Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода icon

Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода



НазваниеПедагогика Джона Локка как педагогика переходного периода
Дата конвертации17.08.2012
Размер238,97 Kb.
ТипРеферат
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода


Биография. Свой жизненный путь Джон Локк начал 29 августа 1632 г. В Рингтоне,небольшом городке графства Сомерсетшип, близ Бристоля. Будущий философ росв пуританской семье, оппозиционно настроенной к королю. Отец его былправоведом и исполнял секретарские обязанности у мировых судей своегографства. Локку было всего десять лет, когда революционные событияприобрели значительный размах, и когда отец его вступил в парламентскоевойско, приняв участие в военных действиях в качестве капитана эскадрона. Молодой Джон Локк учился в Вестминстерской монастырской школе в то время,когда по приговору чрезвычайного парламента был казнён король, едва ливпрочем, в это время у него были установившиеся взгляды на политическиесобытия. В школе господствовала схоластическая система обучения. Локк невынес из неё ничего, кроме знания древних языков. В 1665 г., окончив школу,Локк на казённый счёт как лучший ученик поступил в Оксфордский университет.В течении более чем тридцати последующих лет судьба Локка, так или иначе,была связана с этим старинным высшим учебным заведением. Колледж христовойцеркви, где он учился, был типичным рассадником схоластитеческойлжеучёности. Своё разочарование в полученных знаниях Локк позднее выразил вследующих словах: “…мир наполнен книгами и диспутами, книги умножаются безувеличения знания”. В 1667 г. Локк принимает предложенное ему лордом Антони Эшли местодомашнего врача и воспитателя сына Эшли. Занятия шли настолько успешно, что в 1668 г. Локк был избран членом Учёного королевского общества в Лондоне.Вскоре Локк становится ближайшим советником Эшли. Со второй половины 70-х годов до 1689 г. Локк находится в вынужденнойэмиграции, во Франции. В 1688-1689 годах был положен конец монархии Стюартов, а заодно искитаниям Локка. В результате революции в Англии были заложены основыполитического режима конституционной монархии, который существует и поныне.Локк, участвовавший в подготовке переворота 1688 г. возвращается на родину.Наряду с правительственной службой он ведет широкую научную и литературнуюдеятельность. В 1690 г. в Англии издается “Опыт о человеческом разумении”,“Два трактата о правлении”, а в 1693 г. - “Мысль о воспитании”. В 1695 г.появилась его работа “Разумность христианства”. В “Посланиях о веротерпимости” и “Разумности христианства” он отстаиваетидею отделения церкви от государства. В поход против Локка выступили и церковники, и многие Оксфордскиепреподаватели, и представители идеалистического философского течения. В1703 г. за год до смерти (28 октября 1704 г.) он узнает о полном драматизмасражении в стенах Оксфордского университета: о борьбе реакционныхпреподавателей за официальное изъятие его “Опыта” из учебных программуниверситета. Обзор педагогического наследия Джона Локка. Большой заслугой Локка как философа была разработка идеи опытногопроисхождения человеческого знания. Категорический отказ от традиционнойточки зрения на врождённость человеческих идей и представлений, защитасенсуалистической теории познания, большое внимание к эмпирическойпсихологии позволили Локку разработать интересную педагогическую систему,оказавшую очень большое влияние на дальнейшее развитие буржуазнойпедагогики. Отрицая врождённость идей, Локк очень высоко оценивал роль воспитания,которое должно подготовить человека к жизни. Характерная особенностьпедагогической теории Локка-утилитаризм: руководящим принципом воспитанияон считал принцип полезности. Отсюда у него большое внимание к физическомуразвитию детей, забота об укреплении их здоровья. Так как Локк имел в видувоспитание джентльмена, он большое значение придавал выработке изящныхманер, навыков вежливого поведения. Главной задачей нравственноговоспитания Локк считал выработку твёрдой воли, умение сдерживать неразумныежелания. Воспитание должно приучать человека управлять собой. Обучение, по Локку, должно иметь в виду нужды будущей практическойдеятельности воспитанника. Поэтому он выступал резко против традиционногоклассического образования, защищая реальное образование, вооружающееполезными знаниями: новые языки, география, законоведение, бухгалтерия ит.п. Он считал, что обучение должно опираться на интерес и любознательностьдетей, что способствует развитию у них самостоятельного мышления. Приобучении не должны применяться наказания. Однако можно утверждать, что в понимании задач образования Д. Локк далёкот узкого практицизма, утилитаризма. Его воспитанник должен был быть нетолько подготовлен к успешному ведению практических дел, но и сознаватьсвою гражданскую ответственность, быть приспособлен к “добродетельнойжизни”, проявлять интерес к изучению того, в чём он может быть полезенсвоей стране. Образование выступает таким образом и в качестве средстваразвития важнейших гражданских, нравственных качеств личности. Педагогика Джона Локка носила практикоориентированный характер. Его теориябыла тесно связана с переменами, происходившими в обществе. Локк был сыномсвоего века и отразил в своих исканиях его глубокие противоречия исостояние наук. По замечанию Ф. Энгельса, “Локк был в религии, как и вполитике, сыном классового компромисса 1668 года”, которым завершиласьанглийская буржуазная революция. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний. Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблемупроисхождения идей. Там, где нет идей, нет и знаний. ”Если спросят меня,когда же человек начинает иметь идеи, то верный ответ, на мой взгляд,будет: Когда он впервые получает ощущение ”. Чувственное знание выступает у Локка как неотъемлемый компонент опыта. Вэтом смысле сенсуалистическое положение “Все знания происходят из ощущений”вполне согласуется у него с положением “Все знания приобретаются из опыта”.”Откуда же получает весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаюодним словом: из опыта. На опыте основывается всё наше знание, от него, вконце концов, он происходит”.(5,1,154) Синтез способности чувственного отражения материального мира с другимипознавательными способностями Локк осуществляет, признавая наряду свнешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация овнешнем мире, опыт внутренний, рефлексию: ”Наше наблюдение, направленноеими на внутренние действия нашего ума, которые мы сами воспринимаем и окоторых мы сами размышляем, доставляет нашему разуму весь материалмышления”. Таким образом, согласно Локку, опыт имеет как бы 2 измерения: чувственное,обращённое на внешний мир, и рациональное, направленное на самупознавательную деятельность. Локк понимал под опытом совокупность всего того, с чем человек имеет дело“непосредственно на протяжении всей своей жизни”. “В опыте заключается всё наше знание, от него, в конце концов, онопроисходит” (стр.79).Выдвигая это положение, Локк рассматриваетчеловеческое сознание-“душу» - при рождении человека, т.е. до того как онасможет располагать данными опыта, как некую пассивную, но способную квосприятию среду. Чтобы яснее показать, что он имеет в виду, Локкупотребляет образные сравнения: “чистый лист белой бумаги”, а в латинскомпереводе своей книги – “выскобленная доска”(tabula rasa).По мнению Локка,содержание опыта – это, прежде всего ощущения, поступающие от органовчувств и доказывающие ”существование внешних вещей”. При этом Локк считает, что усложнение психики ребёнка находится в прямойзависимости от его органов чувств. Заметим, что из учения Локка о ролиопыта вытекали важные результаты для детской педагогики: необходимостьучитывать индивидуальные особенности в развитии детей, принцип наглядностиобучения и пр. Эмпирико-сенсуалистическая концепция познания послужила теоретико-методологической основой для разработки Локком положения о том, чтоискусство сенсорного чувственного восприятия является делом опыта ипривычки и что поэтому от воспитания и обстоятельств жизни зависит всёразвитие человека. Как мы видим, ведущую роль в теории Локка играет понятие опыта и проблемапроисхождения человеческих идей. Если рассматривать эту концепцию вконтексте времени, то становится понятны причины, по которым Локк такподробно остановился на разработке этих идей. На дворе стояла втораяполовина 17 века. Эпоха Средневековья сменялась Новым временем. Стараясхоластическая система образования не выдерживала испытание временем.Требовался “новый” человек. Идеалом новой эпохи становился предприниматель,делец, человек действия. Соответственно и педагогическая система должнабыла измениться, превратиться из схоластической в практикоориентированную,дающую знания необходимые для жизни. Подобную систему и попыталсяразработать Джон Локк. В условиях нового времени огромное значение приобретает опыт. По Локку,знания и идеи получаются из опыта, который, в свою очередь, происходит изощущений. Отсюда следует, что человек с самого раннего возраста должен бытьчем-то заинтересован, занят какой-либо деятельностью. Нужно всяческипоощрять и развивать любопытство ребёнка, его любознательность.”Любознательность в детях нужно так же заботливо поощрять, как другиежелания подавлять”(№108 “Мысли о воспитании”). Подобный подход к воспитаниюпонятен, если учесть, что решающую роль в формировании опыта и знаний Локкотводил органам чувств, а потому, чем больше ребёнок будет слышать, видеть,ощущать, тем более опытным, а, следовательно, более умным он будет.Подобный взгляд, по моему мнению, достаточно спорен. Конечно, нельзя несогласиться с тем, что опыт приносит огромную пользу, а также отрицатьнеобходимость практикоориентированных знаний, однако я считаю, что изучениеклассических языков и наук, не связанных так или иначе с насущнымипотребностями человека, также необходимо, так как это развивает мышление иделает человека широко эрудированным во многих областях. В данном вопросея согласен с П. Ф. Каптеревым, который писал, что одна наука “вытекает” издругой и изучение, например, латинского языка позволяет впоследствии сгораздо большим успехом изучить современные языки, так как латинский языкявляется прародителем многих европейских языков. Однако справедливости радивсё же хочу отметить, что на тот период времени, подход Джона Локка, на мойвзгляд, являлся наиболее верным, так как старая система образования былаперегружена схоластическими дисциплинами. А теперь рассмотрим, вскользь упоминавшееся выше, понятие tabula rasa.Идея о том, что человек с рождения представляет собой “чистую доску” накоторой можно ”написать” всё, что угодно, является утопией, фикцией. Вотчто говорит по этому поводу Г.А. Зайченко в своей книге “Джон Локк”. О своём методе объяснения происхождения человеческих знаний из чувств Локкговорит как об “историческом”(5,1,91). Однако принцип Локковскогоисторизма – своеобразная теоретико-познавательная робинзонада. Проблема развития сознания индивида – это проблема становления единичногокак элемента, детерминированного становлением, развитием и достигнутымуровнем всеобщего родового сознания человечества, которое может бытьисследовано только в контексте общественно-производственной практики иносит исторический характер. Когда же Локк прослеживает в отдельноминдивидууме возникновение и развитие познавательных способностей изчувственного опыта, он полагает, что имеет дело с человеческим познанием вцелом, которое как в капле воды отражается в его отдельном атоме, вединичном человеке. Конечно, исторический характер развития человеческогоразума в такой же мере ускользал и от внимания рационалистов. Норационализм в неявной форме обладал одним из ключей к пониманиюисторического характера человеческого знания. Этим ключом былорационалистическое истолкование общего и необходимого в достоверном знании.Рационалисты хорошо знали, что в реальном познавательном процессе общиепонятия, независимые от изменчивого чувственного опыта, дедукции из общихпонятий, служат эффективным средством анализа материала чувственного,опытного. Рационализм открывал возможность рассматривать историючеловеческого разума не просто как историю индивидуального накоплениячувственного опытного материала, который преобразуется и кристаллизируетсяв рациональные формы объяснения мира. История человеческого разума – это иистория того, как унаследованные от предыдущих эпох рациональные формы итеоретическое содержание значения активно влияют на становление иосмысление чувственного опыта новых поколений, и история того, как оникомбинируются с новыми формами и теоретическим содержанием, совместнодетерминируя особенности чувственного отражения действительности. Междуtabula rasa до рождения человека и первыми шагами в становлении егоспособности чувственного отражения вторгается такой элемент, как социально-историческая и интеллектуальная детерминация тех или иных форм и путей, покаким пойдёт развитие чувств, опыта индивидуума. И поэтому даже развитиесознания не начинается с tabula rasa. Именно в этом смысле оправдановозражение Локку со стороны Лейбница: “Эта чистая доска, о которой столькоговорят, представляет, по-моему, лишь фикцию, не существующую вовсе вприроде и имеющую своим источником несовершенные понятияфилософов”(30,2,110). Изначальное естественное равенство всех детей, ум которых от рождения –“незаполненный чистый лист”, неизбежно нарушается в силу существующегонеравенства индивидуальных способностей, различной степени прилежания исопутствующих им внешних обстоятельств. Всё это, по схеме Локка, приводит ктому, что люди добиваются разных успехов и приобретают имущество “разныхразмеров”. Таким образом, имущественное и социальное неравенство людейстановится как бы “естественным явлением”. Впоследствии Локк внёс некоторые корректировки в свою теорию.Примечательно, что в работе “ О воспитании разума ” Локк внёс в трактовкуtabula rasa уточнения и исправления, в соответствии с которыми “чистаядоска” оказывается не такой уж ”чистой”. Он подчёркивал различие задатков,которые “природа закладывает в нас ”(3,235). О том, что человеческая душаизначально не “чистая доска”, на которой опыт и воспитание могут наноситьлюбые письмена, свидетельствует, по Локку, и разнообразие человеческихрассудков: ”…природные конституции людей создают в этом отношении такиеширокие различия между ними, что и искусство и усердие никогда не бывают всостоянии эти различия преодолеть”(5,2,203). Немалую роль играют и различияв “природном темпераменте”. Как мы можем видеть, Локк всё же признал роль врождённых задатков ввоспитании. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка. Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицаниемим врождённых идей и норм морали. ”Естественный моральный закон”,выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, котороедолжно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности исвободному пользованию своей собственностью. Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение идеи Богатребованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смыслдолжен служить регулятором поведения человека. В самоограничении исамодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения иуправления человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этомнравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним,они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтомузадача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению всебе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главнойцели воспитания. Д. Локк расширил представления о педагогических средствах, рассмотрев нетолько методы обучения, но и методы нравственного воздействия. Он обращалвнимание на зависимость поведения от мотивов, этих “могущественных стимуловдуши”, и попытался выявить механизм, управляющий ими. Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идеюнаглядности обучения и к практике нравственного воспитания, Локкрекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следуетпоступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия,закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этимрациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качествеважнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использоватьдля закрепления положительного опыта поведения повторные нравственныедействия. Искусство воспитания, по Локку, состоит в использовании каждогоблагоприятного случая для создания специальных ситуаций, побуждающихребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку. Методику выработки у ребёнка опыта нравственного поведения Локк связывал сразвитием его нравственного сознания, без чего возможность полноценногонравственного становления личности представлялась ему немыслимой. Вкачестве важнейшего метода нравственного воздействия он рекомендовалубеждение, обращая внимание на то, что дети хорошо воспринимают доступныеих уровню понимания доводы воспитателя, чувствительны к одобрению илипорицанию, усваивают наглядные примеры поведения со стороны взрослых и т.д.“Однако самый простой и лёгкий и вместе с тем самый эффективный способвоспитания детей и формирования их внешнего поведения заключается в том,чтобы показывать им на наглядных примерах, как им следует поступать и чегоони должны избегать”(№82). В “Мыслях о воспитании” Локк даёт некоторые практические советы о том, каквоспитать в детях щедрость, доброту и чувство справедливости. “Дети,живущие вместе, часто спорят из-за господства, из-за того, кому из нихкомандовать над остальными. Кто бы ни начал этот спор, спор обязательноследует пресекать. Мало того, надо учить их относиться друг к другу свеличайшей уступчивостью, снисхождением и корректностью”(№109). ”Чтокасается обладания и владения вещами, то учите детей легко и свободноделиться со своими друзьями тем, что у них есть. Нужно очень внимательноследить за тем, чтобы они (дети) не нарушали правил справедливости: нужновсякий раз, когда дети так поступают, исправлять их, а когда есть для этогооснование, и строго взыскивать”(№110). Достаточно показательно в этом планеи мнение Локка относительно подарков. ”Подарки, которые принято делатьдетям родителей с солидным общественным положением в целях угождения,причиняют малюткам большой вред. Это развивает в последних гордость,тщеславие и жадность чуть ли не ранее, чем они научатся говорить”(№130). Как мы видим, многие положения теории Локка были актуальны и прогрессивныне только в прошлом. И на сегодняшний день многие педагогические проблемывсё также остры, а потому все вышеперечисленные советы могут с успехомприменяться современными педагогами и родителями, что поможет им избежатьмногих проблем воспитания.Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка. Большое внимание в педагогике Локка уделялось физическому воспитаниюдетей. Физическое развитие будущего джентльмена стояло у Локка едва ли нена первом месте. Нам становится понятнее этот подход, если мы вспомним вкаком времени жил Локк. Огромный экономический потенциал новых, недавноосвоенных, земель, невысокий уровень развития транспорта и непривычные,часто экстремальные климатические условия требовали от предпринимателяогромной физической выносливости, ведь предприниматель должен был многоездить по свету, испытывая в дороге всевозможные лишения и трудности.Требования времени опять-таки, как в зеркале, отразились в педагогическойсистеме Локка. “Насколько здоровье необходимо нам для профессиональнойдеятельности и счастья, и насколько каждому кто желает играть какую-либороль в мире нужна крепкая конституция, способная переносить лишения иусталость, слишком ясно, чтобы требовались какие-либо доказательства ”(№3).Показательно в этом отношении и требование Локка в отношении постели.”Постель ребёнка должна быть жёсткой и стёганое одеяло лучше перины,жёсткое ложе укрепляет члены, в то время как зарывание каждую ночь в периныизнеживает и расслабляет тело и часто является причиной слабости ипредтечей ранней могилы. Далее, тот, кто привык спать дома на жёстком ложе,не будет страдать бессонницей во время своих путешествий”(№22). Подобныеслова говорятся и в отношении закаливания. Оно должно было начинаться ссамого раннего детства, чтобы тело ребёнка привыкло к действиюнеблагоприятных температур. ”Первое, о чём следует заботиться – это чтобыдети ни зимою, ни летом не одевались и не прикрывались слишком легко”. К этому же пункту, на мой взгляд, можно отнести также требования Локка вотношении пищи ребёнка. ”Что касается пищи, то она должна быть совсемобыкновенной и простой. На завтрак и ужин очень полезно давать детяммолоко, молочный суп, кашу на воде, овсянку и целый ряд блюд, которыепринято готовить в Англии; нужно только заботиться о том, чтобы все этиблюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром,а ещё лучше совсем без него. Особенно же тщательно следует избегать всякихпряностей и других вещей, которые могут горячить кровь. Следует такжеумеренно солить их пищу и не приучать их к сильно приправленнымблюдам”(№13,14). Из этих наставлений следует, что Локк хотел, чтобы ребёнокв будущем был неприхотлив в еде, и отсутствие пряностей или изысканногоблюда не отражалось бы на его самочувствии и воспринималось им как должное.Этот пункт, как и все остальные выше перечисленные, ориентирован надлительные путешествия и связанные с ним лишения, которые волей-неволейпришлось бы перенести юному джентльмену. Локк также много говорил о пользе ремесла. Ремесло, по его мнению, быловажным составляющим воспитания. Благодаря ремеслу юноша развивалсяфизически, а также занимал своё свободное время, что ограждало молодогочеловека от дурных влияний. Однако этот аспект воспитания не носит явнойориентации на будущую жизнь воспитанника, он скорее выступает в качествехобби, которое должно благотворно влиять на будущего джентльмена. Введениеэлемента хобби в педагогическую систему, на мой взгляд, значительномодернизирует её, так как увлечённый чем-то ребёнок действительно гораздотруднее поддаётся дурным влияниям, чем ничем не заинтересованный человек.Не могу не упомянуть о том, что в нашей стране этот аспект стал чрезвычайноважным, когда с разрушением организованного досуга молодёжи возрослапреступность среди несовершеннолетних. А, следовательно, опять же хочуподчеркнуть, что многие положения педагогической системы Локка актуальны исегодня. Дисциплина. Следующий аспект педагогической системы Локка, которую я хотел бызатронуть – это дисциплина. Локк придавал ей большое значение. “С раннеговозраста молодого человека следует приучать к дисциплине, так как свозрастом маленькие пороки вырастают в большие, а затем родители жалуются,что вода, источник которой они сами отравили, имеет горький вкус”(№38).Родители должны приучать своё дитя к послушанию. ”Итак, кто ставит своеюцелью всегда управлять своими детьми, тот должен начинать это, пока те ещёочень малы, и следить за тем, чтобы они полностью подчинялись воле своихродителей”(№40). ”Страх и почтительность должны дать вам первую власть надих душами, а любовь и дружба должны закрепить её ”(№42). Однако, несмотряна столь суровые, на первый взгляд методы воспитания, Локк был противпобоев. “Этот метод исправления естественно порождает в ребёнке отвращениек тому, что воспитатель должен заставить его полюбить”(№49). Как мы видим,послушание юного джентльмена воле родителей играет у Локка очень важнуюроль. Однако подобный подход может толковаться двояко. С одной стороны, нетникаких сомнений в том, что надо слушаться родителей, ведь они, какправило, желают только лучшего, но бывает и так, что родители часто неучитывают желаний самого ребёнка, давая ему то, что, по их мнению, ребёнокзнать и уметь, а не то, что ему действительно нужно и интересно. Иполучается так, что интересы ребёнка мало учитываются или не учитываютсявовсе. Воспитание получается, по сути, односторонним. Подобный авторитарныйстиль, на мой взгляд, логически вытекает из понятия tabula rasa, гдеребёнок рассматривается как пассивная, но способная к восприятию среда.Ребёнок выступает в роли своеобразной “губки”, которую нужно “пропитать”знаниями. Подобный авторитаризм понятен, ведь педагогика Джона Локка – этопедагогика переходного периода, а значит, наряду с прогрессивными чертами,она ещё подвержена некоторым влияниям и стереотипам старой школы. Однакоогромным шагом вперёд, по сравнению со старой школой, был отказ от побоев.Если мы вспомним Средние века, то розга была обычным предметом в класснойкомнате. Да и много позже во многих школах физические наказания детей былив порядке вещей, а потому ещё раз хочется отметить несомненно прогрессивныйподход к воспитанию, разработанный Локком. Домашнее обучение. Следующим аспектом педагогической системы Локка, на который я бы хотелобратить внимание, является то, что юноша должен был получать образованиедома, быть с самого раннего детства под присмотром одного единственноговоспитателя, который, по сути дела, становился практически членом семьи.Вот, что говорит Локк об учёбе в школе: ”Я не могу спокойно думать о том,что молодого джентльмена считают необходимым втолкнуть в общее стадо изатем погонять его розгой и плёткой из класса в класс, как бы сквозь строй,чтобы он приобрёл “интеллектуальную культуру”(№147). Что ж на тот периодвремени подобный подход являлся обоснованным. Школа той эпохи не сколькоразвивала, сколько подавляла и уничтожала у ребёнка тягу к знаниям,стремление к учёбе. Действительно, как уже упоминалось выше, системаобразования была схоластической, а розга свободно гуляла по спинамвоспитанников. При таком подходе к образованию, вместо умного, энергичногои любознательного человека, мы получали забитого и равнодушного индивида,обладающего ворохом ненужных, зазубренных аксиом. Возможно, что это иподходило для Средневековья, с его идеологией подавления всяческих свобод иинакомыслия, однако в Новом времени подобная система уже не удовлетворялазапросов общества, а потому Локк настоятельно рекомендовал родителямвоспитывать своих детей дома. Однако не только устаревшая системаобразования не устраивала Локка. Он считал, что в школе толпа дурновоспитанных детей, “стадо”, будет плохо влиять на молодого джентльмена. Проблему домашнего образования можно толковать двояко. С одной стороны,роль воспитания значительно упрощается, ведь мы исключили из развитияребёнка такой сильнодействующий фактор, как неблагоприятное влияние среды.В итоге получаются идеальные условия для процесса обучения. Молодой человеквидит лишь то, что должен видеть, знает лишь то, что должен знать.Получается своеобразный “идеальный” продукт воспитания. Однако данный подход обладает также рядом минусов. Во-первых, эффектновизны какого-либо порока, встреченного молодым человеком в жизни, можетперевесить всё воспитание, полученное дома от педагога. Во-вторых, общениесо сверстниками – это своеобразная “школа жизни”, и часто она оказываетсяэффективнее всех книжных истин. Нельзя не согласиться с тем, что группадурно воспитанных людей часто плохо влияет на отдельную личность, новоспитатель должен это учитывать и воспитывать в ребёнке чувствособственной неповторимости, индивидуальности. Ребёнку также можетпригодиться общение с дурно воспитанными людьми, так как это научит егокоммуникабельности, умению найти общий язык с представителями самых разныхсословий, а это обязательно пригодится человеку в будущем. На мой взгляд,подобный подход к воспитанию имеет более практикоориентированный характер,а Локк просто выбрал более лёгкий путь для воспитания и воспитателя. Требования к учителю. Образование народа. Если воспитание проводилось дома и осуществлялось лишь одним учителем,то, следовательно, и требования, предъявляемые к преподавателю, былидостаточно высоки. Учитель должен был обладать широкими и глубокимизнаниями в самых разных областях, кроме того, он должен был являть собойпример нравственности, а также являться другом ребёнка и искренне еголюбить. ”Бесцельно со стороны воспитателя говорить об обуздании страстей,если он даёт волю какой-либо собственной страсти; и бесплодными будут егостарания искоренить в своём воспитаннике порок или непристойную черту,которые он допускает в себе самом”(№89). “Ищите человека, который знал бы,как можно сформировать характер мальчика; отдайте его в такие руки, которыесмогут, в пределе возможного, охранить его невинность, любовно поддерживатьи развивать в нём хорошие начала, мягкими приёмами исправлять и искоренятьвсе дурные наклонности и привить ему хорошие привычки”(№147). Отвергаяцарившую в современной ему школе догматику и зубрёжку, он предлагалиспользовать методы обучения, названные им мягкими, ориентированные наразвитие интересов и положительных эмоций детей, их активности. Д. Локкрекомендовал пользоваться в процессе обучения, где возможно, игровымиприёмами, применять наглядность, практически закреплять приобретённыезнания и т.д. Лишь опираясь на естественные склонности детей, не подавляя ине превращая занятия в бремя, педагог может руководить обучением.Следовательно, воспитатель должен был также быть тонким психологом и уметьвыявлять и развивать способности и наклонности ребёнка. Как мы можем видеть, требования достаточно жёсткие и я не думаю, чтонашлось бы много учителей, соответствовавших требованиям Локка. В этом, намой взгляд, и заключается главный минус педагогической системы Локка.Хорошее и качественное образование смогут получать лишь единицы избранных,остальные либо не будут получать его вовсе, либо будут вынужденыпользоваться услугами мошенников, выдающих себя за “учёных”. Педагогическаясистема Локка ориентирована на небольшой круг богатой верхушки, тех, ктосможет позволить себе индивидуального учителя, обладающего всеми вышеперечисленными качествами. Подобный подход опять-таки отразил эпоху Локка. В те дни образование моглиполучать лишь избранные, о народе в то время мало заботились. Простые людив лучшем случае обучались лишь элементарному знанию письма и чтения, нобуржуазная революция привела к тому, что обществу в больших количествахпотребовались промышленные рабочие. Эта проблема отразилась и в педагогикеЛокка. К вопросу о социальном значении детского труда Д. Локк обратился всоставленной им записке к проекту закона о бедных “Рабочие школы” (1696). Вэтой записке Локк предлагал создавать в каждой общине воспитательныеучреждения, предназначенные для детей бедноты от 3 до 14 лет, своего родасоединение дошкольных учреждений и элементарных школ. Обучаясь здесьначалам ремёсел, распространённых в данной местности, дети должны былиприучаться к трудолюбию и благонравному поведению и заодно возмещатьиздержки своего содержания. Этот составленный Локком документ не былпринят, предложение об учреждении в каждой общине школы для неимущих былопо тому времени смелым: закон о начальном обучении всех детей появился вАнглии лишь в последней трети 19 в. При таком подходе неизбежно возникал своеобразный ”дуализм” буржуазноговоспитания, описанный, в частности, в работах П.П. Блонского. Не зря вначале своей работы я упоминал, что Локк был сыном своего времени, и этоещё раз проявилось в его системе образования народа. Подобный подход квоспитанию, нам, современным людям, кажется сильно отсталым инесовершенным. Но не следует забывать, что на то время, предложение Локкаотносительно народа было как раз прогрессивным. Люди получали хоть какие-тознания, обучались чтению и письму. Для сравнения скажу, что в нашей странедо самого 1917 года неграмотность среди рабочих и крестьян была обычнымявлениям. Хотя, конечно же, подобный подход к образованию народа далёк отгуманизма и ориентирован лишь на создание рабочих, а не на воспитаниеэрудированных и образованных людей, способных занимать высокие посты. Струдом верится, что один и тот же человек мог создать столь разныепедагогические системы. Однако опять же повторюсь, что педагогика ДжонаЛокка явилась отражением сложного переходного периода от феодализма ккапитализму и наряду с прогрессивными чертами нового времени содержитнедостатки старого. Влияние идей Д. Локка на Ж.Ж. Руссо. Философские, социально-политические и педагогические идеи Локка составилицелую эпоху в становлении педагогической науки. Его мысли были развиты иобогащены передовыми мыслителями Франции 18в., а в частности на Ж.Ж. Руссо.Рассмотрим сходства этих двух систем. Прежде всего, и у Локка, и у Руссоогромное значение имеет понятие опыта и проблема сенсорного чувственноговосприятия. Оба этих педагога придавали им огромное значение в воспитании.И Локк, и Руссо считали, что обучение ребёнка должно быть, по возможности,максимально наглядным и основываться на примерах. “Наглядно ознакомляяребёнка с произведениями природы и искусства, возбуждая еголюбознательность и следуя за ним, куда его влечёт, мы имеем возможностьизучить его вкусы, наклонности стремления и подметить первый проблеск егодарования, если у него действительно есть дарование” (Руссо). Они оба были за домашнее обучение под присмотром одного педагога. Обахотели сделать своих воспитанников выносливыми и неприхотливыми. “Думатьтолько о том, как бы уберечь своего ребёнка недостаточно; нужно научить,чтоб он умел сохранять себя, когда станет взрослым, выносить удары рока инищету”(Руссо). Следует также заметить, что Локк заложил основы концепции свободноговоспитания, разработанные затем Руссо. “Ни один предмет, который они (дети)должны изучить не следует превращать в бремя для них или навязывать им какнечто обязательное”(Локк, №73). “Не нужно принуждать ребёнка оставаться наместе, когда ему хочется ходить, или заставлять ходить, когда ему хочетсяоставаться на месте. Если свобода детей не искажена по нашей вине, они незахотят ничего бесполезного” (Руссо). Как мы видим, эти высказывания оченьсозвучны. И Руссо, и Локк были против давления на ребёнка. Оба признавализа ребёнком право самому выбирать, когда ему интересно заниматься и чем,хотя Руссо шагнул, конечно же, дальше Локка в этом отношении. Локк считал, что на первых этапах обучения ребёнок должен получить ясныепредставления о реальных вещах и явлениях, что явится основой дляпоследующего развития логического мышления. В трактате “Об управлениичеловеческим разумом” (1706), опубликованном уже после его смерти, Д. Локкпредлагал специальные приёмы и способы формирования суждений, развитиямышления: каждый факт связывать с общим положением, учить видеть всовокупности все данные опыта (единство целого и части), не допускать какой-либо иной комбинации идей (аналогия, ассоциация), кроме той, котораявытекает из природы самих вещей и т.д. И сегодня не утратили своегозначения мысли Д. Локка о том, что умение рассуждать делает ум способнымсамостоятельно приобретать знания. Руссо тоже считал, что ребёнок долженполучить реальные представления о вещах и изучить предмет в совокупностивсех его свойств и качеств. Например, если ребёнок хотел узнать что-то,скажем, о бумаге, педагог должен был рассказать о ней всесторонне, т.е. еёисторию, состав, технологию изготовления и т.д. (конечно в пределахпонимания ребёнка). Огромное значение Руссо придавал также формированиюспособности самому приобретать знания в случае необходимости. “Цель моя -не знания дать ему (ребёнку), но научить его приобретать в случае нужды этознание, ценить его как раз во столько, сколько оно стоит, и любить истинувыше всего”. Как мы можем видеть из всего вышеперечисленного, идеи Локка во многомявились основой для педагогической системы Руссо, но наряду с этим, Руссобыл во многом не согласен с Локком, о чём он прямо говорит в своей книге“Эмиль или о воспитании”, поэтому не следует всё же переоценивать рольЛокка в системе воспитания Руссо, хотя, несомненно, он оказал на неёбольшое влияние. Это опять же подчёркивает то, что педагогика Д. Локка былапедагогикой переходного периода не только в плане смены одной эпохи надругую, но и а плане замещения старых методов воспитания новыми. Заключение. В заключении данной темы я бы хотел сказать, что педагогика Джона Локкадостаточно противоречива и тут уместно вспомнить слова упоминавшегося вышеП.П. Блонского. ”Буржуазная педагогика не может разрешить проблемувсестороннего развития каждого члена общества, своё внимание онасосредотачивает на отдельном ребёнке, изучая его вне социальной среды. Поэтой причине она бессильна воздвигнуть здание педагогики как научнойсистемы. Ей под силу разработка лишь отдельных вопросов”. Подобные слова,на мой взгляд, как нельзя лучше подходят к педагогике Д.Локка. Ребёнок,действительно рассматривался вне социальной среды, а всё внимание педагогабыло направлено только на одного ребёнка, что попросту невыполнимо в нашидни, когда получать образование могут дети всех слоёв населения. Но наряду с этими важными в наши дни недостатками, педагогика Д. Локка,несомненно, заслуживает самого пристального внимания. По-прежнему актуальныего советы относительно нравственного и физического воспитания ребёнка. По-прежнему достаточно свежо звучат его советы относительно методов выработкиу ребёнка интереса к предмету и способы преподавания, в частности принципнаглядности обучения, его ненавязчивости и т.п. Однако из-за перечисленныхвыше недостатков, многие положения педагогической системы Локка просто несмогут быть выполнены современными учителями, а потому больше подойдутродителям для семейного воспитания. Принципы воспитания Д. Локка оказала огромное влияние на педагогику. Егоработы повлияли на многих талантливых педагогов будущего, таких какПесталоцци или Руссо. Его правила воспитания достаточно универсальны имогут быть использованы практически всеми. Не зря в предисловии к книге “Д.Локк” Н.Н. Поповский (ученик и последователь М.В. Ломоносова, один изпервых профессоров Московского Университета) счёл необходимым обратиться кчитателю с весьма знаменательной рекомендацией: хотя Д. Локк рассуждаетздесь только о воспитании детей из знатных семей, однако и незнатные могутпользоваться теми же правилами. Подытоживая всё выше сказанное, можно смело утверждать, что Д.Локкоставил глубокий след в мировой педагогике и дал ей огромный толчок вразвитии. Список литературы. 1. Локк Дж. “Мысли о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981, с.163-195 2. Зайченко Г.А. “Локк. Очерк творчества”. – М., 1973 3. Нарский И.С. “Философия Д.Локка” – М., 1960 4. Руссо Ж.Ж. “Эмиль или о воспитании”/Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М.,1981 с.203-238 5. Пискунов А.И. “История педагогики”/часть 2 М.,1997 с.33-39 6. Шабаева М.Ф. ”Педагогическая теория Д. Локка” 7. Век Просвещения. – М. – Париж, 1970 8. Блонский П.П. “Избранные педагогические и психологические сочинения”. Под редакцией А.В. Петровского М., Педагогика 1979 РЕФЕРАТ . ПО ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. НА ТЕМУ: Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода. [pic] Составил Галиакберов Руслан гр.1011 План: 1. Биография. 2. Обзор педагогического наследия Джона Локка 3. Понятие опыта и проблема происхождения человеческих знаний 4. Роль нравственного воспитания в педагогике Джона Локка 5. Роль физического воспитания в педагогике Джона Локка 6. Дисциплина 7. Домашнее обучение 8. Требования к учителю. Образование народа 9. Влияние идей Дж. Локка на Ж.Ж. Руссо10. Заключение




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconПроанализировать биографию Джона Локка, в какое время он жил
...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconПрограмма по дисциплине «Коррекционная педагогика» Специальность «050711. 65 социальная педагогика»
Изучение курса завершается экзаменом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Педагогика (коррекционная педагогика с основами специальной...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconВопросык зачету по курсу «Социальная педагогика и педагогика межнационального общения» для студентов фф (стационар, озо)
Социальная педагогика как наука, практика и учебный предмет. Междисциплинарный и интегративный характер социальной педагогики, ее...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода icon1. Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Педагогика
Педагогика – 1 особая сфера человеческой деятельности, связанная с передачей молодому поколению всего человеческого опыта, сохранение...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconВопросык экзамену по курсу «Общая и профессиональная педагогика» для студентов 3 курса хгф (дизайн)
Педагогика как наука. Человек как объект и субъект воспитания. Источники и факторы развития личности
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconРабочая программа дисциплины психология и педагогика
Дисциплина «Психология и педагогика» обеспечивает подготовку к таким видам профессиональной деятельности, как
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconПрограмма по дисциплине «педагогика (Теория обучения)» Специальность «050711. 65 социальная педагогика»
Изучение курса завершается зачётом. Отдельные разделы и темы дисциплины «Педагогика (Теория обучения)» выносятся на государственную...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconПрограмма государственного экзамена «теория, история и методика социальной педагогики»
Педагогика (магистерская программа Социальная педагогика), одобренного учебно-методическим советом по направлению Педагогика и утвержденного...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода icon«политология» Курс по выбору Программа дисциплины
Педагогика и методика начального обучения», «050703 – Дошкольная педагогика и психология», «050711 – Социальная педагогика», «050102...
Педагогика Джона Локка как педагогика переходного периода iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Социальная педагогика»
Социальная педагогика как отрасль научного знания. Объект и предмет социальной педагогики
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы