Несостоятельность (банкротство) предприятий icon

Несостоятельность (банкротство) предприятий



НазваниеНесостоятельность (банкротство) предприятий
Дата конвертации18.08.2012
Размер128.72 Kb.
ТипРеферат
Несостоятельность (банкротство) предприятий


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ХОЗЯЙСТВЕННОМУ ПРАВУ НА ТЕМУ [pic] НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОТСТВО) ПРЕДПРИЯТИЙ ВЫПОЛНЕНО студенткой гр.5142 Федоровой Еленой Александровной [pic] 1997 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 Общие положения 4 Рассмотрение судами дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий 5 Внешнее управление 6 Санация 7 Конкурсный процесс 8 Внесудебные процедуры 9 Мировое соглашение 10 Законодательство о банкротстве: недостатки и сложности применения 11 Литература 12 ВВЕДЕНИЕ И зчально в мировой практике законодательство о несостоятельности (банкротстве) развивалось по двум принципиально разным направлениям: британская модель строилась на том, что банкротство есть способ возврата долгов кредиторам, который сопровождается ликвидацией предприятия- банкрота. По американской модели у банкротства противоположная цель - восстановить платежеспособность предприятия путем проведения реорганизационных процедур. В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть перед законодательством о банкротстве стоят две цели одновременно: удовлетворить требования кредиторов по возможности восстанавливая платежеспособность должника. С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной собственности появилась необходимость в институте несостоятельности (банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента. [pic] ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Б анкротство является одним из оснований для ликвидации юридического лица. Процедура ликвидации по данному основанию может применяться только в отношении определенных юридических лиц: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий, то есть тех юридических лиц, которые п.2 ст.50 относит к коммерческим организациям, а также в отношении некоммерческих юридических лиц: потребительских кооперативов и благотворительных организаций, либо иных фондов. Процедуры банкротства не применяются к казенным предприятиям так как они обладают одновременно признаками и коммерческих и некоммерческих организаций и за их действия субсидиарную ответственность несет собственник (Российская Федерация). Существует еще одно ограничение: процедура может применяться только в тех случаях, когда сумма заявленных требований не менее 500 МРОТ. В действующем законодательстве содержатся признаки несостоятельности (банкротства) предприятия. Их можно разделить на две группы: существенные (сущностные) и внешние.
К существенным относится неспособность должника удовлетворить должника удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с тем что обязательства должника превысили стоимость его имущества, то есть предприятие должник имеет неудовлетворительную структуру баланса. К внешним признакам законодательство относит следующие: 1. Приостановление текущих платежей в течение трех месяцев со дня наступления сроков его исполнения. 2. Приостановление платежей связано с тем, что должник не может их обеспечить. Существенные и внешние признаки являются предпосылочными, дающими суду право признать юридическое лицо несостоятельным (банкротом). При анализе признака, связанного с неудовлетворительной структурой баланса, суд применяет критерии, указанные в приложении № 1 к постановлению Правительства РФ от 20 мая 1994 года № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”: 1. Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятием. 2. Коэффициент обеспечения собственными средствами - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости. 3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - наличие или отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного периода. В постановлении указаны контрольные значения первых двух показателей.То есть в принципе, если хотя бы одно из двух значений отклонилось отконтрольного, то суд в праве признать предприятие банкротом, но привынесении решения суд должен учитывать и третий показатель, так как дажепри отклонении первых двух коэффициентов от контрольных значений, но приудовлетворительном третьем показателе у предприятия есть возможностьвосстановить свою платежеспособность. [pic] РАССМОТРЕНИЕ СУДАМИ ДЕЛ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ(БАНКРОТСТВЕ)ПРЕДПРИЯТИЙДела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются Арбитражным судом поместу нахождения предприятия-должника, указанного в его учредительныхдокументах. Основанием для возбуждения дела может служить заявление должника,заявление кредитора (кредиторов) или заявление прокурора. Заявление должника подается в письменной форме на основании решениясобственника или органа уполномоченного руководить имуществом должника.Заявление должно содержать сведения о форме и субъекте собственности, опричинах по которым должник не выполняет требований и о сумме требований. Кзаявлению прилагается список кредиторов и должников и бухгалтерский баланс.Заявление не может быть отозвано. Кредитор вправе подать заявление в случае невыполнения должникомсвоих обязательств по истечении трех месяцев со дня наступления сроковисполнения. Перед обращением в суд необходимо соблюсти досудебный порядокразрешения спора: кредитор должен послать должнику извещение с уведомлениемо вручении. В этом извещении должны содержаться требования к должнику внедельный срок исполнить свои обязательства. В случае получения уведомленияи неисполнении обязательств должником у кредитора появляется правообращения в суд. К заявлению прилагаются документы подтверждающиетребования к должнику, уведомление и копия заявления с приложениями.Заявление кредитора может быть им отозвано до возбуждения производства поделу. Прокурор в праве обратиться с заявлением в суд в случае обнаруженияим признаков умышленного или фиктивного банкротства и в других случаяхпредусмотренных законом. Умышленное банкротство - преднамеренное созданиеили увеличение руководителями или собственником неплатежеспособностипредприятия, нанесение ими ущерба в личных интересах или в интересах другихлиц, а также заведомо некомпетентное ведение дел. Фик -тивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятия о своембанкротстве с целью введения в заблуждение своих кредиторов, с цельюотсрочки или рассрочки платежей либо скидки с долгов. Заявление прокурораможет быть отозвано им до возбуждения производства по делу. По результатам рассмотрения дела суд принимает одно из нижеследующихрешений: 1. Решение о признании должника банкротом и открытии конкурсногопроизводст -ва, направленного на ликвидацию предприятия. 2. Решение об отклонении заявления в тех случаях, когда в ходесудебного разбирательства выявлена фактическая состоятельность. 3. Может быть вынесено определение о приостановлении производствапо делу и проведении реорганизационных процедур (внешнее управлениеимуществом или санация) при наличии ходатайства на их проведение. [pic] ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕВнешнее управление - одна из реорганизационных процедур, которая состоит вназначении судом арбитражного управляющего имуществом должника. Эта мераприменяется в том случае, если есть основания полагать, чтоплатежеспособность предприятия может быть восстановлена, и для этогонеобходимо реализовать часть имущества и осуществить некторые другие мерыорганизационного и экономического характера. Внешнее управление вводится арбитражным судом по ходатайству самогодолжника, собственника или кредитора. В заявлении должна быть обоснованацелесообразность применения этой процедуры, а также дожна быть указанакандидатура на должность арбитражного управляющего, которая должнаудовлетворять требованиям, указанным в законе. Внешний управляющий приобретает все полномочия руководителяпредприятия. Он созывает собрание кредиторов, которое составляет иутверждает план проведения внешнего управления. Этот план подлежитдоведению до сведения арбитражного суда. При необходимости общее собраниекредиторов может вносить коррективы в план, которые после утверждения ихарбитражным судом принимаются к исполнению управляющим. Внешнее управление вводится на 18 месяцев. На все это время вводитсяотсрочка удовлетаорения требований кредиторов (мораторий). Мораторийраспространяется на долги предприятия, возникшие до введения внешнегоуправления. Управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением озавершении внешнего управления. При этом различаются две ситуации: 1. Цель внешнего управления достигнута, то есть платежеспособностьпредприятия восстановлена. В этом случае арбитражный суд выноситопределение о завершении внешнего управлении и прекращении производства поделу о несостоятельности (банкротстве). 2. Достижение цели внешнегоуправления невозможно. Суд выноситопределение о завершении внешнего управления, признании предприятиябанкротом и возбуждении конкурсного процесса. [pic] САНАЦИЯСанация (оздоровление) - финансовая помощь должнику со стороны собственника,кредиторов или иных лиц. Эта реорганизационная процедура применяется походатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело онесостоятельности (банкротстве), с той же целью, что и внешнее управление.Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторыи трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желаетпринять участие в санации, то объявляется конкурс, в которм могут приниматьучастие любые юриические и физические лица, в том числе иностранные. Те, кто получил право на осуществление санации, принимают на себясообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всемикредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно передкредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требованиякредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленнойзаконодательством. Закон о несостоятельности содержит семь очередей, аст.64 ГК РФ предусматривает пять очередей, которые установлены в видеобщего правила для ликвидации юридических лиц. Между участниками санации заключается соглашение. В немконкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворениемтребований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения,предполагаемая продолжительность санации, ответственность того изучастников, кто откажется от участия в санации. Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40% общейсуммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается. До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой изкредиторов или трудовой коллектив может потреовать прекращения санации попричине неэффективного проведения или того, что действия участниковнвправлены на ущемление прав заявителя. Санация прекращается с окончанием срока ее проведения, в случае, еслипо истечении 12 месяцев не удовлетворено 40% требований или установленанеэффективность проведения. Во всех случаях арбитражный суд можетпрекратитьсанацию и вынести решение о признании дожника банкротом и открытииконкурсного процесса. Если суд посчитает цель санации достигнутой, онпрекращает производство по делу. [pic] КОНКУРСНЫЙ ПРОЦЕССКонкурсный процесс является специальной формой ликвидации, которая призванаобеспечить соразмерность удовлетворения требований кредиторов, а такжеохрану интересов сторон от неправомерных действий в отношении друг друга. Процедура начинается с опубликования в “Вестнике Высшего арбитражногосуда” решения об объявлении должника банкротом. С этим моментом связан рядпоследствий: 1. Запрещается отчуждение имущества должника, а также удовлетворениеим каких-либо требований без согласия на то собрания кредиторов. 2. Время исполнения всех долгов считается наступившим и всетребования кредиторов, независимо от времени их наступления, уравниваютсямежду собой. 3. Прекращается начисление пени и процентов по всем видамзадолженности. 4. Все претензии заявляются должнику в соответствии со специальнымиправилами проведения конкурсного процесса. В конкурсном процессе участвуют конкурсный управляющий, назначаемыйарбитражным судом, собрание кредиторов, самдолжник, члены трудовогоколлектива, другие заинтересованные лица. Собрание кредиторов вправевыдвигать кандидатуру на должность конкурсного управляющего, который имеетвозможность самостоятельно совершать определенные сделки по отчуждениюимущества должника, решать вопрос о начале продажи имущества, способах иформе ее осуществления, он проводит анализ финансового положения, формируетконкурсную массу, предназначенную для расчетов с кредиторами, взыскиваетпричитающиеся предприятию долги и др. Конкурсная масса включает в себя всеимущество должника, объекты социально-культурной сферы, которые находятся унего на балансе. Исключение составляют жилищный фонд, детские дошкольныеучреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объектыпроизводства и коммунальной инфраструктуры. Это имущество принимается набаланс органов местного самоуправления или органов государственой власти,если иное не предусмотрено законом. Не входит в конкурсную массу иимущество, которое находится у должника в аренде или принято им нахранение, а также имущество работников предприятия и имущество,составляющее предмет залога. Должник не вправе удовлетворять требования кредиторов, срокиисполнения которых наступили в то время, когда предприятие фактически ужебыло несостоятельным, и стороны об этом знали. В случае признания такойсделки недействительной, кредитор должен возвратить все полученное вконкурсную массу. Предприятие признается свободным от долгов с момента исключения егоиз единого государственного реестра юридических лиц независимо от того,хватило ли денежных средств должника и средств, вырученных от продажи егоимущества на удовлетворение всех требований кредиторов. [pic] ВНЕСУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫЗаконодательство допускает, помимо обычной, осуществление внесудебнойпроцедуры банкротства, сущность ее состоит в договоренности между должникоми кредиторами о том, что должник либо продолжает свою леятельность, либодобровольно ликвидируется под контролем кредиторов. Эта договоренностьтакже может касаться отсрочки и (или) рассрочки погашения долгов либосложения долгов для того, чтобы создать юридическому лицу условия дляпродолжения его деятельности. В этих случаях руководитель юридического лица совместно с кркдиторамипроводят экономический анализ и в случае обнаружения невозможности платитьпо обязательствам и восстановить его деятельность подписывают соглашение одобровольной ликвидации. С этого момента предприятие считается находящимсяв ликвидации со всеми вытекающими отсюда последствиями. Процесс ликвидации происходит по общему правилу, но под контролемкредиторов, а не арбитражного суда. Этот процесс включает в себяопубликование извещения, назначение арбитражного управляющего, созывсобрания кредиторов. Ликвидация признается завершенной с того момента,когда после утверждения собранием кредиторов ликвидационного баланса иотчета об использовании оставшихся после ликвидации средств, а такжевынесения решения о ликвидации юридическое лицо исключается из единогогосударственного реестра юридических лиц. Любой кредитор, а также собственник предприятия в случае несогласия стакой процедурой ликвидации вправе обратиться в арбитражный суд, и тогдабудет возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) в общем порядке. Это правило применяется ко всем юридическим лицам, нозаконодательство предусматривает специфические особенности ликвидации пооснованию несостоятельности некоторых юридидических лиц. Имеются в видуправила ликвидации полного товарищества(ст.81 ГК), товарищества на вере (ст.86 ГК), общества с ограниченной идополнительной ответственностью (ст.92 ГК), акционерного общества(ст.104ГК), производственных кооперативов (ст.112 ГК), фонда (ст.119 ГК). [pic] МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕНа любой стадии производства по делу о несостоятельности (банкротстве)должник и конкурсный кредитор могут заключить мировое соглашение. Ноусловия, содержащиеся в этом соглашении не должны ущемлять правакредиторов, не участвующих в соглашении, то есть условия для не участвующихв соглашении кредиторов не могут быть хуже, чем для подписавших этотдокумент. Поэтому закон допускает включение в мировое соглашение условий оботсрочке и рассрочке платежей, скидке с долгов, сложение недоимок платежейв бюджет и внебюджетные фонды, о возврате излишне уплаченных сумм в порядкеи на условиях, предусмотренных законом. Эта процедура проходит под контролем арбитражного суда. Послеподписания мирового соглашения сторонами оно вместе с другими документамипередается на рассмотрение и утверждение арбитражного суда и после этоговступает в силу. Не позднее двух недель после подписания мировогосоглашения должны быть покрыты не менее 35% долгов кредиторам. Дальнейшийпрядок погашения долгов утверждается сторонами. Мировое соглашение может быть расторгнуто в случае невыполненияобязательств его сторонами, продолжающемся ухудшении финансового положенияпредприятия, совершении им действий, которые наносят ущерб кредиторам, ихзаконным правам и интересам. Расторжение мирового соглашения влечет засобой возобновление производства по делу. [pic] ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О БАНКРОТСТВЕ: НЕДОСТАТКИ И СЛОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯПрименение законодательства о банкротстве связано с некоторыми трудностямипо ряду причин: “Во-первых, законодательство о банкротстве предстало абстрактноймоделью, которая привнесена как бы извне. Оно не есть продукт конкретныхусловий российского рыночного хозяйства, правоприменительной практики... Во-вторых, институт банкротства выполняет свое предназначение лишь вотлаженной до точности часового механизма рыночной экономике.Деформированное рыночное хозяйство России искажает границы, спектр егоприменения. В-третьих, первоначальное накопление капитала новыми частнымисобственниками, распределение и перераспределение приватизированнойсобственности существенно влияют на механизмы действия законодательства обанкротстве. А это не в полной мере учтено в нем. В-четвертых, применение процедур банкротства предполагаетсущественное вторжение в производственно-хозяйственную, финансовую и инуюдеятельность организации с целью принятия правильного решения. Сложностьэтой сферы деятельности требует исключительно грамотного иквалифицированного подхода. Подобного наработанного десятилетиями (а то истолетиями) опыта мы не имеем. Поэтому и приходится сталкиваться с такимиситуациями, когда суд выступает в роли могильщика, принимая решение опризнании должника несостоятельным, хотя мог и должен применить функциилекаря (введение реорганизационной процедуры), или наоборот.”* Анализ Закона от 19.11.1992 показывает, что “он не содержитнеобходимых упреждающих положений, защищающих работников от безработицы. Кчислу недостатков этого законодательного акта можно отнести следующие: - ущемленность интересов наемных работников, слабо представленных ипочти незащищенных; - расширение круга вопросов, решаемых на уровне “работодатель -работник”, “новый управляющий - работник”, и неупорядоченность положенияработников в этих взаимоотношениях; - отсутствие механизма регулирования трудовых отношений и работы сперсоналом на предприятии в зависимости от формы процедуры: санация,внешнее управление, ликвидация предприятия; - отсутствие системы резервирования финансов для поддержки работниковпредприятия-банкрота; - несогласованность норм Закона с другими действующими нормативнымиактами.”** ___________________________________________ * Зинченко С. и др., “Банкротство и правоприменительная практика”,“Хозяйство и право”, от 29.04.1996, № 05(232). **Власов В., “Банкротство и безработица: пороки законодательства”,“Хозяйство и право”, от 02.03.1995, № 03(218). [pic] ЛИТЕРАТУРА 1. Комментарий части первой Гражданского кодекса РоссийскойФедерации. - М.: Спарк, 1995. 2.“Хозяйство и право” от 02.03.1995, № 03(218), Власов В.“Банкротство и безработица: пороки законодательства”. 3. “Хозяйство и право” от 29.04.1996, № 05(232), Зинченко С. и др.“Банкротство и правоприменительная практика”.




Похожие:

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconНесостоятельность (банкротство) (предприятий [Курсовая])

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconНесостоятельность (банкротство )

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconТема Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Хозяйственные товарищества1

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconИсследование по хозяйственному праву на тему несостоятельность (банкротство) предприятий
В настоящее время в развитых странах с рыночной экономикой прослеживается тенденция сближения, соединения двух этих начал. То есть...
Несостоятельность (банкротство) предприятий iconНесостоятельность (банкротство)
Этой цели и служит институт несостоятельности (банкротства), существую­щий во всех странах с развитой рыночной экономикой
Несостоятельность (банкротство) предприятий icon3. 3 примерный перечень вопросов к экзамену по курсу «гражданское право рф»
Возникновение и прекращение юридических лиц. Ликвидация и реорганизация. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц
Несостоятельность (банкротство) предприятий iconНесостоятельность предприятий. Анализ зарубежного и российского законодательств

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconБанкротство предприятий и организаций

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconБанкротство предприятий и организаций

Несостоятельность (банкротство) предприятий iconБанкротство предприятий в современных услових

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы