Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве icon

Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве



НазваниеОтечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве
Дата конвертации13.08.2012
Размер142,32 Kb.
ТипУрок
скачать >>>

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №57»


Интегрированный урок

Окружающий мир и изобразительное искусство

4 класс


Отечественная война 1812 года.

Батальный жанр в изобразительном искусстве


Логинова Елена Леонидовна,

учитель начальных классов;

Калмыкова Людмила Александровна,

учитель изобразительного искусства


Г. Набережные Челны

Республика Татарстан

2010год


Тема: Отечественная война 1812 г. Батальный жанр в изобразительном искусстве.

Цели:

  • развитие мировоззренческой направленности познавательных интересов;

  • обогащение знаний истории и изобразительного искусства;

  • воспитание целостного взгляда на мир, способности к самостоятельному осмыслению и обобщению явлений исторической действительности и искусства, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины, патриотизма, эмоциональной восприимчивости к произведениям искусства и литературы.

Задачи:

  • систематизация имеющихся у детей представлений о событиях войны 1812 г.;

  • развитие умения работать со схемами, таблицами, историческими картами, пользоваться различной справочной литературой;

  • содействовать усвоению ключевых дат, имен героев войны 1812года;

  • закрепление понятий о жанрах изобразительного искусства, введение понятия «батальный жанр»;

  • развитие умения анализировать композиционное построение картины;

  • изучение творчества художников-баталистов;

  • формирование умения работать над замыслом картины на основе анализа и отбора исторических документов, литературного и художественного наследия.

Материалы и оборудование: компьютерная мультимедиа презентация картин художников-баталистов, компьютерная карта событий Отечественной войны 1812 года с анимацией и звуковым сопровождением, карточки-символы композиции, тестовые задания, таблички с названием жанров, фамилий художников, м \м проектор, историческая карта, контурные карты со стрелками (у учеников), учебники, рабочая тетрадь к учебнику, исторические энциклопедии.

Конспект урока


1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Учитель ИЗО:

- Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?

Ответы детей: портрет, пейзаж, натюрморт, марина, анималистический жанр, бытовой жанр, исторический жанр.

На доске вывешиваются таблички, на экране появляется слайд 2 (презентация прилагается) с репродукцией Франца Рубо «Бородинская битва. Кавалерийский бой во ржи». Учитель предлагает внимательно рассмотреть картину.

- К какому жанру относится это полотно? (Исторический жанр).

- Отчасти верно, но, как вы думаете, что именно изобразил Франц Рубо на этой картине?

- Войну.

- Правильно. А как еще по – другому можно назвать войну?

- Бой, сражение, битва.

- Верно. Во времена зарождения и расцвета этого жанра в России среди дворянства был в моде французский язык. Поэтому войну часто называли на францзский манер «баталия», а жанр, изображающий битву, стали называть «батальным» (на доске появляется название жанра).

Картина Рубо выполнена в батальном жанре, а какие элементы других жанров она содержит?

- Анималистический (конница).

- Пейзаж.

- Исторический.

- Проанализируйте, пожалуйста композицию картины Рубо.

- Горизонтальный формат, асимметричность, открытость, динамика, наличие контраста, смещенный композиционный центр.

- Какие приемы использовал художник, чтобы композиция стала динамичной?

- Диагональ, кульминационный момент, т. д.

- Картина Рубо выполнена по сюжету реальных фактов истории, хотя художник жил спустя 100 лет после событий. Как вы думаете, какими еще знаниями должен обладать художник, чтобы написать картину в батальном жанре?

- Уметь рисовать людей, животных, пейзаж, изучить архитектуру, одежду того времени, знать историю.

- Что же такое «Батальный жанр»?

Вывод:

- Батальный жанр – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть частью исторического жанра, может включать в себя элементы других жанров – бытового, портрета, пейзажа, анималистического, натюрморта.

- Какова тема нашего урока ИЗО?

- Батальный жанр в изобразительном искусстве.


2. Постановка учебной задачи.

Учитель начальных классов (окружающий мир):

- Как вы думаете, какое историческое событие и в какое время происходит это реальное военное событие? (… война 1812г.- эта запись открывается на доске.)

-Что вы знаете об этом событии?

-Как вы думаете ваши знания полные?

-Я думаю, этот урок поможет вам узнать много нового об этом событии в истории России.

- Назовите тему нашего сегодняшнего необычного урока?

- Отечественная война 1812 г.

3. Решение учебной задачи

1) Историческая обстановка. Работа в группах. (Приложение 1).

Задание. (На протяжении 3-4 минут) прочитайте текст, выделите причины вторжения Наполеона в Россию (можно словами из текста). Ответ запишите в бланк.

Бланк ответов.

  1. __________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________


Начало 19 века. В 1812году на престол вступил внук Екатерины II (Александр I). В это время один из французских генералов Наполеон Бонапарт захватил всю власть в свои руки и был провозглашен императором Франции. Тогда он задумал покорить всю Европу своей власти и одновременно начал войну с несколькими государствами, которые напрасно составляли против него союзы. Император Александр также был вынужден вступить в союз с Австрией, а потом с Пруссией. Наполеон завоевал многие европейские страны, однако он отлично понимал, что только Россия и может с ним бороться. При первом удобном случае, он поспешил предложить императору Александру I мир и тесный союз, предполагая, что ему удастся и в России также распоряжаться внутренними и внешними делами, как он распоряжался в других, зависимых от него европейских государствах. Наполеон ошибся, так как император Александр I при первом же вмешательстве Наполеона во внутренние дела России ответил решительным отказом. Тогда Наполеон, надеясь на свою силу и свои воинские способности, собрал все свои войска и войска других подчиненных ему государств и, не объявляя войны России, двинул свою громадную 600000- армию к русским границам. 10 июня 1812 г. Армия Наполеона вторглась в русские пределы.








Художник Джордж Доу. Художник Франсуа Жерар.

Портрет Александра 1 Наполеон Бонапарт

Модельный ответ:

  1. Наполеон задумал покорить всю Европу своей власти.

  2. Александр I при первом же вмешательстве Наполеона во внутренние дела России ответил решительным отказом.

2) *Наступление Наполеона. Работа по карте и контурным картам. (Приложение 2).

Задание. Бегло прочитайте текст и на контурных картах стрелками отметьте основные направления передвижений русской армии.










П. И. Багратион. М. Б. Барклай - де – Толли.


Громадной армии Наполеона императора Александр I мог противостоять только около 200000 войска, так как большая часть войск находилась в это время на Дунае, где Россия незадолго до этого воевала с Турцией. Эти 200000 пришлось распределить на три армии. Двум из этих под начальством Барклая-де-Толли и князя Багратиона приказано было немедленно соединиться у Витебска и прикрыть дорогу к Москве. Третья армия должна была загородить неприятелю путь к Петербургу. Но как только Наполеон узнал об этом, он немедленно направил все свои силы против армий Багратиона и Барклая, чтоб помешать их соединению у Витебска и разбить каждую из них отдельно. Однако русские войска отступали так стойко и выказывали изумительное мужество, что французская армия разбилась о них, как о каменную стену, но, несмотря на все это, у Витебска армиям не удалось соединиться, поэтому было решено отступать далее к Смоленску. У Смоленска армии соединились. Решено было защищать Смоленск. Французы жгли бомбами город в разных местах, осыпали город ядрами, ломились со всех сторон, чтобы ворваться внутрь его стен, но встречали повсюду такое геройское сопротивление и храбрость. Когда Наполеон вступил в Смоленск, он нашел в нем одни развалины, облитые кровью и заваленные телами храбрых защитников. Тут он еще раз убедился в том, что русские не отдадут ему даром своей Родины и сумеют ее защитить от дерзкого завоевателя.

(Проверка по карте «Война 1812 года».)


*Бородинское сражение.

- Главнокомандующим русскими войсками был полководец Михаил Илларионович Кутузов. (Слайд 6. Художник Р. М. Волков. Портрет князя М. И. Кутузова.) Сообщение о Кутузове делает ученик:

«Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов начал службу в 12 лет. Всю жизнь успешно воевал и дважды был ранен. Первый раз пуля вошла в левый висок и вышла у правого глаза. Во второй раз пуля прошла на вылет из виска в висок позади обоих глаз. Он остался жив, но ослеп на один глаз».

- Войска горели желанием сразиться французами в открытом поле. Сражение произошло при селе Бородино. У Наполеона было 170000 человек. Так уменьшилось его войско. Русское войско под Бородином состояло из 113000 человек.

7 сентября 1812г. недалеко от Москвы, у деревни Бородино, русская армия под командованием М. И. Кутузова дала сражение французам.

Слайды:

7. Художник В. Верещагин. Наполеон 1 на Бородинских высотах; художник С. Герасимов. Кутузов на Бородинском поле.

8. Художник В. Шевченко. Бородинский бой.

9. Художник В. Верещагин. Конец Бородинского боя.

(Демонстрация слайдов 10 - 15 - сопровождается чтением наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова « Бородино» учениками.)

Демонстрируется компьютерная карта событий Отечественной войны 1812 года с анимацией и звуковым сопровождением.

- Русские стояли стеной и не уступали ни шагу. К шести часам вечера эта ожесточенная борьба, длившаяся целых 12 часов, на конец начала слабеть и затихать: ужасны были потери обеих сторон, так не выносимо было общее утомление! Обе армии остались на местах. Обе готовы были начать бой на следующий день. Но, когда князь Кутузов узнал, что почти половина русской армии легла на поле битвы, что армии требуют пополнения, он приказал русским войскам отступить и двинуться к Москве. В деревне Фили под Москвой собрался военный совет. ( Слайд 16. Художник А. Кившенко. Военный совет в Филях.)

- Как вы думаете, что решал военный совет в Филях?

- Какое решение принял М.И.Кутузов? Почему?

М.И.Кутузов принял непростое решение, чтоб сохранить армию, он отступает за Москву. Москвичи спешно покинули город.

* Французы в Москве.

- Наполеон уже покорил несколько неприятельских столиц. Обычно приезжала к нему депутация, т.е. посланные люди с просьбой пощадить столицу и её жителей, потом французы с большим торжеством входили в город, а жители беспрекословно им повиновались и выполняли все их желания. Того же Наполеон ожидал и в Москве, что вынесут ему ключи от города и хлеб-соль на дорогом блюде. (Слайд 17. Художник В. Верещагин. Перед Москвой в ожидании депутации бояр.) Этого не случилось. В тот же день, когда Наполеон вошел в Москву, вблизи Кремля вспыхнул пожар, потом другой, третий. Москва пылала во многих местах. Пожар уничтожил запасы продовольствия. Голодные французы, отыскивая себе пропитание, стали грабить церкви, храмы. (Слайд 18. Художник В. Верещагин. В Кремле – пожар!

19. Художник А. Адам. Наполеон в горящей Москве.

20. Художник В. Верещагин. В Успенском соборе.) Оставшиеся в Москве, жители продолжали сопротивляться врагу. Французы жестоко расправлялись с жителями, расстреливали их на улицах города. (Слайд 21. Художник В. Верещагин. В покоренной Москве ("Поджигатели" или "Расстрел в Кремле")

* Народная война.

- От русской армии отделилось множество летучих, партизанских отрядов, которые отовсюду стали подходить к Москве, уничтожать французские обозы, захватывать в плен неприятельские отряды, (Слайд 22. Художник И. Прянишников. Француз - пленный. Война 1812 года.) высылаемые из Москвы за сбором продовольствия для людей и лошадей французской армии, а главное перехватывать разведчиков. Одним из командиров такого партизанского отряда был Денис Давыдов. (Слайд 23. Художник Д. Доу. Д. В. Давыдов - поэт, герой войны 1812 года.)

Сообщение о Давыдове делает ученик: «Военная карьера Дениса Давыдова началась в столице в кавалергардском полку. Во время Отечественной войны 1812года Денис Давыдов возглавил гусарский полк. После оставления Москвы русскими войсками он обратился к Кутузову с просьбой послать его в тыл противника. Его отряд на конях налетал на неприятеля и отбивал пленных, добывал ценные сведения о противнике. Денис Давыдов с детства писал стихи. К тому же весь народ в ближайших к Москве губерниях поднялся на борьбу против общего врага. Крестьяне вооружились топорами, вилами нападали на неприятеля по дорогам, в лесах».

- Даже женщины становились командирами партизанских отрядов. (Слайд 24. Художник А. Смирнов. Портрет Василисы Кожиной – партизанки, крестьянки Сычевского уезда Смоленской губернии.)

Сообщение о Василисе Кожиной делает ученик: «Среди партизан были женщины. Например, отважная Василиса Кожина из-под Смоленска организовала из крестьянок и подростков отряд, который подкарауливал рыщущих в поисках пропитания французов и захватывал их в плен. За счет трофейного оружия, отобранного у неприятеля, возглавляемый Василисой Кожиной отряд хорошо вооружился. За храбрые вылазки и умелые действия Кожина была награждена медалью и денежной премией».

- Среди защитников Родины была наша землячка Надежда Дурова. (Слайд 25. Неизвестный художник. Н. А. Дурова (1783 – 1866), слайд 26.)

Сообщение о Н.Дуровой делает ученик: «Надежда Дурова родилась в семье офицера российской армии. В детстве за девочкой присматривал гусар Астахов. Он воспитывал девочку по-военному. Надя хорошо держалась в седле, метко стреляла, ловко управлялась саблей. Когда началась война, Надя выдаёт себя за мужчину, поступает на военную службу, назвавшись Александром Васильевичем Соколовым. Отец Нади очень встревожился за судьбу дочери, он обратился к императору Александру I с просьбой вернуть дочь домой. Император, поговорив с Надеждой Дуровой и выслушав её, разрешил ей остаться в армии. Он вручил Надежде за отвагу Георгиевский крест - высочайший знак воинского отличия и, предложил называться Александром Александровичем Александровым. В армии Надежда Дурова провела 10лет. В войне 1812г. она участвовала в 8 сражениях с неприятелем. Она была и под Смоленском, и в великой битве под Бородино близь Москвы. Там Дурова получила ранение в ногу, но не оставила военную службу. Только лишь спустя три года после окончания войны она оставила службу. Вернувшись, домой, Надежда Дурова решила написать книгу, которая принесла ей широкую известность. Надежда Андреевна прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 83лет. Её хоронили с воинскими почестями и в Елабуге установлен памятник». (Слайд 27. Скульптор Ф. Ф. Лях. Памятник Надежде Дуровой в Елабуге)

*Отступление и гибель французской армии. (Работа по карте и контурным картам).

Ни на какое перемирие Кутузов не пошёл.

- Какое решение принял Наполеон? (Ответы детей).

Наполеон решил поспешно удалиться из России к западным границам.

- По какой дороге решил отступить Наполеон? (Ответы детей).

- Почему Наполеон решил удалиться из России к западным границам не по Смоленской дороге, по которой наступал к Москве, а задумал передвинуть свои войска в те губернии, которые были к югу от Москвы? (Ответы детей).

Работа в группах по контурным картам. (Приложение 3).

Задание. Бегло прочитайте текст и на контурных картах (Приложение 7) стрелками отметьте основные направления передвижений русской и наполеоновской армий.





Наполеон решил удалиться из России к западным границам не по Смоленской дороге, по которой наступал к Москве, а задумал передвинуть свои войска в те губернии, которые были к югу от Москвы

По Смоленской дороге все города и селения были разорены и выжжены жителями. А потому Наполеон задумал передвинуть свои войска в те губернии, которые были к югу от Москвы, в которых были заготовлены громадные запасы продовольствия для русской армии.

Наполеоновская армия двинулась по Калужской дороге и к ужасу французов встретилась с армией Кутузова, который давно угадал тайные помыслы Наполеона и решил, во что бы то ни стало загородить дорогу в южные губернии. В октябре 1812 года у города Малоярославца Калужской губернии произошла жестокая битва, которая длилась восемнадцать часов. Наполеону пришлось повернуть на старую разоренную им Смоленскую дорогу, и стал по ней отступать поспешно и быстро, отбиваясь от нападения русской армии.

(Проверка по исторической карте).

Учитель. Наконец, жалкие остатки Наполеоновской армии добрались до пограничной реки Березины. (Слайд 28. Переход французов через реку Березину).

Началось сплошное бегство врагов. Лишь месяц спустя 10тыс. неприятелей успели перейти границу России. Русская армия завершила свой победоносный поход в Париже.

*Памятники.

Учитель ИЗО:

В память о победе в Отечественной войне 1812 года в Военной галерее Зимнего дворца были размечены 332 портрета героев войны 1812 года. Есть в галерее 13 пустых рам, на которых обозначены воинские звания и имена тех, чьи изображения не сохранились. Над этими портретами работал художник Франц Рубо (Слайд 30).

В честь победы над армией Наполеона был создан музей-панорама «Бородинская битва», построен Храм Христа Спасителя (Слайд 29. Храм Христа Спасителя (фото)). Он был разрушен, но уже в наши дни снова восстановлен.

Вывод.

Учитель начальных классов:

- Как же называется эта война? Отечественная. ( Открывается запись на доске.)

Весь народ встал на защиту своего Отечества. Наполеону пришлось воевать с целым народом.


4 Самостоятельная работа с самопроверкой.

* Работа в группах.

- Подпишите портреты. (Приложение 4.)

- Отметьте репродукции с картин, относящихся к батальному жанру. (Приложение 5.)

5. Включение в систему знаний.

- Выполнить тест. (Приложение 6.)

- Задания в рабочей тетради к учебнику окружающего мира с.39,№ 69, с.41,№72.

* Работа в парах. ( Взаимопроверка заданий в рабочих тетрадях.)

6. Итог урока.

-Назовите ещё раз тему урока.

-Какие имена запомнились в связи с этим историческим событием?

-Назовите места основных событий Отечественной войн 1812 года.


7. Домашнее задание. ( По выбору.)

1) Учебник- с. 73-75, пересказ.

2) Составить кроссворд на тему « Война 1812 года».

3) Составить м /м презентацию на тему «По местам боевой славы войны 1812 года».

4) Составить сообщение на тему« Герои войны 1812 года».

5) Выполнить эскиз к картине по теме «Героический поступок»


Зрительный ряд к уроку

1. Художник Франц Рубо «Бородинская битва. Фрагмент. (Кавалерийский бой во ржи)».

2. Художник Джордж Доу «Портрет Александра 1».

3. Художник Франсуа Жерар «Наполеон Бонапарт».

4. Неизвестный художник «П. И. Багратион».

5. Неизвестный художник «М. Б. Барклай - де – Толли».

6. Художник Р. М. Волков «Портрет князя М. И. Кутузова».

7. Художник В. Верещагин «Наполеон 1 на Бородинских высотах».

8. Художник С. Герасимов «Кутузов на Бородинском поле».

10. Художник В. Верещагин «Конец Бородинского боя».

11. Художник А. Кившенко «Военный совет в Филях».

12. Художник В. Верещагин «Перед Москвой в ожидании депутации бояр».

13. Художник В. Верещагин «В Кремле – пожар!»

14. Художник А. Адам «Наполеон в горящей Москве».

15. Художник В. Верещагин «В Успенском соборе».

16. Художник В. Верещагин «В покоренной Москве ("Поджигатели" или "Расстрел в Кремле")».

17. Художник И. Прянишников «Француз - пленный. Война 1812 года».

18. Художник Д. Доу «Д. В. Давыдов - поэт, герой войны 1812 года».

19. Художник А. Смирнов «Портрет Василисы Кожиной – партизанки, крестьянки Сычевского уезда Смоленской губернии».

20. Неизвестный художник «Н. А. Дурова (1783 – 1866)».

21. Скульптор Ф. Ф. Лях «Памятник Надежде Дуровой в Елабуге».

22. Художник П. Гесс «Переход французов через реку Березину».

23. Храм Христа Спасителя (фото)

24. Василий Верещагин (фото).

25. Франц Рубо (автопортрет).




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconПрограмма элективного курса «Отечественная война 1812 года»
России. Но чем больше проходит времени отдаляющего нас от этого решающего для нашей страны события, тем меньше остаётся в школьном...
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconСравнительная характеристика двух войн: Отечественная война 1812 года и Крымская война 1853-1856 годов

Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconОтечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconОтечественная война 1812 года

Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconТест 3 отечественная война 1812 г
В начале войны 1812 года французская армия численно превосходила русскую, поэтому необходимо было срочно её пополнить. Как Александр...
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconПлан-конспект открытого урока: «Отечественная война 1812 года» Учитель Пятецкий Л. М. Цели урока
Обучающие. Ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией,...
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconИсторическая игра «Отечественная война 1812 года» среди школ Советского района г. Казани, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года положение
Цели игры: патриотическое воспитание учащихся, содействие формированию мотивации самообразования, расширению исторического кругозора,...
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconОтечественная война 1812 года
I. Международная обстановка накануне войны, ее причины и подготовка сторон С. 5
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconВойна 1812 года. №3- 4, с. 18-19, 21-24, 25-31
Война России с Наполеоном, Тильзитский мир, война 1812 г. Бородинское сражение (Шевардинский бой, Багартионовы флеши, батарея Раевского),...
Отечественная война 1812 года. Батальный жанр в изобразительном искусстве iconВойна 1812 года. №3- 4, с. 18-19, 21-24, 25-31
Война России с Наполеоном, Тильзитский мир, война 1812 г. Бородинское сражение (Шевардинский бой, Багартионовы флеши, батарея Раевского),...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы