Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр icon

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр



НазваниеТеатрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр
Дата конвертации17.08.2012
Размер267,14 Kb.
ТипРеферат
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР


Санкт-петербургское Высшее Педагогическое училище (колледж) №2 Курсовая работа На тему: “Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР” Выполнена: Студенткой 4 “Д” группы Гербер Викторией Руководитель: Шмакова Людмила Петровна Санкт-Петербург 2002 год ПланВведение 1. Теоретическое обеспечение проблемы развития речи в онтогенезе 1. Особенности связной речи детей с задержкой психического развития. 2. Виды связной речи. Пересказ – важное средство развитие связной речи.2. Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей с ЗПР 1. Значение творческих игр. 2. Виды игр. 3. Театрализованная игра как вид творческих игр. 3. Приёмы стимуляции всестороннего развития детей в театрализованной игре. 1. Участие детей с ЗПР в театрализованной игре. 2. Театрализованные игры для развития речи Введение. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И всяистория отдельного человека как деятеля и работника может быть представленав развитии игры и в постепенном переходе ее в работу…» А.С.Макаренко.Огромная роль в развитии и воспитании детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Творческим играм детей с задержкой психического развития посвященытруды многих ученых ………….В исследованной литературе театрально - игровая деятельность детей с проблемами освещена очень скупо.Известны работы Н. Карпинской, Л. В. Артемовой, и других авторов, но ониадресованы нормально развивающимся детям. В этих работах освещается взглядыавторов на значение театрализованной игры в воспитательном процессе, а также даются рекомендации по её развитию.Цель: выявить уровень степени влияния театрализованных игр на развитиесвязной речи у детей с ЗПР.Задачи:1) определить актуальность темы путем изучения литературы по проблемеисследований.2) Подобрать театрализованные игры для развития связной речи у детей с ЗПР. 1.1.Особенности связной речи детей с задержкой психического развития.Для ребенка с задержкой психического развития, получившего заданиепересказать содержание текста, важным является - воспроизведение содержаниятекста наиболее подробно, с наибольшей точностью. Память ребенка сзадержкой психического развития захватывает на непродолжительное времяслова и выражения из текста, требуемые для пересказа. Однако, задержаниепамятью только для такой цели , они потом очень быстро „ выветриваются "так и не входя в активный запас ребенка.Неполноценная игровая деятельность детей с задержкой психического развитиятормозит развития новых форм речи. Дети данной категории не умеютсамостоятельно пересказать прослушанный рассказ на заданную тему, составитьрассказ по сюжетной картинке, описать предмет. Речевая деятельность детей сзадержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мырасполагаем данными о некоторых ее особенностях:- излишняя вербализация, использование моторных слов безпонимания и смысла, неполноценность не только спонтанной речи, но и отраженной речевойактивности,- несформированность грамматического строя речи,- недостаточность словообразовательных процессов.Некоторые особенности монологической речи старших дошкольников с задержкойпсихического развития были выявлены Е. С. Слепович [35] при изучениисловаря и грамматического строя речи.По данным В. И. Насоновой [30] и Е. С. Слепович [35] высказывания детей сзадержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используютпримитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить своюмысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детейпоявляются недочеты в грамматическом оформлении речи.Ф. А. Сохин [33] считает, что детям с задержкой в развитии доступнапростота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускаютмного ошибок в построении предложений , особенно сложных . Они легкососкальзывают с одной темы на другую , более знакомую . Рассказывая , детичасто повторяют одни и те же фразы , что указывает на нарушение динамикиречевой деятельности , выступающей в несформированности внутреннегоречевого программирования и грамматического структурирования, что в своюочередь указывает на задержку развития связной речи .Часто речь детей с задержкой психического развития имеет склонность ксложным оборотам речи. Сложноподчиненные предложения, которые составляютнекоторые дети с проблемами в развитии, очень пространны, иногда состоят издвадцати слов [35]. Создается впечатление, что ребенок начав высказывание,не может его закончить.Анализ текстов со стороны словоупотреблений показал, что для рассказовдетей с задержкой психического развития характерно увеличение долисуществительных, местоимений, наречий, служебных слов [35] . Необоснованночастое употребление существительных может быть вызвано трудностями вразвертывании высказывания. Предложение не строится каждый раз заново,воспроизводится фразами или просто перечисляются субъекты и объектыдействия. Частое использование местоимений и наречий с обобщеннымнедифференцированным значением объясняется ограниченным словарным запасом.Неумеренное употребление служебных и вводных слов - результат неуменияструктурно оформить предложение. Их употребление не требует строить каждыйраз новую программу высказываний, а идет по пути воспроизведения ужеизвестной.Изучение монологической речи детей с задержкой психического развитиястаршего дошкольного и младшего школьного возраста показывает, что речь ихносит ситуативный характер, у этих ребят только начинается переход кконтекстной речи. Переход от ситуативной речи к монологическомувысказыванию означает не только новый этап в речевом развитии ребенка, но идостижение им определенного уровня познавательного процесс. По результатамЕ. С. Слепович [35] , Н. Ю. Боряковой [3] дети с задержкой психическогоразвития страдают нарушениями грамматического строя и их наиболеехарактерными видами аграмматизмов в высказываниях являются:- пропуски или избыточность членов предложения,- ошибки в управлении и согласовании,- ошибки в употреблении служебных слов,- ошибки в определении времени глагола,- структурная неоформленность высказывания.Все перечисленные особенности монологической речи детей с задержкойпсихического развития позволяют говорить о динамических нарушениях речевойдеятельности, которые выражаются прежде всего в несформированностивнутреннего программирования и грамматического структурирования (оформления высказывания ).Вывод: Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период вразвитии ребенка. Игра является ведущей деятельностью дошкольника. Игратребует от дошкольника действий во внутреннем , воображаемом плане, то естьвидения предметов в соответствии с принятой ролью. В игре ребенкаформируется социальная ориентация, требующая согласования своей точкизрения с точкой зрения других играющих. При недостаточной сформированностиведущей игровой деятельности нарушается становление ряда психическихсвойств и качеств ребенка, способствующих приобретению знаний, умения инавыков. Игра невозможна без речевого оформления. Для речи с задержкойпсихического развития характерны специфические особенности:- позднее появление речи,- нарушение ее произносительной стороны,- бедность активного словаря,- нарушение грамматического строя.Все это вызывает трудности речевого общения при любом видедеятельности, затрудняет и игровой процесс и процесс обучения. При передачепроизведения дети с задержкой психического развития часто не сохраняютосновной сюжетной линии пересказа , соскальзывают на второстепенныедетали . Страдает взаимосвязь отдельных частей . 1.2.Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи.Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явленийдействительности и средство общения людей друг с другом.Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она являетсясредством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения(сигнификативная функция.Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью.У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляется достаточноярко.Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначениюразличают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю.Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуютсяпри непосредственном общении друг с другом. Б зависимости от конкретныхусловий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи ,протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькимиучастниками , человек ставит вопрос и отвечает на них , высказываетзамечания , одобрения или возражения .Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая ихарактерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженнаянаправленность ее к реальному или воображаемому слушателю.Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия наслушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложнаяи трудная форма речи , Монологическая речь не имеет прямой и активнойподдержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требуетпредварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов ,Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессеповседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такиеработы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:Рассказывание.1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.2. Рассказывание по картине,3. Рассказывание на тему из личного опыта.4. Рассказывание по предложеннымсюжетам. Пересказ.1. Частичный2. Подробный.Пересказ - связное выразительное воспроизведение текста прослушанногохудожественного произведения.Среди различных видов пересказов наибольшее распространение и программедетского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в тойпоследовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. Приэтом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления вдетской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения кругапредставлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ вбольшей мере способствует обогащению словаря детей , формированию строяпредложений и развитию связной речи детей.Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцамилитературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли сдругой предложениями, выражающими различные временные и причинныеотношения. 2.1.Значение творческих игр для детей дошкольного возраста.Деятельность – категория социальная. В основе деятельности лежит системадвижений и предметных действий.Различают три генетически сменяющих друг друга и сосуществующих напротяжении всего жизненного пути вида деятельности: игру, учение и труд.Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используютсявзрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиямс предметами, способами и средствами общения.Теоретические представления о сущности детской игры, развитые вотечественной психологии, в основном сводятся к следующему:Игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих деятельностей,являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры как ведущейдеятельности возникают основные психические новообразования данноговозраста.Игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуредеятельностьюРазвитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий воспитанияребенка, т.е. социальных явлений.Проблема обучения игре, формирования ее как деятельности выделялась и быланаиболее отчетливо сформулирована в психологических и педагогическихисследований детей раннего возраста и аномальных детей. Эта проблемаотчетливо сформулирована А.В. Запорожцем.В результате психологических исследований практическая педагогика оказаласьориентированной на формирование собственно игровой деятельности у детейраннего возраста. Однако, по отношению к детям дошкольного возрастапедагогическое руководство игрой сводилось в основном к обогащениюконкретного содержания игры, к организации положительных отношений в игре.Между тем условное игровое действие, формирующиеся в раннем детстве иявляющеюся, безусловно, основой более сложной игры дошкольника, еще необеспечивает перехода к ней (с лежащем в центре её ролевым поведением итворческим построением сюжета). В результате игра крайне однообразна. Частодаже к старшему дошкольному возрасту игровая деятельность детей недостигает своих развитых форм.Это заставляет ставить проблему формирования игровой деятельности болеешироко – как проблему постепенной передачи детям все более усложняющихсяспособов игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какойпоследовательности.каким по характеру должны быть формирующие воздействия взрослого и прикаких условиях они будут наиболее эффективными.какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать психическомуразвитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно рассмотрев вопросо значении игры для развития ребенка.Более четко развивающие функции игры определены в отечественной психологиии педагогике.Существенным для понимания развивающего значения игры представляютсясоображения, высказанные Л.А. Венгером, подчеркнувшим необходимость четкогоопределения специфического влияния игры на развитие ребенка. Венгер исходитиз того, что каждая конкретная деятельность требует определенныхспецифических для неё способностей и создает условия для их развития.Д.Б. Эльконин, рассматривая развивающую функцию игры, останавливаетсяпрежде всего на ее значении для развития мотивационных потребностей сферыребенка.На развитие в игре воображения, образного мышления ребенка указывает Л.С.Выготский , Д.В. Меджерицкая.Обучение и развитие творчества происходит в единстве и взаимодействии. Этоубедительно доказала Е.А.Флерина, подвергнув критике “теорию распада”детского творчества. Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-заотсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном жеруководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокогоуровня.В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для морально –нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого содержания игры,посредством которого происходит овладение ребенком нормами и правиламивзаимоотношений между людьми.По мнению Р.И.Жуковской, детей объединяют в игре общая цель, общие интересыи переживания, совместные усилия при достижении цели, творческие поиски.Т.А.Маркова считает, что на развитие дружбы между детьми существенноевлияние оказывает длительная по своему характеру творческая игра.Совместная игра создает условия для возникновения “детского общества” иреальных отношений в нем между детьми. А.П.Усова усматривает основноевоспитательное значение игры именно в наличии у детей качеств“общественности” т.е. качеств, позволяющих успешно взаимодействовать сдругими.Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой формыигровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как влияет играна развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не располагаеттакими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть игровуюдеятельность с точки зрения последовательного усложнения её строения ипроследить возможности и особенности овладения ею детьми на различныхвозрастных этапах.Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В новомтипе исследования – психолого-педагогическом, где особенности развитияигровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активногоформирования. На необходимость такого типа исследований указывал ещеВыготский. Дальнейшее развитие эта мысль получила в трудах психологов В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина.В психологических исследованиях А.Н.Леонтьева, Д.Б. Эльконина и другихразвитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики мотивации иизменения психологического содержания деятельности.Первый этап развития игры связан с овладением ребенком специфическимифункциями предметов, недоступных ему в его практической деятельности –практическая игра.Второй этап развития игры связан с овладением отношениями между людьми,опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.Третий этап – выделением скрытых в этих отношениях задач и правилчеловеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива спроцесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-фантазирование.Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру организации,поэтому точная классификация их затруднена.Основу классификации игр, которая принята в отечественной педагогике,заложил П.Ф.Лесгафт. Он подошел к решению этого вопроса, руководствуясьсвоей основной идеей единства физического и психологического развитияребенка.В отечественной педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен втрудах Н.К. Крупской. В своих трудах она выделяет игры, которые создаютсясамими детьми, и организованные, с готовыми правилами. 2.2. Виды театрализованных игр.Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”,драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы,театральные представления.Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром черезобразы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детейновыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе,активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитаниюкаждого ребенка.Разнообразны виды театрализованных игр.Н.А.Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости отхудожественного оформления на театрализованые игры, игры с настольнымтеатром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.|Театрализованные игры ||Игра - драматизация | |Игра с настольным театром||Фланелеграф | |Плоскостные | |Объемные || | |фигурки | |фигурки ||Теневой театр | |Игра с марионетками ||Бибабо |Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурминапредложила следующую: Театрализованная играПредметные Театр на ширме НепредметныеНастольный театр ДраматизацияС объемным С плоским С объемным СплоскимМатериалом материалом материаломматериалом,(театр игрушек) (перчаточные куклы)на палочках 2.3. Театрализованная игра как вид творческих игр.Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается внего, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчествомдраматизация или театральная постановка, представляет самый частый ираспространенный вид детского творчества .Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основаннаяна действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно инепосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.Как отмечает ПетроваВГ, театрализованная форма изживания впечатлений жизнилежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимоот желания взрослых.В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в которомобраз, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует сновав действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление кдействию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессевоображения, именно в театрализации находит полное осуществление .Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связьвсякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой видтворчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детскоготворчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементысамых различных видов творчества.В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразныхвидов детского творчества . Дети сами сочиняют, импровизируют роли ,инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесноетворчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,декораций, костюмов дает повод для изобразительного и техническоготворчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятияприобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И ,наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершаетвсю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада:от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарныхматематических знаний физического совершенства.Разнообразие тематики , средств изображения , эмоциональности игр даютвозможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2,21].Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальнойдействительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всемего многообразии.А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать,анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Этоспособствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному сним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью репликперсонажей , собственных высказываний незаметно активизируется словарьребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особеннодиалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко ,понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ееграмматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который ,в свою очередь , тоже пополняется .Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажейусиливаютвпечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых ониучаствуют.Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество.Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, наболее эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствуетРазвитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольникиобъединяют в игре разные события, вводят новые , недавние , которыепроизвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизниэпизоды из сказок .В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературноепроизведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать спомощью движений, жестов, мимики.Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших[5,40].В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенкувыявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки. Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе сними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти кнему на помощь .Тематика и содержание театрализованный игры, как правило, имеютнравственную направленность, которая заключена в каждой сказке,литературном произведении и должна найти место в импровизированныхпостановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость [41].Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность ктакой идентификации позволяет через образы игры-драматизации оказыватьвлияние на детей.Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается внего, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчествомдраматизация или театральная постановка , представляет самый частый ираспространенный вид детского творчества .Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основаннаяна действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно инепосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.Как отмечает ПетроваВГ, драматическая форма изживания впечатлений жизнилежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимоот желания взрослых.В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в которомобраз, созданный из элементов действительности, воплощает иреализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом,стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самомпроцессе воображения, именно в драматизации находит полное осуществление .Другой причиной близости театрализованной формы для ребенка является связьвсякой драматизации с игрой. Театрализация ближе, чем всякий другой видтворчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детскоготворчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементысамых различных видов творчества.В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки.Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразныхвидов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли ,инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесноетворчество детей , нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,декораций, костюмов дает повод для изобразительного и техническоготворчества детей. Дети рисуют , лепят , шьют , и все эти занятияприобретают смысл и цель как часть общего , волнующего детей замысла . И ,наконец , сама игра , состоящая в представлении действующих лиц , завершаетвсю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .Театрализованная игра позволяет решать многие задачи программы детскогосада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарныхматематических знаний физического совершенства.Разнообразие тематики, средств изображения , эмоциональности игр даютвозможность использовать их в целях всестороннего развития личности [2,21].Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображениесоциальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающиммиром во всем его многообразии.А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать,анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Этоспособствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному сним совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью репликперсонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарьребенка „совершенствуется звуковая сторона речи Новая роль , особеннодиалог персонажей , ставит ребенка перед необходимостью ясно , четко ,понятно изъясняться . У него улучшается диалогическая речь , ееграмматический строй, он начинает активно пользоваться словарем , который ,в свою очередь , тоже пополняется .Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажейусиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых ониучаствуют.Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество.Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, наболее эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствуетРазвитие творческого воображения проявляются в том, что дошкольникиобъединяют в игре разные события , вводят новые , недавние , которыепроизвели на них впечатления , иногда включают в изображение реальной жизниэпизоды из сказок .В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературноепроизведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать спомощью движений, жестов, мимики.Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших[5,40].В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенкувыявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы , краски ,звуки. Малыши смеются , когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе сними , могут плакать над неудачами любимого героя , всегда готовы прийти кнему на помощь .Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют нравственнуюнаправленность, которая заключена в каждой сказке, литературномпроизведении и должна найти место в импровизированных постановках. Этодружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинаетотождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такойидентификации позволяет через образы игры-драматизации оказывать влияние надетей.Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать опытнравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственныминормами. Таково влияние на дошкольников как положительных , так иотрицательных образов.Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, тодети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. Аодобрение взрослым достойных поступков создает у них удовлетворение ,которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением .Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность ребенкапозволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивогопедагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этомудовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной игрыусиливаются тем , что их тематика практически не ограничена . Она можетудовлетворять разносторонние интересы детей .Эстетическое влияние на детей оказывает выполненое со вкусом оформлениеспектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декорацийразвивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияниетеатрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным иотвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания,которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональныйподъем, повышают жизненный тонус ребят. В этом смысле игры-драматизацииприравниваютсяхарактер, крайне редко используются предметы- заместители . Игровоеповедение старших дошкольников с проблемами в целом носит недостаточноэмоциональный характер. Поэтому шести-семилетние дети с задержкойпсихического развития не проявляют интереса к играм по правилам , имеющимсущественное значение в подготовке к учебной деятельности как ведущей длямладшего школьного возраста.1.4. Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи.Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явленийдействительности и средство общения людей друг с другом.Речь имеет основные взаимосвязанные функции: она являетсясредством общения ( коммуникативная функция ) и средством обозначения (сигнификативная функция ).Различают речь экспрессивную и импрессивную, при этом пассивный словарь (импрессивная речь ) всегда преобладает над активной (экспрессивной ) речью. У детей в процессе овладения языком это расхождение проявляетсядостаточно ярко.Речь разнообразна. По своим особенностям и функциональному назначениюразличают речь внешнюю (устную и письменную ) и речь внутреннюю .Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которой пользуютсяпри непосредственном общении друг с другом. В зависимости от конкретныхусловий общения устная речь приобретает форму либо диалогической речи ,протекающей в форме беседы , разговора между двумя или несколькимиучастниками , человек ставит вопрос и отвечает на них . высказываетзамечания , одобрения или возражения .Монологическая речь занимает большое место в практике общения. Общая ихарактерная особенность всех форм монологической речи - ярко выраженнаянаправленность ее к реальному или воображаемому слушателю .Цель этой направленности - достигнуть необходимого воздействия наслушателя. По сравнению с диалогической монологическая речь - более сложнаяи трудная форма речи . Монологическая речь не имеет прямой и активнойподдержки со стороны слушателя , поэтому монологическое выступление требуетпредварительного продумывания и планировки его основных опорных пунктов .Развитие связной речи ребенка - дошкольника осуществляется в процессеповседневной жизни, а также на занятиях Э. П. Короткова [22] выделяла такиеработы по развитию связной речи в подготовительной группе детского сада:Рассказывание.1. Рассказывание с использованием игрушек, предметов, природного материала.2. Рассказывание по картине.3. Рассказывание на тему из личного опыта.4. Рассказывание по предложенным сюжетам. Пересказ.1. Частичный2. Подробный.Пересказ-связное выразительное воспроизведение текста прослушанногохудожественного произведения.Среди различных видов пересказов наибольшее распространение в программедетского сада получил подробный пересказ - пересказ текста в тойпоследовательности , в которой он воспринимается при чтении взрослым. Приэтом он рассматривается, главным образом, как средство закрепления вдетской памяти содержания прочитанных текстов и тем самым обогащения кругапредставлений и знаний детей. Из всех видов пересказа, подробный пересказ вбольшей мере способствует обогащению словаря детей, формированию строяпредложений и развитию связной речи детей.Помимо того, что дети знакомятся с яркими оборотами речи, образцамилитературного языка, они овладевают необходимыми для связи одни мысли сдругой предложениями, выражающими различные временные и причинныеотношения. 3.1. Участие детей с ЗПР в театрализованных играх. Владение родным языком — это не только умение правильно построитьпредложение, хотя бы и сложное («Я не хочу идти гулять, потому что на улицехолодно и сыро»). Ребенок должен научиться связно рассказывать. В формировании связной речи отчетливо выступает связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Связная речь — это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, научаясь мыслить. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладенииродным стороны языка. Работа по развитию связности речи начинается языком,в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя.Это не значит, однако, что развивать связную речь ребенка можно толькотогда, когда он очень хорошо усвоил звуковую, лексическую и грамматическуюраньше.Самые простые задания на построение связного высказывания, напримерпересказ небольшой сказки, предъявляют к монологической речи ребенка дваважнейших требования: во-первых, речь должна строиться преднамеренно вбольшей мере, чем, например, реплика в диалоге (ответ на вопрос и т.п.), во-вторых, она должна планироваться, т.е. должны намечаться вехи, по которымбудут развертываться сложное высказывание, рассказ. Формирование этихспособностей в простых формах связной монологической речи служит основойперехода к более сложным ее формам (например, к творческому рассказыванию).Задача развития письменной речи у дошкольников сейчас, естественно, неможет ставиться (именно письменной связной речи, умений составить текст, ане умений составить из разрезной азбуки или написать два-три предложения;последнее может осуществляться при обучении дошкольников грамоте). Дляэтого необходим хороший уровень навыков грамотного письма. И все же психологические особенности письменной речи гут бытьиспользованы для формирования у дошкольников умений преднамеренно,произвольно строить высказывание (рассказ, пересказ), планировать его, дляформирования связности устной речи. Эта возможность реализуется на основе«разделения труда» ребенок составляет текст, взрослый записывает. Такойприем составление письма — давно существует в методике развития речидошкольников. Используя составление письма, можно достичь значительны-результатов вразвитии связности устной речи ребенка, в обогащении ее сложнымисинтаксическими конструкциями. В этом случае речь, оставаясь устной повнешней форме, строится на уровне развернутости и произвольности,характерном для письменной речи, и благодаря этому по своей структуре, покачеству связности будет приближаться к ней. Формирование произвольности речи, способности выбора языковых средствявляется важным условием не только развития связности речи, но и вообщеусвоения языка, овладения тем, чего у ребенка пока еще нет в активнойречи.Допустим, что маленький ребенок активно владеет только двумя первымисловами из синонимического ряда «идти — шагать — топать — брести» (хотяпонимать все эти слова он может). Если у него еще не развита способностьотбирать языковые средства в соответствии с задачами высказывания, онпросто воспроизведет то слово, которое, так сказать, первым придет в голову(скорее всего, это будет «идти», как более общее по значению). Еслиспособность отбора уже есть (хотя бы элементарная, начальная), то ребенокупотребит слово, более подходящее к данному контексту («шагать», а не«идти»). Главное, чтобы перед ребенком встала сама задача отбора. Выбиратьон сможет, конечно, только из того, что у него есть. Но «есть» — это и вактивном словарном запасе, и в пассивном, т.е. в том словаре, которыйребенок понимает, но сам им не пользуется. И когда условия построениявысказывания будут таковы, что ни одно из слов, которыми ребенок владеетактивно, не подходит к данному контексту, он может обратиться к своемупассивному запасу и употребить не «идти», а, например, «брести». Аналогичнообстоит дело и с активизацией сложных грамматических (синтаксических)конструкций. Связная речь, таким образом, аккумулируя успехи ребенка в усвоении всехсторон родного языка, выступая как одна из важнейших целей речевоговоспитания, вместе с тем с первых занятий по ее формированию становитсяважным условием овладения языком — его звуковой стороной, лексикой,грамматикой, условием воспитания умений уместно пользоваться языковымисредствами художественной выразительности речи. Словарь.Связная речь-это непросто последовательность слов и предложений, этопоследовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точнымисловами в правильно поставленных предложениях.Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми вцелях воспитания дошкольников, обучения их различными действиями спредметами, способами и средствами общения.Речь – это своеобразная форма познания человеком предметов и явленийдействительности и средство общения людей друг с другом.Устная речь - это обычная, звуковая, разговорная речь, которойпользуются при непосредственном общении друг с другом.театрализованная игра – это игра развивает творческие способности: - художественно – речевое; - музыкально-игровые; - танцевальное; - певческое;эти игры приобщают детей к искусству -литературному -драматическому - театральному.ЗПР - это нарушение нормального темпа психического развития ребенка. Приложение 1. Игра с мячом (для среднего и старшего возраста).Воспитатель. Ребята, сейчас к вам придет мишка. Он хочет с вами поиграть.Приготовимся к его приходу. Поставим на стол /детский/ стул /тоже детский/и все накроем занавеской. За столом поставим еще один маленький стул.Ребята садитесь перед столом и зовите мишку.Дети садятся на расстоянии 1.5-2 метра от стола и зовут мишку. Воспитательзаходит за стол, садится там, чтобы детям было видно его, и надевает наруку куклу.Мишка /появляется на верхней части спинки стула, в руках у него небольшоймячик/. Здравствуйте, дети! Хотите со мной поиграть? /Ответ детей/ Хорошо!Я буду бросать вам мяч, и говорить начало какого-нибудь слова. А вам надопоймать мяч и закончить моё слово. Например, я бросаю Оле мяч и говорю:“велоси…”, - а Оля ловит мяч и добавляет “пед”. Получается слово“велосипед”. Потом она возвращает мне мяч, я его бросаю Васе и говорю:“каран…”, - Вася ловит мяч и добавляет: “даш”. Получается слово “карандаш”.Поняли, как мы будем играть? /Ответ детей/. Хорошо!Мишка бросает мяч и сначала говорит слова длинные, в несколько слогов,чтобы детям было легче отгадать слово и добавить последний, нужный слог,например: колоколь-чик, бубен-чик, мороже-ное, верев-ка, верто-лет, незабуд-ка, и т.д. Потом он переходит к словам из двух слогов: кни-га, ру-ка, гла-за, Та-ня, Во-ва, ро-за, ли-са, мед-ведь и прочие. Затем предлагает детямиграть без него.Дети садятся в кружок, начинают перебрасывать мяч друг другу и произноситьначало слов. Мяч можно не бросать, а перекатывать по полу.Мишка /смотрит на детей/. Я вижу, ребята, вы хорошо играете и без меня. Ну,так я попрощаюсь с вами и пойду. До свиданья, до свиданья!Мишка скрывается за спинкой стула, воспитатель снимает куклу и выходит кдетям. Приложение 2. Конспект занятия по связной речи. Тема: Пересказ рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Цели: Учить детей отвечать на вопрос развернутой фразой из трех-четырехслов, пересказывать текст, составленный из трех-четырех простыхпредложений, с наглядной опорой в виде натуральных объектов, предметов идействий с ними. Развивать внимание и словесно-логическое мышление детей. Организационный момент. Логопед предлагает сесть только тому, кто повторитназвания трех-четырех игрушек: машинка, кубик, мяч (робот, кукла,пирамидка; луноход, конструктор, коляска и т. п.). 1. Дети сидят полукругом около игрового уголка. Логопед предлагает всемсмотреть внимательно на то, что сейчас произойдет. В помещение входятмальчик и девочка из той лес группы, с которыми логопед оговорил заранее,какие действия необходимо им произвести. Мальчик берет кубики и строитбашню на ковре. Девочка кормит куклу Барби, сидящую на стульчике (см.приложение IV, рис. I). 2. Когда дети просмотрели выполненные мальчиком и девочкой действия,логопед задает вопросы, на которые просит отвечать полно и точно: — Кто вошел в группу? — Что взял Алеша? — Что взяла Катя? — Что строил Алеша? — Кого кормила Катя? (Вопрос что делал? в начале обучения вызывает сложности у детей даннойкатегории.) 3. Словарная работа. Логопед объясняет, что сейчас ребята будут подбиратьслова и за каждое правильно сказанное слово они получат звездочку. Далееговорит: «Алеша выстроил башню, а что еще можно строить?» Дети подбирают слова: строят дом (гараж, дачу, магазин, аптеку и т. п.). Логопед продолжает: «Катя кормила Барби, а что еще можно делать с куклой?» (Логопед помогает детям жестами, подсказывающими словами и т. п.) 4. Динамическая пауза. Дети встают около своих стульчиков. Логопед читаетстихотворение, содержащее словесные команды. Ребята совершаютсоответствующие действия. Девочки и мальчики прыгают, как мячики, Ножками топают, ручками хлопают, Головкой кивают, все вместе отдыхают. 5. На ковер выставляются три красные и одна желтая игрушки. Логопед проситдетей убрать «лишнюю» игрушку (неподходящую по цвету остальным) иподталкивает ход рассуждений детей наводящими вопросами: «Какого цветаигрушки? Все они одного цвета?» и т.п. Таким же образом можно рассмотретьтри большие игрушки и одну совсем маленькую («лишнюю» по размеру) и т.д. 6. Логопед напоминает детям о том, что делали в кукольном уголке Алеша иКатя, затем объясняет, что сейчас ребята услышат рассказ. Не торопясь,четко, громко и выразительно логопед рассказывает: — Алеша и Катя вошли в группу. Алеша взял кубики. Катя взяла куклу Барби.Алеша строил башню. Катя кормила куклу. Дети играли. Логопед просит детей самих рассказать о том, что они видели. Начинаетсяопрос с детей из сильной подгруппы. Опрашиваются трое-пятеро ребят. 7. Подводится итог занятия, оценивается деятельность детей. Список литературы: 1. Артемова Л. В. “Театрализованные игры дошкольников” М 1991 год. 2. Венгер Л. А., Мухина Л. А. “Психология” М 1988 год. 3. Выготский Л. С “Воображение и творчество в детском возрасте” М 1991 год. 4. “Дошкольная педагогика” под редакцией Логинова В. И, Саморуковой П. Г. М 1988 год. 5. Запорожец А. В. “Некоторые психологические моменты детской игры”//Дефектология №10 1965 год страница 72-79. 6. Карпинская Н. С. “Художественное слово в воспитании детей” М 1982 год. 7. Кузнецова Л. В. “Использование игры в коррекционных целях”//Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения М 1981 год. 8. Леонтьев А. Н. “Психологические основы дошкольной игры”//Избранные психологические произведения 1 том страницы 303-323 М 1983 год. 9. Слепович Е. С. “Игровая деятельность дошкольников” М 1989 год. 10. Ульенкова У. В. “6-летние дети с задержкой психического развития” М 1990 год. 11. Эльконин Д. Б. “Психология игры” М 1978 год.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconИсследование проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье в трудах отечественных специалистов > Старший дошкольный возраст как сензитивный период развития связной речи ребенка
Теоретический аспект изучения проблемы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в семье
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconКнига для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999
Пальчиковый театр, как средство развития связной диалогической речи детей младшего дошкольного возраста
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconТема 1: «подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» содержание введение Глава 1
Тема 1: «подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconЭлементарное музицирование как средство развития креативности у детей дошкольного возраста
Еской инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития креативных способностей детей...
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconВопросы к экзамену по методике развития детской речи с практикумом по логопедии (3 курс)
Детская художественная литература, театральная деятельность как средства развития речи детей дошкольного возраста
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconПеречень программ црр
Центр раннего развития детей дошкольного возраста «Ступени» представляет собой комплексную платную дополнительную образовательную...
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconПсихологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет содержание
Теоретические аспекты изучения психологического развития детей дошкольного возраста 10
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconКонспект занятия по развитию связной речи у ребенка трехлетнего возраста с зрр по сказке «Колобок». Цель. Учить детей договаривать слова в предложении за взрослым. Задачи
Конспект занятия по развитию связной речи у ребенка трехлетнего возраста с зрр по сказке «Колобок»
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconТема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
Вания. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство...
Театрализованная игра как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с зпр iconВопросы для повторения к экзамену
Особенности речи детей дошкольного возраста. Задачи работы доу по развитию речи детей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы