Право и мораль icon

Право и мораль



НазваниеПраво и мораль
Дата конвертации12.08.2012
Размер161,92 Kb.
ТипРеферат
Право и мораль


СОДЕРЖАНИЕВведение. ……………………………………………………………...3Глава 1. Право и мораль как часть социальных норм. ……………..5Глава 2. Общие и отличительные черты права и морали. ………..10Глава 3. Взаимосвязь права и морали. ……………………………..16Заключение. ………………………………………………………….22Библиографический список. ………………………………………..24 ВВЕДЕНИЕ. Особое место в формировании духовного мира личности, ее сознанияи культуры, активной жизненной позиции принадлежит праву и морали, которыеявляются важнейшими социальными регуляторами, включенными в системуобщественных отношений, целенаправленно воздействующими на и развитие исовершенствование. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры, всегдавыступающие в теснейшем взаимодействии. Такое взаимодействие объективнообусловлено, так как генезис и реальное бытие права и морали определяютсяедиными сферами общественных отношений, в которых развертываются сложные иподчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. Целью данной работы является рассмотрение общих методологическихаспектов соотношения права и морали, а также особенности их взаимодействия. При написании работы автор рассматривал следующие задачи: - право мораль как часть социальных норм; - общие и отличительные черты права и морали; - взаимосвязь права и морали. В юридической литературе взаимодействие права и морали получилоосвещение ряде монографий и статей, в учебной литературе. Среди них следуетпрежде всего отметить работы Пенькова Е.М., Лукашевой Е.А поставивших рядважных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущностиправа и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Агешина Ю.А.,Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах некоторыеаспекты данной проблемы. ГЛАВА 1. право мораль как часть социальных норм Каждое исторически конкретное общество требует строго определенноймеры социального регулирования общественных отношений. Регулирование общественных отношений осуществляется путем реализацииопределенных социальных норм: - норм права, - норм морали, - норм, установленных общественными организациями, - норм обычаев, - норм традиций, - норм ритуалов и т.д. В общем плане социальные нормы — это правила поведения общественногохарактера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций впроцессе их взаимодействия. Как вид социальных норм, моральные установления характеризуются общимиродовыми признаками и являются правилами поведения, определяющими отношениечеловека к человеку. Если действия человека не касаются других людей, егоповедение с социальной точки зрения безразлично. Поэтому не все ученыесчитают нормы нравственности явлением исключительно социальным. Нормы морали – правила поведения людей, которые устанавливаются вобществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинства и охраняютсясилой общественного мнения или внутренним убеждением.[1] Со времен Канта существует убеждение, что сфера нравственностиохватывает сугубо внутренний мир человека, поэтому оценить поступок какнравственный или безнравственный можно лишь по отношению к лицу, котороеего совершило. Человек как бы извлекает из себя нормы своего поведения, всебе, в глубине своей «души», дает оценку своим действиям. С данной точкизрения человек, взятый отдельно, вне его отношений к другим людям, можетруководствоваться нравственными правилами. Существует и компромиссная позиция в оценке нравственногорегулирования, согласно которой нормы морали имеют двоякую природу: одниимеют в виду самого индивида , другие – отношение индивида к обществу.Отсюда деление этики на индивидуальную и социальную. Наиболее распространенным и аргументированным является представлениеоб абсолютном характере норм морали и отсутствии в них какого-либоиндивидуального фактора. Существует точка зрения, что нравственностьпредставляет не требования человека к самому себе, а требования общества кчеловеку. Не человек определяет, как он должен относиться к другомучеловеку, не отдельный индивид оценивает свое поведение как хорошее илиплохое, а общество, которое может признать какой-либо поступок нравственнохорошим, хотя он не хорош для индивида, и оно же может считать поступокнедостойным с нравственной стороны, хотя последний вполне одобряем синдивидуальной точки зрения. С другой точки зрения, нравственные законы заложены в самой природечеловека. Внешне они проявляются в зависимости от той или иной жизненнойситуации, в которой оказывается индивид.. Другие же категорическиутверждают, что нормы нравственности – это требования, обращенные кчеловеку извне. Видимо, нет оснований проводить водораздел между индивидуальным исоциальным характером нравственных требований, поскольку в них органическипереплетаются элементы того и другого. Ясно одно, что любая социальнаянорма имеет общий характер, и в этом смысле она адресуется не к конкретномуиндивиду, а ко всем или к большой группе индивидов. Моральные нормырегулируют не «внутренний» мир человека, а отношения между людьми. Однаконе следует упускать из виду индивидуальные аспекты нравственных требований.В конечном счете их реализация зависит от нравственной зрелости человека,прочности его моральных воззрений, социальной ориентированности егоиндивидуальных интересов. И здесь первостепенную роль играют такиеиндивидуализированные моральные категории, как совесть, долг, которыенаправляют поведение человека в русло социальной нравственности. Внутреннееубеждение индивида в нравственности или безнравственности своего поступка взначительной мере определяет и его социальную значимость. Элементами морального регулирования являются: - идеал, выражающий представление общества, классов, социальной группы о нравственном совершенстве; - система норм, соблюдение которых является необходимым условием функционирования общества, достижения им своих моральных ценностей; - особые формы социального контроля, обеспечивающие реализацию моральных норм, в том числе общественное мнение. Право же, хотя и принадлежит к области духовной жизни людей,представляет собой по основным своим характеристикам внешнеобъективированный иституционный социальный регулятор, который способенопосредовать самые разнообразные отношения, лишь бы они поддавалисьвнешнему контролю и обеспечивались государственно-принудительными мерами, атакже при помощи особых только ему присущих средств гарантируеторганизованность, упорядоченность общественных отношений в условияхцивилизации.[2] Право в практической жизни людей – явление, относящееся к обыденнымделам, к конфликтам, к согласованию сталкивающихся интересов. Выражается иреализуется оно в законах, правительственных постановлениях, судебныхрешениях, адвокатских документах и затрагивая текущие дела и заботы,связано главным образом с деятельностью законодателей, судей, нотариусов,следователей, других юристов. Право строится и функционирует на основе определенных принципов,которые выражают его сущность и социальное назначение. В них отражаютсяглавные свойства и особенности права, придающие ему качествогосударственного регулятора меры свободы и справедливости в общественныхотношениях. Право строится на следующих принципах: - принцип демократизма в формировании и реализации права, - принцип законности, - принцип национального равноправия, - принцип гуманизма, - принцип равенства граждан перед законном, - принцип взаимной ответственности государства и личности. Таким образом право – это система нормативных установок, опирающихсяна идеи человеческой справедливости и свободы, выраженных большей частью взаконодательстве и регулирующих общественные отношения. ГЛАВА 2. ОБЩИЕ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ Право и мораль имеют общие черты, свойства. Главные их общие чертыпроявляются в том, что они входят в содержание культуры общества, являютсяценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служатрегуляторами поведения людей. И право, и мораль влияют на социальные,экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели –согласованию интересов личности и общества, обеспечению и возвышениюдостоинства человека, поддержанию общественного порядка. Единство правовых норм и норм морали, как и единство всех социальныхнорм цивилизованного общества, основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеаламсвободы и справедливости. Что же общего между правом и моралью? Право и мораль: - и те, и другие являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом; - имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу; - им свойственна общая цель: утверждение общечеловеческих ценностей в обществе; - они состоят из общих правил и ведения, выражающие определенную волю, то есть направлены на установление и поддержание на необходимом уровне дисциплины и порядка в обществе; - имеют нормативный характер, и в тех, и в других присутствуют санкции, обеспечивающие негативные последствия для нарушителей нормы; - представляют собой средства активного воздействия на поведение людей; Таким образом, и право, и мораль обладают способностью проникать всамые различные области общественной жизни. Ни право, ни мораль неограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Онисвязаны с поведением людей в широких областях их социальноговзаимодействия, то есть нельзя разграничивать право и мораль по предметнымсферам их действия, они действуют в едином «поле» социальных связей. Отсюдаобщность, тесное взаимодействие норм права и морали.[3] Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности моралии права. Право состоит из установленных в определенном порядке компетентнымигосударственными органами зафиксированных юридических актов. Оно выражаетволю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормилагосударственной власти. Мораль же появилась еще до разделения общества на классы на классы истановления государства. Нормы морали складываются в общественном мнении.Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в «моральномкодексе», но в целом нравственные воззрения, представления, требованиявыражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой;искусством, средствами массовой информации. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфераотношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту,коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовомурегулированию. Содержание норм права характеризуются большей конкретностью,в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали,связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретныхобщественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают большийпростор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все видыобмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно котдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантийвыполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинствомлюдей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы моралиисполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутреннимгарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественноемнение. «Для меня моя совесть значит больше, чем речи всех»,- утверждалЦицерон. Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполненияавторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимостимерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали вопределенных случаях опираются и на меры принуждения.[4] Но характер мерпринуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфереморали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействиясоциальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человекомаморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия.Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формывоздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может бытьосуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание,предупреждение, исключение из общественной организации. В случае жеправонарушения или преступления соответствующие правоохранительные органыобязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальныйпорядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушениеже моральных норм такого порядка не предполагает. Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведениялица. Право предписывает необходимость всесторонней оценке поведениячеловека, совершившего правонарушение или преступление. Но с правовой точкизрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретномслучае, если его поведение по своим результатам было правомерным, законным.С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, егонамерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным. Таким образом можно выделить основные отличительные особенности права иморали: 1. По происхождению. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений людейо добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права устанавливаются государством и после вступления в силу, сразу становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действий. 2. По форме выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах, они содержатся в сознании людей. Правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах – законах, указах, и т.д. 3. По способу охраны от нарушений. Нормы права и морали в правовом обществе в большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе понимания людьми справедливости их предписаний. Но реализация моральных норм обеспечивается внутренним убеждением человека, а также общественным мнением. Для правовых же норм этого недостаточно, поэтому здесь применяются меры государственного принуждения. 4. По степени детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения. Правовые нормы представляют собой детализированные правила поведения, в которых закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений.[5] ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И МОРАЛИ Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить оглубоком взаимопроникновении права и морали. Они взаимообусловливаютдополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественныхотношений. Объективная обусловленность такого взаимодействия определяетсятем, что правовые законы воплощают в себе принципы гуманизма,справедливости, равенства людей. Другими словами, законы правовогогосударства воплощают в себе высшие моральные требования современногообщества. В регулировании общественных отношений право взаимодействует сморалью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только ихвсесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но ивыявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, снравственным сознанием общества. Применение норм права требует проникновения в нравственную оценкужизненных отношений, обстоятельства по конкретному, юридически значимомуделу.[6] Анализ моральных отношений необходим при рассмотрении брачно-семейных, а также многих гражданских и уголовных дел. Как форма общественного сознания, система отношений и норм - моральзародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньшегосударственной организации общества. Обычаи, мораль регулироваливзаимоотношения людей в первобытнообщинном строе. Нормы морали - продукт исторического развития человечества. Онисформировали в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия,справедливости, счастья людей. На развитие морали оказывают воздействиесоциально-политические отношения, другие формы общественного сознания.Моральные принципы и нормы в значительной мере определяются также социально-экономическими условиями жизни общества. В развитии человечества отмечаетсянравственный прогресс, возрастание нравственной культуры. Однаконравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия.Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового моральногосознания, происходит взаимодействие общечеловеческого и классового. Значительное влияние на мораль, на утверждение общечеловеческих норм вней оказывает религия. Общечеловеческое содержание нравственности обреловыражение в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как тыхотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Принцип морали - этоосновные начала, исходные требования, охватывающие общественную и личнуюжизнь человека. Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведениелюдей в определенных жизненных ситуациях. Нормы морали тогда становятсядейственной основой нравственного поведения человека, когда ониутверждаются в его самосознании, приобретают качество убеждения, сливаютсяс его чувствами. История развития цивилизации свидетельствует, что право и мораль каксоставные части культуры общества органически связаны друг с другом.Правовая система государственно-организованного общества закрепляетжизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культурунаселения страны, исходит из того, что нравственная основа права являетсяважной составной величиной общей регулятивной потенции права, что праводолжно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными. Величайшую нравственную ценность представляют собой основные правачеловека - юридическое выражение его свободы и достоинства. Фактическаяреализация этих прав является условием обретения человеческого счастья, ибоправа человека по существу есть его устремление к счастью, признанноезаконом. На тесную взаимосвязь права и морали указывают исторические памятникиправа Древнего мира, средних веков и нового времени. Об этомсвидетельствует применение морально-этических понятий в оценке содержаниязаконов, других источников права. Изречение древних «Jus est ars boni etaegui» - «право есть искусство добра и справедливости» раскрываеторганическую связь права, юстиции и морали. Связь права и морали находит выражение и в теории права, винтерпретации ряда юридических проблем. Например, имеющий давнюю историювопрос о соотношении права и закона можно верно понять и решать, исходя изорганической взаимосвязи права и морали. В познании качества закона аксиологический подход предполагает воценке содержания закона применение категорий справедливости,гуманности.[7] Закон может оказаться не соответствующим этим социально-философским и этическим категориям. В этом случае закон не может бытьпризнан подлинным правом. Однако, различая право и закон, нельзядогматически противопоставлять их друг другу, следует исходить изпрезумпции: закон есть право. Это укрепляет престиж закона, правопорядок иобщественную нравственность. Таким образом право активно содействует утверждению прогрессивныхморальных представлений в обществе. Нормы морали, в свою очередь, наполняютправо глубоким нравственным содержанием, содействуя эффективности правовогорегулирования, одухотворяя действия и поступки участников правоотношенийнравственными идеалами.[8] На действие норм морали оказывают влияние весь уклад жизни общества,само социальное общение индивидов. Учреждения культуры воспитывают гражданв духе правового и нравственного сознания. Активную роль в воспитаниинравственной культуры личности играет положительный пример сограждан,способствующий тому, что требования общественной морали становятсяубеждением, составной частью самосознания, жизненной позиции человека.Вместе с ростом сознательности граждан возрастает эффективность правовогорегулирования общественных отношений, выполнение требований норм прававоспринимается гражданами как долг перед обществом и государством,расширяется и углубляется взаимодействие права и морали. Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. Вжизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия междуправосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп,«столкновения» между нормами морали и права. В том случае, когда нормыправа приходят в противоречие с общественным мнением, требованияминравственности, долгом компетентных государственных органов являетсяпринятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует,что между правом и моралью имеются противоречия в регулированииимущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений.Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть вопределении преступления, административного проступка, мер уголовной,административной, имущественной ответственности. Ряд коллизионных вопросовв соотношении права и морали возникает чаще всего в регулированиитрансплантации человеческих органов и тканей, операции искусственногооплодотворения и имплантации, осуществлении других медицинских операций испособов лечения. Однако право и мораль хотя и являются двумя своеобразными,самостоятельными институтами социального регулирования общественныхотношений, все же тесно взаимодействуют, но взаимодействуют именно какособые, суверенные явления, каждое из которых при опосредованииобщественных отношений выполняет свои особые функции и имеет свою особуюценность.[9] Рассматривая взаимоотношения права и морали, можно отметить, что всеправовое подлежит моральным оценкам, и прежде всего классификации вкатегориях добра и зла. Такое оценочное отношение –одна из форм связиправовых и моральных систем. Мораль выступает одной из сторон правовыхотношений, так как эти отношения затрагивают коренные интересы людей иподлежат не только юридическим но и моральным оценкам.[10] Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится кутверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать ихстановлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (моральубеждает, право же принуждает), тем не менее они преследуют общую цель. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проделав эти исследования автор сделал следующие выводы: С помощью права государство добивается утверждения в сознании граждан,всего населения общечеловеческих, прогрессивных норм морали, борется снесправедливостью, злом и пороками. Гражданское и уголовноесудопроизводство призвано укреплять законность, воспитывать людей в духеуважения к праву, закону, справедливым и законным интересам личности иобщества, государства. Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнениеправовых норм в значительной мере обуславливаются тем, в какой мере онисоответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречитьположительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной моралинепременно учитываются государственными органами при разработке нормативныхактов государства. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплениюобщественного порядка. Служебная функция морали во взаимодействии с правомвыражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всегообщественного порядка. Это можно проследить на действии правового положения«Все, что не запрещено законом - разрешено» в регулировании общественногопорядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле,что человек должен руководствоваться лишь названным принципом. В сознаниииндивида есть такие факторы, как ответственность, совесть, честь,достоинство, долг, которые проникают в правосознание лица, взаимодействуютс ним, корректируют его правовое поведение. Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливостив обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются приопределении юридических мер к моральным нормам, а некоторые правовые нормынепосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическимисанкциями. Через право осуществляется охрана моральных норм и нравственныхустоев. Эффективность правовых норм, их исполнение во многом обусловливаетсятем, на сколько они соответствуют требованиям морали. Чтобы правовые нормыработали, они, по крайней мере, не должны противоречить правилам морали.Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества. Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякоенарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторыхслучаях право способствует избавлению общества от устаревших моральныхдогм. Библиографический список. 1. Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982. 2. Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. 3. Кудрявцев В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982. 4. Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986. 5. Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. М. 1996. 6. Пеньков Е.М. Социальные нормы – регулчторы поведения личности. М., 1972. 7. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000. 8. Хутыз М.Х., Сергейко П.Н. Энциклопедия права. М.: «Былина», 1995.-----------------------[1] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000, С.197.[2] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.[3] См.: Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986. С.71.[4] Назаров А.Т. Основы знаний о государстве и праве. М. 1996., С. 74.[5] Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000, С.199-200.[6] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 86.[7] Агешин Ю.А. Политика, мораль, право. М., 1982, С. 75.[8] См.: Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Интерстиль, 2000. С.200-201.[9] См.: Алексеев С.С. Теория права. – М.: Издательство БЕК, 1994. С. 69.[10] Лукашева Е.А. Право.Мраль. Личность. – М.: «Наука», 1986. С.84.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Право и мораль iconГосударство, право, мораль

Право и мораль iconКурсовая работа по дисциплине «Социальная философия» На тему: «Может ли быть нравственной политика?»
Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие и класс нормы, принципы, идеалы. 2) Отдельное практически-нравственное...
Право и мораль iconА право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права
Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в
Право и мораль icon1. Мораль как социальное явление Термин «мораль» восходит к латинскому слову «mores», которое можно перевести как «нрав», «обычай», «характер»
Эстетика – это учение о художественном творчестве и об искусстве в целом. Эстетика считается философской наукой
Право и мораль iconГосударство, право, мораль
И сейчас он не потерял своей актуальности, потому что эти понятия являются важнейшими факторами общественной эволюции, непременными...
Право и мораль iconФілософія. Її предмет та функції
Але історично так склалось, що саме філософія була тією колискою, з якої виросли І наука, І мистецтво, І мораль, І право І набули...
Право и мораль iconФілософія. Її предмет та функції
Але історично так склалось, що саме філософія була тією колискою, з якої виросли І наука, І мистецтво, І мораль, І право І набули...
Право и мораль icon"Право власності на природні ресурси"
Визнаними різновидами права природоко­ристування є: право землекористування, право водо­користування, право лісокористування, право...
Право и мораль iconПрограмма дисциплины «Банковское право» для специальности 030501. 65
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Право и мораль iconПрограмма дисциплины «Инвестиционное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Финансовое право», «Гражданское право»,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы