Психология менеджмента: стрессовая ситуация icon

Психология менеджмента: стрессовая ситуация



НазваниеПсихология менеджмента: стрессовая ситуация
Дата конвертации16.08.2012
Размер335.93 Kb.
ТипРеферат
Психология менеджмента: стрессовая ситуация


Содержание Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 1. Стресс жизни. Основные причины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.1. Причины стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.1.1. Организационные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 1.1.2. Личностные факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 1.2. Стрессовое напряжение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 2. Способы борьбы со стрессом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10 2.2. Релаксация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2.2.1. Релаксационные упражнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 2.3. Концентрация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 2.4. Ауторегуляция дыхания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 3. Методы профилактики стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 3.1. Противострессовая “переделка” дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 3.2. Первая помощь при остром стрессе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 3.3. Аутоанализ личного стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 Введение Данная работа посвящена анализу стресса, причин его возникновения,влияния его на организм человека, а также изучению способов борьбы сострессами и методов профилактики стрессов. В работе даны несколько определений понятия “стресс”. Наиболееширокоупотребимым определением является следующее:” Стресс - этонапряженное состояние организма человека, как физическое, так ипсихическое.” Стресс присутствует в жизни каждого человека, так как наличиестрессовых импульсов во всех сферах человеческой жизни и деятельностинесомненно. Стрессовые ситуации возникают как дома, так и на работе. Сточки зрения управления, наибольший интерес для нас представляюторганизационные факторы, которые вызывают стресс на рабочих местах. Знаниеэтих факторов и уделение им особого внимания поможет предотвратить многиестрессовые ситуации и повысить эффективность управленческого труда, а такжедостичь целей организации с минимальными психологическими ифизиологическими потерями персонала. Ведь именно стресс является причиноймногих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека,тогда как здоровье - одно из условий достижения успеха в любойдеятельности. Поэтому в работе рассматриваются и личностные факторы,вызывающие стресс. Кроме причин появления стрессов, в первой главеанализируется стрессовое состояние организма - стрессовое напряжение, егоосновные признаки и причины. Во второй главе основное внимание уделено способам борьбы со стрессом,даны некоторые упражнения по релаксации, концентрации, ауторегуляциидыхания. Очень важно преодолеть себя и заняться данными упражнениями, вдальнейшем, в случае возникновения стрессовой ситуации, эффект от ихвыполнения с лихвой компенсирует первоначальные усилия на освоениеупражнений. Мне пришлось это испытать на себе: релаксация и концентрация налюбимом слове действительно могут помочь в трудной ситуации не поддатьсяпанике и не впасть в депрессию. Третья глава содержит описание методов профилактики стресса, к которымотносятся релаксация, противострессовая “переделка” дня и первая помощь приостром стрессе. Сюда же внесено и рассмотрение аутоанализа личного стресса.Здесь подробно изложены основополагающие принципы применения данных методовв качестве профилактики против наступления стрессового состояния. В конце работы приведены приложения, содержащие графические итабличные комментарии к основному тексту, а также тест на определениестрессоустойчивости человека. Основной вывод, который можно сделать из данной работы, можносформулировать таким образом. Стресс - это неизбежность, о которой мыдолжны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть. Нужно обязательноподготовиться к его приходу и постараться справиться с ним как можно лучше.Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стрессанад собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненнымситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личнойжизни. 1. Стресс жизни. Основные причины. Стресс- обычное и часто встречающееся явление. Мы все временамииспытываем его - может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когдавстаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность илибессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессынеизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы дляиндивидуумов и организаций. Стресс является неотъемлемой частьючеловеческого существования, надо только научиться различать допустимуюстепень стресса и слишком большой стресс. Нулевой стресс невозможен. Тот тип стресса, который мы будем рассматривать в данной работе,определяется как чрезмерное психологическое или физиологическое напряжение.Исследования показывают, что к физиологическим признакам стресса относятсяязвы, мигрень, гипертония, боль в спине, артрит, астма и боли в сердце.Психологические проявления включают раздражительность, потерю аппетита,депрессию и пониженный интерес к межличным и сексуальным отношениям и др. Снижая эффективность и благополучие индивидуума, чрезмерный cтрессдорого обходится организациям. Многие проблемы сотрудников, которыеотражаются как на их заработке и результатах работы, так и на здоровье иблагополучии сотрудников, коренятся в психологическом стрессе. Стресс прямои косвенно увеличивает затраты на достижение целей организаций и снижаеткачество жизни для большого числа трудящихся. 1.1. Причины стресса. Стресс может быть вызван факторами , связанными с работой идеятельностью организации или событиями личной жизни человека. 1.1.1. Организационные факторы. Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которыевызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий илинеобоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этомслучае обычно возникает беспокойство, фрустрация ( чувство крушения ), атакже чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка можетвызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы,соответствующей его возможностям, обычно чувствует фрустрацию, беспокойствоотносительно своей ценности и положения в социальной структуре организациии ощущает себя явно невознагражденным. 2. Конфликт ролей. Конфликт ролей возникает тогда, когда к работнику предъявляютпротиворечивые требования. Например, продавец может получить заданиенемедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видятразговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полкитоваром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципаединоначалия. Два руководителя в иерархии могут дать работникупротиворечивые указания. Например, директор завода может потребовать отначальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время какначальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартовкачества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормаминеформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуациииндивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочетбыть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства- с другой.3. Неопределенность ролей . Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том,что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования небудут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметьправильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать,как они должны делать и как их после этого будут оценивать. 4. Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие болееинтересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подверженыфизическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однаковзгляды на понятие “интересная” работа у людей различается: то, что кажетсяинтересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интереснодругим. 5. Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например,отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума.Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохиеканалы обмена информацией в организации и необоснованные требованиясотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится навозможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобыдостичь этого, руководители и другие сотрудники организации должнынаучиться справляться со стрессом в самих себе. Как же управлять, чтобыповысить производительность и понизить уровень стресса ? Люди, страдающие от чрезмерного стресса на работе могут попытатьсяприменить следующие методы.1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. Оцените свою работу следующим образом: “должен сделать сегодня”, “сделать позднее на этойнеделе” и “сделать, когда будет время”. 2. Научитесь говорить “нет”, когда достигнете предела, после которого выуже не можете взять на себя больше работы. Объясните своему начальнику, чтопонимаете важность задания. Затем опишите конкретные приоритетные работы,над которыми в настоящее время работаете. Если он настаивает на выполнениинового задания, спросите, какую работу вы должны отложить до завершениянового задания. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашимначальником. Поймите его проблемы и помогите ему понять ваши. Научитевашего начальника уважать ваши приоритеты, вашу рабочую нагрузку и даватьобоснованные поручения. 4. Не соглашайтесь с вашим руководителем или кем-либо, кто начинаетвыставлять противоречивые требования ( конфликт ролей ). Объясните, что этитребования тянут вас в противоположных направлениях. Попросите устроитьсовещание со всеми заинтересованными сторонами, чтобы выяснить вопрос. Незанимайте обвинительно-агрессивной позиции; просто объясните, какиеконкретные проблемы создают для вас противоречивые требования. 5. Сообщите своему руководителю или сотрудникам, когда вы почувствуете,что ожидания или стандарты оценки вашего задания не ясны ( неопределенностьролей ). Скажите им, что вы несколько неуверены относительно рядаконкретных, связанных с заданием вопросов и хотели бы иметь возможностьобсудить эти вопросы с ними. 6. Обсудите чувство скуки или отсутствие интереса к работе со своимруководителем. Еще раз учтите, не следует становиться в положениежалующегося. Объясните, что вы сторонник требующей отдачи сил работы ихотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности. 7. Найдите каждый день время для отключения и отдыха. Закройте на пятьминут дверь каждое утро, поднимите и обоприте на что-нибудь ноги,полностью расслабьтесь и выбросьте работу из головы. Обратитесь к приятныммыслям или образам, чтобы освежить мозг. Уходите время от времени изконторы, чтобы сменить обстановку или ход мыслей.Не обедайте там и не задерживайтесь подолгу после того, как вам следовалобы уже идти домой или заняться другой работой. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятсясоблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощьюфизических упражнений и достижение общего равновесия в жизни. В таблице 1 (Приложение 1) приведены различия между стрессовым и низкострессовым стилямижизни. Общая схема появления стресса в жизни человека изображена вПриложении 2. Чтобы управлять другими, достигая при этом высокой производительноститруда и низкого уровня стресса, мы предлагаем следующее. 1. Оцените способности, потребности и склонности ваших работников ипопытайтесь выбрать объем и тип работы для них, соответствующие этимфакторам. Как только они продемонстрируют успешные результаты привыполнении этих задач, повысьте им рабочую нагрузку, если они того желают.В подходящих случаях делегируйте полномочия и ответственность. 2. Разрешайте вашим работникам отказываться от выполнения какого- либозадания, если у них есть для этого достаточные основания. Если необходимо,чтобы они выполнили это задание, объясните, почему это нужно, и установитеприоритеты в их работе, чтобы дать необходимое время и ресурсы длявыполнения дополнительного задания. 3. Четко опишите конкретные зоны полномочий, ответственности ипроизводственных ожиданий. Используйте двустороннюю коммуникацию иинформацию своих подчиненных ( обратную связь ). 4. Используйте стиль лидерства, соответствующий требованиям даннойситуации. 5. Обеспечьте надлежащее вознаграждение за эффективную работу. 6. Выступайте в роли наставника по отношению к вашим подчиненным,развивая их способности и обсуждая с ними сложные вопросы. 1.1.2. Личностные факторы. На жизненном пути нас поджидает множество событий и потрясений,способных вызвать стресс. В большинстве своем они являются неотъемлемойчастью нашей жизни, поэтому избежать их или обойти просто невозможно. Важнознать, какие события и в каких случаях особо стрессогенны, - это поможетсмягчить негативные последствия. Полученные в результате многочисленных исследований данныесвидетельствуют об определенной связи между вызывающими стресс жизненнымиситуациями и началом развития различных заболеваний. Они позволяют сделатьвывод, что вызывающее стресс событие или явление может быть одним измногочисленных факторов нашей повседневной жизни, способствующихвозникновению различных психических отклонений и психосоматическихзаболеваний. Ученые Холмс и Раге на основе многолетних исследований составилиперечень наиболее часто встречающихся перемен в жизни, вызывающих стресс ( Приложение 3). Каждое указанное в этом перечне событие имеетопределенную эмоциональную значимость в жизни человека, выражающуюся вбаллах. Последовательность в этом списке определяется на основаниизначимости каждого события. Это помогает провести аутоанализ личногостресса. С помощью этой таблицы каждый человек, не обладая специальнымизнаниями или опытом, может самостоятельно выяснить степень своейсопротивляемости стрессу или, наоборот, ранимости. Для этого необходимовнимательно изучить все пункты перечня и отметить для себя те события,которые за последние два года происходили в вашей жизни. Теперь обратитевнимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация,отмеченная вами. Если какая-то ситуация возникала у вас чаще одного раза,то соответствующее количество баллов следует умножить на данное количествораз. Далее просуммируйте все набранные вами баллы за каждую ситуацию инайдите среднее арифметическое. Итоговая сумма не только выражает вашу степень стрессовой нагрузки,но и одновременно определяет степень вашей сопротивляемости стрессу.Большое количество баллов - это сигнал тревоги, предупреждающий вас обопасности. Следовательно, вам необходимо срочно что-то предпринять, чтобыликвидировать стресс. Если общая сумма баллов находится в промежутке от 150 до 199 баллов,то у вас высокая степень сопротивляемости стрессу. Если от 200 до 299 -пороговая сопротивляемость. Если же ваша сумма баллов свыше 300, тосопротивляемость низкая и означает реальную опасность - вам грозитпсихосоматическое заболевание, поскольку вы близки к фазе нервногоистощения. Если мы снова просмотрим перечень жизненных ситуаций и событий,способных вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являютсяположительными и благоприятно влияют на нашу жизнь ( свадьба, личный успех,рождение ребенка, успешная сдача экзаменов ). Кроме того, в течение жизнимы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимойкоманды), любовь, творческий подъем ( вдохновение), достижение выдающегосяспортивного результата и т.п. Однако стрессовое напряжение способны вызватькак положительные, так и отрицательные ситуации. Чтобы как-то различатьисточники стрессов, да и сами стрессы, положительные получили названиеэвстресс, отрицательные - дистресс, или просто стресс. Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть.Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологическиобусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другиеситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные ( несчастныеслучаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют ещеситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенныхрешений, определенным ходом событий ( развод, смена места работы или местажительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевныйдискомфорт. В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности,которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самыхжестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можемв себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений.Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременноподготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить ихнегативное воздействие на организм. 1. Прежде всего необходима достаточная информация о возможностинаступления подобны ситуаций. 2. Продумайте, как предупредить конкретные жизненные опасности, чтобы невозникла ожидаемая критическая ситуация, или попытайтесь найти способы еесмягчения. 3. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, непринимайте решений сгоряча, в состоянии нервозности или истерии, до тогокак ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события,исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь вваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала,способного продиктовать далеко не всегда правильное решение. 4. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способнырешить сами, не прибегая к помощи специалистов. 5. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решениясложных ситуаций - это одно из главных условий активной сопротивляемостистрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте вбеспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям.Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. 6. Вам необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том и численегативные, - неотъемлемая часть жизни. 7. Помните, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучшеовладевают те, кто умеет использовать методы релаксации. Это самый надежныйспособ подготовки борьбы с ними. 8. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фонапротив стресса, улучшая тем самым деятельность адаптационных организмов.Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности кконтролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладениястрессом. 9. Для ослабления негативного воздействия стрессовой ситуации необходимынадежные эмоциональные тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себеи обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку. 10. Преодолеть стрессогенные жизненные ситуации могут помочь некоторыеобщественные институты: например, дошкольные учреждения, курсы будущихматерей, консультации для молодых супругов и т.д. 1.2. Стрессовое напряжение. Итак, стресс - это напряженное состояние организма, т.е.неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование (стрессовую ситуацию ). Под воздействием стресса организм человекаиспытывает стрессовое напряжение. Рассмотрим различные состояния человека,которые могут сигнализировать о наличии в организме внутреннего напряжения. Сознательная оценка способна перевести эти сигналы из сферы эмоциональной( чувства ) в сферу рациональную ( разум ) и тем самым ликвидироватьнежелательное состояние. Признаки стрессового напряжения 1. Невозможность сосредоточиться на чем-то. 2. Слишком частые ошибки в работе. 3. Ухудшается память. 4. Слишком часто возникает чувство усталости. 5. Очень быстрая речь. 6. Мысли часто улетучиваются. 7. Довольно часто появляются боли ( голова, спина, область желудка ). 8. Повышенная возбудимость. 9. Работа не доставляет прежней радости. 10. Потеря чувства юмора. 11. Резко возрастает количество выкуриваемых сигарет. 12. Пристрастие к алкогольным напиткам. 13. Постоянное ощущение недоедания. 14. Пропадает аппетит - вообще потерян вкус к еде. 15. Невозможность вовремя закончить работу. Если мы обнаружили у себя признаки стрессового напряжения организма,то необходимо внимательно изучить его причины. Причины стрессового напряжения. 1. Гораздо чаще вам приходится делать не то, что хотелось бы, а то,что нужно, что входит в ваши обязанности. 2. Вам постоянно не хватает времени - не успеваете ничего сделать. 3. Вас что-то или кто-то подгоняет, вы постоянно куда-то спешите. 4. Вам начинает казаться, что все окружающие зажаты в тисках какого-товнутреннего напряжения. 5. Вам постоянно хочется спать - никак не можете выспаться. 6. Вы видите чересчур много снов, особенно когда очень устали за день. 7. Вы очень много курите. 8. Потребляете алкоголя больше, чем обычно.9. Вам почти ничего не нравится. 10. Дома, в семье, у вас постоянные конфликты. 11. Постоянно ощущаете неудовлетворенность жизнью. 12. Влезаете в долги, даже не зная, как с ними расплатиться. 13. У вас появляется комплекс неполноценности. 14. Вам не с кем поговорить о своих проблемах, да и нет особогожелания. 15. Вы не чувствуете уважения к себе - ни дома, ни на работе. Вероятно здесь приведены не все причины стрессового напряжения. Каждыйчеловек должен сам проводить анализ своего состояния и выявлять причиныстрессового напряжения, возможно характерные только для его организма ( ст.зр. его личных ощущений ). Предрасположенность к стрессовому напряжению можно определить также спомощью различных тестов. Один из них приведен в Приложении 4. Ответив на приведенные ниже вопросы ( возможные варианты ответов:“никогда”, “изредка”, время от времени”, “часто”, “очень часто” ), можнотакже определить, предрасположены вы к стрессу или нет. 1. Часто ли вы переедаете ? Сколько потребляете алкоголя ? Много ликурите ? 2. Спрашиваете ли вы себя ( по крайней мере иногда ), стоит ли вообщежить ? 3. Считаете ли вы, что ведете неправильный образ жизни ? 4. Чувствуете ли вы себя виноватым, когда ничего не делаете дома -только отдыхаете, спите, смотрите телевизор ? 5. Кажется ли вам порой предстоящее изменение в жизни непреодолимымпрепятствием? 6. Считаете ли вы себя пессимистом ? 7. Не кажется ли вам, что вы потеряли контроль над своей жизнью ? 8. Ощущаете ли вы напряжение в конфликтных ситуациях на работе или дома? 9. Испытываете ли вы ощущение безнадежности, если у вас что-то неполучается ? 10. Чувствуете ли вы сильное напряжение при возникновении непредвиденныхситуаций ? 11. Защищаете ли вы свою точку зрения от нападок других людей ? 12. Считаете ли вы причиной неудачи других людей или какие-то независящие от вас обстоятельства ? 13. Берете ли вы на себя ответственность за успехи или неуспехи в своейжизни ? 15. Часто ли у вас бывает плохое настроение ? Правильные, честные ответы на эти вопросы позволят взглянуть на себя состороны, по-новому оценить свои мысли, ощущения и некоторые элементы своегоповедения. И если вдруг окажется, что на большинство ответов вы ответили “часто”или “очень часто”, значит, вам надо быть предельно внимательным к себе, ибодо стресса, что называется, рукой подать. 2. Способы борьбы со стрессом. Давайте еще раз вернемся к определению понятия стресс. В переводе санглийского языка слово “стресс” означает “нажим, давление, напряжение”. Аэнциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: “Совокупностьзащитных физиологических реакций, возникающих в организме животных ичеловека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов(стрессоров)”. Первым же дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье.Согласно его определению, стресс - это все, что ведет к быстрому старениюорганизма или вызывает болезни. Возникает вопрос, как человеческий организмможет противостоять стрессу и управлять им ? Рассмотрим возможные реакции организма на стресс и основные способыборьбы со стрессом: - релаксацию; - концентрацию; - ауторегуляцию дыхания. 2.1. Как человеческий организм реагирует на стресс. Каковы возможные реакции организма человека на стресс? 1. Реакция стресса. Неблагоприятные факторы ( стрессоры ) вызывают реакцию стресса,т.е.стресс. Человек сознательно или подсознательно старается приспособитьсяк совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация.Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не даетникаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая МАЛ-АДАПТАЦИЯ ( плохая адаптация ). Как следствие этого могут возникнутьразличные психические или физические отклонения. Иными словами, стресс либо достаточно долго продолжается, либовозникает довольно часто. Причем частые стрессы способны привести кистощению адаптационной защитной системы организма, что , в свою очередьможет стать причиной психосоматических заболеваний. 2. Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточени организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояниебеспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция можетбыть преходящей. Две другие реакции активные и подчинены воле человека. 3. Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности инаходит что-то более полезное и подходящее для достижения душевногоравновесия, способствующее улучшению состояния здоровья ( спорт, музыка,работа в саду или огороде, коллекционирование и т.п. ) 4. Активная релаксация ( расслабление ), которая повышает природнуюадаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Этареакция наиболее действенная. Попытаемся объяснить, что происходит в организме во время стресса. В нормальных условиях в ответ на стресс у человека возникает состояниетревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активномудействию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется ворганизме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс - дажетогда, когда не происходит никакого физического действия. Импульсавтоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводиторганизм в состояние высшей готовности. Сердце начинает биться учащенно,повышается кровяное давление, мышцы напрягаются. Вне зависимости от того,серьезна ли опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление ), в организме возникает тревога и в ответ на нее -готовность противостоять. 2.2. Релаксация. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз(согласно теории Г.Селье) : - импульс -стресс -адаптация. Иными словами, если наступает стресс, то вскоре стрессовое состояниеидет на убыль - человек так или иначе успокаивается. Если же адаптациянарушается ( или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторыхпсихосоматических заболеваний или расстройств. Следовательно, если человек хочет направить свои усилия на сохранениездоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечатьрелаксацией. С помощью этого вида активной защиты человек в состояниивмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым он может помешатьвоздействию стрессового импульса, задержать его или ( если стрессоваяситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самымпсихосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулируетнастроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить илисбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Так что же такое релаксация ? Релаксация - это метод, с помощью которого можно частично илиполностью избавляться от физического или психического напряжения.Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольнолегко - ля этого не требуется специального образования и даже природногодара. Но есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимознать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический моментможно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. Прирегулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой,будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы ихосвоить, необходимо упорство и терпение. 2.2.1. Релаксационные упражнения. Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечномунапряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже неосознавая, насколько это вредно. Следует четко уяснить, что освоиврелаксацию, можно научиться это напряжение регулировать, приостанавливать ирасслабляться по собственной воле, по своему желанию. Итак, выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно вотдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полноерасслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительноевлияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическаяауторелаксация может вызвать состояние “идейной пустоты”. Это означаетминутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром,которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность ине переусердствовать с отрешением от мира. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа наспине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, рукисвободно лежат вдоль тела( ладонями вверх ). Голова слегка запрокинутаназад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос. Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений. 1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесьпредставить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленнообойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметрутела - от головы до пяток и обратно.2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышитечерез нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднеевыдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут.Постарайтесь не думать ни о чем другом. 3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание.Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясьпочувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись исосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этимприятным ощущением. Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременнымнапряжением и расслаблением. 4. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток добедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние,стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностьюрасслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но невоспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь ихпобороть, их нужно только регистрировать. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятсяк другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки,мышцы рук, мышцы лица ( губы, лоб). В заключение мысленно “пробегитесь” по всем мышцам тела - не осталось лигде-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его,поскольку расслабление должно быть полным. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержитедыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьтемышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыханиеровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолетьстрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. Послевыполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полнымсил и энергии. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте исладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, безрывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте,стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннегорасслабления. Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале.Позднее можно будет расслаблять тело тогда, когда понадобится. 2.3. Концентрация. Неумение сосредоточиться - фактор, тесно связанный со стрессом.Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции:домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует отженщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полнойсамоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Каждая из этих трехфункций вызывает целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины отвыполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовуюситуацию. Такое разрывание на части изо дня в день приводит в конце концовк истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационныеупражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно втечение дня. Для начала желательно заниматься дома: рано утром, передуходом на работу(учебу) , или вечером, перед сном, или - еще лучше - сразуже после возвращения домой. Итак , обозначим примерный порядок выполнения концентрационныхупражнений. 1. Постарайтесь, чтобы в помещении, где вы предполагаете заниматься, небыло зрителей. 2. Сядьте на табуретку или обычный стул - только боком к спинке, чтобыне опираться на нее. Стул ни в коем случае не должен быть с мягкимсиденьем, иначе эффективностьупражнения снизится. Сядьте как можно удобнее, чтобы вы могли находитьсянеподвижно в течение определенного времени. 3. Руки свободно положите на колени, глаза закройте (они должны бытьзакрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось напосторонние предметы - никакой визуальной информации). 4. Дышите через нос спокойно, не напряженно. Старайтесь сосредоточитьсялишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого. 5. А теперь два варианта концентрационных упражнений: а) концентрация на счете. Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этоммедленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и выбудете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала.Повторяйте счет в течение нескольких минут. б) концентрация на слове. Выберете какое-нибудь короткое ( лучше всего двусложное ) слово, котороевызывает у вас положительные эмоции или же с которым связаны приятныевоспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое прозвище,которым вас называли в детстве родители, или название любимого блюда. Еслислово двусложное, то мысленно произносите первый слог на вдохе, второй - навыдохе. Сосредоточьтесь на “своем” слове, которое отныне станет вашимперсональным лозунгом при концентрации. Именно такая концентрация приводитк желаемому побочному результату - релаксации всей мозговой деятельности. 6. Выполняйте релаксационно-концентрационные упражнения в течениенескольких минут. Упражняйтесь до тех пор, пока это доставляет вамудовольствие. 7. Закончив упражнение, проведите ладонями по векам, не спеша откройтеглаза и потянитесь. Еще несколько мгновений спокойно посидите на стуле.Отметьте, что вам удалось победить рассеянность. Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилиюили какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся посредикомнаты или коридора, пытаясь вспомнить, за чем пошли или что хотелисделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременнаяконцентрация по команде - на своем слове или на счете. В большинствеслучаев выпавшее из памяти слово ( или мысль) прийдет в голову буквальночерез мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будетвсегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можновспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти. Спомощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие ипреодолеть себя. 2.4. Ауторегуляция дыхания. В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Нокогда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становитсятрудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическомнапряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге,напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание ( затаиваютдыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использоватьего для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так ипсихического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действеннымсредством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией. Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любомположении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться встрого вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможностьдышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцыгрудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: онадолжна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая головав определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела.Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободномдыхании, постоянно контролируя его.Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнениясуществуют ( их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы: 1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можнопредупредить перепады настроения. 2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходятопределенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемымнормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритмдыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательногозамедления и углубления. 3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полнойрелаксации. 4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличаетсяот дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыханияможно определить психическое состояние человека. 5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительностьотдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм. 6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека,а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденнымбезусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательнорегулировать. 7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мыпривыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частьюнашей жизни. 3. Методы профилактики стресса. Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднеговечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частямиактивного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, ирежим питания, и двигательная активность, и качество отдыха си сна, ивзаимоотношения с окружающими, и реакция на стресс, и многое другое. Именноот нас зависит, каким будет наш образ жизни - здоровым, активным или женездоровым, пассивным. Если нам удастся положительно повлиять на свои основные жизненныепринципы, добиться того, чтобы релаксация и концентрация стали составнойчастью нашего образа жизни, то мы станем уравновешеннее и будем болееспокойно реагировать на стрессогенные факторы. Необходимо знать, что мы всостоянии сознательно воздействовать на те или иные процессы, происходящиев организме, т.е. обладаем способностью ауторегуляции. Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощьюауторегуляции: релаксация, противострессовая “переделка”дня, оказаниепервой помощи при остром стрессе и аутоанализ личного стресса.Использование этих методов при необходимости доступно каждому. О релаксациимы уже говорили, поэтому рассмотрим три других метода. 3.1. Противострессовая “переделка” дня. Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочуюактивность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своихдневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних своеплохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а винойвсему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений.Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возратившись домой сработы или учебы , сразу же проводить релаксацию. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут. 1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьтепоудобнее на стул и примите релаксационную “позу кучера”. 2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать. 3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесьэтими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку,отключившись от ваших мыслей. 4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойнопобеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращениидомой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а поройневозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, какпройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня. 5. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ваннепроделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдохчерез сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайтеочень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох ссопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение,накопившееся за день, постепенно спадает. 6. Погуляйте на свежем воздухе. 7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут. Очень важно, чтобы инициатива таких “переделок” дня исходила от нассамих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий периодвремени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провестиэти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашнихпроблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии. 3.2. Первая помощь при остром стрессе. Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации ( нас кто-торазозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) -у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю своюволю и скомандовать себе “СТОП!”, чтобы резко затормозить развитие острогостресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться,необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критическойситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстросориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе. Перечислим некоторые советы, которые могут помочь вам выйти изсостояния острого стресса. 1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох черезнос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайтевыдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесьпредставить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вычастично избавляетесь от стрессового напряжения. 2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы.Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положениитела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние.Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашемстрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить “язык лица и тела”путем расслабления мышц и глубокого дыхания. 3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вынаходитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошознаете. Медленно, не торопясь, мысленно “переберите” все предметы один задругим в определенной последовательности. Постарайтесь полностьюсосредоточиться на этой “инвентаризации”. Говорите мысленно самому себе:”Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов” ит.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь отвнутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональноевосприятие окружающей обстановки. 4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у васвозник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите наулицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленноэто помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу)”покосточкам”, как описано в пункте 3. 5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь.Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно.Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайтеголову (так, чтобы она не закружилась). 6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все равно какой: начнитестирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост:любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуациивыполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения. 7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесьвслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация).Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации,вызывает положительные эмоции. 8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать,сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляяпо одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней,прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельностьпозволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайшихдеталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этотдень вашей жизни. 9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком,находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет,позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающаядеятельность, которая осуществляется “здесь и сейчас” и призвана вытеснитьиз вашего сознания внутренний диалог,насыщенный стрессом. 10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерваннуюдеятельность. 3.3. Аутоанализ личного стресса. Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своегоорганизма на стрессовые ситуации. То есть как можно определить свой личныйстресс. Понять свою собственную стрессову ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у кажодго человека индивидуально; во-вторых, устресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причинвсегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себявыход из создавшейся ситуации. Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса являетсядневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. Втечение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать вдневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаруженыпризнаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером послеработы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности идетали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, вжитейских заботаз и суете забудется, когда и что произошло. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какиесобытия или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именнорегулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут бытьпричиной возникновения стресса. Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острогостресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состояниипроанализировать их. Если мы пролистаем собственные записи и попробуем ихсистематизировать, то обнаружим, что некоторые основные признаки стрессаповторяются: раздражительность, невозможность сосредоточиться,забывчивость, частые вздохи, ощущение бегающих по телу мурашек, мышечноенапряжение, “неуспокаивающиеся ноги”(не сидится на месте) ощущениевнутренней тяжести, сухость во рту, беспокойный сон, быстрая утомляемость,необъяснимое чувство страха, плохое настроение, состояние депрессии, частыеголовные боли (особенно в затылочной части), боли в суставах, отсутствиеаппетита или, наоборот, переедание, запоры, учащенное сердцебиение. Проанализировав записи, можно определить, в какое время дня чаще всегонаступает недомогание, происходит это на работе или же по возвращениидомой. С помощью ведения дневника стрессов можно выяснить для себя, что наммешает в жизни, что вызывает наш личный стресс. Стрессовый стиль жизниИспытывает хронический неослабевающий стрессПопадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуацийТяжело преодолевает стрессовые межличные отношения ( например, трудности всемье, осложнение отношений с супругой, боссом, сотрудниками)Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятнойи неблагодарной работеИспытывает постоянную нехватку времени, слишком много надо сделать заданный промежуток времениБеспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событийОбладает пагубными для здоровья привычками ( например, в питании, курит,выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физическойформе)Поглощен одним видом жизненной деятельности ( например, работой,общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством илифизической деятельностью)Считает, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться инасладиться какой-нибудь кратковременной работойВоспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные илиобщественно “запрограммированные” (например, путем интриг, стремления“заманить”)Воспринимает жизнь как серьезную трудную ситуацию; отсутствует чувствоюмораСоглашается с выполнением угнетающих неблагодарных социальных ролейВоспринимает тяжелые или стрессовые ситуации пассивно; страдает молча Нестрессовый стиль жизниДопускает наличие “творческого” стресса в определенные периоды напряженнойдеятельностиИмеет “пути спасения”, позволяющие хотя бы временно отстраниться ирасслабитьсяОтстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовыеотношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязываетвзаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойнымиУчаствует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечиваетподлинное вознаграждениеСохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисовуравновешиваются периодами “передышки”Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями,к которым следует стремитьсяСохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редкоупотребляет алкоголь и табак или совсем не употребляетВкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приноситчувство удовлетворения( например, в работу, общественную деятельность,отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимостиоправдывать наигранное поведениеНаслаждается полной и кипучей сексуально жизнью, прямо выражая свой“сексуальный аппетит”Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошоразвитое чувство юмораПроводит жизнь, относительно свободную от ролей; способен выражатьестественные потребности, желания и чувства без оправданияЭффективно распределяет время, избегает напряженных ситуаций Приложение 2 Потребности в Профессиональные окружающей среде Личные Поведение Эффективные Минимальный (реакции на потребности) реакции стресс Неадекватные ситуации Стресс Физиологические Психологические реакции реакции Приложение 4 Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым-психологом Медицинского центра Университета Бостона. Необходимо ответитьна вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для Вас.Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообщене относится. Подвержены ли Вы стрессу ? 1. Вы едите, по крайней мере, одно горячее блюдо в день. 2. Вы спите 7-8 часов, по крайней мере, четыре раза в неделю. 3. Вы постоянно чувствуете любовь других и отдаете свою любовь взамен. 4. В пределах 50 километров у Вас есть хотя бы один человек, на которого Вы можете положиться. 5. Вы упражняетесь до пота хотя бы два раза в неделю. 6. Вы выкуриваете меньше половины пачки сигарет в день. 7. За неделю Вы потребляете не больше пяти рюмок алкогольных напитков. 8. Ваш вес соответствует Вашему росту. 9. Ваш доход полностью удовлетворяет Ваши основные потребности. 10. Вас поддерживает Ваша вера. 11. Вы регулярно занимаетесь клубной или общественной деятельностью. 12. У Вас много друзей и знакомых. 13. У Вас есть один или два друга, которым Вы полностью доверяете. 14. Вы здоровы. 15. Вы можете открыто заявить о своих чувствах, когда Вы злы или обеспо коены чем-либо. 16. Вы регулярно обсуждаете с людьми, с которыми живете, Ваши домашние проблемы. 17. Вы делаете что-то только ради шутки хотя бы раз в неделю. 18. Вы можете организовать Ваше время эффективно. 19. За день Вы потребляете не более трех чашек кофе, чая или других содержащих кофеин напитков. 20. У Вас есть немного времени для себя в течение каждого дня. Предлагаются следующие ответы с соответственным количеством очков: - почти всегда - 1; - часто - 2; - иногда - 3; - почти никогда- 4; - никогда - 5. Теперь сложите результаты Ваших ответов и из полученного числа отнимите20 очков. Если Вы набрали меньше 10 очков, то Вас можно обрадовать, в случае еслиВы отвечали еще и честно,- у Вас прекрасная устойчивость к стрессовымситуациям и воздействию стресса на организм, Вам не о чем беспокоиться. Если Ваше итоговое число превысило 30 очков, стрессовые ситуацииоказывают немалое влияние на Вашу жизнь и Вы им не очень сильносопротивляетесь. Если Вы набрали более 50 очков, Вам следует серьезно задуматься о Вашейжизни - не пора ли ее изменить. Вы очень уязвимы для стресса. Взгляните еще раз на утверждения теста. Если Ваш ответ на какое-либоутверждение получил 3 очка и выше, постарайтесь изменить свое поведение,соответствующее данному пункту и Ваша уязвимость к стрессу снизится.Например, если Ваша оценка за 19 пункт - 4, попробуйте пить хотя бы на однучашку кофе в день меньше, чем обычно. Начните присматриваться к себе внимательнее сейчас, а не тогда, когдауже будет поздно. Список использованной литературы 1. М.Мескон, М.Альберг, Ф. Хедоури. Основы менеджмента: пер. с англ. - М.: “Дело ЛТД”, 1994. - 702 с. 2. Стресс жизни: Сборник. / Составители: Л.М.Попова, И.В.Соколов. ( О.Грегор. Как противостоять стрессу. Г.Селье. Стресс без болезней. ) - Спб, ТОО “Лейла”, 1994. - 384 с.




Похожие:

Психология менеджмента: стрессовая ситуация icon1. Пояснительная записка. Требования к студентам. Поскольку курс «Психология менеджмента»
«Менеджмент», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология личности»
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconАдаптация первоклассников
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная...
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconАдаптация первоклассников
Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная...
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconПояснительная записка автор программы
Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины...
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины...
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconРеферат По курсу: " Менеджмент " Тема: " Психология Менеджмента "
Психологические факторы менеджмента и нормальный морально-психологический климат в коллективе
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconРабочая программа учебной дисциплины ф тпу 1-21/01 министерство образования и науки российской федерации государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «научно-исследовательский томский политехнический университет»
Преквизиты: психология и педагогика, психология делового общения, теория менеджмента, лидерство, психология личности
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconПсихология Менеджмента

Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconРабота
Самый высокий конкурс в вузах в этом году был на факультеты менеджмента. В следующем году ситуация повторится
Психология менеджмента: стрессовая ситуация iconДокументи
1. /Возрастная психология/1. Предмет. Задачи. Структура возрастной психологии..doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы