Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата конвертации15.08.2012
Размер196,83 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>



Пояснительная записка.

Программа элективного курса предназначается для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов для естественно-математического профиля.

Целью данного курса является: помочь ученикам сориентироваться в химико-биологическом профиле и прививать практические навыки работы в химической лаборатории.

Данный курс не дублирует школьную программу, а способствует формированию умений и навыков практической работы, развивает способности учащихся и укрепляет их желание посвятить себя работе по химической специальности.

Учащиеся экспериментальным путем знакомятся с составом веществ и их химическими свойствами, приобретают определенные умения и навыки выполнения различных химических операций (смешивание, измельчение, растворение веществ, нагревание, фильтрование, титрование и т.д.), причем все выполняют своими руками, что укрепляет их интерес к предмету.

Большое значение для развития интереса учащихся к химии, которая является, прежде всего, экспериментальной наукой, имеют самостоятельные практические работы учащихся.

В рамках данной программы использованы две формы обучения: лекционно-семинарские и практические работы.

При формировании понятий курса следует учитывать, что учащиеся затрагивают межпредметную связь. Например: природоведение, биологию, географию, трудовое обучение, физику.

После изучения курса учащиеся должны уметь характеризовать свойства веществ на основе теоретических представлений, зависимость получений и применения веществ от их внутренней структуры, а также правильное обращение с химической посудой и реактивами.

Результаты обучения оцениваются по зачетной системе при выполнении ими химического эксперимента, где рассматривается глубина, осознанность, полнота выполняемого эксперимента.

Курс может быть оценен положительно, если ученик:

  • проделал 90 % практических работ; •

  • ответил на письменный тестовый зачет;

  • активно участвовал в работе.


П. Содержание программы.

1. Введение (1 ч.)

Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасной жизнедеятельности.

2. Основы химического анализа (7ч.)

Классификация катионов по кислотно-щелочной схеме анализа.

Практическая работа №1.

«Катионы и опыты с ними».

Использование реакций осаждения в качественном анализе ( катионы), групповые селективные реакции анионов. Практическая работа №2. «Качественный анализ на катионы».

Практическая работы №3.

«Групповые и селективные реакции анионов».

Анализ реальные объектов «сухая задача» ( анализ вещества или смесь двух солей). Практическая работа №4.

«Анализ вещества или смеси двух солей».

Определение качества воды. Практическая работа №5.

«Определение нитритов и нитратов, катионов тяжелых металлов в воде».

Практическая работа №6.

«Капельный анализ с полуколичественным определением ионов «железа» в природной воде.

3. Неметаллы и их соединения (1 ч.)

Аммиак и его свойства.

Практическая работа №7.

« Изучение и получения аммиака». Водород и активность металлов.


Практическая работа№8.

«Водородные мыльные пузыри».

4. Общие свойства металлов(2ч.)

Изучение окислительно-восстановительных процессов на примере перманганата калия.

Практическая работа№9.

«Опыты с перманганатом калия».

Практическая работа №10.

«Работа со стеклом».

5. Итоговое занятие(1 ч.)

III. Структура календарно- тематического планирования.



Наименование раздела (тема)

Количество часов

/. Введение.

Роль химического эксперимента в формировании культуры безопасной жизнедеятельности (лекция).

1 ч.

II. Основы химического анализа.

1. Классификация катионов по кислотно-щелочной схеме анализа. Практическая работа №1.

«Катионы и опыты с ними».

7 ч.


1

1







2. Использование реакций осаждения в качественном анализе (катионы) групповые селективные реакции анионов.

Практическая работа №2.

«Качественный анализ на катионы».

1

Практическая работы №3.

«Групповые и селективные реакции анионов».

1

3.Анализ реальные объектов «сухая задача» ( анализ вещества или смесь двух солей).

Практическая работа №4.

«Анализ вещества или смеси двух солей».

1

4.Определение качества воды.

Практическая работа №5.

«Определение нитратов и нитритов, катионов тяжелых металлов в воде»

1

Практическая работа №6.

«Капельный анализ с полуколичественным определением ионов «железа» в природной воде».

1

///. Неметаллы и их соединения.

1 .Аммиак и его свойства. Практическая работа №7.

« Изучение и получения аммиака».

1 ч.

2.Водород и активность металлов. Практическая работа№8.

«Водородные мыльные пузыри».




IV. Общие свойства металлов.

1. Изучение окислительно-восстановительных процессов на примере перманганата калия.

Практическая работа№9.

«Опыты с перманганатом калия».

2 ч.

1

Практическая работа №10.

«Работа со стеклом».

1

V. Итоговое занятие.

1 ч.


IV. Рекомендуемая литература для учителя:

Н. Е. Кузменко и др. Начало химии.- М: 1998 г.

Афанасьев М. А. и др. Количественные опыты по химии. Пособие для учителя - М. Просвещение,

1972 г.

К. И.Евстратова и др. Физическая и коллоидная химия.: М. Высшая школа 1990г.

В. И. Сушко. Химия в школе.- М. Просвещение 1987 г.

Е. В. Турлакова. Определение показателей качеств воды // Химия в школе-2001- №7 - стр. 64.

Л. Н. Жуков. Демонстрация воспламенения смеси аммиака с кислородом // Химия в школе 2004 г.

№4 стр. 63.

Н. И. Речкалова. Какую воду мы пьем //Химия в школе 2004 г. №3 стр. 7.

В.В. Ефремов. Занимательные опыты с кристаллическим перманганатом калия//Химия в школе

2004 г. №2 стр. 62.

Ю.В. Сурин. Развивающийся эксперимент // Химия в школе 1998 г. №3 стр. 67.

Ю.Саморукова и др. Применение реакций осаждения в химическом анализе//Химия в школе 1998

г. №4 стр. 52.

Для учащихся:

Ю.И. Смирнов. Мир химии. Санкт-Петербург 1995 г.

Э. Гросс и др. Химия для любознательных. Ленинград 1985 г.

Большая детская энциклопедия: составил К. Люцисс 2001 г.

П. И. Воскресенский. Основы химического анализа. М. Просвещение 1971


Занятие №1 (2ч.) урок 1-2


Тема :Роль химического эксперимента в формирование культуры безопасной жизнедеятельности .классификация катионов по кислотно-щелочной схеме анализа .


Цель :закрепить знания учащихся о качественных реакциях неорганических соединений ,отработать навыки экспериментального определения качественного состава неорганических веществ.


Оборудование: медицинский препарат «ферроплекс»,гидроксид натрия ,хлорид бария ,нитрат серебра, вода , концентрированная азотная кислота ,ступка с пестиком ,фильтр ,воронка, пробирки ,стакан .


Ход занятия :Здравствуйте ,дорогие друзья .

Надеемся что в классе собрались истинные любители химии ,а если это не так ,то надеюсь к концу нашего курса ,вы поменяете свое мнение и окажитесь рядом с нами .

И, так наш курс называется : «химия – наука экспериментальная» Значит, мы всегда будем экспериментировать ,и в какой –то степени окажемся в роли экспертов ,врачей ,лаборантов а иногда и в роли профессоров .мы научимся анализировать растворы ,изучать те или иные свойства ,которые помогут вам в дальнейшим в жизни

В добрый путь господа !

При работе в химической лаборатории необходимо придерживаться следующих правил ТБ:

  1. предварительно ознакомится с содержанием лабораторной работы.

  2. не начинать опыты пока не проверено наличие всего необходимого оборудования.

  3. при работе точно соблюдать порядок и последовательность операций, указанном в руководстве .


4 .внимательно следить за ходом опыта и замечать все изменения .после окончания работы привести в порядок рабочие место.

5.записи наблюдений и уравнений протекающих реакций делать сразу же после окончания опыта в лабораторных тетрадях .

6. соблюдать все необходимые меры предосторожности ,указанные в данном разделе и в инструкции .

7.в записи указать дату , название темы ,содержание работы ,результаты наблюдения ,уравнения реакции ,расчеты ,выводы.

Сегодня вы убедитесь ,что ,имея даже минимальный запас знаний по химии ,можно облегчить решение многих проблем ,связанные с лекарственными препаратами ,веществами нуждающие в анализе .И в помощь придет к нам качественный анализ который развивает теоретические основы ,разрабатывает новые ,более совершенные методы определения элементарного состава вещества .Задача качественного анализа – определение элементарного «качества» вещества или обнаружение отдельных элементов или ионов ,входящих в состав исследуемого соединения .А именно рассмотрим кислотно –щелочную систему анализа .По кислотно –щелочной схеме анализа элементы металлы делят на шесть аналитических групп . (на доске таблица )


Практическая работа№1

Задание : определите качественный состав соли , входящий в состав препарата «ферроплекс»

Ход работы : медицинский препарат «ферроплекс» применяют для лечения больных с пониженным содержанием гемоглобина в крови .Он состоит из растворимой средней соли ,образованной нерастворимым основанием и сильной кислотой . Для лучшего усвоения основного компонента организмом в состав лекарства введена аскорбиновая кислота (витамин С).Применение препарата рассчитана на длительный срок .

И вы должны узнать так ли это т.е. входит в состав те или иные катионы и анионы .

Ход опыта :

  1. измельчите таблетку «ферроплекс» в ступке и растворите в воде 5-10 минут.

  2. профильтруйте раствор.

  3. проведите качественные реакции (соблюдая ТБ)

  4. оформите работу и сделайте вывод

Пояснение : основываясь на предложенной информации исходя из названия препарата и используя метод исключения ,учащиеся делают предложения о наличии в составе соли катионов железа и анионов .Экспериментально можно сделать вывод ,что в состав соли входит сульфат железа .


Занятие №2 урок 3-4


Тема :использование реакции осаждения в качественном анализе ,групповые ,селективные реакции анион

Цель : закрепить знания учащихся в окислительно-востановительных реакциях ,о правилах обращения с веществами в повседневной жизни ,обработать навыки экспериментального определения анионов ,катионов.


Оборудование 6таблица «качественные реакции на анионы2,сульфат алюминия ,уксусная кислота (2н),карбонат аммония ,йодид калия ,нитрат серебра ,хлорид натрия ,гидрофосфат калия ,сульфат меди ,хлорид бария ,раствор аммиака (10%),пробирки, стеклянная палочка ,подставка ,спиртовка ,держатель ,йодокрахмальная бумага ,водяная баня ,чистящие средство «комет»,»мистер мускул», «пемос», «силет»

.

Ход занятия :


Реакция осаждения ,чаще используют в качественном анализе ,для обнаружения различных катионов и анионов .Реакцию проводят в маленьких пробирках ,в которых помещают несколько капель анализируемого раствора и затем добавляют из пипетки нужное количество реагента и сейчас же перемешивают стеклянной палочкой . Для получения более крупных кристаллов осадка раствор рекомендуется перемешивать после добавления каждой капли реагента .

Практическая часть №2:


Задание :определить в анализируемом растворе катионы алюминия .

Возьмем 4-5 капель испытуемого раствора ,поместите в пробирку ,добавьте 2-3 капли уксусной кислоты (2н) и 4-5 капель р-р аммиака (10%) . Пробирку нагрейте на водяной бане ,перемешайте ,добавьте р-р аммиака до щелочной реакции ,а затем 3-4 капель раствора карбоната аммония (2н) . В этом случае ,если имеется катионы алюминия ,выпадает красный осадок .

Таким образом в школьной лаборатории можно определить не только катионы ,но и анионы .

Практическая часть №3:


Задание изучить групповые и селективные реакции анионов .

Налить в пробирку 1 мм йодида калия (раствор) и 1мм нитрат серебра . Рассмотреть осадок ,записать уравнение реакции .

Налить в пробирку 1мм хлорида натрия и 1мм нитрата серебра .Рассмотреть осадок ,записать уравнение реакции .


Налить в пробирку 1мм гидрокарбонат калия и 1мм нитрата серебра .Рассмотреть осадок ,записать уравнение реакции .

Налить в пробирку 1мм сульфата меди и 1мм хлорид бария .Рассмотреть осадок ,записать уравнение реакции .

Наведение6 частоты в современном доме невозможно без использования различных средств бытовой химии . Сильнодействующие ,концентрированные ,едкие ,они требуют очень осторожного обращения и строжайшего выполнения инструкции . К сожалению ,некоторые хозяйки ,борясь за частоту ,действуют по принципу : «Лей все сразу ,что –то да получится» А вы читали этикетки различных средств бытовой химии .

Задание : проверьте ,что произойдет ,если нарушить правило : «Запрещается использовать порошок «комет» вместе с жидкостями ,содержащие аммиак» .

Ход работы : 1. смешайте в тигле небольшое количество порошка « Комет» и раствора аммиака (соблюдая ТБ)

2. Прикройте тигель влажной йодокрахмальной бумагой

3. Поясните наблюдение

Пояснение : учащиеся делают предположение ,что в результате взаимодействия аммиака (окислителя )и ионов СlO-(восстановителя )произойдет реакция

2NН3 +6ClO3= N2 +3Cl2+6OН-

Наличие хлора учащиеся определяют с помощью йодокрахмальной бумаги .

2 КJ+Cl2=2KCl +J2

J2 + крахмал - синие окрашивание

В результате они понимают ,почему необходимо соблюдать инструкцию и не допускать смешивание названных средств бытовой химии .Во- первых происходит образование веществ ,вредных для здоровья человека ,во-вторых изменение химического состава препарата при таком смешивание снижает его чистящий эффект .


Занятие №3 урок №5- 6


Тема : анализ веществ или смеси двух солей

Цель : обобщить знания учащихся по теме «качественный анализ» ,проверить степень усвоения материала ,стимулировать познавательную деятельность и активность ребят ,развивать интерес ,логически рассуждать ,применять свои знания на практике .

Оборудование : уксусная кислота ,дистиллированная вода ,ступка с пестиком ,спиртовка ,пробирки №1 : хлорид натрия ,сульфат железа ,гидроксида бария , пробирка №2 : бромид натрия ,хлорид железа ,нитрат натрия , пробирка № 3 : йодид калия , сульфат меди , нитрат серебра , растворы 6 нитрат серебра , конц. . серная кислота ,гидроксида калия , хлорид калия , красная кровяная соль

Ход работы:

В исследуемом растворе может присутствовать не один катион ,а несколько . Причем многие катионы дают сходные реакции и мешают открытию друг друга . Например с гидротатратом натрия реагируют не только ионы калия ,но и ионы аммония ; с дигидроантимонатом калия реагирует не только ионы натрия и магния и т.д. Поэтому для открытия ионов калия необходимо сначала выяснить ,если в растворе ионы аммония . Отсюда следует ,что нельзя проводить реакции на отдельные ионы в произвольно выбранной последовательности . Их нужно комбинировать таким образом ,чтобы к тому времени ,когда мы приступаем к «открытию» какого –либо иона ,все ионы ,мешающие опыту ,были бы удалены . Последовательность реакций , удовлетворяющая этому требованию ,называется систематическим ходом анализа ,при котором катионы отделяются не по одному ,а целыми группами . Применение групповых реакций и осаждение элементов целыми группами имеет большое значение . Прежде всего сложная задача анализа катионов или анионов распродается на ряд более простых задач . Учащимся предлагается определить анализ вещества .

Практическая работа № 4

Для анализа твердого вещества берут 0.103 г. Прежде чем приступить к анализу вещества ,его необходимо измельчить в фарфоровой ступке . Далее материал делят на три части :первая – для анализа катионов , вторая – для анализа анионов и третья – для проверки или повторения опытов .

Анализ начинают с испытания на растворимость вещества в различных растворителях сначала на холоде , а затем , если нужно ,и при нагревании. Для этого несколько крупинок вещества обрабатывают 10-12 каплями дистиллированной воды , перемешивая стеклянной палочкой ,в уксусной кислоте (2н) ,в соляной кислоте (2н) . А затем обнаружение по группам ( катионов и анионов )

Пояснение : содержание пробирок с сухим веществом :

Пробирка № 1 содержал : Cl , Fe , Ва

Пробирка № 2 содержал : Br,Fe,NO3

Пробирка №3 содержал : I,Cu,Aq


Уравнения реакции написать самим при помощи учителя!


Занятие №4 Урок №7-8


Тема : определение нитратов и нитритов , катионов металлов в воде . Капельный анализ с полуколичественным . Определение ионов железа в воде .


Цель :Закрепить знания учащихся в определение качественного состава питьевой воды .

Оборудование 6 аптечный антипирин ,8 % соляная кислота , бихромат калия , спиртовка , физраствор , фарфоровая чашка , концентрированный раствор аммиака ,спички ,соляно кислый риванол , порошок цинка , роданид аммония , бромный раствор .

Ход урока :

Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды . В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения .Обладая свойствами универсального растворителя ,она постоянно несет большое количество различных элементов и соединений , соотношение которых определяется условиями формирования воды , составом водоносных пород.

В таблице №1 приведены наиболее часто проявляемые болезни ,связанные с загрязнением питьевой воды .(приложение )

Еще в 1944 году В.И . Вернадский в своей в работе писал 6 « В истории нашей планеты наступил критический момент ограниченного для человека значения» . эти мысли ученый высказал задолго до того ,как человечество реально столкнулось с угрозой появления необратимых изменений в природных системах , подрыва естественных условий ресурсов , существованию нынешних и будущих поколений жителей планеты Земля .


Практическая работа №5

Определение по методу А.Л. Рычкова

1. антипировая реакция . Аптечный антипирин в присутствии 50 мг,л нитратов образует нитропроизводное ,окрашенное в салатовый цвет . Если в растворе присутствуют следы дихромата калия ,то чувствительность реакции сильно возрастает ,и при содержании нитритов более 1.6 мг.л появляется розовая окраска

1 мл питьевой воды смешивают с 1 мл физраствор . (1 мл раствора антипирина ( одна таблетка в 50 мл 8 % раствора соляной кислоты ) ) и быстро прибавляют две капли 1 % раствора дихромата калия . смесь нагревают до появление признаков кипения . Если в течении 5 мин , раствор становится бледно – розовым , то значит ,что в нем содержится более 1.6 мг.л нитрит ионов ,а в пробе питьевой воды ,соответственно , вдвое больше ( выше 3 мг.л. ) В этом случае содержание нитрит ионов превышает предельно допустимую концентрацию .

2. риванальная реакция определения нитратов . К 1 мл исследуемой воды прибавляют 2.2 мл физраствор . Затем отбирают 2 мл приготовленного раствора , добавляют 1 мл солянокислого раствора риванола и немного порошка цинка ( на кончике ножа ) . Если в течении 3-5 минут желтая окраска риванола исчезнет и раствор окрасится в бледно- розовый цвет ,то содержание превышает ПДК .

3. определение меди 6

В фарфоровую чашку поместить 3-5 мл исследуемой воды ,осторожно выпарить досуха и на периферийную часть пятна нанести каплю концентрированного раствора аммония . Появление интенсивного синего цвета свидетельствует о присутствии ионы меди

Практическая работа № 6

1. Железа (!!!) к 5 мл исследуемой воды прибавляют 3 капли роданида аммония , перемешать и сравнить окраску пробы со шкалой окраски .

2. общее железо : к 5 мл исследуемой воды прибавляют 1 каплю бромного раствора и 3 капли раствора соляной кислоты . Через 5 мин прибавить 3 капли роданида аммония , перемешать , изучить цвет .

3. железо (!!) определяют расчетным путем , по разности между содержанием общего железо и железа (!!!)


Занятие № 5 урок № 9-10


Тема : работа со стеклом

Цель : познакомить учащихся с сгибанием и оттягиванием стеклянных трубок , изготовлением капилляров , запаиванием трубок с использованием спиртовки .

Оборудование : ход урока :

В химической лаборатории большинство приборов изготовлено из стекла . Поэтому следует овладеть простейшими навыками работы со стеклом . Стекло обладает особыми свойствами ,на которых и основывается все приемы его обработки . Оно хрупко , легко растрескивается при ударах и при определенной температуре . Стекло не имеет определенной температуры плавления и при нагревании постепенно размягчается . Эти свойства стекла в сильной степени зависит от сорта стекла в ( состава стекла) . В лабораторной практике обычно применяют легкоплавкое натриевое стекло или тугоплавкое калиевое .

Практическая работа № 10


1.Прежде всего необходимо нагреть трубку на достаточно большом участке , иначе сгиб получается разным . Держа трубку длинной 5-6 см обеими руками за концы и непрерывно вращая ее вокруг оси , прогревают в верхней части пламени , ту часть трубки , где необходим сгиб . Когда стекло размягчится ( что будет видно по желтому окрашиванию пламени ) , трубку вынимают из пламени и сгибают быстро плавным движением , поднимая концы вверх . Правильно согнутая трубка не должна иметь складок и сужений .

2. оттягивание концы трубки и изготовление капилляров .

Стекло прогревают до размягчения стекла и , вынуть из пламени , осторожно сдвигают , затем опять прогревают и растягивают . Осаждение необходимо , чтоб стенки оттянутого конца трубки не были очень тонкими . После охлаждения оттянутой части трубки ее разрезают и концы оплавляют . Капиллярные трубки изготавливают тем же методом .

3. запаивание трубок с небольшим диаметром .

Конец трубки нагревают при постоянном вращении в верхней части пламени горелки до тех пор , пока не расплавится и не округлится . Обычно наплавленный конец получается утонченным и при остывании может « отскочить» ( не правильное охлаждение ) Для того чтобы избежать этого , после наплавления трубки вынимают из пламени и вдувают ртом воздух через холодный конец (осторожно ) пока конец ее не получится округленным .


Занятие №6. урок 11-12

Тема: Изучение окислительно-восстановительных процессов на примере перманганата калия.

Цель занятия: Опираясь на знания, полученные при изучении темы: периодическая система, характерные свойства металла, учащиеся должны глубже осмыслить окислительно-восстановительный процесс, правила составления уравнения окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса и ионно-электронного метода и наглядно рассмотреть протекания этих реакций.

Оборудование: KMnO4, H2SO4, P, C2H5OH, глицерин, глюкоза, жидкие предельные углеводороды, фарфоровая чашка, пробирки, пипетка, йодокрахмальная бумага, дистиллированная вода, спиртовка.


Ход занятий:

Реакции, протекающие с изменением степеней окисления элементов (окислительно-восстановительные), широко известны. Они играют большую роль в технике и природе, лежат в основе обмена веществ в живых организмах, с ними связаны процессы окисления, гниения, брожения, фотосинтеза. Процессы окисления (и восстановления) идут при сгорании топлива, коррозии металлов, электролизе, с их помощью получают металлы, аммиак, щелочи и многие другие ценные продукты. Поэтому изучение окислительно-восстановительных реакций предусмотрено школьными курсами неорганической и органической химии.

Один из часто используемых в химических лабораториях и промышленности окислителей – перманганат калия KMnO4. С помощью раствора KMnO4 и приливаемого к нему раствора какого-нибудь восстановителя можно наглядно показать протекание окислительно-восстановительной реакции, сопровождающейся изменением окраски раствора в зависимости от рН среды. Окислительные свойства кристаллического KMnO4 как в присутствии концентрированной H2SO4, так и без нее учителя демонстрируют нечасто, хотя некоторые из таких реакций необычны и интересны.

Разработанные нами демонстрационные опыты просты в исполнении, доступны для понимания учащимися и наглядны, а расстановка коэффициентов в уравнениях протекающих при этом реакций – неплохая гимнастика для ума.

При проведении опытов с кристаллическим перманганатом калия и концентрированной серной кислоты следует строго соблюдать правила безопасности, так как при смешивании больших количеств KMnO4 с большинством органических веществ (бензол, гексан, спирты, эфиры и др.) может произойти сильная вспышка с разбрызгиванием содержимого.


Практическая часть.

Опыт 1. Действие концентрированной серной кислоты на кристаллический перманганат калия.

В фарфоровую чашку для выпаривания насыпаем небольшое количество кристаллического KMnO4 и смачиваем кристаллы с помощью пипетки несколькими каплями концентрированной H2SO4. В результате бурной реакции хлопья образующегося оксида марганца (IV) MnO2 выбрасываются вверх и в воздухе чувствуется запах озона:

2KMnO4 + H2SO4 = K2SO4 + 2HMnO4

2HMnO4 = H2O + Mn2O7

Mn2O7 = 2MnO2 + O3

2KMnO4 + H2SO4 = K2SO4 + 2MnO4 +O3.


Чтобы убедиться в результате реакции выделяется озон, к стенкам узкого химического стакана приклеиваем смоченный дистиллированной водой полоски йодокрахмальной бумаги и накрываем этим стаканом реакционную смесь. Через некоторое время полоски бумаги заметно синеют в результате окисления иодид-иона выделяющимся озоном:

2KI + O3 + H2O = I2 + O2 + 2KOH.


Опыт 2. Окисление красного фосфора смесью KMnO4 и H2SO4

На приготовленную в фарфоровой чашке смесь из кристаллического KMnO4 и красного фосфора капаем (осторожно!) несколько капель концентрированной H2SO4. Фосфор вспыхивает:

2P + 2KMnO4 + 3H2SO4 = P2O5 + K2SO4 + 2MnSO4 + 3H2O2

Опыт 3. Окисление этилового спирта смесью KMnO4 и H2SO4

Перемешав смесь кристаллического KMnO4 и концентрированной H2SO4 стеклянной палочкой, коснемся ею фитиля спиртовки. Спиртовка загорается:

5C2H5OH + 12KMnO4 + 18H2SO4  10CO2 + 6K2SO4 + 12MnSO4 + 33H2O.


Опыт 4. Окисление жидких предельных углеводородов.

На приготовленную в фарфоровой чашке смесь из кристаллического KMnO4 и концентрированной H2SO4 капаем (осторожно!) несколько капель жидкого предельного углеводорода (гексан, гептан и др.). Предельные углеводороды горят:

5C6H14 + 38KMnO4 + 57H2SO4  30CO2 + 19K2SO4 + 8MnSO4 + 92H2O.


Аналогичные опыты можно провести с бензолом, толуолом, анилином, фенолом.


Особый интерес вызывают реакции окисления органических веществ перманганатом калия в отсутствие концентрированной серной кислоты. Приведем примеры.


Опыт 5. Окисление глицерина перманганатом калия.

В фарфоровую чашку насыпаем шпателем кристаллы перманганата калия. Капаем из пипетки на горку из кристаллов KMnO4 несколько капель глицерина. Через несколько секунд появляется дымок и глицерин загорается:

2C3H8O3 + 14KMnO4  6CO2 + 7MnO2 + 7K2MnO4 + 8H2O.

Опыт 6. Окисление глюкозы (фруктозы, сахарозы).

Смешиваем в фарфоровой чашке тщательно растертые перманганат калия и глюкозу. На горку из полученной смеси капаем 1-2 капли дистиллированной воды. Через некоторое время слышится шипение, смесь вспучивается и частица обугливается. Дно фарфоровой чашки заметно нагревается.


Известно, что одноатомные спирты обладают кислотными свойствами, а окислительные свойства перманганата калия наиболее выражены в кислой среде. Многоатомные спирты (глицерин, глюкоза, сахароза) – более сильные кислоты, чем предельные одноатомные спирты. Возможно, по этой причине перманганат калия реагирует с этими соединениями без добавления минеральной кислоты, и реакция идет с самоускорением.


Занятие №7: Итоговое




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Пояснительная записка iconДокументи
1. /Информационное письмо по составлению отчета за 2008 г..doc
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка iconРабочая программа по физике в 10 классе на 2012-2013 учебный год Составитель: Тремаскина В. С. Пояснительная записка
Пояснительная записка Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кочетовская средняя общеобразовательная школа»
Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей 52 Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов 50 yii. Методические рекомендации для преподавателей Пояснительная записка
Охватывают контроль знаний по нескольким темам. В этой связи при использовании учебно-методического комплекса рекомендуется особое...
Пояснительная записка iconСавенков Александр Ильич доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор содержание I. Организационно-методический раздел пояснительная записка
Организационно-методический раздел Пояснительная записка
Пояснительная записка iconПояснительная записка на тему: «Конструирование редуктора приборного типа» Группа: Студент: Руководитель проекта: 1997г
Расчётно-пояснительная записка на тему: «Конструирование редуктора приборного типа»
Пояснительная записка iconПояснительная записка к учебному плану мбоу «гимназия №28»
Пояснительная записка к учебному плану мбоу «гимназия №28» вахитовского района г. Казани
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка 10-11 класс ПЛАТНЫЕ.docx
2. /Пояснительная...

Пояснительная записка iconПояснительная записка. Аннотация

Пояснительная записка iconПрограмма пояснительная записка

Пояснительная записка iconРасчётно-пояснительная записка

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы