Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» icon

Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу»



НазваниеМастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу»
Дата конвертации18.08.2012
Размер66.91 Kb.
ТипРеферат
скачать >>>

Мастер-класс на тему:

«Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу».


Цель мастер-класса:

познакомить с элементами воспитательной работы классного руководителя по сплочению коллектива 5 класса.

Задачи:

  1. Ввести в систему воспитательной работы классного руководителя основные формы и методы организации коллектива.

  2. Разработать принципы организации ученического самоуправления в классе.

  3. Учить определять уровень развития коллектива.

  4. Создать условия обмена опытом по данной проблеме.



Структура мастер-класса:

  1. Введение. Формулировка проблемы, основных целей и задач.

  2. Основная часть:

  • Этапы формирования нового ученического коллектива.

  • Знакомство с содержанием основных этапов работы.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

  2. Заключительное слово учителя.



Методы работы: словесные, практические.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: раздаточные материалы, листы А4, ручки, плакат «Актив класса», фотографии класса.


В мастер-классе используются диагностические и игровые методики М.П.Нечаева.


Я хочу пригласить Вас на мастер-класс по теме: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу».

  1. Введение.

С самого первого дня работы основной целью классного руководителя является формирование ученического коллектива и последовательная подготовительная работа к переходу коллектива к самоуправлению. В соответствии с этапами развития ученического коллектива перед классным руководителем ставятся разные задачи.

Задача классного руководителя на первом этапе – помочь детям успешно и быстро адаптироваться к новым условиям учебной и внеучебной деятельности при переходе в среднюю школу. Особенное внимание необходимо уделить классу, состав которого в средней школе меняется, например, при формировании гимназического и общеобразовательного классов. В этом случае классный руководитель стоит перед необходимостью формирования нового ученического коллектива, с чем всегда приходилось сталкиваться и мне, при этом решая следующие задачи:

  1. Изучение личности учащихся, их склонностей, интересов для создания соответствующих условий для саморазвития и самореализации.

  2. Создание доброжелательной атмосферы в коллективе как условия нравственного развития учащихся.

  3. Помощь в личностном развитии учащихся через коллективное творчество.

  4. Обеспечить каждому ученику ситуацию успеха.


  5. Развитие и поощрение ученической инициативы, повышение активности и ответственности учащихся и родителей.

  6. Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.

  7. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.

  8. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

  9. Взаимодействие с семьей.

  1. Основная часть.

Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в классе играют классные часы. На первом организационном классном часе необходимо познакомить детей с новыми правилами работы в средней школе, рассказать о новых предметах, новых учителях, провести экскурсию по школе, показать кабинеты и познакомить с новыми учителями, спланировать ближайшую внутриклассную работу.

В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эффективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные интерактивные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуникативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Кроме того, пятиклассники всегда активно отвлекаются на игровые формы общения.

На этапе знакомства классного руководителя с классом, я часто использую анкету, которая позволяет выявить не только интересы, увлечения учащихся, но и их настроение, их отношение к учебе. Примерные анкеты представлены в конверте 1. Сейчас я попрошу Вас взять конверт и достать из него анкеты. Попытайтесь ответить на вопросы глазами пятиклассников и подумайте, как классные руководители, какие вопросы вы бы добавили в анкеты и какие исключили.

Вопросы в анкете могут быть разного характера, в зависимости от того, что Вас интересует, и чтобы Вы хотели уточнить для себя.

Кроме того при формировании классов средней школы необходимо познакомиться самим ученикам. Чтобы быстрее и лучше узнать имена учащихся. Можно использовать игровую методику М.П.Нечаева «Знакомство»: учащиеся класса по очереди называют свое имя и на первую букву имени говорят прилагательное, наиболее ярко его характеризующее. Например, Даша – добрая, Максим – мечтательный, Георгий – гордый, Лариса – любознательная и т.д. Давайте попробуем провести с Вами небольшое знакомство. После этого я использую другую очень интересную и увлекательную игру «Тайный друг». На первом классном часе из мешочка каждый ученик класса вытягивает себе имя своего одноклассника - тайного друга, которому в течение недели необходимо делать небольшие подарочки, сюрпризы, помогать, писать хорошие записочки, интересоваться его делами и проблемами, то есть задача детей состоит в том, чтобы сделать приятное своим одноклассникам. Классный руководитель также участвует в этой игре, его имя находится в мешочке наравне со всеми.

Еще на этапе знакомства мы всегда проводим творческое мероприятие, которое позволит выявить художников и творчески развитых учащихся, снять эмоциональное напряжение. Данная игровая методика называется «Коллективный портрет группы». Каждый ученик класса и классный руководитель рисует свой портрет, который прикрепляется на общую газету «Мы – 5 класс «А»! Газета позволяет выявить не только творческих детей, но и посмотреть на детей их собственными глазами, познакомиться с их увлечениями, интересами и т.д. (Саму газету вы можете увидеть на предложенных фотографиях).

Важной задачей на начальной стадии формирования коллектива является выбор ученического актива и распределение обязанностей. Распределение обязанностей – одна из форм работы по формированию учебного самоуправления. Обычно обязанности в классе распределяются по традиционным направлениям. Главное – задействовать весь класс, желательно распределить детей по секторам равномерно с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений на добровольной основе. У нас в классе несколько секторов: учебный сектор, спортивный сектор, трудовой сектор, культмассовый сектор, редколлегия, ответственные за дежурство и староста класса. Все ребята добровольно выбрали себе занятия и области своей деятельности. В классе после выбора актива была повешена газета «Актив класса», которая стала первой работой уже сформировавшейся редколлегии. Обязанности между детьми могут распределяться сроком на триместр, полугодие или год. (Плакат «Актив класса»)

На следующем этапе необходимо спланировать работу класса, для этого необходимо принять и разработать законы классного коллектива. На доске вы видите плакат, который и называется «Правила класса». На плакате уже прикреплены несколько правил. Давайте попробуем назвать их. ( Учителя называют правила) Теперь Вам необходимо самим подумать и нарисовать несколько правил, одна команда будет рисовать разрешающие правила, а другая запрещающие. Вы понимаете, что не все пятиклассники смогут нарисовать, поэтому я очень часто подбираю картинки, которые они просто приклеивают на кружочки, но при этом я увеличиваю их количество. После того, как картинки созданы, учитель прикрепляет их на уже существующий плакат и дети еще раз читают правила и принимают их. Если какие-то правила были не показаны, то учитель просто может дописать их фломастером или заранее приготовить напечатанные правила.

Примерные правила класса!

1.Вовремя приходи на уроки.
2.Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
3.Приходи в школу подготовленным, с выполненным домашним заданием.
4.Будь вежлив, не груби, не дерись.
5.Бережно относись к школьному имуществу.
6.На уроках соблюдай тишину.
7.Во время перемены не бегай в классе.
8.Приходи в школу в форме, будь аккуратен и опрятен.
9.Помогай слабому.
10.Не бери чужие вещи без разрешения.
11.Не пользуйся мобильным телефоном в классе.
12.Бережно относись к чужим вещам.
13.Активно участвуй в общественной жизни класса и школы.
14.Следи за чистотой и порядком класса и своего рабочего места.

На этапе, когда коллектив переходит к самоуправлению, а актив класса уже сформирован, работа классного руководителя проводится по следующим направлениям:

  • Помощь активу в организации дел,

  • Создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения,

  • Коррекция положения учащихся в школьном коллективе.

Мною были представлены этапы первичной работы по формированию коллектива, данные методы работы я обычно использую на нескольких классных часах сентября.


3. Подведение итогов.

А сейчас проведём рефлексию:

Я вам предлагаю ответить на вопросы, используя слова: новые, важные, затруднения, пути преодоления.

* что для себя вы взяли новое?

* что для вас важно?

* какие испытали затруднения?

* как вы их будете преодолевать?

4. Заключительное слово учителя.

Еще раз хочется поблагодарить всех коллег за работу, я надеюсь, что материалы моего мастер-класса помогут Вам успешно и без затруднений начинать работу по формированию коллектива.








Похожие:

Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconКак помочь ребенку при переходе из начальной в среднюю школу

Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconУтверждаю Директор школы В. Л. Кузнецова
...
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconМастер – класс по английскому языку. Мастер – класс в 10б классе по теме «Мировые религии»
Цель мастер класса – распространение опыта работы учителя английского языка по внедрению технологии развития критического мышления...
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconВ вашей семье пятиклассник Как сделать переход ребенка из начальной школы
Все это является серьезным основанием для возникновения проблем у ребенка при переходе из начальной школы в основную
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconПубличный доклад
Ыла преобразована в среднюю общеобразовательную школу. В настоящее время школа работает как основная. За период функционирования...
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconАналитическая работа в группах – определение, характерные черты и структура Мастер-Класса [Семинар «Мастер-Класс по организации и проведению мастер-класса с использованием икт»
Семинар «Мастер-Класс по организации и проведению мастер-класса с использованием икт»]
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconПреемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в свете национальной инициативы «Наша новая школа»
М, ориентируемся на выпускника – студента, способного в жизни реализовать себя, как самоценность. Решение этой задачи обеспечивает...
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconПреемственность между дошкольным учреждением и начальной школой в свете национальной инициативы «Наша новая школа»
М, ориентируемся на выпускника – студента, способного в жизни реализовать себя, как самоценность. Решение этой задачи обеспечивает...
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconПрограмма «дружный класс» ( на сплочение коллектива класса в начальной школе) Автор-составитель: Полякова А. В. учитель начальных классов моу сош №105
Начальная школа по праву рассматривается в качестве основополагающего звена в системе образовательной и профессиональной школы
Мастер-класс на тему: «Система воспитательной работы по формированию коллектива класса при переходе из начальной школы в среднюю школу» iconДиректор моу лицея 35 им. Буткова В. В. Кобер В. Г. Зам директора по увр шуйская Т. В. Из начальной школы в основную: проблемы преемственности
Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы