Эколого-правовой режим лесопользования icon

Эколого-правовой режим лесопользования



НазваниеЭколого-правовой режим лесопользования
Дата конвертации19.08.2012
Размер240.05 Kb.
ТипРеферат
Эколого-правовой режим лесопользования


Тобольский факультет заочного обучения Тюменского юридического института МВД России КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по: Экологическому праву тема: Эколого-правовой режим лесопользования Вариант № 9 Выполнил: слушатель Чупахин Владимир Николаевич, 2 группа 1 курс. Служебный адрес: 6629850 ЯНАО, Пуровский район, п. Тарко-Сале, ул. Клубная д.2. тел. (297) 6-13-68 Зачетная книжка № 1599. г. Тобольск 2000 год.План работы: Введение1. Леса как объект использования и охраны;2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного видалесопользования;3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесногозаконодательства. Заключение Человек немыслим вне природы. Лес издревле являлся средой обитания,местом промысла огромного числа этнических групп. И в наше времячеловечество трудно было бы представить без леса и продуктов егопереработки. Стоит лишь оглянуться вокруг, что бы понять, насколько тесномы связаны с основным продуктом переработки леса - древесиной, попростудеревом. Нельзя забывать и о духовной стороне взаимодействия человека илеса. Кто откажется прогуляться по чистому, светлому сосновому бору илипросто прикоснуться к живому стволу берёзы? Лес во все времена являлся одним из самых лёгких, дешёвых объектовиспользования природных богатств. За всю историю цивилизации было вырублено2/3 лесов, а сейчас в минуту уничтожаются свыше 20 гектаров лесов. Поэтомусо временем настал момент, когда человеку пришлось задуматься о восполненииубывающих массивов леса, а так же о защите его от пожаров. “В результатехозяйственной деятельности происходит постепенное истощение природнойсреды, потеря тех природных ресурсов, которые служат для человекаисточником его экономической деятельности. Потеря лесов - это не толькопотеря кислорода, но и важнейших экономических ресурсов, необходимыхчеловеку для дальнейшей деятельности” 1. Леса как объект использования и охраны. Но что означает “лес” с точки зрения права? Основы лесногозаконодательства РФ принятые ВС РФ 6 марта 1993г. определяют его понятиетак: “Лес - это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистойрастительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающейприродной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга всвоём развитии.” Таким образом, в понятие леса, по закону включаются трипризнака: биологический - совокупность древесной, кустарниковой итравянистой растительности, юридический - произрастающие на землях лесногофонда, выделенных в установленном законом порядке, экологический -оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды. “Лес - это система экологических комплексов, выполняющаямногообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие,водоохранные и почвозащитные и т. п.), экономические (древесная продукция,продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырьё ит.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения,восстановления здоровья, эстетического образования) функции.
”[1] Различают две формы взаимодействия общества и природы. Первая-потребление природы человеком, использование природы для удовлетворениячеловеком своих материальных и духовных потребностей- экономическая формавзаимодействия. “Второй формой взаимодействия стала охрана окружающейприродной среды с целью сохранения человека как биологического исоциального организма и его естественной среды обитания.”[2] Эта формаполучила название экологической формы. Существуют нормы экологического права, которые регулируют отношениялюдей по поводу охраны и использования окружающей природной среды и леса втом числе. Они подразделяются на три группы: отраслевые, (охрана ииспользование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов ит.д.), комплексные, (охрана и использование природных комплексов, природнойсреды в целом), экологизированные (нормы других отраслей права -административного, уголовного, хозяйственного и т.д., отражающие требованияохраны природной среды). Указом Президента РФ №2144 “О федеральных природных ресурсах”,осуществлено разграничение государственной собственности на природныересурсы, ”...определив в составе земель, вод, лесов, недр, ресурсовживотного и растительного мира федеральные природные ресурсы, исходя изпринципа их общегосударственного значения.”[3] Лесное законодательство России регулирует лесные отношения с цельюохраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов. “Подохраной леса понимается система мер, направленная на организацию борьбы снарушениями правил пожарной безопасности в лесах, самовольными порубкамилеса, уничтожением лесных деревьев при строительстве и разведке полезныхископаемых, прокладке трубонефтепроводов, загрязнением леса неочищеннымисточными водами и экологически вредными веществами воздушного бассейна.Защита леса - система мер по борьбе с болезнями лесных деревьев ивредителями лесных культур. Воспроизводство лесов - процесс, во времякоторого идёт работа не только по количественному, но и качественномуобновлению породного состава леса с целью замены малопродуктивных пород навысокопродуктивные сорта деревьев, активно выполняющих не толькоэкономические, но и экологические оздоровительные задачи.”[4] Поскольку наше общество не имеет возможности отказаться отиспользования лесных недр, современное лесное законодательство поставило воснову лесоохранной политики принцип неистощительного использования лесов. “Охрана леса по своей приоритетности имеет следующую структуру: отподжогов и нарушений правил пожарной безопасности, от уничтожения леса приосвоении лесных площадей, от незаконной порубки, от загрязнения иистощения.”[5] 2. Правовое регулирование заготовки древесины как основного вида лесопользования. В основе системы экологического законодательства находятся триосновополагающих нормативных акта: Декларация Первого съезда народныхдепутатов РСФСР о государственном суверенитете Российской СоветскойФедеративной Социалистической Республики, принятая 12 июня 1990 года,Декларация Прав и свобод Человека и Гражданина, принятая Верховным СоветомРСФСР 22 ноября 1991 года, и Конституция Российской Федерации, принятая врезультате всенародного голосования 12 декабря 1993 года. Состоит система экологического законодательства из двух подсистем:природоохранительного и природноресурсового законодательств. В подсистемуприродоохранительного законодательства входит Закон РФ “Об охранеокружающей природной среды”, другие законодательные акты комплексногоправового регулирования. В подсистему природноресурсового законодательствавходят: Земельный кодекс РСФСР, Закон РФ о недрах, Основы лесногозаконодательства РФ, Водный кодекс РСФСР, Закон РСФСР об охране ииспользовании животного мира, а так же другие законодательные и нормативныеакты, регулирующие использование природных ресурсов. Основы лесного законодательства Российской Федерации регулируютотношения, возникающие при использовании лесного фонда Российской Федерациив целях создания условий для рационального использования, воспроизводства,охраны и защиты лесов. Лесные отношения в Российской Федерации регулируются Основами лесногозаконодательства Российской Федерации, иными законодательными актамиРоссийской Федерации и законодательством республик в составе РоссийскойФедерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краёв,областей и решениями органов местного самоуправления, принятыми в пределахих компетенции. Основы лесного законодательства Российской Федерации действуют навсей территории Российской Федерации, а законодательство республик всоставе Российской Федерации, правовые акты автономной области, автономныхокругов, краёв, областей и решения органов местного самоуправления недолжны противоречить Основам лесного законодательства Российской Федерации. Все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства землиобразуют лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входят: лесные земли (покрытые лесом, атак же не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и др.);нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и др.). Существует разграничение компетенций Российской Федерации и субъкетовРоссийской Федерации в сфере регулирования лесных отношений. Ведению Российской Федерации в сфере регулирования лесных отношенийподлежат:1. Определение основных направлений государственной политики в области лесного хозяйства;1. разработка и совершенствование с участием республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения лесного законодательства Российской Федерации;2. распоряжение совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения лесным фондом Российской Федерации;3. определение порядка организации и деятельности государственных органов управления лесным хозяйством;4. установление порядка отнесения лесного фонда к группам лесов и категориям защищенности, а так же перевода их из одной группы лесов или категории защитности в другую;5. установление норм и правил пользования лесным фондом;6. утверждение по согласованию с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения ежегодной нормы заготовки древесины (расчётная лесосека);7. установление системы платежей за пользование лесным фондом, а так же образование и использование государственного внебюджетного фонда воспроизводства, охраны и защиты лесов;8. определение порядка и условий передачи участков лесного фонда в аренду;9. утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса, воспроизводства, охраны и защиты лесов;10. организация и координация научно-исследовательских, проектно- конструкторских работ по ведению лесного хозяйства;11. разработка совместно с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения федеральных программ по рациональному использованию лесным фондом, повышению продуктивности, воспроизводству, охране и защите лесов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями и организация их выполнения;12. осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством. охраной и защитой лесов и установлении порядка его проведения;13. организация ведения государственного учёта лесного фонда, государственного кадастра, лесного мониторинга и лесоустройство;14. осуществление международного сотрудничества по вопросам использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;15. установление государственной статистической отчётности в области ведения лесного хозяйства;16. определение вместе с республиками в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов федерального значения объёмов заготовки и поставок древесины для государственных нужд;17. принятие в установленном порядке решений о приостановлении, ограничении, прекращении деятельности предприятий, учреждений и организаций при нарушении ими Основ лесного законодательства Российской Федерации и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами. К компетенции районных (городских) администраций в сферерегулирования лесных отношений относятся:1. Учёт лесного фонда;1. распределение утверждённого лимита лесосечного фонда по лесопользователям в соответствии с рекомендациями государственных органов управления лесным хозяйством, в том числе для обеспечения поставок древесины для государственных нужд;2. организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;3. осуществление совместно со специально уполномоченными органами охраны окружающей природной среды контроля в сфере использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов;4. принятие совместно с владельцами лесного фонда решения о предоставлении участков лесного фонда в краткосрочное пользование; при этом участие владельцев лесного фонда в принятии такого решения ограничивается определением условий, соответствующих установленным лесоводственным требованиям;5. организация и проведение с участием местных подразделений государственного органа управления лесным хозяйством Российской Федерации лесных торгов и конкурсов по предоставлению лесного фонда в пользование;6. ограничение, приостановление или прекращение права на пользование лесным фондом в установленном порядке. Государственное управление в сфере использования, воспроизводства,охраны и защиты лесов на территории Российской Федерации осуществляетсяПрезидентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации,автономной области, автономных округов, краёв, областей, городовфедерального значения и специально уполномоченными государственнымиорганами управления лесным хозяйством. В систему специально уполномоченных государственных органовуправления лесным хозяйством Российской Федерации входят: государственныйорган управления лесным хозяйством Российской Федерации, подведомственныеему подразделения в республиках в составе Российской Федерации, автономнойобласти, автономных округах, краях, областях и городах федеральногозначения, а так же местные подразделения - лесхозы, лесничества.Национальные природные парки на землях лесного фонда, учебные лесные,опытные лесные хозяйства осуществляют ведение лесного хозяйства и находятсяв системе государственного органа управления лесным хозяйством РоссийскойФедерации. “Государственный орган управления лесным хозяйством РоссийскойФедерации и его подведомственные подразделения не могут осуществлятьзаготовку древесины в порядке рубок главного пользования лесом и вести еёпереработку. Деятельность государственного органа управления лесным хозяйствомРоссийской Федерации регламентируется положением, утверждаемымПравительством Российской Федерации.”[6] “Задачей государственного контроля за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов является обеспечение соблюдениявсеми лесопользователями установленного порядка пользованием лесным фондом,правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов,правил государственного учёта и отчётности, а так же иных норм и правил,установленных лесным законодательством.”[7] Государственный контроль за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов возлагается на государственныеорганы управления в республиках в составе Российской Федерации, автономнойобласти, автономных округах, краях, областях и городах федеральногозначения, государственные органы управления лесным хозяйством игосударственные органы охраны окружающей природной Среды. Порядокосуществления государственного контроля за состоянием, использованием,воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается ПравительствомРоссийской Федерации. “Современное лесное законодательство поставило в основу лесоохраннойполитики принцип неистощительного использования лесов.”[8] “Лесохозяйственные мероприятия и пользование лесным фондом должныосуществляться методами, не наносящими вреда окружающей природной среде,животному миру и здоровью человека.”[9] Основы лесного законодательства РФ определяют задачи понеистощительному использованию лесов. Ведение лесного хозяйства должнообеспечивать:1. сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно- гигиенических, оздоровительных и иных полезных природных свойств лесов в интересах охраны здоровья человека;1. многоцелевое, непрерывное, неистощительное пользование лесным фондом для удовлетворения потребностей народного хозяйства и граждан в древесине и другой продукции;2. воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, сбережение, охрану и защиту лесов;3. рациональное использование земель лесного фонда;4. повышение эффективности ведения лесного хозяйства на основе единой технической политики, использования достижений науки, техники и передового опыта;5. сохранение биологического разнообразия, объектов историко-культурного и природного наследия. Обеспечение принципа неистощительного использования лесов зависит отвыполнения двух условий: соблюдения категорийности лесов и нормативоврасчётной лесосеки. Все леса лесного фонда по категории защитности подразделяются на тригруппы:1. Леса, выполняющие исключительно водоохранные, защитные, санитарно- гигиенические, оздоровительные функции, леса особо охраняемых территорий, заповедного фонда. Допускаются только рубки для ухода за лесом, но запрещается промышленная заготовка древесины.1. Леса районов с высокой плотностью населения и ограниченными эксплуатационными возможностями, а так же районов с недостаточными лесными ресурсами. Допускается заготовка древесины, но в пределах расчётной лесосеки.2. Леса многолесных районов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Заготовка разрешена, но без ущерба для экологической функции леса. Согласно основам лесного законодательства Российской Федерации влесном фонде могут осуществляться следующие виды лесных пользований:1. заготовка древесины1. заготовка живицы2. заготовка второстепенных лесных материалов3. побочные лесные пользования Участки лесного фонда могут предоставляться в краткосрочноепользование на срок до одного года или долгосрочное пользование (аренду) насрок до 50 лет. Лесопользователями в Российской Федерации могут быть юридическиелица, в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом наосуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации. В соответствии со статьёй 28 Основ лесного законодательстваРоссийской Федерации участок лесного фонда предоставляется в пользование наосновании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов. Лесные торгиорганизует и проводит районная (городская) администрация с участием местныхподразделений государственного органа управления лесного хозяйстваРоссийской Федерации. Участки лесного фонда предоставляются в пользование на основанииспециальных разрешающих документов: лицензии, лесорубочного билета(ордера), лесного билета. “Лицензия является документом, удостоверяющимправо её владельца на долгосрочное пользование участками лесногофонда(аренду). Лесорубочный билет (ордер) и лесной билет являетсядокументом, удостоверяющим право их владельцев на краткосрочное пользованиеучастками лесного фонда и (или) лесными ресурсами.”[10] Основами лесного законодательства Российской Федерации определеныправа и обязанности лесопользователей, защита и гарантии правлесопользователей. Основное лесопользование в виде заготовки древесины производится вплановом порядке. “Органы лесного хозяйства и Правительства Российской Федерации:определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;устанавливают расчётную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т.е.определяют лимит вырубки на год, соответствующий ежегодному приростудревесины на соответствующем участке леса;на основе расчётной лесосеки определяют лесосечный фонд и распределяют егопо республикам, краям, областям, т.е. общий объём древостоя, подлежащеговырубке;на основе данных лесосечного фонда и утверждённых нарядов лесхоз выписываетлесорубочные билеты.”[11] Право пользования лесным фондом может быть прекращено в случаях,определяемых статьёй 37 Основ лесного законодательства РФ:1. истечения установленных в разрешающих документах сроков пользования;1. отказа лесопользователя от права на пользование участками лесного фонда;2. возникновения предусмотренного в разрешающих документах условия, исключающего дальнейшее осуществление пользования предоставленными участками лесного фонда. Кроме того, право пользования может быть досрочно прекращено органомвласти, принявшим решение о предоставлении лесного фонда в пользование попредложению государственных органов управления лесным хозяйством вследующих случаях:1. возникновения непосредственной угрозы жизнью или здоровью людей, проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием лесным фондом;1. систематических (более 2-х раз) нарушений лесопользователем установленных правил пользования лесным фондом, нанесших значительный вред лесному фонду;2. возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, военных и т.д.);3. если лесопользователь в течение установленного в разрешающем документе срока не приступил к пользованию участками лесного фонда в предусмотренных объёмах;4. ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому участки лесного фонда были предоставлены в пользование;5. систематического (более 2-х раз) невнесения платежей за пользование участками лесного фонда;6. выдачи лесорубного билета (ордера) и лесного билета с нарушением правил пользования лесным фондом;7. возникновения и распространения пожара по вине лесопользователя. “Прекращение права пользования лесным фондом оформляетсяаннулированием лицензии, лесорубного билета (ордера) или лесного билетавладельцами лесного фонда или лесничества, выдавшими эти разрешающиедокументы.”[12] При заготовке древесины различают несколько видов рубок леса.Основным является рубка главного пользования, которая проводится вперестойных и спелых древостоях. Кроме того, осуществляются рубкипромежуточного пользования (рубки ухода за лесом, санитарные рубки и др.) ипрочие рубки (расчистка лесных площадей в связи со строительствомгидроузлов и т.д.). Порядок заготовки древесины определяется Основами лесногозаконодательства РФ. “Заготовка древесины в порядке рубок главного и промежуточногопользования лесом осуществляется в соответствии с региональными правилами(наставлениями). Порядок составления и утверждения региональных правил(наставлений) устанавливается государственным органом управления леснымхозяйством РФ. Порядок отвода и передачи лесосечного фонда лесопользователям, а также заготовки древесины устанавливается Правилами отпуска древесины на корнюв лесах Российской Федерации, утверждёнными Правительством РоссийскойФедерации.”[13] Обеспечение ведения лесного хозяйства и пользование лесным фондом влесах колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных формированийопределяются статьёй 53 Основ лесного законодательства РФ: “... с цельюобеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса.”[14] Основы лесного законодательства РФ являются основным “практическим”нормативным актом, относящимся к вопросам ведения леснам фондом. Несмотряна это, специалисты усматривают недостаточность чёткости самого понятиялеса. “Именно на леса распространяются некоторые особые требования,обеспечивающие гарантии их защищённости - групприровка и расчётнаялесосека. Однако действующее законодательство недостаточно чётко даётпонятие леса, весьма неопределённо выделяет его признаки, по которым можнобыло бы отличить лес от парка и растительности иной концентрации со всемивытекающими отсюда для сохранности леса последствиями. Этот упрёк относитсяи к проекту Основ лесного законодательства. Из того определения леса,которое есть в проекте, не уточнено его отличие от иной совокупностирастительности. ....Здесь не достаёт одного признака: леса - это такаясовокупность древесно-кустарниковой растительности, которая произрастает наземлях лесного фонда, отличных от иных категорий земель.”[15] 3. Правовая охрана лесов. Ответственность за нарушение лесного законодательства. “Природа и её богатства являются национальным достоянием народовРоссии, естественной основой их устойчивого социально-экономическогоразвития и благосостояния человека.”[16] Охрана окружающей природной среды осуществляется несколькимиспособами. Выделяют следующие:естественнонаучный;экономический;санитарно-гигиенический;организационно-управленческий;культурно-воспитательный. Одно из самых важных мест занимает правовой способ охраны окружающейприродной среды. “...Правовой способ предполагает:1. определение объектов охраны природной среды;1. установление запретительных, дозволительных, обязывающих, управомочивающих, компенсирующих и иных норм, регулирующих экологические отношения;2. определение мер и средств осуществления государственного экологического контроля;3. установление мер юридической ответственности за экологические правонарушения и возмещение причинённого вреда.”[17]Правовой способ охраны окружающей природной среды связан со всеми другимиспособами, поскольку служит средством реализации мер, которыеразрабатываются другими способами охраны окружающей природной среды. Крометого, правовая охрана служит гарантией выполнения экологическихпредписаний. Существует государственная стратегия действий РФ по охране окружающейсреды и обеспечению устойчивого развития. Указ Президента РФ “Огосударственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечениюустойчивого развития“ определяет основные положения данной стратегии,которые “...являются основой для конструктивного взаимодействия органовгосударственной власти Российской Федерации и её субъектов, органовместного самоуправления, предпринимателей и общественных объединений пообеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развитияэкономики и улучшения состояния окружающей среды.”[18] “Обеспечение государственной стратегии РФ по охране окружающей средыи обеспечению устойчивого развития предусматривает реализацию закреплённогов Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду, правбудущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом в целяхподдержания устойчивого развития, а так же решения текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер позащите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природныхресурсов.”[19] Задачами природоохранительного законодательства РФ являютсярегулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Природоохранительные отношения в РФ регулируются Законом РСФСР “Обохране окружающей природной Среды” и разрабатываемыми в соответствии с нимзаконодательными актами РФ и субъектов РФ. Основные принципы охраны окружающей природной Среды:приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятныхэкологических условий для жизни, труда и отдыха населения;научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересовобщества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую иблагоприятную для жизни окружающую природную среду;рациональное использование природных ресурсов с учётом законов природы,потенциальных возможностей окружающей природной Среды, необходимостивоспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствийдля окружающей природной Среды и здоровья человека;соблюдение требований природоохранного законодательства;международное сотрудничество в охране окружающей природной Среды. В целях развития международного сотрудничества по сохранению, защитеи восстановлению экосистемы Земли предусматриваются некоторые основныенаправления деятельности, в числе которых- охрана лесов илесовосстановление. Леса являются объектом охраны окружающей природной Среды. Цели изадачи охраны и защиты лесов определены Основами лесного законодательстваРФ. “Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушенийустановленного порядка лесопользования и других противоправных действий,причиняющих вред лесу, а так же защите от вредителей и болезней.”[20] Охрана леса осуществляется с учётом их биологических и региональныхособенностей и включают комплекс мер, направленных на рациональноеиспользование лесного фонда, его сохранение от уничтожения, повреждения ииных вредных воздействий. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФобеспечивают через органы управления лесным хозяйством осуществлениемероприятий по охране и защите лесов, борьбе с вредителями и болезнями лесаи лесными пожарами, привлекают для их тушения население, противопожарнуютехнику, транспортные средства и работников предприятий, учреждений иорганизаций, в необходимых случаях запрещают на период высокой пожарнойопасности посещение населением лесов и въезд в них транспортных средств, атакже проведение определенных видов работ на отдельных участках лесногофонда. “Государственная лесная охрана РФ организуется в системегосударственных органов управления лесным хозяйством в целях осуществлениямероприятий по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.”[21] Государственная лесная охрана наделяется правами по предупреждению ипресечению нарушений лесного законодательства. Статья 64 Основ лесного законодательства РФ определяет правоработников государственной лесной охраны налагать административные штрафына должностных лиц и граждан за все виды нарушений лесногозаконодательства, предъявлять в суде и арбитражном суде иски о возмещениипричиненного лесному хозяйству ущерба. Деятельность государственной лесной охраны регламентируетсяположением, утверждаемым Правительством РФ. Основами лесного законодательства РФ провозглашена ответственность занарушения лесного законодательства (ст.80) и обязательность возмещенияпричиненного вреда (ст.82). Нарушение лесного законодательства, как нарушение любогоэкологического правила, порождает эколого-правовую ответственность, котораясостоит из двух частей:первая часть ответственности возникает из природоохранительныхправоотношений по факту нарушения требований охраны природной Среды. Онивыражают состав конкретного эколого-правового нарушения;вторая часть ответственности рождается из уголовных, административных,гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применениемсоответствующих санкций за допущенные (в части первой) правонарушения. Значительное число зафиксированных лесных правонарушений- незаконнаяпорубка леса, нарушение правил пожарной безопасности в лесах. Например постатистическим данным 1993 года таких административных экологическихправонарушений было 12617. Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательстванаступает на основе статей: уничтожение или повреждение лесов (ст.261 УКРФ), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст.260 УК РФ). Административная ответственность за нарушение лесногозаконодательства наступает на основе статей:самовольное занятие земельных участков лесного фонда(Основы лесногозаконодательства РФ, ст.81)самовольный обмен участков лесного фонда или самовольная переуступка правалесных пользований (Основы лесного законодательства РФ, ст.80)самовольное сенокошение и выпас скота, нарушение правил сенокошения ивыпаса скота в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАПРСФСР, ст.68)самовольный сбор или самовольная промысловая заготовка дикорастущих плодов,орехов, грибов, ягод, лекарственных и пищевых растений, технического сырья(Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст. 69)самовольный сбор , порча или уничтожение лесной подстилки или мха, покроваболот, самовольное снятие, порча или уничтожение плодородного слоя лесныхпочв (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82)нарушение правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования,ухода за лесом и санитарных рубок (Основы лесного законодательства РФ,ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.62)незаконная порубка, повреждение деревьев, кустарников, лиан, лесныхкультур, плантаций, сеянцев, саженцев в лесных питомниках (Основы лесногозаконодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.63)уничтожение и повреждение молодняка естественного происхождения, подроста исамосева в лесах (Основы лесного законодательства РФ, ст.80,82, КАП РСФСР,ст.64)нарушение наставлений и инструкций по ведению лесного хозяйства (Основылесного законодательства РФ, ст.80, 82, КАП РСФСР, ст.66)загрязнение лесного фонда (Основы лесного законодательства РФ, ст.80, 82,КАП РСФСР, ст. 71)нарушение санитарных правил в лесах (Основы лесного законодательства РФ,ст.80)невыполнение законных требований органов государственного контроля заиспользованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов (КАП РСФСР,ст.84) “Отношения по возмещению вреда природной среде, как и все отношенияпо возмещению вреда, выражают различные виды компенсационнойответственности. Основные ее принципы сформулированы в гражданскомзаконодательстве.”[22] Проблема охраны лесов волнует не только Россию. Это проблема всегомира.На международной конференции в Рио-де Жанейро участники конференцииООН по окружающей среде и устойчивому развитию приняли Заявление опринципах в отношении лесов. “Оно рассматривается как первое глобальноесоглашение по лесам, в котором учитываются потребности защиты лесов вкачестве окружающей и культурной Среды и потребности использования деревьеви другой растительности для целей экономического развития.”[23] Заключение Специалистам можно и нужно говорить о нюансах не предусмотренноститого или иного момента в законодательстве. Идеальных законов не существует.Но полное выполнение уже существующего на данный момент лесногозаконодательства практически полностью решило бы проблемы леса. В большеймере должен идти разговор о его невыполнении.Почти повсеместное головотяпство российской глубинки, разбазаривание леса,продажа за спиртное- далеко не полный перечень действительности. По нашей,людей, халатности и безответственности каждый год горят болота, а вместе сними и лесные массивы, гибнет животный и растительный мир. Огромнаяпромышленность, потоки автомобилей- то , без чего, как мы думаем, прожитьнельзя. И что самое главное- почти каждый из нас понимая проблемы экологиине в состоянии отказаться, скажем, от собственного автомобиля. УВЫ! Срединих и я.Практическое задание: В соответствии с Законом РФ о местном самоуправлениив РФ краевая администрация приняла решение о создании в областигосударственного внебюджетного фонда социального развития населения, вкоторый была включена часть средств экологического фонда, а также другихобластных внебюджетных фондов. Прокурор заявил протест о нарушении закона. Какой закон и в чемнарушила краевая администрация?Действительно, в соответствии с Законом Российской Федерации «О общихпринципах местного самоуправления в Российской Федерации» №154 – ФЗ от28.08.1995 года краевая администрация имеет право образовывать целевыевнебюджетные фонды с привлечением в них средств как из местного бюджета,так и из федерального.Также в соответствии со статьей 51 того же закона прокуратура в правеопротестовать действия органов местного самоуправления в соответствии сосуществлением прокурорского надзора.Исходя из поставленной ситуации видно, что краевой администрацией былидопущены нарушения действующего законодательства, что делает их действияпротивозаконными.Так, в соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», аименно со ст.15 данного закона, в задачи экономического механизма охраныокружающей среды не входит социальное развитие населения.В соответствии со ст.17 того же закона финансирование экологическихпрограмм может производиться из средств краев и областей, экологическихфондов Российской Федерации и в соответствии со ст.21 ч.3 указанного законараспределение средств должно производиться следующим образом:реализация природоохранных мероприятий местного значения – 60%реализация природоохранных мероприятий краевого (областного) значения – 30%реализация федеральных природоохранных мероприятий – 10%Вышеуказанное наглядно показывает, что иные траты из средств экологическихфондов просто исключаются. Далее, в части 4 указанного закона явным образом оговорено, чтоиспользование средств экологических фондов предусматривается наоздоровление природной окружающей среды и другие мероприятия связанные сохраной и возобновлением природных ресурсов и окружающей среды. Но несмотря даже на все вышеуказанное краевой администрацией былагрубо нарушена ст.5 в соответствии с которой «запрещается расходованиесредств экологических фондов на цели, не связанные с природоохраннойдеятельностью». (категорическая формулировка!) Также согласно приказа Министерства охраны окружающей среды иприродных ресурсов РФ №275 от 23.09.1994 в соответствии с которым в целяхусиления роли территориальных внебюджетных фондов в решении природоохранныхзадач и в связи с имеющими место фактами не целевого использованияимеющихся фондов руководителям территориальных фондов приказаноорганизовать действенный контроль за их исполнением, при этом привлекаянарушителей к строгой ответственности. В связи с этим, действия краевойадминистрации могли и должны были быть опротестованы именно территориальныморганом министерства природы.Список используемой литературы:1. В,В, Петров“Экологическое право России”,Москва, изд. “Бек”,95г.1. Закон РСФСР от 19 декабря 1991г. “Об охране окружающей природной Среды” (Ведомости РФ 92 №10, ст.457)2. Конституция РФ3. Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523.4. Указ Президента РФ от 16 декабря 1993г. -”О федеральных природных ресурсах”.5. Указ Президента РФ от 4 февраля 94г.- “О государственной стратегии РФ по охране окружающей Среды и обеспечению устойчивого развития.” (Юридический вестник)-94г.,№10. -----------------------[1] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.112.[2] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.2.[3] Указ Президента РФ №2144 от 16 декабря 93г.“О федеральных природныхресурсах”,[4]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 112.[5]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с. 113.[6] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья8.[7]Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья9.[8] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.112.[9]Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья12.[10] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья28.[11] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.148.[12] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья37.[13] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья43.[14] Основы лесного законодательства РФ.,Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья53.[15]В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.150.[16] Закон РСФСР от 19 декабря 1991г.”Об охране окружающей природной Среды”.Ведомости РФ 92 №10 ст.457.[17] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.46.[18] Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охранеокружающей среды и обеспечению устойчивого развития“.Юридическийвестник.,94г.,№10[19] Указ Президента РФ “О государственной стратегии РФ по охранеокружающей среды и обеспечению устойчивого развития“.[20]Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523., статья59.[21] Основы лесного законодательства РФ. Ведомости РФ 93 №15 ст.523.,статья 64.[22] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.339.[23] В.В.Петров “Экологическое право России”,М.,1995г.,с.114.




Похожие:

Эколого-правовой режим лесопользования iconПравовой режим лесопользования

Эколого-правовой режим лесопользования iconЭколого-правовой режим недропользования

Эколого-правовой режим лесопользования iconЭколого-правовой режим пользования животным миром

Эколого-правовой режим лесопользования iconДокументи
1. /Эколого - правовой режим недропользования.doc
Эколого-правовой режим лесопользования iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Экологические проблемы лесопользования (название) Специальность: 020801. 65«Экология»
Учебно-методический комплекс Экологические проблемы лесопользования составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Эколого-правовой режим лесопользования iconПравовой режим недвижимых вещей

Эколого-правовой режим лесопользования iconПравовой режим военного мореплавания

Эколого-правовой режим лесопользования iconПравовой режим мирового океана

Эколого-правовой режим лесопользования iconПравовой режим охраны и использования лесов

Эколого-правовой режим лесопользования iconМеждународно-правовой режим мирового океана

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы