Полномочия Президента РФ (материалы) icon

Полномочия Президента РФ (материалы)



НазваниеПолномочия Президента РФ (материалы)
Дата конвертации17.08.2012
Размер379.11 Kb.
ТипРеферат
Полномочия Президента РФ (материалы)


Глава 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реализация принципа разделения властей в российской Конституции также неозначает многовластия. Власть изначально едина, так как ее единственнымисточником, согласно ст. 3 Конституции, является многонациональный народРоссийской Конституция исходит из того, что никакой государственный орган не можетпретендовать на суверенное осуществление всей полноты государственнойвласти в стране. Сама государственная власть не делится между органами -она едина. Можно говорить лишь о практической необходимости разграниченияфункций между органами, осуществляющими соответственно законодательную,исполнительную и судебную власть. Президент Российской Федерации занимает в системе федеральныхгосударственных органов особое положение. Конституция возлагает на негозадачу обеспечения единства государственной власти, осуществляемойзаконодательными, исполнительными и судебными органами. Именно Президентобеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти, хотя сам он непосредственно не принадлежит ни кодной из трех ветвей власти. В этом, в частности, смысл содержащегося в Правовое положение Президента характеризуется прежде всего тем, что онявляется главой государства, из чего следует, что он - первый средигосударственных должностных лиц, единственный, кто избирается всемизбирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет РоссийскуюФедерацию внутри страны и в международных Важнейшие функции Президента связаны с исполнительной властью.исполнительной власти. Так, Президент оказывает решающее влияние наформирование и отставку Правительства, вправе председательствовать назаседаниях Правительства и т.п. Концепция президентской власти, принятая в действующей КонституцииРоссийской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежнейКонституции. Суть изменений состоит прежде всего в том, что Президентперестал быть главой исполнительной власти. Согласно ст. 110 Конституцииисполнительная власть осуществляется теперь Правительством РоссийскойФедерации. Заметим, что именно Председатель Правительства, а не Президентопределяет основные направления деятельности Правительства и организует егоработу (см. комментарий к ст. 113). По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных заПрезидентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системеорганов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этимиорганами в соответствии со ст. 11 Конституции являются Президент РоссийскойФедерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации, Государственная Дума),Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Такоеположение Президента не ограничивает самостоятельность деятельностиосновных государственных органов Российской Федерации, поскольку полномочияПрезидента направлены прежде всего на обеспечение согласованноговзаимодействия всех ветвей власти Российской Федерации, строгое соблюдениеКонституции Российской Федерации, защиту прав и свобод человека игражданина, охрану государственного суверенитета. Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом КонституцииРоссийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленномКонституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охранесуверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственнойцелостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и федеральными законами определяет основныенаправления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства представляетРоссийскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. иметь ввиду, что в конституционном праве общепринятого понятия главы государстване сложилось. Полномочия главы конкретного государства устанавливаются егоконституцией, а в некоторых случаях и сложившейся конституционнойпрактикой. Как правило, главой государства называют должностное лицо,персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях каквнутри него, так и с другими странами. В ч. 2 ст. 80 установлено, что Президент является гарантом КонституцииРоссийской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это связано созначением Конституции для стабильности государства и с тем, что всоответствии с Конституцией, как указано в ее ст. 2, человек, его права исвободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав исвобод человека и гражданина - обязанностью государства. Возложение наПрезидента обязанности быть гарантом Конституции означает, что он призвандействовать персонально. Согласно ч. 2 ст. 80 Президент принимает меры по охране суверенитетаРоссийской Федерации, ее независимости и государственной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти. Здесь же указано, что Президент может и обязандействовать в установленном Конституцией порядке, т.е. на основанииконституционных норм. Таким образом, действия Президента должныосновываться на нормах Конституции, что прямо вытекает из провозглашенияРоссии правовым государством (см. ст. 1 Конституции). Так, обеспечиваяцелостность и единство Российской Федерации, Президент неоднократнопринимал меры, направленные на устранение имеющихся противоречийнормативных актов субъектов Российской Федерации положениям федеральнойКонституции и федеральным законам Особенностью правового положения Президента именно как главы государстваявляется то, что он исполняет возложенные на него Конституцией задачи нетолько лично, но и инициируя деятельность федеральных органовгосударственной власти, обеспечивая тем самым их согласованноефункционирование и взаимодействие. Для этого Президент вправе использоватьсогласительные процедуры, а также различные формы контактов с органамизаконодательной и исполнительной власти. Общеизвестны, в частности,еженедельные встречи Президента с Председателем Правительства, частыевстречи с руководителями палат Федерального Собрания. Хотя, по Конституции, Президент Российской Федерации не является главойисполнительной власти, он связан с нею наиболее тесно. Конституцией емупредоставлено право председательствовать на заседаниях Правительства. Надообратить внимание и на то, что в соответствии с Указом ПрезидентаРоссийской Федерации "О структуре федеральных органов исполнительнойвласти" от 10 января 1994 г. <*> непосредственно Президенту подведомственныминистерства иностранных дел, обороны и ряд других федеральных силовыхведомств. Президент - Верховный Главнокомандующий Вооруженными СиламиРоссийской Федерации. Президент имеет определенные рычаги воздействия и на законодательнуювласть. Он имеет право законодательной инициативы, подписывает и обнародуетпринятые федеральные законы, ему принадлежит право отклонить закон,направив его тем самым на новое рассмотрение (см. комментарий к ст. 107).Кроме того, в предусмотренных Конституцией случаях Президент можетраспустить Государственную Думу (см. ст. 109). Рассматривая отношенияПрезидента с судебной властью, деятельности которой посвящена гл. 7Конституции, надо отметить, что судьи Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации назначаются по представлению Президента, а остальныесудьи им лично в порядке, установленном федеральным законом. Президенттакже осуществляет помилование (см. ст. 89 Конституции). Конституцияустанавливает право Президента обращаться в суд в целях обеспечениязаконности (см. ст. 85 и 125 Конституции). Надо обратить внимание и на то, что Президенту принадлежит правоопределять во внутренней и внешней политике именно основные направления.Это означает, с одной стороны, что Президенту как лицу, избранному на свойпост всем избирательным корпусом страны, принадлежит право формулироватьуказанные основные направления, а с другой - что реализация внутренней ивнешней политики государства остается правом и обязанностью соответствующихорганов законодательной и исполнительной власти. В ч. 4 ст. 80 указано, что Президент Российской Федерации представляетРоссийскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Президент Российской Федерации именно как глава государства всоответствии с федеральной Конституцией имеет право и возможностьдействовать активно и проводить определяемую им политическую Президент может действовать как лично, так и через своих представителей,право назначения которых ему предоставлено п. "к" ст. 83 Конституции. ВРегламенте Государственной Думы, в Использованная в п. 4 ст. 80 формулировка, что Президент "представляетРоссийскую Федерацию", означает, что он вправе действовать без каких-либоспециальных полномочий. Это, в частности, вытекает из сложившейся практикии международно - правовых норм. Так, в Венской конвенции о правемеждународных Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданамиРоссийской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательногоправа при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданинРоссийской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РоссийскойФедерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РоссийскойФедерации более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяетсяфедеральным законом. Срок полномочий Президента Российской Федерации составляет четыре года.По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы. Согласно ст.102 Конституции назначение выборов Президента относится к ведению СоветаФедерации Федерального Собрания. Ввиду важности обеспечения непрерывностидеятельности Президента и своевременного (в установленные сроки) проведенияего выборов Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации <*>подробным образом регулирует процедуру назначения выборов главыгосударства. Согласно ст. 4 этого Закона днем выборов Президента РоссийскойФедерации является первое воскресенье после истечения конституционногосрока, на который был избран Президент. Таким образом, Совет Федерациидолжен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Если жеСовет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласноЗакону они проводятся Центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в которомистекают полномочия Президента. Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочномпрекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 КонституцииРоссийской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президентана первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочногопрекращения исполнения полномочий Президентом. В случае, если СоветФедерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначитвыборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссиейРоссийской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцевсо дня отрешения Президента от должности. Президент Российской Федерации избирается на основе всеобщего равного ипрямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция Российской Федерации не требует, чтобы кандидат на должностьПрезидента Российской Федерации являлся гражданином Российской Федерации порождению. Условие постоянного проживания в Российской Федерации не менее 10лет не означает непрерывного проживания в России 10 лет на день выборов.Речь может идти только о проживании в Российской Федерации не менее 10 летсуммарно ко дню выборов. При этом необходимо, чтобы кандидат на должностьПрезидента Российской Федерации на день выборов постоянно проживал натерритории Российской Федерации. Положение о занятии должности Президента Российской Федерации одним и темже лицом не более двух сроков подряд направлено на обеспечение ротации,т.е. периодического замещения должности Президента различными лицами.Подобные положения содержатся и в Вступление в должность Президента Российской Федерации происходит смомента принесения им присяги, текст которой определен в КонституцииРоссийской Федерации. После вступления в должность вновь избранныйПрезидент начинает осуществлять конституционные полномочия главыгосударства. Следует особо подчеркнуть, что присяга приносится народу РоссийскойФедерации. Президент торжественно обещает прежде всего уважать и охранятьправа и свободы человека и гражданина, что подчеркивает приоритетностьэтого направления в деятельности главы государства. Президент обязуетсятакже соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, приниматьнеобходимые меры по защите государства, верно служить народу. Статья 83 Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя ПравительстваРоссийской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях ПравительстваРоссийской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения надолжность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставитперед Государственной Думой вопрос об освобождении от должностиПредседателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерацииназначает на должность и освобождает от должности заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации, федеральных министров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должностисудей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, атакже кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит вСовет Федерации предложение об освобождении от должности Генеральногопрокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации,статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает полномочных представителей ПрезидентаРоссийской Федерации; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РоссийскойФедерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетамиили комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях. Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным сназначением должностных лиц, следует обратить внимание на то, чтоКонституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые издолжностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентомнепосредственно, другие - по представлению или после консультации ссоответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда другихдолжностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначенияГосударственной Думе или Совету Федерации. Последние же могут либосогласиться с этим предложением и назначить должностное лицо либо отклонитьпредложенную Президентом кандидатуру. В соответствии с п. "а" Президент с согласия Государственной Думыназначает Председателя Правительства Российской Федерации. Согласие даетсяв форме постановления, которое принимается Думой большинством голосов отобщего числа депутатов. Поскольку Конституция не устанавливает иного,представляется, что данное Государственной Думой согласие на назначениеПредседателя Правительства не связано сроком полномочий ГосударственнойДумы и действует до тех пор, пока Правительство не сложит с себя полномочияв связи с вступлением в должность нового Президента Российской Федерацииили пока не уйдет в отставку по решению Президента. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерациивносится Президентом не позднее двухнедельного срока после вступления вдолжность вновь избранного Президента или после отставки Правительства.Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется ГосударственнойДумой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течениенедели (см. комментарии к ст. 111 и 117). В соответствии с п. "в" настоящей статьи Президент принимает решение оботставке Правительства Российской Федерации. Характерно, что если приназначении Председателя Правительства необходимо согласие ГосударственнойДумы, то решение об отставке Правительства в целом принимается Президентомсамостоятельно. Это объясняется тем, что Президент фактически персональнонесет ответственность за деятельность Правительства, в которой он личноможет участвовать. Ведь на основании п. "б" ст. 83 Конституции он "имеетправо председательствовать на заседаниях Правительства РоссийскойФедерации". Это правило как бы "связывает" Президента и Правительство. Тесная связь Президента и Правительства Российской Федерацииподтверждается также тем, что Президент в силу п. "д" ст. 83 Конституцииназначает на должность и освобождает от должности заместителей ПредседателяПравительства и федеральных министров. Условием реализации этого правомочияПрезидента является то, что указанное назначение на должности иосвобождение от них производятся "по предложению ПредседателяПравительства", причем не оговаривается, в каком порядке и в какой формеэто предложение делается. С учетом этого представляется, что каждое решениеоб изменении состава Правительства можно считать совместным решением главыгосударства и главы органа, осуществляющего исполнительную власть вРоссийской Федерации. Президент Российской Федерации представляет Государственной Думекандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банкаРоссийской Федерации (п. "г" ст. 83), а также ставит перед ГосударственнойДумой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального БанкаРоссийской Федерации. Само же назначение на эту должность и освобождение отнее осуществляются Государственной Думой (см. п. "в" ч. 1 ст. 103Конституции). Представляется, что назначение и освобождение от должностиглавы Центрального Банка России с участием главы государства и ФедеральногоСобрания является действенной гарантией независимости Центрального банка отдругих органов государственной власти. Как гарантию независимости членов судебного корпуса, и прежде всего судейКонституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов РоссийскойФедерации, а также Генерального прокурора Российской Федерации следуетрассматривать установленный п. "е" ст. 83 Конституции порядок назначенияэтих лиц лишь по представлению Президента России. Назначение на должностьсудей всех указанных выше судов (а в отношении Генерального прокурора иосвобождение от должности) производится Советом Федерации (см. п. "ж" и "з"ч. 1 ст. 102 Конституции). Судей других федеральных судов назначает непосредственно ПрезидентРоссийской Федерации. Заметим, что в Конституции вообще не говорится об освобождении судей отдолжности. Это объясняется тем, что судьи в Российской Федерации всоответствии со ст. 121 несменяемы, а их полномочия могут быть прекращеныне иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Что же касается прокуроров (кроме Генерального прокурора РоссийскойФедерации, о порядке назначения которого на должность и освобождения отдолжности говорилось выше), то порядок их назначения определен в ч. 3 и 4ст. 129 Конституции (см. комментарий к этой статье) и в Федеральном законе"О прокуратуре Российской Федерации" <*>, в редакции Федерального закона "Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О прокуратуреРоссийской Федерации" от 17 ноября 1995 г. Значительное число должностных лиц, указанных в п. "к", "л" и "м" ст. 83Конституции так же, как и судьи "других федеральных судов" (см. п. "е" ст.83), назначаются и освобождаются от должности лично Президентом РоссийскойФедерации. К ним относятся и полномочные представители Президента всубъектах Федерации, и представители Президента в Федеральном Собрании иМежпарламентской Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица, назначаемыеПрезидентом, например для участия в рассмотрении законопроектов, внесенныхПрезидентом в Государственную Думу. Это также высшее командованиеВооруженных Сил Российской Федерации, что совершенно оправданно, особеннопотому, что Президент Российской Федерации является по должности ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Назначает и отзывает Президент и дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международныхорганизациях. Дипломатическими представителями являются главыдипломатических миссий, которые, как следует из Венской конвенции одипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. <*>, представляютаккредитующее государство (в данном случае Российскую Федерацию) виностранных государствах и в силу этого наделяются определенными правами инесут обязанности в соответствии с нормами международного права. -------------------------------- Следует заметить, что в соответствии с п. "м" ст. 83 право назначения иотзыва дипломатических представителей может быть реализовано "послеконсультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палатФедерального Собрания". Конституция не определяет, с какими именнокомитетами и комиссиями проводятся консультации. Обычно это комитеты, вкомпетенцию которых входят вопросы внешней политики. Надо также заметить,что в данном пункте ст. 83 устанавливается обязанность только проводитьконсультации, но само назначение не связывается с результатами этихконсультаций. Как правило, Президенту Российской Федерации в вопросе о назначениидолжностных лиц могут оказывать помощь соответствующие министры: приназначении и освобождении от должности лиц, относящихся к высшемукомандованию Вооруженных Сил, - министр обороны; дипломатическихпредставителей - министр иностранных дел. Кандидатуры на должность судейВерховного Суда Российской Федерации Президенту представляет Председательэтого Суда и т.д. Статья 83 Конституции указывает, что Президент формирует АдминистрациюПрезидента Российской Федерации. Это орган, являющийся собственно рабочимаппаратом Президента в исполнении возложенных на него Конституцией ифедеральными законами функций. Администрация Президента имеет аналитическиеи экспертные подразделения и не располагает собственными властнымиполномочиями. Как указывалось в ст. 80 Конституции, Президент в установленномКонституцией порядке принимает меры по охране суверенитета, независимости игосударственной целостности Российской Федерации. В этом ему помогает СоветБезопасности, который он на основании п. "ж" ст. 83 формирует ивозглавляет. Статус Совета Безопасности в соответствии с Конституциейдолжен определяться федеральным законом. Являясь совещательным органом, Совет Безопасности осуществляет подготовкурешений по вопросам государственной безопасности, которые оформляютсяуказами Президента. В состав Совета Президент в соответствии с п. "з" ст. 83 утверждает военную доктринуРоссийской Федерации. Представляется, что эта функция Президентанепосредственно обусловлена тем, что он является ВерховнымГлавнокомандующим Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет ее СоветБезопасности. Военная доктрина - документ огромного значения, поскольку вней определяется военно - политическая деятельность государства. УказомПрезидента Статья 84 Президент Российской Федерации: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренныхКонституцией Российской Федерации; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральнымконституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положениив стране, об основных направлениях внутренней и внешней политикигосударства. Предусмотренное п. "а" статьи полномочие Президента назначать выборыГосударственной Думы обусловлено его ролью главы государства инеобходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственнойвласти. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии сКонституцией Российской Федерации и федеральным законом. В Конституцииопределен срок полномочий Думы - четыре года (Дума первого созыва былаизбрана на два года). Согласно ст. 4 Федерального закона "О выборахдепутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"<*>, днем выборов является первое воскресенье после истеченияконституционного срока, на который была избрана Государственная Думапрежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов долженсоставлять не менее четырех месяцев <**>. В случае, если Президент неназначит выборы депутатов Государственной Думы в этот срок, выборыпроводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации впервое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекаютполномочия Государственной Думы. При роспуске Государственной Думы Президент одновременно должен назначитьвыборы Государственной Думы нового созыва. В этом случае согласноФедеральному закону "О выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации" днем выборов является последнее воскресеньеперед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. ЕслиПрезидент, распустив Государственную Думу, не назначит выборы депутатовнового созыва, выборы депутатов Государственной Думы проводятся Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье поистечении трех месяцев со дня роспуска Государственной Думы. В полномочия Президента входит назначение референдума РоссийскойФедерации. Порядок назначения референдума и его проведения установленФедеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации"<*>. В нем, в частности, определено, кому принадлежит инициатива проведенияреферендума: во-первых, не менее чем двум миллионам граждан России, имеющихправо на участие в референдуме, при условии, что на территории одногосубъекта Федерации или в совокупности за пределами территории Россиипроживает не более 10 процентов из них; во-вторых, КонституционномуСобранию в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 135 российской Конституции. В п. "г" и "д" ст. 84 определены полномочия Президента в сферезаконодательства. В п. "г" указано, что Президенту принадлежит правовносить законопроекты в Государственную Думу. Надо учитывать в этой связи,что все лица и органы, имеющие право законодательной инициативы, и в первуюочередь Президент, указаны в ст. 104 Конституции. Реализацию конституционного полномочия Президента вносить законопроекты вГосударственную Думу обеспечивает полномочный представитель Президента вГосударственной Думе Федерального Собрания <*>. На Президента в п. "д" возложена обязанность подписывать и обнародоватьфедеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающаязаконодательный процесс приданием закону обязательной силы. Подписание иобнародование законов главой государства является существенным элементомзаконотворческой процедуры, обеспечивающей разделение властей. Основной формой обнародования закона, т.е. доведения его до всеобщегосведения, является опубликование закона. Согласно Федеральному закону опорядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания <*>федеральные конституционные законы и федеральные законы в течение семи днейпосле их подписания Президентом подлежат официальному опубликованию. Имсчитается первая публикация полного текста закона в "Российской газете" или"Собрании законодательства Российской Федерации". В п. "е" ст. 84 устанавливается, что Президент обращается к ФедеральномуСобранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики государства. Послания Президентане являются нормативными актами, это акты политического характера,содержащие программные принципы. Практика посланий главы государства законодательному органу имеется вомногих странах. Содержание посланий, как правило, оказывает большое влияниекак на законодательный орган, так и на общественное мнение в стране. В Российской Федерации значение посланий Президента обусловлено тем, чтоПрезидент в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст.80). В посланиях излагается видение Президентом будущего страны <*>. Статья 85 1. Президент Российской Федерации может использовать согласительныепроцедуры для разрешения разногласий между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, а также между органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он можетпередать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актоворганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаепротиворечия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральнымзаконам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушенияправ и свобод человека и гражданина до решения этого вопросасоответствующим судом. Права Президента, изложенные в данной статье, прямо вытекают из егообязанности обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействиеорганов государственной власти (см. ч. 2 ст. 80 Конституции). Часть 1 данной статьи посвящена правомочию Президента РоссийскойФедерации разрешать конфликты и разногласия, во-первых, между органамигосударственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации и, во-вторых, между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. В Конституции не конкретизировано понятие согласительных процедур, чтоимеет принципиальное значение, так как в результате Президент оказываетсясвободным в выборе из большого диапазона согласительных процедур, сутькоторых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и в конечном счете вдостижении согласованного решения. Наиболее часто для достижения согласованного решения Президентомиспользуются организация переговоров с участием спорящих сторон иобразование согласительных комиссий. Возможно применение и другихсогласительных процедур - создание третейских судов, оказание "добрыхуслуг" и т.п. В случаях, если применение согласительных процедур не приведет ксогласованному решению, Президент в соответствии с Конституцией можетпередать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Выбор судазависит от характера спора и компетенции суда, определяемой законом. Всоответствии со ст. 125 Конституции Конституционный Суд РоссийскойФедерации, в частности, вправе разрешать споры о соответствии КонституцииРоссийской Федерации ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации(см. В ч. 2 ст. 85 Конституции Президент наделяется правом приостанавливатьдействие актов органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации. При этом надо иметь в виду ряд обстоятельств. Прежде всего надо обратить внимание на то, что Президент вправеприостановить действие только такого акта органа исполнительной властисубъекта Федерации, который противоречит Конституции Российской Федерации,федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации илинарушает права и свободы человека и гражданина. Следует заметить, что Президент вправе приостанавливать действие толькоактов органов исполнительной власти субъектов Федерации, но он не можетприостановить действие актов их органов законодательной власти. Статья 86 Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РоссийскойФедерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при немдипломатических представителей. В соответствии с п. "б" комментируемой статьи Президент РоссийскойФедерации ведет переговоры по вопросам внешней политики. Об активномучастии Президента в переговорах свидетельствуют его практически регулярныевстречи с лидерами ведущих иностранных государств, участие в важнейшихмеждународных дипломатических форумах, личное участие в переговорах, атакже частые телефонные обмены мнениями с ведущими зарубежнымиполитическими деятелями. В проведении внешней политики Российского государства участвует иПравительство Российской Федерации, которое в соответствии с п. "д" ст. 114Конституции Российской Федерации осуществляет меры по реализации внешнейполитики Российской Федерации. Руководство внешней политикой со стороны Президента Российской Федерациив значительной степени проводится через федеральное Министерствоиностранных дел, глава которого - министр иностранных дел - в соответствиисо сложившейся международной практикой по всем вопросам внешних сношений,так же как и Президент, представляет государство по должности, т.е. безспециальных полномочий. Пункт "г" комментируемой статьи устанавливает, что Президент принимаетверительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатическихпредставителей. Ратификационная грамота направляется главой иностранногогосударства Президенту России и удостоверяет, что указанное в ней лицо,т.е. дипломатический представитель, обычно посол, представляет интересынаправившего его государства и его словам и действиям надлежит верить. Направление отзывной грамоты означает прекращение полномочий указанного вней лица. 1. Президент Российской Федерации является Верховным ГлавнокомандующимВооруженными Силами Российской Федерации. 2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственнойугрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение снезамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и ГосударственнойДуме. 3. Режим военного положения определяется федеральным конституционнымзаконом. Президент Российской Федерации как глава государства и ВерховныйГлавнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации определяетосновные направления оборонной политики и осуществляет руководство оборонойстраны. В законодательстве под обороной понимается вся система политических,экономических, военных, военно - технических, социальных, правовых и иныхмер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженногонападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитетаРоссийской Федерации. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международнымправом, международными соглашениями, Конституцией Российской Федерации,действующим законодательством Российской Федерации и военной доктринойРоссийской Федерации, которая утверждается главой государства, являющимсяВерховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. Дляобороны с применением средств вооруженной борьбы созданы Вооруженные СилыРоссийской Федерации и установлена воинская обязанность граждан РоссийскойФедерации. Отличительная особенность государственного управления в области оборонысостоит в высокой степени его централизации. Деятельность органовуправления обороной на всех уровнях осуществляется на основе обеспечениябезопасности, боевой и мобилизационной готовности Вооруженных СилРоссийской Федерации и других войск, умения выполнить поставленные передними задачи по обороне страны; законности, уважения и соблюдения прав исвобод человека и гражданина, гуманизма, централизации управления,единоначалия, комплектования войск военнослужащими, проходящими военнуюслужбу по призыву и по контракту. Оборона является одной из важнейших функций государства, элементом игарантом безопасности. Указанные положения об основах обороны являютсяисходными в определении правового статуса Верховного ГлавнокомандующегоВооруженными Силами Российской Федерации, объема и характера его полномочийпо защите безопасности и целостности государства. В полномочия Президента входят издание указов о призыве граждан навоенную службу (с указанием численности призывников), а также утверждениеплана гражданской обороны Российской Федерации и Положения отерриториальной обороне. Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами утверждает планыдислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов,объектов по ликвидации оружия массового поражения и ядерных отходов натерритории страны. Президент ведет переговоры и подписывает международные договорыРоссийской Федерации о совместной обороне и военном сотрудничестве повопросам коллективной безопасности и разоружения. Порядок объявления военного положения предусматривает издание указаПрезидентом Российской Федерации (п. "б" ч. 1 ст. 102), которыйутверждается с соблюдением процедуры принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное сообщение о введении военного положения доводитсяПрезидентом до Совета Федерации и Государственной Думы. Нельзя исключать возможности внесения Советом Федерации изменений идополнений в текст рассматриваемого и утверждаемого указа Президента. Вполне понятно, что эти изменения и дополнения должны быть согласованы сПрезидентом и приняты им. В противном случае указ не может быть действующимактом. Следует иметь в виду, что вопросы об объявлении и введении военногоположения в интересах обороны страны и обеспечения правопорядка, законностии безопасности должны быть решены незамедлительно. Военное положение, вводимое Президентом в случае агрессии противРоссийской Федерации или непосредственной угрозы агрессии на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях, представляет собойособый правовой режим жизнедеятельности государства и общества. Этот режимпредусматривает наделение органов государственной власти и органов местногосамоуправления, а также формируемых органов государственного управлениявоенного времени, военных властей правами по реализации функций,обеспечивающих выполнение должностными лицами и гражданами возложенных наних обязанностей. В условиях военного положения органы государственной власти и органыместного самоуправления, общественные объединения, предприятия,организации, учреждения обязываются оказывать полное содействие военномукомандованию в использовании сил и средств данной территории для нуждобороны, обеспечения общественного порядка и безопасности. В интересах обороны страны, безопасности государства, защитыконституционного строя, обеспечения в экстремальной ситуациигарантированной защиты прав и свобод человека и гражданина,неукоснительного исполнения установленных для должностных лиц и гражданобязанностей в обстановке военного времени могут предусматриватьсяотдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков ихдействия. Статья 88 Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке,предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территорииРоссийской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение снезамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и ГосударственнойДуме. Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации дляскорейшей нормализации обстановки, восстановления законности иправопорядка, устранения угрозы безопасности граждан и оказания имнеобходимой помощи. Статья 4 Закона "О чрезвычайном положении" от 17 мая 1991 г. <*>определила, что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: -------------------------------- <*> ВВС. 1991. N 22. Ст. 773. а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовыебеспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокадаотдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан илинормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие подугрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно -спасательных и восстановительных работ. Новелла состоит в том, что право на введение чрезвычайного положения навсей территории Российской Федерации принадлежит только ПрезидентуРоссийской Федерации. Прежде это право принадлежало и другимгосударственным органам, что создавало опасность дублирования полномочий повведению чрезвычайного положения. Кроме того, предусмотрено правило, что указы Президента РоссийскойФедерации о введении чрезвычайного положения должны утверждаться СоветомФедерации (п. "в" ч. 1 ст. 102 Конституции). Процедура утверждения указа о введении чрезвычайного положения аналогичнапроцедуре утверждения указа о введении военного положения (см. комментарийк ст. 87 Конституции Российской Федерации), хотя правовая природа этихуказов различна. Для издания указа о введении военного положения никаких предварительныхобращений в связи с необходимостью вводить военное положение не нужно. Вгипотезе нормы названы юридические факты (в данном случае это события),служащие основанием для принятия Президентом указа о введении военногоположения. Между тем в соответствии со ст. 7 Закона "О чрезвычайном положении" довведения чрезвычайного положения по основаниям, указанным в п. "а" ст. 4данного Закона, необходимо обратиться к группам лиц, организациям,учреждениям, являющимся инициаторами или участниками действий, служащихоснованием для введения чрезвычайного положения, с предупреждением итребованием прекратить противоправные действия в течение установленного вобращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц, организаций иучреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими противоправныхдействий по истечении установленного срока может быть введено чрезвычайноеположение. Статья 89 Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставленияполитического убежища; б) награждает государственными наградами Российской Федерации,присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшиеспециальные звания; в) осуществляет помилование. В этой статье названы полномочия Президента в отношении личности -гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина, лица безгражданства. Указанные в статье полномочия традиционно относятся ккомпетенции главы государства. Важнейшим среди этих полномочий является решение вопросов гражданстваРоссийской Федерации. Следует отметить, что отнесенные п. "в" ст. 71 кведению Российской Федерации вопросы гражданства в Российской Федерациирешаются прежде всего федеральным парламентом путем принятия законов. Внастоящее время действует Закон РФ "О гражданстве Российской Федерации" от28 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 17июня 1993 г. и Федеральным законом от 6 февраля 1995 г. <*> Статья 33Закона определяет конкретные полномочия Президента по делам о гражданстве.Установлено, что Президент принимает решения по вопросам: приема вроссийское гражданство иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц безгражданства; восстановления в гражданстве Российской Федерации; разрешенияна выход из гражданства Российской Федерации; разрешения гражданину Россиииметь одновременно гражданство другого государства; отмены решения о приемев российское гражданство; предоставления почетного гражданства. Восуществление указанных полномочий Президент издает указы. Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства при Президентедействует образованная им Комиссия по вопросам гражданства. Ее полномочияустановлены ст. 34 Закона о гражданстве. Президент утвердил Положение обэтой комиссии <*> Рабочим аппаратом комиссии является Управление повопросам гражданства Администрации Президента. Положение об этом Управленииутверждено Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. <**>Порядок рассмотрения вопросов гражданства установлен Положением,утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. вредакции Указа от 27 декабря 1993 г. <***> В компетенцию Президента России входит также решение вопросовпредоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам безгражданства. Предоставление политического убежища является сувереннымправом государства - субъекта международного права. Принимать решение опредоставлении политического убежища - прерогатива Президента России.Политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданствапредоставляется на основании общепризнанных принципов и норм международногоправа в соответствии с российской Конституцией (см. ч. 1 ст. 63) иПоложением о порядке предоставления политического убежища в РоссийскойФедерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 26 июля1995 г. <*> Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации,обращается с письменным ходатайством на имя Президента России втерриториальный орган Федеральной миграционной службы России по местусвоего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии натерриторию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющихэтому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычногоместа жительства. При наличии достаточных оснований для предоставленияубежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу России,которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России изатем направляет все материалы со своим заключением о возможности ицелесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища вКомиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматриваетходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения. Предоставление политического убежища производится указом Президента. Положение о порядке предоставления политического убежища предусматриваетряд случаев, при которых лицо, получившее политическое убежище, егоутрачивает. Одним из таких случаев является приобретение этим лицомгражданства Российской Федерации. Президент вправе лишить политического убежища лицо, получившее его. Этоможет быть сделано по соображениям национальной безопасности, а также вслучаях, если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям ипринципам Организации Объединенных Наций, либо совершило преступление и вотношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнениюобвинительный приговор суда. Пунктом "б" ст. 89 установлено полномочие Президента награждатьгосударственными наградами Российской Федерации. Следует отметить, что вцелом вопросы государственных наград Российской Федерации отнесены п. "с"ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации. Федерального закона огосударственных наградах Российской Федерации нет. Эти вопросырегламентированы сейчас в основном Положением о государственных наградахРоссийской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерацииот 1 июня 1995 г. <*> Согласно этому Положению, Президент издает указы и онаграждении государственными наградами, и об учреждении государственныхнаград Российской Федерации. -------------------------------- <*> СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2207. Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощренияза выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защитеОтечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан,благотворительной деятельности и иные заслуги. Государственные награды Российской Федерации вручаются ПрезидентомРоссии. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителямифедеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации,военачальниками и другими лицами. Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверностьили необоснованность представления к награждению. Лишение государственных наград может быть произведено только ПрезидентомРоссии по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкоепреступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ.При отмене приговора по реабилитирующим основаниям, в соответствии скоторым награжденный лишен государственных наград, изданный об этом указпризнается утратившим силу, а награжденный считается восстановленным вправах на государственные награды. Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единойполитики в области государственных наград Президент образует Службугосударственных наград Президента Российской Федерации, а также Комиссию погосударственным наградам при Президенте для проведения общественной оценкиматериалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрениюграждан <*>. Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания,например классный чин действительного государственного советника юстиции,классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов,специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д. Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службыРоссийской Федерации" (ст. 7), на Президента Российской Федерации возложеноприсвоение квалификационных разрядов действительных государственныхсоветников Российской Федерации и государственных советников РоссийскойФедерации <*>. Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оноосуществляется указами Президента в отношении отдельных (индивидуальноопределенных) лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление,может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенноенаказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшегонаказание, актом помилования может быть снята судимость. При Президенте действует Комиссия по вопросам помилования. Онарассматривает ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни иготовит проекты указов Президента России о помиловании этих лиц. Смертнаяказнь в соответствии с новым УК может быть заменена в порядке помилованияпожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет <*>. Статья 90 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны дляисполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должныпротиворечить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В данной статье определены полномочия Президента по изданию правовыхактов в виде указов и распоряжений, установлены пределы действия такихактов, их соотношение с российской Конституцией и федеральными законами. Правовые акты Президента делятся на нормативные и индивидуальные. Указы и распоряжения Президента нормативного характера обязательны дляисполнения на всей территории России. Нормативные акты Президента наряду сКонституцией и федеральными законами являются правовой основой изданияфедеральными исполнительными органами власти и исполнительными органамивласти субъектов Российской Федерации своих актов. Нормативные указы и распоряжения содержат правовые нормы, определяющиеобщие правила поведения, рассчитанные на многократное применение. Индивидуальные указы и распоряжения касаются только конкретных отношенийлибо определенных лиц. К ним относятся, например, указы и распоряжения оназначении на должность или об освобождении от занимаемой должности. Правовые акты, издаваемые Президентом, не должны противоречитьКонституции Российской Федерации и федеральным законам. Это означает, чтоакты Президента носят подзаконный характер. Вместе с тем конституционнаяформулировка данного требования и отсутствие в Конституции перечнявопросов, подлежащих регулированию исключительно законом, позволяюттолковать правотворческую деятельность Президента достаточно широко. В случае отсутствия законов, регулирующих определенную сферу отношений,Президент вправе, не нарушая требования ч. 3 ст. 90 Конституции, издатьнормативный указ по данному вопросу. Издание таких указов не ограничиваетправо Федерального Собрания на принятие закона, регулирующего аналогичнуюсферу отношений. Нормы, содержащиеся в законе, не могут быть ограниченыположениями указа или распоряжения Президента. Например, после утвержденияУказом Президента от 1 октября 1993 г. Положения о выборах депутатовГосударственной Думы в 1993 г. <*> Федеральным Собранием в 1995 г. былпринят Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации", который в значительной меревышел за рамки названного Положения. ------------------------------- <*> Бюллетень ЦИК РФ. 1993. N 1. Ст. 7. При несоответствии нормативных актов Президента Конституции илифедеральным законам споры по данному вопросу разрешаются в соответствии сп. "а" ч. 2 ст. 125 Конституции Конституционным Судом Российской Федерации. Конституционный Суд может принять решение о неконституционности акта вцелом или его отдельных положений. Акты Президента, признанныенеконституционными, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции утрачивают силу. Порядок введения в действие актов Президента утвержден Указом Президентаот 26 марта 1992 г. <*> Нормативные акты Президента вступают в действие навсей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи днейпосле их официального опубликования, за исключением случаев, когда припринятии акта установлен другой срок введения его в действие. ------------------------------- <*> САПП. 1992. N 1. Ст. 1. Основной контроль за исполнением актов Президента осуществляютконтрольные управления, созданные при Администрации Президента и приадминистрациях областей, а также полномочные представители Президента всубъектах Федерации. Кроме того, контроль за исполнением актов Президентаосуществляют общефункциональные и отраслевые федеральные органыисполнительной власти (Минфин России, Госналогслужба России и др.). Правовые акты Президента подлежат официальному опубликованию. С 1 мая1994 г. опубликование осуществляется в информационном бюллетене "Собраниезаконодательства Российской Федерации" в разделе "Указы и распоряженияПрезидента", а также в "Российской газете". Статья 91 Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Комментируемая статья - одна из самых кратких в Конституции.Неприкосновенность означает защищенность от всяких посягательств со стороныкого бы то ни было, а лицо, пользующееся неприкосновенностью, защищаетсягосударством от противоправных посягательств. Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантиинеприкосновенности обусловлено прежде всего чрезвычайной важностью иответственностью его полномочий как главы государства и гарантаКонституции, а также тем, что он избран всенародным голосованием. Полнота понятия "неприкосновенность" имеет для Президента особоезначение, поскольку ему приходится принимать крупные политические решения,которые могут вызвать не только поддержку, но и недовольство отдельныхграждан и организаций. Президент, пользующийся гарантиейнеприкосновенности, свободен принимать решения, исходя только из своегопредставления об интересах государства. Гарантия неприкосновенности, установленная ст. 91 Конституции, означает,что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральнымзаконом ответственности, в том числе уголовной, административной игражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержаниюили иному ограничению его личной свободы. Гарантия неприкосновенности действует только в период нахождения вдолжности. Неприкосновенность никоим образом не связывается с безответственностью ивседозволенностью. Конституция возлагает на Президента Российской Федерацииобязанности, предполагающие его высокую ответственность за свои действия.Это обстоятельство подчеркивается в Конституции тем, что онапредусматривает возможность отрешения Президента от должности на основаниисложной процедуры, следующей за обвинением его в государственной измене илисовершении иного тяжкого преступления (см. ст. 93 и комментарий к ней). Конституция Российской Федерации предусматривает также возможностьобращения с запросами о признании нормативных актов Президента несоответствующими Конституции (см. п. "а" ч. 2 ст. 125). Статья 92 1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий смомента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срокаего пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избраннымПрезидентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочийдосрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровьяосуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. Приэтом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднеетрех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. 3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состояниивыполнять свои обязанности, их временно исполняет ПредседательПравительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности ПрезидентаРоссийской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу,назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотреположений Конституции Российской Федерации. Комментируемая статья устанавливает время исполнения ПрезидентомРоссийской Федерации его полномочий, обстоятельства, влекущие за собойдосрочное прекращение им полномочий, а также последствия временнойнеспособности Президента выполнять свои обязанности. В соответствии с п. 1 данной статьи Президент приступает к исполнениюсвоих обязанностей с момента принесения им присяги, текст которой иобстановка ее принятия установлены в ст. 82 Конституции. Этому предшествует определение Центральной избирательной комиссиейрезультатов выборов Президента, причем избранным считается кандидат надолжность Президента, который получил более половины голосов избирателей,принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не собралнужного числа голосов, назначается повторное голосование по двумкандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом избраннымсчитается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов. Исполнение полномочий Президента прекращается с истечением срока егопребывания в должности с момента принесения присяги вновь избраннымПрезидентом. Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей"с момента" принесения присяги и прекращает их исполнение опять же "смомента" принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает оченьважное для государства обстоятельство, которое заключается в том, чтоисполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается.Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента. Президент, как и любой человек, может оказаться в таком состоянии, когдаисполнение им своих обязанностей невозможно. Часть 2 комментируемой статьиопределяет три случая досрочного прекращения Президентом своих полномочий. Во-первых, это его отставка. Представляется, что она может бытьинициирована только лично Президентом. Во-вторых, это стойкая неспособность Президента по состоянию здоровьяисполнять свои обязанности. Конституция и российские законы не даюттолкования этого понятия. Очевидно, стойкая неспособность по состоянию здоровья исполнять своиобязанности означает такое состояние здоровья, при котором человек нетолько не может исполнять обязанности в данный момент, но и не сможет ихисполнять и в будущем. Таким образом, под это понятие не подпадаетвременное расстройство здоровья. Лаконичны по аналогичным вопросамконституции и законы зарубежных государств. Так, в Конституции США(поправка XXV, раздел 4) указано: "Всякий раз, когда Вице - президент ибольшинство основных должностных лиц исполнительных департаментов илидругого такого органа, который может быть предусмотрен Конгрессомпосредством закона, передают Председателю pro tempore Сената и СпикеруПалаты представителей письменное заявление о том, что Президент не способеносуществлять свои должностные полномочия и обязанности, Вице - президентнемедленно принимает на себя его должностные полномочия и обязанности вкачестве исполняющего обязанности Президента". В нашей стране соответствующих правовых норм нет, однако очевидно, чтоконстатация неспособности Президента по состоянию здоровья исполнять своиобязанности не может быть произведена без участия медиков и авторитетныхгосударственных органов. В-третьих, это отрешение от должности. Условия и порядок отрешения отдолжности изложены в ст. 93 Конституции (см. комментарий к ст. 93). При досрочном прекращении Президентом своих

Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Полномочия Президента РФ (материалы) iconДокументи
1. /Функции и полномочия Президента.doc

Полномочия Президента РФ (материалы) iconКонтрольная работа по финансовому праву Вариант 2
Каковы полномочия в области финансов палат Федерального собрания, Президента и Правительства рф?

Полномочия Президента РФ (материалы) iconВопросы к зачету (экзамену) по курсу «Правоведение»
Президент Российской Федерации: полномочия, порядок избрания и прекращения обязанностей, акты Президента РФ

Полномочия Президента РФ (материалы) iconТема курсової роботи: "Апарат Президента України"
Президента України – Адміністрації Президента. У звязку з цим виникає чимало запитань І проблем, повязаних з тим, чи зможе новоутворений...

Полномочия Президента РФ (материалы) iconПеречень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоведение» для студентов 5-го курса очной формы обучения (дополнительная сессия)
Полномочия и конституционный статус Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государственной власти

Полномочия Президента РФ (материалы) iconПроцедура прекращения полномочий президента российской федерации
Президента физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой...

Полномочия Президента РФ (материалы) iconПримерный перечень вопросов для подготовки к экзамену по дисциплине «Правоведение» для студентов 3-го курса очной формы обучения 2011-2012 учебный год
Полномочия и конституционный статус Президента Российской Федерации, его положение в системе органов государственной власти

Полномочия Президента РФ (материалы) iconИнститут президентства в России
Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки. В то же время, каждое из этих государств характеризуется своими специфическими особенностями,...

Полномочия Президента РФ (материалы) icon2. Порядок избрания Президента РФ. Прекращение
Порядок избрания Президента РФ. Прекращение его обязанностей. Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции рф, Федерального...

Полномочия Президента РФ (материалы) iconУказ президента республики татарстан об утверждении положения о департаменте внешних связей президента республики татарстан
В соответствии с Указами Президента Республики Татарстан от 20 марта 2006 года n уп-114 "Об утверждении Положения об Аппарате Президента...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы