Реформы Петра I icon

Реформы Петра I



НазваниеРеформы Петра I
Дата конвертации12.08.2012
Размер328,29 Kb.
ТипРеферат
Реформы Петра I


Введение “Он надеялся грозою власти вызвать самодеятельность в порабощенном обществе и через рабовладельческое дворянство водворить в России европейскую науку, народное просвещение как необходимое условие общественной самодеятельности, хотел, чтобы раб, оставаясь рабом, действовал сознательно и свободно. Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства - это политическая квадратура круга, за времен Петра два века и доселе неразрешённая.” В. КлючевскийЛичность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеяде ярких историческихдеятелей мирового масштаба. Много исследований и художественныхпроизведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки иписатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра Iи значение его реформ. Уже современники Петра I разделились на два лагеря:сторонников и противников его преобразований. Спор продолжался и позже. ВXVIII в. М. В. Ломоносов славил Петра, восторгался его деятельностью. Анемного позже историк Карамзин обвинял Петра в измене "истинно русским"началам жизни, а его реформы назвал "блестящей ошибкой". В конце XVII в.,когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, наша странапереживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основныхзападноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий,способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственнымиорудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому,через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россияи собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутнаяармия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом издворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военныхпоходов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейскихармий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шлаожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстаниякрестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и противбояр, т. к. они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себежадные взоры соседних государств - Швеции, Речи Посполитой, которые непрочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо былореорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создатьотечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Длякоренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливыйруководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не толькопостиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свойнезаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человекутерпение и умение придать делу государственный размах. Петр властновторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал,полученных в наследство. История России до Петра Великого и после негознала немало реформ. Главное отличие Петровских преобразований от реформпредшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровскиеносили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в товремя как другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизниобщества и государства Мы, люди конца XX века, не можем в полной мереоценить взрывной эффект Петровских реформ в России. Люди прошлого, XIX векавоспринимали их острее, глубже. Вот что писал о значении Петра современникПушкина историк М. Н. Погодин в 1841 году, т. е. почти полтора столетияпосле великих реформ первой четверти XVIII века: "В руках (Петра) концывсех наших нитей соединяются в одном узле. Куда мы ни оглянемся, вездевстречаемся с этой колоссальною фигурою, которая бросает от себя длиннуютень на все наше прошедшее и даже застит нам древнюю историю, которая внастоящую минуту все еще как будто держит свою руку над нами, и которой,кажется, никогда не потеряем мы из виду, как бы далеко ни ушли мы вбудущее". Созданное в России Петром пережило и поколение Погодина, иследующие поколения. Например, последний рекрутский набор состоялся в 1874году, т. е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с1711 по декабрь 1917 г., т. е. 206 лет; синодальное устройство православнойцеркви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т.е. в течение 197 лет,система подушной подати была отменена лишь в 1887 г., т.е. 163 года спустяпосле ее введения в 1724 г. Иначе говоря, в истории России мы найдемнемного сознательно созданных человеком институтов, которые просуществовалибы так долго, оказав столь сильное воздействие на все стороны общественнойжизни. Более того, некоторые принципы и стереотипы политического сознания,выработанные или окончательно закрепленные при Петре, живучи до сих пор;подчас в новых словесных одеждах они существуют как традиционные элементынашего мышления и общественного поведения. ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМСтрана стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылкипетровских реформ? Россия была отсталой страной. Эта отсталостьпредставляла собой серьезную опасность для независимости русского народа.Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объемупродукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран.Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянскогоополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный инеповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стоялабоярская аристократия, не отвечал потребностям страны. Отставала Русь и вобласти духовной культуры. В народные массы просвещение почти не проникало,и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотныхлюдей. Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставленаперед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем моглаобеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Следуетотметить, что к этому времени истории нашей страны уже произошлизначительные сдвиги в ее развитии. Возникли первые промышленные предприятиямануфактурного типа, росли кустарные промыслы, ремесла, развиваласьторговля сельхозпродуктами. Непрерывно возрастало общественное игеографическое разделение труда - основа сложившегося и развивающегосявсероссийского рынка. Город отделялся от деревни. Выделялись промысловые иземледельческие районы. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Вовторой половине XVII века начинает изменяться характер государственногостроя на Руси, все более отчетливо оформляется абсолютизм. Получилидальнейшее развитие русская культура и науки: математика и механика, физикаи химия, география и ботаника, астрономия и "рудознатство". Казаки-землепроходцы открыли ряд новых земель в Сибири. Белинский был прав, когдаговорил о делах и людях допетровской России: "Боже мой, какие эпохи, какиелица! Да их стало бы нескольким Шекспирам и Вальтерам Скоттам!" XVII векбыл временем, когда Россия установила постоянное общение с ЗападнойЕвропой, завязала с ней более тесные торговые и дипломатические связи,использовала ее технику и науку, воспринимала ее культуру и просвещение.Учась и заимствуя, Россия развивалась самостоятельно, брала только то, чтобыло ей нужно, и только тогда, когда это было необходимо. Это было времянакопления сил русского народа, которое дало возможность осуществитьподготовленные самим ходом исторического развития России грандиозныереформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историйнарода, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельнаяпреобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, вином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, котороепри мирном ходе дел могло рассрочиться на целый ряд поколений. Реформа, какона была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримернонасильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасностигосударства опережали естественный рост народа, закосневшего в своемразвитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихойработе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулисьбуквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однакок основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органоввласти и управления, сословного устройства русского общества, податную,церковную, а также в области культуры и быта. Следует отметить, чтоосновной движущей силой петровских реформ стала война. ВОЕННАЯ РЕФОРМАВ этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В Россиисоздается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместноедворянское ополчение и стрелецкое войско. Основу армии стали составлятьрегулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом,обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку всоответствии с общеармейскими уставами. Главными из них были Воинский1716г. и Морской уставы 1720г., в разработке которых участвовал Петр I.Развитие металлургии способствовало значительному росту производстваартиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменяласьорудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединениехолодного и огнестрельного оружия - к ружью был примкнут штык, чтозначительно усилило огневую и ударную мощь войска. В начале XVIII в.впервые в истории России на Дону и на Балтике был создан военно-морскойфлот, что по значению не уступало созданию регулярной армии. Строительствофлота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцоввоенного кораблестроения того времени. Создание регулярных армии и флотапотребовало новых принципов их комплектования. В основу была положенарекрутская система, обладавшая несомненными преимуществами перед другимиимевшими в то время формами комплектования. Дворянство освобождалось отрекрутской повинности, но для нее обязательна была военная или гражданскаяслужба. РЕФОРМЫ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯВ первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплекс реформ, связанныхс перестройкой центральных и местных органов власти и управления. Ихсущностью было формирование дворянско-чиновничьего централизованногоаппарата абсолютизма. С 1708 года Петр I начал перестраивать старыеучреждения и заменять их новыми, в результате чего сложилась следующаясистема органов власти и управления. Вся полнота законодательной,исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, которыйпосле окончания Северной войны получил титул императора. В 1711 году былсоздан новый высший орган исполнительной и судебной власти - Сенат,обладавший и значительными законодательными функциями. Взамен устаревшейсистемы приказов было создано 12 коллегий, каждая из которых ведалаопределенной отраслью или сферой управления и подчинялась Сенату. Коллегииполучили право издавать указы по тем вопросам, которые входили в ихведение. Кроме коллегий было создано известное число контор, канцелярий,департаментов, приказов, функции которых были также четко разграничены. В1708 - 1709 гг. была начата перестройка органов власти и управления наместах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся по территории иколичеству населения. Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. Пригубернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялосьтем, что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всемколлегиям, распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.Губернии в 1719 г. были разделены на провинции, число которых равнялось 50.Во главе провинции стоял воевода с провинциальной канцелярией при нем.Провинции в свою очередь делились на дистрикты (уезды) с воеводой и уезднойканцелярией. После введения подушной подати были созданы полковые дискриты.Квартировавшие в них воинские части наблюдали за сбором податей и пресекалипроявления недовольства и антифеодальные выступления. Вся эта сложнаясистема органов власти и управления имела четко выраженный продворянскийхарактер и закрепляла активное участие дворянства в осуществлении своейдиктатуры на местах. Но она одновременно еще больше расширила объем и формыслужбы дворян, что вызывало их недовольство. РЕФОРМА СОСЛОВНОГО УСТРОЙСТВА РУССКОГО ОБЩЕСТВА Петр ставил своей целью создание могущественного дворянскогогосударства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания,повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным длядостижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Между тем,дворянство в большинстве своем не было подготовлено к их пониманию иосуществлению. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало"государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело правитьстраной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всегораспространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанностьдворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте,цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о"выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.Указами 1712, 1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому"родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность ипрохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные,деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военныйили гражданский чин. Не только "худородные" дворяне, но и даже люди"подлого" происхождения выдвигались Петром на видные государственныедолжности. ЦЕРКОВНАЯ РЕФОРМАВажную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа. В 1700г.умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управлениецерковью поручалось одному из митрополитов, выполнявшему функции"местоблюстителя патриаршего престола". В 1721г. патриаршество былоликвидировано, для управления церковью был создан "Святейшийправительствующий Синод", или Духовная коллегия, также подчинявшаясяСенату. Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политическойроли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократическогоаппарата абсолютистского государства. Параллельно с этим государствоусилило контроль за доходами церкви и систематически изымалась значительнаяих часть на нужды казны. Эти действия Петра I вызывали недовольствоцерковной иерархии и черного духовенства и явились одной из главных причиних участия во всякого рода реакционных заговорах. Петр осуществил церковнуюреформу, выразившуюся в создании коллегиального (синодального) управлениярусской церковью. Уничтожение патриаршества отражало стремление Петраликвидировать немыслимую при самодержавии петровского времени "княжескую "систему церковной власти. Объявив себя фактически главой церкви, Петруничтожил ее автономию. Более того, он широко использовал институты церквидля проведения полицейской политики. Подданные, под страхом крупныхштрафов, были обязаны посещать церковь и каяться на исповеди священнику всвоих грехах. Священник, также согласно закону, был обязан доносить властямобо всем противозаконном, ставшим известным на исповеди. Превращение церквив бюрократическую контору, стоящую на охране интересов самодержавия,обслуживающую его запросы, означало уничтожение для народа духовнойальтернативы режиму и идеям, идущим от государства. Церковь стала послушныморудием власти и тем самым во многом потеряла уважение народа, впоследствиитак равнодушно смотревшего и на ее гибель под обломками самодержавия, и наразрушение ее храмов. РЕФОРМЫ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И БЫТАГлавным содержанием реформ в этой области было становление и развитиесветской национальной культуры, светского просвещения, серьезные измененияв быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации. Важные изменения вжизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров.Находившаяся в руках церкви схоластическая школа обеспечить этого не могла.Стали открываться светские школы, образование начало приобретать светскийхарактер. Для этого потребовалось создание новых учебников, пришедших насмену церковным. Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший насмену старому кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной,научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новыетипографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатания сопровождалосьначалом организованной книготорговли, а также созданием и развитием сетибиблиотек. С 1702г. систематически выходила первая русская газета"Ведомости". С развитием промышленности и торговли были связаны изучение иосвоение территории и недр страны, что нашло свое выражение в организацииряда крупных экспедиций. В это время появились крупные техническиеновшества и изобретения, особенно в развитии горного дела и металлургии, атакже в военной области. В этот период написан ряд важных работ по истории,а созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекцийисторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, материалов поестественным наукам и т. д. Одновременно стали собирать древние письменныеисточники, снимать копии летописей, грамот, указов и других актов. Это былоначалом музейного дела в России. Логическим итогом всех мероприятий вобласти развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наукв Петербурге. С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход кградостроительству и регулярной планировке городов. Облик города сталиопределять уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, домаправительственных учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописиприходит портрет. К первой четверти XVIII в. относятся и попытки созданиярусского театра, в это же время были написаны первые драматургическиепроизведения. Изменения в быту затрагивали массу населения. Стараяпривычная долгополая одежда с длинными рукавами запрещалась и заменяласьновой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парикибыстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Быстрее всегораспространилась западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин.Запрещалось ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податныхсословий. Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак оего уплате. Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на нихженщин, что отражало серьезные изменения их положения в обществе.Учреждение ассамблей положило начало утверждению в среде русскогодворянства "правил хорошего тона" и "благородного поведения в обществе",употреблению иностранного, преимущественно французского, языка. Изменения вбыту и культуре, которые произошли в первой четверти XVIII в., имелибольшое прогрессивное значение. Но они еще больше подчеркивали выделениедворянства в привилегированное сословие, превратили использование благ идостижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий исопровождалось широким распространением галломании, презрительногоотношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде. ИТОГИ РЕФОРМВ стране не только сохранялись, но укреплялись и господствоваликрепостнические отношения со всеми сопутствовавшими им порождениями как вэкономике, так и в области надстройки. Однако изменения во всех сферахсоциально-экономической и политической жизни страны, постепеннонакапливавшиеся и назревавшие в XVII веке, переросли в первой четвертиXVIII века в качественный скачок. Средневековая Московская Русьпревратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развитияпроизводительных сил, политическом строе, структуре и функциях органоввласти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословнойструктуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромныеперемены. Коренным образом изменились место России и ее роль вмеждународных отношениях того времени. Естественно, все эти измененияпроисходили на феодально-крепостнической основе. Но сам этот стройсуществовал уже в совершенно иных условиях. Он еще не утратил возможностидля своего развития. Более того, темпы и размах освоения им новыхтерриторий, новых сфер экономики и производительных сил значительновозросли. Это позволяло ему решать давно назревшие общенациональные задачи.Но формы, в которых они решались, цели, которым они служили, все болееотчетливо показывали, что укрепление и развитие феодально-крепостническогостроя при наличии предпосылок для развития капиталистических отношенийпревращаются в главный тормоз для прогресса страны. Уже в период правленияПетра Великого прослеживается главное противоречие, свойственное периодупозднего феодализма. Интересы самодержавно-крепостнического государства икласса феодалов в целом, общенациональные интересы страны требовалиускорения развития производительных сил, активного содействия роступромышленности, торговли, ликвидации технико-экономической и культурнойотсталости страны. Но для решения этих задач были необходимы сокращениесферы действия крепостничества, образование рынка вольнонаемной рабочейсилы, ограничение и ликвидация сословных прав и привилегий дворянства.Происходило же прямо противоположное: распространение крепостничества вширьи вглубь, консолидация класса феодалов, закрепление, расширение изаконодательное оформление его прав и привилегий. Замедленностьформирования буржуазии и превращения ее в класс, противостоящий классуфеодалов-крепостников, приводила к тому, что купечество и заводчикиоказывались втянутыми в сферу крепостнических отношений. Сложность ипротиворечивость развития России в этот период определили ипротиворечивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С однойстороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовалипрогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другойстороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и былинаправлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивныепреобразования петровского времени с самого начала несли в себеконсервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступаливсе сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономическойотсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала теевропейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостническихотношений, но она не могла догнать те страны, которые встали накапиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петраотличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью,смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни ибыта. Прекрасно понимая важное значение развития торговли и промышленности,Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но онже укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режимсамодержавного деспотизма. Действия Петра отличались не толькорешительностью, но и крайней жестокостью. По меткому определению Пушкина,его указы были "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом". Небыло и не могло быть заранее разработанного общего плана реформ. Онирождались постепенно, и одна порождала другую, Удовлетворяя требованиямданного момента. И каждая из них вызывала сопротивление со стороны самыхразличных социальных слоев, вызывала недовольство, скрытое и открытоесопротивление, заговоры и борьбу, отличающуюся крайним ожесточением. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVII В.Конец XVII-первая четверть XVIII в. не внесли сколько-нибудь существенныхизменений в систему земледелия, прежними оставались орудия труда,агротехника и сельскохозяйственные культуры. Производствосельскохозяйственных продуктов росло за счет распашки и включения впостоянную обработку новых территорий на юге и востоке страны. Серьезныеизменения произошли в системе феодальной собственности, владельческих игосударственных повинностей крестьян, в податной системе, еще болееукрепилось власть помещиков над крестьянами. В первой четверти XVIII в.завершилось слияние двух форм феодального землевладения: указом оединонаследии(1714) все дворянские поместья превращались в вотчины, земля икрестьяне переходили в полную неограниченную собственность помещика.Расширение и укрепление феодального землевладения и собственнических правпомещика способствовали удовлетворению возросших потребностей дворян вденьгах. Это влекло за собой повышение размеров феодальной ренты,сопровождавшейся ростом крестьянских повинностей, укрепляло и расширялосвязь дворянской вотчины с рынком. Указ о единонаследии завершилконсолидацию класса феодалов в единый класс - сословие дворян - и укрепилего господствующее положение. Но здесь имелось и другая сторона. Помещики ибывшие вотчинники были обязаны нести службу в регулярных армии и флоте, ваппарате власти и управлении. Это была постоянная, обязательная,пожизненная служба. Все это вызывало недовольство дворянства и приводило ктому, что известная его часть участвовала в различного вида заговорах. Вцелях повышения налогов была произведена перепись всего податного населенияи введена подушная подать, которая изменила объект обложения, удвоила суммувзимавшихся с населения податей. Возрастание феодальной эксплуатации неограничивалось увеличением податного обложения и ростом размеров барщины иоброка. На это время приходится невиданное увеличение государственныхповинностей (дорожной, ямской, постойной), стоимость которых нередкозначительно превышала размеры подушной подати. Крестьянин помимо подушнойподати платил еще огромное число всевозможных налогов и сборов, призванныхпополнить опустевшую в результате войн казну, а также затраты на созданиегромоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярных армиии флота и т. п. В 1722 г. была издана "Табель о рангах", котораяустанавливала обязательность службы дворян, причем они должны были начинатьее с самых низших чинов служебной лестницы, состоявшей из 14 ступеней, иличинов. В промышленности России в этот период произошел настоящий скачок,выросла крупная мануфактурная промышленность, главными отраслями которойявлялись металлургия и металлообработка, судостроение, текстильная икожевенная промышленность. Особенностью промышленности было то, что онаосновывалась на принудительном труде. Это означало распространениекрепостничества на новые формы производства и новые сферы экономики. Бурноедля того времени развитие мануфактурной промышленности (к концу первойчетверти века в России действовало более 100 мануфактур) в значительнойстепени было обеспечено протекционистской политикой русского правительстванаправленной на поощрение развития экономики страны, в первую очередь впромышленности и торговле, как внутренней, так и особенно внешней.Изменился характер торговли. Развитие мануфактурного и ремесленногопроизводства, его специализация по отдельным районам страны, втягиваниекрепостного хозяйства в товарно-денежные отношения и получение Россиейвыхода к Балтийскому морю дали мощный толчок росту внутренней и внешнейторговли. Особенностью внешней торговли России этого периода было то, чтовывоз, составлявший 4, 2 млн. руб., вдвое превышал ввоз. Интересы развитияпромышленности и торговли, без которых крепостническое государство не моглоуспешно решать поставленные перед ним задачи, определяли его политику вотношении города, купечества и ремесленного населения. Население городаделилось на "регулярное", владевшее собственностью, и "нерегулярное". Всвою очередь, "регулярное" делилось на две гильдии. К первой относилиськупцы и промышленники, а ко второй - мелкое купечество и ремесленники.Правом выбора в городские учреждения пользовалось только "регулярное"население. Идея о человеческой, а не богоданной природе государствапорождала представление о том, что государство - это и есть тот идеальныйинструмент преобразования общества, воспитания добродетельного подданного,идеальный институт, с помощью которого можно достичь "всеобщего блага" -желанной, но постоянно уходящей, как линия горизонта, цели человечества.Обществу, только недавно вышедшему из мрака средневековья, казалось, чтонайден ключ к счастью, стоит только сформулировать законы и с помощьюорганизации - государства - последовательно провести их в жизнь. Отсюда ипоразительный оптимизм людей XVII - XVIII вв., наивная вера внеограниченные силы разумного человека, возводящего по чертежам на"разумных" началах свой корабль, дом, город, государство, общество. Достоинупоминания и известный механизм мышления людей петровских времен в подходек обществу, человеку и природе. Выдающиеся успехи точных, естественных наукпозволяли трактовать общественную жизнь как процесс, близкий кмеханическому. Все эти идеи и образы с разной степенью абстракции иупрощения имели широкое хождение в европейском обществе, и вместе с идеямиреформ (а некоторые из них - даже раньше) достигли России, где,видоизменившись под воздействием российских условий, стали элементамиполитического сознания. Конечно, будет преувеличением утверждать, что привозведении своей империи Петр заложил в ее основание философские концепцииДекарта и Спинозы. Речь идет об определенном и сильном влиянии этих идей насознание великого реформатора. Без учета всех этих обстоятельств труднодать адекватную оценку самой личности царя-реформатора, егопреобразованиям. Совершенно очевидно, что в России в годы царствованияПетра произошел резкий экономический скачок. Промышленное строительствоПетровской эпохи проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в.возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20, которые существовали вконце XVII в. Характернейшая особенность экономического бума начала XVIIIв. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, егоактивном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни.Господствовавшие в Европе экономические концепции меркантилизма исходили изтого, что основой богатства государства, необходимым условием егосуществования является накопление денег за счет активного баланса торговли,вывоза товаров на чужие рынки и препятствования ввозу иностранных товаровна свой рынок. Уже одно это само по себе предполагало вмешательствогосударства в сферу экономики. Поощрение одних - "полезных", "ненужных" -видов производства, промыслов товаров влекло за собой ограничение или дажезапрещение других "неполезных" с точки зрения государства. Петр, мечтавшийо могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилизма.Идея о руководящей роли государства в жизни общества вообще и в экономике вчастности (с применением методов принуждения в экономической политике)совпадала с общим направлением идеи "насильственного прогресса", которомуследовал Петр. Но важнее другое - в российских условиях не только и нестолько концепции меркантилизма обусловили выбор направления экономическойполитики, характерной для начала XVIII в.. Сильнейшим стимуляторомгосударственного строительства и в целом вмешательства государства вэкономическую сферу стало неудачное начало Северной войны 1700-1721 гг..Строительство многочисленных мануфактур, преимущественно оборонногозначения, осуществлялось не из абстрактных представлений о развитииэкономики или расчетов получить доходы, а было непосредственно и жесткодетерминировано необходимостью обеспечить армию и флот оружием, амуницией,боеприпасами, обмундированием. Экстремальная ситуация после поражения подНарвой в 1700 г. заставила осознать необходимость увеличения иперевооружения армии, определила характер, темпы и специфику промышленногобума, в конечном счете всю экономическую политику петровского самодержавия.В созданной за короткое время государственной промышленности отрабатывалисьпринципы и приемы управления экономикой, характерные для последующих лет инезнакомые России предшествующей поры. Схожая ситуация возникла и вторговле. Создавая собственную промышленность, государство создавало(точнее - резко усиливало) и собственную торговлю, стремясь получитьмаксимум прибыли с ходовых товаров внутри страны и экспортных товаров припродаже их за границей. Государство захватывало торговлю примитивным, ноочень эффективным способом - введением монополии на заготовку и сбытопределенных товаров, причем круг таких товаров постоянно расширялся. Срединих были соль, лен, кожа, пенька, сало, воск и многие другие. Установлениегосударственной монополии вело к волюнтаристскому повышению цен на этитовары внутри страны, а самое главное - к ограничению, регламентацииторговой деятельности русских купцов. Следствием стало расстройство,дезорганизация свободного, основанного на рыночной конъюнктуре торговогопредпринимательства. В подавляющем ряде случаев введение государственноймонополии означало передачу права продажи монополизированного товараконкретному откупщику, который выплачивал в казну сразу большую суммуденег, а затем стремился с лихвой вернуть их за счет потребителя илипоставщика сырья, вздувая цены и уничтожая на корню своих конкурентов.Петровская эпоха осталась в истории русского купечества как подлинноелихолетье. Резкое усиление прямых налогов и различных казенных "служб" -при таможнях, питейных сборах и т.д. - с купцов как наиболее состоятельнойчасти горожан, насильственное сколачивание торговых компаний (формыорганизации торговли, которая казалась Петру наиболее подходящей вроссийских условиях) это только часть средств и способов принуждения,которые Петр применил к купечеству, ставя главной целью извлечь как можнобольше денег для казны. В русле подобных мероприятий следует рассматриватьи принудительное переселение купцов в Петербург, а также административноерегулирование грузопотоков, когда купцам указывалось, в каких портах икакими товарами они могут торговать, а где это делать категорическизапрещено. Грубое вмешательство государства в сферу торговли привело кразрушению зыбкой основы, на которой в значительной степени держалосьблагосостояние многих богатых купцов, а именно ссудного и ростовщическогокапитала. Такова была цена, которую заплатили русские предприниматели запобеду в Северной войне. Следует отметить, что стоимость победы горожанеподелили с сельским населением. Именно на плечи русского крестьянства паланаибольшая тяжесть войны. Победа стала возможной благодаря сверхусилиямнарода. Денежные и натуральные платежи, рекрутчина, тяжелые подводные ипостойные повинности дестабилизировали народное хозяйство, привели кобнищанию, бегству сотен тысяч крестьян. Усиление разбоев, вооруженныхвыступлений, наконец, восстание К. Булавина на Дону стали следствиембезмерного податного давления на крестьян. Примерно с конца 10-х годовXVIII в., когда военная гроза окончательно отодвинулась на запад и вуспешном завершении войны никто не сомневался, Петр пошел на существенноеизменение торгово-промышленной политики. Была ликвидирована фактическимонополия на экспортную торговлю. Претерпела изменения и промышленнаяполитика правительства. Суть изменений состояла в принятии различных мер попоощрению частного промышленного предпринимательства. Особоераспространение получила практика передачи государственных предприятий (вособенности убыточных для казны) частным владельцам или специальносозданным для этого компаниям. Новые владельцы получали от государствамногочисленные льготы: беспроцентные ссуды, право беспошлинной продажитоваров и т. д. Существенную помощь предпринимателям оказывал иутвержденный в 1724 г. Таможенный тариф, облегчавший вывоз за границупродукции отечественных мануфактур и одновременно затруднявший (с помощьювысоких пошлин) ввоз товаров, производившихся на заграничных мануфактурах.Однако нет никаких оснований думать, что, изменяя какой-то мереэкономическую политику, Петр намеревался ослабить влияние на экономикугосподствующей системы власти, т. е. неосознанно способствовал развитиюкапиталистических форм и приемов производства, получивших широкоераспространение в это время в Западной Европе. Суть происшедшего состояла всмене не принципов, а акцентов промышленно-торговой политики. Давая"послабление" мануфактуристам и купцам, государство Петра не собиралосьустраняться из экономики и даже ослаблять свое воздействие на нее. Теперьвся сила тяжести была перенесена с открытых форм принуждения на создание идеятельность административно-контрольной бюрократической машины, котораямогла направлять экономическую (да и не только ее!) жизнь страны черезтщательно продуманную систему своеобразных шлюзов и каналов в нужномгосударству направлении. Именно эта работа и была поручена вновь созданнымспециальным государственным учреждениям. Следует отметить, что до этоговремени Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью.Создание и начало деятельности коллегий и Главного магистрата составлялосуть происшедших перемен. Эти бюрократические учреждения явилисьинститутами государственного регулирования национальной экономики, органамиосуществления торгово-промышленной политики самодержавия на основемеркантилизма. Важно отметить, что в Швеции, чьи государственные учрежденияпослужили образцом для государственной реформы, подобные коллегииосуществляли политику королевской власти на тех же теоретических основах.Однако условия России существенно отличались от шведских не толькомасштабами страны, принципиальными различиями политической структуры,необыкновенной интенсивностью промышленного строительства силамигосударства и на его средства, но прежде всего особенной жесткостьюрегламентаций, разветвленной системой ограничений, чрезмерной опекой надторгово-промышленной деятельностью подданных. Организация или передачановых предприятий компаниям или частным предпринимателям представляли формыфактической аренды. Условия этой аренды четко определялись и принеобходимости изменялись государством, имевшим право, в случае ихнеисполнения, конфисковать предприятия. Главной обязанностью владельцевбыло своевременное выполнение казенных заказов; только излишки сверх того,что теперь называется "госзаказом", предприниматель мог реализовать нарынке. Это резко снижало значение конкуренции как вечного движителяпредпринимательства. Активное воздействие государства на экономическуюжизнь страны - это лишь один аспект проблемы. Социальные отношения вгосударстве деформировали черты мануфактур как потенциальнокапиталистических предприятий. Речь прежде всего об использовании рабочейсилы. Во время Северной войны государство и владельцы мануфактуриспользовали как вольнонаемную рабочую силу, так и "приписных" крестьян.Однако в конце 10 - начале 20-х годов произошли важные преобразованиясоциального характера: была резко усилена борьба с побегами крестьян, былаосуществлена детальная ревизия наличного населения с последующей фиксациейих социального статуса и закреплением навечно к месту записи в налоговыйкадастр. Резкий поворот в политике правительства отразился напромышленности, под сомнение ставилась возможность поставок продукции вказну. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, который разрешал частныммануфактуристам, вне зависимости от их социальной принадлежности, покупатьк своим заводам крепостных крестьян, чтобы использовать их на заводскихработах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращениюпромышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, впредприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности _своеобразную вотчинную мануфактуру. Промышленность России была поставлена втакие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чемкрепостнический, пути. Крепостническая политика в промышленностидеформировала и процесс образования русской буржуазии. Крепостническаядеформация коснулась и сферы общественного сознания. Став душевладельцами,мануфактуристы не ощущали своего социального своеобразия, а стремилисьповысить свой статус путем получения дворянства. Таким образом, отметим двасамых важных последствия активного государственного промышленногостроительства: создание мощной экономической базы, столь необходимойразвивающейся нации, и одновременно существенное торможение имевшихсятенденций развития страны по капиталистическому пути, на который уже всталиевропейские народы. Альтернативой этим указам могла стать только отменакрепостного права. Однако такой альтернативы для Петра не существовало.Крепостничество пропитало все поры жизни страны, сознание людей, играло вРоссии особую, всеобъемлющую роль. Разрушение правовых структур нижнегоэтажа подорвало бы основу самодержавной власти. Из всех преобразованийПетра центральное место занимает реформа государственного управления,реорганизация всех его звеньев. В начале реформ старый приказной аппарат,унаследованный Петром, не претерпевал качественных изменений. Увеличениеобъемов управленческой деятельности пытались компенсировать ростом числановых приказов, канцелярий. Но уже в первые годы Северной войны стало ясно,что обороты механизма государственного управления, главными элементамикоторых были приказы и уезды, не поспевали за нараставшей скоростьюмаховика самодержавной инициативы. Радикально решить эту проблему Петрпытался с помощью областной реформы - создания новых административныхобразований - губерний. Основной целью этой реформы было обеспечение армиивсем необходимым: устанавливалась прямая связь губерний с полками армии,распределенными по губерниям. Областная реформа, отвечая наиболееактуальным потребностям самодержавной власти, явилась в то же времяследствием развития бюрократической тенденции, столь характерной уже дляпредшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократическогоэлемента в управлении Петр намеревался решать все государственные вопросы.Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административныхполномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральнойвласти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сетибюрократических учреждений с большим штатом чиновников. Подобная же схемабыла заложена в идее организации Сената, явившегося следующим уровнембюрократизации высшего управления, подтверждало возрастание значениябюрократических принципов, без которых Петр не мыслил ни эффективногоуправления, ни самого самодержавия как политического режима личной власти.Для понимания многих явлений в истории России необходимо подчеркнутьогромную роль государства в жизни общества. Во многом все прогрессивное иреакционное идет сверху. Для России с давних пор стало естественнымявление, когда не общественное мнение определяет законодательство, а,наоборот, законодательство формирует (и даже деформирует) общественноемнение и общественное сознание. Петр придавал огромное значение писаномузаконодательству, которое в его эпоху отличалось всеобъемлющейрегламентацией и бесцеремонным вмешательством в частную и личную жизнь.Закон реализовывался лишь через систему бюрократических учреждений. Можноговорить о создании при Петре подлинного культа учреждения,административной инстанции. Мысль великого реформатора России быланаправлена, во-первых, на создание такого совершенного и всеобъемлющегозаконодательства, которым была бы по возможности охвачена ирегламентирована вся жизнь подданных, во-вторых, Петр мечтал о созданиисовершенной и точной как часы государственной структуры, через которую бымогло реализовываться законодательству. Петр прилагал огромные усилия кналаживанию бесперебойной, эффективной работы созданных учреждений иглавное внимание уделял именно разработке и усовершенствованиюмногочисленных регламентационных документов, которые, по мысли ихсоздателя, должны были обеспечить эффективность работы аппарата. Длямировоззрения Петра было характерно отношение к государственному учреждениюкак к воинскому подразделению, к регламенту - как к уставу, а к служащему -как к солдату или офицеру. Он был убежден, что армия - наиболее совершеннаяобщественная структура, что она - достойная модель всего общества, авоинская дисциплина - это то, с помощью чего можно воспитать в людяхпорядок, трудолюбие, сознательность, христианскую нравственность. Внедрениевоенных принципов в гражданскую сферу проявлялось в распространениевоенного законодательства на систему государственных учреждений, а также впридании законам, определяющим работу учреждений, значения и силы воинскихуставов. Для Петра были характерна сознательная ориентация на военныеобразцы, желание придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военныйорганизм. С Петровских времен армия заняла выдающееся место в жизнирусского общества, став его важнейшим элементом. Утверждалось, что в Россиине армия была при государстве, а, наоборот, государство при армии. Созданиебюрократической машины, пришедшей на смену системе средневековогоуправления, в основе которого лежал обычай, естественный процесс, так какбюрократия - необходимый элемент структуры государств нового времени.Однако в условиях российского самодержавия, когда ничем и никем неограниченная воля монарха - единственный источник права, когда чиновник неответствен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократическоймашины стало и своеобразной "бюрократической революцией", в ходе которойбыл запущен вечный двигатель бюрократии. Начиная с петровских времен онначал работать по присущим ему внутренним законам, ради конечной целиупрочения своего положения. Многие из этих черт и принципов сделалисплоченную касту бюрократов неуязвимой и до сего дня. В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежала четкая иерархичность,соподчиненность всех звеньев. Петровская эпоха примечательна окончательнымоформлением самодержавия. Ликвидация последних следов сословногопредставительства, создание сводов законов, закрепляющих право личностиуправлять, владеть миллионами на основании своей юридически ничем неограниченной воли с помощью бюрократической машины, - суть главныхпроцессов, происшедших при Петре. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РЕФОРМ Реформы в России предпринимались неоднократно, но все попытки неувенчались успехом. Главная причина этого состоит в том, что периодическивозникавшее у власти стремление к переменам сосредоточивалось не наизменении общества, а на реформировании государства. Интересы человекаигнорировались всеми реформами без исключения. Правила реформирования вРоссии совсем иные, чем в западном обществе. В России не существовалосоциальной базы для реформаторства в силу господства традиционной культуры,ориентированной на идеальную имперскую власть. Чтобы осуществить реформы,нужно по крайней мере сформулировать их конечную цель. Россия же вместоэтого всегда начинала подражать странам западного типа, с тем чтобы статьгосударством, способным активно противостоять Западу. Кроме того, дляреформы необходимо не единовременное усилие, их реализация предполагаетдостаточно длительный цикл - 2-3 поколения - именно на протяжении этогосрока полностью меняется стереотип сознания человека. Основой перестройкистала идея материализации власти. Бюрократическая номенклатура устала отсвоего противоестественного состояния, когда власти много, а крупнойсобственности - нет. Даже блага, которыми они пользовались, могли в любоймомент уйти вместе с партбилетом. Перестроечное реформаторство имеет сугубо"материальные" истоки и именно вследствие этого шло "сверху". Народ ждалперемен, но являлся для реформаторов "человеческим фактором". И сегоднязлободневно звучат слова В. Ключевского: "Россия управлялась неаристократией и не демократией, а бюрократией, то есть действовавшей внеобщества и лишенной всякого социального облика кучей физических лицразнообразного происхождения, объединенных только чинопроизводством. Такимобразом демократизация управления сопровождалась усилением социальногонеравенства и дробности. " РЕФОРМЫ ПЕТРА И ОСОБЫЙ ПУТЬ РОССИИПонятие России в значительной степени отождествлялось с ГосударствомРоссийским. Само понимание русского, русской территории после классическогопериода Киевской Руси связывалось с работой государственного собирания.Русский этнос в его современном понимании как нечто единое по существу былвынянчен государством в процессе смешения разноплеменных человеческих масс.Государственное начало в русской истории выглядит действительно как нечто,выросшее из творящей самое себя идеи, - русский этнос, территория икультура. Становление основного положительного принципа развитиягосударственного, борьба за его утверждение и т. д. - осуществлялось засчет массовых репрессий, уничтожения целых укладов жизни, за счетдальнейшего ограничения свободы личности. В России в условиях слабости илипрактического отсутствия гражданского общества реформы, которые в Европешли снизу, от общества, как результат выхода на поверхность новых укладов,новых типов производств в борьбе со сложившимися, - в России проводились винтересах власти перед лицом внешней и внутренней угрозы, в частности, состороны собственного общества. Поэтому эти реформы осуществлялись преждевсего посредством подавления общества, породив феномен отчуждения обществаот власти. В России налицо особенное, ни с чем не сравнимое развитие, вкотором движение вперед парадоксальным образом переплетается с подавлениемсвободы, а технический и другой прогресс - с отчуждением общества отгосударства. В результате исторического развития сложился своеобразный"русский путь" - от модернизации до модернизации. А поскольку реформысверху, особенно внедрение нового, требуют усиление власти, то развитиепроизводительных сил в России, сопровождаясь волнообразным усилениемдеспотизма на каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения гражданскогообщества, до некоторой степени возрождавшегося, однако после того, какэпоха реформ проходила. Реформы Петра заморозили процессы эмансипациичастной собственности, особенно на самом массовом, крестьянском уровне.Подтверждение этому - разрушение права частного владения землей вследствиевведения уравнительного подушного (вместо поземельного) налога нагосударственных крестьян. Со временем этот налог привел к ликвидациичастного владения, переделам земли общиной и ко все возрастающемувмешательству государства в дела крестьян. Сейчас, оглядывая разореннуюстрану, оказавшуюся вдруг, как в давние времена, нищей и отсталой, которыйраз в нашей истории ощутив себя перед неопределенностью будущего,необходимо задуматься, так как пронесла с собой наша страна сквозьреволюционные бури вековую традицию создавать в результате реформ жестко-деспотический режим особого типа, который в России назывался самодержавием.Своеобразие исторического пути России состояло в том, что каждый разследствием реформ оказывалась еще большая архаизация системы общественныхотношений. Именно она и приводила к замедленному течению общественныхпроцессов, превращая Россию в страну догоняющего развития. Своеобразиесостоит и в том, что догоняющие, в своей основе насильственные реформы,проведение которых требует усиления, хотя бы временного, деспотическихначал государственной власти, приводят, в конечном итоге, к долговременномуукреплению деспотизма. В свою очередь замедленное развитие из-задеспотического режима требует новых реформ. И все повторяется вновь. Циклыэти становятся типологической особенностью исторического пути России. Так иформируется - как отклонение от обычного исторического порядка особый путьРоссии. Продлится ли в нашем будущем "изменение обычного историческогопорядка" - особый путь, который в очередной раз ввергнет страну в пароксизмконвульсивных насильственных изменений, не давая ничего взамен, кромеперспективы повторения их в будущем, уже на периферии мирового развития?Или в нашей истории изменится смысл слова "реформа", и мы найдем в себесилы, возможности и волю занять достойное великой культуры место в этоммире? На эти вопросы смогут ответить только историки будущих поколений, нохотелось бы, чтобы утвердительно - на второй. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Е. В. АНИСИМОВ "Рождение империи", в кн. "История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала XXв. " /сост. С. В. Мироненко. - М. : Политиздат, 1991. - 367с2. В. КРИВОРОТОВ "Вехи. Взлеты и падения особого пути России" - "Знание - сила", N8, 9 1990г.3. В. И. БУГАНОВ "Петр Великий и его время" - М. : Наука, 1989. - 192с4. Н. Н. МОЛЧАНОВ "Дипломатия Петра Великого" - М. : Международные отношения, 1990. - 448с5. "Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей"/сост. А. П. Богданов. - М. : Современник, 1990. - 445с6. В. В. МАВРОДИН "Рождение новой России" - Л. : ЛГУ, 1988. 531с7. "История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. " /под ред. Б. А. Рыбакова - М. : Высшая школа, 1983. - 415с8. В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ Сочинения в 9 тт. Т. 4 Курс русской истории. Ч. 4 - М. : Мысль, 1989. - 398с9. С. КНЯЗЬКОВ "Очерки из истории Петра Великого и его времени" - М. : Культура, 1990. - 658с10. "Почему все реформы в России заканчивались провалом" "Московская правда", 25. 11. 93г., N228 11. Н. ПАВЛЕНКО "Петр Великий: PRO ET CONTRA" - "Наука и жизнь", N2-1992.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Реформы Петра I iconПетр I. Реформы Петра I петр I. Реформы Петра I
Икону написал знаменитый живописец Симон Ушаков: с одной её стороны была изображена Троица, а с другой – лик апостола Петра. Ни при...
Реформы Петра I iconРеформы Петра 1: «Россия молодая мужала гением Петра»

Реформы Петра I iconДенежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте Денежные реформы в России от Петра Первого до С. Ю. Витте План
Денежная реформа в России, проведенная под руководством министра С. Ю. Витте, считается очень успешной и не повлекшей за собой неблагоприятных...
Реформы Петра I iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра I iconРождение Российской Империи и реформы Петра Первого
Регенство должно было завершится. Не желая расставаться с властью, Софья подняла стрельцов против Петра, однако восстание было подавлено....
Реформы Петра I iconРеформы Петра I

Реформы Петра I iconРеформы Петра

Реформы Петра I iconРеформы Петра I

Реформы Петра I iconРеформы Петра 1

Реформы Петра I iconРеформы Петра

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы