Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» icon

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»



НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Дата конвертации16.08.2012
Размер238,96 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Правительство Российской Федерации


Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего

профессионального образования


«Государственный университет -
Высшая школа экономики
»




Факультет Менеджмента


Программа дисциплины


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ

(ЭКОНОМИКА ПЕРСОНАЛА)


для направления 080500.68 «Менеджмент»

подготовки магистра


Автор: Смирных Л.И. (lsmirnych@hse.ru)



Рекомендована секцией УМС

«Конкретная экономика»

Председатель

Смирнов С.Н.

Одобрена на заседании

кафедры экономики труда и народонаселения

Зав. кафедрой С.Ю. Рощин

_______________

“___” __________ 2011 г.


_______________

“_09__” _ноября___ 2010 г.

Утверждена УС факультета

Менеджмента

Ученый секретарь

Балаева О.Н.




_______________

“___” __________ 2011 г.





Москва, 2010

I. Пояснительная записка



Автор программы: д.э.н., профессор Смирных Лариса Ивановна

Требования к студентам: Курс «Экономическая теория для менеджеров (Экономика персонала)» предназначен для студентов 1 курса магистратуры факультета менеджмента, обучающихся по магистерской программе «Управление человеческими ресурсами». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме: «Микроэкономика-1» и «Макроэкономика-1», «Экономика труда», «Институциональная экономика», «Управление трудовыми ресурсами», «Эконометрика».


Аннотация:

Курс рассчитан на 40 часов лекционных и 16 часов семинарских занятий.

Цель курса: ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями и положениями, образующими современную экономику персонала, а также с методологией и эмпирическими методами анализа процессов, протекающих на внутренних и внешних рынках труда, анализ которых необходим для принятия решений в сфере управления персоналом предприятий.

Изучение курса экономики персонала осуществляется на основе лекций, семинаров и самостоятельной работы студентов (написание эссе, подготовка докладов и презентаций выступлений, участие в работе семинаров).

На лекционных занятиях внимание уделяется раскрытию концептуальных подходов и теоретических основ экономики персонала, моделированию процессов, протекающих на предприятиях, обсуждению и выявлению проблемных сторон в деятельности предприятий при работе с персоналом.

На семинарах основная часть времени посвящена работе с кейсами, обсуждению результатов исследований, изложенных в статьях по экономике персонала, и практических проблемных ситуаций на конкретных предприятиях.

В кейсах представлены проблемные ситуации, требующие оценки и принятия решений со стороны руководства предприятий и службы персонала. Работа с кейсами позволяет выработать у студентов практические навыки проведения анализа и выработки экономически обоснованных решений, опираясь на знания, полученные из лекционных занятий и консультации с преподавателем.

Обсуждение результатов исследований, представленных преимущественно в зарубежных статьях, даёт возможность вовлечь студентов в исследовательскую сферу экономики персонала, выявить актуальную проблематику для проведения ими дальнейших исследований, развить представления и выработать навыки проведения эмпирического анализа и т.п.

Предполагается, что по результатам изучения данного курса студенты будут обладать:

  • знаниями основных понятий и категорий в области экономики персонала, а также знаниями основных закономерностей и взаимосвязей, возникающих при работе с персоналом;

  • представлениями о круге проблем, изучаемых современной экономикой персонала;

  • навыками проведения анализа процессов и поведения субъектов на рынках труда, опираясь на инструментарий экономики персонала;

  • способностями принятия экономически обоснованных решений и оценивания последствий решений, принимаемых в отношении персонала предприятий;

  • приёмами исследовательской работы в области экономики персонала.

II. Тематический план учебной дисциплины







п/п

Наименование

тем и разделов

ВСЕГО

(часов)

Аудиторные занятия

(час)

Самостоятельная работа

в том числе

Лекции

Семинары

1.

Теоретические основы, область изучения (исследования) и методические приёмы экономики персонала

10

2

-

8

2.

Инвестиции в человеческий капитал и внутрифирменное обучение

16

6

2

8

3.

Стратегии найма работников

13

4

1

8

4.

Отбор «подходящих» работников


13

4

1

8

5.

Оценка производительности работников

14

4

2

8

6.

Оптимальные стратегии увольнения и селекция работников

13

4

1

8

7.

Модели оплаты труда за результат

14

4

2

8

8.

Оплата за выслугу лет

11

2

1

8

9.

Продвижения по карьерной лестнице и оплата по принципу турнира

14

4

2

8

10.

Стратегии оплаты труда и кооперация работников

11

2

1

8

11.

Работа в командах или рабочие группы

11

2

1

8

12.

Неденежные компенсации и социальные выплаты («социальные пакеты)

11

2

1

8




Проверочное тестирование

9

-

1

8




Итоговый экзамен

2

-

-

2




ИТОГО:

162

40

16

106



III. ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Lazear, E. P., Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, 1998.

  2. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, 2006.

  3. Lazear, Edward P. Personnel Economics, Cambridge, MA, MIT Press, 1995.

Дополнительная литература приведена по каждой теме.


IV. Формы контроля

Итоговая оценка складывается с учетом нижеследующих весов:

20% - работа на семинарских занятиях, включая доклад по научной статье, предложенной преподавателем

20% - оценка за написание эссе

60% - оценка за письменный экзамен


Письменный экзамен проводится в конце курса в присутствии преподавателя и предполагает краткий ответ на вопросы и решение задач. Вопросы и задачи составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Время, отводимое на выполнение экзаменационной работы – 1 астрономический час (60 минут).


Полученные баллы суммируются и переводятся в 10-балльную шкалу, итоговая оценка выставляется по 10-балльной шкале, исходя из полученной суммы баллов:

От 0 до 3 баллов – «неудовлетворительно»,

от 4 до 5 баллов – «удовлетворительно»,

от 6 до 7 баллов – «хорошо»,

от 8 до 10 баллов «отлично».

V. Содержание программы


Тема 1. Теоретические основы, область изучения (исследования) и методические приёмы экономики персонала

История становления экономики персонала. Теоретический фундамент экономики персонала. Предмет и методы, основные понятия и категории экономики персонала. Несовершенство рынка труда и экономика персонала. Инструментарий экономики персонала. Корпоративное управление и кадровая политика на российских предприятиях. Практическая значимость экономики персонала для менеджеров.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 1, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Сh.1, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Baker G., Gibbs M., Holmstroem B., The Internal Economics of the Firm: Evidence from Personnel Data, Quarterly Journal of Economics 109, 1994, p. 881-919.

  2. Baker G., Gibbs M., Holmstroem B., The Wage Policy of a Firm, Quarterly Journal of Economics 109, 1994, p. 921-55.

  3. Elster J., Emotions and Economic Theory, Journal of Economic Literature 36, 1998, p. 47-74.

  4. Hart O., Incomplete Contracts and the Theory of the Firm, Journal of Law, Economics & Organization 4, 1988, p. 119-139.

  5. Lazear, Edward P. and Paul Oyerб, Personnel Economics, NBER Working Paper 13480, October 2007.

  6. Rabin M., Psychology and Economics, Journal of Economic Literature 36, 1998, p. 11-46.

  7. Simon P., Rationality as Process and as Product of Thought, Richard T. Ely Lecture, American Economic Review 68/2, 1978, p. 1-16.

  8. Долгопятова Т.Г. Развитие российской модели корпоративного управления в 2000-е годы: эмпирический анализ изменений на микроуровне. WP1/2010/06. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.

  9. Мироненко О.Н. Влияние законодательства о защите занятости на кадровую политику предприятий. WP15/2009/07. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

  10. Яковлев А.А., Симачев Ю.С., Данилов Ю.А. Корпоративное управление в российских компаниях: до и после кризиса. WP1/2010/02. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.


Тема 2. Инвестиции в человеческий капитал и внутрифирменное обучение

Решения об образовании индивидов и предприятий. Обучение на совершенных и несовершенных рынках труда. Оптимизация выгод и издержек, связанных с образованием. Денежные и неденежные издержки образования. Решение предприятий об общих и специфических инвестициях в обучение работников. Спрос предприятий на квалификацию работников и принятие ими решения об оптимальном запасе квалифицированной рабочей силы. Влияние репутации и асимметричности информации на решение предприятий об обучении работников. Виды программ обучения со стороны предприятий. Институты национальных образовательных систем и их воздействие на процессы обучения работников. Образовательные стратегии предприятий: межстрановое сравнение.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 2, 9-10, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 6, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Acemoglu, D. and J.S Pischke, Beyond Becker: Training in Imperfect Labour Markets, Economic Journal 109, 1999, F112-F142.

  2. Acemoglu, D. and J.S Pischke, The Structure of Wages and Investment in General Training, Journal of Political Economy 107, 1999, p.539-572.

  3. Acemoglu, D. and J.S Pischke, Why Do Firms Train? Theory and Evidence, NBER Working Papers 5605, National Bureau of Economic Research, 1996.

  4. Altonji J., James R. Spletzer, Worker Characteristics, Job Characteristics, and Receipt of On-the Job Training. In: Industrial and Labor Relations Review 45, 1991.

  5. Becker G., Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis, with Special Reference to Education, 2 Ed., New York: Columbia University Press foer National Bureau of Economic Research, 1975.

  6. Гимпельсон В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики, 2004, №3, с.76-94.

  7. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Карабчук Т., Рыжикова З., Биляк Т. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? WP3/2009/03. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.
  8. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. // WP3/2007/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2007. – 60 с.

  9. Гимпельсон В.Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия. WP3/2010/04. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.


  10. Денисова И.А., Карцева М.А. Преимущества инженерного образования: оценка отдачи на образовательные специальности в России. Препринт WP3/2005/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 40с.

  11. Капелюшников Р.И. Образовательный потенциал и его связь с характеристиками рынка труда: российский опыт. Препринт WP3/2006/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.
  12. Лазарева О.В., Денисова И.А., Цухло С.В. Наем или переобучение: опыт российских предприятий. // WP3/2006/11. – М.: ГУ ВШЭ, 2006. – 48 с.


  13. Лукьянова А. Л. Отдача от образования: что показывает метаанализ. WP3/2010/03. – М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.

  14. Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // МЭиМО, 2004, №4.

  15. Металина Т. Обучение и повышение квалификации на предприятиях нового частного сектора // Занятость и поведение домохозяйств: адаптация к условиям перехода к рыночной экономике в России. – М.: РОССПЭН, 1999. – С. 201-219.

  16. Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России. М., 1999.

  17. Тан Х., Савченко Е., Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Дефицит квалификации и переобучение на российских предприятиях (на англ. яз.). // Тан Х., Савченко Е. - Всемирный банк; Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А., WP3/2007/04. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007. – 68 с.


Тема 3. Стратегии найма работников

Образование как сигнал о производительности работника. Найм работников и способы преодоления асимметричности информации. Рекрутинг через переманивание работников с других предприятий: преимущества и недостатки. Максимизация прибыли при переманивании работников. Проблема «проклятие победителя». Найм и стратегии удержания работников.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 4-5, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 4, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Greenwald B. C., Adverse Selection in the Labor Market. In: Review of Economic Studies 53, 1986.

  2. Lazear, Edward P., Job Security Provisions and Employment, Quarterly Journal of Economics, Aug90, Vol. 105 Issue 3, p. 699.

  3. Riley J.G., Testing the Educational Screening Hypothesis, Part 2. In: Journal of Political Economy 87, 1997.

  4. Spence A.M., Job Market Signaling. In: Quarterly Journal of Economics 87, 1973.

  5. Willis R. J., S. Rosen, Education and Self-Selection. In: Journal of Political Economy 87, 1979.

  6. Wilson C.A., Equilibrium and Adverse Selection. In: American Economic Review 69, 1979.

  7. Wolpin, Kenneth, Education and Screening. In: American Economic Review 67, 1977.

  8. Бандюкова Т.С. Случайная занятость в России: численность, состав, мобильность. WP3/2004/05. – М: ГУ ВШЭ, 2004.

  9. Гимпельсон В.Е. Временная или непостоянная занятость в России: данные, уровень, динамика, распространенность. WP3/2004/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2004.

  10. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. Нестандартная занятость и российский рынок труда. WP3/2005/05. – М: ГУ ВШЭ, 2005.

  11. Капелюшников Р.И. Нестандартные формы занятости и безработицы в России. WP3/2004/06. – М: ГУ ВШЭ, 2004.


Тема 4. Отбор «подходящих» работников

Отбор «желательных» и «нежелательных» кандидатов. Издержки отбора (тестирования). Способы ограничения притока и критерии отбора (сортировки) «нежелательных» кандидатов. Отбор «желательных» и «нежелательных» кандидатов и их уровень заработной платы. Проблема «неблагоприятного отбора» (Adverse Selection). Методы отбора работников: достоинства и недостатки.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 4, 6, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 5, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Groshen E., The Structure of the Female/Male Wage Differential: Is It Who You Are, What You Do, or Where You Work?; Journal of Human Ressources 26, 1991, p. 457-472.

  2. Hart O., Optimal Labour Contract under Asymmetric Information: An Introduction. In: Review of Economic Studies 50, 1983.

  3. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Карабчук Т., Рыжикова З., Биляк Т. Выбор профессии: чему учились и где пригодились? WP3/2009/03. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009.

  4. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. WP3/2007/03. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  5. Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? WP3/2004/01. – М: ГУ ВШЭ, 2004.

  6. Гимпельсон В.Е. Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники? История последнего десятилетия. WP3/2010/04. – М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010.

  7. Гимпельсон В.Е. Предприятия обрабатывающей промышленности на рынке труда: индикаторы приспособления. WP3/2010/01. – М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.

  8. Капелюшников Р.И. Обновление высшего менеджмента российских промышленных предприятий: интенсивность, каналы пополнения, основные определяющие факторы. WP3/2005/04. – М: ГУ ВШЭ, 2005. – 21 с.

  9. Смирных Л.И., Скоркина В.А. Агентская занятость: факторы спроса со стороны предприятий. WP15/2009/08. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.


Тема 5. Оценка производительности работников

Виды оценки производительности работников. Порядок проведения оценки производительности работников. Упорядочение рабочих мест и доходы работников. Мотивационные аспекта проведения оценки производительности для предприятия и для работника. Проблемы при оценке производительности работников.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 3, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 6, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Backer G., Incentive Contracts and Performance Measurement. In: Journal of Political Economy 100, 1992.

  2. Barberis N.; M. Boycko; A. Shleifer and N. Tsukanova, How Does privatization Work? Evidence from Russian Shops. In: NBER Working Paper N 5136, Mai 1995.

  3. Holmstrom B., P. Milgrom, Multi-Task Principal-Agent Analyses: Incentive Contracts, Asset Ownership, and Job Design. In: Journal of Law, Economics & Organization 7, 1991.

  4. Jovanovic B., Job Matching and the Theory of Turnover. In: Journal of Political Economy 87, 1979.

  5. Lazear E.P., The Job as a Concept. In: William J. Bruns, Jr. (Hrsg.): Performance Measurement, Evaluation, and Incentives. In: Boston: Harvard Business School Press, 1992.

  6. Lazear E.P., The Timing of Raises and Other Payments. In: Carnegie-Rochester Conference Series on Public Policy 33, 1990.

  7. Loh E.S., Employment Probation as a Sorting Mechanism. In: Industrial and Labor Relations Review 47, 1994.

  8. Prendergast C. J., A Theory of Responsibility in Organizations. In: Journal of Labor Economics 13, 1995.

  9. Браун Д., Эрл Дж., Телегди А. Вредит ли приватизация рабочим? Результаты анализа представительных панельных данных по промышленным предприятиям в Венгрии, Румынии, России, Украине (на англ. яз.). WP3/2006/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

  10. Браун Дж., Ёрл Дж. Перераспределение рабочих мест и рост продуктивности в альтернативных экономических и политических системах: опыт советской переходной экономики (на англ. яз.). WP3/2003/05. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  11. Гимпельсон В.Е. Предприятия обрабатывающей промышленности на рынке труда: индикаторы приспособления. WP3/2010/01. – М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.

  12. Капелюшников Р.И. Производительность труда и стоимость рабочей силы: как рождаются статистические иллюзии. WP3/2009/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2009.


Тема 6. Оптимальные стратегии увольнения и селекция работников

Оптимизация численности работников предприятия. Стратегии увольнения и стаж работы на предприятии. Выбор между увольнением и договором о досрочном прекращении трудовых отношений. Факторы, влияющие на селективные (выборочные) увольнения и размер выплат при досрочных увольнениях. Специфические инвестиции в человеческий капитал и дифференциация индивидуальной производительности. Досрочный выход на пенсию и аутплеймент.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 11, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 3, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Burdett K., A Theory of Employee Job Search and Quit Rates. In: American Economic Review 68, 1978.

  2. Farber, Henry S., Mobility and Stability: the Dynamics of Job Change in Labor Markets, in: Handbook of Labor Economics, Vol.3, Chapter 37, Elsevier Science 1999.

  3. Hall R., E. Lazear, The Excess Sensitivity of Layoffs and Quits to Demand. In: Journal of Labor Economics 2, 1984.

  4. Jovanovic B., Firm-Specific Capital and Turnover. In: Journal of Political Economy 87, 1979.

  5. Schwarz M., Downsizing and Layoff Mechanisms. Stanford Graduate School of Business doctoral dissertation, 1997.

  6. Weiss A., Determinants of Quit Behavior. In: Jornal of Labor Economics 2, 1984.

  7. Гимпельсон В., Капелюшников Р., Лукьянова А. Законодательство о защите занятости в России: региональные различия в инфорсменте и функционировании рынка труда (Верна ли гипотеза Салтыкова-Щедрина?) (на англ. яз.). WP3/2009/07. – М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009.

  8. Гимпельсон В.Е. Предприятия обрабатывающей промышленности на рынке труда: индикаторы приспособления. WP3/2010/01. – М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010.

  9. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Ратникова Т.А. Велики ли глаза у страха? Страх безработицы и гибкость заработной платы в России. WP3/2003/04. – М.: ГУ ВШЭ, 2003.

  10. Гимпельсон В.Е., Монусова Г.А. Страх безработицы и поведение работников на рынке труда: опыт межстрановых сопоставлений. WP3/2009/04. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

  11. Капелюшников Р.И. Конец российской модели рынка труда? WP3/2009/06. – М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009.

  12. Капелюшников Р.И., Гимпельсон В.Е. Трудовой кодекс: изменил ли он поведение предприятий? WP3/2004/03. – М: ГУ ВШЭ, 2004.

  13. Cолнцев С.А. Мобильность топ-менеджеров: инсайдеры или аутсайдеры. WP15/2008/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.


Тема 7. Модели оплаты труда за результат

Стимулирующее воздействие оплаты труда за результат. Принципы и проблемы разработки систем оплаты труда за результат. Система показателей, характеризующих результаты деятельности предприятия и работника. Выбор между ценовыми, количественными и качественными показателями при разработке систем оплаты труда за результат. Выбор между поощрением и наказанием работников.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 7-8, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 7, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Blanchflower D. G., A. J. Oswald and P. Sanfey, Wages, Profits and Rent-Sharing. In: Quartely Journal of Economics, Feb. 1996.

  2. Blanchflower D. G., A. J. Oswald, Profit-Related Pay: prose Discovered. In: Economic Journal 98, 1988.

  3. Hart O., Optimal Labour Contract under Asymmetric Information: An Introduction. In: Review of Economic Studies 50, 1983.

  4. Lazear E., M.O. Jackson, Stock, Options, and Deferred Compensation. In: Ehrenberg R. G. (Hrsg.): Research in Labor Economics 12, 1991.

  5. Lazear E., Salaries and Piece Rates. In: Journal of Business 59, 1986.

  6. Белоконная Л., Гимпельсон В., Горбачева Т., Жихарева О., Капелюшников Р., Лукьянова А. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий. WP3/2007/05. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  7. Вишневская Н.Т., Куликов О.В. Формирование заработной платы в России: роль отраслевых тарифных соглашений. WP3/2008/04. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.

  8. Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л., Рыжикова З.А., Куляева Г.В. Формы собственности в России: различия в заработной плате. WP3/2009/05. – М.: Изд. дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2009.

  9. Гимпельсон В.Е., Лукьянова А.Л. «О бедном бюджетнике замолвите слово...»: межсекторные различия в заработной плате. WP3/2006/05. – М.: ГУ ВШЭ, 2006.

  10. Лукьянова А.Л. Динамика и структура неравенства по заработной плате (1998— 2005 гг.). WP3/2007/06. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  11. Лукьянова А.Л. Чьи заработки растут быстрее: мобильность по относительным заработным платам в России (2000–2005 гг.). WP3/2009/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2009.


Тема 8. Оплата за выслугу лет

Стимулирующее воздействие оплаты труда за выслугу лет. Условия применения систем оплаты труда за выслугу лет (за стаж работы). Проблемы оплаты за выслугу лет. Выгоды и риски для предприятий и работников оплаты за выслугу лет. Отказ предприятий от стимулирования стажа работы. Оптимальный выход на пенсию и «вытеснение» работников на пенсию. Мотивация работников при оплате за стаж. Выгодность вынужденных увольнений при выслуге лет.


Основная литература:

  1. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 8, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Blanchflower D. G., A. J. Oswald and P. Sanfey, Wages, Profits and Rent-Sharing. In: Quartely Journal of Economics, Feb. 1996.

  2. Hashimoto M., J. Raisian, Employment Tenure and Earnings Profiles in Japan and the United States. In: American Economic Review 75, 1985.

  3. Lazear E., Why Is There Mandatory Retirement? In: Journal of Political Economy 87, 1979.

  4. Loewenstein G., N. Sicherman, Do Workers Prefer Increasing Wage Profiles? In: Journal of Labor Economics 9, 1991.

  5. Shapiro C., J. Stiglitz, Equilibrium Unemployment as a Worker Discipline Device. In: American Economic Review 74, 1984.

  6. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? WP15/2007/01. – М.: ГУ ВШЭ, 2007.

  7. Нестерова Д.В., Мальцева И.О. Внутрифирменная трудовая мобильность: карьера и заработная плата. WP15/2009/10. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.

  8. Cолнцев С.А. Генеральные директора в России: кто достигает вершины? WP15/2009/09. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики , 2009.


Тема 9. Продвижения по карьерной лестнице и оплата по принципу турнира

Основные положения теории турнира. Карьера как инструмент управления производительностью работников. Структура доходов и индивидуальные усилия работников. Влияние случайных факторов на решение о повышении по карьерной лестнице. Принципы организации и эффективность проведения турниров производительности. Проблемы стимулирования производительности работников на основе турниров. Абсолютные и относительные, объективные и субъективные показатели производительности труда и организация турниров. Селективные и мотивационные аспекты повышения по служебной лестнице. Разнородная и однородная структура работников. Дифференциация и выравнивание структуры заработной платы при проведении турнира. Выбор между внутрифирменным продвижением по служебной лестнице и внешним рекрутингом.


Основная литература:

  1. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 9, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Bull C., A. Schotter and K. Weigelt, Tournaments and Piece Rates: An Experimental Study. In: Journal of Political Economy 95, 1987.

  2. Chan W., External Recruitment versus Internal Promotion. In: Journal of Labor Economics 14, 1996.

  3. Ehrenberg R., M.L. Bognanno, Do Tournaments Have Incentive Effect. In: Journal of Political Economy 98, 1990.

  4. Lazear E. S. Rosen, Rank-Order Tournaments as Optimal Labor Contracts. In: Journal of Political Economy 89, 1981.

  5. Prendergast C.J., R. Topel, Favoritism in Organizations. In: Journal of Political Economy 104, 1996.

  6. Rabitzer J., R. M. Landers and L.J. Taylor, Rat Race Redux. In: American Economic Review 86, 1996.

  7. Rosen S., Prizes and Incentives in Elimination Tournaments. In: American Economic Review 76, 1986.

  8. Sah R. K., J. E. Stiglitz, The Architecture of Economic Systems: Hierarchies and Polyarchies. In: American Economic Review 76, 1986.

  9. Нестерова Д.В., Мальцева И.О. Внутрифирменная трудовая мобильность: карьера и заработная плата. WP15/2009/10. – М.: Изд. дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2009.


Тема 10. Стратегии оплаты труда и кооперация работников

Кооперация (сотрудничество) или тайные сговоры и саботаж на рабочих местах: суть проблемы. Выбор: оплата по принципу турнира или кооперация работников. Формирование рабочих групп при асимметричности информации. Стратегии оплаты труда при кооперации работников. Особенности систем оплаты труда при кооперации работников. Принципы воздействия систем оплаты труда на кооперацию работников.


Основная литература:

  1. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 10, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Akerlof G. A., Labor Contract as Partial Gift Exchange. In: Quarterly Journal of Economics 97, 1982.

  2. Bartel A.P., G.J. Borjas, Wage Growth and Job Turnover: An Empirical Analysis. In: Rosen, Sherwin (Hrsg.): Studies in Labor Markets. Chicago: University of Chicago Press for National Bureau of Economic Research, 1981.

  3. Carmichael H.L., Incentives in Academics: Why Is There Tenure? In: Journal of Political Economy 96, 1988.

  4. Drago R., G.T. Garvey, Incentives for Helping on the Job: Theory and Evidence. In: Journal of Labor Economics 16, 1998.

  5. Hirshleifer J., On the Emotions as Guarantors of Threats and Promises. In: John Dupre (Hrsg.): The Latest on the Best: Essays on Evolution and Optimality. Cambridge: MIT PressБ 1987.

  6. Lazear E., Pay Equality and Industrial Politics. In: Journal of Political Economy 97, 1989.

  7. Milgrom P. R., Employment Contract, Influence Activities, and Efficient Organization Design. In: Journal of Political Economy 96, 1988.

  8. Romer P., Preferences, Promises, and the Politics of Entitlement. In: Victor Fuchs (Hrsg.): Individual and Social Responsibility. Chicago: University of Chicago Press.

  9. Topel R., M. Ward, Job Mobility and the Careers of Young Men. In: Quarterly Journal of Economics 107, 1992.


Тема 11. Работа в командах или рабочие группы

Проблема безбилетника. Ограничения для проявления проблемы безбилетника. Явные и неявные стимулы работы в командах и рабочих группах. Способы формирования команд и рабочих групп. Размеры команд и рабочих групп. Преимущества и недостатки ротации членов команд и участников рабочих групп. Кооперация и конкуренция между командами и внутри рабочих групп.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 13, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 13, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Brown C., J. Medoff, The Employment Size-Wage Effect. In: Journal of Political Economy 97, 1989.

  2. Craig B., J. Pencavel, The Behavior of Worker Cooperatives: The Plywood Companies of the Pacific Northwest. In: American Economic Review 82, 1992.

  3. Farrell J., S. Scotchmer, Partnerships. In: Quarterly Journal of Economics 103, 1988.

  4. Jackson M., E. Lazear, Stock, Options, and Deferred Compensation. In: R. C. Ehrenberg (Hrsg.): Research in Labor Economics, Vol. 12. Greenwich, CT: JAI Press, Inc.: 41-62, 1991.

  5. Kandel E., E. Lazear, Peer Pressure and Partnerships. In: Journal of Political Economy 100, 1992.

  6. Kruse D., J. Blasi, Employee Ownership, Employee Attitudes, and Firm Performance, NBER Working Paper 5277, Sept. 1995.

  7. Picot A., B. Wolff, Industrial Economics of Public Firms and Administrations. Some Guidelines for Efficiency-Oriented Design. In: JITE 150/1, 1994.

  8. Pugel T., Profitability, Concentration and the Interindustry Variation in Wages. In: Review of Economics and Statistics 62, 1980.

  9. Williamson O. E., Markets and Hierarchies: Analysis and Antitrust Implications. New York: Free Press, 1975.


Тема 12. Неденежные компенсации и социальные выплаты («социальные пакеты»)

Денежные и неденежные характеристики рабочих мест и условий занятости. Характеристики рабочих мест и определение их денежных эквивалентов. Измерение и интерпретация эмпирических оценок денежных эквивалентов характеристик рабочих мест. Выбор между оплатой труда и компенсациями за условия занятости. Добровольные социальные выплаты со стороны предприятий. Принцип «кафетерия» при разнородных предпочтениях работников. Предложение предприятиями социальных пакетов и их селективное воздействие на работников.


Основная литература:

  1. Garibaldi P., Personnel Economics in Imperfect Labour Markets, Oxford University Press, Ch 12, 2006.

  2. Lazear, E. P. Personnel economics for managers. John Wiley & Sons, Ch. 11, 1998.


Дополнительная литература:

  1. Becker G. S., The Economics of Discrimination. Chicago: University of Chicago Press, 1957.

  2. Ehrenberg R. G., P.L. Schumann, Compensating Wage Differentials for Mandatory Overtime. In: Economic Enquiry, 1984.

  3. Fischel D., E. P. Lazear, Comparable Worth and Discrimination in the Labor Market. In: Chicago Law Review 53, 1986.

  4. Hamermesh D. S., J.R. Wolf, Compensating Wage Differentials and the Duration of Wage Loss. In: Journal of Labor Economics 8, 1990.

  5. Lazear E. P., Pensions as Severance Pay. In: Bodie, Zvi; John Shoven (Hrsg.): Empirical Aspects of the U.S. Pension System. Chicago: University of Chicago Press for NBER, 1983.

  6. Lazear E.P., Pensions and Turnover. In: Shoven, John; Zvi Bodie and David Wise (Hrsg.): Issues in Pension Economics. Chicago: University of Chicago Press for NBER, 1986.

  7. Rosen S., Hedonic Prices and Implicit Markets: Product Differentiation in Pure Competition. In: Journal of Political Economy 82, 1974.

  8. Stock J. H., D.A. Wise, Pension, the Option Value of Work, and Retirement. In: Econometrica 58, 1990.

  9. Смирных Л.И. Удовлетворенность работой. Кто выигрывает: стабильные или мобильные работники? WP15/2008/02. – М.: ГУ ВШЭ, 2008.

VI. Темы для написания эссе


В процессе обучения студенты должны подготовить 2 эссе. Объем каждого эссе – не более 5 страниц текста (плюс приложения: таблицы, графики), выполненного 12 кеглем с интервалом 1,5. Шаблон страницы (отступы и переносы) соответствуют стандарту (вверху – 2, внизу – 2, слева – 3, справа – 1,5).

Срок сдачи каждого эссе – последнее занятие модуля.

Два эссе должны различаться по содержанию, но могут быть посвящены одной теме. Первое эссе имеет теоретико-методологический характер, второе эссе – методико-практическую направленность.

При подготовке эссе студенты должны показать умения и навыки самостоятельной работы с литературой, статистическими данными и опубликованными статьями по различным проблемам экономики персонала.

С использованием знаний, полученных на лекционных и семинарских занятиях по экономике персонала, а также с учётом проработки опубликованных работ и статей по отдельным темам курса, студентам предлагается (на выбор) в рамках первого эссе проанализировать результаты исследований и составить краткое резюме опубликованных статей (не менее 3-х), посвящённых отдельной проблеме экономики персонала.

Второе эссе должно быть посвящено оценке практик, применяемых российскими предприятиями в области работы с персоналом, и включать в себя разработанные студентами рекомендации по совершенствованию данного вида работы.

Примерные темы для написания эссе:

  1. Обучение работников: решение предприятий об общих и специфических инвестициях;

  2. Издержки найма и удержания квалифицированных работников;

  3. Дифференциация заработной платы квалифицированных и неквалифицированных работников: влияние на отбор работников;

  4. Инвестиции в обучение при несовершенном рынке труда;

  5. Увольнения работников и стаж работы на предприятии;

  6. Аутплейсмент и увольнения работников;

  7. Переманивание работников с других предприятий: преимущества и недостатки;

  8. Карьера как инструмент управления производительностью работников;

  9. Выбор между внутрифирменным продвижением по служебной лестнице и внешним рекрутингом;

  10. Структура доходов и карьерные лестницы на предприятиях;

  11. Оценка эффективности рабочих групп;

  12. Оплата за выслугу лет на российских предприятиях;

  13. Досрочный выход работников на пенсию;

  14. Системы оплаты труда за результат: преимущества и недостатки;

  15. Нестандартные формы занятости: виды, масштабы и динамика;

  16. Аутсорсинг персонала на российских предприятиях;

  17. Социальные пакеты предприятий и их селективное воздействие на работников;

  18. Денежные и неденежные характеристики рабочих мест и их влияние на удовлетворённость работой;

  19. Методы проведения оценки производительности работников;

  20. Мотивация работников и оценка их производительности.

VII. Примерные вопросы для подготовки к экзамену


    1. какие ошибки менеджмента могут быть устранены с помощью знаний по экономике персонала;

    2. когда для предприятий имеет смысл осуществлять общие инвестиции в обучение работников;

    3. как должны распределяться издержки и выгоды от обучения между предприятием и работниками в интересах обеих сторон;

    4. должно ли предприятие выплачивать работникам более высокий уровень заработной платы после финансирования обучения;

    5. какие работники предприятий являются наиболее «подходящими» кандидатами для участия в образовательных программах и программах повышения квалификации;

    6. какие работники должны увольняться предприятием в первую очередь;

    7. как могут быть произведены увольнения работников с минимальными издержками для предприятия при соблюдении норм трудового законодательства;

    8. в каких случаях увольнения работников являются для предприятий «выгодными», а в каких «невыгодными»;

    9. какие факторы влияют на досрочное увольнение работников и размер производимых при этом выплат;

    10. влияет ли образование на производительность работников или только выступает сигналом о том, что работники производительны вне зависимости от полученного ими образования;

    11. если дипломы об образовании выполняют только роль сигналов, должны ли они учитываться при принятии решений о найме работника и уровне его оплаты;

    12. для каких работников (с какими характеристиками) повышение уровня образования (квалификации) и тренинги приведут к росту производительности труда с большей вероятностью;

    13. как воздействует продвижение по карьерной лестнице на удовлетворённость и производительность работников;

    14. сколько повышений по карьерной лестнице должно производиться в среднем для каждого работника;

    15. насколько должны возрастать доходы работников при повышении по карьерной лестнице;

    16. каковы положительные эффекты от продвижения по карьерной лестнице внутри предприятия в отличие от эффектов найма на внешнем рынке труда;

    17. нужно ли мотивировать работников прикладывать усилия для сохранения и поддержания коллективной атмосферы в рабочих группах;

    18. должно ли предприятие всегда поощрять кооперативное поведение работников и наказывать работников за отсутствие кооперации на рабочих метах;

    19. как мотивировать работников работать производительно вместо того, чтобы тратить время на внутрифирменное лоббирование своих интересов;

    20. как предприятие может использовать повышение по службе для мотивации работников;

    21. повышение уровня оплаты труда без повышения по служебной лестнице могут мотивировать работников; как должно происходить такого рода повышение оплаты труда работников безубыточно для предприятия;

    22. как повышение объёмов производства (выпуска) может препятствовать снижению качества;

    23. в чём заключается «эффект самоселекции» при применении системы оплаты труда, ориентированной на результат;

    24. как можно избежать уклонения работников от производительности (эффект безбилетника);

    25. при каких условиях работники будут заинтересованы в общих результатах деятельности всей рабочей группы, а не в индивидуальных результатах деятельности отдельного участника;

    26. какие организационные формы занятости работников в группах приносят предприятиям максимальную прибыль;

    27. всегда ли денежные формы мотивации лучше, чем неденежные формы мотивации работников;

    28. всегда ли необходимо для мотивации труда работников предлагать им бонусы или устанавливать штрафы;

    29. при каких условиях предприятие должно замещать «социальные пакеты» денежными выплатами;

    30. в чём заключаются преимущества системы «кафетерия» по сравнению с другими формами социальных выплат со стороны предприятия;

    31. что должно включать в себя описание рабочих мест;

    32. какие должностные требования должны предъявляться к каждому рабочему месту;

    33. какие цели могут быть достигнуты за счёт проведения оценки производительности работников;

    34. какую информацию о работнике можно получить на основе проведения оценки его производительности;

    35. какие работники склонны к прохождению оценки их производительности, а какие нет;



Автор программы: _____________________________/Смирных Л.И./






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет- высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет –Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение Высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования. «Государственный университет – Высшая школа экономики»

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы