Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План icon

Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План



НазваниеЛекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План
Дата конвертации16.08.2012
Размер153,95 Kb.
ТипЛекция
скачать >>>

Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка».


План:

1. Особенности семей, воспитывающих одаренных детей.

2. Психотехнические упражнения для работы с одаренными детьми.


1. Особенности семей, воспитывающих одаренных детей.

В последние десятилетие в нашей стране все чаще уделяют внимание детской одаренности, изучая вопросы психолого-педагогической поддержки как самих способных и одаренных детей, так и их родителей, а также специалистов, работающих с ними. Особое значение приобретает в связи с этим необходимость выявления условий, которые бы могли обеспечить развитие и раскрытие потенциала одаренного ребенка.

Так, Н. С. Лейтеса акцентирует внимание на сложности прогноза как начального, так и дальнейшего проявления возможностей ребенка. Понятия «Одаренный ребенок», «одаренные дети» следует, по мнению автора, употреблять с осторожностью, отдавая себе отчет в том, что это «в значительной мере условные выражения». Едва ли не главная трудность оценки признаков одаренности у ребенка состоит в том, что в них индивидуальное и возрастное, природное и социальное выступает совместно в единстве. Открытым остается вопрос, что же способствует развитию и сохранению этого свойства как индивидуальной особенности на всем протяжении детства?

Д.Н. Ушаков, выделяя факторы развития ранней детской одаренности, связывает их, прежде всего, с проблемами микросоциума. Вундеркинды, по его мнению, это «продукт умножение двух аспектов: с одной стороны - это способности, в том числе природные задатки, а с другой стороны - наличие сверхстимулирующей среды (не просто стимулирующей, а сверхстимулирующей), которая обеспечивает то, что ребенок проявляет себя в раннем возрасте очень яркими достижениями». Основным условием этого становятся родители и специфика стиля семейного воспитания как существеннейший фактор, влияющий на психологическое и социальное развитие одаренного ребенка. Кроме того, автор обращает внимание на ряд общих закономерностей в формировании детско-родительских отношений в семьях детей-вундеркиндов, а также на сходство внутрисемейной динамики.

Прежде чем переходить к анализу специфики детско-родительских отношений в семьях с одаренными детьми, необходимо определить черты, характерные для таких детей. Так например, А.И. Савенков, прежде всего, выделяет любознательность как одно из ведущих свойств познавательной потребности, причем он рассматривает это свойство в контексте формирования волевых усилий, определяя волю как «специфическую потребность — потребность преодоления». Сверхчувствительность к проблемам, познавательная самостоятельность (надситуативная активность), высокий уровень логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам (имеющим множество правильных ответов), оригинальность, гибкость и продуктивность мышления — эти показатели, по его мнению, взаимообуславливая друг друга и являются ведущими качествами. Высокая концентрация внимания, отличная память дополняют данный список.

Выделяя особенность склонностей и интересов у талантливых детей, Ю.Д. Бабаева отмечает их широту и при этом устойчивость и осознанность. Самостоятельность, социальная автономность, стремление к самоактуализации, эгоцентризм, лидерство, соревновательность — это те качества, которые, с одной стороны, способствуют формированию одаренного ребенка, а с другой — своим проявлением усложняют ребёнку жизнь, превращая одаренную личность в «белую ворону». По словам автора, такая характеристика, как перфекционизм выделяет личность отличными от всех чертами характера и способами взаимоотношений с окружающими. Ребенок ставит перед собой высокую планку, чтобы педантично и кропотливо ее преодолевать, достигая совершенства по определенным для себя канонам интеллектуального, эстетического, нравственного порядка.

Еще одной важной отличительной особенностью большинства из этих детей, по мнению Ф. Монкса, является чрезвычайно выраженная познавательная и учебная мотивация, доминирующая над иными социальными мотивациями. Феноменологический анализ показал, что процесс получение новой информации, связанный с необходимостью решения сложных логических задач, у таких детей сопровождается особым психоэмоциональным подъемом, сходным с переживанием «творческого экстаза». У таких детей очень рано формируется особое "сверхценное" стремление вновь и вновь переживать наслаждение от своей интеллектуальной работы.

Умение наблюдать и выявлять проявление указанных выше качеств у ребенка поможет родителям в определении меры одаренности детей. Ниже представлен вариант опросника для родителей, позволяющий изучить специфику проявления актуальной и потенциальной творческой одаренности детей.


Опросник Ф.Вильямса для родителей по оценке потенциальной творческой одаренности ребенка.

Опросник Вильямса предназначен для оценки творческого потенциала ребенка. Проводит­ся индивидуально, время не ограничено (обычно заполняют шкалу в течение 30 минут или быст­рее). Для получения более объективной оценки считается целесообразным, чтобы шкалу заполняли оба родителя (если это возможно) или ближайшие родственники ребенка. В этом случае берется средняя оценка всех опрашиваемых.

Эта шкала состоит из восьми подразделов — показателей, харак­теризующих поведение творческих детей. По каждому показателю приводится шесть утверждений, по которым родители должны оценить ребенка так, чтобы наилучшим образом охаракте­ризовать его. В конце опросника имеется четыре вопроса, на которые нужно отве­тить, для получения дополнительной информации о ребенке.

Лист ответов

ФИО ребенка ________________________ Дата опроса: __________

Класс _________ школа____________ возраст______________________

ФИО заполняющего опросник__________________________________

Кем является заполняющий опросник по отношению к ребенку_______

Инструкция по заполнению опросника:

Рядом с соответствующим утверждением поставьте букву, которая лучше всего описывать поведение ребенка. При этом буквы имеют следующие значения: Ч часто, И иногда, Р — редко.

Раздел I. БЕГЛОСТЬ

  1. Ребенок дает несколько ответов, когда ему задают вопрос.

  2. Ребенок рисует несколько картин, когда просят нарисо­вать одну.

  3. У ребенка возникает несколько мыслей (идей) о чем-то вместо одной.

  4. Ребенок задает много вопросов.

  5. Ребенок употребляет большое количество слов, выражая свои мысли.

  6. Ребенок работает быстро и продуктивно.

Раздел II. ГИБКОСТЬ

  1. Ребенок предлагает несколько способов использования предмета, отличающихся от обычного способа.

  2. Ребенок выражает много мыслей, идей о картине, расска­зе, поэме или проблеме.

  3. Ребенок может перенести смысловое значение одного объ­екта на другой объект.

  4. Ребенок легко может поменять один фокус зрения (под­ход) на возможный другой.

  5. Ребенок выдвигает множество идей и исследует их.

  6. Ребенок думает о различных путях решения проблемы.

Раздел III. ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

  1. Ребенку нравится, чтобы предметы в комнате были распо­ложены не в центральной части, также он предпочитает асимме­тричные рисунки и изображения.

  2. Ребенок не удовлетворен одним правильным ответом и ищет другие возможные ответы.

  3. Ребенок думает необычно и оригинально (нестандартно).

  4. Ребенок получает удовольствие от необычных способов выполнения чего-либо, и ему не нравятся обычные способы.

  5. После того, как ребенок прочитал или услышал о пробле­ме, он начинает придумывать необычные решения.

  6. Ребенок исследует общепринятые методы и придумывает новые методы решения проблемы.

Раздел IV. РАЗРАБОТАННОСТЬ

  1. Ребенок добавляет линии, различные цвета и детали в свой рисунок.

  2. Ребенок понимает, в чем состоит глубокий, скрытый смысл ответов или решений и предлагает наиболее глубокое значение.

  3. Ребенок отказывается от чужой идеи и изменяет ее каким-либо образом.

  4. Ребенок хочет приукрасить или дополнить работу или идею других людей.

  5. Ребенок проявляет слабый интерес к обычным предметам, он добавляет детали, чтобы усовершенствовать их.

  6. Ребенок изменяет правила игры.

Раздел V. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

  1. Ребенок спрашивает всех и обо всем.

  2. Ребенку нравится изучать устройство механических вещей.

  3. Ребенок постоянно ищет новые пути (способы) мышления.

  4. Ребенок любит изучать новые вещи и идеи.

  5. Ребенок ищет разные возможности решения задачи.

  6. Ребенок изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.

Раздел VI. ВООБРАЖЕНИЕ

  1. Ребенок придумывает рассказы о местах, которые он ни­ когда не видел.

  2. Ребенок представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам.

  3. Ребенок мечтает о различных местах и вещах.

  4. Ребенок любит думать о явлениях, с которыми он не стал­кивался.

  5. Ребенок видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие.

  6. Ребенок часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Раздел VII. СЛОЖНОСТЬ

  1. Ребенок проявляет интерес к сложным вещам и идеям.

  2. Ребенок любит ставить перед собой трудные задачи.

  3. Ребенок любит изучать что-то без посторонней помощи.

  4. Ребенку нравятся сложные задания.

  5. Ребенок проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели.

  6. Ребенок предлагает слишком сложные пути решения про­блемы, чем это кажется необходимым.

Раздел VIII. СКЛОННОСТЬ К РИСКУ

  1. Ребенок будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других.

  2. Ребенок ставит перед собой очень высокие цели, и будет пытаться их осуществить.

  3. Ребенок допускает для себя возможность ошибок и провалов.

  4. Ребенок любит изучать новые вещи или идеи и не поддает­ся чужому влиянию.

  5. Ребенок не слишком озабочен, когда одноклассники, учи­теля или родители выражают ему свое неодобрение.

  6. Ребенок не упустит шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Следующие четыре вопроса дадут Вам возможность выразить свое мнение о ребенке и о программе в школе для творческих детей. Отвечайте кратко, но четко.

1. Вы считаете, что ребенок одаренный или сможет им стать?

ДА НЕТ

Объясните почему_________________________________________


2. Вам кажется, что ребенок творческий или он сможет стать творческим?

ДА НЕТ

Если «Да» - сообщите кратко, в чем проявляется его творческость, если «Нет» - почему?______________________________________________________________


3. Что Вы ожидаете от школьной программы для творческих детей?

___________________________________________________________________


4. Какие изменения вы хотели бы увидеть у ребенка в результате участия в программе для творческих детей?

___________________________________________________________________


Обработка данных

Все восемь факторов — дивергентного мышления (4) и личност­ных творческих характеристик (4) модели творческой одаренности Вильямса включены в эту шкалу для оценки родителями. Для каждого фактора представлены 6 утверждений, для каждого утверждения дается вы­бор из 3 возможных типов поведения: «часто», «иногда» и «редко».

  1. После шкалы из 48 пунктов следует дополнительная страни­ца с открытыми вопросами. Подсчет оценки состоит из следующих процедур: Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «ча­сто», и умножьте это число на два (2). Это ответы с двойным весом, которые получают по два (2) балла каждый.

  2. Подсчитайте количество ответов, отмеченных в колонке «иногда». Эти ответы получат по одному (1) баллу каждый.

  3. Подсчитайте количество ответов в колонке «редко». Эти ответы получат ноль (0) баллов каждый.

  4. Четыре открытых вопроса в конце шкалы получат по одному (1) баллу каждый, если ответ «да» сопровождается аргументами или комментариями.

Это количественный подсчет имеющихся данных. Оценка примечаний и комментариев может помочь тем, кто составляет программы для творчески одаренных обучающихся, с помощью ран­жирования частоты встречаемости одинаковых или похожих ком­ментариев. Например, если наибольшее количество экспертов да­ют такой комментарий: «ребенок творчески одарен потому, что он артистичен», то эта черта (артистический талант) — будет иметь высший ранг для данной группы детей.

Подобные ранги по ряду творческих проявлений личности будут характеризовать наличие и качественную особенность творческих черт различных детей.

Число ответов в колонке «часто» х 2 =

Число ответов в колонке «иногда» х 1 =

Число ответов в колонке «редко» х 0 =

Число ответов в «открытых» вопросах,

с ответом «да» и комментариями х 1 =

Число ответов в «открытых» ответах,

с ответом «нет» х 0 =

Суммарный балл = сумме баллов в вышестоящих строках.

Суммарные баллы детей можно проранжировать от боль­шего к меньшему, начиная с наивысшего балла 100, т. к. 100 бал­лов — это максимально возможный суммарный сырой балл.


В чем же проявляется особенность родительского влияния на личностное и социальное развитие одаренных детей?

Во-первых, ряд авторов В.И. Брутман, Ю.С. Юркевич отмечают, что наличие ребенка-вундеркинда создает в семье особые эмоциональные отношения. В таких семьях они очень насыщены, что достигается за счет проекций родителей своих эмоциональных проблем на своих детей. В других случаях эти особенности могут выступать наиболее ярко в виде, напротив, полного игнорирования физиологических и эмоциональных проблем ребенка.

Общим для всех семей чаще всего является существование особых ожиданий от своих детей. Причем преобладает такой тип ожиданий, когда родитель стремится продолжить решение своих проблем за счет ребенка путем сохранения симбиотических отношений с ним. Это очень известный феномен, самореализации родителей в своих детях. По мнению большинства авторов (К. Холлингуорт, Ю.С. Юркевич и др.) такие отношения формируют социальную неуспешность и зависимость от родителей, обратной стороной чего является постоянное переживание ими своей нужности и востребованности. Важно подчеркнуть, что у большинства родителей одновременно формируется и обратная эмоциональная тенденция. Она, в первую очередь, связана с большими опасениями в отношении здоровья своих детей и особенно их психического благополучия.

Представление родителей о психическом нездоровье детей связано с наличием у последних признаков, гетерохронного развития, очень частого для одаренных детей. То есть, интеллектуально ребенок может оказаться очень зрелым, а эмоционально и физиологически пассивным, зависимым и инфантильным.

Ряд авторов, описывая переживания родителей по поводу раннего проявления способностей их детей, обнаруживают психологический перенос собственных страхов. Этот компонент отношений родителей к детям в большинстве случаев тщательно скрывается и проявляется косвенно в отдельных высказываниях типа: "я уже давно сама не живу своей жизнью... только его успехами ...", "вам наверно кажется, что он уже совсем ненормальный...?", "я бросила все ради этого ребенка...", " у меня одна только мечта... скорей бы каникулы и я могла бы отдохнуть от всего..." и пр.

Якимова Т.В., изучая семьи с одаренными детьми, выявила особую родительскую амбивалентность, из которой вытекает специфическое распределение детско-родительских позиций и ролей. В тех областях проявлений ребенка, которые родителями не принимаются (игровая деятельность, эмоциональные контакты вне семьи, общение со сверстниками, состояния усталости и т. п.) ребенок оказывается в собственно детской позиции и продолжает быть беспомощным и инфантильным. Родитель же ему помощи не оказывает, лишь отрицательно реагирует на проявления такого рода. А в тех областях проявлений ребенка, которые приветствуются семьей (в первую очередь это интеллектуальная и творческая деятельность), происходит инверсия ролей. Ребенок достигает высоких результатов, процесс получения которых родителем не контролируется, сами же результаты используются родителями для поддержания чувства социальной уверенности, успешности и собственной востребованности.

Таким образом, детско-родительские отношения в семьях одаренных детей имеют особенности и специфическую динамику, разворачивающуюся в следующих событиях: рождение и раннее развитие ребенка, сложности его социальной адаптации, предъявляющие семье особые требования, и как следствие, появление эмоциональной напряженности и проблем в личностном развитии ребенка.

В итоге, современная массовая школа в настоящее время оказывается неготовой к принятию и эффективной социализации таких детей. В связи с личностными особенностями и семейной ситуации, в которой они оказываются, такие дети нуждаются в особой педагогической и психологической поддержке. Так, например, Брутман В.И., Якимова Т.В. считают оптимальным трансформацию учебной группы в группу учебно-психотерапевтическую, которая могла бы решать ряд задач по психологической и социальной адаптации и реабилитации детей. При этом оптимальной формой работы такой группы может стать система, в которой активную роль, как участники, играют родители.

Первые шаги в отработке такой семейно-терапевтической работы показали необходимость прояснения с каждым членом семьи его роли и позиции в отношении поддержки одаренности ребенка, проработки ряда иных возможных вариантов детско-родительских отношений, где роли в семье распределены более адекватно, построение и укрепление новых внутрисемейных границ, соответствующих изменившейся роли каждого члена семьи.

В заключении, хотелось бы высказать ряд пожеланий всем родителям, заинтересованным в развитии способностей и раскрытии потенциала своих детей:

  1. Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

  2. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.

  3. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

  4. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.


2. Психотехнические упражнения для работы с одаренными детьми.


Программа работы психолога с родителями одаренных детей, направлена на получение нового опыта и установление обратной связи с каждым членом семьи.

Ниже представлен ряд тренинговых упражнений, предлагаемых Т.В. Якимовой, для работы с родителями одаренных детей. Упражнения достаточно универсальны и могут быть полезны для отработки навыков эффективных детско-родительских отношений.

1. Оформление стенда «Одаренный ребенок».

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Каждая получает почтовый конверт. В подгруппе выбирается какая-то область проблем, с которыми сталкиваются одаренные дети и их родители (например, проблемы общения со сверстниками, взаимодействия с учителями, родителями, и т.д.). Психолог должен следить за тем, чтобы выбранные области не повторялись в подгруппах. С помощью маркеров, журналов и клея конверты оформляются в соответствии с выбранной областью проблем (название области пишется). На лист ватмана подгруппы приклеивают свой конверт. В течение всего тренинга любой участник может написать какой-то вопрос и положить в конверт, соответствующий области проблемы. Позже будет проведена работа с заданными вопросами. Упражнение направлено на определение и уточнение проблем одаренных детей и их воспитания, сложностей взаимодействия их с родителями. Время выполнения – 30 минут.

2. Портрет одаренного ребенка.

Участники тренинга делятся на 3 – 4 подгруппы. Участники подгрупп совместно выявляют те черты, которые, по их мнению, действительно свойственны одаренным детям, а также те, которые им не присущи. Таким образом, составляется портрет одаренного ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение и «рисуется» общий портрет одаренного ребенка. Упражнение направлено на уточнение и обобщение особенностей одаренного ребенка. Время выполнения - 40 минут.

Различное поведение.

Психолог просит группу разделиться на пары. Один человек из пары, выполняющий роль «ребенка», выходит за дверь и получает инструкцию: «Вы должны подойти к «родителю» (второй человек из пары) и показать ему что-то очень интересное для Вас, например какого-нибудь жука, красивый камешек или что-то еще. Надо просить его посмотреть на это». Инструкция для «родителя» следующая: «Вы должны изображать человека, очень занятого своими делами, отказаться смотреть на ту ерунду, которую вам будет показывать ребенок». После того, как эта часть упражнения будет выполнена, психолог просит «детей» снова выйти за дверь. Инструкция для них та же самая. А для «родителей» инструкция меняется: «Когда к вам подойдет ребенок, вы должны отложить все свои дела и посмотреть на то, что он будет вам показывать. Отнеситесь к нему с вниманием». После этого, упражнение следует обсудить, выяснить, какие чувства испытывали те и другие участники, как бы им хотелось повести себя в этой ситуации на самом деле, какие они испытали сложности, какие сделали выводы. Упражнение направлено на демонстрацию правильного и неправильного поведения по отношению к ребенку (причем, не только одаренному, но и любому), осознание его потребностей. Время выполнения – 30 минут.

Билль о правах.

Группа делится да две подгруппы – «детей» и «родителей» (желательно поменять участников предыдущего упражнения местами – те, кто были «детьми», станут «родителями», а бывшие «родители» – «детьми»). Каждая подгруппа составляет список своих прав в течение 15 мин. После этого подгруппы начинают поочередно предъявлять эти права друг другу, причем каждое право может быть внесено в окончательный список только тогда, когда оно окончательно принято другой стороной. Каждая сторона может отклонить какое-то право или настаивать на его изменении. Обсуждение каждого не должно быть дольше 3 – 5 мин. Принятые права обеих сторон записываются и выносятся на видное место. Упражнение направлено на осознание потребностей и проблем как детей, так и родителей, демонстрацию возможности для сотрудничества и компромисса между детьми и родителями. Время выполнения - 40 мин.

Письмо от имени одаренного ребенка.

Группа делится на 4 подгруппы, каждая из которых составляет обращение от имени одаренных детей к родителям. Все 4 письма зачитываются и обсуждаются. Упражнение направлено на осознание потребностей, проблем, страхов, желаний одаренного ребенка, а так же на осознание отличия такого ребенка от других. 20 мин.









Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconЛекция: «Моделирование психологического сопровождения личностного развития одаренного ребенка». План
...
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconКонспект лекции на тему: «Психологическая готовность ребенка к школе» План Тема лекции Цель лекции Ключевые понятия Оборудование
Показана роль психологической поддержки семьи при поступлении ребенка в школу. Особое внимание уделяется рассмотрению компонентов...
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconРекомендации родителям
Психологическая поддержка это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче Единого государственного...
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconЛитература по вопросу одаренности детей. План. Психологические особенности одаренного ребенка. (Школьный психолог.)
Подготовительный этап: провести анкетирование детей, обработать анкеты, изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме,...
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconЛекция 9 Институт семьи
Из института семьи (при переходе к более сложным культурам) возникают все другие социальные институты
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconПсихологическая подготовка беременной и ее семьи к родам

Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconПамятка для родителей Уважаемые родители выпускника!
Психологическая поддержка выпускников, участвующих в Едином государственном экзамене
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconКомплексный план работы с родителями несовершеннолетних моу богураевской сош
...
Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconСемья как социальный институт. Социология семьи. План: Брак – основа семейных отношений. Функции семьи. Семейная роль. Задачи социологии семьи. Категории семейно-брачных отношений. Историческое направление в социологии семьи и брака. Теория социальных групп. Существуют две формы социальных институто

Лекция: «Психологическая поддержка семьи одаренного ребенка». План iconПсихологическая готовность ребенка к школе

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы