Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология icon

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология



НазваниеЭкологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология
Дата конвертации16.08.2012
Размер137,44 Kb.
ТипРеферат
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования


Реферат по педагогической антропологии студентки III курса МГЛУ в/о факультета ГПН Яншиной Марии Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Экологическое образование в условиях экологического кризиса Экологический кризис вызывается не только техническим прогрессом, но игосподствующим антропоцентрическим экологическим сознанием. Для егопреодоления необходимо сформировать экологическое сознание экоцентрическоготипа. Взаимодействие с природой обладает большим психолого-педагогическимпотенциалом, который должен быть использован в процессе экологическогообразования, что позволяет ему стать фактором общего формирования иразвития личности. Главную роль в глобальном решении экологических проблем играет не толькоработа специалистов по охране окружающей среды, но и специальная системаэкологического образования. Экологическое образование имеет универсальный,междисциплинарный характер, поэтому оно должно войти в содержание всех формобщего образования. Предмет и задачи экологической психологии В настоящее время термин “экологическая психология” применяется в научнойлитературе для обозначения ряда близких, но не тождественных областейисследований: психологической экологии, психологии окружающей среды,экологического подхода в психологии и собственно экологической психологии(психологии экологического сознания), которые имеют самостоятельныепредметы исследований, свои задачи и методологические особенности. Предметом исследования в экологической психологии является экологическоесознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом ифункциональном аспектах. Экологическая психология характеризуется двумя основнымиметодологическими особенностями, отличающими ее от близких областейисследований: во-первых, в ней рассматривается взаимодействие человекатолько с природой, а не со всей окружающей его средой, во-вторых, объектомисследований является не “природная среда”, а “мир природы”. В экологической психологии существуют четыре основных направленияисследований: экологического сознания в целом, а также трех его подструктур— экологических представлений, субъективного отношения к природе, стратегийи технологий взаимодействия с ней. Перед экологической психологией стоят следующие задачи: созданиетехнологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучениемеханизмов формирования и функционирования, индивидуальной и групповойспецифики, разработка принципов и методов диагностики, — которые решаются врамках каждого из четырех направлений исследований, а также задача изученияфункций, которые может осуществлять взаимодействие человека с миромприроды. Отношение к природе как предмет психологического исследования Субъективное отношение к природе — это субъективно окрашенное отражениеличностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями природы,являющееся фактором, обусловливающим поведение. Субъективное отношение характеризуют такие базовые параметры, какмодальность, устойчивость, широта, интенсивность, осознанность, а такжепараметры второго порядка: эмоциональность, доминантность, обобщенность,когерентность, принципиальность и сознательность. Центральными параметрами субъективного отношения к природе являютсямодальность, являющаяся его качественно содержательной характеристикой, иинтенсивность, являющаяся показателем того, в какой степени запечатлены вобъектах отношения те или иные потребности личности и в каких сферах и вкакой степени проявляется данное отношение. Выделяются четыре типа модальности: объектно-прагматический, субъектно-непрагматический. В соответствии со сферами проявления отношения выделяютсячетыре компонента интенсивности: перцептивно-аффективный, когнитивный,практический и поступочный. На основе параметров модальности и интенсивности в экологическойпсихологии разработана собственно психологическая типология субъективногоотношения к природе. Проблема субъектного восприятия мира природы Под субъектным восприятием понимается восприятие того или иного объектамира именно как субъекта. В субъектном восприятии выделяются три аспекта: а) гносеологический —считается ли воспринимающим нечто в мире субъектом, б) установочный —относится ли воспринимающий к нему как к субъекту, и в) функциональный —открывается ли оно воспринимающему как субъект. При анализе гносеологического аспекта рассматривается, является ли нечтов мире для воспринимающего субъектом в соответствии с его собственнойсистемой представлений. При анализе установочного аспекта рассматривается, относится ливоспринимающий к чему-либо в мире как к субъекту, сформирована ли у него поотношению к этому объекту или явлению мира ”субъектная установка”. При анализе функционального аспекта рассматривается, выполняет ли нечто вмире по отношению к воспринимающему специфически субъектные функции ирефлектируются ли они воспринимающим. Выделяются три специфически субъектные функции, которые долженосуществлять тот или иной объект или явление мира, чтобы открытьсявоспринимающему как субъект: а) обеспечивать воспринимающему переживаниеего собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом припостроении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать вкачестве субъекта совместной с ним деятельности и общения. специфика субъектного восприятия природных объектов заключается в том,что воспринимающий сам наделяет их субъектностью. Это может происходить наоснове анимизации, антропоморфизации, персонификации и субъектификации. Важнейшее значение из этих механизмов имеет субъектификация.Субъектификация — процесс и результат наделения объектов и явлений мираспособностью осуществлять специфически субъектные функции, в результатечего они открываются воспринимающему как субъекты. Механизмы формирования субъективного отношения к природе Существуют три канала формирования субъективного отношения: перцептивный— в процессе построения перцептивного образа, когнитивный — на основепереработки получаемой информации, практический — в процессенепосредственного практического взаимодействия. Важнейшую роль в формировании субъективного отношения к природе играютпсихологические релизеры. психологический релизер — это специфическийстимул, связанный с природным объектом, определяющий направ-ление ихарактер формирования субъективного отношения к нему. В рамках перцептивного канала действуют естественные психологическиерелизеры: визуальные, аудиальные, тактильные, обонятельно-вкусовые иповеденческие (витальные). Механизмом обработки визуальных, аудиальных, тактильных, обонятельно-вкусовых психологических релизеров является эмоциональный тон ощущений. Механизмами обработки поведенческих (витальных) психологических релизеровявляются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональнаяоценка. Результатом действия механизмов перцептивного канала является влечениеличности к природным объектам. В рамках когнитивного канала субъективное отношение к природному объектуначинает формироваться под влиянием двух групп релизеров: 1) социальныхпсихологических релизеров и 2) экологических фактов. социальные психологические релизеры — это специфические вербальныестимулы, определяющие направление и характер формирования субъективногоотношения к природному объекту, действие которых обусловлено заключенными вних социально выработанными эмоционально маркированными значениями. Экологические факты как психологические релизеры когнитивного канала —это специфическая вербальная информация экологического характера,определяющая направление, характер формирования субъективного отношения кприродному объекту, действие которой обусловлено ее возможностью оказыватьлабилизирующее воздействие на систему представлений личности о мире. Выделяются четыре типа экологических фактов: надорганизменные,организменные, внутриорганизменные и молекулярно-клеточные. Механизмом обработки социальных психологических релизеров являетсяэмоциональная реакция, механизмом обработки экологических фактов —лабилизация и эмоциональная оценка. Специфическим механизмом, действующим в рамках когнитивного канала,является интеллектуализация эмоций, в результате действия которогопроисходит смена отношений, выраженных в эмоциональных реакциях, на всеболее осознанные интеллектуализированные отношения, которые не теряют приэтом своей эмоциональной насыщенности. Результатом действия механизмов когнитивного канала является интересличности к природным объектам. Существуют четыре основных типа деятельности с природным объектом,определяющих характер формирующейся модальности субъективного отношения: а)использование всего природного объекта или его части в качестве какого-либо“полезного продукта”, при этом прекращается дальнейшее существованиеданного объекта природы; б) использование части природного объекта илипродуктов его жизнедеятельности, но при этом сам объект природы продолжаетсвое существование; в) использование какой-либо функции природного объекта,которая в данном случае является “полезным продуктом”, при этом непрекращается существование ни природного объекта в целом, ни отдельной егочасти; г) неиспользование природного объекта в качестве “полезногопродукта”. психологическими релизерами практического канала являются “ответы” —специфические стимулы, определяющие направление и характер формированиясубъективного отношения к природному объекту, являющиеся ответнымипроявлениями природного объекта различного характера на активностьличности, направленную на взаимодействие с ним. Выделяются пять типов “ответов”: антропоморфные, поведенческие,морфологические, физиологические и геофизические (механические). Механизмами обработки психологических релизеров по практическому каналуявляются рефлексия, совесть и рационализация. Результатом действия механизмов практического канала является склонностьличности к взаимодействию с природным объектом. Формирование субъективного отношения к природе как система Система психологических релизеров имеет иерархическую структуру. Характерэтой структуры зависит от двух факторов: личностных особенностейвоспринимающего человека и особенностей самого природного объекта. К трансканальным механизмам обработки психологических релизеров относятсяобщие перцептивные механизмы (или установочные эффекты): “эффектпервичности”, “эффект новизны” и “эффект ореола”, а также экологическиеустановки личности. Важнейшее значение имеет механизм стереотипизации, позволяющийвозникнуть такому сложному и многоаспектному психологическому образованию,как субъективное отношения к “природе в целом”. Модальность субъективного отношения, с одной стороны, являетсяпредсуществующим условием, определяющим дальнейшее формирование отношенияна конкретном этапе, а с другой, является результатом формированияотношения на данном этапе и предсуществующим условием для следующего этапа.Это обусловлено тем, что формирование субъективного отношения к природе —многоэтапный, цикличный процесс. Характер формирующейся модальности по оси “прагматическая —непрагматическая” определяется характером деятельности с природнымобъектом, в которую включен человек. Характер формирующейся модальности пооси “объектная — субъектная” определяется возможностью или невозможностьювозникновения субъектификации природного объекта. Процесс формирования субъективного отношения к природе носит системныйхарактер, обладающий рядом специфических признаков. Развитие общественного экологического сознания в процессе социогенеза Развитие экологического сознания в процессе социогенеза наиболееадекватно может быть охарактеризовано по трем параметрам: а)психологическая “противопоставленность — включенность”, б) “объектно —субъектное” восприятие природы, в) “прагматический — непрагматический”характер взаимодействия. В социогенезе общественного экологического сознания выделяются дверазнонаправленные тенденции: антропоцентрическая и экоцентрическая. Антропоцентрическая тенденция описывается такими “узловыми точками”, как“архаическое сознание ( античное сознание ( христианство ( картезианство”. Альтернативная экоцентрическая тенденция описывается такими “узловымиточками”, как “инвайроментальный консерватизм ( русский космизм ( учение оноосфере, экологизм ( универсальная этика, биоцентризм”. Для развития экологического сознания в культурах Востока характерны иныетенденции: восточные религиозно-философские системы сохранили в целомхарактеристики архаического экологического сознания, значительно усилив приэтом роль непрагматического взаимодействия с природой, восприятие природыкак духовной ценности. Развитие субъективного отношения к природе в онтогенезе Для дошкольного возраста характерен когнитивный субъектно-прагматическийтип субъективного отношения к природе. Для младшего школьного возраста характерен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе. Для младшего и среднего подросткового возраста, в целом, характеренпоступочный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения кприроде. Для старшего подросткового возраста характерен практический объектно-прагматический тип субъективного отношения к природе. Для юношеского возраста, в целом, характерен перцептивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе. Выделяются два “кризисных периода”: младший школьный возраст и старшийподростковый возраст. В них происходят переходы между эпохами и эрами вразвитии объектно-субъектного характера модальности. Они сопровождаютсятакже переходами между прагматической и непрагматической модальностью.Именно в эти периоды “нестабильности” происходит и переструктурированиекомпонентов интенсивности. Структурные особенности отношения к природе в различных группах при низком уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется объектно-прагматической модальностью и низкойинтенсивностью с низкой когерентностью компонентов, в структуре которойдоминирует перцептивно-аффективный компонент. при среднем уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется средним уровнем показателей различных его параметров. при высоком уровне развития субъективное отношение к природехарактеризуется субъектно-непрагматической модальностью и высокойинтенсивностью с высокой когерентностью компонентов, в структуре которойдоминирует практический компонент. По сравнению со школьниками, студенты-биологи имеют большую интенсивностьотношения к природе. Студенты-“небиологи” не превосходят школьников ни поодному компоненту интенсивности отношения к природе, особенно уступая им поуровню развития когнитивного. В среднем интенсивность отношения к природе у учителей не достигаетсреднего уровня его интенсивности у школьников, при этом интенсивностьотношения у учителей биологии равна интенсивности данного отношения уучителей других специальностей. Для многих учителей характерно явление “педаго-гического блефа” —рассогласование между относительно низкими уровнями показателей перцептивно-аффективного, когнитивного и практического компонентов отношения к природе,с одной стороны, и относительно высоким показателем поступочного — сдругой. Блок психодиагностических методик, разработанный в экологическойпсихологии, позволяет получить достаточно полную картину характераотношения к природе, сложившегося у личности. История и перспективы экологического образования проблемы экологического образования находятся в центре вниманиямеждународного сообщества. Стратегическим направлением решенияэкологических проблем ЮНЕСКО считает создание сети образования, котороепредусматривает постановку экологических вопросов в центр всех учебныхпрограмм, начиная с детских дошкольных учреждений и кончая ВУЗами,подготовкой учителей и управленческого аппарата. В России, начиная с XVIII в. и до 20-х гг. XX в., отдельные экологическиевопросы рассматривались в рамках преподавания естествознания. Затеминформация экологического характера сообщалась школьникам, в основном, всвязи с обучением их основам сельскохозяйственного производства. Начиная с30-х гг., экологическое просвещение осуществлялось в процессебиологического образования школьников. С 80-х гг. формируется системасобственно экологического образования школьников. В конце 90-х гг. подвлиянием объективных факторов начались научные дискуссии о дальнейшихстратегиях отечественного экологического образования, поиск нетрадиционныхподходов. Экологическая психопедагогика — это методологическое направление впедагогике, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, атакже подходы к созданию принципов, методов и форм экологическогообразования. Целью экологического образования является формирование экологичнойличности. Экологичной личностью является личность, обладающаяэкоцентрическим типом экологического сознания. Общей задачей экологического образования является формированиеэкологического сознания личности. Она конкретизируется на уровне трехосновных задач экологического образования: а) формирование адекватныхэкологических представлений, б) формирование отношения к природе, в)формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия сприродой. Содержание экологического процесса формирования экологического сознания личности В сфере формирования экологических представлений содержаниеэкологического образования базируется на следующих основных положениях: а)сложность системы внутренних взаимосвязей в природе, б) энергетическийобмен между техносферой и биосферой, в) мир природы как духовная ценность,г) взаимосвязь природных условий и развития общества. Содержаниеэкологического образования в сфере формирования экологических представленийнаправлено на стимуляцию психологической включенности личности в мирприроды. В сфере формирования субъективного отношения к природе содержаниеэкологического образования заключается в развитии этого отношения ушкольников. Критерием сформированности отношения к природе являются высокиепоказатели всех параметров. Наибольшее педагогическое значение имеетформирование субъектной модальности отношения к природе. В сфере формирования стратегий и технологий экологической деятельностисодержание экологического образования заключается в овладении школьникамиумениями и навыками: а) эстетического освоения природных объектов, б)получения научной информации о мире природы, в) взаимодействия с природнымиобъектами в условиях антропогенной среды, г) природопользования вестественной среде, д) природоохранной деятельности. В процессе обученияданным технологиям формируются непрагматические стратегии экологическойдеятельности. Принципы и методы экологической психопедагогики Основной методологический принцип экологической психопедагогикизаключается в строгом соответствии педагогического процесса экологическогообразования психологическому процессу формирования экологического сознания. Классификация методологических принципов в экологической психопедагогикебазируется на теории возможностей Дж. Гибсона — выделяются две группыпринципов: организации стимулов и организации экологической деятельности. К принципам организации стимулов относятся: принцип комплексностистимульного воздействия, принцип ориентации на актуализирующий потенциалстимулов, принцип ориентации на сенситивность к стимулам. К принципаморганизации экологической деятельности относятся: принцип гетерогенности,принцип формирующейся направленности, принцип индивидуальнойпсихологической адекватности. Общим принципом является принципгетерогенности объектов. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания выделяютсятри группы методов. В основе каждой группы методов лежит тот или инойметодологический принцип, который регулирует конструирование ииспользование этих методов. Принцип формирования мыслеобразов регулируетиспользование методов, формирующих систему экологических представлений;принцип субъектификации — субъектного отношения к природным объектам;принцип коактивности с миром природы — стратегий и технологий экологическойдеятельности. К методам формирования экологических представлений относятся методы:экологической лабилизации, экологических ассоциаций, художественнойрепрезентации природных объектов и др. К методам формирования субъективногоотношения к природе относятся методы: экологической идентификации,экологической эмпатии, экологической рефлексии и др. К методам формированиястратегий и технологий взаимодействия с природой относятся методы:экологических экспектаций, ритуализации экологической деятельности,экологической заботы и др. Процесс формирования экологического сознания личности проходит три этапа:а) лабилизации, б) освоения адекватных экологических технологий и в)субъектификации природных объектов. Формирование экологичной личности в рамках экологического образованияЗапада не может опираться на религиозно-философский опыт Востока, онодолжно искать свои технологии экологизации личности, адекватныеособенностям западного восприятия. Список литературы: Дерябо С.д., ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-дону, 1996. Леонтьев А.Н. проблемы развития психики. М., 1972. Хесле В. Философия и экология. М., 1993. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении: Новый аспект образования. М.,1980.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПонятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования Реферат по педагогике студентки III курса мглу 304 а/в факультета гпн яншиной Марии Понятие и сущность содержания образования
Понятие и сущность содержания образования. Источники и факторы его формирования
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconЭкологическая Психология

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология icon"Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая ответственность". Вариант №10| | || |студентка 5го курса заочного факультета|| |по специальности "Юриспруденция" (на || |базе высшего образования) Мордвинкина
Организационно-правовые основы деятельности правоохранительных органов в области природопользования и охраны окружающей среды. Экологическая...
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПсихология основная цель курса
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconДокументи
1. /ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОМАШКА/Конкурс 1 КАРТОЧКИ - ЗАДАНИЯ.doc
2. /ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ...

Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология icon«Психология труда, инженерная психология и эргономика» направление 030300. 62 «психология»
Место дисциплины в структуре ооп «Психология труда, инженерная психология и эргономика» является дисциплиной базовой части профессионального...
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПрограмма дисциплины «Педагогическая психология» относится к дисциплинам предметной подготовки, предназначена для студентов специальности «050706. 65 Педагогика и психология». Дисциплина изучается на 3 курсе в 5, 6 семестрах
Психология педагогического воздействия. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психология воспитания. Психология обучения....
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПрограмма дисциплины Экологическая оценка и экологическая экспертиза
«Экология» по циклу «Общие профессиональные дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПсихологические основы работы с молодежью (опд. Ф. 02)
Методы психологии. Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека. Психология личности. Основные направления...
Экологическая психология. Психологические основы экологического образования Реферат по педагогической антропологии студентки III курса мглу в/о факультета гпн яншиной Марии Экологическая психология iconПсихологические основы работы с молодежью (опд. Ф. 02)
Методы психологии. Зарождение и эволюция психики. Происхождение и развитие психики человека. Психология личности. Основные направления...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы