Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения icon

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения



НазваниеСовременное технологическое общество: проблемы и пути их решения
Дата конвертации16.08.2012
Размер165,74 Kb.
ТипРеферат
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения


ОмГТУ Реферат по философии на тему «Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения» (по книге Эриха Фромма «Революция надежды») Выполнил: студент гр. Л-211 Горошко В.О. Проверил: Мосиенко Л.И. Омск - 2003 г. План реферата:1. Введение2. Что такое надежда?3. Современное технологическое общество a. Его принципы b. Его воздействие на человека c. Потребность в уверенности4. Что значит быть человеком? a. Человеческая природа в различных своих проявлениях b. Условия человеческого существования c. Потребность выжить и не только выжить5. Шаги по гуманизации технологического общества a. Гуманистическое планирование b. Активизация человека и высвобождение его энергии c. Гуманизированное потребление6. Заключение Введение. В своей книге «Революция надежды» Эрих Фромм даёт характеристикусовременному технологическому обществу и роли человека в нём. В работепредпринимается попытка свести вместе две проблемные области, которые,обычно, рассматриваются порознь: структуру человеческого характера, егоособенности и скрытые возможности и современные социальные, политические иэкономические проблемы. На протяжении всей книги преследуется одна цель –объединить их, связать воедино их обсуждение. Новое, полностью механизированное общество Фромм сравнивает спризраком. Нацеленное на максимальное производство материальных благ и ихраспределение, управляемое компьютерами, оно сделает человека сытым идовольным, но пассивным, безжизненным и бесчувственным, всё большепревращая его в частицу тотальной машины. С победой нового обществаисчезнут индивидуализм и возможность побыть наедине с собой, чувства кдругим людям будут задаваться с помощью психологических и прочих средствили же с помощью наркотиков. Этот новый тип общества был предсказанОруэллом в его книге «1984» и Олдосом Хаксли в книге «О дивный новый мир». Наиболее зловещая черта настоящего, по Фромму состоит в том, чточеловек, похоже, утрачивает контроль над собственной системой. Он выполняетрешения, которые принимают за него электронные машины. У человека нетдругих целей, кроме всё большего производства и потребления. Человек ничегоне желает, ему грозит опасность внутренней омертвелости из-за пассивности. Автор считает, что человечество стоит перед лицом трагической,неразрешимой дилеммы: «Надо ли нам производить больных людей во имяздоровой экономики, или мы можем поставить наши материальные ресурсы,изобретения, компьютеры на службу человеку? Стоит ли людям оставатьсяпассивными и зависимыми во имя сильной, хорошо отлаженной организации?»Эрих Фромм видит возможность вернуть социальную систему под контрольчеловеку. Его надежды в этом плане основаны на следующих обстоятельствах: 1. Человеческая природа – это не абстракция, не бесконечно податливая система, которой можно пренебречь. Изучение системы «Человек» позволяет нам понять, какие особенности социально-экономической системы воздействуют на человека, как расстройство системы «Человек» приводит к расстройству всей социальной системы. 2. Возрастающая неудовлетворённость человека его нынешним образом жизни, её пассивностью и невыразимой скукой. Эта тенденция всё усиливается, потому что значительная часть населения развитых стран, уже вкусив полного удовлетворения материальных потребностей, обнаружила, что потребительский рай не приносит обещанного счастья.Фромм предлагает с самого начала внести ясность в один вопрос. Сегодняшироко распространено настроение безнадёжности относительно возможностиизменить принятый курс. Эта безнадёжность остаётся неосознанной и людипытаются сохранить «оптимизм» и возлагают надежды на дальнейший «прогресс».Прежде чем рассматривать современную ситуацию и возможности для надежды,следует сначала понять, что такое надежда. Что такое надежда? Эрих Фромм утверждает, что надежда – это решающий элемент в любойпопытке осуществить социальные изменения в направлении большей жизненности,осознанности и разума. Многие не различают понятий «надеяться» и «хотеть»,«желать». Но если бы они были равносильны, то те, кто страстно желает иметьмашины, дома и прочую ерунду, причём побольше и получше, - были быносителями надежды. Но это не так; это люди, жаждущие всё большегопотребления, а не носители надежды. Фромм считает, что объект надежды – не вещь, а более полная жизнь,состояние большей жизненности, освобождение от вечной скуки, или, говоряязыком теологов, спасение. Надежда – это внутренняя готовность, напряжённая, но ещё нерастраченная внутренняя активность. «Если надежда, вера и стойкость сопутствуют жизни, как же получается,что столь многие теряют их, причём людям нравится их собственное рабство изависимость?» - спрашивает себя автор. Люди начинают с надежды, веры истойкости. Но когда начинается жизнь, превратности окружающего мира ислучайности начинают либо способствовать потенциалу надежды, либо мешатьему. Одной из основных причин безнадёжности по Фромму является формированиеполностью бюрократизированного индустриального общества и бессилие индивидаперед лицом организации. Эрих Фромм заключает: «Движение к такому общественному и культурномуукладу, при котором верховодит человек, зависит от способности вступить вборьбу с нашей безнадёжностью. Прежде всего, мы должны её осознать. Крометого, мы должны выяснить, есть ли реальная возможность изменить нашусоциальную, экономическую и культурную жизнь в таком направлении, котороепозволит снова надеяться. Если нет такой реальной возможности, тогда,действительно, надежда – сущее безрассудство. Но если реальная возможностьесть, тогда возможна надежда, основанная на изучении новых альтернатив ивариантов и на совместных действиях по осуществлению этих новыхальтернатив». Современное технологическое общество. a. Его принципы. Фромм выделяет два важнейших принципа, по которым функционируетсовременное технологическое общество. Первый принцип заключается вследующем: нечто должно быть сделано, если это технически возможно. Есливозможно создание ядерного оружия, то его следует создать, даже если оногрозит полным уничтожением человека. Если возможны полёты на Луну и другиепланеты, то это следует сделать, даже отказавшись от удовлетворения многихпотребностей здесь, на Земле. Второй принцип – максимум производительностии выпуска продукции. Требование максимума производительности приводит ктребованию минимума индивидуализации, когда личность представляет из себячисто количественную единицу. Такими единицами легче управлять с помощьюбюрократических правил, поскольку они не создают ни проблем, ни трений.Чтобы достичь подобного результата, людей надо лишить индивидуальности инаучить причислять себя к корпорации. Автор приводит следующий пример:гигантские телефонные системы, в которых используется техника записиконтактов между операторами и клиентами и с помощью которых клиентампредлагают оценить рабочие качества сотрудников, их установки и т. п., -имели своей целью исподволь внушить «надлежащую» служащему позицию,подогнать обслуживающий персонал под единый стандарт и тем самым повыситьэффективность. Фромм утверждает, что общей особенностью организации труда являетсяпостоянное устранение элементов творчества (включая элемент риска инеопределённости) и совместного труда путём деления и подразделения заданиядо такого уровня, когда не остаётся места ни для рассуждения, ни длямежличностного контакта, да они и не требуются. Принцип максимального производства утверждает: что бы мы нипроизводили, чем больше произведём, тем лучше. Экономический ростосмысливается через всё возрастающее производство и пока не видно предела,за которым производство стабилизировалось бы. Принципом постоянного и безграничного ускорения руководствуется нетолько промышленное производство. Тот же самый критерий применяется и всистеме образования: чем больше выпускников колледжей, тем лучше. То жесамое и в спорте: каждый новый рекорд рассматривается как прогресс. Фромм замечает: в условиях экономического принципа максимумапроизводства потребитель должен быть готов к тому, чтобы хотеть, а значит,и потреблять всё больше и больше. Промышленность полагается на желаниепотребителя иметь всё больше товаров. Пользуясь эффектом устаревания, оназаставляет его покупать новые вещи, хотя старые могли бы послужить гораздодольше. Внося изменения в моду на одежду, товары длительного пользования,даже на пищу, она психологически принуждает его покупать больше, чем,наверное, ему нужно или хочется. Чтобы показать беспокойство промышленности по поводу того, что моглобы случиться с экономикой, если бы изменился образ жизни, Фромм приводитвысказывание банкира одного из ведущих коммерческих банков: «Одежду сталибы приобретать для того, чтобы носить её; пищу стали бы покупать посоображениям экономии и, исходя из её питательной ценности; автомобилиразбирали бы на составные части, и одни и те же владельцы пользовались быими все 10 – 15 лет, в течение которых их можно использовать; дома стали быстроить и содержать за то, что они дают кров, а не потому, что такие дома вмоде или что такой же дом у соседа. И что тогда было бы с рынком, полностьюзависящим от новых моделей, новых стилей, новых идей?» b. Его воздействие на человека. Эрих Фромм считает, что воздействие этого типа организации крайнепагубно сказывается на психологическом состоянии человека. Человекстановится придатком машины, подчиняясь её ритму и требованиям. Онапревращает его в тотального потребителя, единственная цель которого –больше иметь и больше использовать. Это общество производит массубесполезных вещей и, одновременно, массу бесполезных людей. Человекстановится вещью и перестаёт быть человеком. Всё своё время он тратит на то, к чему у него нет интереса, с людьми,не представляющими для него интереса, производя вещи, в которых он незаинтересован; а когда он не производит, он потребляет. Человек без усилий,без внутренней активности «вбирает в себя» всё, что ни обрушивает на негоиндустрия, развеивающая скуку (и нагоняющая тоску), - сигареты, спиртное,кино, телевидение, спорт, - с тем лишь ограничением, что ему по карману. Автор утверждает – внутренняя пассивность человека в индустриальномобществе сегодня – одна из наиболее характерных и патологических его черт.Он всё вбирает в себя, он хочет насытиться, но он не шевелится, непроявляет инициативы, не переваривает пищи, какой бы она не была. Вместотого чтобы продуктивно овладевать тем, что ему досталось в наследство, оннакапливает это или потребляет. Ему систематически чего-то серьёзно нехватает и это почти не отличается от того, что можно наблюдать у людей всостоянии депрессии. Внутренняя пассивность человека – всего лишь один симптом целостногокомплекса, который можно назвать «синдромом отчуждения». Будучи пассивным,человек не соотносит себя с миром активно. Он вынужден подчиняться своимидолам и их требованиям. Поэтому он чувствует себя бессильным, одиноким ивстревоженным. Среди патогенных воздействий на человека со стороны технологическогообщества Фромм упоминает ещё два: невозможность побыть наедине с собой иисчезновение личностного человеческого общения. Возможность побыть наедине с собой – понятие сложное. Она была иостаётся привилегией средних и высших классов, поскольку сама её основа –место, где человек предоставлен самому себе, - дорого стоит. Возможностьпогрузиться в свой внутренний мир представляется важным условиемпродуктивного развития личности. Прежде всего потому, что уединениенеобходимо, чтобы сосредоточиться, освободиться от постоянного «шума»человеческой болтовни и нежелательного вторжения в собственные духовныепроцессы. Если все сведения частного характера превращать в общедоступные,то переживания станут всё более поверхностными и сходными. Люди будутбояться почувствовать «нечто неправильное»; их ещё легче станет подвергатьпсихологической манипуляции. c. Потребность в уверенности. Фромм утверждает, что важнейшим обстоятельством для пониманиячеловеческого поведения в современном обществе является потребностьчеловека в уверенности. У человека нет набора инстинктов, регулирующих егоповедение автоматически. Ему приходится выбирать, а это означает, что вответственейших случаях он рискует жизнью, если выбор сделан неправильно.Обуревающие человека сомнения, когда ему предстоит принять решение – ичасто быстро, - вызывают болезненное напряжение и могут даже подвергнутьсерьёзному испытанию его способность к быстрым решениям. Как следствие учеловека возникает глубокая потребность в уверенности; ему хочется верить,что нет нужды сомневаться, что его способ принятия решений правилен. Таковаодна из психологических причин веры в идолов и политических лидеров. Всеони устраняют колебания и риск из процесса принятия решений. Как замечает Фромм, потребность быть уверенным существует и в сферемысли, чувства и эстетических оценок. По мере увеличения грамотности иразвития средств массовой информации человек быстро научился тому, какиемысли «правильны», какое поведение считать надлежащим, какие чувстванормальны, каким вкусам «пришла пора». Всё что теперь надо делать человеку,- это воспринимать сигналы средств массовой информации, и он может бытьуверен, что не совершит ошибки. Модные журналы подсказывают, какой стильсейчас предпочтителен, новые методы поиска подходящего брачного партнёраоснованы на решениях компьютера. Что значит быть человеком? a. Человеческая природа в различных своих проявлениях. После обсуждения нынешнего положения человека в технологическомобществе Эрих Фромм приступает к рассмотрению проблемы гуманизациитехнологического общества. Прежде всего, следует разобраться, что значит –быть человеком, то есть каков тот человеческий элемент, который надоучитывать как основной фактор в функционировании социальной системы. Типичной ошибкой в понимании сущности человека Фромм считает принятиеособой формы бытия человека за его сущность. Так человек обычно определяетсвою человечность в понятиях того общества, с которым он себяотождествляет. Однако, если есть правило, то есть и исключения. Всегданаходились люди, обращавшие свой взор за пределы собственного общества. Всвоё время их, может быть, и называли дураками или преступниками, но влетописи человеческой истории они составляют перечень великих людей,узревших нечто такое, что можно назвать универсально человеческим и что несовпадало с мнением людей их времени. Всегда находились люди, и достаточносмелые, и с достаточным воображением, чтобы заглянуть за границысобственного социального опыта. Фромм приводит несколько определений человека, способных одним словомохватить специфически человеческое: “Человека определяли как Homo faber –производящий орудия. В самом деле человек производит орудия, но наши предкитоже производили орудия ещё до того, как стали людьми в полном смыслеслова. Человека определяли как Homo sapiens, но в этом определении всёзависит от того, что подразумевать под sapiens. Использовать мысль, чтобыотыскать более подходящие средства для выживания или пути достиженияжелаемого, - такая способность есть и у животных, и если имеется в видуэтот вид достижений, то разница между человеком и животными оказывается влучшем случае количественной. Если же, однако, понимать под sapiens знание,имея в виду мысль, пытающуюся понять сердцевину явлений, проникающую заобманчивую поверхность к «подлинно подлинному», мысль, цель которой – неманипулировать, а постигать, тогда Homo sapiens было бы действительноправильным определением человека… Можно бы добавить ещё два определениячеловека. Одно – Homo negans – человек, способный сказать «нет», хотябольшинство людей говорят «да», когда это требуется для выживания илиуспеха… Другим определением человека стало бы Homo esperans – надеющийсячеловек. Надеяться – это основное условие, для того чтобы быть человеком.Если человек отказался от всякой надежды, он вошёл во врата ада – знает оноб этом или нет – и оставил позади себя всё человеческое”. Наверное, к этим определениям можно добавить ещё несколько подобныхопределений, но все они не отвечают на вопрос: что же значит – бытьчеловеком? Автор утверждает, что бессмысленно искать ответ в томнаправлении, откуда подобные ответы чаще всего и извлекают: хорош или плохчеловек, любящий он или губящий, легковерный или независимый и т. п. Всеэти и многие другие качества, – разнообразные возможности быть человеком.Все эти проявления человеческой природы не отвечают на вопрос, что же такое– быть человеком. Ответ на этот вопрос следует искать не в областимногообразных человеческих возможностей, а в сфере самих условийчеловеческого существования, из которых проистекают все эти возможности вкачестве альтернатив. b. Условия человеческого существования Фромм выделяет два взаимосвязанных условия человеческогосуществования. Во-первых, уменьшение зависимости от инстинктов по мерепродвижения эволюции животных, достигающее низшей точки в человеке, вкоторой значение инстинктов приближается к нулевой отметке. Во-вторых,колоссальное увеличение размеров и усложнение мозга по сравнению с весомтела. Увеличившаяся кора головного мозга – основа сознания, воображения ивсех тех приспособлений, таких, как речь и создание символов, которыехарактеризуют человеческое существование. Свои решения человек принимает не на основании инстинктов, он вынужденпринимать их сам. Он сталкивается с необходимостью выбора, и в каждомпринимаемом решении есть риск провала. Взамен инстинктам человекуприходится искать принципы, по которым он будет действовать и приниматьрешения. По Фромму, человек вынужден бороться не только против такихопасностей, как смерть, голод, причинение боли, но также против ещё однойопасности: душевного заболевания. Другими словами, ему приходитсязащищаться не только от опасности потерять жизнь, но и от опасностипотерять рассудок. Существует множество способов, с помощью которых человекможет отыскать решение задачи, как оставаться живым и сохранить душевноездоровье. Одни из них лучше, другие хуже. Под словом «лучше»подразумевается путь, способствующий увеличению силы, ясности, радости,независимости, под словом «хуже» - всё наоборот. c. Потребность выжить и не только выжить. Чтобы полностью объяснить человеческие затруднения и варианты выбора,Эрих Фромм описывает другой тип социального конфликта, присущийчеловеческому существованию. Поскольку у человека есть тело и телесныепотребности, в основном такие же как и у животного, у человека естьстремление к физическому выживанию. Тело человека заставляет его стремитьсяк выживанию вне зависимости от обстоятельств, от того, счастлив он илинесчастлив, раб он или свободный. Вследствие этого человек должен работатьили заставлять других работать на себя. Если бы человек удовольствовалсятем, чтобы тратить свою жизнь на обеспечение процесса жизни, не было быпроблем. Но таковы уж особенности человека, что его не удовлетворит жизньмуравья, что помимо области биологического или материального выживаниясуществует характерная для человека сфера, которую можно назватьпревосходящей потребности простого выживания, или надутилитарной. «Что это означает?» - задаёт вопрос автор. Именно потому, что учеловека есть сознание и воображение, потому, что он потенциально свободен,он внутренне не расположен к тому, чтобы быть, как однажды заметилЭйнштейн, «игральными костями, выброшенными из сосуда». Он хочет знать нетолько то, что необходимо для выживания, он хочет понимать и то, что такоесама человеческая жизнь. Как пишет Фромм: «Человеческие побуждения,насколько они выше утилитарных, представляют собой выражениефундаментальной, специфически человеческой потребности: потребностисоотноситься с другим человеком и природой и утверждать себя в этойсоотнесённости». Шаги по гуманизации технологического общества. Для начала Эрих Фромм приводит примеры тех институтов и методов, откоторых нельзя отказаться ни по экономическим, ни по психологическимпричинам без того, чтобы современное общество полностью не распалось. Этоследующие элементы: 1) Крупномасштабная централизованная организация,сформировавшаяся в последние десятилетия в правительстве, деловом мире,университетах, больницах и пр. Процесс централизации всё ещё продолжается ивскоре почти все виды деятельности будут осуществляться крупными системами.2) Широко разветвлённое планирование внутри каждой системы. 3) Кибернетикаи автоматика в роли главного теоретического и практического принципаконтроля. Кроме этих трёх есть ещё один элемент, проявляющийся во всехсоциальных системах: система Человек. По словам Фромма, открывающиеся перед нами возможности немногочисленныи определимы. Первая возможность – продолжать двигаться в избранномтехнологическим обществом направлении. Результатом такого движения стала былибо термоядерная война, либо серьёзная человеческая патология. Втораявозможность состоит в попытке изменить это направление с помощью силы илинасильственной революции. Это привело бы к крушению всей системы, а врезультате – к насилию и жестокой диктатуре. Третья возможность заключаетсяв гуманизации системы таким образом, чтобы она служила целям благополучия иразвития человека, другими словами, движению его жизни. Фромм попытался обсудить лишь наиболее важные, на его взгляд, шаги: 1)Планирование, включающее в себя систему Человек и основанное на нормах,вытекающих из исследования оптимального функционирования человеческогосущества. 2) Активизация индивида путём вовлечения простых людей в сферудеятельности и ответственности через замену нынешних методов отчуждённойдемократии методом гуманистического управления. 3) Замена моделипотребления на такую, при которой потребление содействует активизации иотбивает охоту к «пассивизации». 4) Появление новых форм психическойориентации и преданности, равнозначных религиозным системам прошлого. a. Гуманистическое планирование. Фромм считает, что общую цель гуманизированного индустриальногообщества можно определить так: изменение социальной, экономической икультурной жизни современного образа таким образом, чтобы оно стимулировалоразвитие человека и содействовало его жизнеутверждению, вместо того чтобыуродовать его; чтобы оно активизировало индивида, вместо того, чтобы делатьего пассивно воспринимающим; чтобы технологические возможности обществаобслуживали развитие человека. Какова процедура гуманистического планирования с учётом этих общихцелей? «Компьютеры должны стать функциональной частью жизненноориентированной социальной системы, а не раковой опухолью, начинающейразрушать систему и, в конце концов, убивающей её». Это значит, чточеловек, а не техника должен стать основным источником ценностей; критериемже всего планирования должно стать оптимальное человеческое развитие, а немаксимальное производство. b. Активизация человека и высвобождение его энергии. Автор считает, что своей «пассивизацией» современный человек частичнообязан «отчуждённо-бюрократическому» подходу, используемому на всехцентрализованных предприятиях. Отчуждённо-бюрократическую процедуру можноохарактеризовать различными способами. Прежде всего, это однонаправленнаясистема: приказы, предложения, планы исходят с верха организационнойпирамиды и направляются к низу. Индивидуальной инициативе нет места.Современная бюрократическая система является безответственной в том смысле,что не «отвечает» на нужды, взгляды, запросы индивида. Бюрократическаясистема даёт индивиду почувствовать, что он ничего не может ни предпринятьни организовать без помощи бюрократической машины. В результате онапарализует инициативу и порождает глубокое чувство бессилия. По замыслу Фромма основой системы управления будущего должно стать«гуманистическое управление». Его основной принцип состоит в том, что,несмотря на громоздкость предприятий, централизованное планирование икибернетизацию, индивидуальный участник отстаивает свои права передуправляющими, обстоятельствами и машинами и перестаёт быть бессильнойчастичкой, не принимающей активного участия в процессе. Только благодарятакому утверждению своей воли можно высвободить энергию индивида ивосстановить его душевное равновесие. Тот же самый принцип гуманистического управления можно выразитьследующим образом: в то время как у отчуждённой бюрократии вся властьнисходит сверху вниз, в гуманистическом управлении это улица с двустороннимдвижением; «объекты» принятого наверху решения реагируют в соответствии ссобственной волей и озабоченностью; их ответ не только достигает вершиныпирамиды принимающих решения, но и заставляет их реагировать в своюочередь. c. Гуманизированное потребление. По замыслу Эриха Фромма, для того, чтобы активизировать человека втехнологическом обществе требуется ещё один шаг, столь же важный и трудный,как и замена отчуждённой бюрократической структуры системойгуманистического управления, а именно – переход к «очеловеченным»потребностям. Такие потребности содействуют развитию человека, радостномувосприятию жизни, в противоположность тем искусственно созданнымпотребностям, которые внушены и распропагандированы промышленностью, с тем,чтобы найти рынок для выгодного помещения капитала. Первым шагом в данном направлении стали бы исследования, которые досих пор всерьёз не проводились, - исследования различий между этими двумявидами потребностей. Следующим шагом могла бы стать «революцияпотребителя», в том смысле, что потребитель потребовал бы от корпорацииреагировать на его желания и требования. Помимо всего прочего немаловажно увеличивать капиталовложения вобщественный сектор по сравнению с частным. Инвестиции в общественныйсектор, включающий в себя общественный транспорт, жилищное строительство,школы, парки, театры и т. п., имеют двоякое достоинство: во-первых,выполняются потребности, соответствующие жизнеутверждению и развитиючеловека; во-вторых, проявляется чувство личной солидарности вместо личнойзависти и жадности. Заключение. В заключении своей книги Эрих Фромм пишет: «Мы находимся в эпицентре кризиса современного человека. У нас взапасе не так много времени. Если мы не начнём сейчас, может оказатьсяслишком поздно. Но надежда есть, потому что существует реальная возможностьтого, что человеку под силу заново утвердить себя и сделать технологическоеобщество гуманным. «Не от нас зависит, выполним ли мы свою задачу, но мы неимеем права уклоняться от её решения». Литература 1. Эрих Фромм «Психоанализ и этика» - М.1993 2. Зигмунд Фрейд «Психоанализ и русская мысль» - М., 1994 3. «Краткий словарь по философии», - М.1979




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconПроблемы экологии. Возможные пути их решения Проблемы экологии. Возможные пути их решения
На данный момент в мире существует много теорий, в которых большое внимание уделяется нахождению наиболее рациональных путей их решения....
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconПути решения некоторых проблем современного любительского театра
Любительский театр как устоявшийся социально-культурный институт прошел несколько этапов своего становления и существования, прежде...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconИндия. Проблемы и пути их решения Среднеобразовательная Школа №1937 Реферат по географии на тему: «Индия. Проблемы и пути их решения»
Он характеризовался двумя главными чертами. Во-первых, дальнейшим разукрупнением некоторых очень больших по территории штатов по...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения icon«Экологические проблемы природопользования»
Цель конференции: обсудить актуальные вопросы географической науки, современное состояние, проблемы экологии и природопользования,...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconФормирование информационной среды общества Современное общество не может существовать в условиях
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного голода для его развития и саморганизации совершенно необходимо всеобъемлющее...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconПроблемы преемственности между начальной и средней школами и пути их решения
Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого решения. Не составляет исключения и переход учащихся...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconГлобальные проблемы мира и пути их решения содержание
Глобальные проблемы человечества проблемы и ситуации, которые охватывают многие страны, атмосферу Земли, Мировой океан и околоземное...
Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconЭкономика и экология : проблемы, пути решения

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconПроблемы экологии. Возможные пути их решения

Современное технологическое общество: проблемы и пути их решения iconМотивация учения и пути ее повышения на уроках иностранного языка Растемешина Е. В. учитель французского и английского языков
Сложность и многогранность подчеркивают многие методисты и в соответствии с этим предлагают различные подходы к решению этой проблемы....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы