Налоговая система РФ icon

Налоговая система РФ



НазваниеНалоговая система РФ
Дата конвертации17.08.2012
Размер370.92 Kb.
ТипРеферат
Налоговая система РФ


МЕСТО И ФУНКЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННОГОВОСПРОИЗВОДСТВА "Налоговая система" - один из центральных разделов экономическойтеории, точнее, ее раздела, посвященного теории финансов. Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства,- обеспечивающий возможность выполнения государством целого рядавоспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельностивсех субъектов общественного производства, представляющих все формысобственности. К воспроизводственным функциям, которые наиболее эффективно могутвыполняться только государством, можно отнести: - обеспечение обороны страны; - обеспечение социальных гарантий для населения в областиздравоохранения, образования, жилищно-коммунального обслуживания и т.д.; - охрана общественного порядка; - защита окружающей среды и здоровья человека от вредных воздействийпроизводства; - смягчение кризисных ситуаций в экономике, связанных с инфляцией,безработицей; - поддержка экономически отсталых территорий; - проведение антимонопольной политики; - защита населения в чрезвычайных ситуациях; государственная поддержка малого предпринимательства; - государственная поддержка приоритетных направлений научно-технического прогресса и др. Практическая реализация названных функций предполагает их финансовоеобеспечение, которое невозможно без централизации определенной частистоимости ежегодно создаваемого валового внутреннего продукта, безаккумуляции финансовых ресурсов на государственном уровне, вгосударственном бюджете. Кроме того, часть финансовых ресурсов, централизуемая длягосударственных целей, сосредотачивается во внебюджетных государственныхфондах строго целевого назначения: пенсионного фонда, фонда социальногострахования, фонда обязательного медицинского страхования. Роль механизма централизации и аккумуляции денежных средств,необходимых для реализации экономической роли государства выполняетналоговая система. Конкретно централизация денежных средств осуществляетсяв процессе взимания налогов с физических и юридических лиц в порядке,установленном законодательством страны. Таким образом, налоговая система, с одной стороны, включает в себясовокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, уплачиваемыхфизическими и юридическими лицами, с другой стороны - механизм, методы,порядок взимания этих налогов, устанавливаемый законами. - функциюаккумуляции денежных средств, необходимых для государственных расходов,выполняет бюджетная система государства и его внебюджетные фонды. Бюджетявляется основным регулятором образования, распределения и использованияцентрализованных денежных фондов разного уровня. Бюджет утверждаетсяорганами законодательной власти. Бюджетная система Российской Федерациивключает в себя не только централизованный денежный фонд государства -госбюджет, но и бюджеты, формируемые на уровне субъектов Федерации(республик, краев, областей, автономных округов и т.д.
) и муниципальномуровне, используемые для решения социальных и экономических проблем нарегиональном и местном уровнях. Бюджет по своему экономическому содержанию представляет собой не толькоособую экономическую форму перераспределительных отношений, обеспечивающаяаккумуляцию части внутреннего валового продукта в руках государства. Спомощью бюджета происходит дальнейшее перераспределение этой части валовоговнутреннего продукта с целью обеспечения расходов государства, необходимыхдля реализации его социальных, политических и экономических функций. Бюджет представляет собой один из главных инструментов государственногорегулирования различных сфер общественной жизни, осуществляемого на основеманеврирования поступающими в распоряжение государства денежных средствпосредством сокращения или увеличения расходов на социальные программы, нагосударственные инвестиции, на оборону и т.д. Функционирование госбюджета обеспечивается процессом формирования егодоходов и расходов. Основным источником доходов госбюджета является валовойвнутренний продукт. Структура доходов госбюджета представлена различными платежамиюридических и физических лиц, именуемых налогами. Они составляют основудоходной части госбюджета. 80% доходов бюджета формируется за счет налогов. Таким образом, налог по своему экономическому содержанию представляетсредство, экономический инструмент аккумуляции финансовых ресурсов,необходимых для выполнения государством своих функций. Налог какэкономическая категория отражает отношения между государством, населением июридическими лицами в процессе перераспределения ВВП с целью мобилизацииденежных средств для государственных расходов. Более конкретно налоги можно определить как обязательные, безвозмездныеплатежи юридических или физических лиц, установленные законодательнымиорганами государственной власти (с определением их размеров и сроковуплаты) и зачисляемые в государственную бюджетную систему, в муниципальныебюджеты, а также во внебюджетные целевые государственные фонды (пенсионный,социального страхования, обязательного медицинского страхования). Налоги, в зависимости от методов налогообложения могут выполнять рядэкономически значимых функций. Основная функция налогов - фискальная, заключающаяся в пополнениигосударственной казны, формировании финансовых ресурсов государства,доходов негосударственного бюджета. Наряду с фискальной налоги выполняют регулирующую функцию. Даннаяфункция реализуется через механизм налогообложения, который либо создаетблагоприятные условия для различных сфер деятельности через системуналоговых льгот, либо ограничивает масштабы той или иной деятельности(например, хозяйственной деятельности, причиняющей вред окружающей среде).Объектами регулирования с помощью налогов являются научно-техническийпрогресс, демографические процессы, доходы населения и т.д. Кроме того, налоги выполняют контрольную функцию, заключающуюся в том,что в процессе налогообложения осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, за достоверностьюучета доходов населения. Особую роль налоги играют в рыночной системе хозяйствования, котораясущественно сокращает масштабы и возможности прямого вмешательствагосударства в деятельность хозяйственных субъектов. Доминирующую роль в регулировании государством экономических процессовиграют так называемые косвенные методы регулирования, исключающие егопрямое вмешательство в эти процессы. Ключевая роль в системе косвенныхметодов регулирования экономики принадлежит налогам, обладающимзначительным регулирующим потенциалом. Наряду с налогами источником наполнения доходной части бюджета являютсятак называемые неналоговые доходы, формируемые за счет получения дивидендовпо акциям, закрепленным за государством, доходов от использованиягосударственного имущества, доходов от выпуска государственных ценныхбумаг, штрафов, доходов от приватизации государственного имущества. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ОТРАЖАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Процесс налогообложения регулируется законодательными актами. Наиболеесущественные положения налогообложения комплексно отражены в Законе "Обосновах налоговой системы Российской Федерации". В нем нашли отражениепринципы построения налоговой системы, перечень налогов, их классификация,порядок их установления, обязанности и права налогоплательщиков. Наряду с таким общим Законом существуют законы, регулирующие процессвзимания отдельных налогов. При всех различиях между разными налогами есть элементы механизманалогообложения, общие для всех налогов, которые используются длярегулирования процесса взимания всех без исключения налогов. К ним можноотнести: 1. Определение круга плательщиков или субъектов налогообложения, ккоторым могут быть отнесены юридические лица, филиалы юридических лиц,физические лица. 2. Определение объектов налогообложения, в роли которых могут выступатьдоходы юридических лиц (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельныевиды деятельности (внешнеэкономическая, банковская, страховая), операции сценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, пользованиеприродными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции,работ и услуг и др. 3. Определение источников налогов. Основными источниками налогаявляются либо доход, либо имущество. Иногда объект налогообложения иисточник налога совпадают (например, налог на прибыль). 4. Ставку налога или норму налогового обложения. Под ставкой налогаподразумевается размер, который взимается с объекта налогообложения в целомили с единицы налогообложения. Различают твердые ставки, которыеустанавливаются в абсолютных суммах (земельный налог, домовой и т.д.) иставки, выраженные в процентах. Процентные ставки в зависимости от метода установления подразделяютсяна пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в едином проценте кдоходу налогоплательщика независимо от его величины, например: налог наприбыль - 30%, налог на дивиденды с юридических лиц - 15% и др. Прогрессивные ставки налога увеличиваются по мере роста дохода.Различают два вида прогрессии: а) простая - при которой ставки увеличиваются по мере увеличения доходадля всей суммы в целом; б) сложная - при которой доходы делятся на части, каждая из которыхоблагается своей ставкой. Повышенные ставки действуют не для всего объекта,а для части, превышающей предыдущую. 5. Определение сроков уплаты налогов в течение года, которыепредусматриваются особо по каждому налогу. 6. Налоговые льготы, означающие полное или частичное освобождение отналогов. Налоговые льготы предусматриваются в законах о соответствующихналогах: в Законе о налоге на прибыль, в Законе о налоге на добавленнуюстоимость и т.д. Основными формами предоставления налоговых льгот являются: - установление необлагаемого налогом минимума объекта налогообложения.Например, минимальная зарплата не облагается налогом; - изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения.Например, прибыль, используемая на инвестиции, вычитается изналогооблагаемой прибыли; - освобождение от уплаты налогов определенных лиц или категорийплательщиков. Например, малых предприятий, инвалидов и т.д.; - вычет из налогового платежа за определенный период; - понижение налоговых ставок; - целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочкавзимания налоговых платежей). Налоговые льготы используются для стимулирования различных видовхозяйственной деятельности, различных экономических процессов(инвестирования, развития новых производств и др.), а также различныхкатегорий плательщиков. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицироватьпо различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность имеханизм их действия. Классификация налогов представляет собой их группировку по различнымпринципам или основаниям. Налоги классифицируются следующим образом: - по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги,взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. Вто же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды; - по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенныеналоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество. Припрямом налогообложении фактически является юридическое или уплачивающееналог. Косвенные налоги отличаются от прямых, выплачиваемых с дохода илиимущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа науслуги. Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается напредприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующееих. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщикамиприменительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в ценытоваров или услуг, фактическим налогоплательщиком является их потребитель,поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму налога. В группу косвенных налогов входят налог на добавленную стоимость,акцизы, таможенные пошлины и др. Платежи во внебюджетные фонды такжеотносятся к косвенным налогам, но включаются они не в цену, а всебестоимость продукции. Но, в конечном счете, повышение себестоимостиувеличивает цену. Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнееиспользовать как фискальную, так и стимулирующую функции налогов. В этомслучае под налоговым воздействием оказываются и материальные ресурсы ирабочая сила, и доход, - в зависимости от территориального уровня, на котором они взимаются.Закон "Об основах налоговой системы" вводит подразделение налогов на тривида в зависимости от их территориального уровня: федеральные(общероссийские), субъектов Федерации, местные налоги. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизына отдельные группы товаров, налог на доходы банков, налог на доходы отстраховой деятельности, налог на операции с ценными бумагами, налог наприбыль, подоходный налог с физических лиц, налоги, зачисляемые в дорожныефонды, налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Кроменалогов к федеральным платежам относятся: государственная пошлина,таможенная пошлина, гербовый сбор, плата за пользование ресурсами и др. Отличительными чертами федеральных налогов являются: их обязательноеустановление государственным законодательным актом, их взимание на всейтерритории Российской Федерации. Они могут быть зачислены частично вфедеральный бюджет, частично - в бюджеты других уровней (подоходный налог сфизических лиц, налог на прибыль). К налогам субъектов Федерации относятся: налог на имуществопредприятий, зачисляемый в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты,лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями. Крометого, субъекты Федерации имеют право вводить транспортный налог спредприятий (кроме бюджетных предприятий) и разовые сборы за право торговлитоварами народного потребления. Часть налогов субъектов Федерации устанавливается государственнымизаконодательными актами. Часть - законодательными актами самих субъектов. В группу местных налогов входят: налог на имущество физических лиц,налог на строительство объектов промышленного назначения в курортных зонах, на перепродажу автомобилей, на содержание жилого фонда и др. Некоторыеместные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов Федерации.Другая часть - решениями местных органов власти; - в зависимости от характера использования налоги подразделяются наналоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня(государственный, субъектов Федерации, местный) и используются как денежныйфонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги зачисляются в государственные внебюджетные целевые фондыдля строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социальногострахования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости,земельный фонд. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Процесс установления налогов представляет собой введение платежей впределах определенной территории с указанием круга плательщиков, объектовналогообложения, размеров и сроков уплаты, предоставляемых льгот по налогу.Процесс установления налогов предполагает использование определенногомеханизма налогообложения, элементами которого являются ставки налога,сроки уплаты налога, объекты налогообложения, субъекты налогообложения,льготы и т.д. Поскольку по своему экономическому содержанию налогообложение связано спроцессом воспроизводства, с выполнением государством его экономическихфункций, с реализацией политики, направленной на регулированиеэкономических пропорций, постольку процесс налогообложения не можетосуществляться произвольно. Он также регулируется государством. Практиканалогообложения, исчисляемая столетиями, выработала систему фундаментальныхпринципов построения налоговой системы, некоторые из которых впервые былисформулированы еще в прошлом веке: - принцип равномерности обложения, который предполагает, чтобы гражданегосударства принимали материальное участие в расходах государствасоразмерно своим доходам. Часто данное правило называют принципомсправедливости, предполагающим более жесткое обложение для лиц с высокимидоходами и щадящее - для социально слабо защищенных категорий граждан;- принцип определенности, означающий необходимость четкого определенияразмера налога и соответственно исключающий его произвольный характер.Плательщику должны быть точно известны время, способ и сумма платежа; - налоговый платеж должен быть приурочен ко времени получения дохода. Кроме этих классических правил налогообложения с течением временисложился комплекс требований, предъявляемых к нему как со стороныгосударства, так и со стороны плательщиков налога. Эти требования нашлиотражение в новых общих принципах налогообложения, соблюдение которыхсчитается обязательным. К таким принципам можно отнести: - принцип универсализации или всеобщности налогообложения, которыйозначает необходимость- одинакового подхода к исчислению величины налога, независимо от источника полученного дохода; - принцип однократности обложения одного и того же объекта заопределенный период. Один и тот же объект может облагаться налогом одноговида только один раз за определенный законом период;- стабильность и устойчивость ставок налогообложения в течение длительноговремени. Реализация этого принципа играет стимулирующую роль; - принцип оптимальности налоговых изъятий, предполагающий такую долюизъятий в виде налога, которая позволяет плательщику налога иметь доход,обеспечивающий ему нормальное развитие. Предельная граница ставок зависит от множества факторов в каждомконкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставкуналогообложения в 50% дохода; - принцип дифференциации налоговых ставок в зависимости от уровнядоходов. Целью дифференциации налоговых ставок являются: социальная защитамалоимущих граждан, стимулирование развития реального сектора, повышениеэффективности налогообложения. При реализации данного принципа необходимоиметь в виду, что дифференциация не должна доводиться до индивидуализацииставок налога, поскольку такой подход снижает стимулирующую роль налога; - использование системы налоговых льгот, стимулирующих процессыразвития и реализующих принцип социальной справедливости; - разделение налогов по уровням государственного управления(федерального, субъектов Федерации, местные). ПРОЦЕСС НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Регулирование налогообложения - комплексное понятие, означающее, во-первых, деятельность работников финансового и налогового аппарата поформированию денежных фондов, образуемых за счет налогов. Во-вторых, в процессе регулирования осуществляется контроль над сборомналогов, управление налогово-финансовыми органами (органы системы Минфина,Государственной налоговой службы, Департамент налоговой полиции,Государственный таможенный комитет РФ). В процессе изменения экономической ситуации в стране регулированиеналоговой системы постоянно модифицируется. Особо значение налоговоерегулирование приобретает в условиях рыночной системы как один из основныхметодов косвенного регулирования экономики. Основные задачи налогового регулирования: - формированиецентрализованных бюджетных и внебюджетных фондов путем мобилизацииналоговых поступлений; - составление программ (краткосрочных и долгосрочных) поступленияналогов; - разработка принципов формирования и учета налогооблагаемой базы. Правильное определение налогооблагаемой базы -ключевой момент механизмаисчисления налогов; - осуществление контроля над налоговыми поступлениями физических июридических лиц, привлечение к ответственности налогоплательщиков,уклоняющихся от уплаты налогов. Налоговая политика государства представляет систему мероприятий иявляется составной частью финансовой политики. Характер и цели налоговойполитики обусловливаются экономической ситуацией в стране, характеромиспользования механизма налогообложения и принципов налогообложения. Различают два типа налоговой политики: дискреационную инедискреационную или автоматическую. Дискреционная налоговая политика заключается в более частом измененииналоговых ставок и размеров государственных расходов с целью влияния намасштабы объемов производства и занятость, то есть на экономическоеразвитие в интересах стабилизации экономики. В различных экономическихситуациях используются разные варианты дискреционной политики с цельюстабилизации экономической ситуации с помощью налогов и государственныхрасходов. В период спада возникает потребность в стимулирующей фискальнойполитике, которая предполагает снижение налогов, увеличение государственныхрасходов, сочетание того и другого. Увеличение государственных расходов исокращение налогов - меры, способствующие образованию бюджетного дефицита.В периоды спада производства дефицит госбюджета выполняет позитивнуюфункцию, поскольку создает определенные условия для инвестирования. Правительство может способствовать сокращению дефицита госбюджета двумяметодами. Один из них - размещение правительственных займов на денежномрынке, увеличение процентных ставок за кредиты, сокращение инвестиций.Другой - денежная эмиссия, которая не препятствует инвестициям, но вызываетинфляцию. В периоды избыточного спроса, когда возникает инфляция, болеепредпочтительной является сдерживающая фискальная политика, направленная насокращение спроса. Ее методы - увеличение налогов, уменьшениеправительственных расходов, сочетание этих двух подходов. .В период борьбы с инфляцией в отличие от периода, характеризующегосяспадом производства, фискальная политика должна ориентироваться наположительное сальдо государственного бюджета. Недискреационная фискальная политика предполагает использование мер,которые автоматически способствуют увеличению дефицита госбюджета в периодспада производства или увеличению его положительного сальдо в периодинфляции. В процессе реализации недискреационной налоговой политикиправительственные расходы принимаются заданными, постоянными. Кроме того,не принимается никаких специальных шагов по изменению налогов: налоговыепоступления возрастают автоматически по мере роста чистого национальногопродукта. Поступление налогов формирует тенденцию к ликвидации дефицитагосбюджета и созданию бюджетного излишка. В тех случаях, когда чистый национальный продукт сокращается в периодспада производства, налоговые поступления автоматически сокращаются и этосокращение смягчает экономический спад. Сокращение налогов способствует возникновению бюджетного дефицита. Каквидно, в случае использования недискреационной фискальной политикибюджетные излишки и бюджетные дефициты возникают автоматически. Недискреационная политика не в состоянии полностью предотвратитьнежелательные изменения величины чистого национального продукта.Автоматические стабилизаторы в состоянии лишь ограничить степень егоизменений, сгладить их, но не избежать. Поэтому в условиях существенногоспада производства или существенной инфляции более эффективной являетсядискреационная политика, то есть изменение по мере необходимости налоговых ставок и государственныхрасходов. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙЭКОНОМИКОЙ Система налогообложения является механизмом аккумуляции доходовгосбюджета и воздействия на общественное производство: на его структуру,его размещение, на темпы научно-технического развития. Налогами можноограничивать или стимулировать деловую активность. Иногда налогииспользуются для решения довольно частных проблем. Так в Германии в началевека, с целью прекращения расходования вина на производство уксуса былвведен налог на уксусную кислоту. Денежные доходы от налога едва покрывалирасходы по его взиманию, но поставленная задача была решена. В той жеГермании налоги используются для решения социальных задач. В частности,после резкого увеличения акциза на табак некурящих в Германии сталозначительно меньше. Налогообложение используется также для решения проблемэкологии. Дифференцированные налоги на автотранспорт, учитывающиеэкологическую чистоту двигателя с 70-х годов применяются в США. Налоги США Как и в других странах, формирование и движение бюджетных средствзанимает центральное место в реализации экономической политикиамериканского государства. Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляютсяв федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% государственныхдоходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета СШАхарактеризуется следующими данными: - подоходный налог с физических лиц - 41%; - отчисления на социальное страхование - 34%; - налог на доходы корпораций - 10%; - акцизные сборы - 3%; - заемные средства - 8%; - прочие доходы, включая налог на имущество, переходящее в порядкенаследования или дарения и негосударственные пошлины - 4%. Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог сфизических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемыйминимум доходов. В начале 90-х годов он составлял 2000 долларов в год.Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случаесуммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу сфизических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшаетсяна необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги,уплачиваемые властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценныхбумаг правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов,расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15%облагаемой суммы). В результате перечисленных вычетов образуетсяналогооблагаемый доход граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставокподоходного налога, величина которых варьировалась с 11 до 50%. Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являютсяотчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваютсякак работодателем, так и наемным работником. В отличие от другихевропейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взносаделает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем иработником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета. Вначале 90-х годов общая ставка была равна 15,02% фонда зарплаты.Работодатель и работник вносили по 7,51%. При этом облагается не весь фондзарплаты, а только первые 48,6 тыс. долларов в год в расчете на каждогозанятого. Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходахфедерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% доходакорпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларовналогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов -25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложениюимеет большое значение для средних и малых предприятий. По налогу на доходы корпораций предоставляются налоговые льготы. Изчисла дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы,100% дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственностикорпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы вблаготворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции инаучно-исследовательские работы, налоговые скидки на использованиеальтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра идр.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль. Вначале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи соснятием контроля за внутренними ценами на нефть. Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходахфедерального бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные итабачные изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности,личные самолеты и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены надороги и воздушные перевозки. Налоги штатов и местные налоги Штаты имеют свою, отдельную от федеральной, налоговую систему. Онивзимают подоходный налог с корпораций и граждан. Взимать доходы скорпораций, штаты имеют право только тогда, когда корпорация имеет на еготерритории строения или служащих. Однако, корпорация может не иметь здесьни того, ни другого, но торговать на территории штата и получать прибыль,особенно при широком распространении торговли по каталогам. В настоящеевремя ставится вопрос о налогообложении компаний и в этом случае. Наиболеевысокие ставки на доходы корпораций в Айове - 12%. Коннектикуте - 11,5%,Колумбии - 10,25%. Значительно ниже ставки в штатах Юта - 5%, Миссисипи -от 3% до 5%. Ставки подоходного налога с физических лиц в штатах колеблютсяот 2 до 12%. Одним из основных источников доходов штатов, которым они делятся сгородами, является налог с продаж, косвенный налог на потребление, схожий сналогом на добавленную стоимость. Обычно им не облагаются продовольственныетовары за исключением продукции ресторанов. В 1993-1994 гг. налог с продажприменялся в 44 из 50 штатов США. Он отсутствует в Аляске, Дэлавере, Нью-Джерси и др. Ставки налога колеблются, так как устанавливаются самимиштатами. Наиболее низкая ставка в Колорадо, Вайоминге - 3%, в Алабаме,Луизиане, Мичигане и др. - 4%. В Калифорнии -7,5%, Иллинойсе - 8%, в Нью-Йорке - 8,25%. Налог с продаж распределяется между штатами и городами. Некоторые штаты США, например, Калифорния взимает налог на деловуюактивность. Налог включает в себя два элемента: налогообложение общегогодового оборота предприятия, обычно в пределах от 1 до 2,5% его величины,а также налог на зарплату. Города штатов США имеют свои источники налогов. Главный из них - налогна имущество. В Нью-Йорке этот налог обеспечивает 40% доходов его бюджета.При этом собственность . облагается налогом по дифференцированным ставкам.Собственник квартиры платит меньше, чем владелец дома, сдаваемого внаем. Вг. Уинтон штата Иллинойс этот налог установлен в размере 6,75% стоимостиимущества. Это высокий уровень. В облагаемую стоимость имущества входятземля и строения. В среднем налог на имущество в США составляет 1,4% егостоимости. Другие налоги в городах США представлены налогом на гостиничноеобслуживание, налогом на коммунальные услуги (% от платы), налогом насделки при продаже и покупке недвижимости, налогом на транспортныесредства, экологическими налогами. Налоговая система Японии Налоговая система Японии имеет некоторые особенности и отличается отналоговых систем европейских стран и США. В Японии существуют 2 типаналогов: государственные и местные. Одна из особенностей налоговой системы Японии состоит в том, что 64%всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов.Остальные - за счет местных налогов. Значительная часть государственныхналоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии вместные бюджеты. В стране 47 префектур, объединяющих 3045 городов,поселков, районов, каждый из которых имеет свой бюджет. В результатеперераспределения налоговых доходов, 64% финансовых ресурсов расходуютсякак местные средства, а остальные * обеспечивают осуществление государствомобщенациональных функций. Вторая особенность налоговой системы Японии в том, что доходная частьбюджета страны и бюджета префектур строятся не только на налогах. Посравнению с другими странами в Японии высока доля неналоговых поступлений вбюджеты. В государственном бюджете неналоговые поступления составляют 16%,в местных бюджетах - до 25% доходов. Неналоговые доходы представленыарендной платой, доходами от продажи земельных участков и другоймуниципальной недвижимости, пени, штрафами, доходами от продажи облигаций,от лотерей и займов. Третья особенность налоговой системы Японии - множественность налогов.Налоги имеют право взимать каждый орган территориального управления. Но всеналоги страны зафиксированы в законодательных актах. Закон о местныхналогах определяет их виды, предельные ставки. Остальные нормыналогообложения регулируются местными парламентами. Всего в Японии 25 государственных и 30 местных налогов. Их можноподразделить на три крупные группы: прямые подоходные налоги с физических июридических лиц, прямые налоги на имущество, прямые и косвенныепотребительские налоги. Самый высокий доход государству приносит подоходный налог с юридическихи физических лиц. Он превышает 55% всех поступлений. Предприятия иорганизации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог -33,48%, префектурный подоходный налог - 5%, государственного, что даетставку 1,67% прибыли, городской, поселковый подоходный налог - в размере12,3% государственного, или - 4,12% прибыли. Кроме того, прибыль служитисточником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающегов распоряжение префектуры (приблизительно 1% прибыли предприятий). В итоге в доход бюджета изымается около 40% прибылиюридических лиц. Физические лица уплачивают подоходный налог по прогрессивной шкале,имеющей 5 ставок: 10%, 20%, 30%, 40% и 50% их дохода. Кроме того взимаетсяподоходный префектурный налог по трем ставкам: 5%, 10% и 15% доходафизических лиц. По подоходному налогу с физических лиц предоставляется рядльгот. Существует довольно значительный необлагаемый минимум, которыйучитывает семейное положение человека, от уплаты налога освобождаютсясредства, затраченные на лечение, дополнительные налоговые льготы имеютмногосемейные граждане. В результате у среднеоплачиваемого человека можетосвобождаться от уплаты налога более 30% его доходов. Налог на имущество в Японии в отличие от России и физические июридические лица вносят по одной ставке. Обычно это 1,4% стоимостиимущества. Переоценка его проводится один раз в три года. В объемналогообложения входит все недвижимое имущество, земля, ценные бумаги. Среди потребительских налогов Японии основным является налог с продаж,взимаемый по ставке 3%. В середине 90-х годов ведется обсуждение оповышении его до 5%. Существенные доходы приносят налоги на владение.автомобилями, акцизы на спиртное, табак, бензин и т.д. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ Налог на прибыль установлен Законом Российской Федерации "О налоге наприбыль в 1991 г." и введен в действие в 1992 году. Налог на прибыльвзимается с юридических лиц. Выражение "юридическое лицо" понимается какобобщенное определение организаций различных видов. В качестве налогоплательщиков могут выступать каккоммерческие, так и некоммерческие организации. Плательщиками налогаявляются: - предприятия и организации (в том числе бюджетные), являющиесяюридическими лицами, включая предприятия с иностранными инвестициями,созданные на территории РФ: - филиалы и другие обособленные подразделения предприятий иорганизаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет; - коммерческие банки различных видов, включая банки с участиеминостранного капитала; - Банк внешней торговли Российской Федерации; - кредитные учреждения, получившие лицензию Центрального банка наосуществление отдельных банковских операций; - Центральный банк РФ и его учреждения; - предприятия, осуществляющие страховую деятельность и их филиалы. Не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любыхорганизационно-правовых форм, по прибыли от реализации, произведенной имисельскохозяйственной продукции, охотохозяйственной продукции, заисключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа. Прибыльданных предприятий от иных видов деятельности подлежит обложению налогом наприбыль. Не уплачивает налога на прибыль Центральный банк РФ и егоучреждения, если эта прибыль получена от деятельности, связанной с денежнымрегулированием. Объектом обложения является валовая прибыль предприятия, то есть суммаприбыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включаяземельные участки) иного имущества предприятия, а также доходов отвнереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям(аренда, доходы по ценным бумагам, долевые участки в других предприятиях ит.д.). Прибыль от реализации определяется как разница между выручкой отреализации продукции (без налога на добавленную стоимость и акцизов) изатратами на ее производство и реализацию, включаемыми в себестоимость.Состав затрат, включаемых в себестоимость определяется специальнымПоложением о составе затрат по производству и реализации продукции,включаемых в себестоимость, утвержденным Правительством РФ в 1992 году. Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценкуиспользуемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов,топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затратна ее производство. Затраты, образующие себестоимость продукции объединяются в соответствиис их экономическим содержанием в следующие группы: - материальные затраты; - затраты на оплату труда; - отчисления на социальное страхование; - амортизация основных фондов; - прочие затраты. Материальные затраты отражают стоимость сырья и материалов, покупныхматериалов, используемых в процессе производства товаров (работ, услуг),запасных частей для ремонта оборудования, износа инструментов,приспособлений, инвентаря и т.д., не относимого к основным фондам, работ иуслуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями,выработки различных видов энергии, покупной энергии всех видов. Стоимостьресурсов, отражаемых по группе "материальные затраты" формируется на основецен их приобретения (без учета НДС). Затраты на оплату труда включают затраты на оплату труда основногопроизводственного персонала предприятия, а также затраты на оплату трудаработников, не состоящих в штате предприятия, но занятых в основнойдеятельности. В состав затрат на оплату труда включаются выплаты зарплаты,стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты, выплатыстимулирующего характера (премии, в том числе вознаграждение по итогамгода, надбавки), выплаты компенсационного характера, связанные с режимомработы и условиями труда. Кроме того в затраты на оплату труда входитстоимость бесплатных услуг, предоставляемых в соответствии с действующимзаконодательством работникам: оплата учебных отпусков, предоставляемыхрабочим и служащим, обучающимся в вечерних и заочных высших и среднихучебных заведениях, в аспирантуре (заочной) и т.д. В себестоимость не включаются такие выплаты работникам как премии изсредств специального назначения и целевых поступлений, материальная помощьна кооперативное жилищное строительство, беспроцентная ссуда на улучшениежилищных условий, доходы (дивиденды, проценты), выплачиваемые по акциям идр. В отчисления на социальные нужды включаются обязательные отчисления поустановленным нормам органам государственного социального страхования,пенсионному фонду, государственному фонду, занятости, а также фондуобязательного медицинского страхования и фонду социального страхования. Всеотчисления производятся от затрат на оплату труда работников, включаемую всебестоимость продукции. В амортизации основных фондов отражается сумма амортизационныхотчислений на полное восстановление основных производственных фондов,исчисленных на основе их балансовой стоимости, и утвержденных нормамортизации, включая ускоренную амортизацию их активной части. В этомэлементе затрат отражаются и амортизационные отчисления от стоимостиосновных фондов, предоставляемых бесплатно предприятиям общественногопитания, обслуживающим трудовые коллективы, а также медицинскимучреждениям, функционирующим на территории предприятий (медпункты). В состав прочих затрат входят налоги, сборы, отчисления, в специальныевнебюджетные фонды, платежи за предельно допустимые выбросы в природнуюсреду загрязняющих веществ, платежи по обязательному страхованию имуществапредприятия, платежи по кредитам, в пределах ставок, установленныхзаконодательством, затраты на командировки, плата за аренду, износ понематериальным активам и др. После определения затрат на производство продукции рассчитываетсяфинансовый результат деятельности предприятия - валовая прибыль. Валоваяприбыль состоит из прибыли от реализации продукции, а также из прибыли отвнереализационных операций. Прибыль от реализации предприятий определяетсякак разница между выручкой, полученной от реализованной продукции изатратами на ее производство в действующих ценах (без НДС и акцизов).Состав затрат должен соответствовать установкам Положения о составе затрат,включаемых в себестоимость продукции, рассмотренным выше. При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имуществапредприятия для целей налогообложения учитывается разница между продажнойценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества сучетом их переоценки. Прибыль от внереализационных операций включает в себя арендную плату,доходы предприятия от ценных бумаг, долевого участия в уставных капиталахдругих предприятий, штрафы, пени, результаты дооценки производственныхзапасов и готовой продукции и др. В нее включаются также денежные средства,полученные безвозмездно от других предприятий, если с ними неосуществляется совместная деятельность. После определения валовой прибыли рассчитывается ее налогооблагаемаячасть. С этой целью из полученной валовой прибыли вычитаются налоговыельготы. Таким образом, налогооблагаемая прибыль равна валовой прибыли,уменьшенной на вышеназванные (установленные) вычеты и сумму налоговыхльгот, которыми имеет право пользоваться данное юридическое лицо. В настоящее время действуют различные налоговые льготы, состав которыхпостоянно изменяется и дополняется. Нестабильность льгот и ихмногочисленность осложняют расчеты налога. Налоговые льготы оказываютстимулирующее или сдерживающее воздействие. Действующие налоговые льготы поналогу на прибыль можно разделить на несколько групп: а) налоговые льготы по прибыли, расходуемой на инвестиции; б) налоговыельготы социального характера; в) налоговые льготы, стимулирующие развитие малого бизнеса; г) налоговые льготы, предоставляемые отдельным группам плательщиков. И, наконец, валовая прибыль (прибыль от реализации и внереализационныедоходы) для дальнейшего определения налогооблагаемой базы уменьшается насуммы: рентных платежей, вносимых в бюджет, доходов, полученных в видедивидендов и процентов по ценным бумагам, доходов от долевого участия вдеятельности других предприятий, доходов казино, игорных домов,видеосалонов и т.д. Данные вычеты производятся потому, что по перечисленным вычитаемымдоходам существует особый порядок налогообложения. Вычитаемые из валовой прибыли льготы по налогу на прибыль не должныуменьшать сумму налога на прибыль более чем на 50%. Общая ставка налога на прибыль равна 30%. Сумма налога на прибыльраспределяется между госбюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Ставканалога на прибыль, зачисляемого в госбюджет - 11%. В бюджеты субъектовФедерации зачисляется налог на прибыль по ставкам, устанавливаемымзаконодательными органами субъектов Федерации в размере не свыше 19%, а по прибыли, полученной отпосреднических операций и сделок, от деятельности бирж, брокерских контор,банков и других кредитных учреждений по ставкам не более 30%. Помимо прибыли налогом облагаются следующие доходы предприятий: дивиденды, проценты, полученные по выпущенным в Российской Федерацииценным бумагам (кроме доходов от государственных бумаг) - облагаютсяналогом в 15% от суммы полученных дивидендов, с дивидендов акцийкоммерческих банков уплачивается 18%; - доходы от долевого участия в других предприятиях на территории Россииоблагаются налогом по ставке 15%; - доходы от казино, игорных домов и прочего игорного бизнеса облагаютсяпо ставке 90%; - доходы от проката видео и аудио кассет с видеосалонов - по ставке70%; - доходы от посреднических операций облагаются по ставке до 45%; - прибыль банков, брокерских контор и других кредитных учреждений - поставке до 45%; При определении налогооблагаемой базы этих учреждений имеются своиособенности. Расчет налога на прибыль (тыс. руб.)| |1 вариант |2 вариант |3 вариант ||1. Валовая |1000 |1000 |1000 ||прибыль | | | ||2. Льготы по |400 |700 | ||налогу | | | ||3. |600 |300 |1000 ||Налогооблагаема| | | ||я прибыль за | | | ||вычетом льгот | | | ||4. Налог в 30% |180 |90 |300 ||5. 50% суммы | | |150 ||исчисленного | | | ||налога без | | | ||льгот | | | ||6. Сумма налога|210 |175 | ||подлежащая | | | ||взносу в бюджет| | | | НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Налог на добавленную стоимость введен в Российской Федерации с января1992 года. Данный налог является одним из наиболее эффективных фискальных инструментов,поскольку, во-первых, обеспечивает регулярность поступления налогов, во-вторых, обладает высокой степенью универсальности, в-третьих, даетзначительные поступления в бюджет. Доходная часть федерального бюджетаРоссии на 44,2% обеспечивается поступлением налога на добавленнуюстоимость. Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия вбюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства продукции или услуг. Он определяется как разница междустоимостью реализованных товаров и услуг и стоимостью текущих материальныхзатрат, относимых к издержкам производства. Добавленная стоимость включает в себя прибыль, фонд оплаты работников,акцизы, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления, прочиерасходы. Плательщиками налога на добавленную стоимость являются юридические ифизические лица, осуществляющие крупные сделки. Объекты обложения данным налогом - обороты по реализации товаров,работ, услуг, а также средства и доходы, поступившие предприятию от другиххозяйственных субъектов. Обороты по реализации товаров, работ и УСЛУГ Налогом на добавленную стоимость облагаются: • обороты по реализациитоваров как собственного производства, так и покупных; - бартерные (натуральные) обороты; - обороты продукции внутри предприятия, затраты по которым не относятсяна издержки производства и обращения, а также товары, реализуемые своимработникам; - обороты по передаче товаров безвозмездно или с частичной оплатой; - обороты по реализации предметов залога. Средства и доходы,поступившие предприятию от других хозяйственных субъектов: - средства, полученные от других предприятий и организаций приотсутствии совместной деятельности; - финансовые ресурсы, полученные предприятием во временное пользованиеот других юридических лиц при отсутствии у них банковской лицензии; - средства целевого бюджетного финансирования; - средства, полученные от взимания штрафов, пени, неустоек за нарушениедоговоров; - суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящихпоставок на расчетный счет предприятия. В конечном итоге объектом обложения НДС становятся по существу вседенежные суммы, поступившие на расчетный счет или в кассу предприятия (какот реализации продукции, так и от других хозяйственных субъектов). При определении налогооблагаемого оборота необходимо иметь в виду: для определения облагаемого оборота используется стоимостьреализованной продукции, исчисленная на основе применяемых цен и тарифов, Внастоящее время действуют свободные (рыночные) цены и тарифы,государственные регулируемые оптовые цены и тарифы (без НДС),государственные регулируемые розничные цены и тарифы (включая НДС); - кроме того, при исчислении облагаемого оборота по товарам, с которыхвзимаются акцизы, в него включаются акцизы; - суммы. налогов и иных платежей в бюджет, относимые на себестоимостьпродукции, не исключаются из налогооблагаемого оборота; - при реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимостидля целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичнуюпродукцию; - если продукция реализуется по ценам не выше себестоимости из-заснижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ),а также в случае, если сложившиеся рыночные цены оказались ниже фактическойсебестоимости продукции, то для целей налогообложения принимаетсяфактическая цена реализации; - если продукция реализуется по себестоимости или по ценам ниже себестоимости, отрицательная разница между суммами налога, уплаченными поставщикам, и суммами налога, исчисленными по реализации товаров, относится на прибыль. Льготы по налогу на добавленную стоимость От налога на добавленную стоимость освобождаются: внутризаводской оборот продукции, полуфабрикатов, работ, услуг междуподразделениями одного предприятия; - продажа, обмен, безвозмездная передача приобретенных с налогом надобавленную стоимость основных средств и товаров для непроизводственнойсферы (кроме реализации по ценам выше цены приобретения); - средства, зачисляемые в уставный фонд его учредителями; - средства, полученные в виде пая в натуральной или денежной форме приликвидации или реорганизации предприятия; - средства, перечисляемые головной организации (предприятию)обособленными внутренними подразделениями для осуществленияцентрализованных функций управления; - денежные средства, предоставляемые на возвратной и безвозвратнойоснове из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ, атакже доходы, полученные бюджетами различных уровней за предоставление бюджетных средств; - товары, экспортируемые за пределы государств СНГ как собственногопроизводства, так и приобретенные; - товары и услуги, предназначенные для иностранных представительств;услуги городского пассажирского транспорта; - продукция предприятий, вкоторых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа их работников; - изделия народных промыслов; - товары, ввозимые в Российскую Федерацию по специальному перечню(товары для гуманитарной помощи, для детей и др.). Законом предусмотрены и другие льготы при обложении НДС. Необходимоиметь в виду, что предприятия получают право на налоговую льготу по НДСтолько при условии раздельного учета затрат по производству и реализациитоваров, подлежащих обложению НДС и тех, о которых НДС не взимается. Ставки налога на добавленную стоимость Применяются две ставки налога. Для продовольственных товаров (мясо,молоко, яйца, масло, хлеб и др.) и товаров для детей (тетради, детскиеколготки, обувь, трикотажные и швейные изделия и т.д.) применяется ставка в10%. Перечень и тех и других товаров, облагаемых по этой ставке,утверждается правительством Российской Федерации. По остальным товарам налог на добавленную стоимость взимается по ставке20%. Порядок исчисления НДС и сроки уплаты Каждый предприниматель как потенциальный плательщик НДС является, содной стороны, продавцом своей продукции по цене, в которую включен НДС, ис другой - покупателем материальных ценностей также по цене, увеличенной насумму НДС. Он перечисляет в бюджет не всю сумму НДС, полученную приреализации, а лишь ее часть, равную разнице между суммами налога,полученными от покупателей, и суммами налога, фактически уплаченнымипоставщикам за материальные ресурсы, стоимость которых относится наиздержки производства. Иначе говоря, налог на добавленную стоимость,вносимый в бюджет, равен НДС, полученному от покупателей минус НДС,уплаченный поставщикам. В случае превышения сумм налога, фактическиуплаченных предпринимателем поставщикам, над суммами налога, исчисленными пореализации его продукции, возникающая разница засчитывается в счетпредстоящих платежей налогов или возмещается из бюджета. АКЦИЗЫ Акциз - косвенный налог, включаемый в цену товара. Регулируется закономРФ об акцизах. Взимается в виде части цены товара или тарифа на услуги. Акцизами в основном облагаются товары массового потребления илипредметы роскоши: водка, винные изделия, пиво, спирт, табачные изделия,ювелирные изделия, изделия из хрусталя, ковры, одежда из натуральной кожи,грузовые и легковые автомобили, деликатесная продукция из ценных рыб,шоколад, отдельные виды минерального сырья (уголь, нефть, природный газ). С 1994 г. введены акцизы на бензин, покрышки, камеры для шин, ружья,яхты, катера и другие товары. Объектами обложения акцизами являются: - поподакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации -стоимость этих товаров, определяемая по отпускным ценам, включающим акциз; - по подакцизным товарам, производимым из давальческого сырья -стоимость товаров из этого сырья, определяемая, исходя из максимальныхотпускных цен с учетом акциза, применяемых данным предприятием нааналогичные товары; - по подакцизным товарам, производимым для их использования впроизводстве товаров, не облагаемых акцизами - их фактическаясебестоимость. Акцизы не уплачиваются по подакцизным товарам, вывозимым в страныдальнего зарубежья. Данное положение не распространяется на подакцизныетовары из минерального сырья и товары, вывозимые в страны дальнегозарубежья в порядке обмена. Товары, вывозимые в страны СНГ от уплатыакцизов не освобождаются. Ставки и порядок исчисления акцизов Суммы акцизов включаются в отпускные цены, реализуемых подакцизныхтоваров. Ставки акцизов установлены по отношению к отпускным ценам,включающим акциз. Они являются едиными для всей территории РФ. Они в отличие от других налогов устанавливаются незаконами, а постановлениями правительства. Льготы при обложении акцизами Акцизами не облагаются: -подакцизные товары, вырабатываемые в РФ и вывозимые за пределыгосударств – членов СНГ. - покрышки и камеры к легковым машинам, направляемые предприятиями из-за рубежа на территорию РФ в качестве комплектующих изделий; - спирт этиловый из всех видов сырья, отпускаемый для выработки натерритории РФ водки, ликеро-водочных изделий, вин и другой продукции,облагаемой акцизами; - спиртовые соки для выработки винно-водочных изделий, облагаемыхакцизами; - катера специального назначения (военные, рыбоохрана и др.). НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Налог на имущество является относительно новым налогом для российскогозаконодательства. Введен в практику налогообложения с 1 января 1992 года.Данный налог относится к категории ресурсных платежей. Введение налога наимущество преследует ряд целей. Одна из них - фискальная: он обеспечиваетпостоянные поступления в бюджет. Другая цель - стимулирующая, поскольку еговведение заинтересовывает предприятия в повышении эффективностидействующего имущества, а также в реализации или современной установке неиспользуемогооборудования, во введении в оборот неиспользуемых земель. Налог на имущество широко распространен в мировой практикеналогообложения. В Российской Федерации налог на имущество предприятийотносится к группе региональных налогов, то есть налогов субъектовФедерации. Он распределяется равными долями между бюджетами субъектовФедерации и местными бюджетами. Плательщиками налога являются юридические лица. Из юридических лицобязаны платить данный налог предприятия, фирмы, учреждения (включая банки)и организации, их филиалы и подразделения, имеющие отдельный баланс ирасчетный счет, а также международные организации, имеющие имущество натерритории РФ. Объектом обложения данным налогом являются основные средства,нематериальные активы, затраты и запасы, находящиеся на балансепредприятия. Основные нематериальные активы, малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Как видно из перечня, в состав объекта налогообложения входит не толькоимущество (здания, сооружения, машины, сырье, товары, готовая продукция),но и произведенные затраты (зарплата, оплата услуг и т.д.), которые вотчетном периоде не отнесены на затраты по реализации продукции ипредставляют собой либо незавершенное производство либо расходы будущихпериодов. Кроме перечисленных элементов в объект налогообложения включаютбалансовую оценку имущества, переданного в совместную деятельность, а такжеприобретенного в совместной деятельности. Порядок исчисления налогооблагаемой базы Налогооблагаемой базой в данном случае является среднегодовая стоимостьимущества предприятия за отчетный год, рассчитываемая как 1/4 от суммы,получаемой от сложения: - половины стоимости имущества на 1 января отчетного периода; - половины стоимости имущества на 1-ое число месяца следующего заотчетным периодом; - стоимости имущества на 1-ое число квартала следующего за отчетнымпериодом. Учет одной четвертой части стоимости имущества обусловлен тем, чтобухгалтерии предприятий сдают отчетность ежеквартально. Иногда среднегодовая стоимость имущества за отчетный периодопределяется путем деления на число кварталов в году (т.е. на 4) половинысуммы стоимости имущества на начало и конец отчетного периода. К результатуприбавляются суммы стоимости имущества на 1-ое число следующего квартала. Например, среднегодовая стоимость имущества за первый кварталопределяется как 1/4 от половины суммы стоимости имущества на 1 января и 1апреля отчетного года и полной стоимости имущества на 1 апреля.Среднегодовая стоимость основных фондов за полугодие - как 1/4 от половинысуммы на 1 января и 1 июля и полной стоимости на 1 июля. Законодательством РФ устанавливаются только предельные размеры ставокналога на имущество для юридических лиц. Конкретные ставки налогаустанавливаются органами законодательной власти субъектов РФ. Приотсутствии решений законодательных органов субъектов Федерацииустанавливается максимальная ставка налога. Устанавливать ставки дляотдельных предприятий не разрешается. Первоначально предельный размер ставки был определен в 0,5% отналогооблагаемой базы (т.е. от стоимости имущества). В 1992 г. он былповышен до 1%. С 1994 г. предельный размер налоговой ставки составляет 2%стоимости имущества предприятий. Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разностьмежду суммой налога, исчисленной за отчетный период и суммами налога,внесенными в бюджет за предыдущие отчетные периоды текущего года. Льготы по налогу на имущество - Льготы по данному налогу можно подразделить на два вида: - освобождение от налога отдельных объектов налогообложения,распространяющееся на все предприятия, независимо от их организационноправовых форм и форм собственности; - полное освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков. В первом случае из налогооблагаемой базы исключаются объекты жилищно-коммунальной социальной сферы, находящиеся на балансе плательщика, объекты,используемые исключительно для охраны природы, пожарной безопасности и длягражданской обороны, имущество, используемое для переработки и хранениясельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыба и др. К категории предприятий, освобождаемых от налога на имущество относятсябюджетные учреждения и организации, органы государственной власти, местногосамоуправления, социальные фонды РФ, предприятия по производству,переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, при условии, чтовыручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70% общей суммывыручки от реализации продукции, религиозные объединения и организации ит.д.ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Подоходный налог с физических лиц существует практически во всехстранах. Лишь ряд стран, существенно отличающихся по характеру и уровнюэкономического развития, не взимают налогов с населения: КНДР, Бахрейн,Бруней, Катар, Кувейт. Впервые налог с физических лиц был введен в Великобритании в 1798 году.В настоящее время в развитых странах 30-40% всех доходов населенияизымается с помощью подоходного налога с физических лиц. В России подоходный налог с физических лиц введен в 1916 году. Ныне действующий подоходный является основным инструментомперераспределения части личных доходов граждан. Он является наиболее значительным и по суммам поступлений и по кругуплательщиков среди налогов с физических лиц, к которым кроме него относятсяналог с имущества физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядкенаследования и дарения, налоги общие с юридических лиц и т.д. Плательщиками налога являются все без исключения граждане РФ,иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в РФ. Объект налогообложения - совокупный доход физического лица, полученныйим в календарном году (т.е. с 1 января по 31 декабря) как на территории РФ,так и за ее пределами, как в денежной (национальной или иностраннойвалюте), так и в натуральной форме. Доходы, полученные в натуральной форме учитываются в совокупном дох




Похожие:

Налоговая система РФ iconИталия. Налоговая система
Современная налоговая система Италии сформировалась в конце 1980-х годов. Она создала финансовые условия для включения итальянской...
Налоговая система РФ iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение» на тему: «Налоговая система Российской Федерации»
Налоговая система – совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительной властью, а также методы...
Налоговая система РФ iconНалоговая система и пути её совершенствованияроль в регулировании рынка
Российской Федерации. На его основе строится налоговая система Российской Федерации. Он установил перечень идущих в бюджетную систему...
Налоговая система РФ iconНалоговая система
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства
Налоговая система РФ iconПрограмма дисциплины «Налоговая система Российской Федерации» для направления 080100. 65 "Экономика"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 65 "Экономика",...
Налоговая система РФ iconСистема ценообразования и налоговая система

Налоговая система РФ iconНалоговая система

Налоговая система РФ iconНалоговая Система РФ

Налоговая система РФ iconНалоговая система РФ

Налоговая система РФ iconНалоговая система Дании

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы