-методический комплекс Экологические проблемы лесопользования составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Правовой режим лесопользования iconПравовой режим мирового океана

Правовой режим лесопользования iconПравовой режим недвижимых вещей

Правовой режим лесопользования iconЭколого-правовой режим недропользования

Правовой режим лесопользования iconПравовой режим военного мореплавания

Правовой режим лесопользования iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Правовой режим лесопользования iconПравовой режим охраны и использования лесов

Правовой режим лесопользования iconЭколого-правовой режим пользования животным миром

Правовой режим лесопользования iconПравовой режим особо охраняемых территорий и объектов

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы