Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления icon

Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления



НазваниеМестного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления
Дата конвертации17.08.2012
Размер220.94 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>


Государственное строительство и местное самоуправление в Украине



  1. Понятие и система местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления.




  1. Основы местного самоуправления: правовые, материальные, финансовые и территориальные.




  1. Функции и компетенция местного самоуправления.




  1. Гарантии местного самоуправления. Государственная поддержка местного самоуправления.



1. Понятие и система местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления.


В систему политико-правовых ценностей, выработанных человечеством за свою многолетнюю историю, входит немало принципов и требований, направленных на оптимальную организацию государственной власти, способной обеспечить эффективное руководство страной как в центре, так и на местах. Среди них, безусловно, важное место занимает принцип децентрализации государственной власти на уровень территориальных громад и органов, которые эти громады избирают на основе общего, равного и прямого избирательного права. Современное демократическое, социальное, правовое государство невозможно без полноценной системы местного самоуправления, поскольку, какой бы совершенной ни была центральная власть, она никогда не сможет быть эффективной, если не будет оптимально организована на местном уровне. На решение именно этой задачи направлен Раздел XI Конституции Украины, в котором конкретизируются положения общих основ конституционного строя Украины в вопросах местного самоуправления.

Определив конституционно-правовые основы функционирования местного самоуправления, Конституция фактически завершила имевших место ранее поиск различных вариантов устройства местного самоуправления в Украине. Вместе с тем определив концептуальные основы местного самоуправления в Украине, конституция немало вопросов его становления и развития оставила для урегулирования отдельными законами.

Понятие местного самоуправления дано в с??????? 140 К?????? ????????? и ???????? 2 За?????????? ?????????? "О 00000000 0000000000000 в 00000000": м????????е с???????????????е в ????????????? – это г???????????е ???????????м ????????????? и ??????????я с??????????????? ?????????????ой ????????????ы (????????????????? ????? или д????????????го ????????ения в ???????ую гр??????? ж?????? ???????ких ?????, ??????, ??????) ????????????но или под ??????????????ь о??????в и ??????????ых ???? ????????? ??????????ния р??????ь ????????ы ???????ого ?????????ия в пределах ?????????? и ?????????? Украины. ????????????сть местного самоуправления в Украине ???????????ся ???????????? Украины, ????? ???? которой ????????????????, ????? ?????а местного самоуправления ???????????ся в ????????? ?????????е.


Таким образом местное самоуправление ??????????т ??????? специфическое социальное ???????е, ????? ?????о с????? с ???????? и ??????????ой ??????, однако ???????? ??? ???????? по ряду ??????в:

во-первых, местное самоуправление – это ??????????????? ?????????? ???????????? ?????????, которая имеет принципиально ?????? ???????, ????? ??????????: если государственная власть характеризуется ?????????? (?????????????, ????????????? и ????????????), то местное самоуправление – это ??????? ????????, ????????? действует в ????????? и ???????, ?????????? законом;

во-вторых, местное самоуправление имеет ????????? ??????? ???????, сфера его компетенции ??? ?????? с ?????????????? ??????????? значительно ??????: к компетенции местного самоуправления относятся ??????? вопросы ???????? ???????? и ограниченный круг вопросов ??????????? значения, полномочия по ????????????? ???????????? ???????????ся ??????м ??????? ?????????????;

в-третьих, местное самоуправление – это ???????? ?????? ??????????ой ???????, она имеет ло?????-??????????ный характер, осуществляется в интересах ??????????????? ???????????????? и функционирует ????????? в ??????????? ?????? ??????????-??????????? единиц, в то время как государственная власть – ???????? ???????? народа, ?????? ????????????? на ????? ????????????? государства.

Вместе с тем конституционное положение, в соответствии с которым органы местного самоуправления не входят в механизм государственной власти, не означает его полной автономности в государстве в отношениях с государственной властью. Взаимосвязь местного самоуправления с государством очень тесная и находит свое проявление в том, что:

- и ???????? ??????????????? и ??????????? ?????????? имеют ???????????? ?????????? – народ (??????? 1 ??????????? У????????);

- орг0н0м м?*тного *0моупр0вл?ния могут пр?до*т0влять*я з00оном отд?льны? полномочия орг0но2и*полнит?льной вл0*ти (*т0тья 143 0он*титуции У0р0ины) и *о*тояни? их р?0лиз0ции 0онтролиру?т*я *оотв?т*твующими орг0н0ми и*полнит?льной вл0*ти.

П6д сист?м6й м?ст96г6 с0м6у800вл?9и9 (2ши06к6м з90ч?9ии) сл?ду?т 869им0ть с6в6ку896сть 00з?????х 60г09из0ц?????х ф60м и и9ститут62м?ст96й д?????00тии, 86с0?дств6м к6т60ых 6сущ??????тс9 фу9кции и 86л96м6чи9 м?ст96г6 с0м6у800вл?9и9. 86д сист?м6й м?ст96г6 с0м6у800вл?9и9 2узк6м смысл? 2ю0идич?ск6й 90ук? 869им0ют 60г09из0ци6996-800в6в6й м?х09изм ??????????9и9 м?ст96г6 с0м6у800вл?9и9 2009иц0х 6тд?ль96й с0м6у800вл9?м6й 0дми9ист00тив96-т?00ит60и0ль96й ?ди9ицы (с?л0, 86с?лк0, г606д0), т?00ит60и0ль909 г06м0д0 к6т606й высту80?т с0м6ст69т?ль9ым субъ?кт6м м?ст96г6 с0м6у800вл?9и9.

В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" система местного самоуправления в Украине включает:

  • территориальную громаду;

  • сельский, поселковый, городской совет;

  • сельского, поселкового, городского голову;

  • исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;

  • районные и областные советы, как представителей совместных интересов территориальных громад, сел поселков, городов;

  • органы самоорганизации населения

Кроме того, в городах с районным делением возможно создание районных в городе советов.

М02т160 2?м6у97?вл01и0 62ущ02твл50т25 т077ит67и?ль1ыми г76м?д?ми 20л, 9620лк6в, г676д6в к?к 1096270д2тв0116, т?к и ч070з 20ль2ки0, 9620лк6вы0, г676д2ки0 26в0ты и их и296л1ит0ль1ы0 67г?1ы, ? т?кж0 ч070з 7?й611ы0 и 6бл?2т1ы0 26в0ты, 970д2т?вл5ющи0 6бщи0 и1т0702ы т077ит67и?ль1ых г76м?д 20л, 9620лк6в, г676д6в. Т?ким 6б7?з6м, 907вич1ым 2убъ0кт6м м02т16г6 2?м6у97?вл01и5 5вл50т25 10 ?дми1и2т7?тив16-т077ит67и?ль1?5 0ди1иц?, ? т077ит67и?ль1?5 г76м?д? к?к 6970д0л011?5 2?м667г?1из?ци5 г7?жд?1, 6бъ0ди1011ых 96 т077ит67и?ль16му 97из1?ку 2 ц0лью уд6вл0тв6701и5 в 970д0л?х з?к61? 2в6их к6лл0ктив1ых 96т70б162т0й и з?97626в, ? т?кж0 з?щиты 2в6их 97?в и и1т07026в.

Формами непосредственного осуществления территориальными громадами своих самоуправляемых полномочий являются местные выборы и референдумы. Предметом местного референдума может быть любой вопрос, отнесенный законом к ведению местного самоуправления. Решения, принятое на местном референдуме, не противоречащее действующему законодательству, не требует какого-либо утверждения государственным органом и является обязательным для исполнения соответствующим советом, местными органами государственной исполнительной власти, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами.

Местное самоуправление (часть 3 статьи 140 Конституции Украины) осуществляется территориальной громадой как непосредственно, так и через органы местного самоуправления, к которым относятся сельские, поселковые, городские советы, а также районные и областные советы (представляют совместные интересы территориальных громад сел, поселков и городов района, области), состоящие из депутатов, избранных на основе всеобщего, равного, прямого выборного права путем тайного голосования. Порядок формирования органов местного самоуправления определен Законом Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов".

В 4??тв1т4тв00 4 К?н4т0туц01й Ук9*0ны 41ль4к01, п?41лк?вы1 0 г?9?д4к01 4?в1ты м?гут 0м1ть 4в?0 04п?лн0т1льны1 ?9г*ны. 0х п9*в?в?й 4т*ту4, п?95д?к 4?зд*н05, 91?9г*н0з*ц00 0 л0кв0д*ц00 ?п91д1л51т45 з*к?н?м. Н* у9?вн1 ?бл*4т1й 0 9*й?н?в п91ду4м?т91н? 4?зд*н01м н1 04п?лн0т1льных ?9г*н?в, * 04п?лн0т1льн?г? *пп*9*т*, гл*вн?й функц01й к?т?9?г? 5вл51т45 ?9г*н0з*ц05 9*б?ты 4??тв1т4твующ1г? 4?в1т*. Функц00 04п?лн0т1льных ?9г*н?в в ?бл*4т5х 0 9*й?н*х в 4??тв1т4тв00 4? 4т*ть1й 118 К?н4т0туц00 Ук9*0ны 0 З*к?н?м Ук9*0ны "? м14тных г?4уд*94тв1нных *дм0н04т9*ц05х" в?зл?ж1ны н* 4??тв1т4твующ01 г?4уд*94тв1нны1 *дм0н04т9*ц00.

Ч*4ть 2 4т*ть0 140 К?н4т0туц00 Ук9*0ны п91ду4м*т90в*1т ?4?б1нн?4т0 ?4ущ14твл1н05 м14тн?г? 4*м?уп9*вл1н05 в г?9?д*х К01в1 0 41в*4т?п?л1, к?т?9ы1 ?п91д1л5ют45 ?тд1льным0 з*к?н*м0. Эт? 4в5з*н? 4 т1м, чт? в 4??тв1т4тв00 4? 4т*ть1й 133 К?н4т0туц00 Ук9*0ны г?9?д* К01в 0 41в*4т?п?ль 0м1ют ?4?бый 4т*ту4, ?бу4л?вл1нный т1м0 4п1ц0ф0ч14к0м0 функц05м0 0 з*д*н05м0, к?т?9ы1 в?зл?ж1ны г?4уд*94тв?м н* эт0 г?9?д*. 0м1нн? п?эт?му в ?тл0ч01 ?т в41х д9уг0х г?9?д?в Ук9*0ны, в 4??тв1т4тв00 4? 4т*ть1й 118 К?н4т0туц00 Ук9*0ны 0 З*к?н?м Ук9*0ны "? 4т?л0ц1 Ук9*0ны - г?9?д1-г19?1 К01в1" в г. К01в1 0 г. 41в*4т?п?л1 функц0?н09уют г?9?д4к01 г?4уд*94тв1нны1 *дм0н04т9*ц00. ?тд1льный з*к?н п? г?9?ду 41в*4т?п?лю п?к* н1 п90н5т.

Наряду с советами базовых уровней - сельскими, поселковыми, городскими, районными и областными – Конституция Украины и действующее законодательство в сфере местного самоуправления допускает создание по решению городских советов районных в городах советов. Районные в городах советы и их исполнительные органы осуществляют полномочия, делегированные им городским советом и его исполнительным органом в объемах, необходимых для обеспечения потребностей жителей района.

Особое место в системе местного самоуправления занимает сельский, поселковый, городской голова, который является главным должностным лицом соответствующей территориальной громады и осуществляет три основных функции: 1) представляет территориальную громаду в отношениях с другими территориальными громадами, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями; 2) председательствует на пленарных заседаниях соответствующего совета; 3) возглавляет исполнительный комитет соответствующего совета. Конституционная модель местного самоуправления в Украине характеризуется определенным дуализмом (голова – совет), что предусматривает избрание головы независимо от совета непосредственно территориальной громадой. Вместе с тем в с44тв2тствии с 92ш29и2м К49ституци4994г4 Суд1 Ук91и9ы 4т 09.02. 2000 г. № 1-90/2000 (д2л4 4 м2ст94м с1м4у091вл29ии) фу9кции г4л4вы 4092д2ляют 2г4 к1к д4лж94ст942 лиц4 ис04л9ит2ль94г4 49г191 с4в2т1 и с1м4г4 с4в2т1, 2му 04д4тч2т942 и 0292д 92й 4тв2тств29942 к1к з1 91б4ту ис04л9ит2ль94г4 49г191, т1к и з1 49г19из1цию 91б4ты с1м4г4 с4в2т1. 09и эт4м ст1тус г4л4вы 92 у91в94в2ш29 с4 ст1тус4м с4в2т1: г4л4в1 4тв2ч12т 0292д с4в2т4м з1 04сл2дствия ис04л9ит2ль94г4 49г191 с4в2т1 и св4ю д2ят2ль94сть в0л4ть д4 092к91щ29ия 092д4ст1вл299ых 2му г94м1д4й 04л94м4чий 04 92ш29ию с44тв2тствующ2г4 совета при наличии оснований, предусмотренных законом.

Конституция Украины предусматривает введение отдельного института публичной службы – службы в органах местного самоуправления, которая отмежевана от государственной службы и регулируется отдельным Законом Украины "О службе в органах местного самоуправления". Статья 1 данного Закона определяет службу в органах местного самоуправления как профессиональную, на постоянной основе деятельность граждан Украины, занимающих должности в органах местного самоуправления, направленную на реализацию территориальной громадой своего права на местное самоуправление и отдельных полномочий органов исполнительной власти, предоставленных законом.

Службу в органах местного самоуправления несут должностные лица местного самоуправления, которыми, в соответствии со статьей 2 Закона Украины "О службе в органах местного самоуправления", признаются лица, работающие в органах местного самоуправления, имеющие соответствующие должностные полномочия по осуществлению организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций и получающие заработную плату за счет местного бюджета, кроме технических работников и обслуживающего персонала органов местного самоуправления.

Ф1?м0ми 92?1??2д?тв2991г1 уч0?ти3 жит2л2й т2??ит1?и0ль91й г?1м0ды в ?20лиз0ции 1??2д2л299ых ?1л91м1чий, 1т92?299ых к в2д29ию м2?т91г1 ?0м1у??0вл29и3, 3вл3ют?3 1бщи2 ?б1?ы г?0жд09 ?1 м2?ту жит2ль?тв0, к1т1?ы2 м1гут ?1зыв0ть?3 90 у?1в92 д1м0, улицы, кв0?т0л0, жилищ91г1 к1м?л2к?0, мик?1?0й190, 0 т0к ж2 1тд2ль9ых 90?2л299ых ?у9кт1в, 92 3вл3ющих?3 ?0м1?т13т2ль9ыми 0дми9и?т?0тив91-т2??ит1?и0ль9ыми 2ди9иц0ми. ?2ш29и3 ?б1?1в, ??и93ты2 в ??2д2л0х д2й?твующ2г1 з0к191д0т2ль?тв0, 3вл3ют?3 1б3з0т2ль9ыми дл3 вы?1л929и3 1?г090ми т2??ит1?и0ль91й ?0м11?г09из0ции 90?2л29и3, в?2ми г?0жд090ми, ??1жив0ющими 90 д0991й т2??ит1?ии.

В ?11тв2т?твии ? ч0?тью 5 ?т0тьи 140 К19?титуции Ук?0и9ы 1д9им из эл2м29т1в ?и?т2мы м2?т91г1 ?0м1у??0вл29и3 в Ук?0и92 3вл32т?3 1?г09ы т2??ит1?и0ль91й ?0м11?г09из0ции 90?2л29и3 (1бщ2?тв299ы2 (кв0?т0ль9ы2, д1м1вы2 и д?.) к1мит2ты, ?1в2ты ?0м1у??0вл29и3), к1т1?ы2 м1гут ?1зд0в0ть?3 ? ?0з?2ш29и3 ?2ль?ких, ?1?2лк1вых и г1?1д?ких ?1в2т1в ?1 и9ици0тив2 м2?т9ых жит2л2й. 19и изби?0ют?3 1бщими ?б1?0ми г?0жд09 или их ??2д?т0вит2л2й ? ц2лью ??ивл2ч29и3 90?2л29и3 ?11тв2т?твующих т2??ит1?и0ль9ых 1б?0з1в09ий к уч0?тию в ?2ш29ии в1??1?1в, 1т92?299ых к в2д29ию м2?т91г1 ?0м1у??0вл29и3. 1?г09ы т2??ит1?и0ль91й ?0м11?г09из0ции 90?2л29и3 м1гут 1?ущ2?твл3ть 1тд2ль9ы2 ?1л91м1чи3, ?2?2д099ы2 им ?11тв2т?твующими ?1в2т0ми, 0 т0кж2 и9ы2 ?1л91м1чи3 в ?11тв2т?твии ? у?т0в0ми (?1л1ж29и3ми), утв2?жд299ыми 1бщими ?б1?0ми г?0жд09.

Право органов местного самоуправления создавать ассоциации и другие формы добровольных объединений закреплено статьей 15 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине". Подобные ассоциации и другие объединения создаются с целью более эффективного выполнения органами местного самоуправления своих полномочий, защиты прав и интересов территориальных громад. В Украине к концу 2002 года было создано более 50 ассоциаций органов местного самоуправления. Наиболее важную роль в организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти играют ассоциации с всеукраинским статусом: Ассоциация городов Украины, ассоциация сельских, поселковых и городских советов Украины, и Украинская ассоциация местных и региональных властей.


2. Основы местного самоуправления: правовые, материальные, финансовые и территориальные.


Правовые основы местного самоуправления в Украине определяются прежде всего нормами-принципами Конституции Украины, которые закрепляют важнейшие отношения возникающие в процессе организации и функционирования местного самоуправления в Украине: территориальная организация местного самоуправления, порядок и формы его осуществления, структуру органов местного самоуправления, принципы формирования и использования коммунальной собственности, гарантии самоуправляемых прав территориальных громад. Эти нормы можно систематизировать в следующие группы:

  1. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя, народовластия, равенство всех форм собственности, гарантирующие местное самоуправление.

  2. Нормы, регламентирующие деятельность местного самоуправления по обеспечению прав и свобод человека и гражданина.

  3. Нормы, закрепляющие правовые, организационные, материальные и финансовые основы местного самоуправления.

  4. Нормы, закрепляющие правовые гарантии местного самоуправления.

Наряду с Конституцией Украины систему нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и функционирование местного самоуправления в Украине составляют законы Украины, акты президента Украины и Кабинета Министров Украины, акты органов местного самоуправления и акты, принятые на местных референдумах. Эта сситема нормативно правовых актов основана на принципах жесткой иерархии, предусматривающей:

во-первых, верховенство норм Конституции Украины;

во-вторых, в005ую ю?4д4ч*0кую 04лу но?м з1конов Ук?14н0, 4 в 0*?вую оч*?*дь З1кон1 Ук?14н0 " О м*0тном 01моу0?1вл*н44 в Ук?14н*" 0о отно5*н4ю к 0одз1конн0м 1кт1м 0?*з4д*нт1 Ук?14н0, К1б4н*т1 М4н40т?ов Ук?14н0, о?г1нов м*0тного 01моу0?1вл*н43;

в-третьих, соответствие актов местного самоуправления положениям всех нормативно-правовых органов государственной власти, принятым в пределах их компетенции.

Реальность местного самоуправления определяется в первую очередь материальными и финансовыми ресурсами, которыми распоряжается территориальная громада и которые в совокупности составляют материальную и финансовую основу местного самоуправления.

Статья 142 Конституции Украины относит к материальной и финансовой основе местного самоуправления движимое и недвижимое имущество, доходи местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, а также объекты их совместной собственности. Ведущее место в структуре материальной основы местного самоуправления занимает коммунальная собственность, которая определена в Конституции Украины (статья 142) как самостоятельная форма публичной собственности, субъектом которой выступает территориальная громада. В соответствии с пунктом 10 Заключительных и переходных положений Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" вопросы коммунальной собственности территориальных громад должны решаться на основе специального закона Украины о коммунальной собственности, который, к сожалению, до настоящего времени не принят. Перечень объектов коммунальной собственности территориальной громады определяет соответствующий совет, который так же определяет орган управления данным имуществом. Управление объектами права совместной собственности территориальных громад осуществляется от имени территориальных громад сел, поселков, городов районными (областными) советами, хотя на практике эти полномочия зачастую делегируются районным (областным) государственным администрациям.

??0в0 к0мму?0ль?0й ?0б?тв0??0?ти т0??ит0?и0ль?ых г?0м0д в ?00тв0т?твии ?0 ?т0ть0й 13 К0??титуции Ук?0и?ы з0щищ00т?? з0к0?0м ?0 ?0в?ых у?л0ви?х ? ??0в0ми ?0б?тв0??0?ти д?угих ?убъ0кт0в. 0бъ0кты ?0б?тв0??0?ти т0??ит0?и0ль?0й г?0м0ды ?0 м0гут быть изъ?ты у т0??ит0?и0ль?0й г?0м0ды и ?0?0д0?ы д?угим ?убъ0кт0м ??0в0 ?0б?тв0??0?ти б0з ?0гл0?и? ?0?0??0д?тв0??0 т0??ит0?и0ль?0й г?0м0ды или ?050?и? ?0в0т0 или у?0л?0м0ч0??0г0 им 0?г0?0, к?0м0 ?луч00в, ??0ду?м0т?0??ых з0к0?0м.

Фи?0??0вую 0??0ву м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и? 0??0д0л?ют ??0в0вы0 ?0?мы, ?0гули?ующи0 в0??0?ы м0?т?ых фи?0??0в, т0 0?ть ?т?укту?у, ?0??д0к и ??0ц0ду?у ф0?ми?0в0?и?, ?0???0д0л0?и? и и??0льз0в0?и? м0?т?ых д0?0ж?ых ??0д?тв, ?и?т0му 0бщ0?тв0??ых 0т?050?ий, в0з?ик0ющих в ?в?зи ? ?0?т0вл0?и0м ??00кт0в, утв0?жд0?и0м и и??0л?0?и0м м0?т?ых бюдж0т0в, 0??0д0л0?и0м и?т0ч?ик0в их д0х0д?0й ч0?ти,, у?т0?0вл0?и0м м0?т?ых ?0л0г0в и ?б0?0в, ф0?ми?0в0?и0м в?0бюдж0т?ых ??0д?тв, и??0льз0в0?и0м ??0д?тв к0мму?0ль?ых ??0д??и?тий и т.д. ?0личи0 у т0??ит0?и0ль?0й г?0м0ды фи?0??0вых ?0?у??0в, д0?т0т0ч?ых дл? ?050?и? в0??0?0в м0?т?0г0 з?0ч0?и?, в з?0чит0ль?0й м0?0 0??0д0л?0т ?00ль?0?ть м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и? в г0?уд0??тв0. К ?0ж0л0?ию, ук?0и??к0? ?00ль?0?ть ?0г0д?? т0к0в0, чт0 з?0чит0ль?0? ч0?ть т?0б0в0?ий м0жду?0?0д?0г0 з0к0?0д0т0ль?тв0 0 м0?т?0м ?0м0у??0вл0?ии в ч0?ти 0г0 фи?0??0в0г0 0б0??0ч0?и?, и 0?0б0??0 ?т0тьи 9 0в?0?0й?к0й х0?тии м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?, ?0 м0ж0т быть 0д0кв0т?0 ?00лиз0в0?0. 0б?0лют?00 б0ль5и??тв0 т0??ит0?и0ль?ых г?0м0д Ук?0и?ы ?0 0бл0д0ют фи?0??0выми ?0?у??0ми, д0?т0т0ч?ыми дл? 0б0??0ч0?и? вы?0л?0?и? ??0ду?м0т?0??ых з0к0?0м фу?кций м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?. Фи?0??0вы0 ?0?у??ы т0??ит0?и0ль?0й г?0м0ды ?0 ?в00й ?т?укту?0 включ0ют: 1) ??0д?тв0 бюдж0т0 м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?; 2) в?0бюдж0т?ы0 ??0д?тв0 м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?; 3) ??0д?тв0 к0мму?0ль?ых ??0д??и?тий и д?уги0 ??0д?тв0 м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?.

В ?00тв0т?твии ?0 ?т0ть0й 63 Бюдж0т?0г0 к0д0к?0 Ук?0и?ы бюдж0ты м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и? ?0д0?ж0т ?0?ту?л0?и? и ?0?х0ды ?0 и??0л?0?и0 ?0л?0м0чий м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?, к0т0?ы0 ?0?т0вл?ют 0ди?ый б0л0?? бюдж0т0 м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и?. Бюдж0т м0?т?0г0 ?0м0у??0вл0?и? им00т д0х0д?ую и ?0?х0д?ую ч0?ти.

Финансовая помощь местному самоуправлению со стороны государства может осуществляться в форме дотаций или субвенций. Дотации – это средства, которые передаются в местный бюджет из государственного бюджета в случаях, когда собственных средств бюджета местного самоуправления недостаточно для формирования минимального размера местного бюджета. Использование дотаций не имеет целевого назначения, они выделяются государством на безоплатной и безвозвратной основе. Субвенции – это средства, которые выделяются из государственного бюджета на определенный срок для финансирования конкретных программ с целью социально-экономического выравнивания соответствующих территорий. Расходы бюджетов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальной громады, а их размер и целевое назначение определяются местным бюджетом громады. Расходы, связанные с осуществлением районными (областными) советами мероприятий по обеспечению совместных интересов территориальных громад, определяются соответствующими районными (областными) бюджетами.

В бюджетах местного самоуправления могут быть предусмотрены общий фонд (текущий бюджет) и специальный фонд, составной частью которого является бюджет развития бюджета местного самоуправления. Средства текущего бюджета направляются на финансирование учреждений и организаций, которые содержаться за счет бюджетных ассигнований и не принадлежат к бюджету развития. Средства бюджета развития направляются на погашение основной суммы, капитальные вложения, взноси органов местного самоуправления в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности.

Районные и областные советы утверждают районные и областные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета, для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов, и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ.

Полномочия органов местного самоуправления в бюджетной сфере четко определены Конституцией Украины, Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" и Бюджетным кодексом Украины.

Определенные вопросы вызывает нормативное закрепление территориальных основ местного самоуправления, 0?00?ль0у н0 0?н0т0туц0? У00?0ны, н0 д?й0твующ?? з?0?н?д?т?ль0тв? У00?0ны н? ?00?д?л?ют т?000т?00?льн? ?д0н0цы, в 00?д?л?х 0?т?0?й т?000т?00?льн?? г0?0?д? ?0ущ?0твл??т 0?0тн?? 0?0?у00?вл?н0? 0 н? 0?т?0ую 0?000?0т0?н??т0? ю000д00ц0? ?ё ?0г?н?в. Ф?0т0ч?000, 0?0тн?? 0?0?у00?вл?н0? в У00?0н? ?0ущ?0твл??т0? л0шь в ?д00н00т0?т0вных г0?н0ц?х н?0?л?нных 0ун0т?в, ? б?льш?? ч?0ть т?000т?000 У00?0ны н?х?д0т0? з? 00?д?л?00 ю000д00ц00 т?000т?00?льных г0?0?д 0 0х ?0г?н?в. В0л?д0тв0? эт?г? з? 00?д?л?00 ю000д00ц00 т?000т?00?льных г0?0?д 0 0х ?0г?н?в ?0?з?л00ь з?0л0 ?бщ?г? 0?льз?в?н0?, 0?00??ц0?нны? з?ны, з?0л0, н??бх?д00ы? дл? 0?зв0т0? н?0?л?нных 0ун0т?в 0 д0уг0? з?0л0, ц?л?в?? н?зн?ч?н0? 0?т?0ых 0в?з?н? 0 уд?вл?тв?0?н0? 0?т0?бн?0т?й чл?н?в т?000т?00?льн?й г0?0?ды, 00?д?0т?вл?н0?0 00 0??тв?т0твующ0х 0?ц0?льных у0луг.

?д00н00т0?т0вны? г0?н0цы г?0?д?в ?00?д?л?ют0? В?0х?вн?й 0?д?й У00?0ны (0ун0т 29 0т?ть0 85 0?н0т0туц00 У00?0ны). В0?0т? 0 т?0 д? н?0т??щ?г? в0?0?н0 0??тв?т0твующ00 з?0?н?0 У00?0ны н? у0т?н?вл?н 0?0?д?0 ?00?д?л?н0? ?д00н00т0?т0вных г0?н0ц д0уг0х н?0?л?нных 0ун0т?в, х?т? д?й0твующ?? з?0?н?д?т?ль0тв? У00?0ны 0 у0т?н?вл0в??т ?00?д?л?нны? г?0?нт00 ?б?00?ч?н0? уч?т? 0н?н0? т?000т?00?льных г0?0?д 000 0з0?н?н00 ?д00н00т0?т0вных г0?н0ц н?0?л?нных 0ун0т?в. 0т?ть? 6 З?0?н? У00?0ны "? в0?у00?0н00?0 0 0?0тн?0 0?ф?0?нду0?" 00?ду00?т00в??т, чт? в?00?0ы н?00?н?в?н0?, 0?0?00?н?в?н0? 0?ль0?в?т?в, 0?0?л0?в, г?0?д?в, 0?й?н?в, ?бл?0т?й, ? т?0 ж? в?00?0ы ?б ?бъ?д0н?н00 в ?дну ?дн?00?нных ?д00н00т0?т0вн?-т?000т?00?льных ?д0н0ц, 0?т?0ы? 00?ют ?бщ0й ?д00н00т0?т0вных ц?нт0 0?ш??т0? 000люч0т?льн? 0?0тны00 0?ф?0?нду0?00.

Решение вопросов определения границ населенных пунктов (кроме городов) на территории Автономной Республике Крым действующим законодательством отнесено к компетенции Верховной Рады Автономной Республики Крым.

Таким образом следует констатировать, что процесс формирования территориальной основы местного самоуправления в Украине еще далеко не завершен. В настоящее время новый состав Кабинета Министров Украины разрабатывает предложения по изменения в систему административно-территориального устройства государства для совершенствования системы местного самоуправления в Украине.



  1. Функции и компетенция местного самоуправления.


Местное самоуправление как автономная форма публичной власти характеризуется собственной сферой компетенции. Органы государственной власти не имеют права подменять территориальные громады, органы местного самоуправления, вмешиваться в сферу их компетенции за исключением случаев, когда это необходимо для обеспечения законности и правопорядка, но исключительно предусмотренным законом способом. В национальном законодательстве Украины термин "компетенция" используется как правило для характеристики совокупности юридических предметов ведения прав и обязанностей органа публичной власти. При этом в структуре компетенции выделяют:

1) предмет ведения – сферы общественной жизни, на которые направлена его регулирующая деятельность;

2) полномочия - права и обязанности органа, которыми он наделяется в отношении его предметов ведения, то есть для решения тех вопросов, которые составляют эти предметы ведения.

Полномочия органов местного самоуправления Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" закрепляет в соответствии с принципом распределения полномочий: отдельно определяется компетенция представительных органов местного самоуправления – сельских, поселковых, городских советов, отдельно – полномочия их исполнительных органов и отдельно – полномочия сельского, поселкового, городского головы.

Статьей 26 Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" определена исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов, которую составляют вопросы, решаемые исключительно на пленарных заседаниях соответствующего совета:

1) вопросы самоорганизация совета и формирование его органов (утверждение регламента, создание постоянных и других комиссий, создание исполнительного комитета и исполнительных органов совета, избрание/увольнение секретаря совета и др.);

2) вопросы организации и функционирования системы местного самоуправления (принятие решения о проведении местного референдума, принятие решения об организации проведения выборов, принятие решения о наделении органа самоорганизации населения определенными полномочиями и о передаче ему определенных финансово-материальных ресурсов для их выполнения и др.);

3) вопросы экономического и социального развития территории, бюджета, управления коммунальной властностью (утверждение программ социально экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, принятие решений по отчуждению коммунального имущества и др.);

4) воп?о?ы о?ущ0?твл000я 0о0т?оль0ых фу00ц0й (з0?луш0в0000 отч0тов головы 0 по?тоя00ых 0о?0??0й, п?00ят00 ?0ш000я о 00дов0?00 голов0, ?0???от?0000 д0пут0т?00х з0п?о?ов, от?000 0о??0т0в0о-п?0вовых 00тов 0?пол00т0ль0ых о?г00ов ?ов0т0 по ?от0в0? 0х 00?оотв0т?тв0я д0й?твующ0?у з00о0од0т0ль?тву, до??оч0о0 п?00?0щ0000 пол0о?оч0й головы 0л0 д0пут0т0 ?ов0т0 0 д?.);

5) д?уг00 воп?о?ы (о?0ов0000 ??0д?тв ?0??овой 00фо??0ц00 ?оотв0т?твующ0го ?ов0т0, п?00ят00 ?0ш000й о в?тупл0000 в / выход0 0з 0??оц00ц00 о?г00ов ?0?т0ого ?0?оуп?0вл000я, ?озд0000 ?у00ц0п0ль0ой ?0л0ц00, з0?луш0в0000 отч0тов ?у0овод0т0л0й о?г00ов в0ут?0000х д0л ?оотв0т?твующ0й 0д?000?т?0т0в0о-т0??0то?00ль0ой 0д000цы, утв0?жд0000 догово?ов, з00люч000ых головой от 0?000 ?ов0т0 0 д?.)

0?о?0 того, 0?0люч0т0ль0о 00 пл000?0ых з0?0д000ях го?од?0ого ?ов0т0 го?од0 ? ?0йо00ы? д0л0000? ?0ш0ют?я воп?о?ы:

- оп?0д0л000я объ0?ов пол0о?оч0й, д0л0г0?ов000ых ?0йо00ы? в го?од0х ?ов0т0? 0 0х 0?пол00т0ль0ы? о?г000?;

- у?т00овл000я 0о??0т0вов ц00т?0л0з0ц00 ??0д?тв от з0?0ль0ого 00лог0 00 ?п0ц00ль0ых бюдж0т0ых ?ч0т0х ?0йо0ов го?од0.

0о?п0т00ц0я обл0?т0ых 0 ?0йо00ых ?ов0тов 0?00т ?вою ?п0ц0ф00у, обу?ловл000ую т0?, что д000ы0 ?ов0ты п?0д?т0вляют 00т0?0?ы 00?0оль00х т0??0то?00ль0ых г?о?0д ?0зл0ч0ых 0д?000?т?0т0в0о-т0??0то?00ль0ых 0д000ц.

Сельский, поселковый, городской голова в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине":

  • обеспечивает осуществление в пределах предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдение Конституции и законов Украины, исполнение актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти;

  • организовывает в рамках, определенных законом, деятельность соответствующего совета и его исполнительного комитета;

  • подписывает решения совета и его исполнительного комитета;

  • вносит на рассмотрение совета кандидатуру на пост секретаря совета;

  • вносит на рассмотрение совета предложения по количественному и персональному составу исполнительного комитета;

  • вносит на рассмотрение совета предложения по структуре и штатам исполнительных органов совета, аппарата совета и его исполнительного комитета;

  • осуществляет руководство аппаратом совета и его исполнительного комитета;

  • созывает сессии совета, вносит предложения и формирует повестку дня сессии совета и председательствует на пленарных заседаниях;

  • является распорядителем бюджетных, внебюджетных целевых (в том числе и валютных) средств, использует их лишь по назначению, определенному советом;

  • представляет территориальную громаду, совет и его исполнительный комитет в отношениях с государственными органами, и другими юридическими лицами;

  • заключает от имени территориальной громады, совета и его исполнительного комитета договоры в соответствии с действующим законодательством;

  • осуществляет другие полномочия местного самоуправления, определенные этим и другими законами, если они не отнесены к исключительной компетенции совета или не отнесены советом к ведению его исполнительных органов.

Исполнительный комитет сельского, поселкового, городского совета в соответствии с Законом Украины "О местном самоуправлении в Украине" может рассматривать и решать следующие вопросы:

1) предварительно рассматривать проекты местных программ социально-экономического и культурного развития, целевых программ по другим вопросам, местного бюджета, проекты решений по другим вопросам, которые вносятся на рассмотрение соответствующего совета;

2) координирует деятельность исполнительных органов совета, предприятий, учреждений и организаций, принадлежащих к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, заслушивает отчеты о работе их руководителей;

3) имеет право изменять или отменять акты подчиненных ему исполнительных органов совета и должностных лиц.

**ль*к?й, п***лк*вый, г***д*к*й **в*ты ?*гут п*?нять **ш*н?* * **зг**н?ч*н?? п*лн*?*ч?й ?*жду *г* ?*п*лн?т*льны? к*??т*т*?, ?*п*лн?т*льны?? **г*н*??, **б*тв*нн* **в*т*? ? г*л*в*й в п**д*л*х п*лн*?*ч?й, п**д**т*вл*нных з*к*н*? ?*п*лн?т*льны? **г*н*? **ль*к?х, п***лк*вых, г***д*к?х **в*т*в. П* *в**й *т*укту** п*лн*?*ч?я ?*п*лн?т*льных **г*н*в **в*т* д*лят*я н*:

- **б*тв*нны* (**?*уп**вляющ?**я) п*лн*?*ч?я, ***л?з*ц?я к*т**ых *вяз*нн* * **ш*н?*? в*п****в ?**тн*г* зн*ч*н?я, п**д**т*вл*н?*? *бщ**тв*нных у*луг н***л*н?ю;

- д*л*г?**в*нны* п*лн*?*ч?я (*тд*льны* п*лн*?*ч?я **г*н*в ?*п*лн?т*льн*й вл**т? п**д**т*вл*нны* з*к*н*? **г*н*? ?**тн*г* **?*уп**вл*н?я), ***л?з*ц?я к*т**ых *вяз*н* * вып*лн*н?*? функц?й ?*п*лн?т*льн*й вл**т? н* ?**т*х.

К в*д*н?ю **й*нных ? *бл**тных **д *т*тья 143 К*н*т?туц?? Ук**?ны *тн**?т в*п***ы:

- утв**жд*н?я п**г**?? **ц?*льн*-эк*н*??ч**к*г* ? культу*н*г* **зв?т?я ***тв*т*твующ?х **й*н*в ? *бл**т*й ? к*нт**ль з* ?х ?*п*лн*н?*?;

- утв**жд*н?* **й*нных ? *бл**тных бюдж*т*в, к*т**ы* ф**??*уют*я ?з ***д*тв г**уд***тв*нн*г* бюдж*т* для ?х ***тв*т*твующ*г* ***п**д*л*н?я ?*жду т***?т**?*льны?? г**?*д*?? ?л? для вып*лн*н?я **в?**тных п***кт*в ? ?з ***д*тв, п*?вл*ч*нных н* д*г*в**ных н*ч*л*х ?з ?**тных бюдж*т*в для ***л?з*ц?? **в?**тных **ц?*льн*-эк*н*??ч**к?х ? культу*ных п**г**??, ? к*нт**ль з* ?х вып*лн*н?*?;

- **ш*н?* д*уг?х в*п****в, *тн***нных з*к*н*? к ?х к*?п*т*нц?? (?зб**н?* п**д**д*т*ля **в*т*, **зд*н?* ? л?кв?д*ц?я п**т*янных к*??**?й, утв**жд*н?* **гл*?*нт* **в*т*, **н*в*н?* ***д*тв ?****в*й ?нф**?*ц?? **в*т* ? н*зн*ч*н?* ?х *ук*в*д?т*л*й, **ш*н?* в ***тв*т*тв?? * д*й*твующ?? з*к*н*д*т*ль*тв*? в*п****в **гул?**в*н?я з*?*льных *тн*ш*н?й ? д*.)

В связи с тем, что районные и областные советы не создают своих исполнительных органов, они делегируют соответствующим местным государственным администрациям определенные полномочия в соответствии с действующим законодательством.


4. Гарантии местного самоуправления. Государственная поддержка местного самоуправления.


В соответствии со статьей 7 Конституции Украины местное самоуправление в Украине признается и гарантируется. Гарантированность прав местного самоуправления является необходимым условием его организации функционирования и развития. Осуществление местного самоуправления в Украине обеспечивается целой системой гарантий, которую составляют экономические, политические, правовые и другие условия и способы, обеспечивающие полную и эффективную реализацию прав местного самоуправления и их надежную защиту.

В литературе гарантии местного самоуправления делят на два вида:

1) Общие гарантии:

- экономические (общий правовой режим для всех форм собственности и форм хозяйствования, гарантированность прав всех субъектов собственности и хозяйствования и др.);

- политические (демократический государственный режим Украины, относительная децентрализованность государственной власти и др.);

- социальные (общий уровень социальных услуг, оказываемых государством, уровень жизни населения и др.);

- духовные (существующая система культурных и идеологических ценностей, общий уровень общественного сознания и др.).

2) Специальные гарантии (юридические или правовые) – это правовые методы, обеспечивающие нормативную организацию и функционирование местного самоуправления. Они установлены в Конституции Украины и законах Украины и направлены на обеспечение и защиту прав местного самоуправления, его самостоятельность и эффективность. Кроме того, в системе местного самоуправления принимаются локальные нормативно-правовые акты, которые так же могут предусматривать соответствующие правовые методы, обеспечивающие необходимые условия для функционирования местного самоуправления.

В соответствии с целевым назначением систему правовых гарантий составляют:

1) г?*?0т00 ?*г?00з?ц0?00?й 0?м?0т?ят?ль0?0т0 (?*г?0ы м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я 0? вх?дят в ?д00ую 000т?му г?0уд?*0тв?00?й вл?0т0, 0зб0*?ют0я 0?м?0т?ят?ль0?, з?0*?т вм?ш?т?ль0тв? ?*г?0?в 0 д?лж0?0т0ых л0ц г?0уд?*0тв?00?й вл?0т0 в д?ят?ль0?0ть м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я, з?0*?т 0? ?г*?00ч?00? 0*?в т?**0т?*0?ль0ых г*?м?д 0? м?0т0?? 0?м?у0*?вл?00?);

2) г?*?0т00 ф00?00?в?-эк?0?м0ч?0к?й 0?м?0т?ят?ль0?0т0 (у0т?0?вл?00ы? К?00т0туц0?й Ук*?00ы м?т?*0?ль0ы? 0 ф00?00?вы? ?00?вы м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я, з?щ0т? 0*?в? к?мму0?ль0?й 0?б0тв?00?0т0 0? *?в0ых у0л?в0ях 0 0*?в?м 0?б0тв?00?0т0 д*уг0х 0убъ?кт?в, ?бяз?00?0ть г?0уд?*0тв? ф00?000*?в?ть ?0ущ?0твл?00? ?тд?ль0ых 0?л0?м?ч0й, д?л?г0*?в?00ых г?0уд?*0тв?м м?0т0?му 0?м?у0*?вл?00ю, з?0*?т вм?ш?т?ль0тв? г?0уд?*0тв?00ых ?*г?0?в в 0*?ц?00 0?0т?вл?00я, утв?*жд?00я 0 вы0?л0?00я м?0т0ых бюдж?т?в, ?бяз?00?0ть г?0уд?*0тв? ф00?00?в? 0?дд?*ж0в?ть м?0т0?? 0?м?у0*?вл?00?, 0*?в? ?*г?0?в м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я 0м?ть в0?бюдж?т0ы? 0*?д0тв?, у0т?0?вл0в?ть м?0т0ы? 0?л?г0 0 0б?*ы);

3) г?*?0т00 з?щ0ты 0*?в м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я (?бяз?т?ль0?0ть вы0?л0?00я ?кт?в м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я 0? ?0*?д?лё00?й т?**0т?*00, 0уд?б0ый 0?*яд?к з?щ0ты 0*?в м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я, 0?д?тч?т0?0ть 0 0?дк?0т*?ль0?0ть м?0т0ых г?0уд?*0тв?00ых ?дм0000т*?ц0й *?й?00ым, ?бл?0т0ым 0?в?т?м, ?тв?т0тв?00?0ть ?*г?0?в 0 д?лж0?0т0ых л0ц м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я 0?*?д т?**0т?*0?ль0?й г*?м?д?й, ю*0д0ч?0к0м0 0 ф0з0ч?0к0м0 л0ц?м0, з?0*?т для ?*г?0?в 000?л00т?ль0?й вл?0т0, 0х д?лж0?0т0ых л0ц вм?ш0в?ть0я в з?к?00ую д?ят?ль0?0ть м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я, 0*?в? ?*г?0?в м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я ?б*?щ?ть0я в 0уд 0? в?0*?0?м 0*0з0?00я 0?з?к?00ым0 ?кт?в м?0т0ых ?*г?0?в 000?л00т?ль0?й вл?0т0, 0*?д0*0ят0й, уч*?жд?00й, ?*г?00з?ц0й, ?г*?00ч0в?ющ0х 0*?в? т?**0т?*0?ль0ых г*?м?д.

?тд?ль0?? м?0т? в 000т?м? 0*?в?вых г?*?0т0й м?0т0?г? 0?м?у0*?вл?00я з?00м?ют г?*?0т00 д?ят?ль0?0т0 д?0ут?т?в м?0т0ых 0?в?т?в, 0?ль0к0х, 0?0?лк?вых, г?*?д0к0х г?л?в к?к выб?*0ых 0*?д0т?в0т?л?й т?**0т?*0?ль0ых г*?м?д. К 00м, в 0??тв?т0тв00 0 З?к?0?м Ук*?00ы "? 0т?ту0? д?0ут?т?в м?0т0ых 0?в?т?в" ?т0?0ят0я:

- 0?*уш0м?0ть 0?л0?м?ч0й д?0ут?т? м?0т0?г? 0?в?т? 0 ?б?00?ч?00? у0л?в0й для 0х ?0ущ?0твл?00я;

- ?0?бый 0?*яд?к 0*0вл?ч?00я д?0ут?т м?0т0?г? 0?в?т? к уг?л?в0?й ?тв?т0тв?00?0т0;

- ?0в?б?жд?00? д?0ут?т м?0т0?г? 0?в?т? ?т 0*?0зв?д0тв?00ых 0л0 0луж?б0ых ?бяз?00?0т?й для вы0?л0?00я д?0ут?т0к0х 0?л0?м?ч0й;

- ?х*?0? т*уд?вых 0 д*уг0х 0*?в д?0ут?т м?0т0?г? 0?в?т?;

- 0*?в? д?0ут?т? м?0т0?г? 0?в?т? 0? б?00л?т0ый 0*??зд;

- 0*?д?0т?вл?00? д?0ут?ту м?0т0?г? 0?в?т? 00ф?*м?ц0?00?й 0 ю*0д0ч?0к?й 0?м?щ0;

- ?тв?т0тв?00?0ть з? 0?000?л0?00? т*?б?в?00й з?к?0? Ук*?00ы 0? ?б?00?ч?00ю г?*?0т0й д?0ут?т0к?й д?ят?ль0?0т0.

Охрана, защита, предупреждение нарушений и восстановление нарушенных прав местного самоуправления может осуществляться при помощи многих способов правовой защиты, однако центральное место в системе правовых гарантий защиты прав местного самоуправления занимает защита в судебном порядке.

Судебная власть – самостоятельная ветвь государственной власти, она независимая от других ветвей власти в государстве, что дает ей реальную возможность в процессе решения правовых споров обеспечить законность, укрепить правопорядок, защитить конституционный строй, одной из основ которого является принцип признания и гарантирования местного самоуправления.

Отмечая роль судов в механизме защиты прав местного самоуправления, следует отметить, что право на судебную защиту прав местного самоуправления является конституционным (статья 145 Конституции Украины). В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления могут непосредственно обращаться в Конституционный Суд Украины, реализуя свое право на конституционное представление по вопросу дачи заключений Конституционного Суда Украины в делах по официальному толкованию Конституции и законов Украины.

Процедура защиты прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления в системе судов общей юрисдикции регламентируется Уголовно-процессуальным кодексом Украины, Хозяйственным процессуальным кодексом Украины и Гражданским процессуальным кодексом Украины.


Список использованной литературы.


  1. Конституция Украины // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1996.- №30.- ст. 141.

  2. Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1997.- №24.- ст. 170.

  3. Закон Украины "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских голов" // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1998.- №3-4.- ст. 15.

  4. Закон Украины "О столице Украины - городе-герое Киеве" // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1999.- №11.- ст. 79.

  5. Закон Украины "О местных государственных администрациях" // Ведомости Верховной Рады Украины.- 1999.- №20-21.- ст. 190.

  6. Закон Украины "О службе в органах местного самоуправления" // Ведомости Верховной Рады Украины.- 2001.- №33.- ст. 175.

  7. Андресюк Б.П. Місцеве самоврядування в сучасній Україні: проблеми і перспективи.- Київ: "Стилос", 1997.- 223 с.

  8. Державне будівництво та місцеве самоврядквання. Збірник наукових праць. / Академія правових наук України. Випуск 1.- Харків: "Право", 2001.- 147 с.

  9. Європейська хартія місцевого самоврядування та розвіток місцевої і регіональної демократії в Україні. Науково-практичений посібник./ упоряд. О.В. Бейко, А.К. Гук, В.М. Князєв/ За ред. М.О. Пухтинського, В.В. Толкованова.- К.: "Крамар", 2003.- 396 с.

  10. Кравченко В.В., Пітцик М.В. Муніципальне право України. Навчальний посібник.- К.: "Атіка", 2003.- 672 с.

  11. Куйбіда В.С. Констітуційно-правові проблеми міського самоврядування в Україні.- Львів: "Літопис", 2001.- 375 с.

  12. Некоторые вопросы применения Закона Украины "О статусе депутатов местных советов" / Серия "В помощь органам местного самоуправления". - Методический комитет по вопросам местного самоуправления при Верховной Раде Автономной Республики Крым.- выпуск 13.- Симферополь, Верховная Рада Автономной Республики Крым, 2003.- 80 с.

  13. Панейко Ю. Теоретичні основи самоврядування.- Львів:"Літопис", 2002.- 196 с.






Похожие:

Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы Талалаев Н. В. Соискатель миу правовое регулирование местного самоуправления в российской федерации: нужны новые импульсы
Коплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах....
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы Талалаев Н. В. Соискатель миу правовое регулирование местного самоуправления в российской федерации: нужны новые импульсы
Коплен большой опыт в данной сфере. Начиная с ХVII в создаются и действуют различные местные органы и представители центра на местах....
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconЗакон иркутской области о наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по определению персонального состава и обеспечению деятельности районных (городских),
Статья Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconЗакон о порядке рассмотрения обращений
Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается...
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconОсновные термины и понятия по реформе местного самоуправления
Городское поселение город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные...
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconЗакон республики татарстан
Российской Федерации и Республики Татарстан наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее...
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconЗакон иркутской области о наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Статья Государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconПрограмма дисциплины Правовое сопровождение местного самоуправления для специальности
Курс «Правовое сопровождение местного самоуправления» носит как теоретический, так и прикладной, практический характер. Актуальность...
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconПрограмма дисциплины Правовое сопровождение местного самоуправления для специальности 080504. 65 «Государственное и муниципальное управление» подготовки специалиста
Курс «Правовое сопровождение местного самоуправления» носит как теоретический, так и прикладной, практический характер. Актуальность...
Местного самоуправления. Формы, органы и должностные лица местного самоуправления iconРеформа местного самоуправления: достижения и проблемы
Основы местного самоуправления представляют собой совокупность от­ношений, складывающихся в результате организации и осуществления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы