«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке icon

«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке



Название«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке
Дата конвертации18.08.2012
Размер180,62 Kb.
ТипИсследовательская работа
скачать >>>


Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Управление образования администрации МО «Сарапульский район»

МОУ Сигаевская СООШ


«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение».

Исследовательская работа по музыке.


Выполнила: Валяхметова

Екатерина Рашитовна

Ученица 6 «А» класса,

Сигаевской СОШ.

Научный руководитель:

Учитель музыки Некрасова

Ольга Юрьевна


Сигаево 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………… 3


Глава 1 Традиционные музыкальные инструменты как

объект изучения

1. 1 История возникновения традиционных удмуртских

музыкальных инструментов .…………………………………………… 6

1. 2 Роль и место инструментальной музыки

в жизни удмуртов ………………………………………………………..… 8

1. 3 Характеристика удмуртских

музыкальных инструментов .…………………………………… ……… 11


Глава 2 Исследовательская работа.

2.1 Изучение жреческого инструмента быдзым крезь.………………… 15

2.2 Возрождение исполнительской культуры на народных

инструментах в наши дни …………………………………………..…… 18


Заключение .……………………………………………………………… 21

Список литературы .…………………………………………………… 22

Приложение …………………………………………………………… 23

ВВЕДЕНИЕ.

Тема моей работы: «Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение».

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, особенности языка, быта и культуры. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Удмуртия – наша родина. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру народа как свое собственное.

С уверенностью можно сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чем мечтали?

Мы, будущее поколение, должны знать и приобщаться ко всем видам национального искусства – от архитектуры и живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, от декоративно-прикладного искусства до народных музыкальных инструментов. К национальной культуре нужно приучать с раннего детства.

Эта проблема давно рассматривается, ей занимались такие ученые – педагоги, авторы статей, как А. Н. Голубкова, Т. А. Никитин, В. Е. Владыкин и т.д. Но, к сожалению, знакомству с народной удмуртской культурой уделяется недостаточно внимания, но есть уже сдвиги, в нашей Сигаевской школе открылось общество «Удмуртской культуры» там мы изучаем удмуртский язык, знакомимся с обрядами, традициями наших предков.

Я считаем, что тема моей работы является актуальной на сегодняшний день, молодое поколение хочет узнать больше про свой народ. Но эта тема недостаточно глубоко исследована, изучена, систематизирована. Трудности в моей работе составили: нахождение иллюстраций и наигрышей на удмуртских инструментах.

Объектом исследования является удмуртские традиционные инструменты.

Предметом исследования ознакомление с удмуртской культурой.

Гипотеза исследования заключается в том, что если детей с раннего детства знакомить с национальной культурой своего народа, обычаями, традициями, то наше прошлое не будет потеряно, дети будут уважать и любить свой народ, смогут быть патриотами своей Родины.

Цель исследования: познакомить с традиционными музыкальными инструментами удмуртов.

Задачи: 1) Раскрыть историю возникновения традиционных удмуртских инструментов.

2) Раскрыть роль и место инструментальной музыки в жизни удмуртов.

3) Выявить музыкальных деятелей, современности, которые поддерживают исполнительскую культуру на традиционных удмуртских инструментах.

Методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы над проблемой исследования;

Эмпирические: изучение и обобщение передового педагогического опыта.

ГЛАВА 1. ТРАДИЦОННЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК ОБЬЕКТ ИЗУЧЕНИЯ.

1. 1 ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРАДИЦИОННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры народа. Удмурты употребляли в своей практике более двадцати инструментов.

Инструменты были строго дифференцированы во времени и пространстве. Можно говорить о календарности инструментария, их различают по месту использования: лес, поле, дом, улица и т.д.

Инструменты существовали не только как пастушьи и охотничьи. Они были полифункциональными и с религией, ритуалами, праздниками, народным творческом составляли единое целое. Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему. Существует особая музыка, которая звучала во время молений и сопровождала священные пляски старейшин.

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к восьмому тысячелетию до нашей эры. Подобно тому, как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и Средиземноморья, и на русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты конечно, самые простые. Затем - духовые: дудки, свистки, а потом флейты, без отверстий из тростника и кости. Позднее появились струнные инструменты, а позже всего смычковые (2; стр. 19),

1.2 РОЛЬ И МЕСТО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ УДМУРТОВ.

В древности каждый человек встречался с музыкой природы пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженными этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникло создаваемое им музыка. Но были и другие не менее важные источники.

Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам, можно легко обнаружить, что они не многим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по мере игры на них. Обычная ступа, в которых толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивалась кожей и появлялись инструменты - позднее их назовут ударными. Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой не что иное, как подражание луку. Так человек открывал музыку.

С песенным творчеством, тесно связанна инструментальная удмуртская музыка. Она развивалась на протяжении многих веков. Использовалась на праздниках, где сопровождала песни, танцы, а также в быту. В то же время проследить особенности художественного развития инструментальной музыки вряд ли возможно. Как продукт индивидуального творчества она не фиксировалась в памяти народа.

Удмуртская инструментальная музыка звучала на инструментах которые условно можно разделить: 1) на собственно-удмуртские, известные по археологическим и фольклорным материалам. 2) интернациональные, характерные для многих народов России.

По способу звукоизвлечения можно выделить следующие группы: ударные, духовые, струнные.

Народные инструменты обладают следующими характерными признаками:

Утилитарность. Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации, дудка, пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов. Природосообразность. Народная культура развивалась в условиях непосредственного контакта и взаимодействия с природой.

Процесс изготовления и применения многих народных инструментов связан с определенным состоянием природы и временем, установленным календарем, начиная от поры заготовок древесины для конкретного инструмента, влияния положения Луны на срок и процесс его изготовления до традиций использования народных инструментов на праздниках и календарных обрядах.

Например, считалось, что дуб, береза, ясень – деревья, несущие божью благодать: они подпитывают окружающий мир светлой энергией. Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материалы.

Тембровая палитра народных инструментов имитирует звуки природы и животного мира (завывание ветра, голоса животных и птиц, скрип снега, звуки весенней капели) (7; стр. 9).

Музыкальная практика народных исполнителей, имеет определенную функциональность:

• отпугивающая функция (исполнительство на свистках, трещотках);

• приманивающая функция (исполнительство на различных видах манков);

• сигнальная функция (исполнительство на пастушьих и сигнально-охранных инструментах).

•праздничная функция. Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляниях и в обрядах. Художественное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы.

Из этого можно сделать вывод, что музыка в жизни удмуртов занимала большое место, и имела огромное значение. (1; стр. 24).


1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА УДМУРТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

В народном быту удмуртов использовались многочисленные ударные инструменты.

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу. Инструмент состоит из трех тюлек длиной один метр, и диаметр двести, триста миллиметров, соответствующий разной высоте звучания. Сооружали инструмент следующим образом: между двух близко стоящих деревьев (ель, пихта, сосна) на высоте двухсот метров закрепляли шест, к нему подвешивали тюльки. Играли на инструменте двумя руками. Постукивали по тюлькам и двумя сухими ветками.

Такыртон (трещотка) так же пользовалась большой популярностью. Она состояла из четырехугольной деревянной рамы с березовой пластиной посредине и ребристого валика. Когда раму вращали вокруг своей оси, пластинка задевала за ребристую поверхность валика и издавала звуки, в настоящее время такыртон - детская игрушка.

Бубен. Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Группа духовых инструментов.

Чипсон - свистулька из липовой коры. Изготавливается он весной во время обильного сокодвижения. Срезалась веточка, вырезалось свистковое отверстие, после этого выбиралась внутренняя часть, оставалась только кора, затем в один конец вставлялась пробка с отверстием, в другой конец вставлялся выбитый ранее ствол. Инструмент издавал только один звук.

Шулан - глиняная свистулька изготавливается в виде рыбы или птицы, священных животных удмуртов. Инструмент ритуального, древне язычного происхождения, на это указывает использование его в обряде «шайтан уллян» (изгнание беса).

Чипчирган - натуральная продольная труба без мундштука. Инструмент изготавливается из полого стебля. Иногда в конце стебля приделывается раструб из бересты, картона или коровьего рога. Звук издается путем втягивания воздуха через сжатые губы.

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Узьы гумы(дудка) - инструмент музыкально-эстетического назначения. Это деревянный духовой инструмент, типа продольной флейты. Он делается из стебля зонтичных растений длиной сто сантиметров. Звук извлекается путем вдувания. Игра на этом инструменте требует искусно владения губным аппаратом. Сначала этот инструмент был жреческим, а в последствии он стал игрушкой для детей.

Волынка (быз). Этот инструмент был известен многим народам мира. Удмурты играли на ней около ста лет. Делается волынка из телячьей кожи, как мешок, в нижний конец вставляется в виде рупора коровий рог или деревянный раструб, в середину вставляется дудочка с лазами. Верхний конец вставляется трубочка куда дует исполнитель.

Варган - этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов финно-угорской группы, народов севера, Татарии, в Башкирии. Варган состоит из металлической подвески с вытянутыми концами, длиной до 10 см, в середине укреплен стальной язычок с крючкообразно-загнутым свободным концом. Во время игры этот инструмент подносят ко рту, одной рукой концы прижимают к зубам, указательный пальцем другой руки защипывают крючок язык, язык начинает вибрировать и издает слабый звук, которой усиливается полостью рта и зубами исполнителя.

Струнные инструменты.

Быдзым крезь является жреческим инструментом. Он участвовал в родовых молениях, обряде «Гырыны потоп», ритуале выбора жрецов (васясь), а также других служителей языческих культов. В родовом святилище под аккомпанемент быдзым крезя исполняли молитвенные напевы.

Наряду с быдзым крезь функционировал бытовой крезь, непременный участник календарных и свадебных обрядов, сопровождая песни, хороводы и танцы. Инструмент имел сходную конструкцию, но различался тем, что был поменьше. Быдзым крезь хранился в куале, а бытовой крезь в избе, чтобы был всегда под рукой.

Другой инструмент из этой же группы будет под двумя названиями крезь смычковый и кубыз. Инструмент широко применяется в свадебном обряде, сопровождая застольные песни. Играли сидя, держа инструмент на коленях или стоя. Кубыз имел три струны. Мелодия исполнялась на одной крайней струне.

Применение этих инструментов в различных коллективах, ансамблях в значительной степени внесет свой, ничем не заменимый и первостепенный колорит (5;стр. 2) (приложение 1).


Глава 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.

2.1 ИЗУЧЕНИЕ ЖРЕЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТА БЫДЗЫМ КРЕЗЬ.

Больше всего меня заинтересовал жреческий инструмент быдзым крезь. Как на нем играли? Из чего изготавливали? В чем его особенность?

Большой интерес представляет конструкция инструмента.

Он несет в себе магические знаки.

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя (рис 1а)

(приложение 2).

2-й выступ, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый исполнен в форме полукруга (рис 1 б).

3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца (рис 1 в)

Утка и Лебедь - священные животные удмуртов.

Нижний край деки в середине имеет выемку, которая при игре не имеет функционального значения. Если же инструмент развернуть и посмотреть на него со стороны нижней деки выемкой вверх, то нижняя обечайка с выемкой вместе напоминает крылья парящей птицы, знак «парящая птица» (рис 2 а).

Дека имеет одно или несколько резонаторных отверстий, которые просверливались или прожигались произвольно, что нуждается в дальнейших исследованиях. Число отверстий было всегда нечетное (рис 3).

Подставка к которой привязывались струны, находилась всегда под углом 45-50 градусов и имело небольшое закругление

(рис 4а). Сама подставка также несла знаки в форме насечек и небольших углублений (рис 4б).

Колки располагались симметрично по отношению к подставке.

Струны натягивались параллельно и изготавливались из бараньих кишок, позднее стали применяться металлические струны.

По конструкции дека может быть цельная и составная, состоящая из двух частей (рис 5).

Традиционным материалом для изготовления инструмента служила ель, сосна, осина. Изредка переменялась для изготовления отдельных частей дуб, вязи и пихта. Существует интересная легенда, что инструменты нужно делать из сосны или ели, пораженных молнией. Согласно легенде, Великий Инмар, таким образом указывал людям то дерево, из которого следует изготовить большой крезь.

Особенность быдзым крезя заключается в том, что он имеет внутри корпуса резонаторные струны, при игре, резонируя, они усиливали звучание, и как следствие – эффект воздействия на слушателей. Число струн колебалось от одной до одиннадцати (рис 6). Благодаря этому инструмент звучит ярко, гулко, звук затихает постепенно.

Играли на инструменте сидя, держа на коленях в наклонном состоянии. При помощи шнура исполнитель вешал инструмент на шею или на плечи.

Этот инструмент является самым экологически чистым, благотворно влияющим не только на духовное состояние человека, но и на его здоровье.

(6; стр. 13)


2.2 ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В НАШИ ДНИ.

В настоящее время началась работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов. Сергей Николаевич Кунгуров внес неоценимый вклад в возрождение музыкального инструмента – крезь. Он познакомился с инструментами, хранящимися в фондах Национального краеведческого музея, научился играть на них, в результате этой работы в 1989 г. был изготовлен первый крезь, презентация которого успешно прошла в УдНИИ. Как пишет Кунгуров «С первых аккордов стены конференц-зала как бы раздвинулись.

С 1990 в школе-интернате Министерство культуры для особо одаренных детей был открыт класс удмуртских традиционных инструментов, куда были приняты девочки из разных районов республики. Из них был сформирован первый ансамбль. К сожалению, в 1993 г., не смотря на хорошие показатели в выступлении коллектива на различных международных фестивалях, республиканских конкурсов, класс был закрыт министерством культуры.

Этноинструментовед Сергей Николаевич Кунгуров - заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, Доцент кафедры оркестровых инструментов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, член Российской ассоциации дирижеров, лауреат международных конкурсов. Он не только виртуозно играет на этом редком инструменте, сделанном собственными руками, но и пишет для крезя музыку — сегодня это более 100 произведений. Мастер разработал разновидности академического инструмента — прима, альт, бас, реконструировал быдзым-крезь, пыж-крезь, пукыч-крезь, кубыз, шулан. Выпущены СD с записями крезя в исполнении С.Н.Кунгурова - “Быдзым крезь” ( 2003), “Новая песня древней земли”(2004) (приложение 3).

Руками мастера уже изготовлено около 70 крезей, на которых играют в Удмуртии, Финляндии, Германии, Норвегии, Италии, Греции, Венгрии, Испании, Великобритании, США, Канаде... Удмуртский крезь слышат и ценят во всем мире.

В 2000 г. С. Н. Кунгуров выпустил первый в нашей республике сборник «Школа искусства игры на крезе» Активно используются инструменты профессиональным коллективом Камерным оркестром народных инструментов. Он активно включает в свой состав крезь, кубыз, шулан и другие традиционные удмуртские народные инструменты. В 1999 г. на Международном конкурсе «Классическое наследие» ансамбль был удостоен звания лауреатов и впервые крезь прозвучал в Большом концертном зале Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Специалисты отмечали, что этот инструмент является самым экологически чистым, благотворно влияющим не только на духовное состояние человека, но и на его здоровье (3; стр. 35).

Сергей Семенович Трофимов - заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат Всеудмуртской национальной премии им. Кузебая Герда — преподаватель Воткинского педагогического колледжа. Он основал ансамбль крезистов «Сайкан», является художественным руководителем.

Им произведена реконструкция удмуртского народного инструмента крезь. Для оркестра созданы следующие виды крезей: пичи (малый), быдзым (великий), бадзым (большой басовый), которые изготовили воткинские мастера С. С. и Д. С. Калистратовы.

Юрий Николаевич Лобанов , член союза художников Удмуртии, лауреат Государственной премии Удмуртской республики, участник ежегодных Международных этнофутуристических фестивалей, хорошо владеет приемами игры на ударных музыкальных инструментах таких, как бубен, тангыра.. Создает оригинальные ритмические композиции, является активным пропагандистом удмуртских традиционных музыкальных инструментов.

Анатолий Степанов, преподаватель СОШ , является автором интересных по форме и по звучанию шуланов. Мастер экспериментирует, работает над созданием струнных музыкальных инструментов таких, как крезь, кубыз. (4; стр. 25).

Музыка удмуртских инструментов должна звучать и приносить радость своему народу и другим людям на земле.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Я считаю, что такие музыкальные инструменты как крезь, кубыз, такыртон, чипчирган, шулан,тангыра нельзя забывать. Для этого мы должны сами хорошо знать историю их происхождения, бытование инструментов, знать основные особенности звучания и приемы игры. Нужно разрабатывать методику работы по ознакомлению детей с лучшими музыкальными инструментами, собирать репертуар – стихи, песни, воспевающие удмуртские музыкальные инструменты. Таким образом, наша удмуртская культура не будет забыта и потеряна, а молодое поколение будет приобщено к культуре своего народа.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Владыкин В. Народная музыка.- Ижевск, 1993.

2. Голубкова А. Н. Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989.

3. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов - Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.

4. Голубкова А. Н. Роль удмуртских музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов. - Вестник Удмуртского университета, № 6, 1996.

5. Голубкова А. Н. Удмуртские музыкальные инструменты // Инвожо, №3, 2000.

6. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные инструменты. – Ижевск, 1994.

7.http://www.gasur.ru/Editions_and_publications/over_mat/pubkonkurs08/sklad2/nominashion1/group2/1_2_1.php.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.




ТАНГЫРА




ТАКЫРТОН





БУБЕН



ЧИПСОН





ШУЛАН





ЧИПЧИРГАН




\\\\ТУТЕКТОН\\\


ТУТЭКТОН УЗЬЫ ГУМЫ





ВОЛЫНКА (БЫЗ)





ВАРГАН





БЫДЗЫМ КРЕЗЬ





КРЕЗЬ


КУБЫЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.




Рис 1 а.




Рис 1 б.




Рис 1 в.




Рис 2.




Рис 3.




Рис 4.





Рис 5.




Рис 6.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.




КУНГУРОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconЗадачи. Учить доверять своему телу и контролировать его. Оборудование
Пожалуйста, присаживайтесь, музыкальные инструменты уже заждались вашего прихода. Разбирайте их поскорее, всем хватит. На прошлом...
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconУрокапо музыке 2-а класс Тема урока: Музыкальные ударно шумовые инструменты
Закреплять навыки игры на ударно-шумовых инструментах. Формировать представление о музыкальном коллективе – оркестре
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconРеферат по проекту «Образ Е. Онегина в литературе и музыке»
Степень обоснованности темы заключается в приобретении дополнительных знаний по музыке и литературе (историко-биографические факты,...
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconМузыкальный словарик Музыкальные инструменты

«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconСтрунные музыкальные инструменты Ждырёва Л. А

«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconНаглядное пособие на доске, презентация. Словарная работа: Звуки, композитор, ноты, нотный стан, музыкальные инструменты. № п\п
Сейчас мы с вами послушаем тишину. И каждый расскажет, какие звуки он услышал. Закрыли глазки и тихонько посидим минутку
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconРазвитие интереса к народной музыке у школьников на факультативных занятиях
Работа по музыкальному воспитанию ведется с учетом того, что музыка является не только культурным феноменом, облагораживающим жизнь,...
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconИсследовательская работа ученицы 10 класса «А» Ефремовой Евгении по теме
Социокультурная характеристика
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconРабочая программа научно-исследовательская работа в семестре
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
«Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». Исследовательская работа по музыке iconРабочая программа научно-исследовательская работа в семестре
Научно-исследовательская работа в семестре является обязательным подразделом (М 1) раздела «Практика и научно-исследовательская работа»...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы