Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» icon

Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»



НазваниеПрактические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи»
Дата конвертации17.08.2012
Размер37,62 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Практические упражнения на закрепление орфограммы

«Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи»


Тема «Частицы» - одна из труднейших в курсе морфологии средней школы. И, несмотря на кажущуюся легкость, правописание частицы не с различными частями речи тоже представляется проблемным.

Навыки правописания формируются у учеников медленно.

Поэтому после ознакомления с теоретическим материалом можно использовать следующие задания для закрепления практических навыков.



  1. Комментированное письмо

(указать часть речи, приставку не- или частицу не, объяснить условия слитного и раздельного написания не со словами):

(Не)ожиданно послышалось (не)громкое пение. Где-то (не)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (не)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она ни в чем (не)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (не)зной и (не)засуха: вины не было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (не)выносимо больно, грустно и жалко себя… (А.П. Чехов, «Степь»)



  1. Объяснительный словарный диктант

(Не)ожиданная встреча; чувствовать (не)домогание; (не)замеченные охотниками следы; (не)растаявший снег на горных склонах; (не)распустившиеся лепестки; (не)созревшие хлеба; совсем (не)растерявшись; (не)смотря на угрозы; (не)смотря вниз; (не)смыкая глаз; (не)широко приоткрыть дверь; (не)серьезно, а легкомысленно; (не)примиримость к (не)достаткам; (не)торопливость, а медлительность; учиться никогда (не)поздно; (не)чаянный толчок; (не)жданный гость; (не)щадный зной; учиться вовсе (не)легко; быть в (не)ведении.



  1. Распределительный словарный диктант

Вписать в один столбик слова, в которых не является приставкой, в другой – слова, в которых не – часть корня.

Неубедительно, неприглядный, ненавидеть, неаккуратный, невероятный, невиновный, небрежность, невзрачный, неоднократно, нелепо, негодовать, неуклюже, невежество, непримечательный, незасеянный, немногословно, неисчислимый, невезение, невидимый, негодующе, неудача, недоедать, недружелюбно, невзгода, недосыпать, недобросовестный, нетактично, несуразица, недоумевающий, небрежно, нерадиво, несдобровать, неряшливо, неприязнь, негреющий, невнятный, недостаток, неубранный, ненавистно.



  1. Самостоятельная работа

Списать предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначить условия выбора слитного и раздельного написания не со словами.

  1. Заколдован (не)видимкой, дремлет лес под сказку сна. (С. Есенин)

  2. Там на (не)ведомых дорожках следы (не)виданных зверей (А. Пушкин)

  3. Орел, с отдаленной поднявшись вершины, парит (не)подвижно со мной наравне (А. Пушкин)

  4. В дали голубой столбом уж крутится песок золотой, звонков раздавались (не)стройные звуки (М. Лермонтов)




  1. Самостоятельная работа

Списать, раскрывая скобки, объяснить условия выбора, расставить знаки препинания.

  1. (Не)людимо наше море день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено (Н. Языков)

  2. Радость труда (не)сравнима (ни)с какими другими радостями. (В. Сухомлинский)

  3. И волны и суша покорны тебе завидует (не)друг столь дивной судьбе (А. Пушкин)

  4. Морозко видел (не)убранные ячменные снопы на (не)дожатых полосах (А. Фадеев)

  5. Воспоминания – это (не)засохшие цветы и реликвии, а живой трепещущий полный поэзии мир (К. Паустовский)

  6. Это было (не)обычное молчание безветренного морозного вечера, а тишина удвоенная (не)естественным мертвым безмолвием замерзшего моря (В. Катаев)

  7. Вступающим в жизнь говорю наперед железо кузнец, а (не)молот кует. Птицу сбивает (не)дробь, а стрелок. Хлеб выпекает (не)печь – хлебопек (Л. Татьяничева)




  1. Объяснительный диктант

(Не)ужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата. (Не)только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже (не)богатые, они для нас прекрасны.

Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается (не)сразу, а очень медленно, постепенно.

На первый взгляд – это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше начинаешь любить эту обыкновенную землю.

И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы (не)взрачно на вид оно (не)было, - этот лесной задумчивый край, любовь к которому (не)забудется, как никогда (не)забывается первая любовь. (По К. Паустовскому)



  1. Диктант «Проверяю себя»

Среди известных, но малознакомых птиц вальдшнеп занимает едва ли не первое место. Немного знаем мы о его сумеречной и таинственной жизни в лесных дебрях. И немудрено – лесной кулик ведет скрытую от постороннего взгляда жизнь отшельника. Мало кому удается проникнуть в его загадки – не дает он рассмотреть себя или приоткрыть завесу неведомого.

Эта птица умеет отлично скрываться в чаще леса. Недругов у лесных пернатых много, и самая главная их задача – выжить в нелегкой борьбе. Лесной кулик – вальдшнеп только для непосвященных кажется слабым и беззащитным. Его оружие оперение и умение прятаться. Затаившись, птица сохраняет полностью неподвижность. Любой враг может пройти мимо, не обратив внимания на ворох «живых листьев». Сам же вальдшнеп замечает все: его необыкновенно красивые глаза расположены необычно – отнесены далеко назад, к затылку. Это позволяет ему видеть пространство впереди и за спиной.

Немногих обитателей леса природа наградила такими задатками и способностями. (из журнала).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconСлитное, дефисное, раздельное написание слов Повторяем теорию
Слитное написание союзов тоже, также, что­БЫ, зато и др., Наречий потому, поэтому и др в отличие от сочетаний то же, так же, что...
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconП/п Тип урока
Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconЬное и дефисное написание частиц
Обучающие: -закрепить знания о том, какие частицы пишутся раздельно, какие через дефис; -тренироваться в различении омонимичных частиц...
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconДокументи
1. /не с разн. частями речи/Документ Microsoft Word.doc
2. /не...

Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconДокументи
1. /не с разн. частями речи/Документ Microsoft Word.doc
2. /не...

Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconУрок по русскому языку Тема «Правописание приставок и предлогов»
Образовательные: повторить и закрепить знания о правописании приставок и предлогов; их слитное и раздельное написание
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconДокументи
1. /Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после...
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconУрок по литературе и русскому языку в 7а классе на тему: «Раздельное и дефисное написание частиц»
«Раздельное и дефисное написание частиц» (по материалам сказки М. Е. Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов...
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconДокументи
1. /Амосова Н.Н., Каплина Н.И. Практические упражнения для восстановления речи у больных после...
Практические упражнения на закрепление орфограммы «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи» iconТема: Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-Е) Цель урока
Цель урока: ознакомить учащихся с орфограммой №57, условиями выбора слитного и раздельного написания не с наречиями на -о, (-Е);...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы