Воспитание культуры поведения и общения «трудных» icon

Воспитание культуры поведения и общения «трудных»



НазваниеВоспитание культуры поведения и общения «трудных»
Дата конвертации17.08.2012
Размер180,3 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Воспитание культуры поведения и общения «трудных» .

Сегодня проблема воспитания культуры поведения и общения стоит как никогда остро. Она касается всех, но особенно – запущенных, «трудных» подростков. А их становится все больше и больше. Дадим определение данному понятию.

Культура поведения и общения - Это умение не причинять окружающим неудобств.

В этом контексте и надо вести работу с нашими учениками.

Негативное поведение подростков в вечерней школе вполне объяснимо у некоторых из них уже развилась вторичная школьная депривация.

В школе они испытывают дискомфорт, а причиной его (дискомфорта) считают учителей. Ведь в силу своей профессии они напоминают им тех людей, с которыми уже были связаны неприятные воспоминания. Правда, в обычной школе «трудные» были рассеяны по классам, а в вечерней собрались в одной школе. Чувство стадности порождает чувство безнаказанности. Поэтому они и позволяют себе многое. А это многое входит в привычку и переносится на всех окружающих.

То, что негативное поведение объяснимо, не делает его приемлемым. Преодоление стереотипа негативного поведения начинается с самых простых приемов. Вероятно, многие замечали: ученикам, почему то хочется «уличать» педагога в незнании материала. «Глобальные» вопросы учеников с целью показать одноклассникам, что учитель чего-то не знает, занимают много времени, утомляют и отвлекают класс от работы. Иногда «дебаты» устраиваются с явным намерением потянуть время.

Конечно, ни один учитель не поддается на эту провокацию, – да и просто времени жалко. Надо ввести твердое правило: все вопросы – только после того, как закончено объяснение. Можно специально сказать в конце: «Вопросы есть?». Как правило, слушая учителя, ученики забывают о своих намерениях.

Если же (бывает и такое, редко) кто-то раскопает материал не слишком известный отличающийся от общепринятого (не так как изложено в учебнике), то можно спокойно сказать: «Хорошо, что ты потрудился, узнал больше и познакомил нас с новой информацией – знаний много не бывает.

Конечно, нет универсального способа исправить поведение «трудного» подростка. У каждого из них за проступком стоит порой уникальная, а порой и целая комбинация причин, целей, следствий. Поэтому необходим индивидуальный подход. Спору нет, еще как необходим! Но когда речь заходит о классе, надо сделать так, чтобы этот индивидуальный подход»вписывался» в общий контекст требований по элементарному воспитанию, приучению к порядку и дисциплине.

Некоторые подростки напрочь лишены понятия о том, что нельзя трогать чужие вещи. Как же поступать в такой ситуации. Приведу такой пример из школьной жизни:

«Однажды, войдя в класс, обнаружила мальчика, увлеченно листающего мою записную книжку. Я тут же строго одернула: «Как ты смеешь брать чужое! Подействовало. В такой ситуации не стоит стесняться, не грех и голос повысить. Надо твердо донести до сознания учеников: не твое – не трогай!»

Да и нам самим следует взять за правило: на столе – ничего, кроме самого необходимого, и того минимум, чтобы не было соблазна.

Конечно, многое зависит от конкретной ситуации.

Вот, пример урока. Восьмиклассники сосредоточенно работают над конспектом. Мешает им всячески один "заводила". Обычные «отвали» и «заткнись», которыми ребята пытаются его урезонить, не действуют. Наконец, Юля не выдерживает и выдает в его адрес такую тираду, что стены покраснели. «Юля, уже взрывается учитель, – что за выражения! Вы же знаете, - оправдывается Юля, - я на ваших уроках просто так не ругаюсь! Достал! Однако возмутитель спокойствия угомонился.

Надо сказать в присутствии уважаемого учителя ребята не бранятся. Если и проскользнет словцо, то тут же извиняется, причем серьезно и искренне.

Но совершенно очевидно: нынешние подростки так хорошо освоили современную лексику, что употребляют ее в самой неожиданной для педагога ситуации. Поэтому следует приучать к правильной речи, говорите на простом и четком языке. Следите за правильностью ударений. Не допускайте оговорок. Не прибегайте к длинным предложениям. Помните, существительные и глаголы усиливают речь и ее воздействие, а прилагательные, особенно когда их много, - ослабляют.

Конечно, всем нам хочется добиться нормальной дисциплины. Однако получается это не всегда. Мы нервничаем, срываемся и часто делаем еще хуже.

Ученые утверждают: поведение наших учеников, особенно трудных, строится на трех основных законах поведения:

1 закон – ученик выбирает «определенное» поведение в определенных обстоятельствах.

2 закон – любое поведение подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к школьной жизни.

3 закон – нарушая дисциплину, ученик осознает, что ведет себя не правильно, но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из 4-х целей:

  • привлечь внимание;

  • избежать неудачи;

  • проявить власть;

  • месть.

Учитывая эти законы можно выработать определенную стратегию поведения с трудными учениками и постараться ослабить накал конфликтных ситуаций.

Первый закон. Некоторые психоло­ги объясняют «плохое поведение» дет­скими впечатлениями, бессознатель­ными мотивами, наследственностью, окружающей средой и воспитанием. Такие объяснения не могут нам по­мочь наладить дисциплину в классе, так как мы не в силах изменить что-ли­бо из перечисленных факторов. Вряд ли учителя могут возвращаться в про­шлое своих учеников или изменять их жизнь после школы.

Почему же на разных уроках один и тот же ученик ведет себя по-разному? У авторитарных учителей — всегда же­лезная дисциплина, однако, подобный способ управления классом спасает ненадолго и, как правило, негативно влияет на формирование личности ученика. После подавления агрес­сивности на одном из уроков, на сле­дующем меры воздействия придется еще более ужесточать. А это путь в ни­куда.

Правда, никто и ничто не может од­нозначно предопределить то или иное поведение, но всегда должен сущест­вовать ВЫБОР. Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, то сможем начать более результативно влиять на решения наших учеников, как вести себя в том или ином случае. Право выбора должно быть признано учителем за каждым учеником. Нельзя юного человека лишать этого права, ставя его в безвыходное положение.

Выбор существует и у нас: мы мо­жем действовать привычными метода­ми «манипулирования», а можем что-то изменить в своем поведении. Гибкое поведение учителя, его готовность изменить формы работы, зада­ния, умение включить трудного подро­стка в посильную деятельность позво­лит изменить ему свое поведение.

Второй закон. Важная цель поведе­ния ученика — чувствовать свою при­частность к жизни школы, т. е. чувст­вовать свою значимость.

Эта потреб­ность естественна для каждого челове­ка, так как люди социальные существа. Именно школа должна открыть путь к реализации главной жизненной по­требности — осознанию себя полно­ценной личностью.

Ощущение себя значимым в школьной общности конкретизируется в трех ипостасях:

• ощущать свою состоятельность в учебной деятельности;

•строить и поддерживать приемле­мые отношения с одноклассниками и учителями;

• вносить свой вклад в жизнь класса и школы.

Ученики пытаются достигать эти цели всеми доступными способами, как приемлемыми, так и вовсе непри­емлемыми — это может быть в том чис­ле и нарушение дисциплины. Как пра­вило, на выбор поведения влияет ха­рактер отношений с учителем, клас­сная атмосфера и структура классного коллектива. Если ученик не в состоя­нии реализовать эти важные три цели в школе, его поведение становится аг­рессивными или замкнутые. И здесь педагогам надо всегда помнить: даже маленький их успех должен быть заме­чен и одобрен.

Необходимо продумать тактику повышения статуса неуспеш­ного ученика в классе, его роль в жиз­ни школы, чтобы он не чувствовал себя несостоятельным и «чужим».

Третий закон. Как правило, за нару­шением дисциплины стоит одна из це­лей, которые ученик стремится до­стичь. И это тоже надо учитывать, вы­страивая собственную стратегию пове­дения. Цели эти такие:

Привлечение внимания. Некоторые ученики выбирают «плохое поведение», чтобы любой ценой получить особое внимание. Не дают вести урок, мешают одноклассникам. Они постоянно хотят находиться в центре внимания.

Власть. Есть немало учеников, ко­торые ведут себя плохо, желая, во что бы то ни, стало быть, главными. Они пытаются установить власть над учите­лем, сверстниками и всем классом. Часто демонстрируют поведением свое «превосходство» — мол, «Ты мне все равно ничего не сделаешь», и тем са­мым разрушают порядок в классе.

Месть. Для некоторых учеников главной целью становится месть за ре­альную или вымышленную обиду. Мстить они могут однокласснику, учи­телю или всему классу

Боязнь неудачи. Некоторые так боятся повторить поражение, неудачу, что предпочитают ничего не делать вообще. Они стремятся к тому чтобы их все оставили в покое, и остаются в изоляции.

Но каковы бы ни были цели плохих поступков наших учеников нам


все равно надо взаимодейство­вать с ними. И если мы научимся определять их цели, причины, мы сможем правильно строить общение с ними.

Наше педагогическое вмешательство — это только создание некоторых условий, в которых учащиеся могут принять решение изменить поведение, а могут и не принять. Учитель всегда может помочь и дать возможность уче­нику быть значимым, успешным, востребованным в классе и в школе.

Нет универсального способа исправить по­ведение трудного подростка. У каждо­го из них за проступком стоит уникаль­ная комбинация причин и целей, по­этому необходим индивидуальный подход. Связь между проступком и на­казанием должна быть понятной ос­мысленной. Установка учителя в этом случае тоже меняется: не надо ждать подвоха, необходимо быть настроен­ным на ожидание успеха.

Стратегию педагогического воздей­ствия при нарушениях дисциплины можно схематически изобразить так:

Стратегия




Меры воздействия





Минимиза­ция


Игнорируйте демонстративное поведение

Контакт глазами

Становитесь рядом

Делайте письменные замеча­ния

Используйте «Я — высказыва­ние» — это эффектное

заме­чание или просьба

Разрешаю­щее поведе­ние


Стройте урок на основе вопию­щего поведения

Доведите до предела демонст­ративную выходку

Весь класс присоединяется к выходке

Используйте «разрешенную квоту» — какое-то

нарушение разрешается, но объем его по­степенно

уменьшается




Делайте неожидан­ности


Включите свет, музыку

Говорите тихим голосом

Измените голос

Временно прекратите вести урок


Отвлеките ученика


Задавайте прямые вопросы

Попросите об одолжении

Измените деятельность

Пересаживайте учеников


Обращайте внимание

класса на примеры хорошего поведения


Благодарите учеников

Давайте индивидуальные зада­ния и анализируйте

их

Введите автоматические зачеты


Далеко не все дети одинаково поддаются воспитательным воздействиям. Очень трудно приходится с теми, кто уже имел негативный опыт общения с учителями. Учителя вечерних школ сталкиваются ежечасно с «сопротивлением» воспитанию. Но не вините ребят за то, что они сопротивляются самым лучшим вашим намерениям и самым грамотным пед. воздействиям. Это обуславливается самой человеческой природой, типом личности (интроверты особенно упорны), акцентуацией характера (гипертимы, шизоиды, эпилептоиды). Иногда сопротивление – ситуативная трудность. Иногда психологическая защита, бывает и неосознаваемая самим человеком. Чем сильнее социально и педагогически запущен ребенок, тем менее он поддается воздействию и тем более он ему сопротивляется.

Подросткам свойственна иррациональность. Они могут совершенно искренне не понимать вас, когда вы, вооруженные жизненным опытом и знаниями, благожелательно и разумно объясняете, почему надо держать слово, не опаздывать, аккуратно и добросовестно выполнять поручения.

Чувства детей этого возраста подчиняются не разуму и логике, а динамике эмоций.

При воспитании культуры поведения надо формировать в сознании ребят связь между их поведением и желательными и нежелательными последствиями. Хочешь, чтобы к тебе хорошо относились, – сам хорошо относись к людям. Нужно объяснить, что воспитанному человеку просто легче жить. Кстати, мальчики куда внимательнее относятся к словам педагога о правилах поведения, чем девочки.

Одно из часто повторяющихся нарушений дисциплины – это опоздания. Можно ли от этого избавить ваших учеников? Можно, только нужно запастись терпением. Не обойтись здесь без постоянных напоминаний и мини-бесед. Важно убедить ребят: привычка постоянно опаздывать может испортить отношения, а на будущей работе – обернуться увольнением. Да и окружающие люди будут воспринимать ваши постоянные опоздания как проявление расхлябанности, которая затмит и ваши хорошие качества.

Можно дать такие советы своим ребятам:

  • жить по «золотому правилу» и относиться к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам. Ведь раздражает нас, когда другие опаздывают и нам приходится ждать. Тогда не заставляйте ждать других.

  • никогда не затягивайте время на сборы, начинайте собираться заблаговременно, а не в последнюю минуту, лучше с вечера соберите нужные вещи.

  • не пытайтесь совершить слишком много дел в короткий срок.

  • составлять список дел в порядке важности.

  • учитесь, пунктуальности у организованных людей, наблюдайте за ними, перенимайте их опыт. Это очень полезно!

В деловом мире, в котором мы живем, опоздание считается не просто признаком дурного тона или невоспитанности, но и основным фактором убытков, а потому от вечно опаздывающих работников стараются сразу же избавляться.

При воспитании культуры поведения и общения учителя сталкиваются еще с одной проблемой.

О ней очень мало говорят, а она исклю­чительно важна. Касается это девочек. Рано повзрослевшие подростки из не­благополучных семей чуть ли не с 14-ти лет начинают жить в гражданском браке с молодыми мужчинами. Школа сразу отступает на второй, а то и на десятый план. Девочки копируют стиль поведе­ния и общения своих бойфрендов, дале­кий от истинной культуры, — грубый, вульгарный. Тем не менее «мой моло­дой человек» становится для девочки куда более значимой фигурой, чем учи­тель. Только очень авторитетный педа­гог может скорректировать, ситуацию, мягко объяснив, что «молодой чело­век» — это еще не все в жизни, его модус вивенди — не то, с чего надо брать при­мер, а секс — тоже не все в жизни. Уйдет обаяние юности — и что тогда? Здесь остается только положиться на время, чтобы потом, когда острота чувств пройдет, побеседовать с юной особой.

Бывает и так: эти девочки выходят замуж, рожают детей, и тут вдруг начи­нают учиться, интересоваться всем, в том числе и как себя вести. Видимо, пробудившаяся материнская любовь так на них влияет: они хотят дать ре­бенку то, чего не было у них.

Порой девочки обращаются к учи­тельницам за советом, как вести себя, чтобы стать желанной и нужной для друга. Советов на все случаи дать нель­зя, но нужно объяснить, что мягкость, женственность, воспитанность всегда привлекали мужчин. «Амазонки» с си­гаретами, бутылками и лексиконом одесских биндюжников времен Бени Крика — это только так, на время. К тому же юноши порой нарочно под­начивают девочек, чтобы позабавить­ся. В конце концов, женственность, скромный, тактичней стиль общения девочки — это составная часть общей культуры поведения.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются: из ласко­вых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, грубость сильнее всего ранит и обижает родителей, но прежде чем бороться о этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения'

Если подросток грубит вроде бы на пустом месте, когда атмосфера в семье не дает к этому поводов? Тут возможны три причины:

  1. Инфантильность.

Такие дети по социальному и психическому статусу не соответствуют своему возрасту. Их агрес­сивность объясняется тем, что они еще не усвоили правил общежития, которые им уже полагалось бы знать. По мере взросления их поведение, скорее всего, выровняется. Это бывает особенно ярко заметно, когда в семье один ребенок. Здесь присутствует детский эгоизм - все для него и дитя к этому привыкает с пе­ленок. Проверяется это по-разному. При­мер: идет урок, мальчик эгоист, переби­вая рассказ учителя.» громко и требовательно кричит «Закройте шторы» а то мне солнце в глаза светит!» Учитель, не провоцируя ученика, спокойно говорит ему, чтобы тот передвинулся вправо, си­дит-то за столом один. Дальше учитель спокойно, но твердо объясняет подрост­ку, что он в классе не один и нехорошо перебивать старших.

  1. Протест.

Вспышки недовольства, гнева, ярости у подростка возникают в ответ на попытки взрослых унизить/ос­корбить или целиком подчинить своей воле. Большей частью такая форма носит адресный характер, т.е. направлена про­тив конкретных виновников ситуации. Это может быть, к примеру, старший брат или отец, который решил принудить к чему-то подростка силой, или учитель, незаслуженно поставивший двойку. У психологов есть. такой посыл: если есть конфликтная ситуация между учителем и учеником, то виноват, как правило, учи­тель. Хотя многие педагоги относятся к этому утверждению весьма скептически. Как только конфликт находит свое раз­решение, подросток успокаивается.

  1. Уродливый, патологический характер.

Самое страшное! Речь идет о, преоблада­нии таких черт, как повышенная возбуди­мость, злобность, конфликтность. Как правило, это проявляется еще в раннем возрасте. Нередко характер ребенок на­следует от кого-то из родственников. По­жалуй, это самый тяжелый случай, и ро­дителям таких детей можно только посо­чувствовать. Нередко к таким ребятам прилипают нехорошие, обидные клички и прозвища, им всегда трудно в любом коллективе.

  1. Подростковое (возрастное) чувство юмора.

Юмор детей и взрослых тоже име­ет свои отличительные особенности. Во­обще юмор — очень тонкий индикатор понимания. Если людям смешно одно и то же, значит, они в какой-то точке друг другу близки. Все знают, с каким трудом иногда удается понимать шутки людей другой национальности, другой культуры. Расскажу случай из жизни. Иду утром на работу, встречается бабушка одного из ребят, ученика XI класса. Явно расстрое­на, голос дрожит, глаза, уставшие от бес­сонной ночи. Оказывается, внук пришел к ней вечером в новых туфлях, а бабушка обратила внимание на обувку — родители, мол, купили, постарались, на твою ногу трудно сыскать что-нибудь стоящее. Ага, спокойно отвечает внучек, на что они купят: год зарплату не получают. Сам достал. Идем с Лосем (друг), видим, — пьяный му­жик лежит. Ну, Лось себе куртку взял, а я— туфли. Да ты, бабушка, не переживай, он не из нашего поселка... Мы у него бумаж­ник посмотрели. Там мелочь и документы, ничего не взяли. Проспится и утром уедет на автобусе, на дорогу у него хватит. Причем все было рассказано ров­ным, спокойным голосом. Бабушка расст­роилась и очень сильно переживала, пока не выяснила у родителей мальчика, что это было шуткой. Здесь, конечно, налицо раз­ные уровни чувства юмора у представите­лей разных поколений.

Конечно, терпеть хамство ребенка очень, трудно.. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поста­вить его на место; Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно зна­ем; всякое обострение отношений лишь подливает масла в огонь! Будьте мудрее, избегайте конфликтов, чтобы не провоци­ровать своего ребенка. В этом вам помо­гут следующие правила поведения.

1. Дайте свободу. Свыкнитесь с мыс­лью, что ваш отпрыск уже вырос и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание - это стремление выйти из-под вашей опеки. Но, говоря а свобо­де, не забывайте философскую притчу о хомячке и коте Ваське. Жил у одного хо­зяина в клетке, симпатичный хомячок, и все время просил хозяина выпустить его на свободу, царапал дверцу клетки, умо­лял, просил открыть ее. А рядом с клет­кой сидел кот Васька и тоже проникнувшись сочувствием к судьбе узника, просил хозяина дать зверьку свободу. Но му­дрый хозяин не выпускал хомячка, пока в комнате находился кот, ибо он прекрас­но понимал, что свобода может иметь раз­ные границы. Очень, на мой взгляд, по­учительная притча особенно для тех хозяев, у которых подрастают дочери.

2. Никаких нотаций. Больше всего под­ростка бесят нудные поучительные роди­тельские нравоучения. Измените, стиль общения: перейдите на спокойный, веж­ливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и соб­ственные выводы. Особенно болезненно дети воспринимают критику взрослых в области моды и музыки. У разных поко­лений разные музыкальные пристрастия. И здесь взрослым надо быть мудрее и тер­пимее своих детей. Некоторых пожилых людей приводят в ярость названия групп, как то: «Ногу свело», «Руки вверх», «Сек­тор Газа» и т.д. Об одежде я уже не гово­рю. Хотя в селе молодежь менее автоном­на, нежели в городе.

3. Идите на компромисс. Еще никому ничего не удалось доказать с помощью скандала. Здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охваче­ны бурными негативными эмоциям и, способность понимать друг друга исче­зает. Тут наступает синдром красной тряпки, как для быка на испанской кор­риде.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссо­ры быстро погаснет, если в него не под­брасывать дров. Чтобы скандал прекра­тился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем под­ростку с его неустойчивой психикой. За­помните: лавры победителя в отношени­ях с собственными детьми не украшают. Особенно болезненно подросток это воспринимает, когда конфликт происхо­дит на глазах сверстников, в классе, спортзале и т.д.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь, сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопаний дверьми. Умению достойно вы­ходить из трудных ситуаций ребенок учит­ся у нас. Родители обязаны быть полити­ками. В нормальных странах политика оценивают в трех номинациях:

  1. порядочность, нравственность,

  2. знания, об­разование,

  3. тактичность, вежливость по отношению к своим оппонентам.

Так бу­дем же политиками хотя бы по отноше­нию к своим детям!

6. Будьте тверды и последовательны (са­мое главное). Начну с примера из жизни дома, в котором я живу.

Копаю в апреле участок под своими окнами. Рядом на скамейке сидят и суда­чат соседки обо всем и ни о чем, как это обычно бывает. На площадке играют дети. Мама одного из мальчиков зовет своего сына: «Вова, иди читай. Учительница говорила, что ты плохо читаешь». Вова иг­рает. Минут через пятнадцать все повто­ряется. Потом еще и еще. Никакой реак­ции. Вова так и не пошел учить уроки. Дошло до истерики матери.

Дети – отличные психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, ребенок должен знать, что ваш авторитет незыблем, если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.

В формировании культуры поведе­ния и общения большую роль иг­рает стиль поведения и общения самого педагога. Каким он должен быть, объяснить довольно трудно. Вроде бы все это хорошо знают... в об­щих чертах. А вот конкретно...

Попробуем определить стиль пове­дения и общения как «разумную снисходительность».

«Снисходительность» — потому что... Ну, вот А. Аверченко писал, что в школе водится особый школьный бесенок, который сам шалит, а шалости сваливает на детей, ни в чем не повин­ных. Он толкает их под руку, они делают не то, что надо.

Разбирая поведение детей, надо уметь отличать:

• шалость случайную от шалости на­меренной;

• проступок, вызванный эмоци­ональностью, от проступка, вы­званного скверной привычкой;

• резкие слова, вырвавшиеся нечаян­но, от резких слов, сказанных с на­мерением обидеть, оскорбить;

• невнимательность, вызванную ус­талостью или плохим самочувстви­ем, от невнимательности, имеющей своими корнями обыкновенную лень.

Надо знать обстоятельства, следст­вием которых является тот или иной проступок, и поступать сообразно при­чине, а не следствию.

Подростковое упрямство, раздра­жающее взрослых, — это защитная ре­акция на ситуацию. Не тратьте сил, чтобы доказать ученику, что он не прав. Этим вы только озлобите его. Выслу­шайте его версию событий, снимите напряжение, а потом вам будет легче переубедить его или заронить зерно сомнения в его поступке, заставить за­думаться над ним.

- Направляйте своих учеников, но не лишайте их права на сомнение. Сомневаясь, выбирая, они станут больше думать, их решения будут более ответственными.

- Вместе с тем избегайте конфронта­ции. Помните, что обозлившийся настырный юнец легко одержит над вами моральную победу, по крайней мере в глазах сверстников.

- Дозируйте одобрение и критику. Прежде чем ругать, похвалите. Об этой педагогической аксиоме часто забывают. Оригинальная ручка, элегантная стрижка, красивый свитер, приятный запах туалетной воды — повод для похвалы найдется, было бы желание.

- Не идите напролом. Поищите обходные пути.

- Подавайте, хорошие примеры. Не выясняйте отношения с коллегами в присутствии подростков, как сильно бы вы и ни были раздражены.

- Старайтесь не повышать голос. Не давайте волю эмоциям. Дети могу нарочно провоцировать вас на срыв, чтобы позабавиться. Не иронизируйте, если не уверены, что вас правильно поймут.

- Воздерживайтесь от колкостей как бы ни хотелось вам съязвить.

Помните воспитание вообще и воспитание культуры поведения и общения в частности не идет по прямой идеалу. Развитие души юного человека совершается волнообразно. Воспитание — тоже. Бывают спады, застои, подъемы. Это естественно. Наша задача — добиться, чтобы подъем шел как можно энергичнее и дольше.

Задание пед. коллективу:

Разделите лист пополам, в первой части напишите о самом «трудном» для вас подростке (его отрицательные черты, по 10). Во второй части его положительные стороны.

Как вы думаете, можете ли вы изменить отрицательное поведение, каким способом вы могли бы это сделать?

Делая вывод, все-таки хочется сказать все нам: «Будьте спокойны и терпеливы и наши «трудные» преобразятся. Будьте с ними справедливы и благожелательны, добры и внимательны!

В нашем сложном мире и в сложном времени всем особенно детям, необходим островок доброты и тишины. Добейтесь, чтобы школа стала так островком — и ваши ученики легко овладеют культурой поведения и общения. И не раз вспомнят вас добрым словом.

Проводил: социальный педагог


Брякова А.В.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconПравила поведения учащихся моу лицея №12
Правила устанавливают нормы поведения учеников в здании и на территории школы. Цель Правил создание в школе нормальной рабочей обстановки,...
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconКак ты справляешься с «жизненными трудностями»
Цели: Формирование у детей адекватного отношения и поведения в трудных ситуациях общения. Выделение детей с негативными эмоциональными...
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconПрограмма воспитания школьников «Дорога к знаниям»
Воспитание нравственности, сознательности, дисциплинированности и культуры поведения
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconЦели: Активизация навыков устной речи
Воспитание культуры общения, поддержание интереса к учению, формирование познавательной
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconНравственное воспитание младшего школьника «Азбука нравственности»
Познакомить с правилами общения и поведения, выработать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе,...
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconМуниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества» мо «лмр» рт. «Поведение это зеркало, в котором каждый показываем свой облик»
Ддт). Цель Правил создание в ддт нормативной рабочей обстановки, способствующей успешной учебе каждого воспитанника (обучающегося),...
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconУрок-игра Волшебная картина по теме «Покупки»
Воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconУрок письма в 8-ом классе. Цели урока: Формирование навыков написания письма, любви к творчеству и культуры общения; Нравственно-эстетическое воспитание учащихся.
Цели урока: Формирование навыков написания письма, любви к творчеству и культуры общения
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconЗадача педагога не только в том, чтобы дать детям определенную сумму знаний, но и научить руководствоваться ими в повседневной жизни, создать условия для превращения требований, предъявляемых взрослым, в осознанные мотивы поведения
Работу с дошкольниками по овладению правилами культуры общения целесообразно осуществлять в двух направлениях: формирование представлений...
Воспитание культуры поведения и общения «трудных» iconУчимся общаться. Эффективные методы общения
В зависимости от вида общения, формального или неформального, необходимо правильно выбирать манеру поведения, тон, жесты, слова и...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы