Мотивы учения школьников icon

Мотивы учения школьников



НазваниеМотивы учения школьников
Дата конвертации17.08.2012
Размер92.03 Kb.
ТипРеферат
Мотивы учения школьников


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ МОТИВЫ УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ СТИМУЛИРОВАНИЯ И МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ. Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом. Чаще всего их бывает несколько. Ими могут статьидеалы, мечты, чувства, стремления, интересы и многое другое. Мотивыклассифицируются по видам вызывающих их потребностей и по конкретномусодержанию деятельности, в которой они реализуются. Методы стимулированияи мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методовобучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможенбез наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторыхмноголетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначениекоторых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременномобеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебныедискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.). Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активнойдеятельности. Поэтому стимулирование - это фактор деятельности учителя. Ностимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда онпревращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека кдеятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только подвлиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, егопрежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не толькопрямой, а опоследуемый личностью обучаемого эффект. Один и тот же стимулможет по-разному сказаться на мотивах разных учеников в зависимости от ихотношения к этому стимулу, готовности отозваться на него и даже отнастроения, самочувствия ученика и пр. В учебном процессе очень важнодобиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительныемотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новымучебным материалом. В самом названии “методы стимулирования и мотивации”находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимуловучителя и изменение мотивации школьников. В дальнейшем для краткостиформулировки можно называть эти методы методами стимулирования, но неследует забывать, что суть этих методов состоит во взаимодействии учителя иучеников, взаимодействии, обеспечивающем необходимую мотивацию учебнойдеятельности обучаемых. Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории: 1) Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения 2) Другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой. К первым относятся познавательные интересы детей, потребность винтеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками изнаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в ихоценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системедоступных ему общественных отношений. Изучение мотивации учебнойдеятельности подростков опирается на специально организованный эксперимент,направленный на определение психологических условий формирования у учащихсяпознавательной мотивации. Обнаружено, что для этого у школьников необходимовызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере, выработатьумение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Былообосновано важное психологическое положение о том, что существеннымусловием становления какого-либо конкретного учебного мотива являетсянаправленность сознания школьника не только на результат учебнойдеятельности, но и на способы его достижения. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используетсявесь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: o словесные o наглядные и практические методы o репродуктивные и поисковые методы o индуктивные и дедуктивные методы o методы самостоятельной учебной работы или работы под руководством учителя.1) Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане - для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока. Во время педагогической практики я посетила уроки не только по своим предметам, но и по различным другим дисциплинам и убедилась в той силе, которую слово может оказать на учащихся. Захватывающие рассказы учителей по истории, биологии, страноведению и другим дисциплинам вызывают у учащихся стремление к дальнейшему обучению. Например, один учащийся, который вот уже несколько лет увлекается биологией (посещает кружки, факультатив, участвует во всех олимпиадах) что мощным толчком к изучению биологии послужили уроки первого учителя по биологии, его образные увлекательные рассказы.2) Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае выступают в роли стимуляторов активности в учении. На своих уроках я старалась использовать этот метод осуществления учебной деятельности как можно чаще. Мне не раз доводилось видеть, как загорались глаза у детей, которые только что пришли на 5й по счету урок, при виде разложенных на партах наглядных пособий, распечаток упражнений с картинками.3) Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когда проблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников, т.е. доступны для самостоятельного разрешения. В этом случае мотивом учебной деятельности учащихся является стремление решить поставленную задачу.4) При известных условиях стимулирующим влиянием обладают дедуктивные и индуктивные методы. Когда, например, учащиеся с помощью дедуктивных рассуждений овладевают единым, общим способом рассмотрения многих задач по физике, математике, осознают, что они овладели некоторым универсальным средством, с помощью которого можно решить многие конкретные задачи, это вызывает у них мощный прилив энергии. Точно также индуктивные рассуждения, которые широко опираются на данные из окружающей действительности, учитывают по принципу апперцепции жизненный и научный опыт, активизируют действия учеников.5) Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения. В данном случае у учащихся появляется стимул к выполнению задания правильно и лучше, чем у соседа.Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательнойдеятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями. В этом смысле можно говоритьо мотивационной функции любого метода обучения. Педагогикой накопленбольшой арсенал методов, которые специально направлены на формированиеположительных мотивов учения, стимулируют познавательную активность,одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функциястимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуяосуществлению образовательной функции всех других методов обучения. Дляпроблемы методов стимулирования и мотивации учения очень важно то, чтопсихологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения:мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, которыеможно кратко и более конкретно обозначить как мотивы общественного долга иответственности. Причем мотивы долга и ответственности касаются не толькоширокого общественного плана - долг перед Родиной, но и ответственностиперед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремленияполучить их оценку, одобрение, желание занять должное место в учебномколлективе класса. В педагогике и методиках преподавания давно ужесформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специальнопоработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В своевремя активно применялись для этого термины “интригующее начало урока”,“эмоциональная завязка урока”, “активизация внимания к новой теме” и т.п.Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать началоурока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью,удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучениенового материала. Для этого необходимо активно формировать у всех учителейумение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивацииучения. Основываясь на вышеизложенных фактах, я провел анкетирование в своемклассе для определения мотивов учебной деятельности. Ниже следуют вопросыанкеты предоставленные ученикам 10-го класса.Анкета:1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету ) интересно.2. Учусь потому, что заставляют родители.3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.7. Учусь потому, что нравиться узнавать новое.8. Учусь потому, что нравиться учитель по предмету (предмет).9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей с родителями.10. Учусь потому, что хочу больше знать.11. Учусь потому, что люблю думать, мыслить, соображать.12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником. Как и ожидалось, многие ученики 10-го класса выбрали ответ № 4, таккак именно в 10-м классе многие учащиеся начинают задумываться над тем,какой будет их будущая профессия. В этом возрасте одним из первых мотивовобучения является стремление поступить в желаемое учебное заведение.Интересен тот факт, что при проведении анкетирования (анкету заполняло 25учащихся) помимо номера 4 многие учащиеся выбрали формулировки под номерами4, 7. 10, 11; т. е. самые положительные мотивы. Но до проведенияанкетирования у меня была возможность поговорить на эту тему индивидуальнос каждым учащимся. Конечно, я делал это не напрямую, а как бы между строк;картина получилась не такая уж радужная. 10 человек честно признались, чтоучатся потому, что их заставляют родители и оказывают определенное давлениеза плохие оценки (хотя они не отрицали, что на урока нередко бываетинтересно и им это нравится). 7 человек учатся потому, что в семье естьположительные примеры старшего брата или сестры, которые достигли в учебе,а также и в жизни, значительных успехов и родители ставят их в пример. 5человек учатся в основном потому, что родители всячески поощряют хорошуюуспеваемость (в том числе поощряют материально). Остальные учащиесяотвечали, что учатся в основном потому, что так делают все и без этогонельзя будет потом получить работу. Все учащиеся при этом имеют любимыйпредмет и любимого преподавателя и отмечают, что на уроках им бываетинтересно и некоторые говорят, что уже окончательно определились со своейбудущей профессией. Также все ученики отметили, что в школе у них естьдрузья, и они просто не будут их видеть так часто, если не будут ходить вшколу. Как известно, познавательный интерес старшеклассников связан с социальнозначимой познавательной деятельностью. У взрослых это может быть и работапо усовершенствованию конструкции и научное исследование, и повышениеквалификации в своей области. У старшеклассника же это связано с выборомпрофессии. Для определения уровня познавательных интересов мною также былопроведено анкетирование. Учащимся были заданы следующие вопросы:1. Связаны ли Ваши интересы с выбором будущей профессии?А) связаны очень тесноБ) связаны, но мало сопровождаются соответствующей организациейдеятельностиВ) никак не связаны2. Обращаетесь ли Вы к серьезным источникам: пользуетесь ли научной литературой, работаете ли со словарями?А) постоянноБ) иногдаВ) очень редко3. Ставите ли Вы пред собой задачи, выполнение которых невозможно в один присест и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?А) большинство занятий подчинено этому принципуБ) ставлю такие задачи, но редко выполняюВ) не ставлю долговременных задач4. В какой мере, занимаясь любимым делом, Вы можете делать неинтересную для Вас интеллектуальную работу (например, выполнять длительные вычисления при решении интересной задачи)?А) делаю всегда столько, сколько нужноБ) делаю периодическиВ) не люблю выполнять неинтересную работу5. Способны ли Вы при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями и отдыхом?А) всегда, когда это нужноБ) только изредкаВ) не способен Учащиеся на удивление серьезно отнеслись к этому тесту и довольночестно ответили на все вопросы. Как выяснилось, интересы учащихся оченьтесно связаны с выбором будущей деятельности, тем не менее это еще неслужит достаточным стимулирующим фактором к учебной деятельности. Ксерьезным источникам большинство учащихся обращаются очень редко,долговременных задач не ставят и только изредка способны жертвоватьразвлечениями при необходимости продолжительное время заниматьсяинтеллектуальной деятельностью, а вот неинтересную интеллектуальную работувсе всегда делают столько, сколько нужно (иначе они получать плохуюотметку).ВЫВОДИзучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человекавообще, а подрастающего человека особенно. В самом деле, уже знание такихмотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общенияребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предметуво многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умениемувлекательно излагать материал, методическим мастерством. Однако, наряду сэтим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение ктому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости,точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, ксожалению, далеко не всегда верных представлений. Педагогу очень важнознать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учениявоспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следуетискать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждаетстрах наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемуюистину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускногокласса – упорно и терпеливо формировать содержательные и общественнозначимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всюпоследующую жизнь человека.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Мотивы учения школьников iconМотивация учения младших школьников

Мотивы учения школьников iconСеминар для молодых специалистов: «Приемы и способы развития у школьников учебной мотивации»
Чтобы уметь формировать мотивацию учения, нужно знать строение мотивационной сферы учения, входящих в нее побуждений, установление...
Мотивы учения школьников iconПлан воспитательной работы на 2007-2008 у г. в 9-а классе
У учеников с низким уровнем развития познавательного интереса на первом месте находятся такие мотивы как: общение с другими, внеклассные...
Мотивы учения школьников iconАктивизации учения школьников
Анализ методов и условий активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Мотивы учения школьников iconВведение 2 Мотивация учащихся начальной школы 5
Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой...
Мотивы учения школьников iconПравославие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц
В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения....
Мотивы учения школьников iconПравославие в современной России. Экономические аспекты социального учения рпц
В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (рпц) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения....
Мотивы учения школьников iconПрограмма дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах
Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения....
Мотивы учения школьников iconРудзитис Р. Я
Сборник "Искусство творить взаимоотношения", составленный последователями Учения Живой Этики, содержит параграфы книг Учения и выдержки...
Мотивы учения школьников iconУрок литературы 11 класс Тема: «Библейские мотивы в творчестве Бориса Пастернака» Учитель Фролова И. М
Помочь ученикам понять и осознать, как библейские мотивы отразились в творчестве Б. Пастернака
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы