Организация валютного контроля над экспортной выручкой icon

Организация валютного контроля над экспортной выручкой



НазваниеОрганизация валютного контроля над экспортной выручкой
Дата конвертации17.08.2012
Размер295.91 Kb.
ТипРеферат
Организация валютного контроля над экспортной выручкой


Содержание 1. Введение……………………………………………………………..3 2. Понятия и цели валютного контроля, правовая база…………….5 3. Контроль за экспортом валютной выручки……………………….9 1. Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров………………………………………….13 2. Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров…………………...18 3. Права и обязанности органов валютного контроля……….21 4. Ответственность Банков…………………………………………..24 5. Ответственность Экспортеров……………………………………25 1. Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков…………………………………27 6. Заключение………………………………………………………...28 Список литературы………………………………………………..30 1. Введение Экспортно-импортные потоки товаров и услуг являются одним изпоказателей уровня развития стран. Вне всякого сомнения, не всегда возможностать экспортером продукции, даже имея абсолютные и сравнительныепреимущества в издержках производства, обеспеченность факторамипроизводства. Позиции экспортера и импортера в значительной степени зависятот степени развития конкуренции на международных рынках и внутри страны.Экспорт и импорт товаров проявляется как на макроэкономическом, так и намикроэкономическом уровне. Что касается макроэкономического развития, то каждая страна стремитсякак можно больше экспортировать, а импортировать в размерах экспортнойвыручки, что в экономической науке определяется функцией экспорта иимпорта. Чтобы их использовать, необходимо отвлечься от валютных курсов,потребительских предпочтений в различных странах и структурныххарактеристик экономики. Так, уровень экспорта страны рассматривается каквозрастающая функция национального дохода других стран. Иначе говоря,экспорт возрастает с ростом национального дохода других стран и наоборот, аимпорт данной страны возрастает с ростом национального дохода страны. Такимобразом, имеются определенные взаимозависимости между экспортом, импортом инациональным доходом двух стран, что объясняется мультипликатором внешнейторговли. Действие мультипликатора внешней торговли выражается в том, чтоувеличение инвестиций в какой-то стране вызывает в ней прежде всегоповышение дохода в результате нормального мультипликационного процесса. Нопо мере роста национального дохода этой страны увеличивается также объем ееимпорта, а поскольку импорт этой страны является одновременно экспортомдругой страны, то возрастает также и национальных доход последней. В своюочередь рост ее национального дохода вызывает увеличение импорта даннойстраны, а поскольку он представляет собой одновременно экспорт первойстраны, то это снова ведет к увеличению дохода первой страны. Такимобразом, выражается зависимость между такими экономическими параметрами,как национальный доход, экспорт, импорт. 2.
Понятия и цели валютного контроля, правовая база Как уже было сказано целью валютного контроля является обеспечениеэкспортерами зачисления валютной выручки от экспорта товаров на своивалютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачислениевыручки от экспорта товаров на иной счет, чем счет Экспортера вуполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличииу Экспортера разрешения Банка России. Для целей настоящего диплома используются следующие основные понятия: Экспортер - предприятие (учреждение, организация) либо физическое лицо- резидент Российской Федерации, от имени которого заключен контракт(договор, соглашение) на экспорт товаров (далее - контракт); Банк - уполномоченный банк либо его филиал, где ведется счет, накоторый должна поступить валютная выручка от экспорта товаров по данномуконтракту; Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютногоконтроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения овнешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля,изложенные в стандартизированной форме; Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно -УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направленияв Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации(далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля запоступлением валютной выручки от экспорта товаров; Реестр - документ, объединяющий УК, направляемые в один Банк и имеющиеодну контрольную дату возврата в таможенные органы; Досье - специальная подборка документов по контролю за поступлениемвалютной выручки от экспорта товаров. Досье формируется уполномоченнымибанками по каждому ПС; Журнал - журнал, который ведется Банком для отдельного учета входящихи исходящих документов валютного контроля, указанных в настоящейИнструкции; Ответственные лица Банка - сотрудники Банка, уполномоченныеподписывать ПС и совершать иные действия по валютному контролю от имениБанка, как агента валютного контроля. В настоящее время поступление выручки от экспорта товара регулируетсяв первую очередь совместной Инструкцией ЦБ и Государственного ТаможенногоКомитета №19 от 12 октября 1993 года и №01-20/10283 (соответственно) "Опорядке осуществления валютного контроля за поступлением в РоссийскуюФедерацию валютной выручки от экспорта товаров", а также Законом РФ №3615-1от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле», ИнструкциейЦБ №7 от 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи организациями частивалютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций навнутреннем валютном рынке РФ» и рядом других нормативных документов. Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные,принимающие участие в валютных операциях в Российской Федерации, делятся нарезидентов и нерезидентов. Резидентами являются: - физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей; - юридические лица, созданные в соответствии с Российскими законами, с местонахождением на территории Росси; - дипломатические и иные официальные представительства России за ее пределами и другие. Нерезидентами считаются: - физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; - находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации и другие. Расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валютепроизводятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).Сделки купли-продажи свыше 10 тыс. ам.долларов фиксируются втерриториальными управлениями Банка России. Резиденты, как юридические, так и физические лица, могут иметь счета ивклады в иностранных валютах в уполномоченных коммерческих банках России.Порядок открытия валютных счетов в российских банках и осуществления черезэти счета операций устанавливает Центральный банк РФ. Для открытиявалютного счета юридическому лицу необходимо предоставить в уполномоченныйкоммерческий банк ряд документов: - заявление на открытие счета; - нотариально заверенные копии устава организации и учредительных документов; - свидетельство о государственной регистрации юридического лица; - документ, подтверждающий постановку на учет в налоговых органах и регистрацию в качестве плательщика страховых взносов; - документ о регистрации в органах государственной статистики; - заверенную нотариусом карточку с образцами подписей лиц, имеющих в данной организации право распоряжаться иностранной валютой. Организации и предприятия могут иметь несколько валютных счетов водном или в ряде коммерческих банков, как и вправе открывать счета внескольких валютах. Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций заэкспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров(работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежатобязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России.Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимаетсявыручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ,не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учетепредприятия. Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организациипараллельно два вида счетов: - транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте; - текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки. Предприятия и организации независимо от форм собственности, включаяпредприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75%валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютномрынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу [7]. При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счетпредприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещаетоб этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательнуюпродажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютныйсчет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятияиностранную валюту в течение семи рабочих дней. По операциям уполномоченных банков, связанных с обязательной продажейчасти экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке, ихкомиссионное вознаграждение не должно превышать 1,3% от суммы продаваемойиностранной валюты (включая расходы по выплате комиссионного вознаграждениямежбанковским валютным биржам), (в АКБ «Северный Народный Банк» тариф навыполнение функций агента валютного контроля установлен в 0,1% от суммыконтракта, а комиссионное вознаграждение устанавливается в пределах 0,7-0,9% от суммы продаваемой иностранной валюты (см Приложение №12));комиссионное вознаграждение межбанковских валютных бирж – не более 0,3% отсуммы нетто – продажи иностранной валюты, проведенной через биржу. Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки можетбыть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемомупредприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована наоплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды. С текущего валютного счета отечественные предприятия и организациимогут получить наличную иностранную валюту или преобрести чеки виностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировкамисвоих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия вкомандировку). 3. Контроль за экспортом валютной выручки Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером иобслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатсяосновные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента,сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи споследующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделоксведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласновыработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспортасделок не оформляются. По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС,подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, вкотором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютнаявыручка от экспорта товаров по данному контракту. Форма и порядокоформления Экспортером ПС приводятся в Приложении №1. ПС оформляется в двухэкземплярах. В нашем случае по ПС (см Приложение №8) видно, что данный ПСпредназначен для валютного контроля за поступлением выручки от экспортатовара, 12893032 – код Банка по ОКПО, и номер ПС – 12. Номер контрактасоотвествует номеру действительного контракта, сумма контракта – 2900000долларов США, форма расчетов – перевод, поступление выручки в течение 60дней. Также необходимо заметить, что на ПС стоит особая отметка Банка –сумма контракта может быть изменена. Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПСпредставляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первойподписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копиюконтракта, на основании которого был составлен ПС. С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за: - полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС; - зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в который он представляет ПС для оформления. Банк рассматривает представленные ему документы (проверяетсоответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПСобразцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первойподписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортеромэкземпляры ПС. Первый экземпляр ПС возвращается Экспортеру вместе с оригиналом иликопией контракта, что отражается в Журнале в графе "Исходящие". Форма ипорядок ведения Журнала приведены в Приложении №2. Второй экземпляр ПС служит основанием для открытия Банком Досье, вкоторое он помещается для хранения. С подписанием ПС Банк принимает данный контракт на расчетноеобслуживание и выражает согласие на выполнение функции по контролю запоступлением валютной выручки от экспорта товаров по этому контракту. Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банкаоснованием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются: - несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС; - несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации; - оформление ПС с нарушениями установленных требований; - наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся Экспортерами по данному контракту в соответствии с 19 инструкцией; - отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации; - отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке. При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленныеим документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПСи внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС. В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающихсведения, которые ранее использовались при составлении ПС, подписанногоБанком по данному контракту, Экспортер в 10-дневный срок с даты внесенияуказанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлениютоваров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и/илидополнений, представляет в Банк: - оригиналы или копии дополнений и/или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету Экспортера, и скрепленные его печатью; - дополнительные листы к ПС, составляемые по форме ПС, но с заполнением только тех граф (позиций), сведения в которых подлежат уточнению. Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПСосуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС. Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформлениеэкспортных товаров. Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаровк таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком,получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС идополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далеевместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатьюБанка. Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимаеткопию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары. Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлениютолько при предъявлении им в дополнение к прочим документам,предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации,ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатьюБанка, а также копии с ГТД на оформляемый груз. Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС,данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов,а также соответствие подписи Ответственного лица Банка, заверившего копиюПС, и оттиска печати Банка образцам в полученных от Банка России карточкахс образцами подписей Ответственных лиц уполномоченных банков и оттискапечати Банка. В случае отсутствия расхождений между вышеуказанными документами, ипри выполнении всех иных требований таможенного законодательства РоссийскойФедерации должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенноеоформление товаров, подписывает копию ПС и копию ГТД и ставит на указанныхдокументах свою личную номерную печать. Подписанные должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе сэкземпляром ГТД остаются в делах таможни. Копия с ГТД на товары, поставленные на экспорт, с подписьюдолжностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печатипередается Экспортеру. Следующий этап - передача в Банки сведений об отгрузках экспортныхтоваров. Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможеннымиорганами представляет в Банк копию ГТД, полученную от таможенного органа,оформившего выпуск товаров. На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет РоссийскойФедерации составляет УК, объединяемые в Реестре по установленной форме. Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке, и УКгруппируются в Реестры по принципу календарной последовательностиожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитныесчета Экспортеров. ГТК России по каналам специальной связи (т.е. используя услугиГлавного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерациии/или Федерального управления фельдъегерской связи Российской Федерации приМинистерстве связи Российской Федерации) направляет Реестры в двухэкземплярах в соответствующие Банки. 3.1. Банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров Все поступившие в Банк от ГТК России Реестры (независимо от наличиясчетов Экспортеров в данном банке и любых иных обстоятельств)регистрируются в Журнале. Со всех поступивших в Банк Реестров, содержащих информацию поотгрузкам его клиентов, Банк снимает ксерокопии, которые разделяются на УКи в течение трех банковских дней направляются соответствующим Экспортерамдля целей идентификации сумм, поступающих на счета Экспортеров в Банке, поотношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестрах. В нашем случае учетная карточка – Приложение №10. В ней указано, чтодата вывоза была 27.05.97г. Экспортер подтверждает, что поступление средствна сумму 1143 ам.долларов было произведено переводом 23.06.97г. Первый оригинальный экземпляр Реестра разделяется Банком на УК,относящиеся к разным ПС, и эти УК распределяются по соответствующим Досье. Второй экземпляр Реестра заполняется Банком и не позднее контрольногосрока обратной отсылки в ГТК России, указанного на нем, возвращается поканалам специальной связи в ГТК России. Для целей облегчения идентификации поступающих сумм Экспортеруведомляет иностранного плательщика о необходимости указания вмежбанковском документе ("ключеванном" телексе, SWIFT - послании, авизо,выписке и т.п.), направляемом в российский Банк и подтверждающем зачислениесредств в пользу Экспортера, реквизитов контракта или ПС. В Приложении №11 отражен один из таких переводов от 29 августа 97г.на сумму 1738,8 ам.долларов и номер контракта в нем указан. Копии всех первичных банковских документов, подтверждающих поступлениесумм в пользу Экспортера, распределяются Банком по соответствующим Досье помере их идентификации. При поступлении на транзитный валютный счет Экспортера в Банк валютнойвыручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или еечасти на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки навнутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи (если данноетребование относится к поступившей сумме) Экспортер отдельной строкойуказывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК (при поступлении аванса - толькоПС, при отсутствии УК - ПС и ГТД), по которым поступила экспортная выручка. Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств странзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу частивалютной выручки от экспорта товаров) не позднее, чем за 10 дней доконтрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных отБанка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковскойи коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаныпредставить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК(заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим право первойподписи по счету и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизитыконкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовыхпоручений и т.п.). Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа,Экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банкрасчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банкпроверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта иреальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случаесогласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валютецены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы поуказанному курсу. В случае несогласия с представленным Экспортером расчетом Банкауказывает в УК и всех прочих документах валютного контроля фактическипоступившую сумму в валюте платежа. Указание Банком в графе "Инф Б/ КВ" УК кода валюты, отличного от кодывалюты, указанного ГТК России в графе "Инф Т/ КВ", является для органоввалютного контроля основанием для проведения проверки по данному случаю. В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банкв неполном объеме (т.е. разница между фактически поступившей суммой исуммой, указанной Экспортером в ГТД, превышает суммарную банковскуюкомиссию) или с нарушением указанного в Реестре срока, Экспортер имеетправо обратиться в МВЭС России или уполномоченные МВЭС России органы дляполучения письменного подтверждения обоснованности недополучения илизадержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представитьв Банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его отобязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банкиРоссийской Федерации. При наличии указанных письменных подтверждений Экспортер отражаетсумму, являющуюся обоснованно непоступившей, в графе "Обоснов." заполняемойим УК и направляет оригиналы указанных подтверждений в Банк в приложении ксвоему варианту заполнения УК при подаче его в Банк. Банк, проверив правильность отнесения Экспортером поступивших сумм котдельным УК и сверив даты, указанные Экспортером, с фактическими датамипоступления этих сумм на транзитный валютный счет Экспортера, но не позднееконтрольного срока возврата Реестра в ГТК России, заполняет все безисключения графы второго экземпляра Реестра независимо от полноты исвоевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров. Суммы обоснованно непоступившей валютной выручки от экспорта товаров,письменно подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, послепроверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся всоответствующую графу УК. При отсутствии у Банка каких-либо из предусмотренных инструкцией №19документов, необходимых для идентификации сумм (включая вариант заполненияУК, поручение об обязательной продаже иностранной валюты и/или переводе странзитного на текущий валютный счет Экспортера с ссылкой на конкретные ПСи УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства кконкретной УК из отсылаемого в ГТК России Реестра на основаниитоваросопроводительных и/или товарораспорядительных документов (подокументарным операциям) Банк при заполнении УК не учитывает эти средства вкачестве поступивших и проставляет "О" в графах УК "Сумма Б" и строке "ИнфБ". Наличие в межбанковских документах ("ключеванном" телексе, SWIFT -послании, авизо, выписке и т.п.), направляемых иностранным банком вроссийский Банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентскийсчет Банка в пользу Экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или инойинформации о назначении платежа само по себе не является для Банкадостаточной информацией для отнесения суммы к конкретной УК. Объяснения Экспортера по поводу непоступления средств по конкретной УКили соответствующие сведения из межбанковских документов, облегчающие помнению Банка работу органов валютного контроля, могут быть изложены вкраткой форме в графе УК "Особые отметки". Во избежание повторного занесения одной и той же суммы в УК по разнымэкспортным отгрузкам, Банк ведет отдельный учет сумм, указанных в качествепоступивших во вторых экземплярах Реестров, возвращенных в ГТК России. В тех случаях, когда по отдельной отгрузке поступившая до контрольногосрока возврата Реестра сумма полностью (за исключением суммарной банковскойкомиссии) совпадает с суммой, указанной в графе "сумма Т" конкретной УК илиотличается от нее на сумму, засчитанную в качестве обоснованно непоступившей (имеется письменное подтверждение МВЭС России, уполномоченныхМВЭС России органов, Банка России), информация о полученных суммахпереносится в УК, хранящиеся в соответствующих Досье, а сама УКподписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка. Если поступившие по данному УК суммы вместе с суммами, засчитанными вкачестве обоснованно непоступивших, составляют сумму меньшую, чем указана вграфе "Сумма Т" конкретной УК, Банк в графе УК "Особые отметки" нарастающимитогом независимо от контрольного срока ведет учет поступления средств поданному УК с указанием дат поступлений до тех пор, пока сумма всехпоступивших средств вместе с суммой, засчитанной в качестве обоснованнонепоступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России,уполномоченных МВЭС России органов или Банка России), не составят сумму,указанную в графе "Сумма Т" (с учетом суммарной банковской комиссии пооперации). В этом случае Банком заполняются все графы УК с указанием вграфе "Инф Б" срока поступления последней суммы, а сама УК подписываетсяОтветственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка. После возврата в ГТК России заполненного второго экземпляра Реестраотнесение поступающих сумм к конкретным УК осуществляется Банком наосновании реквизитов (номеров и дат) ПС и УК, указываемых Экспортером впоручениях на обязательную продажу иностранной валюты и/или перевод средствс транзитного на текущий валютный счет Экспортера. Заполненная Экспортером УК, копия ГТД, письма МВЭС России,уполномоченных МВЭС России органов, Банка России и иные документы,получаемые Банком в соответствии с инструкцией №19, после регистрации вЖурнале направляются Банком в соответствующее Досье. По истечении даты, указанной в графе ПС "Последний платеж", но неранее даты заполнения всех УК, находящихся в Досье, указанное Досье"закрывается", т.е. сдается в архив Банка для последующего хранения втечение не менее 5 лет с даты сдачи в архив. Досье, не сданные в архив по истечении 180 дней с даты, указанной вграфе ПС "Дата последнего платежа по контракту" по причине непоступления вполной сумме валютной выручки по какой-нибудь УК из данного Досье, могутбыть сданы Банком в архив с предварительным направлением письменногоизвещения в Главное территориальное управление Банка России о фактенепоступления валютной выручки от экспорта товаров с приложением копий всехдокументов соответствующего Досье. 3.2. Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров После заполнения второго экземпляра Реестра, но не позднееконтрольного срока, указанного в графе "Контрольный срок возврата реестра",Банк по каналам специальной связи направляет второй экземпляр Реестра,подписанный Ответственным лицом Банка и скрепленный печатью Банка, в ГТКРоссии с регистрацией отправки в Журнале. Не допускается отсылка в ГТК России Реестров с незаполненными Банкомграфами. Неполучение от Экспортера каких-либо сведений о характере поступившихсумм (включая его вариант заполнения УК, поручения о продаже валюты илиперечислении на текущий счет с ссылкой на конкретные ПС и УК ГТД),письменные подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС Россииорганов, Банка России) или непоступление самих сумм не может служить дляБанка основанием для задержки возврата Реестра в ГТК России. Расписки Главного центра специальной связи Министерства связиРоссийской Федерации, подтверждающие отправку Реестров и иных документов,направляемых Банком ГТК России в соответствии с инструкцией №19,подшиваются (подклеиваются) с обратной стороны Журнала по мере их передачиБанку. Полученные от Банков Реестры обрабатываются в вычислительном центреГТК России с целью подготовки оперативных и статистических сведений,необходимых для осуществления валютного контроля. Указанная информация направляется ГТК России в подотчетные емутаможенные органы, Федеральной службе валютного и экспортного контроля,Государственной налоговой службе Российской Федерации, Банку России,Прокуратуре Российской Федерации и может быть использована ими в пределахих компетенции для проведения расследований случаев нарушения нормвалютного регулирования, применения установленных законодательствомРоссийской Федерации санкций к Банкам и Экспортерам, а также кответственным лицам Банков и сотрудникам Экспортеров. Права и обязанности Банков при осуществлении функций агентов валютногоконтроля по валютным операциям Экспортеров Банк, подписавший ПС, вправе за выполнение функций агента валютногоконтроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать сЭкспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% от суммыконтракта. Указанная плата взимается Банком не ранее поступления в Банкпервой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядоквзимания указанной платы определяется Банком по договоренности сЭкспортером. Не менее чем за один месяц до вступления в силу предусмотренного 19инструкцией порядка осуществления валютного контроля за поступлением вРоссийскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров уполномоченныйбанк обязан направить для регистрации в Банк России список Ответственныхлиц Банка в трех экземплярах вместе с тремя экземплярами карточек собразцами их подписей и оттиском печати уполномоченного банка, заверенныминотариально (Приложение №4). В месячный срок с даты поступления документов Банк России возвращает всоответствующий уполномоченный банк один экземпляр списка с записью орегистрации или вносят свои предложения по изменению списочного составаОтветственных лиц Банка. Указанные списки и карточки с образцами подписей и образцом печатиБанка, а также изменения к ним направляются Банком России в ГТК России помере их регистрации с указанием точных дат вступления в силу полномочийОтветственных лиц Банка. В случае исключения Банком отдельных сотрудников из указанного спискаБанк обязан не позднее, чем за 10 дней до фактического прекращениявыполнения сотрудником действий по валютному контролю письменно известитьБанк России об исключении сотрудников из списка Ответственных лиц Банка. В случае дополнения Банком списка Ответственных лиц Банка повторяетсяпроцедура, предусмотренная настоящим разделом для первоначальнойрегистрации самого списка. Отсылка в Банк России указанных в настоящем пункте списков и измененийк ним осуществляется по каналам специальной связи или передаетсянепосредственно Банку России под расписку курьерами Банков. Отсылка иполучение указанных документов регистрируется в Журнале. Формируемые в Банках Досье в целом и отдельные находящиеся в нихдокументы (включая хранящиеся в архиве Банка), а также все иные документы иинформация об осуществлении валютных операций подлежат представлению попервому письменному запросу таможенных и налоговых органов, Банка России иего Главных территориальных управлений. Ежеквартально (до 15 числа первого месяца, следующего за отчетнымкварталом) Банки на базе материалов Досье составляют для представления вглавные территориальные управления Банка России по месту своей регистрациисводную отчетность по валютной выручке от экспорта товаров, не поступившейв срок или поступившей не в полном объеме, по форме и в порядке,установленным в Приложении №5. При наличии у уполномоченных банков филиалов на территории РоссийскойФедерации, выполняющих валютные операции, отчетность представляетсяголовной конторой уполномоченного банка с разбивкой по филиалам. Указанная отчетность используется Банком России для анализа состояниявалютного контроля и выполнения Экспортерами требований валютногозаконодательства Российской Федерации в разрезе уполномоченных банков. 3.3. Права и обязанности органов валютного контроля Банк России оперативно снабжает ГТК России списками всехуполномоченных банков и их филиалов с разбивкой по категориям лицензий и суказанием их точных почтовых адресов и кодов ОКПО, своевременно доводитлюбые изменения к указанным сведениям. Банк России доводит до Банков должностной или поименный состав своихсотрудников, уполномоченных подписывать лицензии об освобождении отобязательного зачисления валютной выручки от экспорта товаров на счета вуполномоченных банках Российской Федерации, а также сообщенный Банку РоссииМВЭС России должностной или поименный состав сотрудников, имеющихполномочия подписывать подтверждения обоснованности недополучения илизадержки получения указанной валютной выручки. По информации, поступающей от Банков главное территориальноеуправление Банка России самостоятельно осуществляет проверку проводимыхвалютных операций, запрашивает объяснения в ходе проведения проверки и поее результатам, а также предъявляет требования (дает предписания) обустранении выявленных нарушений и предпринимает другие меры,предусмотренные законодательством Российской Федерации. В случае необходимости Главное территориальное управление Банка Россииможет на условиях взаимной договоренности привлекать к этой работетаможенные и налоговые органы, а также главное территориальное управлениеБанка России по месту государственной регистрации Экспортера. Требования (предписания) Центрального банка Российской Федерации и ГТКРоссии об устранении выявленных нарушений являются обязательными дляисполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютныеоперации на территории Российской Федерации. ГТК России, как орган валютного контроля, а иные таможенные органы приосуществлении ими функций агентов валютного контроля имеют право: - не производить выпуск товаров в случаях представления ПС, оформленного с нарушениями требований 19 инструкции; - осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций Экспортеров; - запрашивать у Экспортеров и Банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; - выполнять другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отдельные технические аспекты информационного обеспечения процедурыконтроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Для обеспечения конфиденциальности информационных потоков,обращающихся между ГТК России и Банками, ГТК России снабжает Банки ключевойдокументацией, сертифицированной компетентными государственными органами. Сведения, содержащиеся в указанной документации, являются для банковбанковской тайной, а для ГТК России - информацией для служебногопользования. Банки и ГТК России обеспечивают конфиденциальность этойинформации. С письменного согласия ГТК России и при условии выработки Банкамисовместно с ГТК России процедуры, обеспечивающей сохранность ибесперебойную доставку документов, Банки, расположенные на территории г.Москва и Московской области, могут переходить на обмен документами,предусмотренный 19 инструкцией, используя курьеров Банков, отказавшись приэтом от использования каналов специальной связи. По мере технической готовности и при условии соблюденияконфиденциальности и взаимной ответственности за достоверность передаваемыхсведений Банки и ГТК России переходят на обмен информацией на магнитныхносителях или непосредственно по телекоммуникационным сетям, имеющим выходна информационную сеть ГТК России. Указанное подключение осуществляетсяБанками поэтапно в порядке и сроки, устанавливаемые Банком России.Предварительно Банки за свой счет приобретают необходимые для этоготерминальное оборудование и программные средства, рекомендованные ГТКРоссии, выделяют отдельные каналы телефонной связи. Переход кавтоматизированному обмену информацией с использованием сетевых технологийосуществляется каждым Банком отдельно после проверки и приемкиуполномоченными сотрудниками ГТК России работоспособности установленного вБанке терминала и выделенных каналов связи. С переходом к обмену информацией по телекоммуникационной сети,обеспечивающему автоматическую регистрацию факта передачи информации, Банкиперестают отражать в Журнале поступление и отсылку документов,осуществленные по указанной сети. Информация, полученная по электронным каналам связи, являетсяаутентичной документам на бумажных носителях и должна порождать аналогичныеправовые и иные последствия. 4. Ответственность Банков Банки за отсутствие установленного учета поступления и отсылки втаможенные органы Реестров, УК, ПС и иной информации, предусмотреннойнастоящим порядком по инструкции №19, несут ответственность в соответствиисо статьей 33 Закона Российской Федерации "О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)" в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей закаждый неучтенный или учтенный с нарушением установленного порядка учетафакт поступления или отсылки указанных документов. Банки за ведение учета поступления выручки в УК и Реестрах снарушением требований, несут ответственность на основании пункта 2 статьи14 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютномконтроле" в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена или былаучтена ненадлежащим образом. Банки за несвоевременную отсылку в ГТК России Реестров, УК и иныхдокументов, несут ответственность в виде штрафов в размере 100 тысяч рублейза каждый день просрочки сверх сроков отсылки по каждому документу. Банки за непредставление или несвоевременное представление в БанкРоссии или его Главные территориальные управления отчетности, несутответственность в виде штрафов в размере 100 тысяч рублей за каждый деньпросрочки сверх сроков отсылки. Банк за подписание ПС, УК, Реестра или заверение копии ПС от его именисотрудником Банка, не имеющим таковых полномочий, несет ответственность ввиде штрафа в размере 100 тысяч рублей за каждый из указанных документов,подписанный сотрудником Банка, не являющимся Ответственным лицом Банка. Те же нарушения, что и указанные выше, позволившие Экспортеру скрытьвыручку за отгруженные на экспорт товары, влекут за собой наложение на Банкштрафа в размере всей сокрытой Экспортером выручки, переведенной в рубли покурсу Банка России на дату пересечения товаром таможенной границыРоссийской Федерации, выручка за который была сокрыта Экспортером. Вышеуказанные штрафы налагаются Главными территориальными управлениямиБанка России в бесспорном порядке самостоятельно или по представлениютаможенных и налоговых органов (посредством списания сумм штрафов со счетовБанков на основании распоряжения начальника соответствующего Главноготерриториального управления Банка России). Уполномоченные банки при повторном нарушении, а также за невыполнениеили ненадлежащее выполнение требований и предписаний Банка России, ГТКРоссии, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемойдокументации по валютным операциям несут ответственность в видеприостановления Банком России действия или лишения лицензии на проведениевалютных операций. Информация о допущенных Банком нарушениях норм валютногорегулирования, неудовлетворительном выполнении обязанностей агентавалютного контроля и примененных к Банку - нарушителю санкциях может бытьопубликован Банком России в средствах массовой информации. 5. Ответственность Экспортеров Незачисление валютной выручки от экспортатоваров на счета вуполномоченных банках в контрактные сроки, зафиксированные вдокументах таможенного банковского контроля, независимо от того, имелоли место превышение сроков проведениятекущих валютных операций, являетсянарушением таможенных правил. Указанное правонарушение в соответствии состатьей 273 Таможенногокодекса Российской Федерации влечет за собойответственность экспортера в виде штрафа в размере от ста до двухсотпроцентов стоимости товаров, являющихся непосредственнымиобъектами правонарушения, с взысканием стоимости таких товаров. Экспортер за подделку (внесение исправлений после заверения копииБанком или подделку заверяющей подписи Ответственного лица и/или печатиБанка) представляемой таможенным органам копии ПС, за вывоз груза запределы Российской Федерации по ПС, не соответствующему вывезенному грузу,несет ответственность в соответствии с Таможенным кодексом РоссийскойФедерации. Экспортер за непредставление в Банк информации о внесении в контракт,положенный в основу подписанного ПС, дополнений и/или изменений,затрагивающих данные ПС (для оформления дополнительного листа ПС), занепредставление в Банк копии ГТД в сроки или за непредставление срокизапрашиваемой Банками информации несет ответственность в виде штрафа вразмере 10 тысяч рублей за каждый день просрочки сверх установленных сроковпредставления указанной информации в Банк, но не свыше суммы по контракту,по которой документация и информация не были представлены в установленномпорядке. Указанные штрафы взыскиваются Главными территориальными управлениямиБанка России в бесспорном порядке (посредством списания сумм штрафов сосчетов Экспортера в иностранной валюте или в рублях по курсу банка Россиина дату списания суммы штрафа на основании распоряжения начальникасоответствующего Главного территориального управления Банка России) порезультатам как самостоятельных проверок, в том числе по представлениюБанков, а также по результатам проверок, проведенных таможенными,налоговыми органами, Федеральной службой валютного и экспортного контроляРоссийской Федерации. 5.1. Ответственность сотрудников Экспортеров и Ответственных лиц Банков Сотрудники Экспортеров и Ответственные лица Банков за нарушениятребований несут уголовную, административную и гражданско - правовуюответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответственные лица Банков несут ответственность за сохранность ставшейим известной при выполнении функций валютного контроля банковской икоммерческой тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Заключение Страны в мировом сообществе находятся в тесной интеграции друг сдругом, экономика каждой страны зависит от состояния мирового рынка, икакие-то изменения и кризисы в одной стране будут отражаться в той или иноймере на экономике всех стран. В этой связи экспорт носит не толькоэкономический характер, как получение прибыли от международной торговли, нои политический характер, как возможность проводить свою политику и влиятьна принятие решений отдельных государств, также экспорт носит характерэкономической безопасности, то есть правильная таможенная политикапозволяет отечественным производителям быть конкурентно-способными намировом рынке. Поэтому политика государства в области экспортного контролядолжна быть максимально взвешенной, не слишком давить на экспортеров, вестипротекционистскую политику, но и одновременно не давать возможностьперекачивать капитал заграницу. И менять или модернизироватьзаконодательную основу необходимо, потому что, если брать, к примеру,Инструкцию №19, то она была выпущена в 93 году, а за это время уже многоеуспело поменяться. Необходимость этой инструкции, при ее введении, ивалютного контроля была в том, что из России осуществлялся бесконтрольныйвывоз капитала заграницу. Это осуществлялось как в области экспорта, так ив области импорта различными методами, начиная от фиктивных контрактов вимпорте, заканчивая простым незачислением средств в уполномоченные банки. Внастоящее время типичными нарушениями в области контроля за поступлениявыручки от экспорта товара являются: зачисление иностранной выручки насчета в иностранные банки без лицензии Банка России; незачисление выручкина счета от реализации товаров, услуг, работ на территории РФ. На данныймомент, по сравнению с 1994-1995гг. количество нарушений уменьшилось мало,и слишком крупных нарушений не наблюдается. Как уже было сказано, кризис августа 1998 года сильно повлиял нанаправления валютного регулирования. Если до него основной задачей былопредотвращение вывоза капитала заграницу, путем контроля за поступлениемвыручки, то после кризиса государство любой ценой пытается удержать курсрубля на определенном уровне, используя все возможные методы, при этомужесточая требования, предъявляемые к участникам в экспортной сфере.Повышение цен на некоторые виды ресурсов благоприятно отражается надеятельности наших экспортеров, высокий курс доллара тоже положителен.Одновременно, такая ситуация благоприятна и ЦБР, который проводит скупкувалюты у экспортеров на спецсессии с целью поддержания и увеличения золото-валютных запасов, которые необходимы для выплаты внешнего долга. На сколькодолго сохранится такое положение вещей, пока не известно. Цены на нефтьпостоянно расти не будут и ситуация поменяется, и тогда ЦБР придется опятьсдерживать курс рубля. Исторически сложилось, что наша страна обладает большими природнымиресурсами, поэтому экспорт России в основном является ресурсным, до 90%приходится на них. В основном вывозятся газ, уголь, лес, нефть, черные ицветные металлы. Но природные богатства не бесконечны. Поэтому, думается,что необходимо развивать новые приоритетные направления в экспорте, такиекак торговля машинами и оборудованием, оружия, технологиями. Это позволитне только получить больше прибыли и экспортной выручки, но и поднять иразвить наукоёмкое производство, занять больше людей, и, в конечном итоге,превратить Россию в действительно сильное государство. Список литературы 1. «Проект закона «Об экспортном контроле», РБК, 01 марта 1999г. 2. Глазачев М. «Экономический барометр», Экономика и жизнь №17, апрель 1999г. 3. Евдокимов А. «Внешняя торговля России», Экономика и жизнь №16, апрель 1999г. 4. Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель 1999г. 5. Закон РФ №3615-1 от 09.10.92г. «О валютном регулировании и валютном контроле». 6. Инструкция ЦБ России №80-И от 06.04.99г. «О порядке обязательной продажи экспортной выручки юридическими лицами резидентами, осуществляющими возврат кредитов, и учета уполномоченными банками операций, связанных с использованием юридическими лицами – резидентами своих обязательств по кредитным договорам». 7. Инструкция ЦБ России №7 то 29.06.92г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ».




Похожие:

Организация валютного контроля над экспортной выручкой icon«Валютное регулирование»
...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconВалютного контроля в РФ. Основные валютные ограничения Система валютного контроля в РФ. Основные валютные ограничения
Становление высокоэффективной российской экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconОрганизация экспортной деятельности на предприятии сп "Инволюкс" ООО

Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconВведение. 3 Введение. 3 Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля в РФ. 5
Вывоз капитала предпринимателями с целью сохранить легально нажитый капитал в условиях политической и экономической нестабильности...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconПлан введение составные элементы валютной системы
Российской Федерации, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой icon[pic] Выполнена : студенткой 2 курса факультета ускоренного обучения по специальности «Финансы и кредит» Воропановой О. Б. Проверена: Иркутск 1997 г. Содержание: Организация контроля за соблюдением государственной дисциплины цен. Введение стр. 3Понятие государственной дисциплины цен стр
...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconСодержание Введение 3 Организация финансово – экономического контроля службой бухгалтерского учета организации 4 Организация финансово – экономического контроля
Осуществление деятельности предприятия на основании принципов самофинансирования и окупаемости требует от руководства экономических...
Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconКомпетенция таможенных органов в области валютного контроля

Организация валютного контроля над экспортной выручкой iconОсобенности валютного регулирования и контроля в национальной российской экономике

Организация валютного контроля над экспортной выручкой icon«Экстремальная и военная медицина»
Занятие №2: Приборы радиационной разведки и контроля. Организация и порядок проведения экспертизы воды и продовольствия на зараженность...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы