А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок icon

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок



НазваниеА. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок
Дата конвертации17.08.2012
Размер88.82 Kb.
ТипУрок
источник
1. /Подготовка к написанию сочинения первый снег.docА. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».


Задачи урока:

- учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;

- привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

- совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- подготовить учащихся к написанию сочинения повествовательного характера с элементами описания.


Всю работу мы построим по плану:

1. Подготовка к восприятию картины.

2. Наблюдение и беседа по картине.

3. Речевая подготовка к сочинению.

4. Составление плана сочинения.

5. Словарно-орфографическая работа (лексическая).


Подготовка к восприятию картины

Наше путешествие в мир картины Аркадия Александровича Пластова «Первый снег» мы начнем с краткой биографии о жизни и творчестве. (Подготовила выступление ученица 3В класса).

Аркадий Александрович Пластов родился в семье крестьянина-иконописца. Его прадед был учеником Арзамасской школы живописи, дед -иконописцем и архитектором, отец расписывал вместе с дедом церковь, построенную в родном селе. Будущий художник начал рисовать с раннего детства. А пятнадцатилетним подростком дает себе клятву: «Быть только живописцем и никем более».

Аркадий Александрович Пластов вошел в историю как создатель ярких бытовых произведений.

Темы и сюжеты для своих картин он черпал в близкой ему жизни деревни, в жизни и труде русских крестьян. Живопись художника широкая. Природа и человек в его произведениях всегда даны неразрывно.


Наблюдение и беседа по картине

Учитель: - Автор назвал свою картину «Первый снег». - Что означает слово первый в данном случае? - Что снег никогда раньше не выпадал?

Ученики: - Первый — значит выпавший впервые в этом году.

Учитель: - Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели?

Ученики: пушистый мягкий, белый-белый, чистый.

Учитель: Какие чувства он у вас вызывает? (радость)

Учитель делает вывод - вот это состояние человека, которое он испытывает при виде первого снега, чувство радости, ликования художник изобразил на картине. Послушайте, как о первом снеге сказал К.Г. Паустовский: «Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей». А вот отрывок из стихотворения И.А. Бунина «Первый снег» (На доске)

«Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло!»


- Найдите образные выражения в этом тексте! (Дети. Буря бушевала.)

- Как вы это понимаете?

(Значит, был сильный ветер, снег. Ветер был порывистый, резкий)

- А как Бунин говорит о том, что снег идет? (Снегом понесло)

- Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы к слову понесло! (Пошел снег.)

Как видите, ребята, такие яркие картины, как первый снег, наступление зимы не остались без внимания писателя и художников. Писатели и поэты рисуют эти поэтические картины словом, а художник-живописец красками. Давайте посмотрим, как же удалось художнику А.А. Пластову изобразить начало зимы, первый снег.

Учитель. Посмотрите внимательно на картину и скажите: Как вы можете

доказать, что это именно начало зимы?

Дети. Нет сугробов, местами еще видна голая земля.

Учитель. - Какое время суток изображено на картине? (Утро.) - Как вы догадались?

Дети. Рассвело, начало дня, видно, что снег выпал ночью. На картине утро. Дети выбежали на крыльцо второпях, они еще не выходили из дома.

Учитель. - Значит, кого же изобразил художник на переднем плане?

Дети. Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята. Дети замерли в неподвижности на крыльце и любуются падающим снегом.

Учитель. Опишите их внешний вид.

Дети. Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег.

Учитель. Посмотрите на обувь девочки.

Дети. У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Учитель. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега.


- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? (Девочка улыбается, мальчик тоже, лицо подставили падающему снегу. Им приятно, что снежинки падают на лицо, тают от тепла. Это доставляет им радость.)

Учитель. Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег?

Дети. Для них это настоящий праздник. Они рады первому снегу. Учитель. Молодцы, ребята! Продолжаем работу. Поработаем со словарем настроений. (Запись на доске. )


Словарь настроений.

радость восторг волнение

удивление восхищение беспокойство

испуг грусть интерес


Учитель. Выберите слова - названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей. (Восторг, удивление, радость.) - Почему? Объясните свой выбор!

(Ответы. Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.)

Учитель. Почему же их удивляет первый снег?

Дети. Он мягкий, теплый, добрый. Он тихо падает крупными хлопьями с неба.

Учитель. Что еще показывает художник на переднем плане?

Дети. В палисаднике большая старая береза с раскидистыми ветвями. - Кажется, что она тоже обрадовалась снегу. - Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.

Учитель. - Верно! Молодцы! - Ребята! А на картине есть еще один герой.. Догадайтесь, кто же это? (Ворона.)

Учитель. А что она переживает?

Дети. Ворона около березы тоже как будто рада первому снегу. Она даже хочет его попробовать.

Учитель. Хорошо! Молодцы! Какого цвета снег на этой картине?

Дети. Белый, чистый, свежий снег.

Учитель. А что означает прилагательное чистый в данном случае? Объясните значение слова с помощью подбора синонимов.

Дети. Неиспачканный, незагрязненный.

Учитель. Вы сказали, что снег на картине белый. Присмотритесь к картине и скажите, какие краски использовал художник, чтобы показать нам белый снег, оттенить его белизну?

Дети. Художник использовал серые, зеленоватые, голубоватые (учитель показывает указкой) краски.

Учитель. Оказывается, ребята, для того, чтобы показать белый снег, художник пользуется самыми разными красками, которые создают впечатление белого цвета Голубоватый! Какое значение вносит суффикс -оват- в прилагательное?

Дети. Это суффикс показывает неполноту качества. Не голубой, а немного голубой, чуть-чуть голубой.

Учитель. Обратите внимание на фон картины. Какой он? Темный или светлый?

Дети. В картине преобладают теплые, светлые тона: розоватые, лиловые, бледно-голубые.

Учитель. А какой цвет здесь главный и почему?

Дети. Главный цвет здесь розовый: он везде - и на земле, и в небе, и на веточках деревьев.

Учитель. Да, ребята, он помогает ощутить нам красоту природы, свежесть, праздник первого снегопада. И еще, дети, художник в своей работе хотел нам показать единство живой и неживой природы. А в чем это проявляется?

Дети. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что вся природа радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым не земле.

Учитель. Ребята, а сейчас мне хочется вам задать вопросы, рассчитанные на догадку; наблюдательность, умение анализировать, делать выводы. (Учитель достает из кармана знаний вопросы)

Учитель читает. Почему художник показал на картине только часть березы, а не все дерево?

Дети. Береза - это только часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине - это дети и их настроение, чувства, переживания, восторг, восхищение.

Учитель. Да, это самое главное, что хотел показать художник. 2-ой вопрос (достает из кармана Знаний) Как вы думаете. Почему художник использовал вертикальный формат картины? Случайно ли это?

Дети. Снег сыплется сверху, дети запрокинули головы, они смотрят, как с неба летят, играют, легко приземляются легкие снежинки.

Учитель. Верно, ребята, учитель хочет усилить впечатление от красоты неба, с которого летят красивые снежинки, и которым радуются дети. Итак, дети, мы раскрыли содержание картины. Вы хорошо ее поняли, правильно давали ответы. А теперь переходим к практической части нашего урока.


Речевая подготовка к написанию сочинения.

Мы выберем ключевые слова, которые являются главными для описания картины. Внимание на доску! Перед вами предметы, изображенные на картине (чтение этих слов). Назовите его характерные признаки! Какой он? Что он делал? Прошу не повторять одни и те же слова, подбирать разные слова, но подходящие по смыслу, точные.


На доске:



Предметы,

изображенные на

картине. Микросхемы

(ключевые слова)

Признаки

Действия

Снег

Мягкий, пушистый, белый, робкий, тихий, чистый, словно белое покрывало

Укрыл землю, падал, щекотал лицо, порхал в воздухе

Снежинки

Красивые, легкие как пух, похожие на звездочки

Летят, медленно кружатся в воздухе, падают хлопьями

Дети

Радостные, довольные, веселые, счастливые

Выбежали, смотрят, нравится, любуются падающим снегом

Береза

С раскидистыми ветвями

Обрадовалась снегу, ждала его

Ворона

Словно темное пятнышко, будто темная «клякса»

Хочет попробовать снег


Учитель постепенно открывает заранее закрытые признаки и действия предметы (после того, как скажут сами дети). Все эти слова, словосочетания помогут вам при написании сочинения.


Составление плана сочинения


Учитель Итак, мы подошли к составлению плана сочинения . Из каких же частей будет состоять план?

Дети. Вступления, основной части, заключения.

Учитель. Как вы думаете? О чем будет писать во вступительной части урока?

Дети. О наступлении зимы. Выпал первый снег


Учитель пишет на доске.


1. Первый день зимы.


Учитель. О чем будем писать в основной части сочинения? О чем будете писать дальше?

Дети. О детях, их радости.


2. Радость детей.


Учитель. Не забудем описать цвет и настроение картины. Как кратко об этом написать в плане?


3. Цвет и настроение картины


Учитель. И в заключительной части, что напишем?


4. Мое отношение к картине.


Молодцы, дети, план составили. И последний этап урока.


Словарно-орфографическая работа


На доске.

Запишите через черточку слова-синонимы, которые вам помогут избежать повторений:


1-ое задание

Картина - пейзаж

Изобразил - нарисовал, написал

Красота - очарование, великолепие

Краска - тон, цвет

Живописец - художник


2-ое задание

Назвать вид орфограммы, вставить пропущенную букву, написать проверочное слово.

Блестят - блеск

Побелело - белый

Выглянули - взгляд

Удивились - диво


Учитель. Что объединяет эти слова? Что в них общего?

Дети. Вид орфограммы. Безударная гласная в корне слова!

Учитель. 3-е задание. Найдите изобразительно-выразительные средства языка.

1. Красавица береза накрылась, словно белой шубой.

2. Рядом с проталиной ходила и радовалась ворона, похожая на темную кляксу

Учитель. 4-ое задание. Дополните предложения

а.) Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: (за одну ночь все вокруг побелело).

б.) Снег пушистый, серебристый

Мягким стелется.......(ковром)

И снежинки, как.......(пушинки)

Вьются весело........(кругом)

в.) Девочка не успела даже одеться: (накинула на голову большой теплый платок и в одном легком платье выскочила из дома).

г.) в своей картине художник сочетает (белые, серые и коричневые краски)


И последнее. Я вам предлагаю несколько вариантов написания заключительной части сочинения. Выберите лучший вариант из предложенных на доске.


Карточка - помогайка

1 вариант. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину.

2 вариант. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега.

З вариант. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.


Учитель. Но вы можете и не воспользоваться этой карточкой, а написать свое отношение, свои мысли и чувства.

Учитель. Как бы ты закончила Наташа? - А ты как закончишь свое сочинение?

Ученица. Нельзя оставаться равнодушным, глядя на это великолепие. Художник показал нам светлый и поэтический праздник природы, мы чувствуем этот праздник и каждый год ждем его.

Учитель. Мы с вами хорошо подготовились. А теперь приступим к написанию сочинения в черновике. Вам поможет в этом план, ключевые слова, беседы по содержанию картины, а также подготовительные упражнения.

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconСочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег» (Слайд №1) Цели: познакомить детей с биографией художника А. А. Пластова; учить детей «читать» картину, осмысливать её содержание
Моу «Октябрьская начальная школа – детский сад» в рамках районного семинара учителей начальных классов

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconУченики: Первый класс,первый класс
Учитель: Сегодня у нас необычный урок урок праздничный. Вы сегодня впервые получите школьную отметку. И я, и ваши родители очень...

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconДокументы
1. /Урок письма первый/Технологическая карта урока письма.doc
2. /Урок...

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconТест по русскому языку (3 класс) блок а найди правильный вариант названия буквы
На дворе стоит осеняя погода. Дует холодный ветер. По небу плывут тяжёлые тучи. Скоро выпадет первый снег

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconТест по русскому языку (3 класс) блок а найди правильный вариант названия буквы
На дворе стоит осеняя погода. Дует холодный ветер. По небу плывут тяжёлые тучи. Скоро выпадет первый снег

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconМбоу-прудищинская основная общеобразовательная школа Муромского района Владимирской области Тема: «Откуда берутся снег и лед?»
Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на урок? Покажите соответствующий смайлик

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconУрок математики 2 класс по теме: «Обратные задачи»
Совершенствование умения решать текстовые задачи, составлять задачи обратные данным

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconУрок изучения нового материала. Первый урок из трёх уроков темы «Внутренняя среда организма» по авторской программе Н. И. Сонина «Человек» Учебник Сонина Н. И., Сапина М. Р. Биология. 8 кл. Человек. М.: Дрофа, 2008
Тип урока – урок изучения нового материала. Первый урок из трёх уроков темы «Внутренняя среда организма» по авторской программе Н....

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconУрок Первый урок Физкультминутки Заселяем домики Игра на запоминание Сбежавшие числа Сравни числа Сколько фигур

А. А. Пластова «Первый снег». Задачи урок iconУрок Первый урок Ребусы к буквам Пословицы о бережливости Составь слова Найди рифму Отгадай слова Доскажи словечко

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы