Административные правоотношения icon

Административные правоотношения



НазваниеАдминистративные правоотношения
Дата конвертации17.08.2012
Размер262.39 Kb.
ТипРеферат
Административные правоотношения


РЕФЕРАТ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ ТЕМА: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. ГРАЖДАНЕ, КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА СТУДЕНТКИ 2 КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ МИТРОФАНОВОЙ ОЛЬГИ Москва, 1999 СОДЕРЖАНИЕI. ВВЕДЕНИЕII. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Понятие административного правоотношения 2.2. Основные черты административного правоотношения 2.3. Структура административного правоотношения 2.4. Юридические факты в административном праве 2.5. Виды административных правоотношений а) основные и неосновные административные правоотношения б) субординационные и координационные административные правоотношения в) вертикальные и горизонтальные правоотношения в административном праве г) внутриаппаратные и внеаппаратные правоотношенияIII. ЗАКЛЮЧЕНИЕIV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Любая отрасль российского права регулирует определенныеправоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности,гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотношений(имущественных и связанных с ними личных неимущественных прав), уголовномуправу — регулирование отношений, связанных с преступлением и наказанием.Какие правоотношения регулирует административное право? Прежде всегоследует указать, что административное право — это самостоятельная отрасльправовой системы России. Отрасли права отличаются друг от друга по предметуи методу правового регулирования. Именно предмет административного правасоставляют те отношения, о которых речь пойдет дальше. Административно-правовые отношения — это урегулированные нормамиадминистративного права общественные отношения, складывающиеся в сфередеятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения представляют собой разновидностьправовых отношений, разнообразных по своему характеру, юридическомусодержанию, по их участникам. Им свойственны все основные признаки любогоправоотношения, как-то: первичность правовых норм, вследствие чегоправоотношение есть результат регулирующего воздействия на данноеобщественное отношение данной правовой нормы, придающей ему юридическуюформу; регламентация правовой нормой действий (поведения) сторон этогоотношения; корреспонденция взаимных обязанностей и право сторонправоотношения, определяемая нормой и т.п. Однако следует выделить некоторые особенности, дополняющие эту общуюхарактеристику и способные служить основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений.
К таким особенностямотносятся: — права и обязанности сторон данных отношений связаны с деятельностьюисполнительных органов государства и других субъектов исполнительнойвласти; — всегда одной из сторон в таких отношениях выступает субъектадминистративной власти (орган, должностное лицо, негосударственнаяорганизация, наделенные государственно-властными полномочиями); — административные правоотношения практически всегда возникают поинициативе одной из сторон; — если произошло нарушение административно-правовой нормы, тонарушитель несет ответственность перед государством; — разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется вадминистративном порядке; — административные правоотношения являются властеотношениями,построенные на началах “власть-подчинение”, где отсутствует равенствосторон. Признак подчинения является в таких отношениях доминирующим,поскольку он предопределен важнейшими приоритетами государственно-управленческой деятельности. Подводя итог вышеуказанному, можно дать соответствующее понятиеадминистративного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором сторонывыступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных игарантированных административно-правовой нормой. Административно-правовые отношения напрямую связаны с практическойреализацией задач, функций и полномочий исполнительной власти в процессегосударственно-управленческой деятельности. Эта их особенность накладываетопределенный отпечаток на поведение любых участников такого рода правовыхотношений; их обязанности и права непременно связаны с практическойреализацией исполнительной власти в центре и на местах. Интересы другогорода, небезразличные для государства и общества, обеспечиваются, если у нихимеется четко выраженная специфика, в рамках иных правоотношений. Поэтому,определяющая черта административно-правовых отношений состоит в том, чтоони складываются преимущественно в особой сфере государственной иобщественной жизни — в сфере государственного управления. Стоит отметить также, что административные правоотношенияхарактеризуются определенным субъектом. Всегда одной из сторон являетсяофициальный или полномочный субъект исполнительной власти (в широком смыслегосударственного управления). Иначе говоря, несмотря на то, что в административно-правовыхотношениях практически могут участвовать различные стороны, в них всегдаимеется обязательная сторона, без которой такого рода отношения невозникают. Такой признак наблюдается в административных отношениях какпрямое действие властной природы государственно-управленческойдеятельности. Например, гражданин не может выступать в подобной роли, хотяи является потенциальным участником самых разнообразных административно-правовых отношений. Административные правоотношения возникают по инициативе любой изсторон. Однако согласие или желание второй стороны не является во всехслучаях обязательным условием их возникновения. Они могут возникать ивопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшейстепени отличает их от гражданско-правовых отношений. Как указывалось выше административно-правовые отношения возникают всфере государственного управления. Однако не всякое общественное отношениев сфере государственного управления включается в круг отношений,составляющих предмет административного права. Все правоотношения состоят из определенных элементов: субъектов,объекта и содержания правоотношения. В содержании административного правоотношения различаются две стороны:материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридическиеправа и обязанности). Непосредственным объектом административных правоотношений являетсяволевое поведение человека, его деяния. Нормами административного права точно определяется между какимисубъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права иобязанности сторон. Так, отношения граждан, связанные с призывом на военнуюслужбу, получением прав на управление транспортными средствами, возникаютпри заранее определенных обстоятельствах, с определенными органамиисполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закрепленыюридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме,определенным адресатам организации, к примеру, должны направлятьстатистические данные, отчеты, справки. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересымогут защищаться в судебном порядке, но такие случаи не являютсядоминирующими. В основном же права участников таких отношений, споры междуними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был(является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иныморганом исполнительной власти. Субъекты исполнительной власти наделеныправом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такиерешения. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях наделеныправом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектамправоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказатьв просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного,дисциплинарного принуждения. Следует также подчеркнуть, что для гражданско-правовых отношенийхарактерна ответственность одной стороны перед другой. Административнымправом установлен иной порядок ответственности сторон административно-правовых отношений в случае нарушения ими требований административно-правовых норм. В этом случае ответственность одной стороны не перед другойстороной правоотношения, а непосредственно перед государством в лице егосоответствующего органа (должностного лица). Именно исполнительные органы(должностные лица) наделяются полномочиями по самостоятельному воздействиюна нарушителей требований административно-правовых норм (дисциплинарная,административная ответственность). Сами субъекты управления также отвечаютза нарушение аналогичных требований (например, дисциплинарнаяответственность работника аппарата федеральной исполнительной власти передПрезидентом или Правительством Российской Федерации). Субъекта административного правоотношения можно рассмотреть на основеквалификации административных правоотношений на виды. В зависимости отособенностей участников административных отношений выделяются наиболеетипичные их виды: а) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти,находящимися на различном организационно-правовом уровне (к примеру,вышестоящие и нижестоящие органы); б) между субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковоморганизационно-правовом уровне (например, 2 министерства, администрация 2областей); в) между субъектами исполнительной власти и находящимися в ихорганизационном подчинении (ведении) государственными объединениями(корпорации, концерны и пр.), предприятиями и учреждениями; г) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в ихорганизационном подчинении государственными объединениями, предприятиями иучреждениями (по вопросам финансового контроля, административного надзора ит.п.); д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органамисистемы местного самоуправления; е) между субъектами исполнительной власти и негосударственнымихозяйственными и социально-культурными объединениями и предприятиями иучреждениями (коммерческие структуры и т.п.); ж) между субъектами исполнительной власти и общественнымиобъединениями; з) между субъектами исполнительной власти и гражданами. Во всех вышеперечисленных отношениях всегда участвует тот или инойисполнительный орган. Для любого правоотношения характерно возникновение его вследствиеопределенных юридических фактов, исходя из того, что под юридическимифактами понимаются действия или события, вследствие которых происходитвозникновение, изменение или прекращение правоотношений. Административно-правовые отношения возникают при наличии условий,предусмотренных административно-правовыми нормами. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Похарактеру различаются правомерные и неправомерные действия. Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные действияграждан и других субъектов административно-правовых отношений. К примеру,подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретногоадминистративного правоотношения между ним и исполнительным органом(должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических фактов по административному праву являетсято, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектовисполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся кконкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие —возникновение, изменение или прекращение административно-правовогоотношения. Например, приказ о назначении на должность влечет за собойвозникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностьюадминистративно-правовых. Под неправомерными действиями понимаются те, которые не соответствуюттребованиям административно-правовых норм, нарушают их. К таким относятсяадминистративные или дисциплинарные проступки, как наиболее характерные длясферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционныеправоотношения. К таким относятся также бездействия (пример, непринятиеслужбой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественногопорядка). Под событиями понимаются явления, не зависящие от воли человека(смерть, стихийное бедствие). Административно-правовые отношения классифицируются по многимкритериям. Первоначально выделяются две группы административных правоотношений: а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющеговоздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властнаяприрода государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить каквластеотношения; иногда они именуются как основные; б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющеговоздействия на тот или иной объект, но органически связанные с егоосуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения. Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны сэтой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношениямежду вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти,между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службеработниками административно-управленческого аппарата, между исполнительнымиорганами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенныеадминистративно-правовые обязанности и т.п. Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя ивозникают непосредственно в сфере государственного управления, однако непреследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта науправляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами,функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные междусобою соподчиненностью. Так два министерства могут вступать в отношения,связанные с необходимостью подготовки совместного правового акта илисогласования взаимных управленческих вопросов и т.д. Иногда выделяют субординационные и координационные административно-правовые отношения. Субординационными называют те отношения, которыепостроены на авторитарности (властности) юридических волеизъявленийсубъекта управления. Координационными связями называют те, в которыхназванная авторитарность отсутствует. Координация входит в перечень основных проявлений государственно-управленческой деятельности, т.е. фактически совпадает с ее юридическивластными проявлениями. К примеру, Министерство природы РоссийскойФедерации координирует деятельность министерств и ведомств по вопросамохраны окружающей природной среды, причем принимаемые этим органом решенияобязательны для иных исполнительных органов Российской Федерации. Наиболее значительный интерес представляет классификацияадминистративно-правовых отношений по юридическому характеру взаимодействияих участников. Таким образом выделяются вертикальные и горизонтальныеправоотношения. Вертикальными признаются правоотношения, которые выражаю сутьадминистративно-правового регулирования и типичных для государственно-управленческой деятельности субординационных связей между субъектом иобъектом управления. Часто они возникают между соподчиненными сторонами.Властной стороной выступает соответствующий субъект исполнительной власти(исполнительный орган, орган государственного управления). Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, врамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В нихотсутствует юридически-властные веления одной стороны, обязательные длядругой. Такие отношения в сфере государственного управления встречаютсядовольно редко, по сравнению с вертикальными. Разновидностями такихотношений могут служить действия нескольких органов по подготовке и изданиюсовместного решения, соглашения (административные договоры) между ними поорганизационным вопросам. По составу участников правоотношения подразделяются навнутриаппаратные и внеаппаратные. В внутриаппаратных отношенияхсоответствующие юридические нормы закрепляют систему органов исполнительнойвласти, организацию службы в них, компетенцию органов и служащих, ихвзаимоотношения, формы и методы внутриаппаратной работы в государственныхорганах. Такого рода управленческие отношения выражают интересысамоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а такжекаждого ее звена . Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительныеорганы и их структурные подразделения, а также должностные лица. Сюда жеможно отнести отношения органов исполнительной власти с подчиненными иморганизациями, а также отношения администраций организаций, деятельностькоторых регулируется административным правом (воинские части, вузы и др.) сих служащими, учащимися и т.д. Во втором случае выступают отношения,связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему(механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественныеобъединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это иотношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, таккак они не являются субъектами исполнительной власти. Вторая сторона такогорода отношений фактически выступает в роли “третьего лица”. Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристикупредмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которыеурегулированы нормами административного права. Это такие управленческиеотношения как: а) управленческие отношения, в рамках которых непосредственнореализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти; б) управленческие отношения внутриорганизационного характера,возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной(представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры; в) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местногосамоуправления; г) отдельные управленческие отношения организационного характера,возникающие в сфере “внутренней” жизни общественных объединений и другихнегосударственных формирований, а также в связи с осуществлениемобщественными объединениями внешне-властных функций и полномочий. Управление существует во всех сферах общественной жизни, этадеятельность велика по объему и разнообразна по содержанию. Во многихслучаях управленческая деятельность настолько специфична, настолько тесносвязана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируютнормы не административного, а других отраслей права. Так, управленческуюдеятельность администрации предприятий, учреждений в отношении ихработников регулирует трудовое право, дознание и предварительноерасследование — уголовно-процессуальное право, управленческие отношения,связанные с финансовыми, — финансовое право. Поэтому необходимо вопределении предмета административного права внести следующее уточнение:оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которыерегламентированы другими отраслями права Российской Федерации. Одним из субъектов административного права являются физические лица,под которыми понимаются граждане, иностранные граждане и лица безгражданства. Эти категории лиц характеризуются существенными элементамиособенностей их правового положения. Так гражданин Российской Федерациихарактеризуется его правовой связью с Российским государством, иностранныйгражданин — с соответствующим зарубежным государством, лицо без гражданстване имеет таковой связи ни с одним из государств. Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ,Законом РСФСР от 28 ноября 1991 года “О гражданстве РСФСР”, а так жемеждународными правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией правчеловека. Административно-правовой статус граждан Российской Федерациисоставляет важнейшую часть их общего правового статуса и закрепляется вомногих законах и подзаконных актах. Содержание административно-правового статуса человека и гражданинасоставляют: — комплекс их прав и обязанностей, закреплённых нормами административного права; — гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления. Однако, не все права и обязанности человека и гражданина производны отего конституционного правового статуса. Немало таких, которые находятся запределами такого статуса и устанавливаются нормативными актами,соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданинав Российской Федерации. Например, права и обязанности, связанные суправлением транспортными средствами, приобретением оружия и др. В формировании и реализации составляющих административно-правовойстатус граждан России, помимо Конституции Российской Федерации, большоезначение имеют органы государственного управления и местногосамоуправления. В пределах предоставленной компетенции они: — издают правовые акты, влияющие на содержание статуса граждан,влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере(например, реализация права на образование предполагает издание акта озачислении в учебное заведение); — организуют исполнение законов, имеющих непосредственное отношение кадминистративно-правовому положению граждан; — помогают гражданам в реализации их конкретных субъективных прав(например, в вопросах социальной защиты); — осуществляют охрану прав и свобод граждан. Таким образом можно сделать вывод о том, что административное правоконкретизирует права и обязанности граждан, устанавливаемые конституционнымправом и делает это при помощи органов государственного управления иместного самоуправления. Конституция Российской Федерации в статье 19 “гарантирует равенствоправ и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежностик общественным объединениям, а также других обстоятельств.” Этой же статьёй“запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной,расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.” Однако,равенство административной правоспособности граждан России, как общейспособности иметь права нести обязанности, не означает, что реально всеграждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав иобязанностей, предусмотренных законом. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема ипередаваема. Её объём изменяется лишь законом. Для отдельных граждан этаправоспособность может быть временно ограниченна в случаях и в порядке,определяемых законодательством, например, в связи с совершением уголовногоили административного правонарушения, за которые закон предусматриваетсанкции в виде лишения свободы, лишение специальных прав и другиеправоограничения. Так ст.118 Кодекса РСФСР об административныхправонарушениях предусматривает лишение гражданина права управлятьтранспортным средством на срок до шести месяцев за нарушение правилдорожного движения, повлекшее причинение лёгких телесных повреждений. Режимчрезвычайного положения предполагает возможность введения ограничений прави свобод граждан с указанием пределов срока их действия. Конституцией Российской Федерации обозначены виды прав и свобод, неподлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частнойжизни, свобода совести и др.) Несмотря на то, что Конституция Российской Федерации устанавливаетравенство прав и свобод всех граждан России, может быть узаконенонеравенство отдельных категорий людей в зависимости от различныхобстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусевынужденных переселенцев, беженцев, безработных и некоторых другихкатегорий людей. Так, Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения вРоссийской Федерации” определяет правовые, экономические и организационныеосновы государственной политики содействия занятости населения, в том числегарантии государства по реализации конституционных прав граждан РоссийскойФедерации на труд и социальную защиту от безработицы. Статья 3 данногозакона устанавливает следующий порядок и условия признания гражданбезработными : 1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеютработы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целяхпоиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этомне учитывающая выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработкагражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от ихорганизационно — правовой формы и формы собственности (далее — организации)в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата. Порядок регистрации безработных граждан определяется ПравительствомРоссийской Федерации. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поискаподходящей работы, безработным принимается органами службы занятости поместу жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органамслужбы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих,документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки осреднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а длявпервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии(специальности) — паспорта и документа об образовании. В случае представления справки о среднем заработке за последние тримесяца по последнему месту работы в иностранной валюте органы службызанятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальномукурсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящейработы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поискаподходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дняпредъявления указанных документов. Решение о признании инвалида безработным принимается органами службызанятости в соответствии с Федеральным законом "О социальной защитеинвалидов в Российской Федерации". 3. Безработными не могут быть признаны граждане: — не достигшие 16-летнего возраста; — которым в соответствии с пенсионным законодательством РоссийскойФедерации назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; — отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантовподходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущиеработу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) — вслучае двух отказов от получения профессиональной подготовки или отпредложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера.Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональнаяподготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды; — не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня ихрегистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости дляпредложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок,установленный органами службы занятости для регистрации их в качествебезработных; — осужденные по решению суда к исправительным работам без лишениясвободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. 4. Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании ихбезработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятостичерез две недели для решения вопроса о признании их безработными. Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах"определяет основания и порядок признания беженцем на территории РоссийскойФедерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантиизащиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международногоправа и международными договорами Российской Федерации. 1. Беженец — это лицо, которое не является гражданином РоссийскойФедерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвойпреследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства,национальности, принадлежности к определенной социальной группе илиполитических убеждений находится вне страны своей гражданскойпринадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желаетпользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имеяопределенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычногоместожительства в результате подобных событий, не может или не желаетвернуться в нее вследствие таких опасений; 2. Лицо, ходатайствующее о признании беженцем, — это лицо, которое неявляется гражданином Российской Федерации и заявляет о желании бытьпризнанным беженцем по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 1 пункта1 настоящей статьи, из числа: — иностранных граждан, прибывших или желающих прибыть на территориюРоссийской Федерации; — лиц без гражданства, прибывших или желающих прибыть на территориюРоссийской Федерации; — иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, пребывающих натерритории Российской Федерации на законном основании. Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах"определяет статус вынужденных переселенцев, устанавливает экономические,социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов натерритории Российской Федерации в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, общепризнанными принципами и нормами международного права имеждународными договорами Российской Федерации. 1. Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации,покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его иличленов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствиереальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой илинациональной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признакупринадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений,ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретноголица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. 2. По обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи,вынужденным переселенцем признается: а) Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть местожительства на территории иностранного государства и прибывший на территориюРоссийской Федерации. б) Гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть местожительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывшийна территорию другого субъекта Российской Федерации. 1. Конституция Российской Федерации, Москва, Изд. Новая Волна, 1996г,стр.62. 2. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А.Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г., стр.640. 3. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва,1996г., стр. 355. 4. Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245. 3. Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин илилицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях натерритории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределахтерритории Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом1 настоящей статьи. 4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР,постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР,получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус всвязи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличииобстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статусабеженца в обустройстве на территории Российской Федерации. Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на ихсистему, закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этомконституционные права и обязанности приобретают реальное значение, когдаони находят своё отражение в административно-правовых. Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на двегруппы: — статутные, указывающие на положение гражданина в социальнойструктуре страны; — адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могутреализовываться. Административное право влияет на осуществление конституционных прав,обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизнинекоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений. Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются преждевсего следующие права и обязанности, установленные Конституцией РоссийскойФедерации: Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личнуюнеприкосновенность. Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилищепротив воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленныхфедеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 27. 1. Каждый, кто законно находится на территории РоссийскойФедерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания ижительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться вРоссийскую Федерацию. Статья 30. 1. Каждый имеет право на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свободадеятельности общественных объединений гарантируется. Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно,без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия ипикетирование. Статья 32. 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать вуправлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и бытьизбранными в органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также участвовать в референдуме. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственнойслужбе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправленииправосудия. Статья 33. Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично,а также направлять индивидуальные и коллективные обращения вгосударственные органы и органы местного самоуправления. Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государством вреда,причиненного незаконными действиями (или бездействием) органовгосударственной власти или их должностных лиц. Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Статья 59. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностьюгражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствиис федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям иливероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иныхустановленных федеральным законом случаях имеет право на замену ееальтернативной гражданской службой. Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере,является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Онореализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируетсяорганами внутренних дел. Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданинРоссийской Федерации обязан представить в орган внутренних дел по местужительства заявление по установленной форме, медицинское заключение оботсутствии противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушениемзрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ,подтверждающий гражданство Российской Федерации. Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольноедлинноствольное оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружиесамообороны, газовые пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, заисключением лиц, имеющих разрешения на хранение или хранение и ношениеоружия, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правилбезопасного обращения с оружием по программе, которую определяетМинистерство внутренних дел Российской Федерации. Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольноеоружие и охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего правона охоту, обязаны по месту жительства пройти проверку знания правилбезопасного обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такоеправо Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной сМинистерством внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане РоссийскойФедерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан. Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения идействия, нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93(ред. от 14.12.95) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданинвправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомернымидействиями (решениями) государственных органов, органов местногосамоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественныхобъединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены егоправа и свободы. Ответственность государственного служащего наступает в связи с егообязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека игражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основахгосударственной службы Российской Федерации". Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащихраспространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания ихфедеральным законодательством к государственным служащим. Статья 4. Подача жалобы. Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения),нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо квышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органуместного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению,общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностноелицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину вудовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца содня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд. Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или егопредставителем, а также по просьбе гражданина надлежащее уполномоченнымпредставителем общественной организации, трудового коллектива. Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту егожительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения,должностного лица, государственного служащего. Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей,обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военногоуправления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своейинициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения). Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленномразмере. Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ееразмер.” В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти иуправления причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или всуд с заявлением о возмещении ущерба. Порядок возмещения ущербарегламентируется статьёй 15 части 1 Гражданского Кодекса РоссийскойФедерации. В соответствии с нею: 1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещенияпричиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотреновозмещение убытков в меньшем размере. 2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено,произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученныедоходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданскогооборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо,право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другимиубытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами иорганами местного самоуправления Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результатенезаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания несоответствующего закону или иному правовому акту акта государственногооргана или органа местного самоуправления, подлежат возмещению РоссийскойФедерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации илимуниципальным образованием. Ответственность должностных лиц за нарушение прав гражданпредусмотрена так же Кодексом РСФСР об административных правонарушениях вследующих статьях: Статья 40.1. Воспрепятствование осуществлению гражданином РоссийскойФедерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии; Статья 41. Нарушение законодательства о труде и законодательства обохране труда. Статья 141. Нарушение порядка постановки на учет и сроков заселенияжилых домов и жилых помещений. Статья 165.2. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжногозаседателя. Статья 182. Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Конституция Российской Федерации, Москва, Изд. Новая Волна, 1996г, стр.62.2. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г., стр.640.3. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г., стр. 355.4. Общая теория права . Т1, Алексеев С.С., Москва, 1981 г., стр.245.5. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях.6. Гражданский Кодекс Российской Федерации.7. Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения в Российской Федерации”.8. Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах".9. Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах".10. Федеральный Закон от 13.12.96 "Об оружии".11. Закон РФ от 11.03.92 “О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации”.12. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федарации: Учебник. — М.: Зерцало, Теис, 1996.




Похожие:

Административные правоотношения iconАдминистративные правоотношения

Административные правоотношения iconАдминистративные правоотношения

Административные правоотношения iconОсновная часть
Административные правоотношения. Граждане, как субъекты административного права
Административные правоотношения iconДокументы
1. /Административные правоотношения.doc
Административные правоотношения iconДокументы
1. /АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.doc
Административные правоотношения iconДокументи
1. /АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ.doc
Административные правоотношения iconДокументи
1. /Административные регламенты/Адм регламент на скоростной трамвай 2009г .doc
2....

Административные правоотношения iconРеферат предмет: трудовое право
Тема: «трудовые правоотношения: понятие, содержание, основания возникновения, изменения и прекращения. Субъекты трудового права....
Административные правоотношения iconКонтрольная работа по Административному праву тема: " административные правоотношения" студентки 2 курса заочного отделения
Прежде всего следует указать, что административное право это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются...
Административные правоотношения iconКонтрольная работа по Административному праву тема: " административные правоотношения" студентки 2 курса заочного отделения
Прежде всего следует указать, что административное право это самостоятельная отрасль правовой системы России. Отрасли права отличаются...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы