Т. В. Незговорова icon

Т. В. Незговорова



НазваниеТ. В. Незговорова
Дата конвертации17.08.2012
Размер242.28 Kb.
ТипУрок
скачать >>>
1. /Грин, Заболоцкий, Распутин.docТ. В. Незговорова







Т.В.Незговорова,

учитель русского языка и литературы

Многопрофильного университетского лицея

г. Димитровграда Ульяновской области





Формирование готовности к самоопределению на уроках литературы в 6 классе.

Из опыта работы


Вопрос о качестве образования всегда актуален. По утверждению многих ученых и педагогов в современной школе одним из главных показателей качества образования является личностное развитие учащихся.

Анализ современных педагогических исследований и практика отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме самоопределения и самореализации личности. Автором разработана программа «Формирование у школьников готовности к самоопределению на уроках литературы в 8 классе», где подробно описаны многие приемы и методы работы на уроках, направленные на личностное развитие учащихся.

Цель формирования готовности к самоопределению близка литературному образованию: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей. Изучение литературы предполагает постоянное рефлексирование учащихся: как бы я повел себя в той или иной ситуации; сопоставление с героями произведения, анализ эпизодов, ставящих учащихся в ситуацию выбора, раздумья над поставленными писателем проблемами.

На примере трех уроков литературы, проведенных в 6 классе, автор показывает практическое применение методов, направленных на формирование готовности к самоопределению для данной возрастной группы: работа индивидуальная, в парах и группах, поисковая деятельность, инсценирование, формы качественного и количественного анализа результатов.

Такие уроки ориентируют учащихся в системе общечеловеческих ценностей, помогают определиться в нравственных категориях, предоставляют учащимся свободу выбора (вариативность домашнего задания, разные виды деятельности в группе и т.д.), предполагают оценку собственных сил и возможностей на уроке и на этапе подготовки к нему.

Урок внеклассного чтения. Свет надежды. ( По рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)


По типу – урок-размышление. По форме - комбинированный урок.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с творчеством А.Грина, проанализировать рассказ «Зеленая лампа». Создать условия для формирования у подростков интереса к чтению произведений А.Грина, для рождения вопросов о смысле жизни.


  2. Поощрение и обеспечение самостоятельности.

  3. Вовлечение учащихся в процесс самостоятельного поиска и открытия знаний.

  4. Развитие и поощрение интереса учащихся к себе.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали три группы (ситуация выбора):

1. Оформители. Находят реквизит и рисуют иллюстрации; составляют «библиотечную карту» (что прочитали и сколько человек), собирают отзывы о прочитанном и определяют самых активных читателей произведений А.Грина.

2. Библиографы. Группа создает литературный журнал по творчеству А.Грина и презентацию. В журнале должны быть отражены жизнь и творчество А.Грина, высказывания и воспоминания о нем других писателей, гриновская география и Гринландия

3. Аналитики.

Эпиграфы к уроку:

1. Как трудно во мраке найти свой проселок, тропинку, дорогу –

Легко ошибиться, приняв за природу простые эстампы.

И, словно маяк, к нам приходит порой на подмогу

Зеленая лампа, зеленая лампа.

Г.Сипер. «Зеленая лампа»

2. Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Ю.Левитанский

3. …Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнёт чужим, и кров ваш обречен,

Послушайтесь меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьём.

Б.Чичибабин. «Памяти Грина»


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

1. Портреты А.Грина, иллюстрации к произведениям и презентация.

2) Иллюстрации к рассказу «Зеленая лампа», выполненные учащимися.

3) Карта Гринландии.

4) Выставка книг А.Грина.

5) Настольная лампа с зеленым абажуром.

6) Каждый ученик имеет карту контроля, с которой работает в течение урока.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы урока учителем и определение цели урока учащимися.

Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительным писателем, человеком светлой мечты – Александром Степановичем Гриневским – Александром Грином – и его рассказом «Зеленая лампа», написанным 11 июля 1930 года, поразмышляем над страницами рассказа. «Имя» уроку дают учащиеся – «Свет надежды».


Целеполагание.

Запишите, какие цели вы поставите перед собой на этом уроке. (Учащиеся записывают в карте контроля каждый свою цель. Варианты: узнать больше о творчестве А.Грина, высказать свое мнение о героях рассказа «Зеленая лампа., » и др.)



  1. Знакомство с биографией писателя. Беседа. (Реализация индивидуального задания и отчет группы)

В 1985 г. Академия наук СССР назвала малую планету № 2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Грина.

Вопросы:

  1. Как вы думаете, писатель это заслужил?

Да, потому что его произведения служат путеводной звездой для многих людей, они учат мечтать и воплощать мечту в жизнь.

  1. Какие произведения А.Грина вы прочитали?

Отчет группы библиографов. Комментарий к библиотечной карте.(Например: рассказ «Зеленая лампа» прочитали все 32 человека, рассказ «Победитель» - 30 чел. и т.д.). Самый активный читатель познакомился с 15 рассказами и повестью «Алые паруса».

  1. Что вы знаете о Грине, писателе и человеке?(Реализация индивидуального задания)

Рассказ о писателе подготовлен учащимися.

А) «Человеком светлой мечты» назвал А.Грина другой замечательный русский писатель К.Г.Паустовский.

А.Грин (Александр Степанович Гриневский) – человек с тяжелой мучительной жизнью – создал в своих рассказах невероятный мир, полный заманчивых событий, прекрасных человеческих чувств и приморских праздников. Грин был суровый сказочник и поэт морских лагун и портов. Его рассказы вызывают легкое головокружение, как запах раздавленных цветов и свежие, печальные ветры.

Грин провел почти всю свою жизнь в ночлежных домах, в грошовом и непосильном труде, в нищете и недоедании. Он был матросом, грузчиком, нищим, банщиком, золотоискателем, но прежде всего – неудачником.

Взгляд его остался наивен и чист, как у мечтательного мальчика. Он не замечал настоящего и жил на облачных, веселых берегах. Грин – романтик. Его романтика проста, весела, блестяща. Она возбуждает в людях желание разнообразной жизни, полной риска и «чувства высокого», жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам. Она вызывает упрямую потребность увидеть и узнать весь земной шар, а это желание благородно и прекрасно.

Писатель верит в жизнь, добро и справедливость, в сильных духом, красивых людей. Его произведения наполнены шумом моря, свистом ветра и музыкой.

Б) Чтение наизусть стихотворения Б.Чичибабина «Памяти Грина».

  1. Посмотрите на портрет А.Грина. Запишите кратко свои впечатления об этом человеке. (Учащиеся зачитывают варианты ответов или составляют синквейн):

Александр Грин:

А) любящий жизнь и ищущий ее смысл; путешествует, переживает, сочиняет, он – рыцарь светлой мечты, романтик.

Б) Мечтающий, мужественный; искал, любил, писал, он «последний сказочник 20 века».

В) Упорный, отважный, мечтал, странствовал, писал, создал романтический мир Гринландии.

IV. Анализ рассказа «Зеленая лампа»



  1. Вы прочитали рассказ А.Грина «Зеленая лампа». Какое впечатление он произвел на вас?

  2. Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ?

Учащиеся вспоминают определения рассказа и притчи.

Рассказ – небольшое произведение прозаического характера, в котором нарисовано одно, реже – несколько событий с малым количеством действующих лиц

Притча – небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме.

Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля – как способы «завораживания» читателя должны возникнуть в нашем воображении.



  1. Что придумал для «завораживания» читателя Александр Грин?

А) Композиция зеркальная. Рассказ делится на две достаточно самостоятельные части.

Б) Многое из жизни героев мы узнаем не только от автора, но и из их рассказов о себе.

В) Отсутствует кульминация

Г) Действие рассказа переносит нас в Лондон начала 20 века на улицу Пикадилли.

Д) Само название «Зеленая лампа».

Название рассказа ассоциируется с чем?

Учащиеся составляют ассоциативный ряд.

(Уют, дом, семья, доброта, успокоенность – надежда, тайна, сигнал для людей).

Е) В произведениях А.Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Зеленая лампа»…

  1. Что вы можете сказать о главных героях рассказа? В чем видят смысл жизни Стильтон и Джон Ив?

Пересказ с элементами чтения. Характеристики героев учащиеся составляют дома, в классе дополняют из ответов товарищей.

Примерные характеристики:

Джон Ив знает, что такое труд, любит и умеет трудиться и добиваться цели в жизни. Ирландцев в Англии считали людьми «третьего сорта» и Ив просто не мог не иметь в Лондоне больших проблем с устройством. Стильтон, пресыщенный обычными развлечениями в жизни, «считал себя человеком большого воображения и хитрой фантазии», а потому не придумал ничего занятней, чем «делать из людей игрушки».



  1. К какому жизненному итогу приходят герои «Зеленой лампы»? Чем была зеленая лампа для Стильтона и чем стала для Джона? Почему А.Грин назвал рассказ «Зеленая лампа»?(Работа с текстом рассказа. Учащиеся ищут в тексте ответы на вопросы. )

Джон Ив становится врачом, успешным и обеспеченным человеком. Стильтон проигрывает свои деньги на бирже и становится нищим. Они как бы меняются местами.

Так Грин, словно факелом в ночи, высвечивает перед читателем жизненные пути, по которым можно идти и которые каждый выбирает для себя. Кому служить – дьяволу или пророку?

Обобщение учителя: Зеленая лампа не просто деталь сюжета, знак, интригующий момент развития действия, а символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, символ надежды, преодоления, символ света и добра. Зеленая лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Это многозначный, метафоричный символ.

Учащиеся составляют ассоциативный ряд к слову «свет».

(Свет солнца, свет в душе, свет надежды, свет улыбки, свет знаний…)

  1. В конце рассказа Джон Ив говорит Стильтону (а может, это Грин обращается к нам?): «А спускаясь по темной лестнице, зажигайте…хотя бы спичку». Что могут значить эти слова?

Чтобы всегда был свет надежды у каждого человека и в душе, и в жизни.

Побеждает в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей. «Прочитаешь рассказ А.Грина, и ляжет на душу добро» (Б.Ахмадулина)

Закончить фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка, а творец, если у него есть…»

  1. Почему рассказ «Зеленая лампа» можно считать притчей?

  2. Чтение наизусть стихотворения Михаила Сипера «Зеленая лампа» или исполнение песни на эти стихи. Зажигается зелёная лампа.

  1. Заключительная часть урока.

    1. Итак, мы сегодня в классе перечитали и обсудили рассказ «Зеленая лампа». Каждому из вас что-то особенно в нем запомнилось. Давайте ответим всего на три вопроса (ответы записываются в тетрадях):

А) Меня удивило…(необыкновенное воображение автора, великодушие Джона Ива, неожиданные повороты судьбы героев, приемы противопоставления. контраста, на которых построен рассказ, афористичность языка…)

Б) Меня взволновало…(жестокость человека, делающего из другого человека игрушку, способность человека преодолевать трудности и раскрывать свои способности, умение автора вселить надежду в читателя… )

В) Мне запомнились строки…

2. Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей учащихся.

Учащиеся заполняют карту контроля (в скобках приведены варианты ответов):

1. Достиг ли я цели, поставленной в начале урока?

    1. Я сегодня…(размышлял, задавал вопросы и отвечал на них, воображал, радовался…). Самооценка деятельности, оценка возможностей и способностей.

    2. Я ставлю себе оценку за работу на уроке…

Группа аналитиков собирает карты контроля, анализирует их и совместно с учителем выставляет оценки за урок.


  1. Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру. Тему учащиеся выбирают по желанию (ситуация выбора).

1. Можно ли из меня сделать игрушку?

    1. Хотели бы вы делать из людей игрушки?

    2. Как бы вы поступили на месте Джона Ива, приняв предложение Стильтона?

    3. Если я зажигаю лампу…



Урок литературы (развитие речи). Н.А. Заболоцкий. «Журавли». Анализ лирического произведения».


Тип урока – урок-практикум.


Цели урока:

1. Совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

2. Развивать речь учащихся, умение доказательно говорить, употреблять литературоведческие термины и знать их значение.

3. Прививать любовь к природе и всему живому.

4. Воздействовать на чувства читателя для формирования высоких нравственных понятий.

5. Формировать готовность к самоопределению, развивать и поощрять интерес учащихся к себе и другим.


Оборудование урока:

1. Тексты стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли».

2. План анализа поэтического текста (таблица)

3. Таблица «Художественные средства выразительности»

4.Репродукция с картины А.А.Рылова «В голубом просторе»

5. Портрет Н.А.Заболоцкого

6. Рисунки учащихся.


Эпиграфы к уроку:

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна…

Н.Заболоцкий


…Каждый пишет, как он слышит.

Каждый слышит, как он дышит.

Как он дышит, так и пишет,

Не стараясь угодить…

Б.Окуджава


Ход урока.

  1. Слово учителя о целях и задачах урока.

С целью включения учащихся в урок, учителем читаются отрывки из стихотворений Н.А.Заболоцкого «Одинокий дуб», «Журавли», «Не позволяй душе лениться» и других и задаётся вопрос.

1) Как вы полагаете, кому принадлежат эти строки?

Учащиеся без труда определяют автора этих стихотворений, т.к. к уроку им было задано познакомиться со стихотворениями поэта.

2)Какие ещё стихотворения Н.А.Заболоцкого вы читали? Какое впечатление они произвели на вас?

3) Захотелось ли вам больше узнать о поэте и глубже понять его лирику?

( Вопрос направлен на мотивацию учебной деятельности на уроке).

Учащимся, как правило, нравится творчество Н.А.Заболоцкого, и тема урока им интересна и цель уже поставлена.

Записывается в тетрадь тема урока и эпиграфы.

  1. Подготовка к восприятию стихотворения.

Слово учителя о Н.А.Заболоцком (1903-1958 г)

В истории поэзии 20-го века, столь богатой творческими индивидуальностями, Н.Заболоцкий имеет своё неповторимое лицо, занимает своё особое место.

Николай Заболоцкий из тех поэтов 20-го века, путь которых к сегодняшнему признанию не был лёгким, как не был и случайным. Начав в 20-е годы как мастер эксперимента свой творческий путь, он пришёл к пониманию гуманистических ценностей искусства, русской классики и её традиций, освящённых любовью к человеку, природе, душе.

Реализация индивидуального задания. Рассказ учащегося по биографии Н.А.Заболоцкого.

Обобщение учителя. Н. Заболоцкому пришлось познать много горя и зла, но, несмотря на все испытания, поэт верил, что Добро, Любовь, Истина, Красота не могут быть уничтожены. Они переходят от одного поколения к другому. А человек в любых условиях должен оставаться человеком.

Вы прочитаете стихи Н.Заболоцкого и, возможно, откроете что-то новое в себе, в своей душе.

Вы уже знаете, что у каждого поэта свой поэтический мир. И А.С.Пушкин, и И.А.Бунин, и А.А.Блок, и С.А.Есенин, и Н.А.Заболоцкий пишут о природе, но какие разные, непохожие у них голоса!

  1. Что можно сказать о поэтическом мире Н.А.Заболоцкого? (отчёт группы)

Н.А.Заболоцкий пишет произведения о родной природе, о единстве человека и земли – родины. Он говорил: «Я- человек, часть мира, его произведения. Я – мысль природы и её разум. Я ,поэт, живу в мире очаровательных тайн. Изменчивость пейзажа, сочетание листвы и ветвей, игра солнца на плодах земли – это улыбка на лице моего друга ».

Путешествуя в мире очаровательных тайн, истинный художник снимает с вещей и явлений плёнку повседневности и говорит своему читателю: «Вот я снимаю плёнку с твоих глаз: смотри на мир, работай в нём и радуйся, что ты человек!»

Три главные тайны перечисляет поэт: тайну растений, тайну животных и тайну людей. Заболоцкий говорит нам этим: простая ромашка на лугу, простой воробышек в дорожкой пыли, мелькнувшее в людской толпе лицо – великие и прекрасные тайны.

Заболоцкий – человек, многое переживший и научившийся выражать свои чувства сдержанно, по- мужски.

Любовь и боль. Вера, Добро, Истина, Красота – вот ключевые слова, которыми мы можем определить мировоззрение Н.А.Заболоцкого и его поэтический мир.

Вывод записывается в тетрадях и на доске.

  1. Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли».

  1. Так ли это? Послушаем стихотворение «Журавли» (художественное чтение стихотворения подготовленным учеником ).

  2. Ваши впечатления от стихотворения. Проверка домашнего задания: чтение сочинений «Моё восприятие стихотворения Н.А.Заболоцкого «Журавли»»

2-3 человека зачитывают сочинение.

Сочинение.

Большое место в художественном мире Н.А.Заболоцкого занимает тема природы и человека. Поэт поднимает проблему взаимоотношений человека и всего живого на земле.

В стихотворении «Журавли» очень сильно ощущается противопоставление гармоничной природы несовершенному человеку. Красивые птицы летят из Африки «к берегам отеческой земли». Птицы преодолели нелёгкий путь, но у родного озера, к которому они так стремились, их подстерегает зло. Человек убивает вожака стаи. Сердце сжимается, когда читаешь эти строки. Я не представляю, как может подняться рука на такую красоту!

Птица погибает. Но всё же, несмотря на такой печальный исход, центральное место этого произведения занимает тема бессмертия: «и, рыданью горестному вторя, журавли рванули в вышину.» Мысль о неуничтожимости живого главная в этом стихотворении. Поэт обращается к каждому из нас: помните, что человек и природа – понятие, неотделимое друг от друга. Уничтожая природу, человек обрекает себя на гибель. (Т.Зварыгина)

  1. Обратимся к плану анализа лирического стихотворения (Работа с таблицей)

  1. Восприятие стихотворения

  2. Композиция

  3. Образная система

  4. Жанр

  5. Стихотворный размер, способ рифмовки.

  6. Авторская позиция (идея)

  7. Смысл названия

  8. Значение стихотворения и его место в творчестве автора и литературе

  1. Какова композиция данного стихотворения?

Работая с текстом, учащиеся выявляют, что композиционно стихотворение делится на 3 части:

1-ая часть- 1 и 2 строфы;

2-ая часть- 3-я, 4-я, 5-я строфы;

3-я часть – 6-я, 7-я, 8-я строфы.

(Делается запись в тетрадях)

  1. Каково настроение 1-ой части стихотворения? Какой цвет преобладает в этой части?

Работая в парах, учащиеся делают записи в тетрадях, потом зачитывают их и дополняют.

Величавое спокойствие. Это повествование о чём-то значительном. Весна, апрель – радость от пробуждающейся природы, жизни. Красота. Чистые цвета: голубой, серебряный .

  1. Можно ли картину А.А.Рылова использовать как иллюстрацию к этой части стихотворения? Почему?

  2. Какими художественными средствами пользуется Н.А.Заболоцкий для создания величественной картины возвращения журавлей?

Продолжается работа в парах. В тетрадях делаются и корректируются после проверки записи.

Метафора «утопая в небе»,

гипербола «через весь широкий небосвод»,

эпитеты «к берегам отеческой земли», «в долину изобилья»…(помогают представить величественную картину

возвращения журавлей)

Замедленный темп, плавность придаёт пятистопный хорей с пиррихием. (три ударения).

  1. Подберите синонимы к слову «отеческий».

Родной, отчий, близкий, любимый

Автор останавливается на эпитете «отеческий» - земля отцов.

  1. Третья строфа начинается с союза «НО». Что меняется в стихотворении?

Краски, настроение, лексика, ритм.

Появляется чёрный цвет («чёрное зияющее дуло» как символ смерти), происходит перелом в настроении.

Во 2-ой части 2 вида эпитетов: «прозрачное насквозь» озеро и «дивное величье» показывают красоту природы, её совершенство; «чёрное зияющее дуло», «холодная волна», «горестное рыдание» усиливают эмоциональный контраст. Удивительно точное сравнение «два крыла как два огромных горя, обняли (олицетворение) холодную волну…» и метафора «частица дивного величья» помогают нам понять настроение лирического героя, горечь утраты. (Запись в тетрадях)

  1. Найдите ключевое слово в 5-ой строфе.

Ключевое слово - горе , недаром его звучание поддержано словами этой строфы: «огромных», «горестному», «вторя». Такой приём называется звукопись – аллитерация, т.е повтор согласных звуков. Вся строфа пронизана звуковыми повторами, они нужны для того, чтобы усилить эмоциональное начало.

  1. Меняется ли ритм стихотворения?

Выясняем, что в 4-ой строфе звучат всё 5 ударений. Это делает строки жёсткими, исчезает плавность и лёгкость, ощущение величия, света, простора, свободы.

  1. В чём заключается особенность 3-ей части стихотворения?

Коллективно делается вывод, что в третьей части отражено философское значение образов стихотворения. Смерть унесла «частицу дивного величья», но вечны «гордый дух», «высокое стремленье», «воля непреклонная к борьбе». От образов прекрасных птиц автор переходит к обобщению: речь идёт о смене поколений, о вечности красоты и величии духа, которые подчёркиваются эпитетами.

  1. Последняя строфа вновь возвращает нас к погибшему вожаку. Какие ассоциации она у вас вызывает?

Работая в парах, приходят к выводу, что метафора «рубашка из металла» - это и холод смерти, сковавшей птицу, но и ассоциация с кольчугой русского воина.

  1. О чём говорят две последние строки? Выделите ключевое слово.

О торжестве жизни не только словами, но и самим их звучанием: «заря образовала золотого зарева пятно»

Ключевое слово «заря» обозначает новый день, начало, жизнь.

  1. Какой способ рифмовки стихотворения?

Рифма точная, перекрестная


  1. Анализируя стихотворение нельзя обойти вниманием особенности синтаксиса, порядка слов. Инверсия вносит в строку интонацию напряжённо – выразительную, завораживающую.

Учащиеся находят в тексте предложения с инверсией.

  1. Какова авторская позиция, т.е. идея стихотворения? Что Н.А.Заболоцкий хотел сказать читателям?

Возможны разные мнения. (Хотел показать красоту природы, жалость к погибшему журавлю… С гибелью вожака не остановилась жизнь: она сильнее смерти. Но к этому выводу мы приходим, пережив горечь утраты.)

Вывод записывается в тетради.


  1. Написание миниатюры: Почему стихотворение названо «Журавли»?

Для усиления эмоционального воздействия звучит мелодия Генделя (флейта).


  1. Домашнее задание. Анализ стихотворения Н.А.Заболоцкого «Одинокий дуб» или другого по выбору учащихся.



  2. Итог урока. Само-и взаимооценка работы на уроке.

  1. Я ставлю оценку себе…

  2. Я ставлю оценку своему товарищу, работающему в паре…

  3. Лучше всех работали на уроке (напиши 5 фамилий)…



Урок литературы. Память как духовный опыт человека в рассказе В.Распутина “Уроки французского”. Лидия Михайловна и герой рассказа


Данный урок - второй по рассказу В.Распутина. На первом уроке учащиеся ознакомились с содержанием и проанализировали отношения между детьми в описанных автором ситуациях.

По типу урок - обучение и первичное закрепление новых знаний. По форме - комбинированный урок.

Цели и задачи урока:

  1. Учить анализировать художественный текст.

  2. Познакомить с понятиями “духовная память”, “духовный опыт человека”, помочь раскрыть эти духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее.

  3. Развивать коммуникативные качества личности, формировать готовность к самоопределению.

Готовность к самоопределению - это и поведение ученика в ситуации выбора (групповые задания, дифференцированные задания; какое взять для себя - выбирает сам ученик.), и выстраивание отношений с товарищами и учителями. Рассказ В.Распутина “Уроки французского” даёт широкие возможности для формирования готовности к самоопределению и воспитанию коммуникативных качеств личности.

Главный методический прием, используемый на уроке, - анализ текста с элементами беседы, инсценированием и художественным чтением, выступлениями заранее подготовленных учащихся. Вопросы, задаваемые учителем, проверяют знание текста, восприятие, умение давать оценку, анализировать. Используется также работа в группах и парах.

Перед изучением рассказа учащиеся прочитали его самостоятельно и письменно ответили на вопрос: “Понравился рассказ В.Распутина «Уроки французского» или нет? Что запомнилось? Чему он научил?” На основе высказываний учащихся и строились уроки, углублялось их понимание рассказа, который произвёл огромное впечатление, заставил эмоционально сопереживать герою, восхищаться поступком учительницы.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причём выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.

Поисковая группа собрала интересный материал об Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери писателя Александра Вампилова, именно ей посвящает В.Распутин свой рассказ. Другая группа инсценировала эпизод “Игра в замеряшки”. Два человека выбрали индивидуальные задания: художественное чтение отрывка и сочинение “Что такое духовная память и духовный опыт человека?” То есть ещё во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сам рассказ “Уроки французского” имеет огромное воспитательное значение, учит выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, бескорыстию и доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

Для усиления эмоционального восприятия темы урока и облегчения понятия философских категорий “духовная память”, “духовный опыт” к уроку были подобраны эпиграфы:

Душа есть всё-всюду-вечно.

М.Цветаева


О память сердца! Ты сильней

Рассудка памяти печальной…

К.Н.Батюшков. «Мой гений».

В стране погасших глаз – так трудно улыбаться,

В стране усопших душ – так больно быть живым.

Тимур Зульфикаров.


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:


1) Портреты В.Г.Распутина и А. П. Копыловой.

2) Иллюстрации к рассказу, выполненные учащимися.

3) Костюмы для инсценирования эпизода из рассказа «Уроки французского».

4) Выставка книг В.П.Распутина.


ХОД УРОКА

Разговор о душевной памяти, «памяти сердца» начинается с анализа детских высказываний о рассказе «Уроки французского». Умение высказать свое мнение, впечатление и быть услышанным – тоже самоопределение.

I. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с рассказом В. Распутина «Уроки французского». И начнем урок с ваших впечатлений от рассказа, с того, что затронуло вашу душу.

В этом рассказе мне понравилась доброта, дружба и понимание между учителем и учеником. Запомнился эпизод, где учительница играла с мальчиком на деньги… (З. Хисамова)

В рассказе «Уроки французского» меня поразили взаимоотношения между Лидией Михайловной и героем рассказа. Ведь сначала он не любил французский, а после того, как Лидия Михайловна заинтересовалась игрой на деньги, наш герой заинтересовался французским. (Д. Малафеев)

Запомнилось, как учительница помогала голодающему ученику, который, сам того не подозревая, брал эту помощь. (Р.Шайдуллова)

Рассказ мне очень понравился. Он заставляет о многом задуматься. Там есть захватывающие эпизоды. Например, когда Лидия Михайловна передала посылку с макаронами и гематогеном главному герою; их игра в пристенок. (Я. Вычужина)


Все ли авторы этих ответов поняли суть рассказа? Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке?

Ответы учащихся разные: научиться вчитываться в текст, пересказать близко к тексту эпизод, проверить, правильно ли разобрались в прочитанном.


Учитель обобщает сказанное:

Сегодня на уроке мы постараемся глубже вникнуть в прочитанное, понять те духовные ценности, о которых рассказывает автор и которые необходимы каждому человеку.


II. Анализ текста с элементами беседы и инсценированием.

  1. В. Распутин в статье «Уроки доброты» пишет: «Стал записывать то, что НИКОГДА не забывалось…». Для чего он рассказал нам о том, что было с ним много лет назад?

(Учебник литературы для VI класса, стр. 293)

  1. О каких «уроках», преподанных автору в свое время, он пишет в рассказе?

(Этот главный вопрос всего урока, на который класс должен найти ответ, записан на доске.)

  1. Чей образ из детства, из того времени, когда он был пятиклассником, запомнился автору ярче всех и почему?

Лидия Михайловна. В ней все необычно – красивая внешность, голос, необычен преподаваемый ей предмет, необычна обстановка квартиры. Отрывок из рассказа, описывающий Лидию Михайловну, зачитывается наизусть (реализация индивидуального задания).

  1. Почему именно героя-рассказчика Лидия Михайловна выбрала для дополнительных занятий французским языком?

Лидия Михайловна заметила, что с ее учеником творится что-то неладное; когда он пришел в школу избитым, она узнала, что он играет на деньги.

  1. Правильно ли поступила Лидия Михайловна, не сообщив директору об этом происшествии? Почему она так поступила? Дискуссия. (Мнения учащихся по данному вопросу могут быть противоположными).

  2. Что предпринимает учительница?

Она решает выяснить, почему ее ученик играет на деньги, приглашает мальчика для беседы после уроков.

Диалог учительницы и мальчика читается по ролям.

  1. Обратим внимание на портреты Лидии Михайловны и мальчика. Как вы думаете, почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот прием?

АНТИТЕЗА

Работа в парах. Выбор ключевых слов из текста для портретной характеристики героя-рассказчика и учительницы.

Тощий диковатый мальчишка, неопрятный, одинокий, разбитое лицо, застиранный пиджачишка, маркие светло-зеленые штаны, чирки.

Аккуратная, умная, красивая, молодая, красивая одежда, запах духов, сказочное, неподвластное очарование, загадочный французский язык.

  1. Как относится мальчик к занятиям? Что он чувствовал, находясь у Лидии Михайловны? Выборочный пересказ.

  2. Для чего Лидия Михайловна стала приглашать мальчика на занятия к себе домой?

Чтобы накормить его

  1. Какая ещё была попытка учительницы помочь ученику?

Случай с посылкой (художественный пересказ, близкий к тексту. Реализация индивидуального задания)

Почему мальчик вернул посылку? Как сама Лидия Михайловна

объяснила свой поступок? Зачитать (стр. 314)

  1. Почему учительница решилась на игру в “замеряшки” со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок?

ИНСЦЕНИРОВКА. Оцените актерские способности учащихся.

  1. Понял ли герой рассказа сразу истинную причину дополнительных занятий и игры на деньги со своей учительницей?

Она хотела помочь ему незаметно, бескорыстно. Это он понял позже.

  1. Какой нравственный духовный опыт получил рассказчик от общения с Лидией Михайловной?

Зачитывается текст.

  1. Как вы объясняете понятия «духовный опыт», «духовная память», «духовные ценности»?

К.Н.Батюшков называл духовную память «памятью сердца».

ДУХОВНОСТЬ – духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности. (Словарь русского языка)

  1. Как человек приобретает духовный опыт?

Не обязательно из своей жизни, помогают ему в этом искусство, литература. В.Г.Распутину очень повезло, что на его пути встретилась Лидия Михайловна, о которой он рассказал и нам.

Вот как удалось ответить на вопросы 14-15 одной из моих учениц в небольшом домашнем сочинении, подготовленном к данному уроку. (Реализация индивидуального задания.)

Что такое духовная память и духовный опыт человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо подумать. Прежде всего, что значит «духовная память»? Память духа. Значит, чтобы узнать, что же такое духовная память, надо понять значение слова «дух».

Что же такое дух? Он не имеет никакого отношения к телу. Дух, по моему мнению – это все наши мысли, фантазии, мечты; дух –это и сострадание к другим людям, и жалость, и понимание; дух – это дружба, любовь и ненависть; дух – это то же, что душа. Недаром люди говорят «не в духе», имея в виду плохое настроение человека.

Значит, духовная память – это память своего отношения к другим и отношения других к тебе, это память своих побуждений. Человек запоминает, как к нему кто-то отнесся, как он к кому-то отнесся. Память накапливает опыт. И для того, чтобы стать воистину духовно опытным человеком, надо пережить очень многое и, к сожалению, отнюдь не всегда радостное. Все плохое мы стараемся скорее забыть, но забывать его нельзя, надо сохранить для опыта.

Но есть и другой способ приобрести опыт. Именно для того, чтобы поделиться с нами, писатели пишут романы, повести и рассказы, оберегают нас от лишних страданий. Зачем страдать самому, если можно почувствовать состояние литературного героя?

Но чтобы накопить такой опыт, нужно не только читать, но и понимать. Это трудно. Но это – самый легкий способ приобрести духовную память и духовный опыт. (Б. Волкова)

  1. А как вы думаете, об одном и том же человеке идет речь в рассказе и посвящении?

(Да, Лидия Михайловна в рассказе – это Анастасия Прокопьевна Копылова в реальной жизни)

Выводы.

Так о каких уроках пишет В.Распутин в рассказе «Уроки французского»?

Это были уроки не только французского языка, но доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности: «Душа есть всё-всюду-вечно» (М.Цветаева).


III. Домашнее задание – сами учащиеся выбирают два задания из предлагаемых трех:

  1. Сочинение «Встречались ли вам люди, похожие на Лидию Михайловну»?

  2. Ответить на вопросы учебника.

  3. Нарисовать иллюстрации к рассказу



IV. Итог урока. Выставление оценок в группах. Само- и взаимооценка.

После изучения рассказа «Уроки французского» учащимся было предложено несколько вопросов анкеты, направленных на рефлексию:

  1. Изменилось ли что-то в вашей душе после прочтения рассказа?

  2. Смогли бы вы жить и защищать себя в одиночку?

  3. Стали ли вы добрее к людям?

  4. Научились ли вы ценить то, что происходит в вашей жизни?

Из ответов учащихся выяснилось, что они оценили заботу и доброту родителей и учителей, свои душевные качества; захотели стать добрей и внимательней к людям.


Задача учителя на данных уроках состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий и работы в парах и группах позволяет успешно решить эту задачу.

Возможности такой работы при изучении литературы значительны, особенно при формировании готовности учащихся к самоопределению. Уже много лет учитель использует эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике и видит высокую эффективность таких уроков. Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работая в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.

Формирование адекватной само- и взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

На личностно ориентированных уроках стимулируется оценочная деятельность учащихся. В качестве оценочного задания может служить проблемная ситуация, вопрос, разрешить который однозначно часто бывает сложно не только для подростков, но и для взрослых. В данные уроки были органично включены небольшие дискуссии, в ходе которых учащиеся смогли выразить понимание данного вопроса, определить свое отношение, сообразуясь с собственными представлениями о мире и нравственными принципами.

Очень важна на таких уроках позитивная эмоциональная поддержка учителя, выбор приемов и методов, рассчитанных на конкретного ученика, направленных на развитие его личностных ресурсов, выработку самостоятельной позиции и способности делать личностный выбор, что способствует формированию готовности к самоопределению.




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы