Бах и Гендель icon

Бах и Гендель



НазваниеБах и Гендель
Егорушкина М.Н
Дата конвертации16.08.2012
Размер173.44 Kb.
ТипРеферат
Бах и Гендель


Астраханский Государственный Технический УниверситетКафедра русского языка Реферат по предмету: Искусство и литература На тему: Бах и Гендель Выполнила: Клычкова Ольга Группа ДФР-21 Проверила: Егорушкина М.Н. Астрахань-200 Оглавление. Глава 1. Иоганн Себастьян Бах________________________________3 Глава 2. Георг Фридрих Гендель_______________________________8 Сын бедного городского музыканта, Иоганн Себастьян Бах родился эпохутягчайшего разорения Германии после тридцатилетний войны. Разрушенныегорода, опустошенные поля, разоренные крестьянские хозяйства былирезультатом этой войны (1618 – 1648гг). Предки Баха были крестьянами, ноодному из них удалось получить образование и стать музыкантом, положивначало целой плеяде музыкантов. Известность этой семьи была такова, чтоодно время всех городских музыкантов называли «Бахами». Иоганн Себастьянродился 21 марта 1685 г. в Эйзенахе, где прожил до десятилетнего возраста.Осиротев, он переехал в Ордруф, к своему старшему брату Иоганну Христофу,органисту и ученику Пахельбеля. Брат стал его первым учителем на клавире. В 15 лет, чтобы не быть в тягость брату, он перебрался в Люнебург, гдепоступает в местную гимназию и становиться певчим в хоре, что дает емувозможность прокормиться. В то время в Люнебурге органистом был Георг Бем,и Бах многому научился у него, познакомился с произведениями Адама Рейнкена– знаменитого тогда органиста. Дважды Бах отправлялся в Гамбург, чтобыпослушать его игру. Удалось ему послушать и светскую французскую музыку висполнении отличного оркестра крошечного герцогства Целлле. МузыкаКуперена «великого» оказала большое влияние на клавесинный стиль. В 19 летБах стал органистом в городке Арнштадт, где написал первые дошедшие до наспроизведения. Отсюда он прошел 350 км пешком, чтобы услышать в Любеке ДитрихаБукстехуде, оказавшего на творчество Баха огромное влияние. Интересно, чтоздесь он очутился почти одновременно с Генделем, своим гениальнымсовременником, родившимся, как и Бах в 1685 г. Но оба великих музыканта таки не встречались. В 1708 г. Бах возвратился в Веймар, откуда предпринимаяпоездки в качестве виртуоза на органе и клавесине по северу Германии. В 1717 году, после конфликта с герцогом и месячного ареста, он перешелна службу в Кетен, где создал сборник «Прелюдий и фуг» для темперированногоклавира, оркестровые концерты, сюиты, сонаты, сюиты для скрипки и клавира,виолы да-гамба и скрипичные концерты. В 1723 году, чтобы дать образование сыновьям, Бах переезжает вЛейпциг, поступив на службу в качестве кантора в местной гимназии св.Фомы. Эта должность считалась почетной, и до Баха ее занимал ряд выдающихсякомпозиторов. Кантор должен был преподавать ученикам пение, латинский язык,писать музыку для 4-х лейпицигских церквей. Кроме этого, с 1729 года Бахбыл музикдиректором Лейпцигского университета и руководил студенческиммузыкальным обществом. В Лейпциге Бах написал огромное количество произведений.
Произведенияего можно играть целый год, даже если исполнять их ежедневно. К 1740 году достиг наибольшей известности, но стал вести наиболеезамкнутый образ жизни, отдавая все свое время своим высокоталантливымдетям, чья слава в дальнейшем затмила славу отца. Последние годы своейжизни Бах страдал болезнью глаз, перенес операцию, ослеп. Скончался ввозрасте 65 лет, 27 июля 1750 года. Число произведений Баха очень велико. Они разбиваются на пять групп. Наиболее обширная – церковных кантат (350). Вторая – крупныехудожественные культовые композиции – пассии, оратории, торжественная мессаи 4 неполных мессы. Третья группа – произведения для органа и клавесина. 4 группы – произведения для различных инструментов – скрипки, виолы,флейты, лютни. Последняя, пятая группа включает произведения для оркестровогосостава. В лице Баха завершается огромный исторический процесс, основывающийся,с одной стороны, на связи музыки с культом, а с другой – на могущественномразвитии бытовой музыки – танца, народной песни, музыки с драматическимпредставлением. Обе эти струи слились в творчестве Бах и делают его самымвсеобъемлющим музыкантом времени. Нельзя не поразиться легкостью письма, его уверенностью, проявляемыхим в самых различных областях музыкальной композиции. От изящных, простыхтанцев до грациозных вокальных произведений, Бах всегда обнаруживаетзаконченное владение стилем, выразительную мелодику ярко пульсирующий ритм,строго логичную модуляцию в неисчерпаемое богатство гармонии. При жизни Баха ценили в основном, как исполнителя виртуоза. Каковы же были характерные особенности исполнения клавишныхпроизведений. В первую очередь Баха интересовала именно певучая и выразительнаяигра – искусство cantabile, по его собственному произведению. Это не былоидеей одного лишь Бах. Ее находят во всех трактатах того времени. ИоганнГотфрид Вальтер – ученик Иоганна Бернхарда Баха – пишет в своем «Словаре»:Cantabile, относится к вокальной или инструментальной композиции, каждыйголос, который легко может быть спет. Телеман говорит, что очень важно вдохновляться человеческим голосом:«Какую бы пьесу не играть – вокальную или инструментальную, - все в нейдолжно быть cantabile.» Искусство cantabile – это правильный способ выявить независимость икрасоту мелодии, ее выразительность. Это было искусство фразировки ивыделения голосов – каждого в отдельности или всех вместе. Другое важнейшее качество исполнителя – точность и аккуратность. Длядостижения этой цели необходимо соблюдать все правила, которыми обременяютсебя большие мастера. Инструмент должен разговаривать, а заставить егоговорить хорошо – это действительно искусство и большой талан. Искусный клавесинист имел в своем арсенала богатую палитру красок,которые можно было добиться лишь посредством утонченного и разнообразноготуше. В эпоху Баха совершенным исполнителем считался лишь тот, кто владелискусством туше. Современники с восторгом говорили о баховском туше.Ясность и точность, ритмичность и легкость делали его игру чем-тосовершенно уникальным. Бах, несмотря на свой серьезный характер, былвосприимчив к веселости и изяществу. Те его пьесы, которые обычно считались очень трудными, были для негопустяками: он играл их с таким совершенством и легкостью, что они казалисьне более, чем простыми мелодиями волынки, все его пальцы были развиты вравной степени и могли передавать тончайшие нюансы. Сегодня вы прослушаете такие произведения Баха: «Вступление, прелюдия и фуга» из Партиты c-moll. «Итальянский концерт», ч. I, «Пастораль», c-moll, а так же произведения его современников: И. Пахельбель. Чакона, f-moll Л. Куперен. Вольта. С. Карвальо. Токката, g-moll. Ф. Куперен. «Душистая вода.» Д. Циполи. Сарабанда, g-moll Дж. Пиччи. Балет. Л.-К. Дакен. Ригодон. Г. Гендель. Куранта, d-moll. Д. Скарлатти. Гавот. Ж.-Б. Лейе. Куранта, g-moll. Жизненный и творческий путь. (1685-1759) Детские и юные годы. Как большинство великих людей прошлого, Георг Фридрих Гендель –выходец из низов немецкого общества. Предки его были ремесленниками; отецГенделя, цирюльник-хирург, служил в различных европейских армиях (шведской,саксонской) и обосновался в родном городе Галле, добился должностипридворного хирурга герцога саксонского и ко времени рождения сына достигзначительного материального достатка. Мать композитора была под стать своему супругу: не уступала ему ни вмужественной энергии, ни в душевном и физическом здоровье. Это были людикрепкой бюргерской закваски и передали своему сыну физическое здоровье,душевную уравновешенность, практический ум, не знающую усталостьработоспособность. Влечение к музыке. Занятие с Цахау. Георг Фридрих Гендель родился 23февраля 1865г в Галле. С раннего детства проявились его удивительныемузыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миромзвуков, музыки. Но музыкальные увлечения ребенка натолкнулись на предвзятоепротиводействие отца, для которого профессия музыканта была малособлазнительна. Он мечтал об ином будущем для своего сына, о карьереюриста, самой уважаемой и почтенной в среде немецкого бюргерства. Однакостихийная тяга маленького Генделя к музыке разбивала все преграды ипрепятствия. Успех выступления в семилетнем возрасте перед герцогом имелтот желательный результат, что положил начало систематическим занятияммузыкой с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом ФридрихомВильгельмом Цахау. Под руководством Цахау Гендель изучает органную полифонию иимпровизационный стиль немецких композиторов – Фробергера, Керля,Пахельбеля, приучается вслушиваться и вдумываться в творения национальногоискусства. Одновременно происходило серьезное ознакомление с итальянскоймузыкой; с ее направлениями и жанрами сомкнется в будущем существеннаясторона творчества мастера. К десятилетнему возрасту относятся первые творческие опыты Генделя:для своего любимого инструмента гобоя он написал серию пьес – шесть триодля двух гобоев и баса. Благодаря Цахау он приучился с детства легко и быстро ориентироватьсяв разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себясамое важное и интересное. Эти качества, усиленные опытом последующейтворческой работы, особенно способствовали формированию универсальногостиля музыки Генделя. На двенадцатом году Гендель предпринял первую концертную поездку вБерлин ко двору курфюрста Бранденбургского. Успех был настолько велик, чтокурфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предположил емупредварительно поехать в Италию для музыкального совершенствования. На этотраз покровительство курфюрста встретило решительное сопротивление состороны отца Генделя. Университет. Служба органиста. Смерть отца, последовавшая в 1697г,сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного,Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил вуниверситет на юридический факультет. Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил наслужбу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделявходило преподавание музыки в гимназии. С хором и оркестром, составленнымииз учащихся, ему приходилось выступать по воскресным дням в различныхцерквах города. Еженедельные концерты требовали постоянного обновлениярепертуара, и Гендель сам его создавал, сочиняя множество кантат, хоралов,мотетов, псалмов. Из огромного количества написанных в Галле произведений ни одно неуцелело; но богатейшая память композитора хранила все, что рождала егомузыкальная мысль. Успешные начинания на музыкальном поприще определили окончательныйвыбор профессии. Посвящая себя искусству, творчеству, Гендель оставляетуниверситет и едет в Гамбург, на родину немецкой национальной оперы. Гамбург – Италия. Период раннего творчества. Весной 1703г Гендель переехал в Гамбург. Гамбургская опера,возглавляемая Кайзером, находилась в расцвете. Впервые молодой музыкантвплотную соприкасается с музыкальным театром; и это утверждает его встремлении стать оперным композитором. Немаловажными для художественного развития и практической деятельностиГенделя оказались встречи и дружеские отношения, которые удалось емузавязать в среде местной интеллигенции. Дружба с Маттезоном. Первые оперы. Особенно интересна и плодотворнабыла его дружба с Маттезоном (1681-1764). Блестяще, универсальнообразованный, Маттезон был талантливым музыкантом: играл на многихоркестровых и принятых в музыкальном быту инструментах, сочинял и ставил нагамбургской сцене свои оперы, для которых сам писал либретто, выступал вкачестве певца и капельмейстера. Поначалу дружба между Маттезоном и Генделем была самая горячая. Онивместе посещали концерты, оперу, дважды совершили совместное путешествие вЛюбек (1703 и 1705гг), чтобы послушать концерты знаменитого Букстехуде. Маттезон – уроженец Гамбурга – с детства был связан с образованными иартистическими округами города. Покровительствуя своему другу, он ввел егов эту среду, и в скором времени Гендель получил уроки и место второгоскрипача в оркестре Гамбургской оперы. Возрастающее внимание к Генделю как исполнителю и педагогу повлеклотворческие заказы и предложения. В 1704г гамбургский поэт Постель привлекГенделя к созданию музыкальной композиции на написанное им по евангельскимглавам стихотворное либретто. Следующим опытом в области монументальных форм была опера «Альмира».Ее исполнение состоялось 8 января 1705г и сопровождалось исключительнымуспехом; вскоре с не меньшим успехом была поставлена вторая генделевскаяопера «Нерон». Первые оперы дают возможность составить представление о драматическомдаре, об основных творческих устремлениях композитора, о его тяготении кшироким музыкальным замыслам, к изображению ярких характеров и сильныхстрастей. По этим же произведениям можно судить о редкой способностиГенделя умно и тонко пользоваться стилистикой различных оперных школ(немецкой, французской, итальянской), о его умении подчинять многообразиеприемов оперного письма индивидуальной творческой задаче. Гамбургская опера заметно клонилась к упадку. Новая дирекция театра,сменившая Кайзера, руководствуясь главным образом коммерческимисоображениями, заполнила репертуар театра грубыми низкопробнымипроизведениями. Печальный опыт Гамбургской оперы убедил композитора вбесперспективности оперного дела в Германии. Вместе с тем натура, весьсклад характера, темперамент артиста и художника неудержимо влекли Генделяк активной деятельности, к созданию монументального искусства, обладающегосвойствами широкого непосредственного воздействия, то есть к театру, копере. Выход был один: он вел к итальянской опере. Чтобы овладеть универсальным итальянским оперным стилем, Гендельпокидает Гамбург и направляется в Италию. В Италии. Произведения итальянского периода. В Италии, куда Гендельприбыл осенью 1706г, он прожил около четырех лет, задерживаясь подолгу внаиболее крупных и знаменитых своей художественной культурой городах:Флоренции, Риме, Венеции, Неаполе. Около года прожил Гендель в Италии, нерешаясь выступить в роли оперного композитора. Зато как исполнитель наоргане и клавесине он сумел вскоре же прославиться в качествепервоклассного виртуоза, несравненного и непревзойденного импровизатора.Работа над кантатами и латинскими псалмами была первым этапом овладенияманерой вокального письма. Через год после приезда в Италию, осенью 1707г, Гендель дебютировал воФлоренции своей первой итальянской оперой «Родриго». Шумный успех этогопроизведения побудил его немедленно приступить к сочинению следующей оперы«Агриппина». Весной 1708г Гендель из Венеции вернулся в Рим. Вести об успехе«Родриго» во Флоренции вновь привлекли внимание музыкальных и артистическихкругов города. Перед композитором открылись двери самых знатных домов Рима. Здесь Гендель познакомился с Алессандро Скарлатти – главой итальянскойоперной школы – и его сыном Доменико Скарлатти, блестящим виртуозом-клавесинистом, одним из основоположников жанра клавирной сонаты; сАрканджело Корелли, крупнейшим композитором и скрипачом-виртуозом, имногими другими выдающимися людьми того времени. Артистическая среда итворческая атмосфера, которые окружали Генделя, держали его в состояниипостоянного внутреннего подъема и воодушевления. Он приблизился к самымистокам итальянского классического искусства. Но воплощением лучшего витальянской музыке оставались для него произведения Алессандро Скарлатти. Музыкальное искусство Италии Гендель изучал во всех его областях,жанрах и формах. Он проникался его образами, стилем, мелодическим иинтонационным строем. Не только опера, но и скрипичное творчество – всевызывало у Генделя живейший интерес и творческий отклик. Все более смело ондемонстрирует свои музыкальные опыты в итальянском стиле. Для концертов водворце Оттобони Гендель написал две оратории – «Воскресение» и «ТриумфИстины и Времени», множество псалмов, кантат, камерных вокальных дуэтов итерцетов. Находясь в Неаполе, он сочиняет для Аркадской академии пастораль«Ацис, Галатея и Полифем»; наконец, оперой «Агриппина» Гендель окончательнопокоряет требовательных итальянцев. Теперь немецкого музыканта охотноприсоединяют к сонму лучших итальянских мастеров, а его оперу относят кчислу образцовых произведений итальянской оперной школы. В Италии окончательно определилось творческое направление композитора,его приверженность к итальянской опере. Лондон. Период зрелого творчества. Ганновер и Лондон. Приобщение к английской национальной культуре. В1710г Гендель прибыл в Ганновер на должность капельмейстера. Издавнагерцоги ганноверские зарекомендовали себя как поклонники иноземноймузыкальной культуры – французской и в особенности итальянской. С АгостиноСтеффани (с 1689г капельмейстер оперного театра в Ганновере) Гендельпознакомился и сблизился в бытность свою в Италии. Между 1711-1716гг Гендель живет попеременно то в Ганновере, то вЛондоне, явно предпочитая пребывание в английской столице с ее богатойтеатральной жизнью замкнутому мирку немецкого двора. Первый же дебют в Лондоне в феврале 1711г сделал имя Генделязнаменитым. Ни одна опера не в состоянии была выдержать конкуренцию сгенделевским «Ринальдо». Не меньший успех сопровождал показ других егопроизведений. Тем временем Гендель предпринимает шаги, чтобы закрепить своеположение в Англии. Одним из таких «действий» было создание в 1713гхвалебного гимна «Te Deum» по случаю заключения Утрехтского мира. Чтобыдобиться исполнения этого произведения, его автор сочинил хвалебную оду надень рождения королевы Анны. Восхищение двора обеспечило исполнение «TeDeum» на торжественной церемонии в присутствии парламента. Вопрекинациональным традициям, Гендель сделался официальным композитороманглийских королей. В ближайшие годы после смерти королевы Анны (1714г) Гендель живет наположении капельмейстера у английских вельмож. Их литературно-художественные салоны посещали выдающиеся люди Англии – писатели,публицисты: Джонатан Свифт, Александр Поп, Джон Гей и другие. Гендель частовыступал перед этим избранным обществом. В ту же пору Гендель отдает много времени изучению хорового искусстваАнглии. В результате появляются двенадцать так называемых антемов –английских псалмов для хора, солистов и оркестра, написанных в традицияханглийской духовной музыки на библейские тексты. Работа над хоровым письмомв антемах была в своем роде подготовкой к созданию будущих монументальныххоровых ораторий. К крупным ораториальным композициям, написанным в этот жепериод, относятся страсти на текст Брокса. Большинство произведений, появившихся в первое десятилетие жизниГенделя в Лондоне, отмечено усилением драматического начала и поискамисредств, отвечающих его стремлению к композициям крупного плана имонументального стиля. Эта тенденция реализовалась частично в антемах, с ихопорой на хоровые массивы, затем в оратории «Эсфирь» (1717-17210гг). Почти одновременно с «Эсфирью» Гендель написал пастораль на однаждыиспользованный им сюжет «Ациса и Галатеи», назвав ее «Маски». 1720г служит некоторым рубежом в творческой жизни композитора.Кончились годы ученичества, завершился труд над освоением огромного опыта,накопленного музыкантами Германии, Италии, Англии, Франции. «Королевская академия музыки». «Опера нищих». В 1720г в Лондоне насредства некоторых аристократов и при поддержке короля был открыт оперныйтеатр – так называемая «Королевская академия музыки». Музыкальноеруководство поручается Генделю. С этого времени начинается упорная ижестокая борьба, на которую обрекало Генделя положение музыкальногоискусства в Англии. После смерти Генри Перселла, единственного выдающегося самобытногооперного композитора, английская национальная опера стала быстро клонитьсяк упадку. При открытом покровительстве и поощрении придворных иаристократических кругов музыкальная жизнь в Англии оказалась во властиитальянских композиторов, виртуозов, примадонн. Противоречивость позиций самого Генделя предрешила шаткость егоположения в Англии, надолго отодвинула возможность широкого признания иположительной общественной оценки его творчества. Жизнь придворногомузыканта в Лондоне осложнялась еще и непрекращающимися интригами дворцовыхпартий, жертвой которых он не раз становится. В том году, когда Гендель дебютировал в открывшейся «Королевскойакадемии музыки» новой оперой «Радамист», его бывший покровитель графБерлингтон пригласил а Лондон модного итальянского музыканта ДжованниБонончини. Гендел должен был поочередно с Бонончини и с другим итальянцем –Арности – в одном и том же театре ставить свои произведения. Целью этогоспециально подстроенного соревнования было желание подорвать успех Генделя,пользовавшегося покровительством короля. Работать Генделю приходилось с предельной затратой сил, ставить по две-три новых оперы в зиму, не считая чужих, которые ему же приходилосьрепетировать и исполнять. За период с 1720 по 1728г под руководствомГенделя было поставлено около 500 опер. Не мало энергии поглощаланеобходимость применяться к вкусам и капризам в атмосфере сенсационныхскандалов и всеобщего недоброжелательства. Окончательно подорвало итальянскую оперу появление в 1728г небольшоймузыкальной комедии, названной «Оперой нищих». Она была создана поэтомДжоном Геем и музыкантом Иоганном Кристофом Пепушем. Сюжет принадлежалДжонатану Свифту. «Опера нищих» произвела фурор. Только за один зимний сезон 1728г онаисполнена 62 раза. Чего не могли добиться враждующие аристократическиепартии, того достигла маленькая опера-памфлет. В 1728г «Королевскуюакадемию музыки» пришлось закрыть. Однако Генделя не собирался складыватьоружие. Взяв на себя антрепризу, он отправляется в Италию, собирает новуютруппу певцов, запасается партитурами новых итальянских опер. В следующем,1729г в театре Геймаркет в Лондоне начало функционировать вновь открытоеоперное предприятие. На этот раз крах произошел еще быстрее. Тем не менее усилия Генделя проникнуть в гущу английской жизни,перестать быть чужаком не ослабевают. В 1726г он принял английскоеподданство, а в следующем году сочинил «Коронационные антемы», в которыхпрославлял дух старой Англии. Исполнительская деятельность Генделя. Небывалых масштабов достигаетисполнительская деятельность Генделя. Первоначально ему приходилось игратьна клавесине и органе в частных домах: во дворах знатных меценатов, убогатых лондонских купцов. Долгое время концерты Генделя служили главнойприманкой для лондонской публики. Репутация Генделя-артиста стояла чрезвычайно высоко, его положениепервоклассного виртуоза-импровизатора никто не осмеливался оспаривать. ДляГенделя артистические выступления были источником сильнейших импульсов имогучего вдохновения. Его концертные импровизации в значительной степениопределил характер многих органных и клавесинных сочинений. Много инструментальных пьес писал Гендель для исполнения их наоткрытом воздухе в городских и пригородных парках. Но все же в центре внимания композитора оставалось оперное творчество. Генделю – автору многочисленных популярных произведений – в знакуважения и благодарности еще при жизни воздвигли в садах Воксхолла статуюиз белого мрамора. Оперы 30-х годов. В 30-е гг в итальянской опере все заметнеепроступают тенденции к преодолению ее концертного характера и самодовлеющейроли сольного пения, стремление к большей связи музыки и драмы. Новыйповорот как нельзя больше отвечал желаниям самого Генделя. Некоторые егопроизведения этих лет обогащены обычно отсутствующими в итальянской оперехорами, ощутимее становится выразительность оркестрового звучания. Ноглавное его внимание направлено на то, чтобы сгладить разрыв междумузыкальным и драматическим действием, избежать концертной разрозненностисольной оперы. В первую половину 30-х гг Гендель создает лучшие оперные сочинения:«Поро», «Ариадна», «Ариодант». Его мастерство оперного композиторадостигает предельной высоты; написанные в величавой эпической манерегенделевские оперы этих лет вплотную примыкают к его же библейскимораториям, предвещая их скорое появление. В 1734г Гендель в третий и последний раз берется за организациюоперного театра, вкладывая в это дело всю энергию и все имеющиеся денежныесредства. Но поднятая вновь антигенделевская кампания наносит ему удар заударом. На сей раз ему пришлось столкнуться с действительно опаснымисоперниками – Николо Порпора и Адольф Гассе. Перед их достоинствамисклоняется сам Гендель. Своей растущей непопулярности Гендель всячески сопротивляется. Одну задругой он ставит новые оперы, в антрактах выступает с концертами, но усилияего тщетны. Гендель оказался покинутым даже близкими сотрудниками идрузьями. Неизбежный развал предприятия, наступивший в 1737г, был подлиннойкатастрофой, т.к. композитор вложил в него все свои сбережения. Напряжениепрежних лет, неудачи и, наконец, последнее потрясение сломили исполинскийорганизм Генделя, его разбил нервный паралич. Несколько месяцев боролсяГендель с болезнью, но, как только почувствовал себя окрепшим, с прежнейстрастностью окунулся в работу. Трагический перелом. Библейские оратории. Издавна назревший творческийперелом давал себя знать в усиленном внимании к жанру оратории. В 1738-1739гг были написаны библейские оратории: «Саул» и «Израиль в Египте». Заэтими двумя великими творениями в ближайшие годы следует целый рядораториальных сочинений; среди них выдающееся место принадлежит ораториямина библейские сюжеты: «Самсону», «Мессии». Но и теперь вместо ожидаемого успеха Гендель приобретает лишь новогосильного врага – духовенство. Ни упорство, ни сила характера, ни энергия немогли побороть всеобщей вражды и оппозиции. Положение казалось безвыходным,и Гендель решил покинуть Англию. Осенью 1741г Гендель получил приглашение из Дублина – столицы Ирландии– провести там цикл концертов. Его произведения неоднократно исполнялись вДублине, их знали, любили, и создателя этих произведений встретили сэнтузиазмом. 12 апреля 1742г состоялось первое исполнение оратории«Мессия». Восторженный прием возродил в музыканте веру в себя. Воодушевленный,полный новых музыкальных планов, Гендель вернулся в Лондон. В феврале 1743гв Англии была показана оратория «Самсон». Однако никогда раньше к Генделюне достигало такой откровенной злобы и враждебности. Но именно теперь,когда меньше всего можно было ожидать, произошел коренной переворот всудьбе композитора. В 1745г претендент на английский престол Чарльз Эдуард Стюарт,поддерживаемый реакционный католической партией, организовал восстание вШотландии и двинулся со своей армией на Лондон. В ужасе перед папизмомстрана поднялась на борьбу. Волна патриотизма охватила народ Англии. Ставна сторону передового общественного движения. В гимне для добровольцев, азатем в двух ораториях – «Оратории на случай» и «Иуде Маккавее» -- авторпризывает англичан к борьбе с врагами родины и прославляет победителей,освободивших отечество от нашествия захватчиков. Оратории насыщеныпатриотическим пафосом, написаны мощным героическим стилем. Они принеслипризнание и популярность, которых Гендель добивался в течение тридцати пятилет. Последние годы жизни и творчества. На закате жизни композитор достигпрочной славы, но по-прежнему он остается неутомимым творцом и музыкальнымдеятелем, создает множество произведений, овеянных светлыми праздничныминастроениями. Среди написанных в последние годы выделяется оригинальностью«Музыка для фейерверка», предназначенная для народных праздников иисполнения на открытом воздухе. В 1750г Гендель совершил последнее путешествие на родину, в Галле. Повозвращении в Лондон он взялся за сочинение новой оратории «Иевфай». Ноздесь его вновь сражает несчастье, быть может, самое тяжелое из всех,выпавших на его долю,-- он слепнет. Мужественно борется Гендель страгическими ударами судьбы. Убедившись в неизлечимости болезни, онсмиряется с неизбежным и возвращается к прежней деятельности. Слепой,заканчивает Гендель начатую ораторию «Иевфай», руковолит исполнением своихпроизведений, дает концерты и величием импровизаций по-прежнему потрясаетслушателей. За несколько дней до смерти, 6 апреля 1759г, Гендель дирижировалораторией «Мессия»; во время исполнения силы оставили его, и спустянедолгое время – 14 апреля – он скончался. Выполняя волю, выраженную взавещании, Генделя похоронили на кладбище в Вестминстере.




Похожие:

Бах и Гендель iconБах и Гендель
«Бахами». Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г в Эйзенахе, где прожил до десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф,...
Бах и Гендель iconЭволюция музыки
Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода:...
Бах и Гендель iconЭволюция музыки в первой половине 18 века
Четыре великих мастера, работающие в четырех различных странах, определяют своим творчеством все музыкальное искусство данного периода:...
Бах и Гендель iconРеферат по предмету: Искусство и литература На тему: Бах и Гендель Клычкова Ольга
«Бахами». Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г в Эйзенахе, где прожил до десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф,...
Бах и Гендель iconГеорг Фридрих Гендель
О с прохождением курса юридических наук поступает на службу в качестве церковного органиста. Успешные начинания на музыкальном поприще...
Бах и Гендель iconИ. С. Бах Сын бедного городского музыканта, Иоганн Себастьян Бах родился эпоху тягчайшего разорения Германии после тридцатилетний войны. Разрушенные города, опустошенные поля, разореные крестьянские хозяйства б
«Бахами». Иоганн Себастьян родился 21 марта 1685 г в Эйзенахе, где прожил до десятилетнего возраста. Осиротев, он переехал в Ордруф,...
Бах и Гендель iconДокументы
1. /БАХ.doc
Бах и Гендель iconИоганн Себастьян Бах
Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования
Бах и Гендель iconЗадачи: Обучающие
Формирование игровых навыков в процессе исполнения пьес: И. С. Бах «Скерцо», «Ах, ты ноченька» (русская народная песня в обработке...
Бах и Гендель iconМакс Гендель – Эзотерические принципы здоровья и целительства
При ссылках на определенные страницы имеются в виду страницы английского оригинала. Нумерация страниц в указателе соответствует английскому...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы