«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» icon

«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте»



Название«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте»
Дата конвертации17.08.2012
Размер135.45 Kb.
ТипАнализ
скачать >>>



МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ

РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ

«МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»


Тема: «Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием

в дошкольном возрасте»


Анализ и синтез.


  • Как по-разному назвать квадрат? Прямоугольник? Многоугольник?








  • Что ты знаешь о числе «5»?


5

  • Сколько треугольников в рисунке?

  • Сколько треугольников и прямоугольников в рисунке?

  • Сколько прямоугольников в рисунке?




  • Из каких геометрических фигур составлена картинка?























  • Каким арифметическим действием решается задача: «Пятачок подарил ВинниПуху несколько горшочков мёда. Когда Винни съел 3 горшочка, у него ещё осталось 4. Сколько горшочков мёда подарил Пятачок другу?».

  • Подбери схему к условию задачи: «У Миши было 5 марок. Три марки он подарил Пете. Сколько марок осталось у Миши?».














  • Когда это бывает? «Солнышко встает, петушок поёт, подсолнух расцветает. Когда это бывает?».

  • Что в мешочке?



Сравнение.

  • Чем похожи и чем отличаются?




И ?


5 + 3 и 3 + 5 ?








и ?

1 и 7 ? 6 и 9 ?

  • Что изменилось?

?





?



  • Чего не хватает?

4

6

3

4

8

?

?

5

5

4

?

?

2

4




  • Продолжи ряд.






?

  • Что к чему подходит?

4

3 5



  • Разложи по порядку.





  • Что лишнее?




СН2 РА6 КЕ5 ХВН МТ8



  • ЧАШКА, КРУЖКА, ЧАЙНИК, СТАКАН

  • ИЗНОШЕННЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ДРЯХЛЫЙ, СТАРЫЙ, ВЕТХИЙ

  • ПОСТЕПЕННО, ТОРОПЛИВО, ПОСПЕШНО, СКОРО, БЫСТРО

  • ЛИСТ, ПОЧВА, КОРА, ЧЕШУЯ, СУК

  • ВОЗМУЩАТЬСЯ, НЕГОДОВАТЬ, ПОНИМАТЬ, ПРЕЗИРАТЬ

  • ВЫСОКИЙ, РОСЛЫЙ, УМНЫЙ, ДОЛГОВЯЗЫЙ, ДЛИННЫЙ

  • ГНЕЗДО, НОРА, КУРЯТНИК, СТОРОЖКА, БЕРЛОГА

  • ПРОСТОКВАША, МОЛОКО, СЫР, МАСЛО, СМЕТАНА, САЛО

  • БЕРЁЗА, СИРЕНЬ, СОСНА, ДУБ, ЕЛЬ

  • НАПАДЕНИЕ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ГРАБЁЖ, КРАЖА, ПОДЖОГ

  • ПИСАТЬ, РУБИТЬ, ШИТЬ, ЧИТАТЬ, КОВАТЬ

  • УЗКИЙ, УГЛОВАТЫЙ, КОРОТКИЙ, ВЫСОКИЙ, ШИРОКИЙ

  • ГОРЛЫШКО, ПРОБКА, НОЖКА, СПИНКА, РУЧКА




  • Чем похожи и чем отличаются?

  • Тарелка и очки?

  • Кошка и яблоко?

  • Мухомор и отвертка?

  • Дверь и тетрадь?

  • Голубь и автомобиль?

  • Зеркало и туча?




  • Найди различия.




  • Назови противоположное.




  • Чёрный - …

  • Плакать - …

  • Опускаться - …

  • Открывать - …

  • Начинать - …

  • Ночь - …

  • Левый - …

  • Наверху - …

  • Близко - …

  • Нападать - …

  • Тонкий - …




  • Таять - …

  • Засыпать - …

  • Нырять - …

  • Нагревать - …

  • Рисовать - …

  • Пачкать - …

  • Чинить - …

  • Поджигать - …

  • Вытаскивать - …

  • Разрезать - …

  • Приглашать - …




  • Найди четвертое.




  • Карандаш – грифель, ручка - …

  • Дом – кирпич, стакан - …

  • Шайба – клюшка, воланчик - …

  • Коньки – лёд, лыжи - …

  • Платье – ткань, гвоздь - …

  • Игла – ткань, фломастер - …

  • Овца – домашнее животное, волк - …

  • Орёл – птица, щука - …

  • Нож – острый, палка - …

  • Свет – глаза, тепло - …

  • Гвоздь – молоток, шуруп - …

  • Дом – крыша, книга - …

  • Птица – яйцо, растение - …

  • Квадрат – куб, круг - …

  • Школа – учитель, больница - …

  • Музыка – глухой, книга - …

  • Огонь – пожар, вода - …

  • Зерно – амбар, деньги - …

  • Электричество – выключатель, вода - …

  • Одежда – голый, обувь - …

  • Пальто – пуговица, ботинки - …

  • Часы – время, термометр - …

  • Действие – успех, обработка - …(товар, труд, отделка, достижение, цена)

  • Роман – пролог, опера - …(афиша, программа, либретто, увертюра, ария)







  • Хорошо – плохо.




  • Драка

  • Вылет самолёта задерживается на 2 часа

  • Твой костюм облили супом

  • Повысились цены на обеды

  • Родителей вызывают к директору

  • Младший брат разорвал тетрадь

  • Идёт дождь

  • Завтра Новый Год







Классификация


  • Отбор.

  • Разложи пуговицы в коробки.

  • Игры с обручами.

  • Подбери головы манекенам.



Обобщение.


  • Назови одним словом.




  • Рояль, скрипка, барабан

  • Коньки, лыжи, ракетка

  • Компот, сок, чай

  • Телевизор, пылесос, утюг



Логические вопросы, задачи-шутки,

логические задачи.


    • Можно ли поставить бутылку в центре комнаты и вползти в нее?

    • Какое слово из 11 букв пишут неправильно?

    • К вам приехали гости, а у вас в холодильнике лимонад и томатный сок. Что вы откроете в первую очередь?

    • Если одновременно потянуть за нос и за ухо сильно-сильно, что раньше лопнет?

    • У одной галки четыре крыла, а у другой три. Сколько крыльев у них вместе?

    • Отца президента зовут Андрей Николаевич, а сына – Виталий Георгиевич. Как зовут президента?

    • У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если один отпилить?

    • На одной руке пять пальцев, а на двух – десять. Сколько пальцев на десяти руках?

    • Поезд отправляется из Бостона в Нью-Йорк. Через час другой поезд отправляется из Нью-Йорка в Бостон. Оба поезда идут с одинаковой скоростью. Когда они встретятся, какой из них будет ближе к Бостону?

    • Крыша дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 600, другой – 700. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону оно упадет?

    • У вас две монеты на сумму 15 копеек. Одна из них не пятак. Что это за монеты?

    • Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной?

    • Сколько месяцев в году содержат 30 дней?

    • Бюро прогнозов сообщило в 12 часов дня, что в Москве в ближайшую неделю сохраниться безоблачная погода. Можно ли ожидать, что через 36 часов в Москве будет светить солнце?

    • Перед каким человеком даже короли снимают шляпу?

    • В каком месяце 28 дней?

    • Дадут ли пенсию одинокому ночному сторожу, если он умер днем?

    • Есть ли в Англии 8 Марта?

    • Выше какого забора ты сможешь прыгнуть?

    • Ты – пилот самолета, летящего из Москвы во Владивосток. В пути самолет делает две посадки – одну в Новосибирске, другую в Хабаровске. Сколько лет пилоту?

    • Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и выиграл спор. Какой был счет?

    • Почему парикмахер в Женеве охотнее подстрижет двух французов, чем одного немца?

    • Один господин писал о себе: «…пальцев у меня двадцать пять на одной руке, столько же на другой, да на ногах десять…» Почему он такой урод?

    • Как определить с довольно большой точностью толщину проволоки, если под рукой только измерительная линейка?

    • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня отец, есть и мать, да я им не сын!» Может ли так быть?

    • Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами?

    • Недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду веревочной лестницей вдоль борта. У лестницы 10 ступенек. Расстояние между ступеньками 30 см. Самая нижняя ступенька касается поверхности воды. Начинается прилив, который поднимает воду за каждый час на 15 см. Через сколько времени покроется водой третья ступенька веревочной лестницы?

    • Какой месяц короче всех?

    • Каких камней нет в море?

    • Вы входите в темную малознакомую комнату. В ней две лампы, газовая и керосиновая, и свеча. Что вы зажжете в первую очередь?

    • Какие местоимения портят мостовые?

    • Яйцо пролетело три метра и не разбилось. Почему?

    • Чем кончаются день и ночь? Что у зайца сзади, а у цапли спереди? Что посреди Волги стоит?

    • Сколько нужно взять букв «Г», чтобы получилась большая копна сена?


Логические задачи.


  1. В двух кошельках лежат четыре монеты, причем в одном кошельке монет вдвое больше, чем в другом. Как это может быть?

  2. Эльза и Жанна были очень правдивыми девушками и лгали только в день своего рождения. 6 апреля кто-то спросил каждую из них: «Когда твой день рождения?». Эльза сказала: «Он был вчера». Жанна сказала: «Он будет завтра». На следующий день им задали тот же вопрос, и – о диво! – они ответили то же самое! Когда родилась каждая из них?

  3. В токарном цехе завода вытачиваются детали из свинцовых заготовок. Из одной заготовки – одна деталь. Стружки, получившиеся при выделке шести деталей, можно переплавить и приготовить еще одну заготовку. Сколько деталей можно сделать таким образом из 36 свинцовых заготовок?

  4. Небольшой воинский отряд подошел к речке, через которую необходимо было переправиться. Мост сломан, а река глубока. Как быть? Вдруг офицер замечает у берега двух мальчиков, забавляющихся в лодке. Но лодка так мала, что на ней может переправиться только один солдат или только двое мальчиков – не больше! Однако все солдаты переправились через реку именно на этой лодке. Каким образом?

  5. Три человека – А, В и С – пересчитывали много шаров четырех цветов. Каждый из них правильно различал только два цвета. Кто-то один из них не различал красный и оранжевый, другой не различал оранжевый и желтый, а еще один не различал желтый и зеленый. Глядя на таблицу, узнайте, сколько и каких шариков было.




Красный

Оранжевый

Желтый

Зеленый

А

2

5

7

9

В

2

4

9

8

С

4

2

8

9




  1. У Али-Бабы есть девять кувшинов. Один из них перевернут вверх дном, остальные восемь стоят вверх горлышком. Али-Бабу попросили (и он не смог отказаться) поставить все кувшины вверх горлышком, но переворачивать можно только два кувшина одновременно. Каковы шансы Али-Бабы на успех?

  2. Виктор, Роман, Юрий и Сергей заняли на математической олимпиаде первые четыре места. Когда их спросили о распределении мест, они дали три таких ответа: 1) Сергей - первый, Роман - второй; 2) Сергей - второй, Виктор - третий; 3) Юрий - второй, Виктор - четвертый. Как распределились места, если в каждом ответе только одно утверждение истинно?

  3. Приведите рассуждения и представьте ответ на поставленный вопрос: «Узнику предложены на выбор три комнаты, в одной из которых находилась принцесса, а в двух других сидели тигры. На дверях комнат были вывешены таблицы со следующими надписями:  


I


II


III

В этой комнате сидит тигр

В этой комнате находится принцесса

Тигр сидит в комнате II

Король сообщил узнику, что одно из этих утверждений является истинным. В какой по номеру комнате находится принцесса?»

  1. Игорь идет к лесному озеру. Ему навстречу движется класс из 25 учеников и два преподавателя. Родители 10 детей также принимают участие в прогулке. Пять матерей еще везут своих детей на колясках. Преподаватель ведет с собой собаку, а двое детей ведут двух крыс. Сколько ног идёт по дороге к лесному озеру?

  2. Пять мальчиков играли во дворе в футбол и разбили мячом окно. Ваня сказал: "Это или Паша, или Денис". Паша сказал: "Это сделал не я и не Вова". Митя сказал: "По-моему, один из них говорит правду, а другой - нет". А Вова сказал: "Митя, ты ошибаешься". А бабушка сидела на лавочке и всё видела. Она сказала, что только один мальчик сказал неправду, но не выдала того, кто разбил окно. Но ведь вы и сами догадаетесь.

  3. Миша и Саша играли на чердаке, где довольно грязно и темно. Потом они спустились вниз. У Саши всё лицо было серым от пыли, а лицо Миши осталось чистым. Несмотря на это, только Миша отправляется умываться. Почему?

  4. В одном доме живут три товарища - школьники Боря, Вася и Дима. Один из них играет в футбольной команде, другой пишет стихи, а третий лучше своих друзей играет в шахматы. Известно, что: 1) Васин друг с огорчением сказал: «Вчера я не сумел реализовать пенальти»; 2) товарищ поэта сказал: «Дима! Написал бы ты стих и для нашей футбольной команды». Назовите имена футболиста, поэта и шахматиста.

  5. На скамейке сидит Мари, ее мама, бабушка и кукла. Бабушка сидит рядом с внучкой, но не рядом с куклой. Кукла не сидит рядом с мамой. Кто сидит рядом с мамой Мари? (A) Мари;   (B) бабушка;  (C) Мари и бабушка;   (D)Мари и кукла;   (E) бабушка и кукла.

  6. У рассеянной хозяйки есть три ящика для рассады с надписью "Огурцы", "Цветы" и "Ромашки". Она посадила семена ромашек, огурцов и колокольчиков в эти ящики так, что все надписи оказались неверными. Что вырастет в ящике с надписью "Ромашки"? (A) огурцы;  (B) колокольчики;   (C) ромашки;   (D) нельзя определить;   (E) арбузы.

  7. В парламенте некоторой страны две палаты, имеющие равное число депутатов. В голосовании по важному вопросу приняли участие все депутаты, причем воздержавшихся не было. Когда председатель сообщил, что решение принято с преимуществом в 23 голоса, лидер оппозиции заявил, что результаты голосования сфальсифицированы. Как это он понял?

  8. Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или в подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка - в подвале, то мышка в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно: (A) кошка в комнате;  (B) мышка в норке;  (C) кошка в комнате или мышка в норке;  (D) кошка в подвале, а мышка в комнате.








Похожие:

«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconСравнение. Чем похожи и чем отличаются? И ? 5 + 3 и 3 + 5 ? и ? 1 и 7 ? 6 и 9 ?
Тема: Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» icon1 Общая характеристика мышления как познавательного процесса
Использование головоломок для развития самостоятельности в выборе способов решения в старшем дошкольном возрасте
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconИгра как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconИгра как средство формирования межличностных отношений в дошкольном возрасте
Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconКаждый учитель-логопед сталкивается с тем, что родители ребенка-логопата не знают, как необходимо проводить работу дома. В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь
В дошкольном, иногда и младшем школьном возрасте я применяю логопедическую тетрадь. В ней тематически собраны: пальчиковая гимнастика,...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconЛогическая формула
С помощью логических переменных и символов логических операций любое высказывание можно формализовать, то есть заменить логической...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconМетодические рекомендации по развитию доказательности мышления в процессе обучения младших школьников сложению и вычитанию чисел в пределах 100
Ределяет доказательность мышления как «наличие определенного навыка терпеливого собирания фактов до вынесения какого-либо суждения,...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconПроцесс овладения речью в раннем возрасте: этапы и факторы
Но главная её функция состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя её, мы её...
«Освоение логических операций мышления в процессе овладения математическим содержанием в дошкольном возрасте» iconЛичность в дошкольном возрасте

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы