Вольдорские школы icon

Вольдорские школы



НазваниеВольдорские школы
А. А. Ижевск
Дата конвертации13.08.2012
Размер240,58 Kb.
ТипРеферат
Вольдорские школы


Удмуртский Государственный Университет Курсовая работа по предмету: Педагогические теории, системы, технологии Выполнил: Принял: Студент группы 17-31 Люкшин А. А. Ижевск 1999… Нам осталось менее десяти лет до конца столетия. И сейчас целые народы,может быть все человечество в целом, пытаются осознать кошмар этогостолетия (тоталитаризм, мировые войны, экологическое безумие, этическаядеградация и т.д., и т.п.), пытаются, как бы очнуться от его ужасов,стряхнуть их с себя и придти к чему-то новому. Наивно было бы думать, чтосилы, вызывавшие все это, более не действуют. Эти силы, коренящиеся в нашемсознании, весьма активны—и вспышки чудовищного национализма или жебезудержной политической агрессивности суть лишь некоторые из ихпроявлений. Но можно почувствовать, что появляются и новые, нежданные исвежие силы. С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. РудольфШтейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы».Современная антропософия, в своем живом и постоянно обновляющемся существе,имеет глубокую внутреннюю связь с этим духом Свободы конца столетия. А Пинский. Введение Свободная школа — требование современности. Опыт, полученный в нашемстолетии в условиях различных политических систем, остро ставит вопрос ороли школы и воспитания в современном обществе. Школа, содержание и методыпреподавания которой определяются государством, часто ставилась на службутоталитарным режимам. Но и при демократии в государственных школахпедагогическая ориентация зависит от господствующих политическихнаправлений. Школа, находящаяся под влиянием политических или экономическихинтересов, хотя и может направить развитие человека по определенному руслу,но способна лишь в ограниченной степени учесть собственные условия и законыэтого развития. Таким образом, школа, находящаяся под управлениемгосударства, в исторических условиях нашего столетия стала весьмапроблематичной структурой. Это относится к государственным школам и в демократическом государстве. Издесь царят деформирующие влияния, возникающие в результате слияния ролигосударственного служащего и воспитателя. Как можно воспитать молодежь вдухе свободы и ответственности, если школа с помощью своей бюрократическойструктуры управляет учителями через различные инструкции и мелочно опекаетих в их педагогической деятельности? Создание независимых от государства, свободных школ чрезвычайноактуально. Но преобразование школьной системы от срощенной с государством всвободную требует большего, чем просто отказ от государственного управленияи его бюрократии. Оно требует создания педагогики, ориентированной начеловека. Свободная школа была бы лишь туловищем без головы, если бы онасохранила старое содержание и старые методы преподавания, принятые вгосударственных школах, старые формы подготовки учителей Вальдорфские школы - свободные общеобразовательные школы. Вальдорфские школы своим примером показывают, что преподавание ивоспитание могут развиваться в смысле всестороннего образования человека,только если школа является свободной и самоуправляемой. В 1919г. РудольфШтейнер писал: «Здоровые отношения между школой и социальным организмомвозможны лишь тогда, когда в последний постоянно вливаются люди сзадатками, сформировавшимися через ничем не скованное развитие. Этопроизойдет, если школа и система образования будут поставлены на базусамоуправления внутри социального организма. Государственная ихозяйственная жизнь должны принимать в себя людей, образованных в сфересвободной духовной жизни; но они не должны предписывать ход обучения,согласно своим потребностям. То, что человеку необходимо знать и уметь вопределенном возрасте, должно определяться только его природой. Государствои экономика должны быть сформированы в соответствии с требованиямичеловеческой природы". В идеале свободной системы образования лежит намерение построитьцивилизацию на таком образовании человека, которое будет освобождено отчуждых его сути ограничений. В школьной системе, управляемой государством,учитель стоит в основании иерархии. Его труд в значительном объемеопределяется инструкцией, а не пониманием и инициативой. Предписания,которым он должен следовать, составляются, как правило, людьми, которые невидели и не знают конкретных детей. Они направляют преподавание на основелибо устаревших знаний, либо исходя из педагогической теории. Передача школы во власть государственного управления была в прошломнеобходимым шагом. С образованием первой вальдорфской школы был сделанследующий шаг. Преподавание и воспитание были поставлены на фундамент,позволяющий учителю действовать на основе понимания сущности подрастающегоребенка с полной ответственностью и инициативой. К внутренним условиямжизни вальдорфской школы относится то, что работающие в ней учителя должныпостоянно расширять свое понимание человека; живое конкретное познаниечеловека должно быть источником преподавания. В целом для работы в вальдорфских школах важно как можно болееразностороннее сотрудничество родителей и учителей. Только истиннаякооперация может преодолеть изоляцию между родительским домом и школой иобеспечить участие родителей в жизни и развитии школы. Эта кооперациявыражается в различных формах и на различных уровнях. Родители и учителяотдельных классов много раз встречаются в течение школьного года наклассных родительских вечерах. Здесь учителя рассказывают о классе иобучении по различным предметам, чтобы родители имели представление осодержании преподавания, педагогических взглядах и учебе класса, а также оботдельных учениках. Наряду с посещениями семей классным учителем, классныеродительские вечера являются местом встреч родителей и учителей,объединенных общей заинтересованностью в воспитании детей. Большинствовальдорфских школ устраивают для родителей общешкольные вечера и доклады посамым разным темам — от специфических задач школы (новое строительство,расширение учебного плана и пр.) до общих вопросов педагогики. При этомпочти во всех вальдорфских школах предлагаются разнообразные курсы дляродителей: курс по специальным педагогическим вопросам, курс по искусству(например, живопись, лепка и эвритмия), курс по практическому рукоделию иремеслу. Таким образом, школы становятся центрами образования. Часть инициатив в жизни вальдорфской школы исходит от родителей илисовместного совета родителей и учителей. В вальдорфских школах существуюторганы консультаций и инициатив («Родительско—учительский совет»,«Родительско— учительский круг», «Круг доверия родителей»), в которыхобсуждаются наиболее важные вопросы жизни и развития школы. Таким образомродители участвуют в делах школы. Интерес родителей к жизни школы сильновозрос за последние десять лет. Во многих местах образование вальдорфскихшкол связано с активной и поистине жертвенной деятельностью родительскихгрупп. Вальдорфские школы всегда являются плодами сотрудничества учителей иродителей. Такое сотрудничество, возможно, только если коллектив учителейсвободен от ограничений бюрократической школьной администрации и способенпринимать независимые решения. И как каждое отдельное школьное сообществосоздаст свои индивидуальные формы сотрудничества между родителями иучителями, так же оно развивает и соответствующие формы участия учениковстарших классов в жизни школы. Вальдорфские школы являются общеобразовательными (едиными) школами. Но посравнению с появившимися гораздо позже интегрированными комплекснымишколами имеются принципиальные различия. 0бщим является цель — преодолетьцарящие в традиционной школьной системе антипедагогическую и антисоциальнуюселекцию и создать равные условия для учеников с различными способностями исоциальным происхождением. Однако интегрированная комплексная школаоснована, как и школы старого типа, на примате интеллектуальной учебыСодержание и методы в принципе остались прежние. В отличие от этого, вальдорфская школа основана на глубоком знаниизаконов развития ребенка. Ориентация образования на так называемыеинтеллектуальные функции рассматривается здесь как односторонний подход кребенку. Ведь существо человека охватывает не только науку, но искусство ипрактику, мораль и религию. Подход к человеку как единому целому являетсяглавным педагогическим принципом на всех стадиях учебного планавальдорфской школы. Учитывается, например, и тот факт, что молодой человекнуждается в определённом объеме общего образования и по наступлении половойзрелости. Способность к самостоятельному суждению и личное отношение кмиру, вопросы строительства собственной жизни — все это становитсяактуальным при достижении половой зрелости и не может развиваться иформироваться как следует ни в узком русле профессиональной подготовки, нипри ранней специализации на методах и содержании современной науки (см гл.«Педагогика и возраст», «Преподавание после 14 лет»). Процесс обучения строится в соответствии с возрастными особенностямиребенка и существенно изменяется при переходе от первого семилетия жизниребенка ко второму и от второго — к третьему. Учебный план учитывает особенности, связанные с возрастом ребенка.Поэтому учеников никогда не оставляют на второй год. Как известно,педагогический эффект от второгодничества весьма сомнителен. К тому женизкие успехи—это часто не проблема одарённости, а проблема мотивации изачастую вызванного самой школой нарушения мотивации. Здесь вальдорфскаяпедагогика видит необходимость индивидуализации преподавания. Но оназаключается не в разделении учеников согласно их одаренности по различнымпотокам. Индивидуализация должна реализовываться учителем при егоподготовке к уроку. Классный учитель должен стремиться продвинуть вперед впервую очередь именно более слабых учеников. При этом часто могут помочьзанятия искусством и трудом. Способности, которые ученик развивает вискусстве или при исполнении практической работы, благотворно влияют и наостальную учёбу и на волю к успеху в целом. Каждое достижение ученика — это манифестация всей его сущности, егоспособностей, его интересов, его прилежания. В каждом успехе можно видетьшаг, пусть небольшой, по пути развития. И как таковой его и надо оценивать.В балльной системе отметок вальдорфские школы видят лишь унижениедостоинства и искушение ложного тщеславия. Она создает видимостьобъективной оценки, за которой стоит необходимость из суммы оценокузаконить правовой акт перевода в следующий класс или получения аттестата.С педагогической точки зрения она является дефектом, внутренне присущимсовременной системе образования. Вместо оценок в вальдорфской школе принятысвидетельства—характеристики, в которых по возможности наиболее подробноописываются успехи, достигнутый прогресс, особые способности и прилежание,слабости и прогнозы. Только одно не должно следовать из такогосвидетельства — пессимистическое отречение от ученика. Характеристикаположения ученика, в какой—то момент времени должна учитывать возможностьдальнейшего развития (см. гл. Организация преподавания»). Необходимость приспособиться к содержанию и нормам государственной школыпоявляется только в выпускном классе вальдорфской школы в связи снеобходимостью пройти госэкзамены для получения аттестата. Учебный планвальдорфской школы включает 12 лет обучения. Часть учеников получает после12-го или 13-го года обучения либо аттестат зрелости, либо так называемый«абитур», дающим право на поступление в высшую школу (университет).Количество абитуриентов среди выпускников вальдорфских школ довольновелико. В среднем за последние десять лет 34,9 % всех учеников выдержалигосударственный экзамен («абитур»). Вальдорфские школы исходят из того, чтовсе ученики должны иметь возможность получить 12-летнее образование.Поэтому этот экзамен, как правило, можно сдавать только в 12-ом классе.Иначе подготовка к нему могла бы серьезно помешать преподаванию в болеемладших классах. Учащиеся почти без исключения посещают вальдорфскую школудо конца 12-го года обучения. Подробное исследование биографии бывших учеников вальдорфских школпоказало, что 12-летнее школьное образование имеет важное значение вбиографии как раз для тех учеников, которые начинают свой профессиональныйпуть с учебы. Большая часть их освоила вторую профессию, и многие занимаютвысокие руководящие посты, многие избрали своей сферой деятельностипедагогику. На стремление молодого человека к честному труду, вальдорфская школаотвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь сличными силами души молодого человека, с его активным развитием и егодуховно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений втаких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки,образование человека в этом возрасте будет недостаточным. На этой художественной основе можно в дальнейшем переходить к живописномуизображению различных тем (ландшафт, растение, настроение в природе ит.д.). В музыке все дети, помимо пения, участвуют в игре, по крайней мере,на одном музыкальном инструменте. В младших классах все играют на флейтах.Затем по степени одаренности и наклонностям обучение игре дифференцируетсяна несколько инструментов. Тогда с учениками можно создать оркестр. Здесь,как и в школьном хоре, разучивают произведения великих композиторов. Оттесной и активной связи с музыкой исходят эффективные воздействия науглубление действующих в душевной жизни сил. Аналогичное значение имеетдекламирование, хоровое художественное чтение, которое практикуется во всехклассах. Поэзия полностью раскроется лишь перед тем, кто не только читаетстихи про себя, но и постигает поэзию с ее речевой, звуковой стороны. Вэвритмии, новом виде искусства, созданном Рудольфом Штейнером, школьникиучатся выражать в художественном движении силы, действующие в языке имузыке. Если дети и подростки занимаются искусством, они учатся работать изживого творческого духа. При любой художественной работе, даже если онавесьма проста, ребенок так обрабатывает материал, что в нем выявляетсянечто существенное. Искусство всегда означает процесс одухотворения. Этоотносится и к самому подрастающему человеку. Ведь творческая работа требуетупражнений и повторений, ведущих к росту творческих сил и творческогопереживания. Переживание и деятельность приобретают характердуховно—закономерного действия. Молодой человек развивает способности,благодаря которым он не просто узнает, какие закономерности заложены ввещах, но и может придать материалу духовную выразительность. Так искусствоприводит школьников к пониманию творческой природы человека. Также и преподавание ремёсел школы имеют в своем учебном плане по чистопедагогическим причинам. Оно начинается для мальчиков и девочек в возрасте12 лет (6-ой год обучения) с садоводства и работах в мастерских. Это время,когда молодой человек, в связи со вторым изменением телосложения исвязанным с этим разрушением гармонических детских движений, индивидуальнодолжен достичь дальнейшего выражения своих волевых сил. Здесь ремеслоиграет важную роль. Так различные способы обработки дерева учеником с помощью инструмента (обработка рашпилем, резание, пиление, строгание) требуютот него строгой деловитости и учат дифференцированному, тонкому управлениюволей. Сначала дети изготавливают что-нибудь простое, причём, большоезначение уделяется пригодности и полезности, чтобы исключить все ни к чемуне обязывающие действия. Если потом ученик на 9-ом или 10-ом году обучения,например, должен изготовить простой предмет мебели, это потребует от него вэскизе ясного практического осмысления, чувства эстетической формы, а вреализации - дифференцированного умения обращаться с инструментом иматериалами. Система воспитания в вальдорфской школе Педагогика вальдорфских школ построена на познании растущего ребенка и научете условии и законов развития человека. Воспитание и обучение всегдадолжны основываться на науке о человеке. В связи с этим принципом возникаетвопрос: насколько далеко простираются методы этой науки? Методы обычнойсегодня антропологии — под этим мы понимаем все научные дисциплины,занимающиеся изучением человека — исследуют непосредственно толькофизическое тело, а духовное и душевное начала — лишь в той степени,насколько они проявляются через физическое тело. Но при этом особенностивоспитания и развития, скрытые в духовном и душевном, ускользают из полязрения. Р. Штейнер создал методы непосредственного изучения душевной идуховной действительности, в том числе человеческой души и духа. Они лежатв основе вальдорфской педагогики и педагогической деятельности учителей ввальдорфских школах. Глубокое понимание развития в детстве и юности показывает, что это непросто процесс непрерывно прогрессирующего расширения знании и умении. Этотпроцесс отчетливо расчленен в связи с тем, что в ребенке происходятметаморфозы, в результате которых он приобретает новое отношение к миру;прежние доминанты учебы и развития отходят на задний план, уступая местоновым. Это происходит наиболее отчетливо на седьмом году жизни и в возрастеот 12 до 14 лет. Поэтому вальдорфская педагогика выделяет три фазы развитияс совершенно специфическими задачами, содержанием и методами воспитания. Вотличие от многократно критикуемой теории фазного развития, вальдорфскаяпедагогика никогда не считала, что развитие человека происходит по заранеезаданной, генетически детерминированной программе. Хотя указанные переменыи находятся в тесной связи с возрастом ребенка, однако, на каждой ступенинеобходимо стимулировать и направлять процесс развития через воспитание ипреподавание. Организация преподавания Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческогообразования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобыучебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материаламожно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основноеусловие состоит к том, чтобы преподавание проходило, по возможности, вболее тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит своиуроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей ислабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развитияучеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать вматериал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, какправило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретнойпедагогической ситуации. Задача учебника — дать некий усредненный объемзнаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается вбесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постояннозаново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То,что обсуждается и изучается в процессе преподавания, находит отражениезатем в рабочих тетрадях и в «тетрадях эпох» учеников. Начиная со среднихклассов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами иобобщениями учеников. Ежедневная организация преподавания, соответствующая внутреннему строюжизни подрастающего человека, исходит из различных особенностей предметовобучения. Те предметы, в которых изучается одна замкнутая специальнаяобласть (например, родной язык, история, география, математика,человековедение, естествознание, физика, химия) даются в форме такназываемых эпох. В течение всего срока 12-летнего обучения, (а повозможности и на 13-м году обучения при подготовке к выпускному экзамену)ежедневно с самого начала утренних занятий, на сдвоенном уроке в течение 3-4 недель обсуждается определенная тема. Занятие одной темой продолжительноевремя позволяет сконцентрировать обучение, что достигается только тогда,когда на следующий день повторяют, углубляют и продолжают пройденныйнакануне материал. Это даст возможность при большом диапазоне способностейучеников старательно работать над расширением знаний, созреваниемспособностей и углублением силы переживания. Опасение, что в связи с такойорганизацией преподавания ученики затем забудут пройденный материал, неподтверждается практикой. В действительности опыт показывает, что в началеновой эпохи материал аналогичной эпохи, пройденной несколько месяцев назад,быстро восстанавливается. Как известно, лучше всего усваивается тотматериал, которым человек интенсивно и с интересом занимался, с которым онбыл связан. Таким образом, преподавание эпохами соблюдает принцип экономии,концентрации и плодотворного перерыва. Оно одновременно является основой для гигиенической организации учебногодня. Своим содержанием оно обращается к таким качествам в ученике, каквосприятие и мыслительное проникновение в материал, т.е. к тем духовно-душевным силам, которые особенно свежи и подвижны в утренние часы. Втечение дня к преподаванию по эпохам примыкают предметы, которые требуютпостоянной тренировки и упражнений. Это уроки иностранного языка,искусства, музыки, эвритмии, живописи, пластики, ручного труда. Этипредметы, составляющие так называемое «специальное преподавание», даютсяна простых и сдвоенных уроках. Те уроки, которые требуют примененияфизических сил (садоводство, ремесло, физкультура) проводятся, повозможности, во второй половине дня или перед обедом. Сначала умственнаядеятельность, затем — всё, что требует упражнений и занятий искусством, изатем — телесная волевая деятельность. Это дает осмысленнуюпоследовательность активизации всего человека. Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннемначале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы — этовремя высокой языковой пластичности. Уроки английского и французскогоязыков начинаются уже с первого года обучения. В некоторых вальдорфскихшколах вторым языком является не французский, а русский. Сначала детиизучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен ипьесок. Когда затем на четвёртом году обучения начинаются письмо играмматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путьизбавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременнодолжны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике. Труд и искусства в вальдорфской школе. В последние десятилетия школа все в большей и большей степениограничивалась лишь областью научных рассмотрений, которые к тому женеобходимо было свести до уровня ребенка или подростка. При этом былоупущено из виду, что наука может пролить свет только на уже существующие вмире структуры и законы, да и то лишь в ограниченных частных аспектах.Созиданию мира и жизни она способствует весьма незначительно. Особенно этоотносится к человеку. Но через эстетический анализ не вырастаютхудожественные способности; религиозное чувство развивается не черезфилософию религии. Также на деле обстоит и в практических областях. Сама посебе наука обеднила бы жизнь, особенно при ее аналитических методах. Ишкола, ориентированная на научное рассмотрение мира, не может пробудитьзадатки, заложенные в ребенке, полностью раскрыть их истинно человеческимобразом. Поэтому преподавание в вальдорфской школе с самого началарасширено за счет обучения искусству и ремеслу. Дети и подростки все 12 летпосещают уроки живописи, рисования, пластики (особенно начиная с 9-го годаобучения), музыки (вокал, инструмент), эвритмии и художественной речи. Силыхудожественного творчества стимулируются уже в младших классах благодарятому, что на занятиях искусством отказываются от чисто внешнего отображенияпредметов в пользу упражнений и работы с элементами соответствующего видаискусства. Простые цветные композиции и цветные гармонические сочетания вмладших классах, помимо умения обходиться с красками, развивают чувствосущества цвета, взаимной гармонии цветов. Так, молодой человек через работу в саду, обработку дерева, гончарноедело (начиная с 9-го года обучения) и простую обработку металла (начиная с9-го года обучения) достигает осознанной дифференциации своей воли иреализма в мышлении. Добиться этого можно только точной и предметнойработой с исключением всех игровых элементов, т.е. настоящим ремеслом, а нелюбительским развлечением. Уроки труда имеют различные цели до 11-го и 12-го года обучения, где, например, при переплетении книг должны развитьсямаксимальная тщательность и точность в сочетании с творческой образностью. Часто утверждают, что специфика вальдорфских школ заключается в урокахискусства и труда, а также в таких особенностях, как общие уроки рукоделияи ремесла для мальчиков и девочек или в том, что мальчики учатся прядению,ткачеству или даже шитью. Это близорукий взгляд на проблему. Речь идёт обориентации преподавания на внутренние законы развития подрастающегочеловека и об учебном плане, соотнесенном с человеком в целом. Дошкольное воспитание Первая большая эпоха воспитания ребенка примерно до семилетнего возрастаопределяется тем, что в ребенке душа и дух еще не пришли к внутреннемусамосознанию; они гораздо теснее, чем в дальнейшем, связаны с процессамителесного развития. Сознание ребёнка и его переживания зависят от того,какие впечатления из физического окружения он воспринимает своимичувствами. Решающую роль в его научении при овладении прямостоянием иречью, развитии сил переживания и фантазии, интеллекта и мышления играютпримеры из окружающего мира. Основная форма научения в этот период жизни —скачала непосредственное, затем косвенное подражание. Побуждением кподражанию служит то, что ребенок видит и слышит. Воспринимаемое вощущениях или в образах, действует непосредственно, нерефлектированного иведет к соответствующим движениям и жестам. Таким образом, отдача ребенкасвоему окружению ведет к деятельности. Эта подражательная деятельностьсильно влияет на характерное для раннего детства формирование органов.Именно в этом и состоит значение первого этапа жизни для дальнейшегоразвития биографии человека. Это значение давно признано вальдорфской педагогикой. Почти при всехвальдорфских школах есть детские сады, в которых развитие детей в возрастеот 4 до 7 лет стимулируется силами подражания. Учитывается индивидуальностьдетей: от них не требуется определенного поведения, все оформление детскогосада, а также деятельности воспитательницы, направлены на побуждение детейк подражанию. Так происходит обучение в детском саду. Игровой материалподчеркнуто прост. Это способствует пробуждению фантазии. На игру ребенкане оказывается никакого давления. Ежедневное рассказывание и образные игрыпроводятся воспитательницей так, что они через сопереживание и соучастиеребенка одновременно стимулируют развитие речи. Дети знакомятся сразличными видами деятельности (часто в связи с временами года). Через то,как детям преподносятся эти виды деятельности и как они соучаствуют в них(например, от сеяния семян, сбора урожая, молотьбы до выпечки хлеба),происходит наглядное проникновение в жизненные взаимосвязи. Так различнымипутями, соответствующими возрасту, стимулируется развитие интеллекта имышления. Сюда относятся и многочисленные занятия искусством —от рисованиядо хороводов, игр и эвритмии, соответствующей возрасту ребенка. Все этоможет проводиться только в маленькой группе (примерно 25 детей) и так,чтобы начинания, исходящие от воспитательницы, приносили пользу всем детям,без какого—либо даже скрытого принуждения. Подготовка воспитателейвальдорфских детских садов осуществляется в специальных учебных заведенияхмногих стран. Педагогика возраста от 7 до 14 лет. (1- 8 год обучения) В развитии ребенка седьмой год жизни означает глубокое изменение еготелесно—душевной формы. Внешне это проявляется в первом изменениителосложения ребенка и смене зубов. По многим признакам физическогоразвития можно заметить, что силы, которые в раннем детстве действовали вформировании тела, с этого момента больше не действуют в нем. Теперь онистановятся доступными ребенку душевно как две тесно взаимосвязанныеспособности: как способность к образной фантазии, к произвольнымвоспоминаниям в образах, и как способность творческого образного созиданияи переживания. Тем самым ребенок становится способен знакомиться с миром ипонимать мир в образах. По сравнению с прежней связанностью сознания счувственным восприятием это означает начало формирования самостоятельнойвнутренней жизни. Постигать, изучать и понимать — эти способностиреализуются в отделившемся от внешнего мира душевно—внутреннем процессе.Образ означает больше, чем внутреннее представление ощущаемого. В образахфантазии ребенок может схватывать не только отдельное, но и события ивзаимосвязи, не только явление, но и внутренние закономерности, значение исуть. Значение образа состоит и в том, что образ своей наглядностью вотличие от абстрактного характера понятий активно вызывает сопереживаниечерез чувство. Он оживляет и расширяет жизнь чувств. Ребенок еще не может самостоятельно постигать связи и закономерности.Поэтому он хочет узнавать и учиться понимать их при помощи учителя.Учитель, способный преподавать образно, т.е. неинтеллектуально, а,возбуждая фантазию и чувство ребенка, становится для него авторитетом.Образное преподавание — одно из самых универсальных средств воспитания.Образы сказок и легенд, мифологии, саг и биографий оказывают сильноевоздействие на развитие души, установок характера и совести. Образы непринуждают как поучения или авторитарно преподанные ценности. Онивозбуждают в ребенке углубление душевной жизни и собственную нравственнуюволю. Образное преподавание помогает детям обучаться письму и чтению так, чтоэто не является только овладением некой культурной техникой. Занятияискусством развивают чувство формы; культура речи формирует чувство языка извука. На этой основе буква становится для ребенка образом соответствующегозвука, усвоение письма и чтения – результатом более широкогообразовательного процесса. Подобным образом дети подводятся к пониманиючисел и операций с числами. К концу 9-го — началу 10-го года жизни к фантазии добавляется осознанноепонимание внешнего мира. Ребенок приходит к обнаружению двойственности себясамого и окружающего мира. Теперь преподавание должно открыть ребенку мир вразличных проявлениях (от истории до природы) во всём богатстве, смысле егоявлений и событий. Аналитическое рассмотрение может лишь воспитать вподрастающем человеке отчуждение от мира, а предмет преподавания можетстать лишь внешним знанием. В вальдорфских школах учитель в процессепреподавания естественных наук так описывает растения и животных, чтоученики своей фантазией и чувством могут проникнуть в их формы, поведение иотношение к окружающему миру, законы образования и жизни, постичь душевнуюсущность растений и животных. Предшествующие культуры и действующие вистории личности вообще нельзя понять, не привлекая силы фантазии. Образное преподавание развивает в детях мышление, которое проникаетсквозь поверхность вглубь вещей и явлений. Оно ведет учеников ксопереживанию и, следовательно, к расширению мира чувств. Как известно, то,что усвоено через образ и то, что затронуло наши чувства, усваивается лучшевсего. Поэтому образное преподавание имеет особое значение и для развитияпамяти. От учителя оно требует живой духовной проработки и творческойобразной подачи интерната и во всех тех областях, которые здесь неупоминаются. Особое значение при воспитании имеют в первые восемь лет учебытакже уроки искусства и труда (см. гл. «Преподавание искусств и ремёсел»). Процессы формирования души требуют, чтобы один и тот же учитель напротяжении многих лет следовал за учеником, сопровождая его развитие.Поэтому в течение первых восьми лет обучения основные предметы для каждогокласса преподаёт один и тот же классный учитель. За эти восемь лет онежедневно дает в своем классе по крайней мере один сдвоенный урок в течениедвух часов. Поэтому он близко узнает каждого ученика и его особенности.Таким образом, преподавание и воспитание могут слиться. Преподавание после 14 лет (9—12 год обучения) Во время полового созревания и второго изменения телосложения молодойчеловек претерпевает такие же значительные изменения, как и при сменезубов. Благодаря сильному импульсу роста в пубертатнный период, в своихконечностях и в своей воле подросток вступает в более глубокую связь ссилой тяжести; при ломке голоса появляется индивидуальный тембр; в такназываемых вторичных половых признаках тело получает сильный душевныйотпечаток. Эти процессы вместе с половой зрелостью являются выражениемединого явления: молодой человек осознает свое собственное личное существо.При переходе от детства к юности человек начинает свободнее исамостоятельнее вступать в соприкосновение с окружающим миром личнымисипами своей души, т.е. чувством и волей. Его стремление к внутренней ивнешней самостоятельности особенно ярко выражается в новой установке —вырабатывать взгляды, ориентировку и цели, исходя из своих собственныхоценок. Личное обращение к окружающему миру позволяет молодому человеку статьчеловеком своего времени. Внутри него оживают идеалы и жизненные цели. Наих основе и на основе приобретшего личностный оттенок чувства молодойчеловек ищет — сначала неуверенно и неумело — личную связь с миром иосознанное отношение к самому себе. Отсюда появляются новые требования кпреподаванию, касающиеся как содержания, так и метода. Вместо образногопреподавания теперь используются методы, развивающие в молодом человекеспособность к суждению, ориентированную на разнообразие мира. Теперь вразличных предметах (родной язык, история, естественные науки и пр.) онучится тщательно изучать материал, точно наблюдать за явлениями иэкспериментами. Одна из задач учителя в этот период состоит в том, чтобыфакты преподносились обозримым образом и так, чтобы ученик смог выработатьна них способность ясного суждения. При выработке суждения молодой человекучится на феноменах выявлять в своем мышлении понятия и идеи, котороевыражают духовные связи. Тем самым преподавание основных предметов приобретает более научныйхарактер. Но речь не может идти о том, чтобы навязывать молодому человекугипотезы и модели, т.е. мысли и аргументы других людей. Преподаваниенуждается в преимущественно феноменологической ориентировке. Моделиобсуждаются во вторую очередь. Когда они основываются на собственной оценкеученика, то теряют скрытый догматизм, парализующие действующий на людейэтого возраста, который слепую веру выдает за научное знание. Образование способности суждения связано с развитием личного взгляда намир. Чтобы при преподавании истории искусств прийти к оценке произведенияискусства (пластика, живопись или архитектура), молодой человек долженсначала вжиться в него, а у ж потом он сможет дать оценку его качества исравнить с другими произведениями. Это ведет к воспитанию эстетическогопереживания. Чтобы в биологии постичь принципы живого развития и вынестисуждение, молодой человек должен развивать способности сотворчески вникатьв суть живого существа на разных стадиях развития. Великие произведениялитературы откроются ему только в том случае, если будет достаточно зрелымего понимание человеческой судьбы, человеческих характеров и т.п. То жесамое относится и к математике, физике и др. Таким образом способностьсуждения тесно связана с человеческой личностью и ее развитием. Важно,чтобы действующий в подростках и молодых людях дух не приобрел бынеполноценной формы ни к чему не обязывающей и повсюду одинаковойинтеллектуальности. В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентациямолодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессыэкономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаютсяточно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированномуРудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни. Заключение Что же лежит в основе различий между методами преподавания в обычной ивальдорфской школах? Прошлые десятилетия показали недостаточностьтрадиционных научных объяснений и подходов во многих областях жизни.Аналитический, количественно ограниченный взгляд на природу и человекаблокирует доступ к более глубоким пластам действительности. Преодолениеэтого суждения стало жизненной проблемой. Поэтому придерживатьсягосподствующих в прошлом взглядов было бы фатальным анахронизмом, даже еслиинстанции школьной администрации придают ему юридическую силу. Вальдорфскиешколы стремятся посредством образного и феноменологического преподавания,развития фантазии и художественного понимания мира разбудить в ученикахспособности, которые выведут их за рамки упрощенной и ограниченнойинтерпретации. Речь идет о познании и поиске истины. Напротив, однозначносвязано с мировоззрением, например, преподавание на базе позитивистскихнаучных взглядов; оно приносит вред, т.к. сдерживает душевное и духовноеразвитие. Здесь можно найти ответ еще на один критический вопрос, обращенный квальдорфским школам. Он касается христианского характера вальдорфскойпедагогики и антропософии. Этот вопрос возникает, если сузить понятие«христианский» до конфессиональных форм христианства. В связи с этимуказывают на определённые антропософские взгляды (реинкарнация,космология). Однако попытки проверить, могут ли эти взгляды помочь глубжепонять связь человека с Божественным, чем церковные догмы, как правило, непредпринимаются. Утверждение, что антропософия якобы не знает понятияблагодати и является сомнительным предприятием по самоспасению, основанона недостатке информации. Стремление преобразовать собственное существо увсех великих личностей христианства являлось основой более глубокогослужения Христу. Этого нельзя забывать, когда анализируется вальдорфскаяпедагогика и антропософия. Вальдорфские школы убеждены в том, чтовоспитание без религии является неполным. Поэтому ученики имеютконфессиональные уроки религии по желанию родителей различныхконфессиональных групп. Если они не участвуют в них, то им даётсяпредставление о христианском мировоззрении на так называемых свободныхуроках христианской религии. Последние дополняются обычными уроками,которые ведут к такому пониманию мира, при котором не затемняется духовноеи божественное. Так вальдорфские школы пытаются преодолеть дилемму, котораявозникает, когда содержание материалистической интерпретации мира впереживаниях учеников постоянно подвергает сомнению религиозную жизнь. ЛИТЕРАТУРА1. Э.М. Краних. Свободные вальдорфские школы. М: «Парсифаль» 1993.2. Франс Карлгрен. Антропософский путь познания. М: «Алфавит» 1991. Содержание Стр.ВведениеВальдорфские школы - свободные общеобразовательные школыСистема воспитания в вальдорфской школеЗаключение




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Вольдорские школы iconВольдорские школы
С конца 80-х годов над Землей провеял дух свободы. Рудольф Штейнер главную свою философскою книгу назвал «Философия Свободы». Современная...
Вольдорские школы iconПоложение о совете школы №41 Вахитовского района г. Казани
Совет школы (далее — Совет) является коллегиальным органом самоуправления, осуществляющим в соответствии с Уставом школы решение...
Вольдорские школы iconОтчет директора школы №38 за 2011/2012 учебный год
Законом об образовании, Законом «О языках Республики Татарстан», Уставом школы, перспективным и годовым планами школы. Педагогический...
Вольдорские школы icon2. Основные задачи родительского комитета школы
Родительский комитет школы является коллегиальным органом управления школой в соответствии с Уставом школы
Вольдорские школы iconДоклад утверждается управляющим советом Школы, подписывается директором Школя совместно с председателем управляющего совета Школы
В подготовке Доклада принимают участие представители всех групп участников образовательного процесса: педагоги, администрация Школы,...
Вольдорские школы icon«Бийкинская средняя общеобразовательная школа» Социальные особенности школы
Публичный доклад подготовлен администрацией школы с целью: информирование сообщества об образовательной деятельности школы
Вольдорские школы iconУтверждаю директор гоу школы-интерната №33 З. Я. Исаев План работы над методической темой школы и округа
Утверждение методической темы школы на 2011 – 2012 учебный год «Совершенствование в создании комфортной детско-взрослой образовательно-культурной...
Вольдорские школы iconА. Ш. Бромберг
Программа информатизации для перехода школы из типичной группы 4 «Школы с высоким удельным техническим оснащением» в группу 5 «Школы...
Вольдорские школы iconПлан Введение. Основоположник исторической школы Основные этапы исторической школы Германии Главные идеи исторической школы Методологические особенности Заключение Список использованной литературы Введение
Оппонентом классической школы, возникшей в целом в Англии — Франции, стала историческая школа Германии
Вольдорские школы icon«утверждаю» Директор школы №506 / Крылова Г. А
Фгос начального образования, образовательной программы школы, программы развития школы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы