Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи icon

Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи



НазваниеРеформирование российского общества и проблемы развития молодежи
Дата конвертации16.08.2012
Размер196.32 Kb.
ТипРеферат
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи


Р Е Ф Е Р А Т По социологии На тему: Реформирование российского общества и противоречия развития молодого поколения Выполнила: Лысякова И.И 108 гр. англ.язык Проверил: Полутин Сергей Викторович Саранск 1999 ПЛАН рефератаВведение_______________________________________ __3Проблемы подготовки молодого поколения к труду.Противоречия____________________________________4-6Проблематика и противоречия развития молодежи в системеобразования______________________________6-8Перестройка «Я-концепции»______________________8-10Акцентуации характера у молодежи______________11-13Выводы:_________________________________________14Список использованной литературы________________15 ВВЕДЕНИЕВремя глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большойнатяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта:непосредственно предопределение путей производимого изменения ипрогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувшихРоссию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали»,существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации какпередачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующимипоколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляяиного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о дняхбылых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю системуценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своейсистемы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценностикак таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна,как это принято считать.Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия,ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развитиясоциальной структуры «постпереходного» российского общества.Именно эти вопросы я попыталась отразить в своем реферате: противоречия вразвитии молодого поколения, являющиеся непосредственным результатом реформи постепенное формирование новых тенденций социализации. Проблемы подготовки молодого поколения к труду. Противоречия.Образование переживает не лучшие времена. Жестокость и насилие заполонилиэкраны кино и телевидения, тупые американские боевики с восторгом смотрятсянеопытной молодежью, пропагандируется западная культура и западный образжизни, причем пропагандируются именно те «отбросы», от которых на Западеуже давно отказались, подставляя России грабли, на которые она сосвойственной ей беспечностью обязательно наступит. С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов общественного развития меняются и требования к образованию, в частности - к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности выпускников школ на рынке труда.
Это предполагает усиление направленности трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия хозяйствования предполагают необходимость быстрой социальной и психологической адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь, требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях кризиса ценностей образования и коммерционализации отношений между людьми, болезненность выбора будущего профессионального пути еще более обостряется. Изучение возможностей новых образовательных структур и форм, особенностей и путей профилактической профессиональной ориентации приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и воспитания. Для положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте создаются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной ориентации - «образовательные центры». Основой жизнедеятельности хозрасчетных трудовых объединений является формирование у школьников мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности, возможного при свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида деятельности к другому. Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда (творческого и особенности) оказывают также и другие факторы: 1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение видов и объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива роста, стимулы). 2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую деятельность). 3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость продукта деятельности; количественные и качественные показатели).[1] Старшеклассники получают начальную профессиональную подготовку, необходимую для непосредственной трудовой деятельности. Улучшается успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование или трудятся по ранее выбранной специальности. Совершенствование системы образования с учетом социально-экономического развития, прогресса науки и техники диктуется необходимостью основательной подготовки молодежи к жизни и труду, перестройки стиля и методов управления школой. Для этого необходимо: 1) продолжить разработки эффективных технологий обучения и воспитания с той целью, чтобы труд (производительный труд учащихся в особенности) сопровождался интересом к технологии труда, его содержанию, будил творческую мысль учащихся; 2) обеспечить разработку механизма формирования в малых школах разновозрастных коллективов, где общение учащихся идет по возрастной вертикали; 3) подготовить методическое руководство учителю по развитию у школьников важнейшего качества самообучения - рефлексии, когда ученик из объекта педагогической деятельности превращается в ее субъект; 4) улучшать подготовку детей в школе через систему комплексов «школа-детский сад», «школа-производство», «школа-профучилище- техникум», «школа-вуз» и др. 5) внедрять в практику работы учителей-«многопредметников» идею межмпредметных связей через общеучебные (межпредметные) умения, расширять область переноса интеллектуальных умений на другие учебные предметы и виды познавательной деятельности;[2]Возможность реализации молодежью своего потенциала в работе, в управлении -вещь необходимая для становления полноценного члена общества, но все портитюношеский максимализм и часто неспособность принимать решения, или, скорее,нежелание нести ответственность за свои поступки и проступки.«АРХАНГЕЛЬСК. В городах Архангельской области создаются молодежныепарламенты. В Северодвинске он работает уже в течение года. В декабрепройдут выборы в молодежный парламент Новодвинска. Как сообщил руководительгородского отдела по делам молодежи А.Русаков, все документы подготовлены,и в ближайшее время депутаты горсовета рассмотрят их на своей сессии. Вноводвинский парламент войдут 20 депутатов в возрасте от 14 до 30 лет. Насвоих заседаниях они будут обсуждать городские законопроекты и молодежныепроекты, на реализацию которых может выделить средства городской бюджет.Молодежь Архангельска пока отстает от своих коллег, но уже состояласьвстреча Комиссии по делам молодежи Архангельского горсовета и инициативнойгруппы по проведению выборов в молодежный парламент. Подготовительнуюработу решили провести до января, а выборы наметили на весну 2000 года».[3] Усвоение молодежью навыков управления современной рыночной экономикой ипопытка проявить себя в политике постепенно позволит создать оппозициюгерентократии путем «омоложения» руководящих кадров.Абстрактные идеалы и жизненные планы, невозможность быстрой социальной ипсихологической адаптации к условиям взрослого мира из-за отсутствиятрудовой подготовки, но возросшие (и зачастую непомерно) потребности… Проблематика и противоречия развития молодежи в системе образования. «Социальное творчество не присуще личности изначально».[4] Но вот проблема получения необходимых навыков, а точнее проблемаполучения образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодымчеловеком, ее актуальность налицо. Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности длямолодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчасвсе наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенствомправ на получение образования и различием в реализации этих прав молодежьюиз разных социальных групп является конкретным выражением данной проблемы.Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере,доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многомопределяют завтрашний уровень образования населения, численность и качествоквалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистовдля наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведениямолодежи в сфере образования актуально в связи с формированием рынка труда,а именно с проблемами трудоустройства молодежи. Плюс ко всему значимость этой проблематики выходит далеко за рамки сферыобразования. Вопросы демократии, неравенства, возможностей особенно остры вусловиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности.Усилившаяся социальная дифференциация не может не проявляться в сфереобразования. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынкатруда заставляют с особым беспокойством относиться к проблемамтрудоустройства молодежи. Что касается использования интеллектуальногопотенциала общества, то решение этой задачи во многом определит, какоеместо займет Россия в быстро меняющемся мире.На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведениевыпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой комплексфакторов: политические перемены в стране, изменение способа принуждения ктруду; трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменениемобщей ситуации; изменение в престиже образования, квалифицированныхпрофессий; возникшие в последние годы последствия экономического спада(резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); заменаустановки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполноесреднее) и среднее (полное) образование; внедрение платного обучения;формирование иерархии "элитных" и "дешевых" образовательных учреждений;усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и дляпоселений, различных по уровню урбанизации.[5] Исследование социального поведения молодежи в образовательной сферепоказывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых"внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина,"на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбираютнас"[6]. "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них инапрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В теили иные отрезки времени прослеживаются последствия определенныхвоздействий.1) В классах российской школы: от массовизации – к росту отсеваВ последнее десятилетие молодежь, вступающая в жизнь, испытывает давлениеэкономического кризиса в стране. В частности, одним из следствий сниженияуровня жизни стало изменение ориентаций в сторону направленности навыживание. Внедрялось платное образование. Это усилило воздействие сниженияуровня жизни на ориентации и социальное поведение молодежи. Возникло"золотое сито", через которое проходят главным образом дети из верхнихсоциальных слоев. В этот же период значительно снизился престижобразования, профессий квалифицированного труда.Результат – значительные перемены в сфере общего образования: во всехклассах школы увеличилось выбытие учащихся, так называемый "отсев".Таблица 1Численность учащихся на начало учебного года и выпускников школ, Россия, %Учебные годы 1973/74 –1982/83 1984/85 – 1993/94Поступили в 1 класс 100,0 100,0Выпуск из неполной средней школы 102,9 85,5Поступили в старшие классы средней школы 59,7 57,2Выпуск из средней школы 45,6 41,0Источник: первичные данные Госкомстата России.[7]Из "отсевов" в отдельных классах складывался весьма печальный итог – 1,5млн. детей, которые, по данным Генпрокуратуры, не работают и не учатся. Этоколичество сохраняется примерно на одном уровне с 1991 года.Как показало исследование социального состава выпускников средних (полных)школ, за последнее десятилетие в нем произошли изменения очень значительныеи по количественным показателям, и по социальному содержанию. Доля выходцевиз нижних социальных слоев сократилась более чем вдвое, а подростки изверхних слоев, дети родителей с высшим образованием составили половинушкольного выпуска.2) Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентовВозможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, внемалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок трудаиспытывают значительное давление. Как объем вакансий, так и структура их неостаются постоянными. Соответственно претерпевают трансформации также иусловия для реализации потенциальных возможностей.Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи всамостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования. В высших учебных заведениях выпускников дневных школ привлекают в первуюочередь дневные отделения. Примечательно, что некоторому уменьшению долидневных отделений вузов в устремлениях выпускников школ соответствует впоследние годы рост доли намеренных поступить на заочные отделения (3,2% в1985 году; 8,1% в 1994-м; 9,7% в 1996-м; 10,2% в 1997 году). Возможно, этосвязано с тем, что современные условия жизни требуют от многих, ктостремится к высшему образованию, совмещать учебу с работой; а если работапредполагает значительную самоотдачу, то заочное обучение становится болеепредпочтительным, чем вечернее. Но ориентация на вуз еще не означает, что подросток будет пытатьсяреализовать ее в год окончания школы. Принимая решение, подавать заявлениеили не подавать, и поступать ли в год окончания школы или отложить такойшаг, молодой человек и его родители, конечно, принимают во вниманиеконкурсную ситуацию. Они учитывают и положение в этом году, и то, ухудшатсяили улучшатся условия для поступления в будущем.3) Среднее специальное образование: большие ресурсы и высокий конкурс Вузы – не единственный образовательный канал, в который "перетекает"поток юношей и девушек из школ. Значительная часть подростков ориентированана поступление в средние специальные учебные заведения. За спадом интереса в 80е годы, последовал резкий подъем. Сказались,возможно, и материальные трудности, испытываемые семьями, это моглопроявиться как в необходимости побыстрее стать на ноги, помогать родителям,так и в невозможности оплачивать обучение, из-за чего части выпускниковшкол пришлось понизить планку притязаний и избрать не высшие, а средниеспециальные учебные заведения; и появление новых, привлекательных длямолодежи средних специальных учебных заведений (колледжей и др.); ипредлагаемое этой «подсистемой образования» обучение профессиям,пользующимся повышенным спросом на рынке труда; и, наконец, стремлениемолодых людей побыстрее реализовать себя в новых условиях существования. Определение с выбором профессии, своего дела в жизни- одно из главныхпротиворечий в жизни молодого человека, резкое противопоставление желания имечты материальным возможностям Перестройка «Я-концепции» «Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется черезпосредство «внутреннего мира» личности, в котором выражается отношениечеловека к тому, что он делает и что делается с ним»[8]«В подростковом и раннем юношеском возрасте проблема самооценкиисключительно актуальна в связи с усиливающимся стремлением ксамовоспитанию и формирующимся самосознанием»[9]«Я-концепция – это устойчивая и неповторимая система предсталений индивидао себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самимсобой»[10] Осенью 1997 г. в опросе 1 200 студентов вузов, учащихся колледжей и школСаратовской губернии. Респондентам было предложено выбрать из восьмивариантов продолжения фразы “Я - это...” (определить значимость для себя ввозрасте 14-ти, 16-ти, 20-ти, 25-ти, 35-ти лет) и “сегодня” (возрастопрашиваемых - 17-19 лет). Таким образом, совмещались задачи составлениясубъективной реконструкции истории становления личности и разработкипроекта “колонизации будущего” . Только треть опрошенных акцентирует субъективное состояниесамодостаточности (на данном этапе) собственной личности: “Я - это то, чемя непохож на других”. Уровень этой оценки возвышается для возраста 16-19лет, а затем вновь постепенно падает. Если в 14 лет собственную“непохожесть” фиксируют 1/5 выборки, то сохранить ощущение собственнойуникальности до 35 лет рассчитывают около 1/4 респондентов. Главное,однако, в ином: каково содержание индивидуальной исключительности, пикощущения которой достигается на исходе подросткового возраста и приходитсяцеликом на период, предшествующий началу самостоятельной жизни.На первом уровне приближения были выделены студенты вузов, учащиесяколледжей (средних специальных учебных заведений) и общеобразовательных (неспециальных) учебных заведений, включая школы, гимназии, лицеи.Для учащихся колледжей значение учебы, работы резко падает “сегодня” (всравнении с показателями для 14, 16 лет): в школе учеба была для нихважнее. В то же время, именно по колледжам видна максимизация пиказначимости учебы для возраста 20 лет: критического момента “борьбы задиплом”. Именно для учащихся колледжей диплом представляет собой главноесодержание ценности образования. В то же время, учащиеся колледжейдостаточно низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке.Студенты явно ощущают неудовлетворенность возможностями включенности вгуманитарную сферу, расценивая такую включенность как общественнопризнанную и, в то же время, трезво оценивая предстоящий спад своейактивности в этой области в связи с началом трудовой деятельности.Аналогичная картина в колледжах: спад значения признака от 16-ти к 20-тигодам, с последующим возвышением в “колонизируемом будущем”. Совершенноиная картина по группе школьников: здесь значимость художественной культурыдля формирования личности оценивается, как неуклонно падающая, что лишнийраз говорит о неадекватности школьной практики преподавания дисциплинкультурологического цикла.Некоторые различия имеют место и в представлениях о роли семьи. В отличиеот учащихся школ и колледжей, студенты полагают ее снижающейся от отметкивозраста 14-ти лет к “сегодня”. Особенно мощным выглядит интегрирование всемью у школьников. Зато к 20-ти годам они приурочивают иллюзии“освобождения” из-под гнета семейного деспотизма, в то время как студенты иучащиеся колледжей рассчитывают именно в этом возрасте получить поддержкусемьи как гаранта обретения желаемого социального статуса. С достаточнойдолей уверенности можно сделать имеющий практическое значение длясоциальной педагогики вывод, что “критический возраст”, в котором подросткисклонны к конфликтам с родителями, приходится сегодня на 14,5- 16 лет,завершаясь “временным перемирием” в последние два-пять месяцев передокончанием юношами и девушками школы. Что касается учащихся среднихспециальных учебных заведений, их “выпадение из семьи” происходит в первыедва-три месяца по поступлении в колледж и крайне слабо подвержено коррекциидо окончания обучения. Доминирование иного взгляда нового поколения народителей и новых форм отчужденности поколений, в которой открытыеконфликты становятся менее типичными, сменяясь разделеннымсосуществованием. Вместе с тем, родители, принимая партнерские отношения (иотказываясь, таким образом, от традиционных моделей роли воспитателей),достаточно легко строят с ними отношения, правда, ценой утратыпотенциальной возможности (и ранее, впрочем, трудно реализовывавшейся)выступить в роли вершителей судеб своих детей. Окончательно установитьмасштаб оценки происходящих изменений можно, только учитывая, во-первых,что юноши по-прежнему перекладывают на родителей формальную ответственностьза свой жизненный выбор, во-вторых, что сами они не проявляют в абсолютномбольшинстве не только готовности, но и желания как-либо практическиопределить собственную судьбу.Ощущение индивидуальной личной неповторимости падает от возрастов 14, 16лет к “сегодня” особенно явно у школьников, по группам студентов вузов иучащихся колледжей наиболее интенсивное падение “планируется” с 20 лет. Приэтом студентам падение видится как абсолютное, в то время как остальныепитают иллюзии на возрождение индивидуальной неповторимости в 35-летнемвозрасте. Особенно заметно это у учащихся элитных школ.. Таким образом,если, с одной стороны, в среднем в 43 % случаев респонденты полагают, чтоих отношение к терминальным ценностям определяется личным убеждением, тореальное ощущение собственной индивидуальной неповторимости присуще только1/10 части. Итак, “Я” - это не совсем “Я”; почти треть выборки осознает тотфакт, что, решая что-либо от своего имени, человек несамостоятелен впринимаемом решении. «Сочетание психологических особенностей (черты характера, свойстватемперамента, качества ума, преобладающие интересы и т.д.) образует укаждого конкретного человека устойчивое единство, которое можетрассматриваться как относительное постоянство психического складаличности». «Однако отмеченное постоянство относительно. Измененияпсихического склада личности- следствия тех изменений, которые происходят вусловиях существования человека и его деятельности и обусловлены преждевсего процессом общественного воспитания».[11] Молодежь, находящаяся впоисках собственного «я», еще не обретя вышеназванного единства «духа имысли», замыкается в своем эгоцентризме. Вера в то, что мир вращаетсявокруг тебя, нетерпимость к другим точкам зрения, желание «показать себя»,выделиться порождает так называемые акцентуации характера. Акцентуации характера у молодежиПодросток 90х очень сильно подвержен влиянию улицы, большому количествустрессов, часть подростков страдает от депрессии. За последние годы выроспроцент смертности среди молодежи, а также процент самоубийств. В периодестановления характера его типологические особенности, не будучи ещесглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, чтоиногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельныечерты характера чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживаетсяизбирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенныхвоздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[12]Возникают у молодых людей по ряду причин1. К молодому человеку общество предъявляет завышенные требования.2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во взрослую жизнь сопровождается перестройкой психики: мышления, ощущения, восприятия, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки.3. Вышеназванная перестройка «Я-концепции». Фанатизм как попытка «найти себя»Одна из особенностей подросткового и юношеского поколения: перестройкавзаимоотношений с взрослыми, смена значимых лиц. Главное противоречие-«промежуточность» положения молодого человека в обществе- определяет многиесвойства психологии формирующегося члена общества. Противоречивость чувствавзрослости, эмансипация ребенка от родителей и восприятие родительскогопримера не так абсолютно и некритично, как в детстве, создает предпосылкидля появления других авторитетов: кумиров, которых молодежь создает себе. Втрудное время, когда плохое материальное и нравственное положение, молодежьабсолютизирует этих людей, мечтая о «легких» деньгах. Лидируют в этом,несомненно, девушки. Мечтательно ждущие «принца на белом коне», на которогосовсем не похожи современные парни, они находят его в кумире. Уходя всказку от жестокой реальности, такие люди теряют себя. Так появляется такоеявление как фанатизмВ энциклопедии можно найти такое определение фанатизма: “Фанатизм (от лат.fanaticus- исступленный)— доведенная до крайней степени приверженность ккаким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам,страстная преданность чему-либо”.Сейчас в большинстве своем эта преданность доходит до крайности, причемимеют место не взгляды и убеждения, а обожествление кумира. Достаточновспомнить смерть Курта Кобейна, лидера группы “Nirvana”. После этойтрагедии фан-клуб этой группы совершил попытку массового суицида. Конечно,подобные случаи происходят не только в наши дни, просто раньше это не такафишировалось в России, но и не было таких предпосылок для «безумного»фанатизма. Фанаты зачастую теряют свою индивидуальность. Они пытаютсяподражать своим кумирам: одеваться, как они, говорит, как они, и т.д. Какие-либо изменения в жизни их кумиров вызывает депрессию, нередкозаканчивающуюся попыткой суицида. Причем особенность такой молодежи:втянуть и других в свою группу; хотя, по идее, должно быть наоборот:ревность.Есть также и особая группа фанатов, которая отличается историей своейжизни. Они приходят к врачу прежде всего с его жалобами на плохоенастроение, безрадостную жизнь, опустошенность. Лишенные возможностисвободного общения, замкнутые подростки влюбляются в человека, с которымнаверняка не встретятся: в звезду экрана, телеведущего.В стремлении найти идеалы и подражать им подростки и юноши видят преждевсего идею собственного выбора и отрицание той действительности, котораяпоглощает всех и вся вокруг. Смотря сквозь розовые очки на мир, ониоттягивают момент перехода во взрослую жизнь с ее более серьезнымипроблемами: вот оно, противоречие - и желание быть взрослым, и боязнь… «асумею ли я?»Иногда таким людям нужна мощнейшая встряска, чтобы привести их в чувство.«Не случайно, первые слова Кати, после того, как она очнулась, были: “Яхочу жить!” А сколько таких, которые только в последний в момент понимают,что они не хотят жертвовать жизнью ради человека, которые об этом даже неузнает. Попытка покончить с собой не наложила отпечатка на дальнейшуюКатину жизнь…».[13] Нет, это не так. Девушка научилась ценить свою жизнь,самому главному в мире, где жизнь уже давно не ценится. Парадокс…Непосредственно акцентуации…Пункт первый: НАРКОМАНИЯПодростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохознает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, онторопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всемхочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем— от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования,неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именноподросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивыупотребления наркотиков подростками: 1. желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе сверстников; 2. желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”); 3. поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”); 4. стремление “забыться”, отключиться от неприятностей; 5. любопытство, желание испытать неизведанное. Кроме внутренних причин, способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся: 6. жестокое обращение с подростком в семье; 7. несостоятельность в учебе; 8. алкоголизм родителей; 9. эмоциональное отвержение со стороны матери; 10. постоянные конфликты между родителями; 11. бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем вы реально можете помочь своему ребенку.Пункт второй: СУИЦИДСуицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствиемжизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потерялюбимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутаялюбовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства,отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.Пункт третий: ПРАВОНАРУШЕНИЯПравонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающейманере поведения, скверновловии, дрчливости, мелком воровстве. Подросткам июношам присуща как корыстная, так и насильственная мотивацияпротивоправного поведения.. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, т.к. совершаются из-за озорства и любопытства.. Насильственные правонарушения вызваны потребностями самоутверждения, стадным чувством ложно понятого долга перед компанией.Пункт четвертый: НЕФОРМАЛИТЕТПричины возникновения: потребности в суверенитете личности, всамовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение.Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многомопределяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколькоуспешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями. Противоречия развития молодежи. Основные выводы: . Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. . Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений. Возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений. . Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера. . Абстрактные идеалы и жизненные планы. . Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой опеки. . Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения. . Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей собственной исключительности. . Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.ЛИТЕРАТУРАШубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологическиеисследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985.Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 1996. 21 ноября.А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//«Педагогика»//1977 годстатья Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формирование социальногоповедения молодежи в сфере образования»Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «Архангельская молодежь создает свой парламент».Л.Яковлев, статья «Притязания молодежи, ожидания общества»Жарков С.М. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выборупрофессии.Прим: 4 последних статьи взяты из сети «Интернет»-----------------------[1] Жарков С.М., кандидат педагогических наук, профессор БиГПИ. Статья«Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии», г. Бийск.[2] См. сноску №3[3] Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «Архангельская молодежь создает свой парламент».[4] Л.Яковлев, кандидат исторических наук. Из статьи «Притязания молодежи,ожидания общества»[5] На основе статьи Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формированиесоциального поведения молодежи в сфере образования»[6] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970[7] см. сноску №7 [8] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»/ Москва/ «Педагогика»/1977 год[9] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//«Педагогика»//1977 год[10] П.Д.Павленок «Основы социальной работы»//учебник[11] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//«Педагогика»//1977 год[12] По А.Е.Личко[13] Центр дистанционного образования “Эйдос”. Цитата из работы участниковпроекта “ФЕНОМЕН-98” Прокопавичюте Виктории и Лившиц Елены, г.Самара,Россия.




Похожие:

Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconСоциальные проблемы развития российского общества

Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи icon«Тенденции развития российского общества в XXI веке» г. Чистополь, 29 апреля 2011 г. Цель конференции
Цель конференции: анализ проблем современного российского общества и государства
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconПрактический семинар на тему «Социально-демографические проблемы молодежи в условиях мирового экономического кризиса». На семинаре предполагается обсудить следующие вопросы
Институт международных социально-гуманитарных связей и филиал Немецкого института молодежи при поддержке Российского фонда фундаментальных...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Раскрыть возможности концепции Гражданского Общества как инструмента анализа политического развития современного российского общества...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconДвигательная активность основа здорового образа жизни
Одной из особенностей современного общества является затянувшееся реформирование его общественно-производственной сферы, которое...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconПриложение
Целью конкурса является привлечение молодежи к реализации инновационных туристских проектов развития и продвижения туристских центров...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconНггу, г. Нижневартовск культура как фактор интеграции российского общества
Культура как фактор интеграции российского общества приобретает в современных условиях важное значение. Особенно существенна ее роль...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconОтчет моу неманская основная общеобразовательная школа №5 п. Неманское мо «Краснознаменский муниципальный район»
Неманской основной общеобразовательной школы №5 за 2008- 2009 учебный год, связанной с реализацией целей и задач концепции модернизации...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconОтчет моу неманская основная общеобразовательная школа №5 п. Неманское мо «Краснознаменский городской округ»
Неманской основной общеобразовательной школы №5 за 2007- 2008 учебный год, связанной с реализацией целей и задач концепции модернизации...
Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи iconСоциальная организация российского бизнеса
Опубликовано: Эфендиев А. Г., Балабанова Е. С. Социальная организация российского бизнеса: между клановостью и профессионализмом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы