Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»



НазваниеГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Дата конвертации12.08.2012
Размер249,55 Kb.
ТипУчебный курс
скачать >>>


Министерство образования и науки Российской Федерации


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

(ГОУ ВПО «РЭУ имени Г.В. Плеханова»)


Факультет политологии и права

Кафедра политологии и социологии


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ

И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(название дисциплины)


Направление подготовки 030200 – «Политология»


Профиль подготовки –


Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр


Москва - 2011


  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



1.1. Цель дисциплины:


Учебный курс «Политическая история России и зарубежных стран» ставит своей целью:

- сформировать у студентов-политологов системное представление об особенностях российской политической традиции, ее месте и роли в мире, о политических традициях зарубежных стран;

- сформировать у студентов-политологов системное представление об основных этапах становления и развития российской государственности в тесной связи с развитием региональных и мировых политических процессов;

- обосновать типологию включения в состав России различных регионов и народов, сформировать представление об исторических особенностях развития страны как многонационального государства;

- показать роль и значение политических идеологий в российской истории и истории зарубежных стран;

- показать роль и значение политических реформ и других политических процессов в истории России и зарубежных стран;

- показать основные особенности советской модели социализма и ее влияние на политическую историю ХХ века.


1.2. Задачи дисциплины предполагают:


-  овладение базовым понятийным аппаратом политической истории России и зарубежных стран;

  • формирование четких представлений о понятии «политическое развитие», закономерностях и факторах политического развития России и зарубежных стран;

  • освоение основных концепции политической истории России и зарубежных стран и их современных модификаций;

  • умение различать национальное и общеисторическое в политическом развитии страны;

  • формирование представления об основных стадиях социально-политической эволюции российского общества и обществ зарубежных государств, в особенности связанных с Россией многовековым единством государств «ближнего зарубежья»;

  • умение самостоятельно проводить отбор и анализ источников, применять полученные знания для анализа внутри и внешнеполитических процессов;

  • умение выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своей Родины.



1.3. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.


Студент-политолог к моменту изучения дисциплины должен знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России, иметь представление о понятийно-категориальном аппарате политической науки и основных разновидностях политических систем и режимов, об истории развития социально-политической мысли.

Программа рассчитана на подготовку специалиста в системе сту­пенчатого образования, носит комплексный характер и предполагает изучение дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран» совместно с такими учебными дисциплинами, как: «История политических учений», «Мировая политика и международные отношения», «Современная российская политика». При освоении данной дисциплины необходимы как предшествующие знания дисциплин «Отечественная история», «Политология», «Философия» «Социология», «Экономическая теория», «Психология».

Курс «Политическая история России и зарубежных стран» во взаимодействии с другими гуманитарными, общепрофессиональными и политологическими дисциплинами призван обеспечить подготовку будущих экономистов, отвечающих как современным квалификационным требованиям, так и требованиям интеллектуальной, общекультурной и гуманитарной подготовки.


1.4. Требования к результатам освоения содержания дисциплины.


В результате освоения дисциплины студентом должны быть сформированы следующие компетенции:


ОК-1: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

ОК-3- готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

ОК-4 готов уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия;

ОК-5- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

ОК-8- осознает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готов принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

ОК-9- готов к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявляет уважение к людям, толерантность к другой культуре; готов нести ответственность за поддержание партнёрских,

доверительных отношений;

ОК-14 -знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

ПК-1 – владеет навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти;

ПК-5 – владеет методикой преподавания политической истории России и зарубежных стран (знание основных этапов и характеристик политической истории России и зарубежных стран, особенностей исторических традиций в политическом развитии, владение навыками политического анализа исторического прошлого);

ПК-9 – в области современной российской и мировой политики знает основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса, имеет представление о процессах глобализации и их влиянии на современные международные отношения, о месте и роли основных политических институтов в современном обществе;

ПК-10 – в области политического анализа и прогнозирования имеет представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоил основные теоретико-методологические подходы в сфере политического прогнозирования.


В результате освоения компетенций студент должен:


Знать:

- способы обобщения, анализа, восприятия информации в сфере политической истории (ОК-1);

- особенности проявления социальных и культурных различий в ходе исторического развития (ОК-4);

- значение исторически сложившихся гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, для сохранения согласия и сотрудничества между народами России, упрочения международного мира и безопасности (ОК-8);

- основные закономерности и тенденции мирового и российского политического процесса (ОК-9);

- основные современные исследования и доктрины в сфере политической истории (ПК-1);

- основные этапы и характеристики политической истории России и зарубежных стран, особенности исторических традиций в политическом развитии (ПК-5);

- основные закономерности и тенденции мировых и российских политических процессов (ПК-9).

- методы сбора и первичной обработки политической информации, методологию и методики политического анализа, основные теоретико-методологические подходы в сфере политического прогнозирования (ПК-10).


Уметь:

- налаживать кооперацию с коллегами, работать в коллективе с представителями этнических общностей, имеющих различия в исторической судьбе (ОК-3);

- уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов России, толерантно воспринимать социальные и культурные различия в соответствии с концепцией общегражданской нации (ОК-4);

- осознавать роль и место России в современном мире, определять свои цели и гражданскую позицию и выстраивать деятельность в связи с приоритетными целями развития страны (ОК 5.1);

- принять нравственные обязанности в политической и связанных с ней сферах общественной жизни по отношению к другим людям и самому себе (ОК-8);

- собирать, перерабатывать и обобщать информацию в сфере политической истории и применять здесь основные теоретико-методологические подходы (ПК-10).


Владеть:

- культурой мышления в сфере политической истории (ОК-1);

- способами социального взаимодействия в среде с существенными историко-политическими различиями (ОК-8, ОК-9);

- навыками анализа социально-значимых проблем и процессов, связанных с политической историей страны (ОК-14);

- навыками научных исследований процессов и отношений в сфере политической истории, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1);

- основными теоретико-методологическими подходами при подходе к этносу и этничности в сфере политического прогнозирования (ПК-10).


1.5. Формы контроля:


  1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим семинарские занятия):

  • микроконтрольные работы;

  • контрольные работы;

  • письменные домашние задания;

  • написание эссе;

  • подготовка докладов, рефератов, выступлений;

  • промежуточное тестирование по отдельным темам и разделам дисциплины.




  1. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине:

Зачет или экзамен:

  • в форме тестирования (в том числе компьютерного);

  • в письменной форме;

  • в комбинированной форме.



Результаты текущего и итогового контроля формируют рейтинговую оценку работы студента.


Пример формирования итоговой оценки по дисциплине с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента


Форма контроля

Максимальное количество баллов

Посещаемость

2,0

Контрольные и домашние работы модуля

2,0

Индивидуальный проект (творческий рейтинг)

1,0

Работа на занятиях

1,0

Экзамен (зачет)

4,0

ИТОГО

10,0


Формирование рейтинга до экзамена осуществляется следующим образом:

    1. Оценка выполненных домашних работ (каждая домашняя работа может быть оценена по 0,25 балла из расчета 2 балла рейтинговой оценки на 8 домашних работ)

ФИО студента

Номера домашних работ и доля их выполнения

Итого

Балл

1

2

3

4

5

6

7

8

Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)

6

4

5

5

4

6

8

4




2,0

1. Иванов П.Я.

4/6

4/4

5/5

4/5

4/4

5/6

5/8

2/4

6,425

1,61

2. Петров В.Л.

3/6

2/4

5/5

3/5

4/4

2/6

7/8

3/4

5,558

1,39

3. Семенов А.И.

6/6

3/4

5/5

4/5

4/4

5/6

8/8

4/4

7,383

1,85




    1. Оценка выполненной самостоятельной работы (индивидуальный проект, творческий рейтинг)

ФИО студента

Блоки к самостоятельной задаче и доля их выполнения

Итого

Балл

1

2

3

4

5

Требуемый объем выполнения (кол-во заданий)

3

3

3

3

3




1,0

1. Иванов П.Я.

2/3

3/3

3/3

2/3

1/3

3,667

0,73

2. Петров В.Л.

2/3

2/3

3/3

3/3

2/3

4

0,80

3. Семенов А.И.

3/3

2/3

3/3

3/3

3/3

4,667

0,93




    1. Оценка работы на занятиях

ФИО студента

Учет посещений (кол-во)

Итого

Балл, набранный перед экзаменом

Посещае-мость

Работа на занятиях

Кол-во пропусков

Балл за посещае-мость

Балл за работу на занятиях

Максимально

20

20




2,0

1,0

3,0

1. Иванов П.Я.

13

11

7

1

0,55

1,55

3,89

2. Петров В.Л.

15

15

5

1,5

0,75

2,25

4,44

3. Семенов А.И.

18

18

2

2

0,9

2,90

5,68




    1. Итоговый балл формируется суммированием балла за экзамен и балла, набранного перед экзаменом. Приведение суммарной оценки к пятибалльной шкале производится следующим образом:




    1. Студент считается допущенным до экзамена (зачета) при условии, что его рейтинг составляет не менее 4 баллов.




    1. Перевод итоговой оценки в пятибалльную шкалу

Максимальная оценка – 10 баллов:

Менее 5,0 – «неудовлетворительно»/ «незачтено»

5,0-6,9 баллов – «удовлетворительно»/ «зачтено»

7,0-8,4 баллов – «хорошо»/ «зачтено»

8,5-10,0 баллов – «отлично»/ «зачтено»

5. Тематический план изучения дисциплины


№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Самостоя-тельная работа (формы, часы)

Интерактивные формы обучения

Формы текущего контроля

Лекции

Семинарские занятия

Лабора-торные работы

Всего




Раздел 1. Раннефеодальное государство на Руси.






















1.1.

Государственность Киевской Руси (IX – начало XII вв.) 

1

2




3

Работа с базов. учеб. (1);(2)

4

Дискуссия

2

Опрос, обсуждение

1.2.

Феодальные государства Руси XII- XIII вв. 

2

4




6

Работа с рекоменд. литер.

(О 3, О 4)

6

Дискуссия

2

Тест, контр. раб.




Раздел 2. Формирование российского централизованного государства. Россия и сопредельные государства.






















2.1.

Российское централизованное государство XIV-XV вв. 

2

3




5

Работа с литер (Д 5,6,11)

4




Доклады, обсуждения

2.2.

Политика Ивана Грозного: от реформ «Избранной рады» до опричнины. 


2

4




6

Работа с базов учебн.(Б 1); (Д 12,19)

6

Семинар-презентация

2

Тест. Опрос.

2.3.

Общенациональный кризис начала XVII в. «Смутное время»

2

4




6

Работа с литер. (Б 2, О 4)

6

Круглый стол

2

Обсуждение

2.4.

Сословно-представительная монархия XVII в

2

2




4

Работа с литер. (Д 4,9,15)

4

Дискуссия

2

Тест, контр. раб.




Раздел 3. Российская империя. Россия и Европа.






















3.1.

Реформы Петра I и становление абсолютизма в России

2

4




6

Работа с литер (Д 7.9,22)

4

Дискуссия

2

Дискуссия, обсуждение

3.2.

Политика просвещенного абсолютизма в России и в Европе.  

2

2




4

Практич задания

4




Доклады. Тест.

3.3.

Попытки либеральных преобразований начала XIX в. Декабристы.

2

2




4

Работа с литер.

4

Дискуссия

2

Опрос. Тест

3.4.

Внутренняя и внешняя политика самодержавия (1825 - 1855 гг.) 


2

4




6

Работа с литер.

4

Дискуссия

2

Доклады. Тест.

3.5.

«Эпоха великих реформ» - буржуазные реформы 60-70 гг. XIX в. 


2

4




6

Работа с базов. учеб.

6

Деловая игра

2

Обсуждение

3.6.

Контрреформы 70-х - 80-х гг. XIX в.

2

2




4

Работа с литер.

4

Дискуссия

2

Опрос, обсуждение

3.7.

Кризис самодержавия (конец XIX - начало XX вв

2

4




6

Практич задания

4

Круглый стол

2

Доклады, дискуссия

3.8.

Конституционная монархия в России (1907 - 1917 гг.) 

2

2




4

Работа с базов. учеб.

4

Дискуссия

2

Тест, контр. раб.




Раздел 4. Советское государство и его роли в мировой политике.






















4.1.

Падение монархии. Февральская революция 1917 г. 

2

4




6

Работа с литер.(Б 2, О 4)

6

Дискуссия

2

Опрос. Тест

4.2

Октябрьская революция и становление советской государственности.


2

2




4

Работа с литер. (Д 3, 5, 13)

4

Семинар-презентация

2

Обсуждение

4.3

Гражданская война. Белое движение и победа большевиков.


2

4




6

Работа с литер. (Б 1,2, О 4);

4

Круглый стол

2

Доклады, дискуссия

4.4.

Новая экономическая политика. Образование СССР.

2

4




6

Практич задания

4

Дискуссия

2

Опрос. Тест.

4.5.

Формирование командно-административной системы.


2

2




4

Работа с базов. учебн.

4





Доклады, дискуссия

4.6.

СССР в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Основы послевоенного миропорядка.

2

4




6

Работа с литер.

4

Коллоквиум

2

Опрос, обсуждение

4.7.

Реформы Н. С. Хрущева. (1953-1964 гг.) СССР, США и Запад.

2

2




4

Работа с литер.

4

Семинар-презентация

2

Опрос, обсуждение

4.8.

От реформ к застою. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.


2

2




4

Работа с базов. учебн.

4



Дискуссия

2

Доклады, обсуждения

4.9.

Политика перестройки. 1985 – 1991 гг.  Распад СССР.

2

4




6

Практич задания

4

Круглый стол

2

Тест, контр. раб.




Раздел 5. Современная Россия и государства СНГ






















5.1.

Образование и развитие РФ и государств СНГ.

1

4




5

Работа с литер.

4




Опрос, обсуждение

5.2.

Россия и мир в третьем тысячелетии.  

2

4




6

Практич задания

6

Дискуссия

2

Тест, контр. раб.

Итого: 324

48

78




126

112

42(12%)

ЭКЗАМЕН






Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» iconПравила приёма в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» в 2011 году
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В....
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» icon«Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы