Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков icon

Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков



НазваниеИскусство Кубани конца 19-начала 20 веков
Дата конвертации17.08.2012
Размер72.98 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

8 класс Кубановедение ИСКУССТВО

Данный урок рассчитан на проведение 2-х уроков.

Дата проведения_______________ и _________________


Тема урока:

Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков.


Основные понятия:


  1. Освоение территории Кубани во второй половине 18 века.

  2. Взаимодействие национальных культур местных народов с культурой запорожского казачества, соединение русских, украинских, а также горских традиций – формирование новой этнокультуры.

  3. Взаимодействие различных этносов, выраженных в сельской архитектуре ( хата казака), предметов декоративно-прикладного искусства ( керамика, вышивка, кружево, ткачество, плетение из лозы, соломы, листьев початков кукурузы, резьба по дереву, коваль, роспись).

  4. Костюмы кубанских казаков и казачек.


Цель:

формирование у учащихся национального самосознания, уважения к культурному и историческому наследию своих предков.

Задачи:

  1. дать целостное представление о развитии искусства родного края;

  2. проследить связь культурной жизни Кубани, художественных традиций с культурой России.


Тип урока: комбинированный.


Задания на 1 –й урок:

1. знакомство с художниками Кубани и Екатеринодара 19 века,

2. знакомство с работами скульпторов Кубани конца 19-начала 20 века.

3. работы Ильи Репина на Кубани


Творческая работа: напишите эссе « В чем роль художников и скульпторов В развитии искусства Кубани в конце19-начале 20 века?»


Задания на 2-й урок:

1. просветительская и собирательская деятельность Ф.А.Коваленко

2. в чём состояла связь музея Коваленко с мировыми музеями?


Творческая работа: подобрать рисунки, фотографии, иллюстрации рисунков или картин из музея Ф.А.Коваленко.


Ход урока:

1. Орг. момент. Фоном звучит кубанская народная песня «Витре буйный».


На доске эпиграф:

Посмотрите вокруг, зачарует краса –

Нету края прекраснее нашего:

Золотятся хлеба, колосятся поля,

Даль морская лазурью окрашена!

Вспыхнет зорька в горах, брызнет радость из глаз-

Словно к счастью душа прикасается.

А какие сады на Кубани у нас,

А какие казачки – красавицы!

Иван Варавва.


Дать детям послушать 2 минуты песню….

О чём она? ( о тяжелой доле – найди, ветер, моего милого, где б он ни был, ты же могучий, везде бываешь…) – показана широта кубанской души – любовь ко всему: к родине, людям….

2. Вводная беседа.


Мы с вами живем в поистине –замечательном крае не только зеленых полей, голубого моря и золотого солнца, но и не менее выдающихся людей и их творчества. Как и кубанские песни – художники были разными, писали и творили по-разному, но у них была одна цель – прославить Кубань, её природу, людей, их труд, чтобы оставить память и историческое наследие своим потомкам.


3. Изучение нового материала ( каждый фрагмент картины и слова о художниках и скульпторах сопровождается показом слайдов).

  • Слайд 2,3,4,5,6

1). Особую роль в художественной жизни Кубани и Екатеринодара сыграл Евгений Посполитаки ( уроженец г. Темрюка в 1852 г.), работал в Екатеринодаре и уже в 1893 году прошла его персональная первая выставка картин.


Посполитаки Евгений Иванович (1852, Темрюк – 06.03.1915, Москва), известный кубанский художник-педагог, популяризатор изобразительного искусства.

Просветительская деятельность Посполитаки на рубеже XIX-XX вв. оставила значительный след в культурной жизни Кубани. С его именем связано открытие в Екатеринодаре школы рисования – первого частного художественного учебного заведения на Кубани. Открывая в 1898 году свою школу, художник руководствовался целью «распространять в обществе художников развитие и вкус». Школа располагалась на втором этаже его собственного дома (по ул. Красной, 34). Пятая часть слушателей училась за счет основателя школы. Отчетные выставки позволяли судить о росте молодых художественных сил.


  • Слайды 7,8,9,10,11,12

Он является основателем первого художественного учебного заведения в г. Екатеринодаре- школы рисования ( в 1898 г.).

В этой школе рисования начали свои первые шаги известные позднее художники Кубани:

- Шариков

- Аветисьян

- Крутько

Эти художники, достигшие высокого мастерства, связали жизнь с Кубанью. Это начинание Посполитаки получило поддержку местных властей: с 1903 года городское управление стало выделять на развитие школы ежегодно по 1000 рублей.


Работы молодых художников- учеников Посполитаки


  • Слайды 13,14,15,16 ,17,18

В деятельности этой школы в свое время принимал особое участие художник Илья Ефимович Репин.

«Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») — знаменитая картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03Ч3,58 м) было начато в 1880 и закончено только в 1891 году – писАл 11 лет!!!!!!!!!!!!!

Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и Кубанской области.


Илья Ефимович Репин гостил на Кубани с 6 по 16 июня 1888 года. Он приехал сюда по совету украинского историка Д. И. Яворницкого, чтобы встретиться с кубанскими казаками - потомками запорожцев, отыскать лица и сделать зарисовки для своей картины "Запорожцы".


В станице Пашковской Репин повстречал стариков-георгиевских кавалеров, которые доблестно воевали в Севастополе с англо-французскими захватчиками и освобождали братскую Болгарию от турецкого ига... Илья Ефимович проникся духом старины, узнал немало любопытных рассказов о прошлом казачества, сделал десятки этюдов с казаков... Вернувшись домой, Репин завершил двенадцатилетнюю работу над картиной. На персональной выставке художника в ноябре 1891 год она произвела неизгладимое впечатление на зрителей, В. В. Стасов восторженно писал о "Запорожцах: "Великолепна, изумительна... Это просто первая из всех русских картин..."



  • Слайд 19 – памятник репину в Краснодаре

  • Слайд 20

В 1836 году в академию художеств был направлен Павел Шамрай - кубанский художник

( 1823-1878г.г.)

Он стал художником - монументалистом, участвовал в росписи Исаакиевского собора

В Екатеринодаре служил войсковым художником живописиэ

( показ слайдов и фото художников, запись названий картин в тетрадь)


2). Хочется отметить творческий вклад в развитие искусства Кубани Петра Косолапа

( 1839-1910 гг.),

  • 21,22

( показ слайдов картин Косолапа, его фото). Он являлся выпускников Императорской Академии художеств.

В 1894 году Косолап представил свой проект памятника первым переселенцам запорожских казаков на Тамани в 1792 году, именно его идея была отражена в дальнейшем скульптором Адамсоном в 1911 году из бронзы, который и до сих пор стоит в Тамани.

  • Слайд 23 – памятник в Тамани

  • Слайд 24-25 – об Адамсоне


Закрепление пройденного ( в виде тестирования, а затем фронтальной проверки у соседей по парте)


1. Кто являлся основателем первого художественного музея на Кубани?

А. Фелицын

Б. Репин

В. Коваленко

2. С кем сравнивали Ф.А.Коваленко?

А. с Репиным

Б. с Третьяковым

В. с художником

3. Он является основателем первого художественного учебного заведения в г. Екатеринодаре- школы рисования.

А. Харитонов

Б. Посполитаки

В. Микешин

4. В школе рисования , основанной в Екатеринодаре в 1898 г., начали свои первые шаги известные позднее художники Кубани:

А. Крылов

Б. Шариков

В. Мальгерб

Г. Аветисьян

5. В 1894 году этот художник представил свой проект памятника первым переселенцам запорожских казаков на Тамани в 1792 году

А. Воржев

Б. Харитонов

В.Косолап

Г. Сологуб

6.Автор картин «Пятигорск» и «Бандурист»

А. Шариков

Б. Колесников

В. Посполитаки

7. Автор своего автопортрета, портрета Ф.А. Коваленко

А. Сологуб

Б. Харитонов

В. Крылов

8. Кто является автором картины «Высадка черноморских казаков в 1792 году в Тамани»?

А. Репин

Б. Чечин

В. Аветисьян

9. Кто написал картины «В Горячем Ключе» и «Лунная симфония»?

А. Аветисьян

Б. Шариков

В. Харитонов

10. Кто автор знаменитой картины «Мальвы»?

А. Чечин

Б. Шариков

В. Аветисьян

Г. Сологуб


Проверка: 1 – В, 2 0 Б, 3 – Б, 4 – Б, Г, 5 – В, 6 – Б, 7 – Б, 8 – Б, 9 – Б, 10 – В.


Д/З – слайд 26 –

  1. Подготовить сообщение о творчестве одного из кубанских художников: Колесников, Харитонов, Чечин.

  2. Найти репродукции картин этих кубанских художников


2 урок. – выступление уч-ся с сообщениями о кубанских художниках 18-19 века.

3). Краткий обзор творчества художников учащимися.

Колесников _____________________________

  • ( показ слайдов и фото художников, запись названий картин в тетрадь)

Харитонов________________________________

  • ( показ слайдов и фото художников, запись названий картин в тетрадь)

Чечин____________________________

  • ( показ слайдов и фото художников, запись названий картин в тетрадь)


4. Работа над новым материалом. Изучение творческой жизни музей имени Ф.А.Коваленко.

Эпиграф ( читает______________________):

Один, наедине с собой

И зал. Картины по стенам.

темнеющие окна, вечер голубой

Струится между темных рам…

…Как зачарованный в неведомом пространстве

Толи летит, толь чувством удивлен.

Волшебный мир в космическом убранстве,

Картины между звезд и что-то в них и в нём…

…Снега. Роняет солнце краски,

Спешит к закату ясным днем.

В небытии стоит, как в сказке

Он там, в искусстве, вечность в нем.


Иван Коновалов ( краснодарец)


Сейчас наш разговор пойдет об удивительном творческом человеке Федоре Акимовиче Коваленко.

  • показ фото работы Харитонова

Этот человек обладал бескорыстной душой и щедрым сердцем. Не имея возможности получить образование в сенах Академии Художеств, он тем не менее всю свою жизнь отдал служению искусству и своей деятельностью способствовал развитию других талантов: художников и скульпторов.

Наш земляк, Федор Акимович, являлся собирателем картин, старинных книг, антиквариата.

  • показ работ из музея Коваленко

Его называли «кубанским Третьяковым», основавшим на Кубани не менее знаменитый художественный музей, где собраны работы со всей страны, западной Европы и не менее замечательные работы кубанских художников.


5. Это интересно!

Далее можно предложить учащимся

- либо посмотреть фрагмент из фильма об истории искусства на Кубани о Коваленко

- либо предложить презентацию с освещением основных отделений современного музея имени Коваленко в Екатеринодаре.


6.


7. Подведение итогов. выставление оценок учащимся.


8. Домашнее задание:


1 в. – напишите эссе « В чем роль художников и скульпторов В развитии искусства Кубани в конце19-начале 20 века?»


2в. - подобрать рисунки, фотографии, иллюстрации рисунков или картин из музея Ф.А.Коваленко.






Похожие:

Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconЭкономический подъем США конца 19 начала 20 веков

Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconАнализ живописных произведений флорентийской школы конца XV начала XVI веков

Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconУрок по курсу «кубановедение» раздел «искусство кубани» тема «музыкальная жизнь дореволюционной кубани»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №9 ст. Новосергиевской мо крыловский район
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconЛитература конца XIX начала XX веков. (Общий обзор) Серебряный век. Историческая ситуация
Три революции (1905-07 Февральская, которая привела к безвластию в стране и Октябрьская 1917 года)
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconСпецифика воплощения авторского идеала в русской прозе мордовии конца ХХ − начала XXI веков
Работа выполнена на кафедре русской, зарубежной литературы и методики преподавания гоу впо «Мордовский государственный педагогический...
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconОбоснование выбора темы
Данная курсовая работа посвящена анализу живописных произведений флорентийской школы конца XV – начала XVI веков из собрания Государственного...
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconФилософская культура России конца XX начала XXI веков Отношение к философам: юродивые учителя Неоднократно, и в отечестве и за рубежом, приходилось быть свидетелем и участником довольно типичной сценки: «а вы кто будете?»
Фiлософська культура Россii кiнця XX – початку XXI сторiч. // Фiлософська думка, 2011, №6, с. 245-61. (1,15 а л.)
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconМодернистские течения в русской лирике рубежа ХIХ-ХХ веков
Своеобразие социально-исторической и культурной жизни России на рубеже XIX-XX веков. Особенности воззрения на мир, искусство, человека,...
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconКурсовая работа тема: История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 начала 20 в
История лексикографии поморских говоров Мурманской области конца 19 – начала 20 в
Искусство Кубани конца 19-начала 20 веков iconКонтрольная работа По социологии Тема: «Русская и советская социология» План: Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца xix-начала ХХ века
Основные направления российской социологической мысли и социологи России конца xix-начала ХХ века
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы