А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит icon

А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит



НазваниеА. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит
Дата конвертации13.08.2012
Размер213,28 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>



План.


1. Введение.


2. Психологические особенности старшего школьного возраста.


3. Профориентирование старшеклассников.


4. Влияние коллектива на развитие личности подростка.


5. Индивидуальный подход в воспитании старшеклассников.


6. Влияние здоровья на развитие личности старшеклассника.


7. Заключение.


8. Список используемой литературы.


9. Приложение.


«Гражданина страны может воспитать
человек, который сам является гражда-
нином высокой нравственности. Патриота
и интернационалиста может воспитать
человек, пронизанный сам глубоким чувст-
вом патриотизма и интернационализма.
Личность может быть воспитана лич-
ностью. Действительно гуманную педаго-
гику может строить гуманной души
человек».


А.Ш. Амонашвили


Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит воспитания у нашей молодёжи нравственности. Требуют серьёзного внимания проблемы гражданско-патриотического, трудового, семейного воспитания, а по большому счёту формирование ответственного поведения в любой сфере жизнедеятельности.

Главным и постоянным требованием, предъявленным к воспитанию, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных факторов успешная воспитательная работа невозможна. Все эти свойства не являются врождёнными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой воспитателя над собой.

Влияние воспитателя на развитие личности подростка играет огромную роль в его дальнейшей жизни, кем он вырастет, каким он станет человеком. Старший школьный возраст, так называется ранняя юность, охватывает развитие детей с 15 до 17 лет, что соответствует возрастной категории учеников 10-11 классов общеобразовательной школы. Старший школьный возраст – период становления человека как гражданина. В этот период происходит социальное самоопределение человека, его активное включение в общественную жизнь, а также формирование духовных качеств.

Повышается уровень интеллектуального подхода при восприятии, память, воображение и другие психические процессы; они всё больше приобретают черты произвольности. Старшие школьники могут сознательно использовать приёмы рационального запоминания учебного материала и логически его распределять. В старшем возрасте складываются предпосылки для регуляции поведения. Возникают особенности познания: когда любое явление может быть рассмотрено с разных сторон. Идёт развитие темперамента. Тип темперамента не меняется; происходят изменения в степени выраженности чувств. Юноши менее эмоционально возбуждены, менее тревожны, более эктравертированы. Свойства темперамента продолжают проявляться в симптомокомплексе свойств. Поэтому очень важно знать индивидуальные черты каждого подростка, изучить его характер, темперамент. А зная личность, легче активно воздействовать на неё. Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая её негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип. С ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

У старших школьников психика начинает проявляться целостно. Происходит становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности: они начинают осознавать себя более умными, чем были ранее, и более взрослыми. Идёт серьёзное развитие эмоций и чувств. Возникает осознанность настроений, саморегуляция. То, что интересует, переживается глубоко эмоционально.

Педагогический коллектив и воспитатели должны опираться на самостоятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу. Там, где этого нет, появляется мотив разграничения и даже противопоставления школы и «настоящей, взрослой» жизни. Значительно более сложными и дифференцированными становятся в старшем школьном возрасте и отношения с преподавателями, воспитателями и к ним. Так же, как и родители, воспитатель занимает в сознании школьника ряд ипостасей, соответствующих выполняемым функциям. Это замена родителей, власть, распоряжающаяся наказанием и поощрением, авторитетный источник знаний в определённой области, а также старший товарищ и друг. Младший школьник не различает этих функций, воспринимая учителя в целом и оценивая по тем же критериям, что и родителей. С возрастом положение меняется.

Старшеклассник уже не видит в преподавателе и воспитателе подобия или воплощения отца и матери. Учительская власть уже невелика, она становится даже меньше, чем власть спортивного тренера, могущего отстранить нерадивого от тренировки. Учитель же этого сделать не вправе. В образе идеального воспитателя на первый план выходят его индивидуальные человеческие качества.

Это способность воспитателя к пониманию, эмоциональному отклику, сердечность. Таким образом, в воспитателе и педагоге старшие школьники хотят увидеть старшего друга. На втором месте стоит профессиональная компетентность воспитателя, уровень знаний, интеллектуальность. И даже образование. На третьем – умение справедливо распоряжаться данной ему властью. Эти качества, к сожалению, не всегда сочетаются в одном воспитателе или педагоге. Как следствие – дифференциация в оценке учителей, воспитателей и отношений к ним. В принципе, старшеклассник готов удовлетвориться более или менее специализированным отношением интеллектуального свойства. Преподаватель или воспитатель, отлично знающий и преподающий свой предмет, обладающий выше перечисленными качествами, обычно пользуется уважением, даже если у него нет эмоциональной близости с учениками. Но, вместе с тем, старшекласснику очень хочется встретить в лице воспитателя настоящего друга, причём уровень ученических требований к этой дружбе весьма высок. Привязанность к любимому учителю или воспитателю нередко имеет характер безоглядной преданности. В этом возрасте очень часто происходит расхождение в оценке одних и тех же психологических ситуаций или явлений. Чтобы сохранить психологический контакт со старшеклассниками, воспитатели должны самым серьёзным образом учитывать повзросление детей, отказываясь от авторитарных методов воспитания, даже если они казались успешными раньше. Необходимо постоянно стимулировать развитие самовоспитания.

Юношеский возраст характеризуется не просто увеличением объёма знаний, но и громадным увеличением и расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие конкретных фактов к немногим общим принципам. Появляется интерес к будущей профессиональной деятельности.

Поэтому важно уделить больше внимания профориентированию подростка, расширить его кругозор по существующим профессиям, по профессиям, которые действительно полезны другим людям, обществу. Интерес к профессии чаще всего большей частью порождается знакомыми и друзьями. Как правило, предпочитают профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На второе место ставится возможность делать что-то своими руками, творческий характер труда. Третье место отводится условиям труда и подвижности работы. Наименее популярны у старшеклассников медицина, педагогика, биология, химия. Высоко котируются электрорадиотехнические специальности и юриспруденция.

Следует отметить, что многие кадеты ещё не видят разницу между такими понятиями как профессия, специальность, квалификация, должность. К числу профессий они могут отнести и академика и лаборанта. Иногда профессией называют должность руководящего работника – начальник, директор, председатель, министр.

Временами у подростков отсутствует ценностная ориентация на конкретную работу, профессию. О необходимости совершенствовать работу по профориентации учащихся старших классов говорит ещё тот факт, что среди перечисленных профессий отсутствуют необходимые, но нужные профессии, характерные для данной местности, города, а также не упоминаются новые перспективные профессии. Некоторые массовые профессии: сварщик, строитель, крановщик и т.д. – считаются старшеклассниками непрестижными и непривлекательными. И при этом, останавливая свой выбор на престижной, на свой взгляд, профессии, школьники выбирают её по внешним признакам, не отражающим сути избираемой профессии.

Подобная ориентация профинтересов и намерений объясняется несколькими причинами. Первая – в профработе со старшим школьным возрастом не в полной мере учитывается такая особенность возраста, как развитие новой структуры, потребностей и мотивов, основным мотивом является стремление быть полезным другим, всему обществу. А кроме этого, участвовать в общественно-полезном труде. Второе – отсутствие у старшеклассников опыта учебно-производственной деятельности и эпизодический характер профориентационной работы приводят к неразвитости у них самооценки, завышенного уровня притязаний, пренебрежительного отношения к рабочим профессиям, процент ориентированных на простые, но нужные массовые профессии пока низок.

Интересно отметить, что многие типизируют профессии по половому признаку (мужчина не может быть продавцом, фармацевтом, ткачом и т. д.). Подобные представления влияют на их ценностные ориентации и профессиональное самоопределение. Поэтому влияние воспитателя, родителей, семьи на развитие ценностных ориентаций на профессию не подлежит сомнению, и особенно в старших классах профориентированию нужно уделять особое внимание.

А так как кадеты большую часть своего времени находятся вне семьи и родителей, то работа по профориентации в основном ложится на воспитателя и педагогов, и от них, в основном, зависит то, кем станут их воспитанники, в какой области экономики они принесут большую пользу государству, людям.

Очень важную роль в развитии личности кадета старшего класса играет коллектив. Развитый коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Именно в развитых формах социально одобряемой деятельности формируется умение подростка учитывать интересы, позицию другого человека и соответственно этому ориентироваться в своём поведении. Как инструмент воспитания, влияния на личность, коллектив должен быть хорошо организован взрослым. Активно включая детей в решение социально важных задач, такой коллектив обеспечивает многообразные формы общения, обуславливает возможности развития индивида как личности. Необходимо подчеркнуть, что воспитание подростков в коллективе – это не один из ряда важных воспитательных принципов, а особый, качественно своеобразный подход к формированию растущего человека как личности. В дружном, сплочённом коллективе воспитателю значительно проще воздействовать на развитие личности через коллектив, потому что для каждого члена коллектива общественное дело становится потребностью. Коллектив должен воспитывать товарищество, взаимопомощь, организованность, дисциплинированность. Необходимо добиться правильного понимания коллективом старшеклассников своих задач.

Если коллектив злоупотребляет правом воздействия на отдельных членов, он тормозит духовное развитие личности и, следовательно, сохраняет лишь видимость коллектива. Если своими правами злоупотребляют отдельные воспитанники (более агрессивные и сильные) – это открывает простор для произвола, порождает высокомерие, душевную чёрствость. Поэтому командиры отделений и зам.ком.взвода должны умело пользоваться правом наказания. Макаренко А. С. писал: «Когда подростки охотно участвуют в производительном труде, в работе, имеющей общественное значение, они остро чувствуют необходимость объединить свои усилия, чтобы добиться успеха. Когда коллектив сживается в дружную семью, уже один образ коллективной работы захватывает как приятная близкая перспектива.» (Сочинения, т. 5, с. 77).

Высокая взыскательность должна проявляться в стремлении к совершенствования жизни коллектива. Чувство нового в большей мере присуще юности. Однако старшекласснику часто не хватает опыта для правильной оценки окружающей действительности. Очень важно поэтому, поддерживая способность к критике, воспитывать вместе с тем у детей уважение к авторитету старших и культивировать высокую требовательность каждого члена коллектива к себе, стремление к самовоспитанию.

Потребность в самосознании и самовоспитании порождается требованиями жизни, и прежде всего тем, что юноша должен осознать свои возможности перед лицом тех изменений в его жизни, которые должна принести начинающаяся в ближайшем будущем трудовая деятельность. В случае, если между уровнем потребностей развивающейся личности (её «притязаниями») и её возможностями наблюдается сколько-нибудь существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.

В развитии сознания в юношеском возрасте значительную роль играют суждения других людей, и прежде всего оценка личности родителями, воспитателями, сверстниками, мнения коллектива. Это предъявляет серьёзные требования к педагогическому такту родителей и воспитателей, требует индивидуального подхода к каждой личности со всем строем её индивидуальных особенностей. Учитывая своеобразие личности учащегося, воспитатель должен планировать конкретную систему воспитательных воздействий, успешность которой зависит в первую очередь от тех отношений, которые складываются между воспитателем и его воспитанниками, и, следовательно, от личности воспитателя.

Каждый подросток представляет собой неповторимую индивидуальность с присущими только ей особенностями. Ещё А. С. Макаренко говорил: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера…». И далее: «Я увидел в своей воспитательной работе, что да, должна быть общая программа, «Стандартная», и индивидуальный корректив в ней». Индивидуальный подход даёт возможность воспитателю и педагогу выявить направленность личности каждого подростка, его склонности, интересы. Индивидуальный подход должен применяться как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Старшеклассник реагирует на воспитательные воздействия по-разному в зависимости от ранее сложившихся черт его личности, от причины, вызвавшей поступок, на который это воздействие направлено, от его отношения к данному воспитательному воздействию, от взаимоотношений с воспитателями, а также с окружающими детьми и взрослыми. Отсутствие индивидуального подхода при организации воспитателем педагогических воздействий нередко ведёт к тому, что они или вообще не оказывают влияния на подростка, или их результат оказывается неожиданным для взрослых. Для осуществления индивидуального подхода воспитатель должен постоянно наблюдать и изучать учащегося в процессе их деятельности, так как ему необходимо знать индивидуальные особенности детей и понимать причины тех поступков, которые требуют применения воспитательных воздействий. Одинаковые на первый взгляд поступки могут быть вызваны самыми различными причинами, а успех педагогических воздействий зависит, в первую очередь, от того, найдена ли была подлинная причина этого поступка и соответствует ли ей принятая мера.

Воспитание у старшеклассников какого-либо качества личности зависит от того, как построена его деятельность, какой характер она носит. Определяющими при этом являются потребность подростка в данной деятельности, её мотивы, связанные с ней эмоциональные переживания и взаимоотношения, которые складываются у кадет с коллективом и с окружающими его взрослыми людьми. Деятельность, в выполнении которой у подростка нет потребности, побуждаемая мотивами, противоположными тем, которые воспитатель стремится у него воспитать, или сопровождаемая отрицательными эмоциональными переживаниями, не может привести к формированию проектируемых воспитателем качеств личности. Если старшеклассник учится движимый таким мотивом, как страх наказания, желание получить обещанный подарок, выделиться среди товарищей, то у него не только не сформируется чувство ответственности, но даже могут воспитаться отрицательные качества личности: честолюбие или же покорность, пассивность. Необходимо создать такие взаимоотношения в коллективе, при которых невыполнение учебных обязанностей, нарушение дисциплины будет вызывать у старшеклассников чувство стыда и недовольства собой, а хорошее выполнение – чувство удовлетворения. Учась в школе, дети сталкиваются с самыми различными требованиями, предъявляемыми к качествам его личности, к его умениям и поведению. Тот или иной кадет из-за своей неподготовленности может оказаться не в состоянии ответить каким-либо из этих требований. Однако он должен включиться в школьную жизнь, как-то приспособиться к этим требованиям, искать выход из трудного для него положения. Когда этот выход найден стихийно, без активного вмешательства воспитателя, педагога, у школьника могут возникнуть и закрепиться отрицательные привычки и способы поведения, часто дающие лишь видимость выполнения стоящих перед ним требований. К нежелательным чертам личности и привычкам поведения нередко присоединяются отрицательные эмоциональные переживания, связанные с учением, школой, воспитателем, и возникает, так называемый, смысловой барьер, когда кадет оказывается совершенно невосприимчивым к некоторым педагогическим воздействиям. При наличии смыслового барьера старшеклассник даже и в тех случаях, когда он хорошо понимает и умеет выполнить то, что требует от него воспитатель, как бы не «принимает» это требование и упорно его не выполняет.

Нередки случаи, когда именно из-за наличия смыслового барьера тот или иной ученик сопротивляется попыткам педагога, воспитателя и всего коллектива оказать ему помощь, необходимость которой он иногда даже хорошо осознаёт сам. Надо учитывать, что внешне одинаковые поступки могут побуждаться совершенно различными мотивами и требовать неодинаковых воспитательных воздействий. Трудности выявления мотивов нередко приводят к тому, что воспитатель приписывает поступкам кадета не тот мотив, который имел место в действительности. Кадет, не соглашаясь с приписываемыми ему мотивами, не согласен и с воздействиями, которые влечёт за собой этот поступок. Это несогласие и внутренний протест вызывают чувство обиды, переживание незаслуженного наказания, несправедливости, непонятности. Между кадетом и воспитателем нарушается контакт, исчезает взаимопонимание. Значение проводимых мероприятий для педагога, воспитателя будет в одном, а для ученика – в другом. Возникает смысловой барьер: теперь все педагогические воздействия вообще не будут по-настоящему влиять на старшеклассника, пройдут «мимо него». Они привыкают к этим воздействиям, отмахиваются от них, даже не задумываясь над их смыслом. Особенно часто возникает смысловой барьер в случаях многократно повторяемых словесных воздействий, - выговор, нотация и др. Это происходит потому, что они не приобретают для подростка того смысла, не имеют того значения, на которое рассчитывает воспитатель или педагог.

Например, у старшеклассника не воспитано ответственное отношение к учению, и он не желает готовить уроки. Педагог выговорами, нотациями, убеждениями рассчитывает вызвать у него необходимое переживание, связанное с его недобросовестным отношением к занятиям. Однако, поскольку у ученика нет стремления и желания добросовестно готовить уроки, то выговоры и нотации учителя приобретают для ученика смысл придирок, излишних разговоров, и он игнорирует их.

Отрицательные эмоции, возникающие у подростка в результате незаслуженного наказания, слишком трудного требования, проявленной к нему несправедливости также могут вызвать смысловой барьер. Так, плохая отметка, кажущаяся школьнику несправедливой, может вызвать у него обиду. Если это переживание не будет снято (что нетрудно сделать, показав ему ошибочность его ответа и справедливость отметки), это отрицательные эмоции могут распространиться на его отношения к данному предмету, к данному лицу и даже вызвать отрицательное отношение вообще к учительской деятельности.

Основным путём преодоления смыслового барьера, если он уже возник, является выяснение причины его возникновения и организация на этой основе таких воздействий, которые направлены на изменение отношений между кадетами и воспитателем и на установление между ними контакта и взаимопонимания. Ведь недаром же говорят: «Счастье – это когда тебя понимают».

После уничтожения смыслового барьера можно добиться, чтобы подросток принял цели, которые перед ним поставил воспитатель или коллектив, и начал к ним стремиться. Целесообразно общие недифференцированные цели дифференцировать, т.е. превращать в индивидуальные конкретные цели, направленные на конкретные поступки. Наибольший воспитательный эффект достигается, если воспитатель организует свою работу так, что эти цели выступают для старшеклассника как требование всего коллектива. Общие цели придают смысл всем частным, конкретным поступкам. Но любые намеченные цели приведут к ожидаемому воспитателем результату только в том случае, если предлагаемые воспитаннику дела и способы поведения не навязываются ему, выполняются им не по принуждению, а потому, что он сам убеждён в их пользе и сам к ним стремится. Важная задача – организация контроля за деятельностью старшеклассника. Функция контроля заключается в основном в оказании помощи и в подчёркивании положительных сдвигов, происходящих у детей.

Предоставленный самому себе, даже при заранее разработанных путях и способах поведения, кадет часто оказывается не в состоянии самостоятельно преодолеть эти трудности (особенно это относится к неуспевающим и недисциплинированным детям). Контроль приобретает новое, очень важное значение, когда подросток овладевает формами самоконтроля, т.е. когда ученик сам определяет задания и приёмы их выполнения, затем сам учитывает результат своей работы. Такой самоконтроль является одним их основных путей овладения учеником своим собственным поведением. Он начинает часто сам искать новые пути достижения цели, учится анализировать своё собственное поведение. Поощрение, даже если достигнутые результаты ещё и не очень велики, вызывает у школьников переживание успеха. Появляются положительные эмоции.

В практике воспитания должны иметь место оба вида: и работа с отдельным кадетом, и работа со всем коллективом. При этом работа с коллективом, перед членами которого стоит одинаковая воспитательная задача, как показывает опыт, составляет основу педагогической деятельности воспитателя и позволяет ему более правильно осуществлять индивидуальный подход к каждой личности. Это объясняется тем, что большинство видов воспитательных воздействий, которые должны быть направлены на отдельного кадета, не могут проводиться изолированно, без воздействия детского коллектива. Быть требовательным к себе, научиться сочетать руководство коллективом с искусством индивидуальной воспитательной работы, учить детей справедливости, внимательности друг к другу, нетерпимости к проявлениям формализма – прямая обязанность воспитателей и педагогов.

Губительно для развития личности старшеклассника и в целом всего коллектива, когда воспитатели и педагоги заботятся лишь о внешнем благополучии, не вникают в истинные мотивы поступков ребят, скрывают отдельные конфликты, возникающие в коллективе. Элементы формализма проникают и в детскую среду. Они проявляются в том, что детский коллектив или его руководители не знают интересов отдельных его членов, без нужды пренебрегают этими интересами, сгоряча предъявляют необоснованные требования и обвинения, ставят на первый план внешние показатели, а не пользу дела. Эти отрицательные явления можно предупредить, если конфликты не затушёвываются, а разрешаются, и на этом воспитываются честность и принципиальность, наряду с требовательностью поощряется и отзывчивость, успехи коллектива рассматриваются и оцениваются не формально.

Очень важно поддерживать способность к критике, к самокритике, уважению к авторитету старшего поколения и культивировать высокую требовательность к себе, стремление к самовоспитанию.

В здоровом коллективе критическое отношение к недостаткам соединяется с чувством достоинства, гордости своим коллективом. Взаимоотношения коллектива и личности составляют важнейший объект воспитания. И чем глубже и многограннее эти взаимоотношения охватывают все стороны жизни юной личности, тем более целостным становится весь процесс воспитания.


Влияние здоровья на развитие личности

старшеклассника.

Современная цивилизация, отчётливо проявившая в последние десятилетия откровенно техногенную направленность, придала прогрессу однобокий характер. Физическая немощь человека становится чуть ли не признаком высокой духовности, во всяком случае, физическое развитие часто противопоставляют интеллектуальному. В то же время объём знаний, преподаваемых в школе, с каждым годом увеличивается и порой становится непосилен для усвоения школьниками, здоровье которых год от года ухудшается.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учёбе является плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание». Наш опыт, как и исследования зарубежных коллег, свидетельствует: здоровому образу жизни учащихся нужно обучать с первого класса.

Но нормам и навыкам здорового образа жизни специально нигде и никого не учат. Недостаточен уровень объективных знаний о здоровье. Увеличивая время просмотра телепередач и занятий на компьютере, нынешние дети утрачивают жажду к активным играм, у них развивается стойкое угнетённое настроение, усыпляется инстинкт самосохранения, воля к жизни. Происходит дезориентация личности. У таких подростков неизбежны психологические срывы, им сложнее вступать в реальную «взрослую» жизнь. А новое тысячелетие заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда большего успеха в жизни и карьере добьются более здоровые и образованные сверстники. Поэтому, занимаясь укреплением здоровья кадет и профилактикой заболеваний, мы можем реально сократить постоянно увеличивающееся число больных, повысить эффективность системы образования. А для этого необходимо разработать отдельную программу оздоровления кадет НКК, обеспечить безопасную и здоровую среду в помещениях для питания, спальных корпусах, игровых залах, площадках, воспитывать чувство ответственности за своё здоровье; демонстрировать реалистичный и привлекательный диапазон средств для выбора здорового образа жизни; обеспечить базу данных информации о здоровье; развивать хорошие, здоровые межличностные отношения в коллективе.

Необходимы обзорные лекции медицинского персонала о здоровом образе жизни, профилактике заболеваний среди кадет.

Другой, пожалуй, важнейшей проблемой оздоровления школьников является сотрудничество и партнёрство с родителями. У многих кадет отсутствуют отцы, а так как воспитывают их в основном мамы, то это зачастую приводит к дисгармоничному развитию личности. К таким детям нужен особый подход воспитателей, педагогов. Им очень нужна помощь опытного психолога, и поэтому очень важное значение имеет создание эффективной психологической службы.

Из всего вышесказанного особенно важным считаю и буду считать – не дать подростку повода разувериться в своих силах, в своих возможностях. Мы должны и призваны воздействовать на личность старшеклассника не только знаниями, не только учебными планами, а всем укладом своей жизнедеятельности, - своей идеологией, духом, сложившимся стилем общения «взрослый-подросток», материально-техническим оснащением, образовательными технологиями, окружающей его обстановкой, наконец, своим личным примером.

Взять, к примеру, идеологию. Идеология для нас – не просто некий набор идей, поступков и так далее.


Идеология – это:

  • наша эмблема, флаг, клятва кадета, гимн;

  • девиз, дух, заветы кадета;

  • список основных человеческих ценностей;

  • традиции кадетского движения.



И, наконец, это определённый информационный блок знаний о том, как устроено общество и каким законам оно подчиняется. Знание всего этого кадетами помогает, во-первых, определиться во взглядах на место человека, каждого из нас в этом обществе, а во-вторых, понять, как он должен вести себя, как выстраивать свои отношения с обществом, с другими людьми в своей будущей уже «взрослой» жизни.

Мне всегда помогает главная наша идея – помочь ребятам стать людьми умными, добиться успеха в жизни, а следовательно, мы не имеем права выглядеть в глазах наших учеников и их родителей неудачниками или даже растерявшимися.


И мы всегда повторяем ребятам: «Помните! В Вас есть всё. Главная ваша надежда – на вас самих. Но и самый страшный, самый коварный, самый беспощадный ваш враг – тоже в вас.

Пусть вас не смущают неудачи, потому что на выбранном вами пути и они – шаг вперёд».


И в заключении я бы хотел дать рекомендации всем воспитателям, педагогам из замечательной книги А.Ш. Амонашвили «Школа жизни». Хотя эти рекомендации не охватывают полной гармонии гуманно-личностного общения воспитателя с детьми, тем не менее они могут оказать содействие воспитателю, педагогу в его попытках делать первые шаги в сторону гуманизации своего педагогического процесса. (См. приложение)


Приложение


Некоторые советы и рекомендации воспитателям

и педагогам.

(Из книги А.Ш. Амонашвили «Школа жизни»)



  • Проявляйте живой интерес к жизни ребёнка, к его радостям, огорчениям, стремлениям, успехам, неудачам, к его личностным переживаниям, выражайте ему сорадость, сочувствие.

  • Умейте вызывать сотрудничество не только в поступках, но и в мышлении.

  • Любите смеяться вместе с детьми, веселитесь, играйте, шалите вместе с ними.

  • Своё возмущение поведение ребёнка выражайте ноткой намёка на то, что вы от него этого не ожидали, что у вас о нём более высокое представление.

  • Удивляйтесь, восхищайтесь, радуйтесь, когда тот или иной ребёнок совершает достойный поступок, мыслит сосредоточенно.

  • Пишите письма родителям с положительной оценкой поступка Ребёнка, по поводу достижения успеха в учении, спорте, по любому значительному поводу, достойному одобрения.

  • Провоцируйте дискуссии детей с вами, давайте им возможность доказывать вам, объяснять ошибку, опровергать ваши утверждения.

  • Размышляйте вслух сами, чтобы давать детям образцы: как думать, как искать решения задачи.

  • Не ставьте одного ребёнка в пример другому ни в прилежании, ни в поведении.

  • Выражайте детям свою благодарность за содействие в проведении интересного урока.

  • Проявляйте своё оптимистическое отношение к возможностям Ребёнка, особенно когда его постигает неудача.

  • Развивайте в детях уважение к произносимым словам. Они должны понять, что каждое слово – как стрела громогласная, каждое слово – как печать мысли.

  • Развивайте в себе великий дар терпения. Творческое терпение творит мощь, и с каждым часом напрягается действительность.

  • Следите за чистотой вашей речи, не допускайте её загрязнения.

  • Уберегите детей от всего ложного, от дурной музыки, от сквернословия. Мускулы не должны забивать им ум и сердце.

  • Нужно изгнать все слова отрицания. Отрицающий беден, утверждающий богат. Отрицающий недвижим, утверждающий устремлён. Невежество – мать отрицания. Грубость унижает человека. Грубость есть мрак невежества. Жестокость должна быть искоренена: не только жестокость действий, но и жестокость мыслей; последняя хуже самого действия.

  • Один час дельной беседы может навсегда озарить сущность подростка.


«Личность воспитывается Личностью».

«Доброта воспитывается Добротой».

«Сердце воспитывается Сердцем».

«Благородный человек воспитывается

Благородным человеком».


Используемая литература.



  1. А.С. Макаренко «Сочинения, т. 5, М., 1958.




  1. В.А. Сухомлинский «Воспитание коллективизма у школьников».

М. 1956.


  1. Т.Е. Конникова «Организация коллектива учащихся в школе».

М., 1957.



  1. И.Ф. Свадковский «Нравственное воспитание детей». М., 1962.




  1. Н.Ф. Добрынин «Проблема активности личности». М., 1974 г.




  1. В.А. Крутецкий, Н.С. Лукин «Очерки психологии старшего школьника». М., 1963 г.




  1. Б.М. Теплов «Проблемы индивидуальных различий». М., 1982.




  1. А.Л. Шнирман «Коллектив и развитие личности школьника». М., 1964.




  1. Педагогическая энциклопедия, т. 1; 2 1965 г.




  1. А.Ш. Амонашвили «Школа жизни» 2002 г.




  1. «Семья и школа». Журнал 1978 г.




  1. Д.Б. Эльконин «Детская психология». М., 1965 г.



Краевое бюджетное государственное

образовательное учреждение,

кадетская школа-интернат

«Минусинский кадетский корпус»


Методическая разработка

Тема: «Влияние воспитателя на развитие

личности кадета старшего класса»


Выполнил:

воспитатель 10 класса МКК

РАССКАЗОВ Ю.В.


2009 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconФормирование и реализация молодежной политики в рт: Система органов государственной власти и управления. Содержание. Введение
Деятельность Госкомитета по делам детей и молодежи. Приоритетные направления в реализации мп
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconПоложение о конкурсе грантов президента Республики Дагестан в области молодежной политики
Цель конкурса – стимулирование деятельности молодёжи в различных направлениях молодёжной политики
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconФедеральный закон о государственной молодежной политике в Российской Федерации Глава Общие положения
Российской Федерации целостной государственной молодежной политики как важного направления государственной политики в области социально-экономического...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconДепартамент семейной и молодежной политики Управление Центрального административного округа
Перспективы развития молодежной политики и насущные проблемы студенческих организаций обсудили участники совещания по координации...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconПлан мероприятий Федерации профсоюзов Республики Башкортостан по реализации Концепции молодежной политики
Разработать и внести в законодательные органы власти рб предложения по совершенствованию нормативной правовой базы социально-трудовых...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconСтратегия государственной молодёжной политики
Стратегия государственной молодежной политики (далее Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconМинистерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Оно требует использования огромного объема природных ресурсов. В настоящее время общая площадь разрушенных земель составляет около...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconРеферат по истории
Великобритания после выборов 1997 года: обычная смена власти или прорыв в XXI век?
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconIi карл клаус как человек и гражданин
...
А. Ш. Амонашвили Сегодня нельзя обойти вниманием такую острейшую проблему, как воспитание молодёжи. Реализация на всех уровнях власти эффективной молодёжной политики. Вступив в новый XXI век, мы ясно осознаём дефицит iconЯвляется актуальной, так как сегодня, в век технического прогресса, в мире происходят различного рода аварии, катастрофы с гибелью людей, с
Данная тема является актуальной, так как сегодня, в век технического прогресса, в
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы