Сюрреализм и Сальвадор Дали icon

Сюрреализм и Сальвадор Дали



НазваниеСюрреализм и Сальвадор Дали
Дата конвертации16.08.2012
Размер133.69 Kb.
ТипРеферат
Сюрреализм и Сальвадор Дали


КультурологияРеферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали.СОДЕРЖАНИЕ:1. Из истории Сюрреализма 1. Что такое сюрреализм; 2. Предпосылки образования сюрреализма; 3. Основные идеи направления; 4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме.2. Сальвадор Дали – король сюрреализма. 1. Становление художника; 2. Дали и идеи Зигмунда Фрейда; 3. Дали и идеи Фридриха Ницше; 4. Дали и сюрреализм.3. Заключение 1. Из истории сюрреализма. 1.1. Что такое сюрреализм Сюрреализм (от французского surrealisme - буквально сверхреализм) -модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировойвойны во Франции, в 20-х годах нашего века. Его создатели – молодые художники, поэты рассматривали сюрреализм какспособ познания подсознательного, сверхестественного. По определениюоснователя и идеолога этого направления Андре Бретона сюрреализм есть«чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, илиписьменно, или другим способом, реальное функционирование мысли. Диктовкамысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни былоэстетических или нравственных соображений». Создавался не просто новый стиль в искусстве и литературе, а, в первуюочередь, проявлялось стремиление переделать мир и изменить жизнь.Сюрреалисты были уверены в том, что бессознательное и внеразумное началоолицетворяет собой ту высшую истину, которая должна быть утверждена наземле. 1.2. Предпосылки образования сюрреализма В формировании сюрреализма важное место занимает предшествовавшеетечение - дадаизм. Дадаизм или искусство - это дерзкое, эпатирующее"антитворчество", возникшее в обстановке ужаса и разочарования художниковперед лицом катастрофы - мировой войны,европейских революций. Это течение в1916-1918 гг. смущало покой Швейцарии, а затем прокатилось по Австрии,Франции и Германии. Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивнуюэстетическую программу и предлагал "антиэстетику". Для дадаистов все"разумное, доброе, вечное" потерпело крах, мир оказался безумным, подлым,эфемерным. Программа дадаистов заключалась в разрушении любого стиля, любойэстетики посредством "безумия". Главным видом деятельности дадаистов сталоабсурдизированное зрелище, воинствующая "антихудожественность", которая, вчастности, выразилась в использовании предметов фабричного производства вхудожественных композициях. Напрмер, выставка живописи и графики дадаистовв Париже в 1921 г. происходила в темноте, зрители при входе осыпалисьругательствами, устроители выставки мяукали, играли в догонялки, изредказажигали спички и т.п. Бунт дадаистов был недолгим и к середине 20-х годовисчерпал себя. Однако богемный анархизм дадаистов сильно повлиял на Дали ион стал верным продолжателем их скандальных выходок. Дадаисты первыми положились на Случай как на главный рабочийинструмент. Художники стали бросать на холст краски, предоставляякрасочному веществу и силе броска самим образовывать иррациональныеконфигурации.
Сам творец рассматривался при этом как орудие, марионеткакаких-то мировых сил. Сюрреалистическое отношение к бессознательному, кстихии хаоса прямо вырастает из дадаистского "посева". Однаконаправленность творческой активности у сюрреалистов была иной : не просторазрушительной, а созидательной, но через разрушение. 1.3. Основные идеи направления Одним из первых шагов сюрреализма было так же сосредоточение на чистопассивной роли автора. Чтобы освободиться от "контроля разума" применялисьчисто механические методы "охоты за случайностью" (например, подкладывалипод лист бумаги шероховатые поверхности и натирали бумагу сухими красками,получая при этом фантастические конфигурации, напоминавшие зарослифантастического леса - техника "фроттажа"). Ведущие мастера не моглиудовлетвориться такими примитивными методами. Они добивались и внутренней,личностной иррациональности, отключения разума на уровне психической жизни.Для этого практиковались своеобразные формы зрительного самогипноза."Завораживающая" сила, как известно, проявляется при длительном наблюденииязыков пламени, движения облаков и т.п. Переход от "механических" приемов к"психическим" (или психоаналитическим) постепенно захватил всех ведущихмастеров сюрреализма. Андре Массон сформулировал три условия бессознательного творчества: 1. Освободить сознание от рациональных связей и достичь состояния, близкого к трансу; 2. Полностью подчиниться неконтролируемым и внеразумным внутренним импульсам; 3. Работать по возможности быстро, не задерживаясь для осмысления сделанного. Полному отрицанию подвергались подробные описания в художественномпроизведении, похожие на «набор картинок из каталога», убаюкивающиесознание и не дающие возможности домыслить, дофантазировать. Своеобразными «тренировками» были собрания сюрреалистов, которые ониназывали термином sommeils - что означает "сны наяву". Во время своих "сновнаяву" они играли. Их интересовали случайные и бессознательные смысловыесочетания, которые возникают в ходе игр типа "буриме": они по очередисоставляли фразу, ничего не зная о частях, написанных другими участникамиигры. Так однажды родилась фраза " изысканный труп будет пить молодоевино". Целью этих игр была тренировка отключения сознания и логическихсвязей. Таким образом, из бездны вызывались глубинные подсознательныехаотические силы. 1.4. Философия Зигмунда Фрейда в сюрреализме Идеи венского психолога и мыслителя имели особый смысл для сюрреализма.Однако было бы упрощением думать, что сюрреалисты работали по рецептамФрейда или "иллюстрировали" его идеи. Фрейдизм помогал им в ином плане. Сами концепции сюрреалистов получали мощную поддержку со стороныпсихоанализа и других открытий фрейдизма. И перед собой и перед другими ониполучали весомые подтверждения правильности своих устремлений. Они не моглине заметить, что "случайностные" методы раннего сюрреализма (напр. фроттаж)соответствовали фрейдовской методике "свободных ассоциаций",употреблявшейся при изучении внутреннего мира человека. Одной из основ сюрреализма, на которую обращалось первостепенноевнимание, стал метод, в соответствии с которым записывались либозарисовывались именно сновидения сразу после пробуждения, галлюцинации,подсознательные образы, пока их не затронуло осмысление, реальное сознание,в процесс не включилась логика. Это метод психоанализа Фрейда, такназываемый анализ произнесенной мысли вследствии как можно быстрогомонолога, когда сознание человека не успевает вынести никаких суждений. Главенствующую роль в сюрреализме пренадлежит исследованиям сновиденийЗигмунда Фрейда. Считая, что во сне жив более богатый и интересный разум,нежели разум бодрствующего человека, заставляющий совершенно спокойновоспринимать необычайные эпизоды, которые в реальной жизни потрясли бы.Андре Бретон в «Манифесте» написал: « Я верю, что в будущем сон иреальность – эти два столь различных, по видимости, состояния – сольются внекую абсолютную реальность, в сюрреальность». Макс Эрнст развивал свое зрительное воображение, созерцая предметыприхотливой, иррациональной формы. Тем самым он разумеется использовалсоветы Леонардо да Винчи - но, безусловно, они были восприняты через призмуФрейда, который по-своему интерпретировал эту склонность к созерцаниюразводов на старой стене или причудливых скал, возбуждающих в воображениинеожиданные образы и комбинации. Одна из самых общеизвестных идей фрейдизма, согласно которой ошибки,обмолвки, остроты – это неконтролируемые выбросы кипящей, бродящей материиподсознания, которая таким образом прорывает застывшую корку "Эго" так женашла бурную поддержку среди сюрреалистов. К примеру, Сальвадор Дали писал:"Ошибки всегда имеют в себе нечто священное. Никогда не пытайтесьисправлять их. Наоборот: их следует рационализировать и обобщать. Послетого станет возможным сублимировать их". Обновленная Фрейдом психология привлекала к себе широкое внимание ивыглядела как новый взгляд на человека, на его историю, его религию, егоискусство. Новая психология доказывала, что бессознательная жизнь людей -бурная, активная и во многом определяющая поведение, идеи, творческиевозможности человека - развивается по таким законам, которые не имеютничего общего ни с моралью, ни с рассудком, ни с "вечными ценностями".Фрейдизм приводил к тому выводу, что величайший на свете праведникподсознательно равнодушен к заповедям морали, а лучшему мыслителю разум нестолько помогает, сколько мешает. Европа уже давно была погружена в споры о сущности, пределах инеобходимости нравственности: имморализм Фридриха Ницше мало кого оставилравнодушным. Но фрейдизм вызвал более широкий резонанс. Он не был простофилософским тезисом. Он был более или менее научным течением, он предлагали предаполагал опытную проверяемость своих постулатов и выводов, онразрабатывал клинические методы воздействия на психику - методы, дававшиенесомненный успех. Фрейдизм укоренился не только на университетскихкафедрах и в сознании интеллектуалов, он неудержимо завоевывал себе место вболее широких сферах общественного бытия. И он исключал мораль и разум изсамих основ жизнедеятельности человека, считая их вторичными и во многомдаже обременительными образованиями цивилизации. Семья, религия, государство, заповеди, правила этики, логическиепонятия, эстетические нормы с позиций фрейдизма следовало понимать какнечто условное. Безусловна же и абсолютна бессознательная жизнь со всемисвоими особыми законами, сложившимися задолго до того, как появилисьпонятия о добре и зле, о боге, о разуме. Фрейдизм впечатляюще доказывал,что нельзя недооценивать значения подсознания или считать его чем-товторостепенным. Фрейдизм открыл дорогу "фрейдистской истории искусства".Благодаря фрейдизму сюрреализм получил возможность настаивать на том, чтоон не беспочвенная фантазия, не выдумка анархистов, а новое слово впонимании человека, искусства, истории, мысли. Это была солидная опора, чтоуже не приходится удивляться влиятельности и распространенностисюрреализма, его всеохватности до середины ХХ века. Таким образом, нельзя не признать параллельности интересов, точекзрения, методов и выводов сюрреализма и фрейдизма. 2. Сальвадор Дали – король сюрреализма. Одним из наиболее ярких представителей сюрреализма по праву можносчитать испанского живописца Сальвадора Дали, образ жизни, образ мышлениякоторого неимоверно сюрреалистичен, практически с рождения и до самойсмерти. «Нормальность ставит меня в тупик» - утверждал он и был здесьискренен. 2.1. Становление художника Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды,решив употребить для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствияхолста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт,изумивший друзей и родственников, увидевших его тогда. Это было изображениепригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишеннет хвостиков, о которых юный художник действительно забыл. Быстросориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, анастоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Древоточцев, изъевшихже деревянную дверь и вылезавших теперь наружу сквозь слой краски поменялместами с червячками из натуральных вишен. Восторгу зрителей не былопредела. Поступив в Мадриде в Школу Изящных Искусств, Дали надеялся найтидостойных учителей, которые бы смогли научить святому ремеслу, но быстроразачаровался. Публично заявив, что не намерен сдавать экзамены «тем, ктознает неизмеримо меньше, почти ничего не смыслит и вовсе ничего не умеет»,естественно был исключен. Открытый всем новым веяниям и преклоняющийсяперед мастерством великих итальянцев Возрождения, старых флмандцев,Вермеера и Веласкеса имено в это время он ищет свой путь, окунаясь сголовой в разные направления. О том, как начиналось его сюрреалистическоетворчество, Дали пишет: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться,- явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей квласти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либоэстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца,до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте,не заботясь ни о какой последовательности или преемственности". Все это было своеобразным вызовом и не только его личным делом, этобыло целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозгакостей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал илиговорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я"теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всемисюрреалистами. 2.2. Дали и идеи Зигмунда Фрейда Он был ярым поклонником идей Фрейда, еще в юности проштудировав его«Толкования сновидений» и возлагал большие надежды на освобождающую силусна, поэтому принимался за холст сразу же после утреннего пробуждения,когда мозг еще полностью не освободился от образов бессознательного. Иногдаон вставал среди ночи, чтобы работать. Доверие к иррациональному,преклонение перед ним как перед источником творчества было у Далиабсолютным, не допускающим никаких компромиссов. «Все мои притязания вобласти живописи состоят в том, чтобы материализовать с самой воинственнойповелительностью и точностью деталей образы конкретной иррациональности».Это, по сути дела, клятва верности фрейдизму. Считается и не без оснований,что именно Сальвадор Дали был чуть ли не главным проводником фрейдистскихвзглядов в искусстве ХХ века. Не случайно он был единственным изсовременных художников, кто сумел встретится с престарелым, больным изамкнутым Фрейдом в его лондонском доме в 1936 году. В то же самое времяДали удостоился одобрительного упоминания Фрейда в его письме к СтефануЦвейгу - тоже случай уникальный, поскольку Фрейд совершенно неинтересовался современными ему течениями живописи. По признанию Дали, для него мир идей Фрейда означал столько же,сколько мир Священного Писания означал для средневековых художников илимир антиной мифологии - для художников Возрождения. 2.3. Дали и идеи Фридриха Ницше Далеко не чужды Дали были и идеи Ницше. Он читал и почитал Ф.Ницше, велс ним диалоги в своих картинах и своих писаниях. В «Дневнике одного гения»неоднократно упоминается Ницше. Дали писал: «Заратустра казался мне героемграндиозных масштбов, чьим величием души я искренне восхищался... Настанетдень и я превзойду его своим величием!». Слова "сверхчеловек - смыслжизни" - стали одним из девизов Дали. «Самое главное на свете - это Гала иДали. Потом идет один Дали. А на третьем месте - все остальные, разумеетсявключая и нас двоих". И разумеется, что гениальнейший из гениев, спасительчеловечества и творец нового мироздания не обязан подчиняться правиламповедения всех прочих людей. Сальвадор Дали неукоснительно помнит об этом ипостоянно напоминает о своей исключительности весьма своеобразнымиспособами: рассказывает о том, о чем "не принято" говорить по причинезапретов, налагаемых стыдом; пишет на одной из своих картин: "Я ненавижусвою мать", которую искренне любил; совершает шокирующие публику поступки,например, прибывает в Сорбонну на свою лекцию о "Кружевнице" Вермеера иНосороге на белом "ролс-ройсе", набитом тысячью качанов цветной капусты илистреляет на Монмартре из аркебузы по гравировальному камню, создавая темсамым иллюстрации к "Дон Кихоту". 2.4. Дали и сюрреализм В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно,парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами,ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Он взял идеисюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительнопревратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любуюистину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры,добродетели, гармонии, идеальной красоты - всего того, что стало в глазахрадикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Хотя, сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ниполитики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничегодругого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает внечто новое все то, к чему оно прикасается. Многие сюрреалисты не предавали большого значения технике написаниякартин. Среди молодых художников в то время образовался всплеск нигилизма.Не веря ни во что, они и рисовали «это самое НИЧТО». Дали же напротив, былпреверженцем идеальной техники, Традиции (Традиции именно с большой буквы).В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет «10 заповедей длятого, кто собирается стать художником»: 1. Художник предпочитает быть богатым, а не бедным; поэтому научисьделать так, чтобы кисть твоя рождала золото и драгоценные камни. 2. Не бойся совершенства - ты никогда его не достигнешь! 3. Сначала выучись рисовать и писать красками, как старые мастера, затемможешь делать что хочешь - все будут тебя уважать. 4. Не отказывайся от собственного видения, своей манеры и своихпредставлений: они тебе пригодятся, если ты станешь художником. 5. Если ты из тех, кто считает, будто современное искусство превзошлоВермеера и Рафаэля, отложи эту книгу в сторону и продолжай пребывать вблаженном идиотизме. 6. Не плюй на собственную живопись - ведь она сможет плюнуть на тебя,когда ты умрешь. 7. Шедевр и праздность несовместимы! 8. Живописец, пиши! 9. Живописец, не бери в рот алкоголя и не кури гашиш более пяти раз вжизни. 10. Если живопись тебя не любит, вся твоя любовь к ней ничего не даст. Но суждения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонниковрадикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С однойстороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны -предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этомместе город будущего. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человекаего времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция,гражданские войны, атомная бомба, нацизм, католическая вера, наука,классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем онвысказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всехздравомыслящих людей. Как-то он даже решил соорудить как можно больше такназываемых «сюрреалистических предметов», совершенно не пригодных креальному использованию, но являющихся воплощением чувств, навязчивых идей,маний. Одним из таких предметов был, например «Астральный стул»: кожаноесидение было заменено на шоколадное, к ножке была привинчена дверная ручка,другая же ножка стояла в кружке с пивом. Естественно, что такой стул,стоило просто пройти мимо либо хлопнуть дверью, падал, пиво разливалосьприводя окружающих в состояние тревоги и смятения. Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали еговсерьез отрицать и опровергать. Андре Бретон, после очередной ссоры схудожником, составил анаграмму из буков его имени «Avida Dollars» –«Жаждающий доллаов», намекая на то, что все что делает Дали, все еговыходки, имеют только рекламный характер и нацелены на получение денег ичто само исскуство не имеет для него значения. Дали то провозглашает себя единственным сюрреалистом, то утверждает,что «живопись – это цветная фотография, сделанная кистью». Но бессмысленноупрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность - егопрограмма и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, ив искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностямиевропейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкиваямежду собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате созданияэтих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается самаматерия, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютногоустройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния", потому чтоон дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию ибезбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, иавангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него. 3. Заключение По-видимому, можно утверждать, сюрреализм не есть чистоискусствоведческая, литературоведческая или киноведческая задача.Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно типмышления, способ взаимодействия с миром. Андре Бретон написал : «Свифт – сюрреалист в язвительности. Сад – сюрреалист в садизме. Шатобриан – сюрреалист в экзотике. Констан – сюрреалист в политике. Гюго – сюрреалист, когда не дурак. Деборд-Вальмор – сюрреалист в любви. Бертран – сюрреалист в изображении прошлого. Рабб – сюрреалист в смерти. Бодлер – сюрреалист в морали. Рембо – сюрреалист в жизненной практике и во многом ином. Меллариме – сюрреалист по секрету. Жарри – сюрреалист в абсенте. Нуво – сюрреалист в поцелуе. Сен-Поль Ру – сюрреалист в символе. Фарг – сюрреалист в создании атмосферы. Ваше – сюрреалист во мне самом. Реверди – сюрреалист у себя дома. Сен-Жон Перс – сюрреалист на расстоянии. И т.д.»Когда же один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такоесюрреализм, художник ответил: " Сюрреализм - это Я", и с полным на тооснованием.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:1. С.Дали. «Дневник одного гения». Москва, издательство «Искусство», 1997г.2. С.Дали. «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем.». Перевод Н. Малиновской. Москва, издательство «СВАРОГ и К», 1998г.3. К. Рохас. «Мифический и магический мир Сальвадора Дали». Москва, издательство «Республика», 1998г.4. Хрестоматия по культурологии под редакцией А.А.Радугина. Москва, Издательство «Центр», 1998г.5. «Культурология в вопросах и ответах». Учебное пособие под редакцией Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1997г.




Похожие:

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconРеферат на тему: Сюрреализм и Сальвадор Дали
Сюрреализм (от французского surrealisme буквально сверхреализм) модернистское направление в искусстве, появившееся после первой мировой...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали и сюрреализм

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм и Сальвадор Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconВведение "Сюрреализм не партия, не ярлык, а единственное в своём роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм-полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я сюрреализм." С. Дали
Отрывок из книги Сальвадора Дали ”Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем” 24
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСюрреализм в жизни и творчестве Сальвадора Дали

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconСальвадор Дали король сюрреализма

Сюрреализм и Сальвадор Дали iconИз истории и предыстории сюрреализма
Сальвадор Дали "король сюрреализма" стал известен в нашей стране относительно недавно. В сентябре (1994) закончилась ретроспективная...
Сюрреализм и Сальвадор Дали iconВопрос №1 Сюрреализм. Аполлинер. Сюрреализм (от франц surrealisme букв. "сверхреализм")
Хх в. Сюрреализм зародился во Франции в начале 20-х годов, пережил несколько кризисов, пережил вторую мировую войну и постепенно,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы