Этикет международного сотрудничества icon

Этикет международного сотрудничества



НазваниеЭтикет международного сотрудничества
Н. П. Омск
Дата конвертации13.08.2012
Размер356,19 Kb.
ТипРеферат
Этикет международного сотрудничества


Омский государственный технический университет Кафедра философии Реферат на тему: Этикет международного сотрудничества Выполнила: ст. ФГО СР-327 Улькина А. С. Проверила: Махова Н. П. Омск 1999 СОДЕРЖАНИЕ Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2 История этикета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 Правовые основы общения с зарубежными партнёрами . . . . . . . . . . .. 9 Передвижение по стране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . .11 Об этикете на официальных мероприятиях . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .15 - Приёмы и их организация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .16 - Составление списка приглашенных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 - Приглашения и их рассылка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .17 - Рассадка гостей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 Национальные особенности делового общения . . . . . . . . . . . . . .. . . . .20 - США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - Франция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 - Великобритания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 - Германия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 - Арабские страны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24 - Австралия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 - Италия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .24 - Испания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25 - Швеция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 - Россия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25 - Китай . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 - Япония . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26 Международный деловой этикет . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . 28 - Формы приветствия и обращения . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . .28 - Уместны ли подарки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29 - Восприятие цвета и национальная принадлежность . . . . . . . . . . . 30 - Межнациональные различия в мимике и жестах . . . . . . . . . . . . . .31 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .36 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . 37 ВВЕДЕНИЕ Каждому человеку приходится сталкиваться с тем, что принято называтьделовым общением. Как правильно составить официальное письмо илиприглашение, принять партнера и провести переговоры с ним, разрешитьспорный вопрос и наладить взаимовыгодное сотрудничество? Всем этим вопросамво многих странах, уделяется очень большое внимание. Часто со школыначинается первое знакомство с “ писанными” и “не писанными” правиламиделового общения и поведения, его особенностями, нормами, закономерностями.Большой популярностью пользуются книги по деловому этикету и протоколу,психологии делового общения, выходящие за рубежом.. Каждому человеку,независимо от профессии, социального статуса в той или иной степениприходится сталкиваться с подобными проблемами. Особое значение деловое общение имеет для деловых людей занятыхбизнесом, а особенно международным бизнесом. Во многом от того, насколькоони владеют наукой и искусством общения зависит успех их деятельности. НаЗападе соответствующие учебные курсы есть практически в каждом университетеи колледже, издаётся множество научной и популярной литературы. Врезультате человек на приёме не мучается вопросами куда деть салфетку или вкакой бокал налить вино, а вступая с партнёром в переговоры, знает как егопосадить и с чего лучше начать беседу. К сожалению, в нашей стране в течение долгого времени той сторонеделового общения, которая представлена протоколом и этикетом, обучали влучшем случае отправляющихся на работу за рубеж дипломатов, работниковвнешнеторговых организаций. Другие специалисты редко имели возможностьполучить хотя бы общие представления об этих “премудростях”. На другуюсторону делового общения, связанную с проблемами психологии, технологииведения деловых бесед и переговоров вообще не обращали внимания, полагаячто здесь и учить-то нечему. Сейчас времена изменились. Во-первых, значительно расширился круг лиц,связанных по роду своей деятельности с зарубежными партнёрами. Чтобыуспешно вести дела, им необходимо знать общепринятые правила и нормымеждународного общения, уметь вести переговоры и беседы. Во-вторых,становясь частью единого делового мира, мы всё в большей мере переносимсуществующие общие закономерности на нашу действительность, требуя и ототечественных партнёров цивилизованного общения. Кроме того, знания делового протокола, этикета важно ещё и впсихологическом плане. Наверное, многие оказывались в неловкой ситуации илинаблюдали растерянность человека, не знающего надо ли ему первым податьруку при встрече или, подождать когда это сделает партнёр. Неуверенность,неловкость мешают деловым отношениям, портят общую атмосферу встречи. Психологические аспекты делового общения очень важны. Вопрос, скоторым постоянно сталкиваются и деловые люди, и дипломаты, как построитьбеседу, переговоры. Важно понимать общие закономерности делового общения,что позволит анализировать ситуацию, учитывать интересы партнёра, говоритьна “общем” языке. Мастерство в любом деле приходит с практикой, и деловоемеждународное общение не является исключением. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ИСТОРИИ ЭТИКЕТА Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил,которые вырабатывались человеком на протяжении тысячелетий. Со временипозднего средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет (в пер. с франц. – ярлык, этикетка) – свод правил поведения,касающихся внешнего проявления отношения человека к людям. Здесь имеются ввиду обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение вобщественных местах, манеры и одежда. Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формыповедения этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (ДревняяГреция и Древний Рим). Именно в это время наблюдаются первые попыткиспециального научения людей красивому поведению. Само “красивое поведение”в это время практически совпало с добродетелями античного человека, с егопредставлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого инравственного обозначалось у древних греков понятием “калокагатия” (греч.“колос” – прекрасный, “агатос” – добрый).Основой калокатии былосовершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду скрасотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужествои разумность. В этом смысле в античности не было этикета как собственновнешней формы проявления культуры человека, поскольку не было самогопротивопоставления внешнего и внутреннего (этического и нравственного).Главное для древних греков было – жить разумно, просто по заветам предков изаконам государства, избегая излишеств и крайностей. Важнейшими принципами,определяющими их стратегию поведения, были принципы “разумности” и “золотойсередины”. Первые печатные своды о правилах этикета появились в 15 в. в Испании,откуда довольно быстро распределилась по другим западноевропейским странам. В русский язык понятие “этикет” стало входить в начале 18 в. Правда,еще в эпоху Ивана Гроздного появился написанный Сильвестром “Домострой”,своеобразный кодекс правил, которыми должны руководствоваться граждане всвоём поведении и отношении к светской власти, церкви и т.д. Но весь этикетсводился к повиновению домашнему деспоту, воля которого определялаконкретные правила поведения каждого домочадца. Неограниченная власть главысемьи была отражением такой же неограниченной власти по восходящей линии –боярина, воеводы, царя. Весьма скромную роль этикет в допетровской России отводил женщине. ДоПетра 1 женщина показывалась между мужчинами редко, и то на несколькоминут. В бурную эпоху Петра 1 жизненный уклад русских людей резко изменился .Создавались особые руководства для молодых дворян: в них подробноуказывалось, как надлежит вести себя в обществе. Так, в 1717 г. пораспоряжению Петра 1 была издана книга “Юности честное зерцало, илиНаказание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов. Эта книгабыла составлена из многочисленных западноевропейских сводовобщегражданского этикета. Соответственно этому при дворе, а затем и вообщепри дворянстве, вошли в обиход некоторые элементы западноевропейского,преимущественно английского этикета, особенно в одежде, в воспитании детей. В отдельные периоды истории царской России злоупотребление этикетомсмыкалось с раболепным преклонением перед иностранцами, с презрением кнациональным традициям и народным обычаям. В аристократической Западной Европе строгость придворного этикетаприводила подчас к курьёзным ситуациям. Однажды французский король Людовик13 зашел поговорить о делах к кардиналу Ришелье когда тот болел и не могподняться с кровати. Тогда Людовик, чьё королевское достоинство не моглопозволить ему разговаривать с лежащим подданным сидя или стоя, лёг с ним.А испанский монарх Филипп 3 предпочел угореть перед камином, нежели гаситьего самому. Во многих странах придворный этикет был доведён в некоторой своейчасти до явной нелепости, а иногда превращается в открытую глупость. Нынезабавно читать, например, на какую высоту можно было поднимать женщинеподол платья, переступая порог, причём дамы разного ранга имелинеодинаковую возможность показать свои ноги. Особенно сложным был церемониал балов, обедов, приветствия царственнойособы. В старых хрониках нередко можно было встретить описание ссор и дажевозникновения войны из-за нарушения какого-то мелкого правила этикета. В 18 в. потерпело крах наша миссии в Китае в связи с тем, что русскийпосланник отказался преклонить перед императором колени таким образом, какэтого требовал этикет пекинского двора. В 1804 г. Адам Крузенштерн,доставивший с кораблями российское посольство в Нагасаки, описывал свозмущением поведение голландцев. При появлении высокопоставленного японцаони сгибались в наклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. Посленеудачной попытки заставить русских наклониться на тот же манер, японцыбольше не беспокоили их на сей счет. И опять-таки нашим предкам пришлосьудалиться ни с чем из-за, нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правилаэтикета. За долгие века каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику,свой национальный колорит. Большинство обычаев так и осталось лишьнациональным достоянием. Но некоторые были приняты и другими народами. Из Скандинавии пришёл принятый ныне во всём мире обычай, всоответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют гостю. В рыцарские времена считалось хорошим тоном, чтобы дамы и их кавалерысадились за стол парами. Они ели из одной тарелки и пили из одного бокала.Этот обычай стал теперь лишь преданием. Снятие головного убора в качестве этикетного жеста распространеноглавным образом в Европе. Мусульмане, евреи и представители некоторыхдругих народов не обнажали голову в этикетных целях. Это различие издавнапризнавалось в ряду наиболее примечательных отличительных признаковевропейских и восточных народов. Один из распространенных в средневековойЕвропе сюжетов повествовал о том, как к Ивану Грозному – государю,известному своей жестокостью, явились турецкие послы, которые по своемуобычаю не сняли перед ним шапок. Государь решил “укрепить” их обычай ивелел им шапки прибить к головам железными гвоздями. И всё же значительная часть нормального этикета возникла на основеобщечеловеческих моральных и эстетических потребностей. Так, умениевластвовать собой составляет важнейшую черту этикета. Ведь по мере развитияцивилизации этикет превращается в одну из форм обуздания природныхинстинктов и страстей человека. Другие распространенные нормы этикетаотвечает насущным потребностям в чистоте, опрятности, т.е. в гигиене людей.Третье правила требуют красоты общения людей, целесообразности их действий. В этике частично отражается и древние традиционные формы почитанияженщины, прародительницы. Почти повсеместно ей дарили цветы, венки, фруктыкак символ красоты и плодородия. Обнажать перед женщиной голову, вставать вее присутствии, уступать ей место и оказывать ей всевозможные знакивнимания – эти правила не были выдуманы в эпоху рыцарства, они проявлениядревнего культа женщины. С тех пор, как существуют люди, они стремятся удовлетворить не толькосвои самые простые потребности – есть, пить, одеваться, иметь крышу надголовой. Люди стремились удовлетворить их в такой форме, которая считаласькрасивой и приятной. Человек никогда не довольствовался тем, что одеждатолько согревает, а какой-либо предмет домашнего обихода лишь для чего-тонужен. Стремление к прекрасному в жизни является насущной потребностьючеловека. Поэтому можно с полным правом говорим о культуре одежды,отношений между людьми. Правила этикета очень конкретны и направлены на регулирование внешнейформы общения, они дают рекомендации поведения в заранее оговоренныхситуациях. Правила этикета определяют, как человек общается с другимилюдьми, каковы его умение вести себя, жесты, способы приветствий, поведениеза столом и т.д. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕНИЯ С ЗАРУБЕЖНЫМИ ПАРТНЕРАМИ В ходе деловых контактов с представителями зарубежных фирм иорганизаций необходимо помнить, что участниками этих контактов являютсяграждане разных государств, т.е. иностранные граждане, которые в этом своёмкачестве имеют определенные права и обязанности. Другими словами, общение синостранными гражданами должно опираться на некоторую правовую основу.Неточное знание этих правовых основ может привести к нарушению закона и,следовательно, будет понесена ответственность в соответствии с законом. Кто же такие иностранные граждане? Иностранный гражданин - это лицо,которое не является гражданином данного государства, состоит в гражданстведругого государства и имеет доказательство своей принадлежности кгражданству другого государства. Таким доказательством является паспорт илидокумент его заменяющий. Совокупность прав и обязанностей иностранных граждан называетсяправовым режимом. Этот режим устанавливается внутренним законодательствомстраны и нормами международных договоров. В РФ правовой режим иностранных граждан регулируется следующимиосновными документами: - Законом СССР “О правовом положении иностранных граждан” от 24 июня 1981 г. - “Правилами пребывания иностранных граждан в СССР”, утвержденными Постановлением кабинета министров СССР от 26 апреля 1991 г. В основе правового режима иностранных граждан лежит ряд принципов,общепризнанных в международном праве и применяемых в практике всех стран. Принцип 1. На иностранных граждан, находящихся на территории того илииного государства, распространяется юрисдикция этого государства. Государство устанавливает правила пребывания иностранных граждан насвоей территории и требует от них выполнения этих правил. Его юрисдикция нераспространяется только на ограниченный круг лиц, обладающих иммунитетами ипривилегиями. К таким лицам относятся : - дипломатические и консульские представители государств и члены их семей; - официальные представители государств, при международных организациях, международных конференциях, конгрессах, персонал специальных миссий; - в определенном объеме иммунитетами и привилегиями пользуются члены административно-технического и обслуживающего персонала представительств. Принцип 2. Права иностранных граждан защищает государство ихместоприбывания. Каждое государство устанавливает иностранным гражданам, находящимся наего территории, определенный объем прав и обязанностей. Со своей стороны иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ исоблюдать её законы. Принцип 3. Государство не должно препятствовать иностранным гражданамв праве выезда со своей территории при условии выполнения всех своихобязательств перед этим государством и его физическими и юридическимилицами. Закон “О правовом положении иностранных граждан” (ст.25) оговариваетслучаи, в которых ему отказывается в выезде из РФ: 1. Если имеются основания для привлечения к уголовной ответственности, - до окончания процесса по делу; 2. Если он осужден за совершение преступления, - до отбывания наказания или освобождения от наказания 3. Если его выезд противоречит интересам обеспечения государственной безопасности, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду. Принцип 4. Государство, гражданином которого является лицо,находящееся за границей, имеет право на защиту такого лица. Эта защита может осуществляться дипломатическими и консульскимиучреждениями, что предусмотрено Венской конвенцией о дипломатическихотношениях 1961 г., Венской конвенцией о консульских отношениях 1963 г.,Европейской конвенцией о консульских функциях 1967 г., двустороннимидоговорами и внутренним законодательством страны. Так, консульские отделы посольств России и российские консульскиеучреждения за рубежом выполняет следующие функции: 1. Осуществляют контроль за тем, чтобы юридические лица и граждане России пользовались всеми правами, предоставляемыми законодательством государства пребывания, за исключением прав, предоставляемых только собственным гражданам. 2. Ведут учет постоянно проживающих и временно находящихся в их консульском округе граждан России. 3. Занимаются вопросами гражданства ( выдают, продлевают паспорта и вносят в них изменения.) 4. Выдают, продлевают, погашают, вносят изменения в визы на въезд в Россию, выезд из неё и транзитный проезд через неё. 5. Представляют российских граждан в судебных учреждениях государства пребывания. Передвижение по стране Долгое время проблема передвижения иностранных граждан по территорииРоссии была трудноразрешимой. Эта сложность проистекала, в частности, из-заразличия западной и советской концепции виз. Западная концепция виз и международная практика предполагает, чтоприезжающий в страну иностранец свободно передвигается по её территории (заисключением закрытых районов). Так, сотрудники наших посольств, торговыепредставители, консульств за рубежом пользуются именно уведомительнымправом передвижения по стране, а не разрешительным. Такая практика принятаво многих странах Бельгии, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции, Японии идругих. Сотрудники этих учреждений обязаны уведомить МИД страны пребыванияза 24 часа или 48 часов о дате поездки, маршруте следования остановках ивиде транспорта. Российские граждане, прибывшие в краткосрочную служебную командировку,в большинстве стран также пользуются правом свободного передвижения по всейстране. Однако кроме этой практики существуют и другие, которые позволяютроссийским гражданам, прибывшим в служебную командировку, посещать толькопункты, указанные в визовом запросе. Это касается, например, Испании,Турции и т.д. Посещение других городов требует дополнительного разрешения. Отечественная концепция виз долгие годы была ограничительной:практически иностранный гражданин получал визу не в СССР, а в Москву,посещение же какого-либо дополнительного пункта требовало в большинствеслучаев и дополнительного разрешения. Начиная с марта 1988 г., в нашей стране наметились определённыепозитивные тенденции. Во-первых, в новых Правилах пребывания иностранныхграждан на территории страны зафиксировано право их свободного передвиженияпри условии уведомления о поездке (ст.32). Во-вторых, предпринимаются шаги по сокращению закрытых зон. Ихтерритория сократилась по сравнению с мартом 1988 г. в два раза и на 2января 1991 г. составила приблизительно 6 % от всей территории бывшегоСССР. Сняты ограничения на поездки иностранных граждан в такие города какКалининград, Омск, Томск, Самара, Екатеринбург, Чита, Красноярск, Норильск,Магадан, Нижний Новгород. С февраля 1992 г. открыты города Киров, Саратов,Челябинск. Кроме того, правительство РФ с октября 1992 г. приняло решение осоздании более благоприятных условий при поездках персонала дипломатическихи консульских представительств, военных атташе и других официальныхпредставительств иностранных государств на территории страны. В РФ упраздняются все закрытые районы. При поездках по территории РФ иностранные граждане с октября 1992 годаруководствуются следующими положениями: 1. На принципах взаимности отменяются уведомления (нотификация) о поездках по всей территории страны. 2. Персоналу иностранных дипломатических и консульских представительств, военных атташе, иностранным журналистам, анкетированным в России сотрудникам закреплённых в России постоянных представительств авиакомпаний, банков, торгово- промышленных фирм и других постоянных иностранных представительств предоставляется право свободного передвижения по территории России, за исключением объектов и других мест, для посещения которых широкой публике требуется специальное разрешение и проезд (доступ) к которым ограничен специально установленными ограждениями, дорожными знаками или указателями. 3. Иностранные граждане, желающие посетить объекты и другие места, для посещения которых широкой публике требуется специальное разрешение, договариваются самостоятельно с принимающими организациями о маршрутах, сроках поездки и видах транспорта. 4. Иностранным гражданам разрешается приобретать билеты, заказывать гостиничные и другие услуги при поездках по территории РФ непосредственно через организации, предоставляющие такое обслуживание, или по усмотрению участников поездки через государственные или частные учреждения. ОБ ЭТИКЕ НА ОФИЦИАЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ К официальным мероприятиям относятся различные приёмы и церемонии,устраиваемые по случаю национальных праздников, исторических юбилейных дат,прибытия иностранной делегации, глав государств и правительств и т.д.Приемы проводятся главами государств, правительств, министрами, торговымипредставительствами стран за границей. Приемы проводят военные атташе, капитаны кораблей, находящихся свизитом дружбы в иностранных базах, а также представители местного военногокомандования и гражданских властей в порядке оказания почестей прибывшимвоенным гостям. Дипломатические приёмы проводятся также от каких-либо событий, впорядке повседневной дипломатической работы. В практике дипломатическихпредставителей эти приёмы являются наиболее распространёнными.Немногочисленные по количеству приглашённых лиц такие приёмы представляютсобой удобную возможность для завязывания контактов, укрепления ирасширения связей, получения нужной информации, оказания влияния на местныекруги в нужном направлении, разъяснения внешней политики своей страны. Независимо от назначения, объёма и вида всякий дипломатический приёмносит политический характер, поскольку на нём происходит встречапредставителей иностранных государств. Находясь за границей, надо уважать правила и обычаи, принятые в даннойстране. Приглашая иностранца на официальное мероприятие, следуетпозаботиться о том, чтобы не поставить его в положение, унижающее илиоскорбляющее его национальное достоинство, в противном случае он можетрасценить это как неуважение к его государству и нации. Прежде всего необходимо особенно строго и четко соблюдатьдипломатический этикет. Дипломаты при выполнении своих функций, организацииофициальных мероприятий, участии в церемониях и процедурах действуют всоответствии с дипломатическим протоколом, под которым понимаютсовокупность общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемыхправительствами, государственными представителями за рубежом (посольствами,консульствами и т.д.) и их сотрудниками при общении друг с другом. Неследует при этом забывать, что дипломатический протокол и общегражданскийэтикет – это разные вещи. Приёмы и их организация Приёмы подразделяются на дневные и вечерние, приёмы с рассадкой гостейи без рассадки за столом. К дневным приёмам относятся приёмы типа “бокал шампанского”, “бокалвина”, завтрак. В международной практике принято считать, дневные приёмыменее торжественные, чем вечерние. К вечерним относятся приемы типа чай, “ жур фикс”, “ а ля фуршет”,коктейль, обед, обед-буфет, ужин. Любой приём должен быть предварительно подготовлен самым тщательнымобразом. В подготовку приёма входят: выбор вида приёма, составление спискаприглашённых лиц, рассылка приглашений, составление плана рассадки застолом на завтраке, обеде или ужине. Составление меню, сервировка стола иобслуживание гостей. Подготовка тостов или речей, составление схемы(порядка проведения) приёма. При определении даты приёма следует исходить из того, что приёмы непроводятся в праздничные дни, а в мусульманских странах – в религиозныйпраздник “рамазан”. Не проводятся приёмы и в дни национального траура, аназначенные ранее отменяются. В зависимости от случая, по которым необходимо устроить приём,избирается вид приёма. При этом следует учитывать международнуюдипломатическую практику, согласно которой наиболее торжественными, аследовательно, и наиболее почетными видами приёмов являются обед иливечерний приём. Если речь идет о гостящих в стране главе государства или премьер-министре, министре иностранных дет, других членах правительства страныпребывания, то целесообразно избрать обед. В менее важных случаях следуетвоспользоваться другими из вышеперечисленных видов приёмов. При этом всегданеобходимо учитывать протокольные традиции и обычаи, установившиеся вданной стране. Эти традиции помогут в выборе приёма. Составление списка приглашенных Одним из важнейших моментов организации приёма является составлениесписка гостей. Приглашение на дипломатический приём всегда носитполитический характер. Составитель списка прежде всего должен определитьобщее количество гостей, которых предполагается пригласить на приём. Этоколичество не должно превышать нормальных возможностей обслуживания ипомещений, где будет проходить прием, при этом необходимо учестьопределённый процент гостей, которые в силу разного рода причин не смогутили откажутся быть на приёме. В список гостей с иностранной стороны прежде всего включаютсяпредставители официальных властей, дипкорпуса, если он приглашается, ипредставители общественности. На приёмы (завтраки, обеды, ужины, коктейли,фуршеты), проводимые в узком составе, не рекомендуется приглашать лиц срезко противоположными взглядами и позициями. Чтобы также приёмы прошлиуспешно, на них целесообразно приглашать лиц одинаковой партийнойпринадлежности или связанных взаимной дружбой и интересами. Приглашения и их рассылка Приглашения на приём направляются на бланке, отпечатанном типографскимспособом. Имя, фамилия приглашенного и его должность пишутся от руки или намашинке. Для приёмов по случаю национального праздника или в честь какого-либо государственного деятеля или делегации заказываются специальные бланки При организации завтраков, обедов и других приёмов с рассадкой гостейза столом в приглашении содержится просьба ответить (R.S.V.P. или “просьбаответить”). В случае, когда завтрак или обед даётся в честь премьер-министра или министра иностранных дел страны пребывания или другоговысокопоставленного лица, приглашение ему высылается только после того, какему сделано устное приглашение и оно им принято. В этом случае R.S.V.P. написьменном бланке зачеркивается и над ними пишутся буквы “p.m.” или “pourmemorie” или “to remind” (для памяти). Приглашения рассылаются в зависимости от местной практики не позднее,чем за 1-2 недели до приёма. В зависимости от конкретных обстоятельств,приглашения рассылаются с курьером или почтой. Приглашение официальнымлицам и видным деятелям рекомендуется всегда рассылать с курьером. Рассадка гостей Рассадка за столом на официальных завтраках, обедах или ужинахосуществляется в соответствии с общепринятыми протокольными правилами. Рассадка требует строгого соблюдения служебного или общественногоположения гостей. Нарушение этого основного правила рассадки может бытьистолковано, как сознательное нанесение ущерба как лично гостю, так истране, им представляемой, что может привести к неприятным последствиям илиосложнениям в отношениях. В качестве примера можно привести такой случай.Французский посол в США Альфан был приглашен на обед к американскомусенатору. Когда он пришел и увидел план рассадки гостей за столом, тозаявил, что за стол не сядет, т.к. считает, что ему неправильно отведеноместо. Он сказал: “Как Альфан, я могу сидеть хоть под столом, но как посол,как представитель Франции я должен занять место, подобающее представляемоймной стране”. Сенатору пришлось срочно изменить план рассадки. Чтобы избежать трудностей в рассадке, необходимо еще до рассылкиприглашений иметь точное представление о том, на какие места будут посаженыгости. С этой целью составляется примерный план рассадки и, в случаеобнаруживающихся затруднений с рассадкой, вносятся поправки в намечаемыйсписок приглашенных на завтрак, обед или ужин. Сложилась определённая практика обозначения мест за столом: печатаютсярассадочные и кувертные карточки – небольшие белые прямоугольники изплотной бумаги с написанными от руки или напечатанными на машинке фамилиямивсех участников приёма. В зале или холле, где собираются гости на небольшом столикевыставляется план рассадки. Строго в соответствии с планом каждое место застолом обозначено кувертной карточкой. Приглашенные на приём знакомятся спланом рассадки, находят своё место, уточняют фамилии соседей справа ислева. На приёмах с большим количеством приглашенных используютсяспециальные карточки с указанием места за столом. Во избежание ошибок старшинство гостей проверяется в протокольнойслужбе МИД. Особое место отводится меню и сервировке стола. При составлении менюрекомендуется учитывать вкусы гостей. Их национальные и религиозныетрадиции и другие моменты. Для того, чтобы приём прошёл четко иорганизованно, заранее продумывается схема его проведения.Предусматривается время и место встречи гостей хозяином, время приглашенияк столу, провозглашение тостов и т.д. И, конечно же, большое значение придаётся внешнему виду. Обычно формаодежды указывается в письменном приглашении на приём. Если в приглашении неуказана форма одежды, то офицеры посещают приём в парадной форме, агражданские лица в вечернем костюме (фрак, смокинг), женщины в вечернихплатьях. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В каждой стране и у каждого народа существуют традиции и обычаиобщения и этики. Важны ли они при встрече представителей разных культур?Существуют две точки зрения на этот счет. Обе признают наличие национальныхособенностей. Согласно первой точке зрения интенсивность делового общения всовременном мире приводит к “размыванию” национальных границ, формированиюединых норм и правил. Развитие международных связей, обмены в областикультуры, науки, образования ускоряют процесс. В результате, например,японец или китаец, получивший образование в США, воспринимает особенностиамериканского мышления и поведения. По мере развития цивилизации, процессы,связанные с проникновением национальных стилей общения, формированиеммногих единых параметров ведения переговоров, играют всё большую роль. Представители второго направления, напротив, склонны отводитьнациональным особенностям одно из центральных мест в международном общениии, в частности, на переговорах, составляющих основу этого общения. Ониполагают, что трудности на переговорах возникают в связи с различием вожиданиях, которые в свою очередь, обусловлены различиями культур.Наибольшее влияние на человека оказывают ценности, традиции, обычаи и т.д.,усвоенные в детстве, т.е. те, которые имеют именно национальную основу. Кданному аргументу добавляется другой. В международный бизнес активновключается всё большее число людей, часто не обладающих опытоммеждународного общения. Они вносят значительный элемент национальнойспецифики. Шведский исследователь К. Йонссон отмечает, что обычно призначительном совпадении интересов сторон, т.е. при сотрудничестве,национальные различия не замечаются, но стоит возникнуть конфликту, как ониначинают играть важную роль. Но национальные особенности влияют на деловые отношения не только приконфликте сторон. Например, одна западноевропейская фармацевтическаякомпания решила поставить партию нового болеутоляющего препарата в Арабскиестраны. Препарат хорошо раскупался на европейском континенте, что позволилокомпании рассчитывать на успех. Для рекламы в Европе использовались 3картинки: на первой изображена, женщина, кричащая от боли, на второй – онаже принимала лекарство, на третьей – после приёма препарата боль прошла, иона изображалась в расслабленном, спокойном состоянии. Рекламу, которая нетребовала пояснений, решили оставить. Через некоторое время обнаружили, чтопрепарат вообще не покупается в Арабских странах. О том, что там читаютсправа налево разумеется знали, но о том, что это относится и к картинкам,просто не подумали. Без учёта культурной специфики смысл рекламы оказалсяпрямо противоположным: женщина принимает предлагаемое лекарство, после чегокричит от боли. Итак, участники международного общения придерживаются единых норм иправил, тем не менее национальные и культурные особенности могут оказатьсявесьма значительными при деловых отношениях. Прежде чем описатьнациональные особенности сделаю несколько пояснений: 1. Под национальными особенностями понимаются стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определённых национальностей. 2. Необходимо учитывать, что практически невозможно “абсолютно объективно описать” национальный стиль делового общения. Всегда работают устоявшиеся стереотипы национальных черт тех или иных народов. Национальный стиль – это наиболее распространенные, наиболее вероятныеособенности мышления, восприятия поведения. Они не будут обязательнымичертами, характерными для всех представителей описываемой страны, а толькотипичными для них. Знание национальных особенностей может служитьсвоеобразным путеводителем, ориентиром возможного поведения партнёра. США Что же представляют собой типичные американцы? Американцы – личности. Индивидуальность и права личности – это самоеглавное для американцев. Это качества можно расценивать как проявлениеэгоизма, но оно заставляет американцев относиться с уважением к другимличностям и настаивать на равноправии. Они самостоятельны и независимы,ценят в людях честность и не тратят время на формальности. Американцы не любят чопорность, предпочитают удобную одежду,обращаются друг к другу просто, неофициально, даже если между собеседникамибольшая разница в возрасте и общественном положении. Американцы обожают соревноваться, ценят достижения. Они частосчитаются материалистами. “Успех” часто измеряется количеством заработанныхденег. Деловой американец не мелочен и не педантичен. Но он понимает, чтодля организации любого дела – нет мелочей. Американцы берегут время и ценятпунктуальность, живут по расписанию. Что же касается общения в неофициальной обстановке, то приёмы в США –это обычная вещь. Это благоприятный случай поговорить о семье и хобби. А вподарок лучше принести бутылку хорошего вина. Франция Французы – одна из старейших и самобытнейших наций на европейскомконтиненте, с богатой историей и культурой. Французы скорее галантны, чем вежливы, скептичны и расчетливы, хитры инаходчивы. В то же время они восторженны, доверчивы, великодушны. ВоФранции очень любят и умеют блеснуть словом, молчаливый человек социальносебя убивает. Разговор у французов носит непринуждённый характер и идёт сисключительной быстротой. Большое значение на французский стиль делового общения оказываетсистема образования, которая ориентирована на воспитание независимых икритически настроенных граждан. В деловой жизни Франции большое значение имеют личные связи изнакомства. Новых партнёров стремятся найти через посредников, связанныхдружескими, семейными и ли финансовыми отношениями. Они искусно, даже сизяществом отстаивают тот или иной принцип или свою позицию, но французыдостаточно жестко ведут переговоры и, как правило, не имеют “запасной”позиции. Французы не отличаются точностью и не всегда пунктуальны. Наприёмах они следуют правилу, чем выше статус гостя, тем позднее онприходит. А быть приглашённым на ужин своим деловым партнёром считается воФранции исключительной честью. Великобритания Англичанам присущи сдержанность, склонность к недосказанности,щепетильности, которые заставляют англичан быть замкнутыми и необщительнымис незнакомыми людьми , почитание собственности, предприимчивость,деловитость и главное – независимость. Грубым поведением считается, когдачеловек много говорит. Пунктуальность в Великобритании – жесткое правило. Ана честное слово англичан можно положиться. Германия Немцы отличаются трудолюбием, прилежанием, пунктуальностью,бережливостью, рациональностью, организованностью, педантичностью,скептичностью, серьёзностью, расчётливостью, стремлением к упорядоченности. Немцы имеют привычку расписывать свою как деловую, так и частную жизньпо дням и часам. Желательно учитывать приверженность немцев к титулам, т.к.они довольно официальны и профессиональны. И также как и у англичан вГермании ценится пунктуальность. Арабские страны Немаловажным условием успеха в этих странах является соблюдение иуважение местных традиций. Для них главное чувство национальной гордости,следование историческим традициям своей страны и жестокие и довольноразвитые административные правила поведения. В мусульманском мире иностранец не может обратиться с вопросом кженщине, т.к. это считается неприличным. При встрече в Арабских странахмужчины обнимаются, слегка прикасаются друг к другу щекой, похлопывают поспине и плечам, но такие знаки внимания только между своими. При первомзнакомстве арабский собеседник выражает радушие и любезность, это традиция,такое поведение достойно мусульманина. Австралия Австралийцы очень любят спор и беседы о нём, другая широкораспространённая тема – отдых. Австралийцы пьющая нация. Во время беседыможно подчеркнуть высокие вкусовые качества австралийского вина. В общениис австралийскими партнёрами избегайте крайности – чрезмерной суетливости иизлишней педантичности, надо вести себя спокойно,. без спешки. В Австралиив отличии от других стран деловым людям можно одеваться просто, как комуудобно. А главное – не ходить с непокрытой головой – здесь солнце слишкомяркое и радиоактивное. Италия Итальянцы экспансивны, горячи, порывисты, отличаются большойобщительностью. Для налаживания деловых отношений достаточно обменаофициальными письмами с предложениями. Немаловажное значение дляпредставителей деловых кругов имеют неофициальные отношения с партнёрами, втом числе и в неслужебное время. Крепкие напитки пьют редко, тосты неприняты. Итальянцы очень ценят проявления интереса к Италии как стране,являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремёсел.. Испания По своему характеру испанцы – серьёзны, открыты, галантны, человечны,обладают большим чувством юмора и способностью работать в команде. Не следует назначать встречу на полдень – час фиесты. Склонностьиспанцев опаздывать на встречу является предметом многочисленных шуток.Испанцы любят очень много говорить, поэтому регламент встреч часто несоблюдается. В Испании едят поздно: завтракают в 14 часов, обедают в 22 часа. Застолом избегайте обсуждения таких тем, как гражданская война, периодправления Франко, коррида, личную жизнь. Швеция Шведы известны в мире своей глубоко укоренившейся лютеранской этикой,которая наиболее близка к немецкой, но не столь суха. К её характернымчертам относятся прилежность, пунктуальность, аккуратность, серьёзность,основательность, порядочность и надёжность в отношениях. Уровень квалификации шведских бизнесменов очень высок, поэтому в своихпартнёрах они особенно ценят профессионализм. Шведы, как правило, владеютнесколькими языками, в первую очередь английским и немецким. Шведы любят планировать свои дела заранее. Они сдержанны и обычно невыражают ярко своих эмоций. Дружеские связи и отношения играют особую рольв развитии бизнеса. Работа не ограничивается станами офиса и часто имеетпродолжение за дружеским ужином, в ресторане или в гостях. Россия На формирование отечественного стиля общения оказали влияние 2фактора: с одной стороны – советские нормы, правила делового общения,ценностные ориентации, сформированные в это время , с другой – чертырусского национального характера. Советские участники переговоров, особенноте, кто постоянно их вёл, оценивались многими иностранными партнёрами каквысокопрофессиональные специалисты. Большое внимание уделялось выполнениюпринятых обязательств. Но с другой стороны зарубежные партнёры описывалисоветский стиль как закрытый, настороженный. Обсуждая вопросы,отечественные участники переговоров обращают внимание скорее на общие целии относительно мало уделяют внимания тому, как это можно сделать. А российский стиль общения отличается недостаточностью опыта деловогообщения. Русские за границей колоссально переплачивают за всё из-засклонности платить не торгуясь. Они уступают иностранным партнерам вумении торговаться и вести дела. Иностранцы это отлично знают и используют. Китай Китайцы – очень весёлые, душевные и сообразительные люди. Но ихпредставления о правилах хорошего тона во многом не совпадают с нашими. Во время встречи китайские участники переговоров очень внимательны кформированию “духа дружбы”. “Дух дружбы” они отождествляют с хорошимиличными отношениями партнёров. В Китае придают важное значение наложению неформальных отношений сзарубежными партнёрами. Вас могут спросить о возрасте, семейном положении,детях – это проявление искреннего интереса. Вас могут радушно пригласить вгости или в ресторан на обед, где подадут не менее 20 блюд. Основнойнапиток китайцев – рисовая водка. Азия – церемониальна, поэтому в Китаеприняты тосты, но чокаться не обязательно. Подарки лучше делать неопределённому лицу, а всей организации. Япония В японском характере выделяют: трудолюбие, сильно развитоеэстетическое чувство, приверженность традициям, склонность к заимствованию,дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга, вежливость,аккуратность, самолюбие, бережливость, любознательность, стремление ксогласованным действиям в группе. Рукопожатие в Японии не принято. Важнейшим элементом правил хорошеготона являются поклоны. Причем, 15 , например, поклонов достаточно лишь длятривиального приветствия, чтобы произвести хорошее впечатление, нужнокланяться 45 раз, особое почтение выражают 70 поклонами, а самую уважаемуюличность приветствуют, поклонившись 90 раз подряд. Японцев как нацию, помимо высокой организации, скрупулёзнойаккуратности во всём и отсутствия чувства юмора, выделяет ещё одна черта –искренняя самокритичность. Большое значение в японской культуре придаётсяпунктуальности, точности. Договорившись о встрече, японец непременно в срок, вплоть до минуты, появится на месте. Терпение в Японии считается одной из основных добродетелей, ахарактерной чертой японцев является чувствительность к общественномумнению. Японцы уделяют много внимания развитию личностных отношений. Во времянеофициальных встреч они стремятся, по возможности, подробнее узнатьчеловека. Если получено приглашение в традиционный ресторан японской кухни,необходимо обратить внимание на обувь и носки – придётся разуваться. Когдавас угощают спиртным, следует поднять свой бокал, а затем тут жеперехватить у японца бутылку и наполнить его бокал. Подарки обычное дело в Японии, особенно в пред- и посленовогоднийпериод, а также в середине лета. Имейте в виду, что получивший подарок, пояпонским этическим воззрениям, обязан ответить тем же. Не следует открыватьполученный подарок в присутствии дарителя, а также не стоит дарить цветы.Неправильный выбор может стать намёком совсем не на те отношения, которыеимеет в виду дарящий. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В наши дни, когда увеличивается число людей, бизнесменов и туристов,которые посещают зарубежные страны, знакомятся с их культурой, происходитпостепенное сближение обычаев, нравов и этикетов народов разных стран. Еслираньше ориентирами хорошего поведения в высшем обществе были вначалеиспанский, а затем французский этикеты, то в настоящее время общие нормыповедения народов Европы стали настолько сложными, что практически можноговорить об общеевропейском кодексе хорошего тона, который, в принципе,мало отличается и от американского, и от русского кодекса хорошего тона. Деловой этикет – это форма делового общения, которое помогаеториентироваться в повторяющихся стандартных ситуациях. Знание деловогоэтикета способствует овладению мастерством межличностных отношений,исходящих из принципов и норм деловой этики. Формы приветствия и общения. Общепринятым этикетом предусмотрено, что первым здоровается мужчина сженщиной, младший по возрасту со старшим, нижестоящий по должности свышестоящим. Когда мужчину представляют женщине, руку первой предлагает женщина.Тот же приоритет принадлежит и более пожилым людям, и старшим по иерархии:старшая по возрасту женщина протягивает первой руку младшей, руководительподчиненному и т.д. Когда мужчина приветствует кого-либо на расстоянии, то делает легкийпоклон и прикасается рукой к шляпе или слегка ее приподнимает. Если кто-топри встрече сидит, то он должен встать и после этого выразить приветствие.Если в помещение входит женщина, то сидящие мужчины должны встать ,приветствуя ее. Во время приветствия во рту не должно быть сигареты, а рукине должны находиться в карманах. Когда посетитель входит к руководителю, достаточно вежливо и корректноограничиться словестным приветствием: “Доброе утро”, “Здравствуйте” и т.д.,при этом сделать легкий поклон головой и улыбнуться. Если, войдя в комнату, где находится несколько человек, вы хотите обменяться рукопожатием содним человеком, этикетом предполагается потянуть руку и всем остальным(конечно, если их не слишком много). При обращении к деловым партнерам в большинстве случаев должнаупотребляться форма “вы”. Не следует злоупотреблять обращением только поимени. В странах СНГ существует традиция. Согласно которой уважительнымсчитается обращение по имени и отчеству. Современный человек должен знать, уважать и уметь применять формыприветствия, принятые в стране его собеседника. Например, в Германии,Италии, Франции, России и многих других европейских странах приветствуютдруг друга путем рукопожатия. А вот у англосаксов рукопожатие не являетсянеобходимым. Корректное и полноценное приветствие – дружеский кивок, всочетании с какой-либо иной формой вежливости. В Японии принято кланяться вответ на приветствие. В Индии складывают руки, как во время молитвы, иприжимают их к груди. В арабских и южноамериканских странах принято, чтопри встрече мужчины обнимают друг друга. Уместны ли подарки? Делать подарки и преподносить сувениры – это давняя традиция многихнародов мира. Особо важно соблюдать эту традицию при переговорах сазиатскими, южноамериканскими и африканскими представителями, у которыхсуществует культ подарков. Согласно этикету, при первой встрече подаркипреподносят хозяева, а не гости. При последующих встречах взаимный обменподарками становится обязательным, причем вручают их при расставании. К выбору подарков и сувениров следует относиться серьезно и состорожностью. Оно должны соответствовать роду занятий, отвечать желаниям истилю того , кому предназначен. Следует избегать повторения подарков. Этосчитается серьезным нарушением этикета. На официальных встречах подарки должны иметь оттенок и личногоотношения. Если вручить президенту фирмы такой же подарок, что и вице-президенту, то это будет расценено как оскорбление или, в лучшем случае,как знак вашей полной некомпетентности в вопросах этикета. Особенночувствительны к нарушениям субординации японцы, китайцы, корейцы и другиепредставители азиатского общества, построенного на принципах строгойиерархии. Большое значение должно быть уделено наличию у подарка привлекательнойи красивой упаковки: без нее иностранцы не осознают подлинной ценностиподарка. Перед тем как покупать подарок нужно основательно обдумать этот шагпрежде всего с точки зрения его стоимости. Получив слишком дорогоеподношение, партнер может почувствовать себя должником. Более того,дорогостоящий знак внимания к официальному лицу могут посчитать за взятку,брать которую во всех странах запрещено по закону. К примеру, израильским икитайским должностным лицам запрещено принимать подарки выше определеннойстоимости. Женщине допустимо принимать от мужчины коробку конфет, книгу, букетцветов, шоколад. Предметы одежды принимать неэтично. Мужчина может получитьв подарок фирменную авторучку, портсигар, сигареты или сигары, допустимоподарить галстук. Полученные цветы помещают в вазу. Подаренные спиртные напитки на столне ставятся. Если есть причина не принимать подарок, вежливо ихаргументируйте и без колебаний откажитесь. Восприятие цвета и национальная принадлежность Особенности восприятия цвета не только живых цветов, но и другихподарков и сувениров следует учитывать в зависимости от национальнойпринадлежности лиц, которым предназначены сувениры, а также страны, вкоторой они проживают. Красный цвет любят в Мексике, Норвегии, Иране, но не любят в Ирландии.В Китае – это цвет праздника и знак удачи, счастья, постоянства,благородства. В Индии он означат жизнь, действие, энтузиазм. Оранжевыйцвет, очень любим в Голландии, символизирует эмоциональную сферу, создаетатмосферу благополучия и веселья. Желтый цвет быстрее всего привлекает внимание и сохраняется в памяти.В Бразилии – это цвет отчаяния, а в сочетании с фиолетовым – символболезни. Для мусульман Сирии – это символ смерти. В России он частовоспринимается как знак разлуки, измены. А вот в Китае желтый цвет наиболеепопулярен после красного, являясь символом империи, великолепия, сияния. Зеленый цвет любят в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте. В Индии онсимволизирует мир и надежду, а для мусульман – хранитель от дурного глаза.Голубой цвет для китайцев означает траур. Непопулярен он также в Бразилии иПеру. Белый – один из самых любимых цветов мексиканцев, зато в Китае – этоцвет траура и знак опасности. Для европейцев это цвет молодости, чистоты иневинности. В арабских странах очень не любят сочетание белого и голубого,поскольку это – цвета национального флага Израиля. Межнациональные различия в мимике и жестах. При межнациональном общении в случае отсутствия языкового понимания напервый план могут выходить мимика и жесты. Совокупность мимики, жестов ипоз – это настоящий, хотя и бессловесный, язык. Но как и всякий язык, он укаждого народа свой. Один и тот же выразительный жест у разных народовможет иметь совершенно различное толкование. Вот здесь-то и становятсявозможным недоразумения. Так, жест приглашения у японцев совпадает с нашимжестом прощания. Указательный жест японца является жестом попрошайки дляамериканца. По этой причине американцы нередко жалуются на вымогательствапортье в японских отелях, хотя японские портье тем и отличаются от портьевсего мира, что не берут чаевых. Почти половина арабов, латиноамериканцев и представителей народовЮжной Европы касаются друг друга в процессе общения, в то время как это нехарактерно для народов Восточной Азии и практически исключено для индийцеви пакистанцев. Сточки зрения латиноамериканца, не касаться при беседепартнёра – значит вести себя холодно. Итальянцы убеждены, что так ведутсебя недружелюбные люди. Японцы же считают, что касаться собеседникачеловек может только при полной потере самоконтроля либо выражаянедружелюбие или агрессивные намерения. Жест, которым русский сокрушенно демонстрирует пропажу или неудачу, ухорвата означает признак успеха и удовольствия. Если в Голландии выповернёте указательным пальцем у виска, подразумевая какую-то глупость, товас не поймут: здесь этот жест означает остроумно сказанную фразу. Говоря осебе, европеец показывает на грудь, а японец – на свой нос. В США “ноль”, образованный большим и указательным пальцами, означает“Всё о’кэй”, в Японии – деньги, а в Португалии и некоторых других странахэтот жест практикуется как неприличный. Немцы часто поднимают брови в знак восхищения чьей-то идеей. То жесамое в Англии будет расценено как выражение скептицизма. Среди европейских народов наиболее экспрессивен язык жестов уфранцузов. Когда они чем-то восхищены, то соединяют три пальца, подносят ихк губам и, высоко подняв подбородок, посылают в воздух нежный поцелуй. Еслиже они потирают указательным пальцем основание носа, то это означаетпредупреждение: «Здесь что-то нечисто», «Осторожно», «Этим людям нельзядоверять». Постукивание итальянцем указательным пальцем по носу означает:«Берегитесь, впереди опасность, они что-то замышляют». Этот же самый жест вГолландии означает: «Я пьян» или «Ты пьян», а в Англии — конспирацию исекретность. Движение пальца из стороны в сторону в США и Италии может означатьлегкое осуждение, угрозу или призыв прислушаться к тому, что сказано. ВГолландии этот жест означает отказ. Если же надо жестом сопроводитьвыговор, то указательным пальцем голландцы водят из стороны в сторону окологоловы. В некоторых странах Африки смех — это показатель изумления или дажезамешательства, а вовсе не проявления веселья. В общении мы не придаем особого значения левой или правой руке. Однаков этом отношении надо быть предельно осторожным в ближневосточных странах:не вздумайте протянуть кому-либо деньги или подарок левой рукой. У тех, ктоисповедует ислам, левая рука считается нечистой, и вы можете нанестиоскорбление собеседнику. Аналогично положение дел и с ногами: последнимтакже приписывается нечистая сила. По этой причине у мусульманских народовсчитается недозволительным при беседе, сидя на стуле, забрасывать ногу наногу. Обычай, существующий у многих арабских народов, располагаться во времяразговора намного ближе к собеседнику, в том числе и к женщине, чем этопринято у европейцев и американцев, способен привести к обоснованнымподозрениям представителей других культур. Жители США обычно ведут разговор, располагаясь на расстоянии не ближе60 см друг от друга. Латиноамериканец в разговоре с жителем США стремитсяприблизиться к собеседнику. Если спросить североамериканца его мнение олатиноамериканце, то он ответит, что тот излишне настойчив и претендует наустановление слишком близких отношений. А латиноамериканец в ответ на тотже вопрос скажет, что его собеседник — высокомерный и надменный человек. Иоба, таким образом, ошибутся в своем суждении, поскольку при разговоренарушилась привычная для каждого из них дистанция. Существуют значительные различия у народов и в отношении восприятияпространства. Так, американцы привыкли работать либо в больших помещениях,либо — если помещений несколько — только при открытых дверях, посколькусчитают, что «американец на службе обязан быть открытым для окружающих». По-американски открытый кабинет свидетельствует о том, что хозяин на месте иему нечего скрывать от посторонних глаз. Многие небоскребы в США построеныиз стекла и просматриваются почти насквозь. Здесь все, начиная от директорафирмы и кончая посыльным, постоянно на виду. Это создает у служащих вполнеопределенный стереотип поведения, вызывая ощущение, что «все сообща делаютодно общее дело». У немцев подобное рабочее помещение вызывает лишь недоумение. У них каждое рабочее помещение должно быть снабжено надежными (нередко двойными) дверями. Распахнутая настежь дверь символизирует крайнюю степень беспорядка. Для американца отказ разговаривать с человеком, находящимся с ним в одном помещении, означает отрицательное к нему отношение. В Англии — это общепринятая норма. В Англии американцев считают говорящими несносно громко, отмечая ихинтонационную агрессивность. Последнее объясняется тем, что американцевзаставляет высказываться во всеуслышание их полное расположение ксобеседнику, а также тем, что им нечего скрывать. Англичане же, наоборот,регулируют звук своего голоса ровно настолько, чтобы их слышал в помещениитолько собеседник. В Америке же подобная манера ведения делового разговорарассматривается как «шептание» и не вызывает ничего, кроме подозрения. Основа обычного разговора между арабами Египта — протесты. Двоереспектабельных людей могут громко кричать друг на друга, причем создаетсявпечатление, что рушится их многолетняя дружба. На самом же деле онирешают, кто к кому должен прийти пообедать. Если вас приглашают зайти вгости на чашку чая, вы должны отклонить предложение по крайней мере сдесяток раз, прежде чем дать согласие. Среди народов мира арабы Сирии и Ливана отличаются наибольшимиэтнокультурными особенностями языка жестов. Иному наблюдателю их частая,интенсивная и разнообразная жестикуляция кажется нарочитой, в то время каку них это не считается проявлением вульгарности, поэтому жесты активноприменяются во всех сферах жизни. Нередко они производятся совместно сэкспрессивной мимикой и сопровождаются смыслонеразличимыми звуками(цоканье, присвистывание и пр.), междометиями и целыми словеснымиформулами. В этих странах жесты, говорящие об убежденности и решительности,выражаются в ритмичном движении рукой, кончики всех пальцев которой сложеныщепотью, и в отбивании такта речи рукой, согнутой в локте. Если человек хочет выразить неодобрение, отстраненность, то большим иуказательным пальцами трет ребра указательных пальцев друг о друга. Для выражения безусловного подчинения, внимания, уважения ладонью рукикасаются лба, а затем — сердца. Просьба о внимании может быть показана согнутой рукой, поднятой сбокучуть выше головы с обращенной к виску и полураскрытой ладонью. У каждого народа существует ещё огромное множество тонкостей общения.И при необходимости для эффективного общения необходимо знать хотя быобщеизвестные принципы межличностного общения определённого народа. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время процесс взаимодействия, общения между различныминародами стал довольно тесным. Обычаи, традиции, правила поведения народовсмешались. Принимая во внимание эти обстоятельства можно говорить омеждународных правилах хорошего тона, т.е. о международном этикете, которыйвключает в себя нравственные и поведенческие установки различных социальныхгрупп и национальностей и обобщает их. Знание и соблюдение этихэлементарных правил хорошего тона облегчает жизнь и помогает чувствоватьсебя комфортно и уверенно в любых ситуациях повседневного, делового, атакже и международного общения. В СССР данной проблеме уделялось недостаточно внимания (в сравнении сзападными странами




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Этикет международного сотрудничества iconЭтикет международного сотрудничества

Этикет международного сотрудничества icon«Седьмая рамочная программа: новые возможности международного сотрудничества в сфере икт»
Международный проект istok-soyuz приглашает Вас принять участие в работе научно-практического семинара «Седьмая рамочная программа:...
Этикет международного сотрудничества iconСоглашение о научном сотрудничестве между Российской академией наук и Всемирным агентством планетарного мониторинга и снижения риска землетрясений
«Сторонами», признавая важность международного научного сотрудничества и принимая во внимание взаимную пользу научного сотрудничества,...
Этикет международного сотрудничества iconЧто такое этикет?
«этикет». Этикет относится к общечеловеческим нормам морали. Это слово в переводе с французского означает «ярлык», «церемониал»....
Этикет международного сотрудничества iconИнститут международных организаций и международного сотрудничества ниу вшэ конференция Возможности повышения эффективности сотрудничества для развития
...
Этикет международного сотрудничества iconТворческий проект современная концепция культуры речи Педагог Бердникова Елена Антоновна
Этикет", "Деловой этикет", "Дипломатический этикет", "Этикет делового общения" и т д. Это связано с потребностью людей познать, как...
Этикет международного сотрудничества icon«проектирование международного этнокультурного центра»
На протяжении своей истории Иркутск был тесно связан торгово-экономическими отношениями с как другими регионами России, так и зарубежными...
Этикет международного сотрудничества iconСостав оргкомитета по проведению Международного молодежного форума
Принять предложение Министерства по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан о проведении в июле 2012 года в Республике...
Этикет международного сотрудничества iconЭтикет и культура делового общения План
В первом вопросе следует рассмотреть особенности делового этикета. Укажите, в чем заключается единство этической и эстетической стороны...
Этикет международного сотрудничества iconИнститут международных организаций и международного сотрудничества Государственный Университет – Высшая школа экономики

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы